Как сделать с ребенком уроки и не прибить его

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Стоит ли помогать ребёнку или лучше, если он сделат уроки сам?

Если подготовка домашнего задания отнимает у вас время и нервы, а попытки заставить ребенка заниматься уроками превращаются в скандал, вы можете попробовать новые подходы к выполнению домашней работы, которые помогут облегчить этот процесс для родителей и сделать его действительно полезным для ребенка.

ВложениеРазмер
kak_delat_uroki_rekomendatsii.docx 43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Как делать уроки с ребенком?

Если подготовка домашнего задания отнимает у вас время и нервы, а попытки заставить ребенка заниматься уроками превращаются в скандал, вы можете попробовать новые подходы к выполнению домашней работы, которые помогут облегчить этот процесс для родителей и сделать его действительно полезным для ребенка.

Распространенные ошибки родителей :

Стоит ли помогать ребенку с домашним заданием?

Ученикам младших классов ваша помощь необходима. Ребенок не сможет сделать уроки, если не научить его основным правилам выполнения домашнего задания. В дальнейшем, когда убедитесь, что эти правила усвоены, позвольте ему самостоятельно выполнять задания. Объясните, что при возникновении затруднения, вы всегда готовы помочь и к вам можно обратиться. Важно, чтобы инициатива в этом случае исходила от самого ребенка.

Обязательно поощряйте самостоятельность ребенка. Ребенок сам сел за уроки? Сделал математику без вашей помощи? Начал учить стихотворение? Это явно заслуживает похвалы.

Другим камнем преткновения для родителей становится проверка домашнего задания. Проверять, безусловно, надо. Самостоятельность – это замечательно, но пока не убедитесь, что ребенок дорожит вашим доверием и ответственно выполняет все домашние задания, контролировать его необходимо. Все дети разные, кто-то будет мучиться совестью, если не сделает уроки, а кому-то интересно получить за это небольшое вознаграждение вроде лакомства или лишних получаса игры на компьютере.

Выполнение домашнего задания – сложный, но необходимый процесс как для детей, так и для родителей. Будьте терпеливы и чутки к своему ребенку, ведь вы его первая опора и помощь на непростом пути покорения науки.

Делаем уроки с ребенком: советы родителям

Вам ежедневно приходится заставлять ребенка делать уроки? Многие родители жалуются на то, что это самая сложная часть воспитания школьника. Возможно, вам становится немного не по себе, когда наступает время делать домашнее задание, потому что вы наперед знаете, что ребенок сейчас начнет устаивать истерики, бросать учебники и хлопать дверью. Ваше желание помочь ему приводит к тому, что вы часами сидите с ним за учебниками, слушая его жалобы на то, как он ненавидит учебу. Это может продолжаться из года в год и так и не принести желаемого результата.

Домашние задания – обязанность ребенка

Прежде всего, вам следует понять: выполнение домашних заданий – это тяжелая работа и для вас, и для ребенка. В его насыщенном графике это один из самых сложных пунктов. Помогите ему найти время для того, чтобы регулярно учить уроки, как бы сложно для него это ни было. Помните, что его задача – учиться в школе и выполнять домашние задания, а ваша – выполнять домашнюю работу и воспитывать детей с любовью.

Правда заключается в том, что, если ребенок с детства не научится выполнять свою работу, преодолевая трудности, во взрослой жизни он будет испытывать проблемы. Поэтому родителям важно научить его ответственно относиться к своим обязанностям. Держите ситуацию под контролем и объясните ему, что учить уроки – это часть его повседневных обязанностей.

Чтобы приучить школьника выполнять домашние задания без конфликтов, придерживайтесь следующих рекомендаций.

Совет № 1. Сохраняйте спокойствие

Не теряйте самообладания, не кричите на ребенка, если он не сразу правильно решает задачу или отвечает на вопросы. Не критикуйте его за неправильные ответы и не поддавайтесь соблазну сделать задание за него. В любой ситуации сохраняйте спокойствие. Если вы будете критиковать ребенка или кричать на него, это накалит атмосферу и только усложнит ему задачу.

Совет № 2. Объясните ребенку свои ожидания и его ответственность

Дайте понять, что он должен делать уроки вовремя и прилагать к этому максимум усилий. Определите время, когда он должен делать уроки. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Кому-то легко даются иностранные языки, но с математикой возникают трудности, кому-то наоборот. Одни дети усидчивы и для них важно, чтобы во время выполнения заданий их никто не отвлекал; другим необходимо делать перерывы и разбивать большие задания на несколько мелких. Некоторые дети самостоятельны и могут выполнять задания без посторонней помощи, но большинству требуется контроль и помощь со стороны родителей соответственно возрасту. Если у вас несколько детей, ваша задача усложняется, ведь вам нужно учитывать особенности каждого из них.

Совет № 3. Регулярно общайтесь с учителями ваших детей

Поддерживайте связь с учителями в течение всего учебного года, начиная с сентября. Это поможет вам знать все об успеваемости детей в школе и будет особенно полезно в случаях, если у ребенка возникают какие-либо трудности.

Совет № 4. Определите для себя оптимальную роль во взаимодействии с ребенком

Некоторых детей нужно постоянно мотивировать к учебе, некоторым – давать четкие наставления и инструкции, а других нужно просто время от времени контролировать. Постарайтесь выбрать для себя такую роль в этом процессе, которая будет максимально учитывать потребности ребенка. Помните, что, в конечном счете, именно учитель определяет, хорошо или плохо ребенок справился с заданием. Вы не несете ответственности за результат, ваша задача – создать условия для ребенка и помогать ему в случае необходимости. Вы можете высказывать свои предположения, но за выполнения домашних заданий ответственность несет ребенок.

Совет № 5. Дети должны учить уроки одновременно

Если у вас несколько детей, которые ходят в школу, организуйте их распорядок таким образом, чтобы они учили уроки одновременно. Если кто-то справится со своими заданиями раньше, он должен вести себя тихо, чтобы не мешать брату или сестре.

Совет № 6. Определите время и место для выполнения домашних заданий

Постарайтесь придерживаться установленного времени изо дня в день. Если ребенок активен, делайте перерывы в работе. Например, ребенок может 15 минут выполнять задание, а потом сделать перерыв на 5 минут. Во время таких перерывов вы можете предложить ему перекусить, чтобы восстановить свои силы. Позаботьтесь о спокойной обстановке в доме в это время: выключите телевизор или хотя бы убавьте его громкость.

Убедитесь, что у ребенка есть достаточно пространства для того, чтобы учить уроки. При этом также нужно учитывать индивидуальные потребности: для одних детей для этого потребуется большой кухонный стол, чтобы можно было разложить все книги и тетради, а для других – маленький тихий уголок в детской комнате.

Совет № 7. Приучайте ребенка к распорядку с раннего возраста

Даже если он еще маленький и всего лишь учится читать, регулярно выделяйте для этого время. Это помогает ему привыкнуть к распорядку, ведь со временем заданий станет все больше и они будут все сложнее.

Совет № 8. Помогайте ребенку на сложных этапах работы

Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание из-за того, что на определенном этапе у него возникают трудности. И здесь потребуется ваша помощь. Например, ему необходимо решить ряд однотипных задач, но он не понимает, с чего начать решение. Разберите вместе с ним 1-2 задачи – и остальные он сможет решить самостоятельно. Если он не может выбрать тему для сочинения, вы можете провести вместе с ним небольшой мозговой штурм, чтобы найти нужную идею. Запомните: вы не должны выполнять задание за ребенка, достаточно лишь слегка его подтолкнуть к правильному решению.

Совет № 9. Решите с супругом, кто из вас будет помогать ребенку с уроками

Для этого определите, у кого из вас лучше получается объяснять что-либо. Это поможет сэкономить время на выполнение домашних заданий. Если же вы воспитываете ребенка сами, можно время от времени просить помощи кого-то из друзей или родственников.

Совет № 10. Проявите сочувствие и поддержку

Совет № 11. Используйте положительное подкрепление

Детей необходимо мотивировать хорошо учиться, выполнять домашние задания и получать высокие оценки. Большинство детей получают удовлетворение от высоких оценок и достижений в учебе. Но, если этого не происходит, можно использовать дополнительные стимулы. Не рекомендуется поощрять ребенка деньгами. Вместо этого можно купить ему что-то, что он давно хотел, сводить его в кино и т.д. Эти вещи станут для ребенка более значимыми, чем денежное поощрение. Более того, это укрепит атмосферу любви и поддержки в вашей семье.

Скорее всего, ваш ребенок никогда не полюбит делать домашние задания или это занятие будет даваться ему с трудом. У всех детей разные способности, и, если ваш ребенок не преуспеет в науке, он может стать художником, строителем или техническим работником. Нам бы всем хотелось, чтобы наши дети самостоятельно учили уроки, но, скорее всего, этого не произойдет. Поэтому нам нужно помогать им, поддерживать и учить ответственно относиться к учебе.

Отдали Мишу в предшколу, типа нулевого класса, но за 2 года. Вечером каждый день нужно делать уроки.

Миша знает все буквы, собирает слоги. Но цифры и письмоОн не умеет считать даже до 5. Все время пропускает 4. Не может связать символ и цифру, например, что 3 это /// палочки, про примеры вообще молчу.

Вчера писали цифру 1, САМ ее писать не может, если я держу его руку, типа помогаю, на деле чуть держу для вида и не направляю, то пишет хорошо, стоит убрать, рисует каляки типа перевернутых галочек. То же с остальными цифрами. Писал цифру 1 пол часа, спрашиваю какая цифра — тишина, уже забыл.

Зато решает задачи на логику на ура, буквы называет все, пытается читать.

С словами, что Ваш ребенок читает Толстого и доказывает теоремы лет с 3х — МИМО! У Миши проблемы после родовой гипоксии, сейчас все компенсировали, надо наверстывать. Потому и отдали в подготовишку, чтобы в первом класс было легче.

У меня нервы на пределе, руки чешутся дать подзатыльник. Я ору, Миха ревет. Дааааа и тут кидайте тапки, что психичка, но порой реально выматывает. Вчера 2,5 часа делали уроки — написать цифру 5, 3 примера и нарисовать снеговиков по клеткам.

Как помочь ребёнку быстро делать уроки

Поступая в школу, ребёнок впервые сталкивается с новой для себя обязанностью – делать домашнее задание. Собственно, это самая первая обязанность, до этого ребёнок только играл, а если и учился чему-нибудь, то только в удобное для себя время и только тому, что действительно интересно.

Зачем задаются домашние задания

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга. Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Можно ли ругать ребёнка за плохие оценки?

Некоторые родители считают, что можно и нужно. Особенно этим увлекаются матери, которые считают, что их ребёнок самый лучший и должен быть во всём безупречен. Отцам такое поведение менее свойственно.

Вообще ребёнок нуждается во всесторонней поддержке родителей. Оставлять его одного ни в коем случае нельзя. Домашнюю работу родители должны внимательно проверять вместе с ним. За правильно сделанные задания и хорошие оценки его нужно хвалить и одобрять, но и за неудачи не следует ругать. Кстати, он может затягивать выполнение работы именно потому, что хочет попросить о помощи, но стесняется или боится сказать об этом. Необходимо присматривать за ним и наблюдать, не нужно ли ему ваше содействие.

Как нужно планировать домашнюю работу

Нужно стремиться к тому, чтобы выполнять домашнее задание ребёнку нравилось. Он не должен воспринимать это как пытку или тяжёлую обязанность: ему нужно понять, что уроки он выполняет только для себя – полученные знания обязательно пригодятся ему в жизни. Не последнюю роль играет самочувствие ученика.

Чтобы выполнение уроков было быстрым и эффективным, необходимо разобраться, что именно задано на дом. Не стоит делать все предметы подряд. Их нужно рассортировать по нескольким разрядам:

  1. Простые и сложные.
  2. Письменные и устные.
  3. Любимые и нелюбимые.

Что касается устных и письменных заданий, то здесь выбор может быть сделан по-разному, в зависимости от предпочтений ученика. Однако некоторые психологи рекомендуют не начинать делать домашние задания с заучивания стихотворений – их лучше перенести в самый конец.

Трудности при выполнении уроков

Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.

Один из типов препятствий – непонятные слова. В первую очередь они встречаются в текстах по русскому языку и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно. В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно. Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.

Читайте также: