Как сделать самоанализ урока по русскому языку

Обновлено: 06.07.2024

проведенного учителем начальных классов МБОУ Зайцевореченская ОСШ Аваргиной Марией Алексеевной.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Форма урока: урок путешествие

Цель для обучающихся: Знакомство с понятиями однозначные и многозначные слова, умения находить и различать их.

- уточнить представление об однозначных и многозначных словах,

- учить различать эти слова в речи,

- развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.

познавательные - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока и стремлению её выполнить;

соотносить изученные понятия с реальной жизнью;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению, воспитанию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Цель для учителя:

• создание условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах, использование их в речи

• помощь обучающимся в осознании социальной, практической и личностной значимости материала.

Для реализации данных целей был подобран соответствующий

Структура урока. Структура построения урока логически соответствует типу урока изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок состоит из 5 этапов, логически связанных между собой.

Организационный этап. Мотивация на успех деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность, беседа

1. Актуализация опорных знаний и ведущих способов деятельности

Цель. Проверка знаний и умений учащихся, необходимых для плодотворной работы на последующих этапах урока

На данном этапе применялась фронтальная работа с привлечением компьютерной презентации.

Минутка чистописания и словарная работа с использованием игровых технологий, что позволило оперативно восстановить необходимые знания и умения. Повторили умение отличать твердые и мягкие согласные звуки

2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной цели

Цель. Побудить учащихся к познавательной деятельности, помочь им сформулировать тему и цель данного урока.

Мною предложена игровая ситуация. За основу взято путешествие в осенний лес, во время которого предполагалось выполнение заданий лесных жителей, которых дети встречали во время путешествия. Работа в парах, обучающиеся определяют лексические значения слов Выполнив задание дети делают вывод, а затем формулируют тему и цели урока с помощью учителя.

3. Работа по теме урока.

Цель. Закрепление умений находить и отличать однозначные и многозначные слова.

Этот этап является основным. На этом этапе отрабатывались умения различать однозначные и многозначные слова, уметь составлять с ними предложения, давая нужное лексическое значение слова. Соотносить многозначные слова по внешним признакам Использовались методические приёмы: работа по карточкам, самостоятельная работа с самопроверкой по ключу, игра найди пару.

4. Рефлексия и подведение итогов

Цель. Помочь учащимся оценить свой уровень усвоения материала подвести итоги, оценить достигли ли цели урока.

Итог урока подводится с помощью схемы, ребята говорят, какую тайну русского языка они раскрыли.

Ребята выразили своё отношение к уроку с помощью кистей рябины, которые они разместили на дереве знаний.

5. Домашнее задание.

Цель. Получить необходимые пояснения к домашнему заданию

При формулировке домашнего задания были даны инструкции и указания по его выполнению.

Данный урок содержал в себе комплекс методических принципов обучения.

• Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. (направлен на всестороннее развитие личности учащегося).

• Принцип научности содержания и методов учебного процесса.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

• Принцип доступности обучения.

• Принцип связи обучения с жизнью.

• Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Использовались объяснительно-иллюстративный, игровой репродуктивный; частично-поисковые методы обучения, которые применялись в комплексе.

Валеологические требования к уроку соблюдены. Проведена музыкальная физминутка, Утомляемость снималась сменой различных видов деятельности.

Вывод Урок представляет собой единую целостную композицию отдельных этапов, направленных на достижение цели. Считаю, что урок прошел достаточно плодотворно. Цель достигнута и задачи решены. Учащиеся проявили самостоятельность и высокую активность и работоспособность, сумели организовать свою деятельность в соответствии с целями и задачами урока. Учащиеся эффективно применили полученные ранее знания и умения для осознанного формирования новых знаний, правильно и четко спланировали работу, успешно осуществили самоконтроль.

принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока

эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;

познавательные методы – творческое задание;

социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы

При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса.

Урок начинался с этапа мотивирования к учебной деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Использовала коллективное проговаривание стихотворения, где учащиеся поприветствовали друг друга улыбкой. Я выбрала красивую музыку в качестве сопровождения. Благодаря этому, у учащихся создался положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировалось внимание. Такое приветствие приучает детей к взаимному уважению, симпатии и желанию добра друг другу, а солнышко на слайде подняло настроение. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.Думаю, что начало урока удалось.

С опорой на изученный материал, дети вывели тему урока.

Исходя из темы, мы коллективно определили ряд задач, которые будем решать на данном уроке.

На этапе погружения в тему урока мы с детьми планомерно работали над решением поставленных задач, решая задачу – делали мини-выводы.

Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволило сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной, и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.

Создание проблемной ситуации и развертывание на этой основе активной поисковой деятельности – является мощным средством в развитии познавательных процессов и укрепления уверенности в собственные силы.

Умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать зависимость, помогло учащимся выполнить все задания.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 3 класса начальной школы.

Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися.

Ребята работали быстро и дружно. Ответы учеников были полные с доказательством.

Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более наглядно (общеизвестно, что при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

Проверка выполненных работ проводилась коллективно, что даёт возможность всем детям повторить изученное.Осуществлялась связь с жизнью и другими предметами.

На уроке реализованы следующие принципы:

1. Принцип адаптивности (- каждый ребёнок работал на своём уровне сложности, в зоне своего развития-дифференцированные задания, работа в группах, работа в парах.)

3. Принцип целостности содержания образования (- на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков).

4. Принцип ориентированной функции знаний (- ученики осознавали необходимость приобретённого знания).

5. Принцип психологической комфортности (- атмосфера творчества и доверия.)

Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

На протяжении всей деятельности стараюсь все сделать для того, чтобы воспитать думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно. Конечно, в моём классе есть дети с низкими учебными возможностями, но работа в группах помогает им поднять самооценку, создать ситуацию успеха для каждого ребенка, а игра снимает напряжение и усталость.

(На фоне нежной музыки звучат слова:

Я желаю вам здоровья,

Солнца, ясного неба, счастья,

Жизни яркой, красивой, долгой

И улыбок среди ненастья.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ. )

Вывод: Считаю, что на данном уроке поставленные задачи решены, цель достигнута. Дети усвоили полученные знания , сделали выводы , проявили доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать.

-вспомнить правила, определяющие написание орфограмм в корне; сформировать умения опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам.

Задачи урока:

образовательные:

- обобщение и систематизация знаний, полученных ранее;

- развитие орфографической зоркости;

- формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;

развивающие:

- развитие навыков монологической и диалогической речи;

- развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Оборудование:

При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

На мой взгляд, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

Кластер, составленный в конце уроке, позволил систематизировать имеющиеся у детей знания по теме занятия, подвести итог занятия.

Презентация, используемая на протяжении всего урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления.

Изучаемый материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.

Применение на уроке рабочей тетради позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.

Характер тренировочных упражнений достаточной степени сложности. Задания рассчитаны на обучающихся, имеющих средний уровень развития.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке при выполнении заданий ГИА А5 и в конце урока.

Домашнее задание к данному уроку – разноуровневое: детям было предложено выбрать его самостоятельно из двух предложенных вариантов, в зависимости от собственных интересов и предпочтений. Характер домашнего задания посильный, творческий.

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом. Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью итоговой таблицы проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь.

При подготовке к уроку продумал несколько запасных методических шагов, но они не потребовались, так как с первых минут занятия почувствовал интерес учеников к данному уроку.

В ходе всего занятия происходили активизация и развитие самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).

Время, отведенное на каждый этап урока, распределено рационально, оно было просчитано заранее и позволило выполнить запланированные задания.

Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталось с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной.

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

В ходе занятия я старался в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживал обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делал небольшие подсказки, давал необходимые пояснения, старался так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.

На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.

Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.


Порой легче продумать, подготовить и провести два открытых занятия подряд, чем проанализировать свой же урок. Садишься перед монитором компьютера или листом бумаги и. возникает чувство, что ты сороконожка, у которой спросили, какая из ног сделает шаг первой.

На самом деле все просто: нужно думать не о том, с какой ноги начинаешь шагать, а о том, куда в конечном итоге нужно прийти, и как это сделать. Главное - иметь перед глазами план. Для наглядности проанализируем конкретный предмет из школьной программы. Проведем, к примеру, самоанализ урока по русскому языку.

самоанализ урока русский язык

Роль самоанализа в работе учителя

Самоанализ - это работа над ошибками и одновременно планирование своих действий на длительный период. К примеру, после изучения темы "Определительные местоимения" учениками написана контрольная работа. Результаты оказались хуже, чем следовало бы ожидать. Почему? Ответ помогает найти самоонализ урока. Русский язык - предмет сложный. Возможно, для достижения лучших результатов стоит найти другие формы работы с учениками? Учитель, который не может проанализировать свою рефлексивную деятельность, осмыслить, что он делал на уроке, вряд ли сможет выстроить свою работу так, чтобы она отвечала требованиям ФГОС.

Самоанализ урока позволяет:

  1. Верно формулировать цели деятельности учителя и учеников.
  2. Видеть взаимосвязь между тем, чего нужно добиться, и тем, какими средствами это можно сделать.
  3. Четко планировать и достигать результатов в педагогической деятельности.
  4. Мотивировать учеников на получение знаний, на отличный конечный результат.

самоанализ урока по русскому языку

Схема самоанализа урока русского языка

Эта схема подойдет для самооценки любого предмета

1. Общая характеристика класса, которая включает в себя анализ в процентном соотношении:

  • общего развития учеников;
  • знаний учеников по русскому языку;
  • личностного развития.

2. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом.

3. Характеристика целей занятия:

  • образовательная;
  • воспитательная;
  • развивающая.

4. План занятия. Характеристика:

  • учебный материал, который будет рассматриваться на уроке;
  • методы преподавания;
  • приемы преподавания;
  • формы организации деятельности учеников.

5. Анализ этапов урока. Как использованные педагогические и дидактические приемы повлияли на усвоение учениками изучаемого материала?

6. Анализ компонентов урока:

  • целесообразность применения;
  • конечная результативность.
  • оправдана ли выбранная структура занятия;
  • соответствует ли уровень заданий общему уровню класса;
  • анализ качества отношений между классом и педагогом.

8. Оценка конечного результата:

  • определение того, насколько запланированая цель достигнута на занятии;
  • если не достигнута, то по каким причинам это произошло;
  • вывод.

План самоанализа урока русского языка будет проводиться по этой же схеме.

самоанализ урока русский язык по фогс

Требования к проведению самоанализа урока

Анализировать работы учителям не привыкать - это часть их функций. Но вот как с максимальной объективностью проанализировать то, что сделал сам, как правильно оформить самоанализ урока (русский язык) по ФГОС? Ведь при формальном подходе это ответственное занятие будет абсолютно бессмысленным. Поэтому нужно знать требования, выдвигаемые Федеральным государственным образовательным стандартом, и придерживаться нижеприведенного алгоритма.

Анализ детского коллектива

Предварительное исследование следующих вопросов, связанных с личностными характеристиками и навыками детского коллектива предполагает самоанализ урока. Русский язык - один из базовых предметов, поэтому его успешное усвоение особенно важно.

  1. Уровень подготовки класса: умение взаимодействовать друг с другом в работе и при коммуникации, навык оценки результатов своей работы и работы одноклассников.
  2. Какой тип общения преобладает в ученическом коллективе? Соперничают или взаимодействуют? Есть ли лидеры?
  3. Насколько коллектив мотивирован на получение новых знаний по русскому языку и на успешную учебу?
  4. Средний уровень усвоения учебного материала по предмету классом.

план самоанализа урока по русскому языку

Вопросы для анализа эффективности дидактических методов, примененных на занятии

Важнейшим фактором качественного самоанализа является объективная оценка эффективности выбранных вами методов для работы на уроке, тактики ведения урока. Если вы зададите себе приведенные ниже вопросы и откровенно на них ответите, самоанализ урока (русский язык) будет выполнен в полном объеме.

  1. Каким образом была организована работа на уроке русского языка?
  2. Что планировалось к изучению, насколько значима тема?
  3. Насколько глубоко вы знаете эту тему?
  4. Понятия, изученные на уроке: связаны ли с предыдущими и насколько?
  5. Насколько сильна связь изученного с тем, что предстоит объяснить классу на следующих уроках?
  6. Насколько глубоко ученики знают предыдущий, важный для понимания изученной темы материал?
  7. Как изучался материал школьниками?
  8. Как было запланировано введение учеников в тему и насколько хорошо они усвоили ее?
  9. Все ли запланированные этапы учебного процесса были реализованы и насколько успешно?
  10. Были на уроке моменты, когда у учеников возникали затруднения в понимании материала, того, что они делают? Если да, то насколько глубокие?
  11. Все ли критерии освоения материала были удовлетворительными?
  12. Вывод.

схема самоанализа урока русского языка

Анализ процесса урока

Еще одна значимая составляющая, когда вы проводите самоанализ урока. Русский язык - предмет непредсказуемый, так как на уроке часто возникают ситуации, которые нельзя спланировать заранее. В таком случае весь стройный план, продуманный, выверенный до последней секунды учебного времени, может пойти насмарку.

Поэтому следующий блок вопросов, на которые нужно ответить, относится к проведению урока.

  1. Как соотнесены между собой цель урока и его конечный результат, все ли успели сделать?
  2. Удалось ли наладить диалог " учитель - ученики" ?
  3. Получилось ли создать ситуацию успеха в начале занятия?
  4. Как было привлечено внимание учеников к изучению новой темы?
  5. Как проведена актуализация знаний?
  6. Была ли понята учениками поставленная перед ними учебная задача?
  7. В каком объеме выполнены поставленные задачи?
  8. Случались ли незапланированные ситуации, получилось ли решить их с точки зрения изучаемой темы?
  9. Какие формы контроля знаний применялись на занятии? Были ли они оправданы на данном уроке?
  10. Был ли урок целостным?
  11. Соответствовал ли он требованиям ФГОС, насколько?
  12. Какой уровень внутриклассного взаимодействия был на уроке?
  13. Выделить наиболее слабые и наиболее сильные этапы занятия.

самоанализ урока русский язык

Заключение

Профессия учителя очень ответственна. Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать им учеников, которые превзойдут своих учителей. Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта - успешные ученики.

Читайте также: