Как сделать саксофон тише

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Джаз — музыка, построенная на экспрессии и импровизациях. В угоду эмоциональности и драйву джазовые музыканты постоянно отходят от канонов, экспериментируя и изобретая. Изобретая даже новые музыкальные инструменты. Ну, как изобретая — скорее, вдыхая в изобретённый другими инструмент жизнь. Так, электрогитара обрела популярность после того, как джазмены продемонстрировали её публике.

Саксофон продолжает развиваться под влиянием искусства импровизации. Даже диапазон этого инструмента в наше время куда шире, чем полвека назад. Но конструкция саксофона не изменилась. Появился новый приём звукоизвлечения — альтиссимо, расширяющий диапазон в сторону высоких нот.

Что такое альтиссимо?

Альтиссимо — приём игры на саксофоне, когда музыкант настолько усиливает один из обертонов основной ноты, что он перекрывает остальные звуки.

Играя ноту на музыкальном инструменте, мы слышим ещё и обертоны — тихие ноты выше и ниже основного тона. Слышим подсознательно, воспринимая их звучание как окраску звука. На саксофоне вы можете, не меняя положения пальцев, заставить обертон звучать громче основного тона. Это достигается изменением интонации — усилением или ослаблением выдоха, коррекцией нажима нижней губы на трость и прочими хитростями. Чётко описать положение органов артикуляции и мощности выдоха для каждой ноты невозможно, потому что строение дыхательного аппарата у людей отличается. К тому же, в конструкции саксофонов, хоть минимально, но тоже присутствуют отличия.

Поэтому, чтобы научиться правильно брать высокие ноты на саксофоне, нужно много и усердно тренироваться, посещать занятия по саксофону.

Как научиться брать высокие ноты на саксофоне

Как уже говорилось, нельзя чётко указать, как извлечь ту или иную ноту в диапазоне альтиссимо. Но тут вам придёт на помощь навык сольфеджирования — т. е. предварительного пропевания той ноты, которую вы собираетесь сыграть. И первое упражнение для тренировки альтиссимо выглядит так:

  • Сыграйте ноту ля во второй октаве, чтобы получить образец ноты.
  • Извлеките из саксофона ноту ля первой октавы, а затем, не меняя положения пальцев, опять сыграйте ля второй октавы. Достигается это интонированием.
  • Получив нужный результат, отпустите клапаны и мундштук, и повторяйте упражнение заново, пока не получится играть эти две ноты легато – т.е., с плавным переходом.

После ля приступайте к игре прочим нотам. Они отличаются по сложности извлечения, так что вам придётся отыскать для начала те, которые не вызовут у вас особых проблем. В последствии вы перейдёте к гаммам в диапазоне альтиссимо и разучиванию мелодий.


Периодически у меня возникали мысли о покупке этого вида музыкального инструмента. Но среди моих знакомых не было ни одного, кто бы мог что-то посоветовать или хотя бы поддержать разговор на эту тему. Так что я так бы и забыл про идею покупки сакса, если бы один из моих коллег не сделал этого раньше, купив в магазине альт саксофон по цене около 50тр.

Я сразу полез на разные форумы, авито, барахолки, дабы ознакомиться разбросом цен и моделями. Увидел там кучу всего непонятного и полез читать статьи про выбор первого саксофона для обучения. Там советовали много чего, но что-то приличное начиналось от 25-30тр за инструмент и мне это показалось дорого. В основном советовали саксофона марки Yamaha и отдельно еще упоминали про то, что есть, так называемые, "демократы", саксофоны производства ГДР и Чехословакии, которые отличались особой дубовостью и при этом, невысокой ценой.

Присмотрев на авито саксофон ценой в 7тр, я сторговался до 5 и вечером уже сидел дома и рассматривал приобретение.


Такая большая, как оказалось, штука, тяжелая, что-то выдуть из нее было сложно. В комплекте дали чехол, шнурок на шею, мундшштук и две деревянные палочки, называемые тростями.


Я сразу же зарегался на форуме саксофонистов, начал там задавать вопросы по саксофону в соответствующей теме по марке, мне что-то отвечали, но я не до конца догонял еще, о чем речь. Самое главное, что понял, нужно найти преподавателя, потому что без него дело с мертвой точки так и не сдвинется, как мне писали.

Нашел преподавателя по интернету, поехал на первое занятие. Он посмотрел саксофон, сказал что его нужно ремонтировать, потому что некоторые ноты не берутся. А не берутся они, потому что некоторые клапана, закрываются негерметично и пропускают воздух. В общем, это называется "саксофон не кроет". Кроме этого, на корпусе была криво запаяна одна стойка, от чего клапан, который она держала, был немного перекошен. Одна ось была не до конца завинчена. Нужно было нести саксофон к мастеру.

На форуме рассказал про проблемы с саксом, мне тоже посоветовали нести сакс к мастеру. Я поинтересовался, сколько может стоит ремонт и мне сказали "ну тыщщ 10-15 наверное", так что я прифигел. В голове не укладывалось, что за то, чтобы там какие-то железяки на место поставить, нужно платить три стоимости саксофона. А народ на форуме приговаривал, типа нечего экономить, нужно было покупать у проверенных людей типа. Потом я узнал, что "проверенные" это местные форумные продавцы, которые ценник на инструменты держат очень приличный или можно даже сказать неприличный.

Я полез в другой раздел форума, посвященный ремонту и понял, как собственными руками все эти неисправности у саксофона устранить, что и сделал, в соответствии с технологией, как мог. Саксофон стал издавать разные звуки при нажатии разных кнопок, что позволило мне продолжить обучение.

Надо сказать, что если какой то из клапанов не работает, то обычно следующая нота уже не берется или берется как предыдущая. Это помогает понять, в каком месте искать неисправность. Дальше берется мощный фонарик или лампа, которая суется в саксофон напротив нужного клапана, клапан закрывается и если он негерметичен, то сразу видно свет. Т.е. процедура достаточно простая, по плечу любому школьнику и кружка умелые руки.

Перекосы механики, устраняются путем сгибания нужных деталей, чтобы совместить плоскости прилегания крышки клапана и отверстия, которое он закрывает. В качестве уплотнителя используется так называемая "подушка" — прокладка состоящая из слоя тонкой кожи, фетра и картонного диска, который позволяет подушке держать форму.


Весь этот бутерброд соединяется по центру клепкой, причем с наружней стороны ставят еще металлический или пластиковый кружок, называемый резонатором, призванный отражать звук. Подушки как и клапана, бывают разных размеров, всего их 22-23 штуки и в магазине можно купить наборы с диаметрами под конкретную модель саксофона. Цены колеблются от 1 до 9тр в зависимости от бренда, а на ибее доступны наборы значительно дешевле чем в московских магазинах, которые собственно оттуда и заказывают эти самые подушки, которые потом продают по 1тр за набор.

Параллельно с освоением апликатуры и звукоизвлечения я продолжал углубляться в процессы ремонта саксофонов, изучая технологии приклеивания подушек, выравнивания тональных отверстий клапанов, регулировки жесткости пружин механики и прочего. Оказалось что ничего сложного нет, просто нужно знать технологию и ее не нарушать.

Однажды открыв для себя Авито, я продолжал мониторить рынок саксофонов и увидел продаваемый за 3тр саксофон той же модели, что и у меня, только серебристого цвета. Написано что он нуждается в ремонте, но меня это не испугало и вечером того же дня я уже привез его домой и начал изучать.


В отличие от первого саксофона, этот был серебристого цвета (серебряное напыление), выглядел совершенно новым, но подушки были сгнившие, а часть винтов, держащих оси механики были настолько проржавевшими, что невозможно было подцепить на них шлицы отверткой. Отмокание в WD40 позволило выкрутить несколько, но несколько штук так и остались торчать, так что мне пришлось прорезать щели вдоль резбы и размыкать отверствие отверткой, чтобы вынуть винты. Прорези я потом аккуратно запаял и покрыл лаком, так что следов было почти не видно.

Подушки я купил по обьявлению на Авито, за 600р. Черного цвета с хорошей кожей, хоть и китай.


Взял сразу два набора, чтобы поменять на старом саксе и на новом, но оказалось что некоторые из них не подходили по размеру и пришлось из двух наборов как-то собирать один, а две подушки подгонять вручную, что оказалось тоже достаточно просто.

Самое сложное, как оказалось, было сделать так, чтобы подушки плотно прилегали к тональным отверстиям клапанов, но тут просто нужно было сначала выровнять плоскости этих самых, отверстий. Делал я это самодельными инструментами и подручными средствами. Форму отверстий выравнивал стеклянными рюмками, а плоскость выводил стеклянными пластинами с наклееными на них кусочками штурки. В итоге удалось привести поверхности в одну плоскость и потом я наклеил подушки на крышки клапанов и собрал саксофон.

Понятное дело, саксофон еще не крыл, потому что нужно было совместить плоскости тональных отверстий и крышек клапанов. Благо, механика легко гнулась пальцами и я легко установил ее в нужное положение.

Тут еще много мне крови попортили советы по тому, как клеить подушки на собранном саксофоне, типа кладешь подушку с горкой клея под клапан и нагреваешь, а он под своим весом просаживается и типа все ровно получается. Да, получается действительно ровно, но между подушкой и клапаном появляются воздушные зазоры если клея мало и потеки, если клея много. Так что я стал клеить на разобранной механике, а потом уже подгонять плоскости путем подгиба механики.

Некоторые сложности были с пониманием как сделать работу некоторых клапанов синхронной, но потом я и в этом разобрался и даже немного модернизировал конструкцию, добавив специальные регулировочные винты, которые встречаются на саксофонах японского производства. Это позволило не подкладывать кусочки пробковых прокладок под детали и потом спиливать их до нужной толщины (как делают некоторые великовозрастные мастера по ремонту), а вращением винтов выставить нужные расстояния между деталями конструкции, что существенно сократило время с настройкой.

Окончательная подгонка представляла собой точную усадку подушек по поверхности краев тональных отверстий. Тут я использовал термофен, который при нагреве, делал кожу подушки мягкой и если зажать ее на клапане в закрытом состоянии, то она принимала форму поверхности тонального отверстия (но тут главное, не переборщить, а то можно перегреть подушку и она задубеет). Таким образом удалось привести саксофон в рабочее состояние и он на полгода стал моим основным рабочим инструментом.


А первый саксофон я потом продал на авито почти вдвое дороже, чем покупал и это полностью покрыло все мои затраты на ремонт второго саксофона и его покупку. Это натолкнуло меня на мысль, "а что если начать заниматься восстановлением убитых саксофонов?".

С тех пор прошло уже несколько лет, я ремонтирую саксофоны на постоянной основе, даже есть свое объявление на авито. Цены стараюсь держать на нижнем уровне, опыта набрался не только в "аппликациях", но и научился выправлять мелкие вмятины, а также делаю некоторые запчасти самостоятельно, чему способствует наличие дома мелких хоббийных станков и прочего необходимого оборудования.

Мои клиенты, в основном, это начинающие музыканты и опытные, которые не хотят сильно вкладываться в ремонт инструмента для халтурок, родители учащихся в музыкальных школах, а также те, кого отправили подальше остальные мастера по ремонту, не захотев браться на инструмент из-за его состояния и сомнениях в целесообразности самого ремонта. Количество отремонтированных мной саксофонов приближается к первой сотне, судя по Trello. Останавливаться не собираюсь.

Как играть на саксофоне. Вот и подошли к вожделенному — начинаем играть на саксофоне. Извлекаем первый звук. Начнем с длинных нот. Что это такое? Узнаете во время урока. Пока заметим, что с длинными нотами вы будете встречаться всякий раз, когда решите поиграть на саксофоне. Так что длинные ноты это навсегда или пока вы саксофонист.

Урок 1.5 Первый звук на саксофоне.

Урок ведет Николай Годына:


Первое время, первые несколько дней, рекомендуется заниматься только на эске с мундштуком не используя весь саксофон. Это позволит сосредоточиться на звуке и не отвлекаться на правильное положение инструмента, на аппликатуру и работу пальцев.

Если ваш саксофон все еще собран после предыдущих занятий, то

  • открепите винт зажима эски;
  • выньте эску с мундштуком, не отсоединяя их друг от друга;
  • отложите саксофон в сторону.

Как играть на саксофоне

Эску очень удобно держать одной рукой. Придерживайте сверху на эске октавный клапан, чтобы он не открывался во время игры.

Длинные ноты. Как играть на саксофоне.

Упражнение на длинные ноты саксофонисты выполняют каждый день, когда они разыгрываются перед занятием. Поступайте также.

Что такое длинные ноты?

Длинные ноты это звук, который извлекается из саксофона на протяжение всего дыхания музыканта. Чтобы взять длинную ноту надо извлечь звук и тянуть его пока в легких не закончится воздух.

Первое упражнение на длинные ноты:

  • поставьте верхние зубы на мундштук;
  • не вынимая мундштук изо рта, возьмите дыхание — немного оскалившись сделайте вдох ртом;
  • сделайте атаку кончиком языка в кончик трости и извлеките звук;
  • тяните ноту пока в легких не кончится воздух.

Правильно ли взяли ноту?

Если мундштук задвинут на эску почти до конца, чтобы пробки оставалось совсем немного, то при правильном амбушюре должна прозвучать нота ля первой октавы. Вот такая:

Первое упражнение на длинную ноту выполняйте на протяжение 10 — 15 минут.
После этого, скорее всего, вы почувствуете что у вас устали губы.

Усталость губ. Как играть на саксофоне.

  1. Нота начнет колебаться вверх-вниз.
  2. Возможно будет проходить воздух по краям губ.

В этом случае следует сделать 5 — 10 минутный перерыв. Очень не рекомендуется заниматься на уставших губах. Это приводит к зажатому амбушюру, к неправильной постановке и, соответственно, к киксам.

Кикс это неправильное звукоизвлечение, когда нота улетает в очень высокий регистр. Вот так:

Если во время игры вы получили кикс, значит, вы что-то сделали неправильно.

От чего могут происходить киксы? Часто это происходит по нескольким причинам:

  • неправильная постановка (чаще всего);
  • уставшие губы;
  • старая трость, которая уже подсела.

Представьте, что вы ставите нижнюю губу на трость и начинаете давить на трость не губой, а зубами сквозь губу. Тогда постановка станет чрезмерно плотной и это будет приводить к киксам. Такое часто бывает при уставших губах.

Длинные ноты с атакой. Как играть на саксофоне.

Теперь сыграйте длинную ноту с атакой. То есть, во время игры длинной ноты делайте периодические атаки языком на трость. Примерно так:

Во время игры длинных нот с атакой очень важно следить за высотой тона.

Тон должен быть ровным и не изменяться на протяжение всего выдоха. Если во время атаки нота уползает вниз, а затем уходит вверх, это плохой признак и он означает, что вы двигаете нижней челюстью. В результате может получиться что-то такое:

Не рекомендуется делать атаки слишком часто. Следите за тем, куда ударяете языком. Попадать следует точно в кончик трости. Ещё и ещё контролируйте высоту тона.

Эти упражнения следует выполнять ежедневно. По 20 — 30 минут на протяжение нескольких дней. Через несколько дней вы будете готовы к занятиям на инструменте.

Упражнения на первые звуки. Как играть на саксофоне.

Урок ведет Эдгар Шамов:

  • выполняем серию упражнений 1 подряд;
  • при выполнении серии мундштук изо рта не вынимаем;
  • вдох между выдохами делаем чуть приподняв верхнюю губу.

Еще раз повторим, ибо важно, тренируйте первый звук на саксофоне несколько дней. Ежедневно выполняйте тренировочные упражнения, а пока переходим к шестому уроку:

Урок 1.6 Саксофон для детей. Покупка саксофона

Послушайте как Адажио Альбинони исполняет на саксофоне Максим Разин:

Михаил Шифман

Всё, что мы видим вокруг, состоит из кварков и глюонов. Кварк-глюонное взаимодействие описывает квантовая хромодинамика — наука, созданная 42 года назад. Несмотря на солидный возраст и усилия, вложенные в нее лучшими умами человечества, в квантовой хромодинамике остается одна не полностью решенная (некоторые считают, что просто нерешенная) загадка.

Линейный рост энергии взаимодействия с расстоянием на больших расстояниях — очень редкая в природе ситуация. Тут можно добавить — к счастью, потому что в противном случае ни мы, ни наша Вселенная не смогли бы существовать. Есть ли в природе прототипы растущего с расстоянием взаимодействия?

Чтобы ответить на этот вопрос, перенесемся на 82 года назад, в Берлин. В 1933 году бывший ученик Макса Планка 51-летний Вальтер Мейсснер, изучая сверхпроводимость в свинце и олове, обнаружил, что внешнее магнитное поле выталкивается из объема в момент перехода образца к сверхпроводящему состоянию. Этот эффект — эффект Мейсснера — ныне носит имя первооткрывателя.


Но вернемся к физике. Анализ эффекта Мейсснера в 1954 году привел 26-летнего Алексея Абрикосова к предсказанию абрикосовских вихрей и сверхпроводников второго рода. Его работа была опубликована в 1957 году, а Нобелевская премия вручена в 2003-м, почти полвека спустя. Предположим, что мы подносим к большому образцу сверхпроводника очень длинный магнит, типа спицы: с одной стороны сверхпроводника — северным полюсом, с другой — южным.

Куперовские пары, конденсация которых и обеспечивает сверхпроводимость, несут электрические, а не магнитные заряды, поэтому заэкранировать магнитное поле они не могут. Магнитный поток, выходящий из северного полюса намагниченной спицы, с одной стороны, должен без изменения величины достичь южного полюса другой спицы, а с другой стороны, проникнув в сверхпроводник, он подавляет конденсат куперовских пар и вместе с ним сверхпроводимость. Если образец небольшой, как на рис. 1, то магнитное поле его обогнет. Однако если образец большой, то два противоположных требования удовлетворяются путем компромисса. (Кстати, так должно быть не только в физике, но и в жизни, особенно в политике.)

Внутри сверхпроводника магнитное поле сжимается в узкие трубки, а не распространяется всюду (рис. 2). Внутри трубок сверхпроводимость разрушена, а снаружи магнитного поля нет, а сверхпроводимость есть. Магнитный поток, который пропускает через себя каждая трубка, квантован. Поперечная толщина трубки обратно пропорциональна массе фотона в сверхпроводящем образце. Это и называется абрикосовским вихрем. Если сверхпроводящий образец сделать толще, то длина трубки увеличится и вместе с ней линейно вырастет взаимодействие между северным и южным магнитными полюсами. Как раз именно то, что нам нужно!


Рис. 2. Если сверхпроводящий образец большой, энергетически выгоднее, чтобы образовались абрикосовские вихри внутри образца. Каждый вихрь пропускает через себя целое число квантов магнитного потока

Теперь после длинного, но необходимого введения вернемся к кваркам, глюонам и адронам. В 1974–1976 годах Йоитиро Намбу, Герард ’т Хоофт и Стэнли Мандельстам независимо друг от друга сформулировали гипотезу дуального эффекта Мейсснера в квантовой хромодинамике. Согласно этой гипотезе, между пробным кварком и антикварком натягивается трубка типа той, которая возникает между северным и южным полюсами спиц. Попытка отделить кварк от антикварка приведет лишь к удлинению трубки и линейному росту энергии взаимодействия, так что эта попытка обречена на провал. Впрочем, трубка может разорваться посередине с рождением кварковой пары, тогда на больших расстояниях экспериментатор увидит два адрона. Два разрыва приведут к рождению трех адронов, и т. д.

Почему аналогия Намбу, ’т Хоофта и Мандельстама называется дуальным эффектом Мейсснера? Дело в том, что кварки несут хромоэлектрический заряд, поэтому поток, который проходит внутри трубки, должен быть потоком хромоэлектрического, а не хромомагнитного поля, как в абрикосовских вихрях.

Намеки на существование таких трубок были видны в численных экспериментах. Блестящее аналитическое доказательство было найдено только двадцать лет спустя, и не в самой квантовой хромодинамике, а в ее суперсимметричной родственнице (видите, как в физике всё переплетается!) Натаном Зайбергом и Эдвардом Виттеном. Их работа 1994 года была одной из самых прорывных после создания квантовой хромодинамики. Теоретики, занимающиеся этим предметом, были в состоянии чистой эйфории примерно до 1996 года.

Алексей Юнг

Его отношение к науке сразу выдает его происхождение. Он работает медленно и тщательно, сначала появляется физическая картина явления, над которым он работает, потом наброски модели, а уже за ними идет теория. Такой подход, к сожалению, довольно редок в наше время в этой области науки. Большинство современных теоретиков (к счастью, не все!) исходят из формальной математики (и, как правило, ею же и заканчивают).

В 2003 году Алексей Юнг провел несколько месяцев в университете Пизы. Он, вместе с четырьмя итальянскими соавторами, изобрел то, что сейчас называется неабелевой струной, — обобщение абрикосовской трубки, которое близко подходит к квантовой хромодинамике. С тех пор это направление развивается во всем мире.

В частности, много времени ему уделяет Дэвид Тонг в Кембридже и молодые теоретики в Японии и США. Не забыли о них и в Пизе. Сам Алеша — прекрасный учитель молодых аспирантов: он с удовольствием работает с аспирантами из Санкт-Петербурга, Москвы, Италии, Англии, Чили, Аргентины, Канады и США. Некоторые из аспирантов и постдоков, которых обучил Алексей, теперь уже сами профессора. Наблюдая за его педагогическим процессом, у меня радуется душа.

Первые неабелевы струны были обнаружены как топологические дефекты в суперсимметричных теориях специального вида. Однако теперь стало ясно, что круг теорий, в которых они появляются, гораздо шире и их свойства богаты и разнообразны. Главная особенность — наличие нетривиальных (квази)бесщелевых возбуждений. В относительно недавней работе с Александром Горским неабелевы струны были найдены и изучены в квантовой хромодинамике при высокой температуре.


Периодически у меня возникали мысли о покупке этого вида музыкального инструмента. Но среди моих знакомых не было ни одного, кто бы мог что-то посоветовать или хотя бы поддержать разговор на эту тему. Так что я так бы и забыл про идею покупки сакса, если бы один из моих коллег не сделал этого раньше, купив в магазине альт саксофон по цене около 50тр.

Я сразу полез на разные форумы, авито, барахолки, дабы ознакомиться разбросом цен и моделями. Увидел там кучу всего непонятного и полез читать статьи про выбор первого саксофона для обучения. Там советовали много чего, но что-то приличное начиналось от 25-30тр за инструмент и мне это показалось дорого. В основном советовали саксофона марки Yamaha и отдельно еще упоминали про то, что есть, так называемые, "демократы", саксофоны производства ГДР и Чехословакии, которые отличались особой дубовостью и при этом, невысокой ценой.

Присмотрев на авито саксофон ценой в 7тр, я сторговался до 5 и вечером уже сидел дома и рассматривал приобретение.


Такая большая, как оказалось, штука, тяжелая, что-то выдуть из нее было сложно. В комплекте дали чехол, шнурок на шею, мундшштук и две деревянные палочки, называемые тростями.


Я сразу же зарегался на форуме саксофонистов, начал там задавать вопросы по саксофону в соответствующей теме по марке, мне что-то отвечали, но я не до конца догонял еще, о чем речь. Самое главное, что понял, нужно найти преподавателя, потому что без него дело с мертвой точки так и не сдвинется, как мне писали.

Нашел преподавателя по интернету, поехал на первое занятие. Он посмотрел саксофон, сказал что его нужно ремонтировать, потому что некоторые ноты не берутся. А не берутся они, потому что некоторые клапана, закрываются негерметично и пропускают воздух. В общем, это называется "саксофон не кроет". Кроме этого, на корпусе была криво запаяна одна стойка, от чего клапан, который она держала, был немного перекошен. Одна ось была не до конца завинчена. Нужно было нести саксофон к мастеру.

На форуме рассказал про проблемы с саксом, мне тоже посоветовали нести сакс к мастеру. Я поинтересовался, сколько может стоит ремонт и мне сказали "ну тыщщ 10-15 наверное", так что я прифигел. В голове не укладывалось, что за то, чтобы там какие-то железяки на место поставить, нужно платить три стоимости саксофона. А народ на форуме приговаривал, типа нечего экономить, нужно было покупать у проверенных людей типа. Потом я узнал, что "проверенные" это местные форумные продавцы, которые ценник на инструменты держат очень приличный или можно даже сказать неприличный.

Я полез в другой раздел форума, посвященный ремонту и понял, как собственными руками все эти неисправности у саксофона устранить, что и сделал, в соответствии с технологией, как мог. Саксофон стал издавать разные звуки при нажатии разных кнопок, что позволило мне продолжить обучение.

Надо сказать, что если какой то из клапанов не работает, то обычно следующая нота уже не берется или берется как предыдущая. Это помогает понять, в каком месте искать неисправность. Дальше берется мощный фонарик или лампа, которая суется в саксофон напротив нужного клапана, клапан закрывается и если он негерметичен, то сразу видно свет. Т.е. процедура достаточно простая, по плечу любому школьнику и кружка умелые руки.

Перекосы механики, устраняются путем сгибания нужных деталей, чтобы совместить плоскости прилегания крышки клапана и отверстия, которое он закрывает. В качестве уплотнителя используется так называемая "подушка" — прокладка состоящая из слоя тонкой кожи, фетра и картонного диска, который позволяет подушке держать форму.


Весь этот бутерброд соединяется по центру клепкой, причем с наружней стороны ставят еще металлический или пластиковый кружок, называемый резонатором, призванный отражать звук. Подушки как и клапана, бывают разных размеров, всего их 22-23 штуки и в магазине можно купить наборы с диаметрами под конкретную модель саксофона. Цены колеблются от 1 до 9тр в зависимости от бренда, а на ибее доступны наборы значительно дешевле чем в московских магазинах, которые собственно оттуда и заказывают эти самые подушки, которые потом продают по 1тр за набор.

Параллельно с освоением апликатуры и звукоизвлечения я продолжал углубляться в процессы ремонта саксофонов, изучая технологии приклеивания подушек, выравнивания тональных отверстий клапанов, регулировки жесткости пружин механики и прочего. Оказалось что ничего сложного нет, просто нужно знать технологию и ее не нарушать.

Однажды открыв для себя Авито, я продолжал мониторить рынок саксофонов и увидел продаваемый за 3тр саксофон той же модели, что и у меня, только серебристого цвета. Написано что он нуждается в ремонте, но меня это не испугало и вечером того же дня я уже привез его домой и начал изучать.


В отличие от первого саксофона, этот был серебристого цвета (серебряное напыление), выглядел совершенно новым, но подушки были сгнившие, а часть винтов, держащих оси механики были настолько проржавевшими, что невозможно было подцепить на них шлицы отверткой. Отмокание в WD40 позволило выкрутить несколько, но несколько штук так и остались торчать, так что мне пришлось прорезать щели вдоль резбы и размыкать отверствие отверткой, чтобы вынуть винты. Прорези я потом аккуратно запаял и покрыл лаком, так что следов было почти не видно.

Подушки я купил по обьявлению на Авито, за 600р. Черного цвета с хорошей кожей, хоть и китай.


Взял сразу два набора, чтобы поменять на старом саксе и на новом, но оказалось что некоторые из них не подходили по размеру и пришлось из двух наборов как-то собирать один, а две подушки подгонять вручную, что оказалось тоже достаточно просто.

Самое сложное, как оказалось, было сделать так, чтобы подушки плотно прилегали к тональным отверстиям клапанов, но тут просто нужно было сначала выровнять плоскости этих самых, отверстий. Делал я это самодельными инструментами и подручными средствами. Форму отверстий выравнивал стеклянными рюмками, а плоскость выводил стеклянными пластинами с наклееными на них кусочками штурки. В итоге удалось привести поверхности в одну плоскость и потом я наклеил подушки на крышки клапанов и собрал саксофон.

Понятное дело, саксофон еще не крыл, потому что нужно было совместить плоскости тональных отверстий и крышек клапанов. Благо, механика легко гнулась пальцами и я легко установил ее в нужное положение.

Тут еще много мне крови попортили советы по тому, как клеить подушки на собранном саксофоне, типа кладешь подушку с горкой клея под клапан и нагреваешь, а он под своим весом просаживается и типа все ровно получается. Да, получается действительно ровно, но между подушкой и клапаном появляются воздушные зазоры если клея мало и потеки, если клея много. Так что я стал клеить на разобранной механике, а потом уже подгонять плоскости путем подгиба механики.

Некоторые сложности были с пониманием как сделать работу некоторых клапанов синхронной, но потом я и в этом разобрался и даже немного модернизировал конструкцию, добавив специальные регулировочные винты, которые встречаются на саксофонах японского производства. Это позволило не подкладывать кусочки пробковых прокладок под детали и потом спиливать их до нужной толщины (как делают некоторые великовозрастные мастера по ремонту), а вращением винтов выставить нужные расстояния между деталями конструкции, что существенно сократило время с настройкой.

Окончательная подгонка представляла собой точную усадку подушек по поверхности краев тональных отверстий. Тут я использовал термофен, который при нагреве, делал кожу подушки мягкой и если зажать ее на клапане в закрытом состоянии, то она принимала форму поверхности тонального отверстия (но тут главное, не переборщить, а то можно перегреть подушку и она задубеет). Таким образом удалось привести саксофон в рабочее состояние и он на полгода стал моим основным рабочим инструментом.


А первый саксофон я потом продал на авито почти вдвое дороже, чем покупал и это полностью покрыло все мои затраты на ремонт второго саксофона и его покупку. Это натолкнуло меня на мысль, "а что если начать заниматься восстановлением убитых саксофонов?".

С тех пор прошло уже несколько лет, я ремонтирую саксофоны на постоянной основе, даже есть свое объявление на авито. Цены стараюсь держать на нижнем уровне, опыта набрался не только в "аппликациях", но и научился выправлять мелкие вмятины, а также делаю некоторые запчасти самостоятельно, чему способствует наличие дома мелких хоббийных станков и прочего необходимого оборудования.

Мои клиенты, в основном, это начинающие музыканты и опытные, которые не хотят сильно вкладываться в ремонт инструмента для халтурок, родители учащихся в музыкальных школах, а также те, кого отправили подальше остальные мастера по ремонту, не захотев браться на инструмент из-за его состояния и сомнениях в целесообразности самого ремонта. Количество отремонтированных мной саксофонов приближается к первой сотне, судя по Trello. Останавливаться не собираюсь.

Читайте также: