Как сделать самолет боинг 737 max 8

Обновлено: 03.07.2024

Boeing — один из признанных мировых лидеров самолетостроения. Он представил на широкую публику новейшую разработку — Boeing 737 MAX 8.

Это современное поколение магистральных авиалайнеров узкофюзеляжной модификации. Преимуществами и обещанной эффективностью семейство 737 MAX существенно превосходит Boeing 737 NG, на основе которого выполнена модернизация. Сочетание усовершенствованных параметров, с зарекомендовавшей себя, надежной конструкцией ранних моделей Боинга, несомненно, укрепит репутацию любимого самолета.

Технические преимущества

Основной акцент модернизации при разработке Boeing 737 MAX8 сделан на следующие параметры:

  • снижение топливных издержек
  • экологическая эффективность
  • минимизация уровня шума

Этого удалось достичь: экономия топлива достигает 14 %, вдвое сократился объем вредных выхлопов, предполагается снижение уровня шума на 40%.

Прогрессивная аэродинамика и улучшение оснащенности бортовых систем последней генерации – отличительные особенности первой модели этого класса — Boeing 737 MAX 8. Лайнер имеет изрядную стоимость – 110 млн. долларов, закладывает дальность полета 6700 километров.

Полет

Совершенствование аэродинамических показателей невероятно важно для экономии керосина. Кроме законцовок крыльев, этому помогают: видоизмененная хвостовая часть и спойлеры, а также силовое оснащение.

Боинг имеет пару новейших моторов производства CFM International. Вклад мощной силовой установки в снижение топливных расходов значительный. Двигатели этой фирмы быстрее раскручивают роторы, затрачивая меньшее количество времени и, экономя топливо. Это подтвердили многочисленные летные испытания построенных прототипов. Вентилятор мотора составляет 175 сантиметров — меньше, чем имеются в двигателях для новых самолетов компаний Airbus и COMAC. Разработчики CFM сконструировали LEAP-1B (Block 2), непосредственно для новейшего семейства компании. Меньший размер вентилятора оптимально подходит, облегченному по массе, лайнеру. Конструкция самолета 737 MAX 8 менее грузная и не нуждается в высоких показателях тяги.

Специалисты Boeing добились лучшей топливной эффективности. Это удалось, благодаря установке специального двигателя на облегченный, по весу, самолет.

Летные испытания

Каждый опытный образец тестировался в отдельных номинациях. Кроме того, сертификационная комиссия требует выполнения и выверки большого количества пунктов. Прототип должен преодолеть все мыслимые и немыслимые проблемы, чтобы отвечать любым вызовам регулярной коммерческой эксплуатации. Поэтому, разработчики подвергают свою продукцию разным дополнительным испытаниям по технической линии.

По окончании летных тестовых испытаний моторы модифицированы и, с обновленными параметрами, установлены на воздушные судна. Изменения коснулись, прежде всего, строения компрессора низкого давления. Были найдены небольшие недочеты на входе в компрессор. Также, немного видоизменена и конструкция самолета. Все тестируемые самолеты будут также проданы.

Интерьер и эргономичность салона

Особенностью облика и улучшенной функциональности является:

  • Расширенные багажные полки на шарнирах. Они вмещают на 50% больше ручной клади, чем ранее. Увеличение полок произведено для сумок на колесиках, оставляя больше пространства для вмещения ног пассажиров.
  • Следуя пожеланиям конкретного заказчика, интерьер оснащен кухнями или креслами определенного класса.
  • Усовершенствованная система индивидуального освещения.
  • Расположение в каждом ряду динамиков, чтобы пассажир без труда слышал объявления экипажа и бортпроводника.
  • Новые воздухозаборные решетки защищены от нежелательных действий пассажиров, что важно для безопасности.
  • Оснастка спутниковой медиа — системой Global Eagle.
  • На борту позволительно использовать Wi-Fi: есть выход в электронную почту, а также возможность отправлять и принимать потоковое видео. Это оценят владельцы планшетов, ноутбуков и смартфонов.

Надежность и репутация

Авиационный концерн озабочен высоким уровнем доверия и дорожит реноме. Поэтому, постоянно стремится совершенствовать свои разработки на этапе тестирования и в эксплуатационном режиме. Они добиваются исключительной надежности систем и конструкции самолета.

Предыдущие поколения Boeing 737 GN имеют эксплуатационную надежность порядка 99,8%. Уникальный показатель, но компания неустанно прогрессирует, добиваясь безукоризненного качества. В новых Boeing 737 MAX 8, по признанию представителей авиационного холдинга, использованы все доступные современные достижения.

Первый полет состоялся в начале 2016 года. Весной 2017 — американская Федеральная авиационная администрация (FAA) сертифицировала 737 MAX 8, допустив образец до коммерческого использования. Не прошло и двух месяцев, как был продан первый самолет. Его приобрел малазийский перевозчик Malindo Air.

Заказчики уже имели возможность оценить отличную эффективность топливных ресурсов лайнера. Разработчикам поступило несколько тысяч предварительных заказов, и резервируются новые заявки на приобретение суперлайнера.

Производитель прилагал неимоверные усилия, чтобы серийные самолеты Boeing 737 MAX 8 с первой минуты работали в штатном режиме. Им важно и выгодно удовлетворение запросов перевозчиков. Благодаря тщательной поверке и ответственной политике концерна, самолеты Боинг десятилетиями работают без технических сбоев. А процент задержки пассажирских рейсов у Boeing 737 MAX на порядок пониже, чем у других мировых перевозчиков.

Летно – технические характеристики Boeing 737 MAX 8:

  • Размах крыльев – 35,9 м.
  • Длина лайнера – 39,5 м.
  • Высота самолета – 12,3 метра
  • Масса снаряжённая – 71000 кг.
  • Масса максимальная взлётная – 82191 кг.
  • Тип двигателя — 2 ТРДД CFM International LEAP-1B
  • Тяга – 2 x 12700 кгс.
  • Скорость максимальная – 925 км/ч.
  • Скорость крейсерская – 842 км/ч.
  • Дальность полета практическая – 6704 км.
  • Высота полета (потолок) – 12500 м.
  • Экипаж, численность – 2
  • Количество пассажирских кресел – 162-200.
  • Ширина салона – 3,54 метра.

Бизнес — план

Лидер мирового самолетостроения Боинг уже проводит тестовые полеты MAX 9, для чего построено только два самолета – прототипа. Разработчики считают — этого достаточно, потому что наибольшее количество испытаний пришлось именно на долю первенца линейки Boeing 737 MAX 8.

Авиационный концерн — гигант, одновременно с презентацией новинки, представил амбициозный прогноз расширения рынка в пассажирском коммерческом сегменте на 2016 – 2035 годы. Планируемый сбыт узкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров превышает 28 тысяч экземпляров. Общая стоимость реализации более 3 триллионов долларов. Предполагается длительный серийный выпуск Boeing 737 MAX.

2020 год станет поворотным в истории гражданской коммерческой авиации. Компания Boeing Commercial Airplanes выведет на рынок ещё один лайнер из новой линейки узкофюзеляжных самолётов средней дальности. Называться он будет Boeing 737 max 10. Семейство Боинг 737 max с 2017 года активно используется авиакомпаниями всего мира. Оно пришло на смену предыдущей разработке инженеров — самолётам Boeing 737 New Generation. Но в создании серии 737 max столько новаторства, что уже сейчас понятно: это принципиально новые летательные аппараты, в корне отличающиеся от предшественников.

История создания семейства Boeing 737 MAX

Прадедушка самолёта Boeing 737 Max, известный всем Боинг 737, увидел свет в 1967 году. Тогда разработки велись инженерами на бумаге, так как компьютеров не было: чертежи, проектная документация, расчёта аэродинамики и безопасности, интерьеры и экстерьер.

Boeing 737 стал классикой пассажирских перевозок. К нашему времени он претерпел множество модернизаций, становился надёжнее, безопаснее. Постоянно велась работа по выявлению недочётов конструкции, и менялись материалы, дорабатывались формы. Но база оставалась узнаваемой.

Boeing 737

Главный конкурент Boeing — компания Airbus. По состоянию на 2010 год инженеры Аэробуса активно разрабатывали новый A320Neo, аналогов которого у Боинга на тот момент не было. Руководство Boeing решило срочно создавать конкурента в сегменте среднедальних коммерческих лайнеров, иначе компании грозила безвозвратная потеря позиций на рынке. Клиенты, до этого момента преданные Боингу, уже собирались полностью заменить лётный состав на новые Airbus.

Это стало стимулом для начала работы над Boeing 737 max. Сначала планировалась ремоторизация и доработка классического 737 NG. Но в процессе стало ясно: чтобы сохранить конкурентоспособность, в классику нужно внести столько изменений, что на выходе получится абсолютно новый самолёт.

Перед инженерами стояло несколько целей, главная — повышение экономичности. На этот параметр авиакомпании-клиенты обращают внимание в первую очередь. Началась работа с модернизации линии на авиастроительной площадке — верный знак того, что ожидался принципиально новый самолёт. С 2013 по 2015 годы велись испытания обновлённого 737. И наконец, в 2015 Boeing Commercial Airplanes провела презентацию нового лайнера Boeing 737-8 MAX, базовой модели этого семейства.

2017 год стал отправным для новой серии 737. Летом Boeing 737-8 MAX совершил первый коммерческий полёт под управлением пилотов малазийской авиакомпании. В России самолёт появился совсем недавно: в октябре 2018 года. Обладателем стала компания S7 Airlines.

Семейство Boeing 737 MAX

Семейство Boeing 737 MAX

Компоновка пассажирского салона Боинг 737 MAX

Внутреннее пространство по замыслу разработчиков привлекает пассажиров комфортом, красотой и изяществом линий. Самолёт получил обновления:

  • более широкие привлекательные иллюминаторы;
  • плавные контуры стен;
  • увеличенное пространство салона;
  • индивидуальные динамики для лучшей слышимости информации от бортпроводников;
  • модернизированные пассажирские кресла;
  • интуитивная панель управления светом;
  • приятная глазу цветовая гамма оформления салона.

Схема салона Boeing 737 MAX-9

Схема салона Boeing 737 MAX-9

Схема салона наглядно демонстрирует изменения, касающиеся пространства: широкий коридор между рядами кресел, удобные багажные полки, большое пространство для ног по сравнению с другими самолётами этого класса. В основном модели MAX сочетают в себе места бизнес- и эконом-класса.

Эконом-класс

Кресла в эконом-классе удобные, имеют разные степени регулировки, пространство для ног. В ряду три места. Каждому пассажиру предлагается подушка и плед.

Бизнес-класс

Условия в бизнес-классе комфортнее за счёт увеличенного пространства. Уникальные кресла шире, мягче, чем в экономе, их по два в ряду, благодаря чему и коридор между сидениями кажется больше. Само собой, каждое кресло оснащено монитором, который можно назвать полноценным мини-компьютером.

Пассажир может уединиться за специальной ширмой и даже поспать на полноценной кровати, в которую легко превращается каждое кресло. При этом длина кровати больше, чем стандартная домашняя — 198 см. Высокие пассажиры оценят такую заботу. Комфорт полёта обеспечивается передовыми дизайнерскими и инженерными решениями.

Выбираем лучшие места

Компания Boeing утверждает, что все места в новом 737 MAX лучшие. Стандартно для пассажирских лайнеров увеличенное пространство для ног находится на первых рядах и возле аварийных выходов. Модели в первом ряду оснащаются специальной люлькой для комфортного перелёта с грудным ребёнком.

Boeing 737MAX

Если вам не досталось места на первом ряду, не расстраивайтесь. Полёт будет проходить в комфорте даже в середине или в хвосте лайнера. Наиболее комфортными по традиции остаются места в бизнес-классе.

Основные характеристики

  • длина — 39,6 м;
  • высота — 12,3 м;
  • ширина с учётом крыльев — 35,9 м;
  • максимально допустимый вес при взлёте — 82190 кг;
  • общий объём топливных баков — 25800 л.
  • максимальная высота — 12000 м;
  • максимальная скорость — 842 км/ч;
  • дальность — не более 6500 км.
  • максимальная пассажировместимость — 172–230 человек (зависит от модели);
  • ширина интерьера — 3,5 м;
  • классы — бизнес, эконом.

Конструктивные особенности

Принципиальные отличия моделей МАХ от предшественников:

  • сокращение расхода топлива благодаря тихим экономичным двигателям и винглетам (окончаниям крыльев) высотой 2,9 м с особой конструкцией;
  • увеличенная на 20 см передняя опора шасси;
  • система очистки выхлопных газов делает Boeing 737 MAX на 20% экологичнее;
  • использованные инновационные материалы уменьшили массу самолёта;
  • изменённые линии увеличили аэродинамическое сопротивление;
  • более комфортный салон;
  • новые возможности в кабине пилотов: суперсовременное оборудование, широкоформатные дисплеи эргономичная панель управления.

Boeing 737MAX

Безопасность самолета

На данный момент рано выводить статистику и делать выводы о безопасности Boeing 737 MAX. Но зная ревностное отношение к этому вопросу компании Боинг, можно предположить, что новинка в этом классе действительно обладает надёжностью. Представители компании на презентации называли 737 MAX одним из самых надёжных в мире на данном этапе самолётостроения.

Однако, в октябре 2018 года новый самолёт Boeing 737 MAX упал в море вскоре после взлёта на территории Индонезии. Погибло 189 человек: все пассажиры и члены экипажа. Предварительно это произошло не в результате недоработки конструкции, а после неверных действий пилотов.

Кабина

Работать в кабине Boeing 737 max — истинное удовольствие для пилота. Она рассчитана на экипаж из двух человек. На каждого приходятся по два широкоформатных плоских монитора для оценки обстановки во время полёта. Самолёт снабжён камерами наружного наблюдения, его управление действительно лёгкое и надёжное. Все системы взлёта, посадки и полёта дублируются: если из строя выйдет одна, вторая подключится незамедлительно.

Boeing 737MAX кабина пилота

Комфорт пилотам обеспечен эргономичными креслами, удобной панелью управления и другими нюансами, которые учитывали инженеры при проектировании.

Двигатели

LEAP-1B from CFM International — инновационная разработка специально для 737 Max. Изначально двигатели планировалось лишь доработать, взяв за основу существующий на Boeing 737 NG, однако в процессе модернизации был создан принципиально новый агрегат.

Преимущества в сравнении с предыдущей версией:

  • экономичность — на 12%;
  • чистота выхлопа — на 18%;
  • уровень шума ниже в четыре раза;
  • безопасность выше в три раза.

Бортовая электроника

Основа безопасности самолёта — надёжная система управления. Панель по-прежнему, как и сорок лет назад, содержит огромное количество тумблеров, кнопок, датчиков, лапочек и приборов, понятных только опытному пилоту. Однако, доработки в виде современных навигационных, информационных дисплеев помогают пилотам чувствовать себя в XXI веке. Множество задач упрощается инновационной бортовой электроникой.

Самолёт оснащён бортовыми самописцами последнего поколения, на которые записываются данные с современных бортовых компьютеров.

Модификации

На сегодняшний день в эксплуатацию введены несколько модификаций.

737 MAX 7 — пришёл на смену Boeing 737-700:

  • максимальная вместимость пассажиров — 172 человека;
  • максимальная дальность полёта — 7130 км;
  • длина — 35,56 м;
  • ширина с крыльями — 35,9 м.

Boeing 737 MAX 7

Boeing 737 MAX-7

737 MAX 8 — базовый самолёт этой линейки, заменил Boeing 737-800:

  • максимальная вместимость пассажиров — 162 человека;
  • максимальная дальность полёта — 6570 км;
  • длина — 35,56 м;
  • ширина с крыльями — 35,9 м.

Boeing 737 MAX-8

  • максимальная пассажировместимость — 200 человек;
  • дальность полёта — 5000 км.

По расчёту создателей модель будет популярно у авиакомпаний-лоукостеров, так как большая вместимость — это выгодно.

737 MAX 9 — заменит Boeing 737-900:

  • максимальная вместимость пассажиров — 220 человек;
  • максимальная дальность полёта — 6570 км;
  • длина — 43,8 м;
  • ширина с крыльями — 35,9 м.

У самолётов этой модификации форсированные двигатели, укреплённые увеличенные шасси, увеличенные крылья.

Boeing 737 MAX 9

Boeing 737 MAX-9

В течение ближайших лет будут выпущены в рейсы:

737 MAX 8 ERX — конкурент Airbus A321LR. Смесь базового лайнера MAX 8 и увеличенного MAX 9. От последнего лайнер возьмёт крупные крылья, шасси, двигатели:

  • максимальная вместимость пассажиров — 162 человека;
  • максимальная дальность полёта — 7400 км;
  • ширина с крыльями — 35,9 м.

737 MAX 10 — полноценный конкурент Airbus A321. Выход планируется в 2020 году. Самолёт будет несколько длиннее, прочнее базового MAX 8, сможет принять на борт до 230 пассажиров.

Boeing 737 MAX 10

Boeing 737 MAX-10

Boeing Business Jet — модели бизнес-класса, с увеличенной дальностью полёта (от 11714 до 13000 км).

Стоимость разных моделей

Цена лайнеров новой линейки на рынке авиаперевозок вполне адекватная. В обмен на деньги авиакомпания клиент Боинга получает надёжный современный экономичный самолёт, который прослужит не одно десятилетие.

  • 737 MAX 7 — от 87,7 млн. долларов;
  • 737 MAX 8 — от 106,9 млн. долларов;
  • 737 MAX 9 — от 113,3 млн. долларов.

Цены на планируемые модели пока не разглашаются, однако Boeing Business Jet однозначно станет самым дорогим в линейке.

Где производится?

Все самолёты компании Boeing Commercial Airplanes производятся на территории США. Производственные мощности предприятия распределены по стране. Крупнейшие находятся в штатах Калифорния, Вашингтон, Миссури.

Появившись на рынке авиаперевозок, Boeing 737 MAX смог восстановить конкурентоспособность компании в этом сегменте. Огромное количество заказов были получены ещё после первой презентации: крупнейшие перевозчики Малайзии, Индонезии, Японии, Германии уже готовы были вкладываться в разработку и создание новейших самолётов. Это лишний раз доказывает оправданную популярность Boeing в коммерческих перевозках.

Источник в органах управления воздушным движением сообщил, что Россия не закроет небо для Boeing 737 MAX 8. Однако уже сейчас можно констатировать, что меры по "смертоносному" лайнеру все равно примут - по крайней мере, до выяснения итогов расследования авиакатастрофы в Эфиопии.

Россия не станет ограничивать пролет самолетов Boeing 737 MAX 8 над своей территорией, как это сделали ранее страны Евросоюза. О решении пишет "Интерфакс" со ссылкой на собственные источники в органах управления воздушным движением.

"Таких распоряжений не поступало, - цитирует собеседника агентство. - Закрывать воздушное пространство для самолетов такого типа не планируется".

В то же время решения по "смертоносному" лайнеру принимают на уровне авиакомпаний. Так, S7 ранее заявили, что готовы временно отказаться от полетов на 737 MAX 8 - "до получения подробной информации о расследовании". Речь идет о расследовании авиакатастрофы в Эфиопии, где разбился как раз самолет бойкотируемой модели. Ранее пододбная катастрофа произошла и в Эфиопии. В то же время "Уральские авиалинии" отказываться от 737 MAX 8 не хотят. С другой стороны, поставки этой модели самолетов начнутся в случае с этой авиакомпанией только в ноябре 2019 года.

"Я думаю, к тому моменту, как у нас в ноябре начнутся поставки Boeing, самолеты будут доработаны: и конструктив самолета, и программное обеспечение", - пояснил в беседе с Ура.ру гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов.

В целом решение коллег о приостановке эксплуатации машин Скуратов называет адекватной мерой. "Альтернативой Boeing в такой ситуации выступают самолеты Airbus", - добавляет спикер.

В течение сегодняшнего дня еще несколько стран присоединились к бойкоту самолетов Boeing 737 Max. От полетов на этом новейшем лайнере стали отказываться после двух авиакатастроф - решения принимают до окончания расследования. Фактически в Европе для Boeing 737 Max закрыто небо. В течение последних нескольких часов к решению присоединились Индия, Вьетнам и Казахстан. В то же время США на официальном уровне заявили, что запрет вводить не станут. Информацию подтвердили в Федеральном авиационном управлении. Чуть раньше источники говорили, что власти США надавили на руководство корпорации, требуя проверить системы 737 MAX 8. Мол, в противном случае, самолеты использовать не будут. Однако в компании эти сведения опровергли, заявив, что по официальным каналам сведения не поступали. В то же время The New York Times со ссылкой на источники пишет, что президент компании Boeing Деннис Мюленбург провел телефонный разговор с американским лидером Дональдом Трампом, в котором лично настаивал на безопасности лайнеров 737 МАХ.

На экспертном уровне самолеты 737 MAX 8 называют опасными. Профессиональный пилот Кирилл Рычков напомнил, что в своих современных лайнерах корпорация Boeing внедрила новую систему управления The Maneuvering Characteristics Augmentation System. Новшество позволяет расширить маневренные характеристики. Учитывая, что эфиопский боинг летел несколько минут, говорить о проблеме с двигателями нельзя. Значит, дело в системе управления, говорит пилот. Система должна была помочь пилотам уйти от "больших углов атаки" - "главные сигналы в неё идут от датчиков угла атаки и скорости". На деле же она могла просто вмешаться в управление, заблокировав возможность спасти лайнер.

"То есть представьте: вы летите, всё штатно, угол и скорости в норме, и тут самолёт клюёт носом вниз, - поясняет мысль эксперт. - В Индонезии, судя по записям, было несколько таких "клевков". Пока это нигде открыто не публикуется, информацию можно найти только в англоязычных источниках - если поискать на соответствующих форумах".

По всей видимости, в Boeing просто не озаботились вопросом обучения пилотов после передачи лайнеров, продолжил эксперт. Поэтому они и не смогли сориентироваться.

Бывший лётный директор "Внуковских авиалиний" и заслуженный пилот России Юрий Сытник в беседе с Царьградом говорил, что нашим (да и мировым) авиакомпаниям следует понять, что эксплуатация непроверенных самолетов опасна.

"У нас в стране авиакомпаниям надо задуматься о возможных последствиях, а не жить по принципу "авось пронесет". За эти самолеты заплачены огромные деньги, поэтому и эксплуатируют. Но ведь катастрофы заранее не планируются, несчастье может произойти в любой момент", - сказал Сытник.

Подобной позиции придерживается и сенатор Алексей Пушков. После первых же отказов от лайнера в мире он написал на личной странице в Twitter.

"Китай, Индонезия, Британия приостановили эксплуатацию Boeing 737 МАХ 8. Две смертельные катастрофы этой модели за полгода вряд ли могут быть случайными. России следует последовать примеру этих стран, а не слушать ссылки на неясность причин катастроф. Жизни людей важнее доходов", - подчеркнул сенатор.

Напомним, в результате катастрофы в Эфиопии погибли 149 пассажиров. Ранее крушение с многочисленными жертвами произошло и в Индонезии.

Авиационный мир обеспокоен: новейшему лайнеру Boeing 737 MAX запретили полеты после двух авиакатастроф в течение пяти месяцев — один самолет разбился в Индонезии, другой упал в Эфиопии. Крушения подозрительно схожи, и есть вероятность, что причина у трагедий одна — ее связывают с новой системой MCAS. Она должна повышать безопасность полетов, но, похоже, в некоторых случаях может привести к фатальной потере управления. Пока неизвестно, действительно ли 346 человек стали жертвами ошибки Boeing, однако ряд фактов указывает именно на это.

Третий лишний

Для начала — как эволюционировал 737-й и почему новому поколению нужна та самая MCAS. Лайнер начали эксплуатировать еще в 1968 году. Самолет одним из первых предложил ставшую ныне стандартной компоновку кабины. Если привычным в те времена было присутствие бортинженера, то Boeing решила переложить все функции на командира и второго пилота. Поначалу авиакомпании без энтузиазма отнеслись к такому новшеству, но в конечном итоге приняли идею — и она стала применяться повсеместно.

Дебютное поколение 737-го состояло из двух модификаций с индексами 100 и 200. Различались они габаритами и пассажировместимостью. Самолет быстро стал популярным: заказы исчислялись сотнями, на ближнемагистральных рейсах лайнер стал практически незаменимым. К 1980-м годам появляется обновление модельного ряда, которое сейчас известно как Classic (100 и 200 потом стали называть Original). Именно на этом поколении Boeing выносит двигатели вперед — оставить их под крыльями, как раньше, не получилось из-за слишком большого размера новых силовых установок. Также внедряется компьютер FMS, через который экипаж устанавливает маршрут полета.



Появление MCAS

Общее количество заказов на 737-й било рекорды — к лету 2014 года был выпущен пятитысячный экземпляр (к настоящему моменту их выпущено более десяти тысяч). К тому времени вовсю шла разработка 737 MAX, уже четвертого поколения лайнера. Сперва концерн не торопился с заменой 737 NG, но планы Airbus по выпуску A320neo вновь заставили Boeing шевелиться быстрее.


Сейчас есть две версии 737 MAX — 8 и 9, которые отличаются размерами и пассажировместимостью. Новое поколение 737-го старается максимально угодить авиакомпаниям: самолет во многом унифицирован с NG и остается хорошо знакомым для пилотов, но при этом значительно эффективнее — потребление топлива ниже примерно на 14—20%. Все благодаря новым двигателям CFM LEAP-1B. Правда, из-за них же пришлось вводить систему, которую негласно считают виновницей двух авиакатастроф.

Увеличенный диаметр гондол для более крупных двигателей привел к тому, что последние пришлось выдвинуть вперед еще дальше перед крыльями, а заодно немного приподнять. Это сделало самолет более податливым к задиранию носа при полетах на больших углах атаки, что может приводить к потере подъемной силы и сваливанию. Для борьбы с таким явлением специально для 737 MAX компания Boeing разработала систему Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS).


Она должна самостоятельно предотвращать сваливание, активируясь только при следующих условиях: механизация (закрылки, предкрылки и другие подвижные элементы крыла) убрана, управление в ручном режиме. Когда MCAS распознает угрозу, опираясь на данные двух датчиков угла атаки (расположены слева и справа самолета), то плавно отклоняет стабилизатор — большой горизонтальный элемент на хвосте самолета — на пикирование. Это позволяет набрать скорость, чтобы увеличить подъемную силу и устранить угрозу сваливания.

Первый звоночек

Лайнер начали поставлять заказчикам в 2017 году. Обе модификации MAX быстро разлетелись по всему миру: США, Европа, Азия, Австралия — самолет успели закупить многие перевозчики. И до 29 октября прошлого года все шло хорошо.

В тот день случилась первая авиакатастрофа с участием 737 MAX 8. Это же крушение стало одним из крупнейших в истории 737-го: при падении самолета в Яванское море погибло 189 человек. Новый лайнер принадлежал индонезийской авиакомпании Lion Air.


По предварительным выводам следователей фатальная цепочка началась еще с предпоследнего рейса этого лайнера. Экипаж столкнулся с некорректными данными по углу атаки и скорости, тряска штурвалов сигнализировала о близости сваливания, самолет начал носом опускаться к земле. Пилоты вовремя сориентировались, перевели стабилизатор в ручной режим и смогли благополучно посадить лайнер. Командир и второй пилот указали на расхождение данных о высоте и неполадках с системой искусственных усилий на штурвале.

Следующий рейс выполнял другой экипаж. Один из датчиков угла атаки вновь оказался неисправен и отображал неверную информацию. Пилоты после взлета убрали механизацию — и MCAS проснулась. Система мгновенно распознала опасные значения, которые выдавал дефектный датчик, и стала менять положение стабилизатора, как на прошлом рейсе. Это запутало пилотов: разные показатели угла атаки и скорости, самолет все время тянется носом к земле.


Вскоре после крушения рейса Lion Air 610 выяснилось, что Boeing толком не разъяснила эксплуатантам 737 MAX особенности работы MCAS. С одной стороны, это упущение компании. С другой — решение возникшей проблемы MCAS совпадает с действиями при некорректной работе автоматики стабилизатора. Возможно, поэтому Boeing и не стала ничего уточнять про MCAS. По крайней мере, сложно поверить, что такой концерн мог о чем-то забыть. После гибели Lion Air 610 компания все же выпускает инструкцию с действиями на случай неполадок MCAS — они повторяют рекомендации при самопроизвольной перекладке стабилизатора.

Слишком много совпадений

Но 10 марта, через пять с лишним месяцев после катастрофы в Индонезии, падает еще один 737 MAX 8, забирая жизни 157 человек. Уже в первые часы становится ясно, что обстоятельства гибели рейса 302 Ethiopian Airlines подозрительно схожи с крушением самолета Lion Air. Во-первых, оба разбились почти сразу после взлета. Во-вторых, экипажи сообщали диспетчерам о неполадках и намерении вернуться в аэропорт. В-третьих, лайнеры падали вертикально, то есть пикировали.


Место крушения рейса Ethiopian Airlines 302. По словам очевидцев, самолет падал вертикально и оставался целым до момента столкновения с землей. Изображение: thenational.ae

За Китаем последовали другие страны: многие авиакомпании не стали дожидаться официальных распоряжений от регуляторов и запретили эксплуатацию лайнеров Boeing еще до появления подробностей катастрофы Ethiopian Airlines. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) распорядилось приостановить полеты 737 MAX лишь в среду. Производителю ничего не оставалось, кроме как рекомендовать авиакомпаниям не использовать самолеты этой модификации до выяснения обстоятельств катастрофы. Известно, что MAX останутся на земле минимум до мая этого года. Убытки авиакомпаний пока сложно посчитать. Например, Norwegian Air, заказавшая больше сотни самолетов этой модели, уже заявила, что будет требовать от Boeing компенсации за простой лайнеров. Вскоре к норвежцам присоединились другие авиакомпании.


Сейчас международная группа специалистов изучает обломки и данные с бортовых самописцев упавшего в Эфиопии самолета. Сроки расследования пока не сообщаются, но, учитывая столь громкие обстоятельства катастрофы, можно ожидать, что предварительные результаты обнародуют оперативно. Впрочем, винить во всем MCAS пока рано. Издание CNN привело выдержки из жалоб пилотов на самопроизвольное пикирование 737 MAX. По словам летчиков, инциденты случались при включенном автопилоте, когда MCAS вообще не должна работать — в таком случае непонятно, из-за чего лайнер устремился к земле.

Пока что факты работают не в пользу Boeing, и хватает оснований предположить, что в крушениях так или иначе замешана система против сваливания — ведь с 737 NG, которые почти не отличаются от MAX (при этом MCAS у них нет), таких проблем не было. Какой бы ни была причина гибели рейсов Lion Air и Ethiopian Airlines, можно быть уверенным, что самолет вернется в небо только после стопроцентного устранения всех проблем.

Читайте также: