Как сделать самоподхват на реле

Обновлено: 06.07.2024

Для того, чтобы без проблем запускать асинхронные двигатели, существуют различные виды электрических пусковых схем. Их неотъемлемой составной частью является магнитный пускатель. Поэтому, отдельно существует специальная схема включения пускателя, с помощью которого и выполняются основные коммутационные процессы.

Принцип действия пусковой схемы

Все элементы пусковой схемы, кроме самого двигателя, помещаются в специальный щиток или коробку. На пусковом устройстве имеются кнопки, с помощью которых выполняется запуск и остановка двигателя. Они называются, соответственно, “Пуск” и “Стоп”. Они могут располагаться на передней части щитка или в другом месте, удобном для управления всеми процессами. К щитку с пусковым оборудованием выполняется подводка трехфазного напряжения от основного распределительного щита. Из пускового щитка кабель подводится непосредственно к электродвигателю.

Принцип работы всего устройства достаточно простой. На каждую фазную клемму поступает напряжение. Чтобы запустить асинхронный двигатель должен сработать магнитный пускатель. Во время срабатывания замыкаются все три контакта, благодаря напряжению, подаваемому на обмотку пускателя.

Схема включения пускателя

Каждая катушка, в том или ином магнитном пускателе, рассчитана на определенное значение напряжение. Поэтому, каждое пусковое устройство предназначено для определенных условий и конкретного оборудования. Диапазон действия катушек составляет от 12 до 380 вольт.

Практическая работа пусковой схемы

Для подачи электропитания к катушке пускателя существует определенная схема, определяющая путь движения тока. С 1-го фазного контакта происходит поступление фазы к контакту тепловой защиты, который находится в нормальном замкнутом состоянии. Далее, проходя через катушку, фаза подходит к кнопке “Пуск” и к контакту самоподхвата пускателя. После этого, фаза двигается к нормально замкнутой кнопке “Стоп”, с последующим замыканием на нуле.

Схема включения пускателя предполагает нажатие пусковой кнопки, после чего происходит замыкание катушки и последующее притягивание контактов. При отпускании кнопки, специальный контакт не позволяет магнитному пускателю отключиться, в результате, электродвигатель продолжает непрерывно работать. Эта функция и есть самоподхват. Чтобы остановить электродвигатель, достаточно выполнить нажатие кнопки “Стоп”, которая осуществляет разрыв цепи, подводящей питание на катушку. Происходит отключение контактов и последующая остановка двигателя.

Схема включения пускателя

Защитные функции выполняются с помощью тепловых реле. В случае перегрузок, происходит нагревание двигателя, которое может привести к его выходу из строя. Срабатывание тепловой защиты происходит при увеличении тока на фазах. Размыкание тепловых контактов происходит аналогично срабатыванию кнопки “Стоп”.

Как подключить магнитный пускатель

Первая попадает на третью обмотку, вторая — на вторую. Электронные реле выделяют тепло, чуть ниже я бегло расскажу о них.


Отличается только сборка контактной группы — подключаются все три фазы. Вся разница в том, что использованы не две отдельные кнопки, а кнопочный пост или кнопочная станция.

По этой причине их нельзя размещать в местах, подверженных нагреву.
Как подключить магнитный пускатель. Схема подключения.

Также есть исполнительная цепь, которым управляет реле.

На его корпусе нанесены следующие надписи.

Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Наиболее часто используют схему, которая требует использования одного пускателя.

Учтите, что силовые контакторы заставляют работать или останавливают только фазы, а нули, которые приходят и отходят, проводники с заземлением всегда объединяются на клеммнике в обход пускателя. В общем случае устройство магнитного пускателя выглядит так: Когда на катушку пускателя подаётся управляющее напряжение обычно контакты катушки обозначаются А1 и А2 , подвижная часть якоря притягивается к неподвижной и это приводит к замыканию силовых контактов.


Перед контактором установлен автоматический выключатель QF1 для защиты от перегрузки.

Схема подключения магнитного пускателя

Как подключить магнитный пускатель

Других отличий, как в соединениях элементов схемы, так и в её работе в сравнении со схемой с фазным напряжением, нет. Контакты могут коммутировать как постоянный, так и переменный ток, величина тока и напряжения обычно указана на крышке реле. На якоре жестко закреплены подвижные контакты, напротив которых расположены соответствующие пары неподвижных контактов. Далее на реле указаны электрические параметры его контактов.

Таким образом, получается, что при выключенном реле контакты замкнуты. Теперь проверяем работу теплового реле.

Игловский, Г. При этой схеме большое значение имеет номинальное напряжение катушки.

Чем отличаются контакторы и пускатели.

Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1—3—5, а те, к которым подключен двигатель как 2—4—6. С этой целью, наиболее часто, используется специальная индикаторная отвертка.


Рассматривать их надо отдельно — проще понять логику. Напряжение подключается к катушке, магнитное поле притягивает якорь, он замыкает или размыкает контакты.

Естественно, это приведёт к скорому выходу из строя контактов реле. При использовании катушки в Вольт необходимо произвести подключение проводов красного или черного цветов.
Контактор принцип работы и схема подключения

Устройство, обозначение и параметры реле

Если у вас появились вопросы по теме статьи, пожалуйста, оставляйте свои комментарии в расположенном ниже блоке. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно.

Чтобы не повторятся, и не нагромождать лишний текст, кратко изложу смысл. Проводник фазный прокладывают через стартовую и выключающую клавиши.

Нижняя часть закреплена на корпусе и является неподвижной, верхняя подпружинена и может свободно двигаться. С его помощью включают и отключают питание.

Для кручения в обратном направлении стоит только при помощи пускателя КМ2 поменять дислокацию каких-то двух питающих фаз Предпринятое действие разъединит цепь, на дроссель КМ1 перестанет подаваться управляющая фаза А, а сердечник с контактами, посредством возвратной пружины, восстановится в исходном положении. В первую очередь они отличаются степенью защиты. Важна только его величина — оно не должно превышать указанный производителем номинал.

Рассмотрим схему с подключением катушки на вольт, если у Вас на Вольт тогда вместо синего ноля необходимо подключить другую разноименную фазу. Напряжение появляется на нижних силовых контактах 2Т1, 4Т2, 6Т3 и уже от них поступает на электродвигатель. Подключение пускателя с катушкой В к сети Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. При этом с каждой парой клемм связан соответствующий нагревающийся элемент.



На этой схеме используется дополнительный нормально открытый контакт пускателя. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. А может и 3-канальным, что позволит подключать 4 полюса к нагрузке например, три фазы В 4. Чем ниже сопротивление контактов, тем меньше теряется напряжения на них и меньше нагрев. При подключении пускателя надо будет присоединять нормально разомкнутый контакт и нормально замкнутый контакт.

Контакторы, в большинстве случаев, корпуса не имеют, потому должны устанавливаться в защитных корпусах или боксах, которые защитят от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от дождя и пыли. Если катушка рассчитана на срабатывание от В, то цепь управления коммутирует нейтраль. Чем отличаются контакторы и пускатели. А на практике эти два понятия обычно сливаются в одно.

Коммутируемые контакты реле могут иметь своё конструктивное исполнение. На принципиальных схемах электромагнитное реле обозначается следующим образом. Это само электромагнитное реле K1, выключатель SA1 и батарея питания G1. Вместо вольтметра можно будет подключить двигатель, насос, освещение, любой прибор, который работает от сети В. Количество контактных групп.
Магнитный пускатель. Схема подключения с кнопочной станцией

2. Как работает реле.

Можно провода перекинуть. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны.

Любая из них обладает парой входов и парой выходов. Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта.

Такое реле для управления использует постоянное напряжение от 3 до 32, а коммутирует переменное от 24 до В с током до 10 А. Контакты реле обозначаются этой же буквой, но с двумя цифрами, разделенными точкой: первая цифра указывает на порядковый номер реле, а вторая на порядковый номер контактной группы этого реле.

Температурная деформация элементов достигается применением биметаллических материалов. Если катушка на В, на нее подаются две любые фазы.

Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 380 В

Реверсивная схема подключения трехфазного двигателя через магнитные пускатели Для повышения безопасности добавлено тепловое реле, через которое проходят две фазы, третья подается напрямую, так как защиты по двум более чем достаточно. Некоторые модели пускателей оснащены ограничителями перенапряжений, которые применяют в полупроводниковых управляющих системах.

На рисунках ниже показана работа нормально разомкнутого контакта. На корпусе теплового реле можно задать значение тока, превышение которого вызовет сработку реле и замыкание его контактов.

Поиск на сайте

Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата — когда дополнительный контакт подключается параллельно пусковой кнопке, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии. На принципиальных схемах электромагнитное реле обозначается следующим образом. Источник питания подключают к контактам, находящимся ниже на корпусе.

Также обратите внимание, что провод от кнопки включения вправо или влево подается не сразу на катушку, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. Если номинал катушки на вольт — один вывод к одной из фаз, а второй, через цепь кнопок к другой фазе. Так выглядит в разобранном виде Есть еще один нюанс: контакты пускателя могут быть двух типов: нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми.
магнитный пускатель для чайников

Схема самоподхвата пускателя

Для того, чтобы без проблем запускать асинхронные двигатели, существуют различные виды электрических пусковых схем. Их неотъемлемой составной частью является магнитный пускатель. Поэтому, отдельно существует специальная схема включения пускателя, с помощью которого и выполняются основные коммутационные процессы.

Принцип действия пусковой схемы

Все элементы пусковой схемы, кроме самого двигателя, помещаются в специальный щиток или коробку. На пусковом устройстве имеются кнопки, с помощью которых выполняется запуск и остановка двигателя. Они называются, соответственно, "Пуск" и "Стоп". Они могут располагаться на передней части щитка или в другом месте, удобном для управления всеми процессами. К щитку с пусковым оборудованием выполняется подводка трехфазного напряжения от основного распределительного щита. Из пускового щитка кабель подводится непосредственно к электродвигателю.

Схема самоподхвата пускателя

Принцип работы всего устройства достаточно простой. На каждую фазную клемму поступает напряжение. Чтобы запустить асинхронный двигатель должен сработать магнитный пускатель. Во время срабатывания замыкаются все три контакта, благодаря напряжению, подаваемому на обмотку пускателя. Каждая катушка, в том или ином магнитном пускателе, рассчитана на определенное значение напряжение. Поэтому, каждое пусковое устройство предназначено для определенных условий и конкретного оборудования. Диапазон действия катушек составляет от 12 до 380 вольт.

Практическая работа пусковой схемы

Для подачи электропитания к катушке пускателя существует определенная схема, определяющая путь движения тока. С 1-го фазного контакта происходит поступление фазы к контакту тепловой защиты, который находится в нормальном замкнутом состоянии. Далее, проходя через катушку, фаза подходит к кнопке "Пуск" и к контакту самоподхвата пускателя. После этого, фаза двигается к нормально замкнутой кнопке "Стоп", с последующим замыканием на нуле.

Схема самоподхвата пускателя

Схема включения пускателя предполагает нажатие пусковой кнопки, после чего происходит замыкание катушки и последующее притягивание контактов. При отпускании кнопки, специальный контакт не позволяет магнитному пускателю отключиться, в результате, электродвигатель продолжает непрерывно работать. Эта функция и есть самоподхват. Чтобы остановить электродвигатель, достаточно выполнить нажатие кнопки "Стоп", которая осуществляет разрыв цепи, подводящей питание на катушку. Происходит отключение контактов и последующая остановка двигателя.

Защитные функции выполняются с помощью тепловых реле. В случае перегрузок, происходит нагревание двигателя, которое может привести к его выходу из строя. Срабатывание тепловой защиты происходит при увеличении тока на фазах. Размыкание тепловых контактов происходит аналогично срабатыванию кнопки "Стоп".

Как подключить магнитный пускатель

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ МАГНИТНОГО ПУСКАТЕЛЯ

Прежде чем приступить к практическому подключению пускателя — напомним полезную теорию: контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления. Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата – когда дополнительный контакт подключается параллельно пусковой кнопке, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии.

Схема самоподхвата пускателя

Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом. Поэтому кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC)

Схема самоподхвата пускателя

Схема самоподхвата пускателя

Схема подключения магнитного пускателя на 220 В

Схема самоподхвата пускателя

Схема подключения магнитного пускателя на 380 В

Подключение к 380 В практически не отличается от первого варианта, различие лишь в питающем напряжении магнитной катушки. В данном случае питание осуществляется с использованием двух фаз L2 и L3, тогда как в первом случае — L3 и ноль.

Схема самоподхвата пускателя

Схема самоподхвата пускателя

При аварии в обязательном порядке должно сработать теплового реле 1, его контакт 4 разрывается, отключается катушка и возвратные пружины приводят сердечник в исходное положение. Контактная группа размыкается, снимая напряжение с аварийного участка.

Подключение магнитного пускателя через кнопочный пост

Схема самоподхвата пускателя

Вот ещё вариант. Схема состоит из двухкнопочного поста “Пуск” и “Стоп” с двумя парами контактов нормально замкнутых и разомкнутых. Магнитный пускатель с катушкой управления на 220 В. Питание кнопок взято с клеммы силовых контактов пускателя, цифра 1. Напряжение подходит до кнопки “Стоп” цифра 2. Проходит через нормально замкнутый контакт, по перемычке до кнопки “Пуск” цифра 3.

Схема самоподхвата пускателя

Нажимаем кнопку “Пуск”, замыкается нормально разомкнутый контакт цифра 4. Напряжение достигает цели, цифра 5, катушка срабатывает, сердечник втягивается под воздействием электромагнита и приводит в движение силовые и вспомогательные контакты, выделенные пунктиром.

Вспомогательный блок контакт 6 шунтирует контакт кнопки “пуск” 4, для того, чтобы при отпускании кнопки “Пуск” пускатель не отключился. Отключение пускателя осуществляется нажатием кнопки “Стоп”, цифра 7, снимается напряжение с катушки управления и под воздействием возвратных пружин пускатель отключается.

Подключение двигателя через пускатели

Нереверсивный магнитный пускатель

Схема самоподхвата пускателя

Реверсивный магнитный пускатель

Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6.

Схема самоподхвата пускателя

Советы и хитрости установки

А ещё вам понадобится полезный прибор — пробник электрика. который легко можно сделать самому.

Как подключить магнитный пускатель

Для подачи питания на двигатели или любые другие устройства используют контакторы или магнитные пускатели. Устройства, предназначенные для частого включения и выключения питания. Схема подключения магнитного пускателя для однофазной и трехфазной сети и будет рассмотрена дальше.

Контакторы и пускатели — в чем разница

И контакторы и пускатели предназначены для замыкания/размыкания контактов в электрических цепях, обычно — силовых. Оба устройства собраны на основе электромагнита, работать могут в цепях постоянного и переменного тока разной мощности — от 10 В до 440 В постоянного тока и до 600 В переменного. Имеют:

  • некоторое количество рабочих (силовых) контактов, через которые подается напряжение на подключаемую нагрузку;
  • некоторое количество вспомогательных контактов — для организации сигнальных цепей.

Так в чем разница? Чем отличаются контакторы и пускатели. В первую очередь они отличаются степенью защиты. Контакторы имеют мощные дугогасительные камеры. Отсюда следуют два других отличия: из-за наличия дугогасителей контакторы имеют большой размер и вес, а также используются в цепях с большими токами. На малые токи — до 10 А — выпускают исключительно пускатели. Они, кстати, на большие токи не выпускаются.

Схема самоподхвата пускателя

Внешний вид не всегда так сильно отличается, но бывает и так

Есть еще одна конструктивная особенность: пускатели выпускаются в пластиковом корпусе, у них наружу выведены только контактные площадки. Контакторы, в большинстве случаев, корпуса не имеют, потому должны устанавливаться в защитных корпусах или боксах, которые защитят от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от дождя и пыли.

Устройство и принцип работы

Чтобы лучше понимать схемы подключения магнитного пускателя, необходимо разобраться в его устройстве и принципе работы.

Нижняя часть закреплена на корпусе и является неподвижной, верхняя подпружинена и может свободно двигаться. В прорези нижней части магнитопровода устанавливается катушка. В зависимости от того, как намотана катушка, меняется номинал контактора. Есть катушки на 12 В, 24 В, 110 В, 220 В и 380 В. На верхней части магнитопровода есть две группы контактов — подвижные и неподвижные.

Схема самоподхвата пускателя

Устройство магнитного пускателя

При отсутствии питания пружины отжимают верхнюю часть магнитопровода, контакты находятся в исходном состоянии. При появлении напряжения (нажали кнопку пуск, например) катушка генерирует электромагнитное поле, которое притягивает верхнюю часть сердечника. При этом контакты меняют свое положение (на фото картинка справа).

При пропадании напряжения электромагнитное поле тоже исчезает, пружины отжимают подвижную часть магнитопровода вверх, контакты возвращаются в исходное состояние. В этом и состоит принцип работы эклектромагнитного пускателя: при подаче напряжения контакты замыкаются, при пропадании — размыкаются. Подавать на контакты и подключать к ним можно любое напряжение — хоть постоянное, хоть переменное. Важно чтобы его параметры не были больше заявленных производителем.

Схема самоподхвата пускателя

Так выглядит в разобранном виде

Есть еще один нюанс: контакты пускателя могут быть двух типов: нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Из названий следует их принцип работы. Нормально замкнутые контакты при срабатывании отключаются, нормально разомкнутые — замыкаются. Для подачи питания используется второй тип, он и есть наиболее распространенным.

Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В

Схема самоподхвата пускателя

Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных

С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного.

Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети

Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. Схема подключения магнитного пускателя к однофазной сети более простая, потому начнем с нее — будет проще разобраться дальше.

Питание, в данном случае 220 В, полается на выводы катушки, которые обозначены А1 и А2. Оба эти контакта находятся в верхней части корпуса (смотрите фото).

Схема самоподхвата пускателя

Сюда можно подать питание для катушки

Если к этим контактам подключить шнур с вилкой (как на фото), устройство будет находится в работе после того, как вилку вставите в розетку. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно. Например, на входы L1 и L2 можно подать постоянное напряжение от аккумулятора, которое будет питать какое-то устройство, которое подключить надо будет к выходам T1 и T2.

Схема самоподхвата пускателя

Подключение контактора с катушкой на 220 В

Но, как вы понимаете, такая схема подключения магнитного пускателя не особо удобна — можно и напрямую проводники от источника питания подать, встроив обычный рубильник. Но есть гораздо более интересные варианты. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки (на фото выше это A2).

Схема включения магнитного пускателя с кнопками

Схема самоподхвата пускателя

Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В и цепью самоподхвата

Питание для двигателя или любой другой нагрузки (фаза от 220 В) подается на любой из контактов, обозначенных буквой L, а снимается с расположенного под ним контакта с маркировкой T.

Подробно показано в какой последовательности лучше подключать провода в следующем видео. Вся разница в том, что использованы не две отдельные кнопки, а кнопочный пост или кнопочная станция. Вместо вольтметра можно будет подключить двигатель, насос, освещение, любой прибор, который работает от сети 220 В.

Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В

Эта схема отличается только тем, что в ней подключаются к контактам L1, L2, L3 три фазы и также три фазы идут на нагрузку. На катушку пускателя — контакты A1 или A2 — заводится одна из фаз (чаще всего фаза С как менее нагруженная), второй контакт подсоединяется к нулевому проводу. Также устанавливается перемычка для поддержания электропитания катушки после отпускания кнопки ПУСК.

Схема самоподхвата пускателя

Схема подключения трехфазного двигателя через пускатель на 220 В

Как видите, схема практически не изменилась. Только в ней добавилось тепловое реле, которое защитит двигатель от перегрева. Порядок сборки — в следующем видео. Отличается только сборка контактной группы — подключаются все тир фазы.

Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели

Схема самоподхвата пускателя

Реверсивная схема подключения трехфазного двигателя через магнитные пускатели

Для повышения безопасности добавлено тепловое реле, через которое проходят две фазы, третья подается напрямую, так как защиты по двум более чем достаточно.

Также обратите внимание, что провод от кнопки включения (вправо или влево) подается не сразу на катушку, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. Рядом с катушкой пускателей изображены контакты KM1 и KM2. Таким образом реализуется электрическая блокировка, которая не дает одновременно подать питание на два контактора.

Схема самоподхвата пускателя

Магнитный пускатель с установленной на нем контактной приставкой

Так как нормально замкнутые контакты есть не во всех пускателях, можно их взять, установив дополнительный блок с контактами, который называют еще контактной приставкой. Эта приставка защелкивается в специальные держатели, ее контактные группы работают вместе с группами основного корпуса.

На следующем видео реализована схема подключения магнитного пускателя с реверсом на старом стенде с использованием старого оборудования, но общий порядок действий понятен.

В этой статье я приведу несколько примеров реле применяемых в автомобилях, их отличия и некоторые варианты использования.

Отечественные реле и их характеристики:

  1. Диапазон электропитания: 8. 16В.
  2. Номинальное напряжение: 12В.
  3. Ток управления: не более 0,2А.
  4. Напряжение срабатывания: не менее 8,0В.
  5. Напряжение отпускания: 1,5. 5,0В.
  6. Максимальный ток в силовой цепи: 30А.
  7. Активное сопротивление обмотки: 80±10 Ом

Силовые реле, импортные и отечественные, выполняют одинаковую функцию.

Основное их различие в качестве и коммутируемых контактах. Существуют реле с четырьмя и пятью контактами, но все реле имеют контакты обмотки, это 85 и 86 контакты.

В некоторых импортных реле между этими контактами устанавливают гасящие резисторы или диоды, а иногда и то и другое. Эти элементы используют для защиты управляющих цепей от перегрузок возникающих в момент размыкания цепи катушки реле.

На следующем рисунке изображено оригинальное реле, используемое в автомобиле Audi с встроенным гасящим резистором.

Если на корпусе реле изображен значок диода, значит при его включении необходимо соблюдать полярность на контактах управления. Часто эти диоды устанавливают в разъеме, (ответная часть - колодка или soket) в который вставляется реле.

Схема реле содержащее диод и подключение его обмотки:

При подаче напряжения на контакты управления реле срабатывает и замыкает или размыкает электрическую цепь силовыми контактами. Силовые контакты маркируются всегда как 30, 87 и 87а. 30-й контакт всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а. Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87. 87а или 87 контакт могут отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.

Необходимо внимательно следить за маркировкой контактов на реле, т.к. некоторые производители выпускают реле с не стандартным расположением контактов. На рисунке изображено реле фирмы BOSCH, другим расположением контактов. Контакты 30 и 86 поменяны местами.

Реле используют в тех случаях когда исполнительное устройство потребляет больший ток (до 30-40 ампер), чем способен выдать управляющий выход (потребление катушек реле как правило не превышает 200миллиампер). Примеры использования реле для коммутации различных устройств приведены в конце статьи.

Важно отметить, если реле долго эксплуатировалось при коммутации силовых цепей в предельных режимах, то искра проскакивающая при замыкании или размыкании контактов создает нагар между контактами и из-за этого возможно исполнительное устройство не будет работать или будет работать не корректно. Плохой контакт выделяет на себе тепло. При этом в силовых цепях может повышаться потребляемый ток (при плохом контакте ток электродвигателя или лампочки становится импульсно-пусковым), что влечет разогрев мест плохого контакта в коммутируемых цепях и как следствие оплавление пластмассовых деталей крепления контактов. При оплавлении деталей крепления, контакты смещаются и добавляется процесс искрения, что еще больше разогревает место контакта. На рисунке показан появляющийся нагар на контактах отечественного реле. Переключающий контакт отогнут для наглядности. Белые точки - пробой нагара искрой при подключении потребителя, через эти места ответный контакт может привариваться, оставляя подключенным потребитель.

Как наиболее надежные и доступные в продаже, себя зарекомендовали импортные реле под маркой Saturn и San Hold, применяются так же реле других производителей.

Напротив - отечественные реле неудовлетворительны по таким параметрам, как герметичность и износостойкость.

Важно так же покрытие выходных контактов и ответной части (разъема или сокета). Наиболее удачное покрытие контактов реле - лужение. Примеры окисляющихся контактов реле.

Схемы инверсии сигналов и управления нагрузкой.

Схемы инверсии сигналов могут применяться для инвертирования сигналов концевиков дверей или багажника при подключении к сигнализации или в других случаях.

Так же данные схемы могут использоваться для умощнения сигнала при подключении нагрузки управляемой дополнительным каналом сигнализации. При подключении соленоида замка багажника, управления дополнительным замком капота, дополнительных противотуманных фар, дополнительных звуковых сигналов или при подключении другого электро - оборудования, необходимо устанавливать защитный предохранитель в силовой цепи (+)12Вольт (правая схема).

Схема блокировки двигателя с самоподхватом (самоблокировкой).

Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару геркон-магнит или штатный орган управления выдающий сигнал управления положительной полярности при включенном зажигании (например силовой сигнал на стеклоподъёмнике или обогрев заднего стекла). При управлении кнопкой или герконом, диод D2 не нужен. При управлении штатным органом для разблокировки, кнопка или геркон не нужны, диод D2 необходим.

Приложение 1.
Краткий обзор отечественных стандартных реле в корпусах как изображено ниже на фотографии.


Ниже будет приведена информация одного производителя, существуют другие производители и зарубежные аналоги. Для этой части статьи главное дать понять рядовому автолюбителю, что реле могут быть взаимозаменяемы, иметь разные схемы, разное количество контактов в зависимости от назначения.

Отечественные реле этой серии маркируют нормально замкнутый контакт как 88. В импортных реле этот контакт везде назван как 87а

Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.

Типовые схемы реле. Цоколевка.



Схема 1


Схема 1а

По схеме 1 выпускаются следующие 5-и контактные (переключающие) реле:

С управлением 12Вольт – 90.3747, 75.3777, 75.3777-01, 75.3777-02, 75.3777-40, 75.3777-41, 75.3777-42

С управлением 24Вольт – 901.3747, 901.3747-11, 905.3747, 751.3777, 751.3777-01, 751.3777-02, 751.3777-40, 751.3777-41, 751.3777-42

По схеме 1а с помехозащитным резистором:

С управлением 12Вольт – 902.3747, 906.3747, 752.101, 752.3777, 752.3777-01, 752.3777-02, 752.3777-40, 752.3777-41, 752.3777-42

С управлением 24Вольт – 903.3747, 903.3747-01, 907.3747, 753.3777, 753.3777-01, 753.3777-02, 753.3777-40, 753.3777-41, 753.3777-42



Схема 2


Схема 2а

По схеме 2 выпускаются следующие 4-х контактные (замыкающие/включающие) реле:
С управлением 12Вольт – 90.3747-10, , 75.3777-10, 75.3777-11, 75.3777-12, 75.3777-50, 75.3777-51, 75.3777-52, 754.3777, 754.3777-01, 754.3777-02, 754.3777-10, 754.3777-11, 754.3777-12, 754.3777-20, 754.3777-21, 754.3777-22, 754.3777-30, 754.3777-31, 754.3777-32

С управлением 24Вольт – 904.3747-10, 90.3747-11, 901.3747-11, 905.3747-10, 751.3777-10, 751.3777-11, 751.3777-12, 751.3777-50, 751.3777-51, 751.3777-52, 755.3777, 755.3777-01, 755.3777-02, 755.3777-10, 755.3777-11, 755.3777-12, 755.3777-20, 755.3777-21, 755.3777-22, 755.3777-30, 755.3777-31, 755.3777-32

По схеме 2а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902.3747-10, 906.3747-10
С управлением 24Вольт – 902.3747-11, 903.3747-11, 907.3747-10



Схема 3


Схема 3а

По схеме 3 выпускаются следующие 4-х контактные (размыкающие/выключающие) реле:
С управлением 12Вольт – 90-3747-20, 904-3747-20, 90-3747-21, 75.3777-20, 75.3777-202, 75.3777-21, 75.3777-22, 75.3777-60, 75.3777-602, 75.3777-61, 75.3777-62

С управлением 24Вольт - 901-3747-21, 905-3747-20, 751.3777-20, 751.3777-202, 751.3777-21, 751.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-602, 751.3777-61, 751.3777-62

По схеме 3а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 902-3747-20, 906-3747-20, 902-3747-21, 752.3777-20, 752.3777-21, 752.3777-22, 751.3777-60, 751.3777-61, 751.3777-62,

С управлением 24Вольт – 903-3747-21, 907-3747-20, 753.3777-20, 753.3777-21, 753.3777-22, 753.3777-60, 753.3777-61, 753.3777-62,

ВНИМАНИЕ.
Реле серии 19.3777 имеют корпус аналогичный выше приведенному. Схема этих реле имеет защитный и развязывающий диоды. Такие реле имеют полярное включение обмотки. Здесь в статье эти реле не упоминаются, поскольку имеют ограниченное применение.

Реле современных автомобилей.


Отличия и разнообразия номеров реле означает разные крепления, конструкция корпуса, степень защиты, напряжение управления катушкой, коммутируемые токи и прочие параметры. Иногда при выборе аналога необходимо учитывать некоторые параметры.



Схема 4


Схема 4а

По схеме 4 выпускаются следующие 5-и контактные (переключающие) реле:
С управлением 12Вольт - 98.3747, 982.3747
С управлением 24Вольт - 981.3747, 983.3747

По схеме 4а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт – 98. 3747-01, 98.3747-011, 982.3747-01
С управлением 24Вольт - 981.3747-01, 983.3747-01



Схема 5


Схема 5а

По схеме 5 выпускаются следующие 4-х контактные (замыкающие/включающие) реле:
С управлением 12Вольт - 98.3747-10, 982.3747-10
С управлением 24Вольт - 981.3747-10, 983.3747-10

По схеме 5а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт - 98.3747-11, 98.3747-111, 982.3747-11
С управлением 24Вольт - 981.3747-11, 983.3747-11



Схема 6


Схема 6а

По схеме 6 выпускаются следующие 4-х контактные (размыкающие/отключающие) реле:
С управлением 12Вольт - 98.3747-20, 982.3747-20
С управлением 24Вольт - 981.3747-20, 983.3747-20

По схеме 6а с помехозащитным резистором:
С управлением 12Вольт - 98.3747-21, 982.3747-21
С управлением 24Вольт - 981.3747-21, 983.3747-21

Приложение 2.

Здесь будут размещены фотографии реле с которыми мне приходилось работать. Это обычные реле из комплекта сигнализаций, и другого дополнительного оборудования.

Читайте также: