Как сделать русский язык 9 класс шмелев

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Целями изучения русского (родного) языка в 9 классе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: умением формулировать цели деятельности, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из учебных и нормативных словарей; понимать информацию, представленную на странице интернет-сайта; понимать структуру таблицы, диаграммы, преобразовывать представленную в них информацию в текстовую форму;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования: формирование представления об основных функциональных разновидностях русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, изученные в 5-6 классах; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

сочинения и изложения

Для 9 класса данной рабочей программой предусматривается 102 ч для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.

Содержание курса русского языка в 9 классе

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Название раздела, темы

1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речь и речевое общение

Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств.

Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.

Поиск, анализ информации

Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.

Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.

Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписки, доверенности, заявления (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Культура работы с книгой и другими источниками информации.

Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи.

Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)

Функциональные разновидности языка

Язык художественной литературы

Функциональные стили (обобщение).

Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности.

Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности.

Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности

2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке

Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты

Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение).

Звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения

Соотношение звука и буквы (повторение)

Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Лексический анализ слова.

Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари

Части речи как лексико-грамматические разряды слов.

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.

Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.

Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание

Правила орфографии (повторение).

Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании.

Оформление диалога на письме

3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм.

Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет (повторение).

Речь и речевое общение

  • различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситуациях формального и неформального общения;
  • различать и использовать этикетный диалог, диалог-рас- спрос, диалог — побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения;
  • нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.
  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  • понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно-популярного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
  • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;
  • обсуждать и формулировать цели, планы совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  • извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  • соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;
  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;
  • соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию.
  • анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка

Общие сведения о языке

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  • различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;
  • иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Морфемика и словообразование

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования;
  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

  • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;
  • группировать слова по тематическим группам;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы;
  • опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
  • опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;
  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;
  • употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
  • различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

Язык и культура

  • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  • использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство, доказательство по аналогии;
  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных;
  • логично излагать свою точку зрения;

Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 9 классе являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 8 классе являются:

в области аудирования и чтения:

в области говорения и письма:

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 9 классе являются:

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

  • Объем: 401 стр.
  • Жанр:р усский язык, р усский язык 9 класс, ш кольные учебники по русскому языку
  • Теги:у глубленное изучение русского языка, у чебники ФГОС, ш кольная программаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Учебник может использоваться при работе в классах и школах с углублённым изучением русского языка.

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Отзывы 3

Отличный учебник! Нравится по нему не только работать мне как учителю, но (и это главное!) самим ученикам, для которых она написана: яркие иллюстрации, интересные тексты и задания. Единственное, что просто выводит из себя, это нумерация параграфов: каждый модуль с параграфа 1. При записи Д/з приходится указывать страницы, а это долго и громоздко.

Шмелев, Флоренская, Кустова - Русский язык. 9 класс. Учебник с приложением. ФГОС обложка книги

Аннотация к книге "Русский язык. 9 класс. Учебник с приложением. ФГОС"

Учебник нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5-8 классах; содержит систематическое изложение синтаксиса сложного предложения. Особое внимание уделено культуре речи.
Учебник строится по модульному принципу: каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: "О языке и речи", "Система языка", "Правописание", "Текст", "Язык и культура. Культура речи" и "Повторение".
В комплект входит аудиоприложение к учебнику, доступное для бесплатного скачивания на сайте издательства. Аудиоприложение содержит материалы к упражнениям, отмеченным в книге специальным значком. Вкладка "Приложение" включает правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-8 классах; учебные словари, учебные инструкции (алгоритмы различных видов лингвистического анализа, рекомендации по подготовке к диктантам, изложениям) и проектные задания.
Учебник может использоваться при работе в классах и школах с углублённым изучением.

Учебник нацелен на углубление и систематизацию знаний по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и лингвистике текста, полученных в 5-8 классах; содержит систематическое изложение синтаксиса сложного предложения. Особое внимание уделено культуре речи.
Учебник строится по модульному принципу: каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: "О языке и речи", "Система языка", "Правописание", "Текст", "Язык и культура. Культура речи" и "Повторение".
В комплект входит аудиоприложение к учебнику, доступное для бесплатного скачивания на сайте издательства. Аудиоприложение содержит материалы к упражнениям, отмеченным в книге специальным значком. Вкладка "Приложение" включает правила орфографии и пунктуации, изученные в 5-8 классах; учебные словари, учебные инструкции (алгоритмы различных видов лингвистического анализа, рекомендации по подготовке к диктантам, изложениям) и проектные задания.
Учебник может использоваться при работе в классах и школах с углублённым изучением русского языка.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Учебник включён в Федеральный перечень.
Допущено Министерством просвещения Российской Федерации.
7-е издание, стереотипное.

Читайте также: