Как сделать родной русский язык

Обновлено: 05.07.2024

Перед новым учебным годом родителям впервые предложили написать заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок, а для школьников наряду с таким предметом как русский язык ввели ещё и предмет родной (русский) язык.

Чем это объяснить?

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. NN 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования были внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, и родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.

Однако, при этом в национальных республиках не были решены проблемы русскоговорящих детей и им приходилось обязательно изучать национальный язык, так как это было предусмотрено образовательной программой школы, что создавало определенную социальную напряжённость в регионе и трудности в освоении программы при переезде родителей из одной территории в другую.

Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФГОС.

Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами образовательной организации, которые согласовываются с коллегиальным органом управления образовательной организацией.

Таким образом, закрепление на законодательном уровне обязательности изучения родного языка, в том числе русского языка в качестве родного языка, решило проблемы русскоговорящих детей в национальных республиках — теперь дети могут в качестве родного языка выбрать русский и отказаться от изучения национального.

Таким образом, оба предмета идут параллельно.

Таким образом, теперь в школах есть два разных предмета: русский язык как государственный язык и русский язык как родной язык для тех, кто его считает родным языком.

Программа, учебный план, учебник

Курс рассчитан на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов: первый год обучения — 70 час.; второй год обучения — 70 час.; третий год обучения — 35 час.; четвёртый год обучения — 35 час., и содержит по годам обучения три раздела: 1.Язык и культура; 2 Культура речи; 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Учебников по родному русскому языку, родной литературе или литературному чтению на родном русском языке в федеральном перечне пока нет, поэтому эксперты рекомендуют использовать учебник по русскому языку и литературе (литературному чтению), адаптировать его под изучение родного языка и использовать учебные пособия.

Подводим итоги

Итак, согласно Федеральному закону об образовании:

1. Есть два разных предмета: русский язык как государственный язык и русский язык как родной язык для тех, кто его считает родным языком.

2.Граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного.

3. Обучающиеся имеют право выбирать язык обучения, в том числе русский язык, независимо от своей национальности. Выбор осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

5.Список языков для изучения школа должна закрепить в локальном акте.

6.Если в одном классе учащиеся хотят изучать разные языки, то по аналогии с иностранными языками – можно разделить их на группы.

7.Родной язык и литературное чтение на родном языке – обязательные предметы и итоговые отметки по ним выставляются в аттестат.

8.Языки народов РФ могут изучаться за пределами национально-территориальных образований.

8. Количество часов на изучение предметов в учебном плане школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка, или не делать этого, если это не соответствует запросам учащихся.

Автор: Марина Сергеевна Никитина

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Автор: Маркушина Галина Михайловна

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Автор: Корчагина Татьяна Васильевна

Организация: МБОУ средняя школа №4 г. Выкса

Населенный пункт: Нижегородская область, г.Выкса

Аннотация

Авторы: Никитина Марина Сергеевна, Татьяна Васильевна Корчагина, Галина Михайловна Маркушина

Образовательная организация: городской округ город Выкса МБОУ средняя школа № 4

Тип урока: постановка и решение учебной задачи.

Цель - формирование у младших школьников навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм русского языка

Задачи (дидактические):

развитие познавательных умений анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал на основе открытия учащимися смыслоразличительной роли ударения в словах;

ознакомление с орфоэпическим словарём русского языка, правильным литературным произношением слов;

Ожидаемые результаты :

знать предмет изучения орфоэпии;

иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;

правильно произносить слова;

находить и исправлять орфоэпические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Оглавление

  1. Характеристика класса с. 3 - 4
  2. Этапы урока и хронометраж с. 5 – 6
  3. Пояснительная записка с. 7 - 8
  4. Сценарий урока с. 9 – 21
  5. Литература с. 22

Характеристика класса

Для определения уровня развития познавательных процессов школьным педагогом - психологом были проведены специальные

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод: у большинства учащихся уровень развития познавательных процессов средний.

Анализ результатов диагностической методики Н.Г.Лускановой для оценки школьной мотивации показал, что 5 человек (20%) имеют

высокий уровень школьной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все

предъявляемые школой требования.

У 15 человек (60%) хорошая школьная мотивация. Они успешно справляются с учебной деятельностью.

У 5 человек (20 %)положительное отношение к школе, которая интересна им внеучебной деятельностью.

Среди мотивов преобладают:

учебный, который проявляется в наличии познавательных потребностей;

социальный, связанный с желанием детей занять определенное место в системе доступных им общественных отношений;

мотив получения положительной оценки (одобрения, похвалы).

Учитывая уровни познавательных процессов и сформированности навыков учебной деятельности, характер школьной мотивации, всех

учащихся класса можно разделить на 3 группы:

1. ​ Учащиеся с высоким уровнем развития (6 чел. – 24%). Они самостоятельно строят свои учебные действия. Учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок. Учащиеся обладают слуховой памятью, логическим мышлением. Навыки самоконтроля сформированы. Быстрый темп работы. Ведущий мотив – наличие познавательных потребностей.

2. ​ Учащиеся со средним уровнем развития (14 чел. – 60,9%). Они понимают содержание материала. Отличают существенные признаки

от несущественных, но учебные действия усваиваются на ограниченном материале. Обладают наглядно-образным мышлением. Темп работы

средний. Ведущие мотивы – социальный и мотив достижения успеха.

3. ​ Учащиеся с низким уровнем развития (5 чел. – 20%). У учащихся этой группы трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,

недостаточна развита мыслительная деятельность. Имеют зрительный тип памяти и наглядное мышление. Самоконтроль отсутствует. Темп

работы низкий. Учебная мотивация снижена, познавательные интересы развиты слабо.

Эти психолого-педагогические особенности учитывались при составлении проекта данного урока.

Этапы урока и хронометраж

0,5мин

1.Чтение стихотворения Я. Козловского

2.Письменные ответы на вопросы (работа в парах)

5. Распределение слов на группы (работа в парах)

10 мин

2.Определение темы урока

3.Определение целей урока

7мин

Включение новых знаний в систему знаний и повторение:

1.Алгоритм работы со словарем

2. Практикум работы со словарем

3. Наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения

(работа в группах)

17мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(домашнее задание предлагается на выбор)

1,5мин

Итог урока

4мин

Пояснительная записка

П остановка и решение учебной задачи

Основная педагогическая цель

Формирование у младших школьников навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм русского языка

Основные задачи урока

развитие познавательных умений анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал на основе открытия учащимися смыслоразличительной роли ударения в словах;

ознакомление с орфоэпическим словарём русского языка, правильным литературным произношением слов;

Универсальные
учебные
действия
(метапредметные)

Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал по заданному критерию;

умение формулировать проблему, определять способы ее решения с помощью учителя;

строить логическое рассуждение;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, словарей;

Коммуникативные:

умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого;

умение работать в парах, группах.

Регулятивные:

умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи;

умение последовательно выполнять все операции по алгоритму.

умение ставить цели своей деятельности на уроке;

умение корректировать свою деятельность; адекватно оценивать.

Личностные результаты:

познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;

эмоционально-ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения родного языка (русского).

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно - иллюстративный , частично - поисковый, практический.

Информационно-коммуникационные, технология групповой работы на уроке, самооценки

знать предмет изучения орфоэпии;

иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях;

правильно произносить слова;

находить и исправлять орфоэпические ошибки, объяснять причины их возникновения.

карточки для групповой работы

Сценарий урока

Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

Всех – кто хочет расширить свой кругозор.

Всех – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Всех – кем движет великая сила – любознательность.

Всех – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаем на урок родного языка.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1) Учитель читает стихотворение Я. Козловского.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

- Как вы думаете, ребята, почему этими словами я начала наш урок? (Наверное, мы сегодня будем работать со словарями)

- Почему автор, Яков Козловский сравнивает словарь с государем? (В словаре есть определенные правила)

- Какие подданные живут в его государстве? (Слова, которые подчиняются этим правилам)

2) У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и опыт работы с ними.

Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

-Возьмите лист, на котором изображен вопросительный знак. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить. (Работа в парах)

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? (Толковый словарь)
2. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь? (Словарь синонимов)
3. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь? (Орфографический словарь)
4. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду? (Фразеологический словарь)
5. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? (Словарь антонимов)
6. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? (Словарь иностранных слов)

Проверка по ключу

3) Ребята, давайте понаблюдаем, какую роль выполняет ударение в словах.

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)

- Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

-Почему же с мальчиком произошла смешная история? (Перепутал ударение в слове)

- Какой вывод можно сделать? (Значение некоторых слов зависит от постановки ударения в словах)

4) Ребята, какой слог может быть ударным в словах русского языка?

Выберите правильный ответ:

а) Только последний слог.

б) Только первый слог.

в) В словах русского языка не бывает ударного слога.

г) В русском языке ударным может быть любой слог в слове.

5) Из конверта, лежащего на ваших партах, возьмите картинки . Подумайте на какие группы их можно распределить. (Работа в парах)


Цель: Воспитание уважения к своему языку, привлечь внимание к живому слову. Обучать работе с этимологическим словарём, правильно употреблять слова и правильно их произносить. Развивать речь учащихся, память, внимательность, любознательность.

метапредметные: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;

личностные: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Формы организации деятельности детей: индивидуальная, групповая.

Оборудование: плакаты с надписью, медали командам, жетоны для поощрения, карточки со словами.

Ход занятия

Организация класса.

Мотивация к учебной деятельности.

- Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

- Запишем отгадку.

- Подчеркнём многозначность отгаданного слова.

Постановка темы и цели занятия.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море – море слов

- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем языке, о его роли в нашей жизни. Как зарождалась речь.

4. Основное содержание.

Учитель. - Как вы думаете, зачем нам нужна речь?

Учащиеся. – Речь нам нужна для того, чтобы общаться друг с другом. Если бы не было речи, человек не мог бы размышлять, обмениваться мыслями. Люди не могли бы выразить словами чувства привязанности, дать толковый совет, предложить помощь.

Учитель. – А кто знает, как зарождалась речь? (Ответы учащихся).

- Теперь послушайте рассказ учеников.

Ученица. – Давным – давно люди совсем не умели разговаривать, хотя все у них для этого было6 и достаточно развитый мозг, и органы речи.

Удивительно, не правда ли? пппппппппппппппппппппппп

Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умели изъяснять всё по-своему. Но у человека всё по-другому: только что родившийся не умеет говорить, каждому ребёнку надо этому учиться. Но кто же обучал речи самых первых детей, если сами взрослые не умели говорить?

Ученик. Никто точно не знает, но предполагают, что примерно 25 тысяч лет назад. Люди научились говорить, потому что остро нуждались в общении и очень зависели друг от друга. И мы должны любить и беречь свой родной язык.

Учитель. Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная. Кто-нибудь знает из вас знает, как эта наука называется?

Цель словарей – привлечь внимание к живому слову, заинтересовать школьников русским языком, пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углублять в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием. Этимология – наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного, и любознательного обязательно ждут открытия.

Есть этимология научная, основанная на фактах и серьёзных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. рррррррррррррррр

Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например, конь и козёл – гимнастические снаряды, кошки у верхолазов – специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка – прибор без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии.

Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.

Никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории.

Сейчас я вам загадаю загадку, а отгадки объяснят учащиеся, т.е. расскажут об их происхождении.

1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это…? (Карандаш)

Свой путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма.

Ученица. 2. Кое-кто о школе.

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет. (Глобус.)

- Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий.

Ученик. 3. То в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

Учитель. – Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.

Пока молод ум, свежо и своеобразно восприятие, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте учиться любить слово, а значит, и родной язык, и родную историю.

- А теперь мы с вами поиграем. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Выбрать капитана.

Девиз гласных: «Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Девиз согласных: «А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

I конкурс.

А по русскому у нас

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Ищем дружно. (орфограммы)

Тридцать три подружки

Друг за другом встанут,

Все слова составят. (Буквы)

Если слог мы выделяем

При его прочтении,

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Если гласная —. (безударная)

С вопросом предложения

Я позабыл в волнении

Обозначает действие предмета

И гордо называется. (глагол)

Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Называется просто — . (грамматика)

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Составляет. (грамматическую основу)

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто.

После слов тех — . (знак вопроса)

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —. (восклицательный)

Это был монолог.

Стала речь —. (диалог)

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое. (Окончание)

Она выражает значение слова

И называется просто — . (основа)

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю. (точку)

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Наши действия — не вздор,

По составу то. (разбор)

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют? (Род)

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

А проще. Так. (служебные)

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется. (красной строкой)

На доске для каждой команды написаны слова, но буквы в этих словах перепутаны. Вам нужно будет составить правильные слова:

СНКИО – носки, носик

Конкурс III.

Теперь мы проверим наши знания алфавита. Я раздам вам карточки со словами, а вы должны собрать их в алфавитном порядке. Кто соберёт правильно быстрее, тот получит очко.

Смородина, абрикос, помидор, груша, черника, баклажан, огурец, заяц, гнездо, ананас, машина, футбол, хоккей, городки, лапта, теннис.

Я засекаю время, а вы должны придумать и записать слова на ту букву, которую выбрали.

Кто напишет больше слов, тот выиграет.

(Причём слово должно обозначать предмет.)

Отгадать знаки препинания.

Вечно думая над смыслом,

И не знаю, что сказать?

Что ответить? Промолчать?

Я всему всегда венец;

Предложению конец. Кто я? Быстро отгадай

И рассказ свой продолжай.

Мы три подружки и сестрички,

Стоим в конце любой странички.

Там, где что-то не сказали,

Или что-то не узнали.

Рад стараться! Класс! Ура! Бурным чувствам нет конца! Не уймет себя никак.

Кто поставит и объяснит, тот получит очко. Это предложение на смекалку. На этом наши конкурсы закончились, теперь давайте посчитаем очки.

- Теперь подведём итоги нашего занятия.

С какой новой наукой мы сегодня познакомились?


-75%

Читайте также: