Как сделать риторический рисунок

Обновлено: 04.07.2024

На первый вопрос ответ такой:
Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен, например:

Ну как такового его нету, но я понимаю это так:
-Оу, ты крутой!
-Спасибо)
и ответа
"-не за что" быть не должно. вот и пример.
и ещё вышесказанное меня невероятно бесит, ну когда говорят не за что

Чтобы не попасть впросак и научиться правильно реагировать на нестандартные речевые обороты, проясним, что значит риторический вопрос и зачем его задают.

Девушка задает вопрос

Риторический вопрос: что это такое и откуда взялся

В сущности, риторический вопрос – это речевой оборот, который вопросом не является и потому ответа не требует.

Его характерная черта – условность. Иначе говоря, вопросительная интонация (что это?) здесь употребляется не по прямому назначению, она условна. Такой вопрос-утверждение при желании легко превратить в обычное предложение.

Риторический вопрос это.

Примеры риторических вопросов

Мастера красноречия

Эти мастера красноречия довели до совершенства методику публичных выступлений, где успешно применяли особые фигуры речи – словесные конструкции, придающие выразительность, эмоциональность, стилистическую значимость. В их число входили и риторические вопросы.

Примечательно, что античные ораторы считали такие обороты некими отклонениями, отличными от обыденной речи, ее своеобразным украшением. Сегодня все поменялось, и риторические вопросы стали естественной частью речи.

Примеры риторических вопросов

Эти примеры в изобилии встречаются в литературе, помогают отразить личностные переживания героев, раскрывают их внутренний мир.

Есенин

А вот слова Тургенева:

Тургенв

Ну, и еще примеры таких хитрых обращений, которые мы часть используем в обиходе:

Примеры риторических вопросов

С риторическими вопросами обращаются и к воображаемому собеседнику. В качестве такового может выступать природное явление, мировое сообщество, животные, предметы.

Ругают кота

Виды риторических вопросов

Риторические вопросы могут быть:

    Побудительными. Они призывают к действию. По существу это просьба-директива, приказ, но сформулированный в мягкой форме. Типичный пример – мама, спрашивающая у ребенка:

Человек в непонятках

Где и с какой целью задают риторические вопросы

Вопросы, не требующие ответа – это частое явление в художественной литературе и публицистике, без них не обходятся ни одни политические дебаты или статья на общественную тематику.

Повседневное бытовое общение наполнено риторическими вопросами: сами того не замечая, люди мастерски пользуются наследием античных ораторов. Этот древний прием применяют для того, чтобы:

  1. сделать речь более выразительной, придать ей эмоциональную окраску;
  2. подтолкнуть аудиторию или собеседника к нужным выводам;
  3. пробудить внимание к собственной персоне, выступлению;
  4. переключить внимание на вещи, воспринимаемые автоматически;
  5. побудить собеседника к каким-либо действиям;
  6. получить дополнительный повод сослаться на опыт знаменитости, известной личности;
  7. перейти от одной мысли, аспекта или темы к другому блоку (риторический вопрос выступает в качестве эффектной связки).

Оратор

Эта фигура речи может использоваться, чтобы поставить собеседника в неловкое положение, спровоцировать его на какие-либо ответные действия.

Инструкция по применению

Эта фигура речи часто используется как ораторский прием. С помощью риторических вопросов выступающий не только может привлечь к себе внимание и придать тексту выразительность. Они выручают, если утеряна нить выступления, и надо чем-то заполнить образовавшуюся паузу.

С трибуны

  1. Важна грамотная формулировка: вопрос должен звучать просто, без тяжеловесных конструкций и непонятных терминов.
  2. Следует исключить двусмысленность и недопонимание. Четкость и предельная ясность – прежде всего.
  3. Подобные фигуры речи требуют отчетливого произношения, сопровождения уверенной мимикой и жестикуляцией.
  4. Какой эффект должен произвести тот или иной риторический вопрос – стоит обдумать заранее.

Общение с аудиторией

Конгрессмены

Риторические вопросы – средство, которым нужно пользоваться дозированно. Особенно это касается общения с детьми. Если ребенок привыкнет, что к нему постоянно обращаются с условно вопросительной интонацией, именно так он станет воспринимать все другие вопросы, где ответ действительно нужен и важен.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Возможно, еще один элемент риторического вопроса: то что кажется — это наиболее глупым. Хотя в вопросе можно видеть очевидность ответа.

При желании можно и на риторический вопрос ответить, да так, что автор вопроса не будет ожидать такого ответа и это будет замечательным ходом в полемике.

Риторические вопросы отнюдь не всегда настолько очевидны, как кажется говорящему. Потому, эффект от них часто слабее, чем ожидает оратор.

Напротив, риторические вопросы в большинстве случаев задаются человеком, который много размышлял над вопросом и имееет по этому поводу свою точку зрения и хочет чтобы аппонент высказался, хотя у него уже заготовлен ответ на мнение аппонета.

Мы с вами не первые, кто выступает перед публикой. И не вторые. И не. Ну вы поняли. Уже две с лишним тысячи лет как минимум существует целая наука (или искусство?) - риторика. А создали ее древние греки и римляне, у которых интернетов и телевизоров не было, поэтому единственная для них возможность донести свою мысль - выйти на площадь и произнести РЕЧЬ.

Обстоятельства жизни изменились, а риторика, как и сам человек, - не очень. Так что Цицерон создавал свои трактаты о риторике и для нас с вами тоже. По-домашнему ласково правила подготовки выступления называют "риторической рукой" - этих правил пять, и они всегда при нас, чтобы не забыть.

Риторическая рука

"Изобретение"

Здесь мы определяем, что и зачем будем говорить. И кому, что немаловажно. Мы должно хорошо разбираться в предмете, чтобы увидеть его во всей полноте и выбрать нужный аспект.

Об этом "пальце" мы подробнее говорили здесь и здесь .

"Расположение"

Композиция выступления. Мы собираем все элементы, которые нам нужны для изложения наших мыслей, и располагаем их в нужной последовательности.

Это нам нужно для того, чтобы проверить, хватает ли у нас аргументов, иллюстративного материала для подтверждения наших тезисов.

Это нам нужно для того, чтобы выстроить свой рассказ логично и последовательно.

Это нам нужно еще и потому, что, начиная, мы должны очень ясно представлять себе, чем закончим. Нельзя пускать речь на самотек, нельзя додумывать по дороге - всё должно быть продумано и подготовлено заранее. Вот если мы хотим заполнить время до начала сеанса в кино или едем на поезде из Калининграда во Владивосток - тогда пусть идет как идет.

"Подбор слов"

Когда есть основа, по ней уже можно вышивать. Что же входит в это третье правило?

  • Хороший, чистый язык. Да-да, развитие словарного запаса (как его развивать - читайте здесь , здесь , здесь и здесь ) и соблюдение правил языка.
  • Ясность . Облегчайте слушателем понимание ваших слов, не запутывайте замысловатостями и путанностями.
  • Уместность . Бывает, что слова вроде правильные, красивые, но совершенно не там используются. В дружеской беседе дико звучит официально-деловой стиль, а в квартальном отчете - разговорно-слэнговый.
  • Украшенность . Сухая, хоть и правильная речь никого не тронет. Есть и совсем простые приемы, способные сделать нашу речь выразительной и интересной.

Все эти критерии должны быть гармонизированы - если будет фонить один, получится перекос.

"Запоминание"

В Древнем Риме никто не говорил по бумажке (и бумажек-то никаких тогда не было, а только дорогой пергамент). Ораторы готовили свое выступление так, как сказано выше, а потом много раз тренировались произносить его по памяти. Мнемотехника появилась именно тогда.

Ладно, у нас-то с бумажками, планшетами, экранами проблем нет, почему нам тоже надо запоминать?

Потому что заученная речь и выглядить заученной, неживой. Потому что, вспоминая свой текст, мы перестаем общаться с аудиторией. Потому что письменная речь отличается от устной - она сложнее и по лексике, и по структуре.

Идеально - когда у нас есть хороший, отработанный план-скелет нашего выступления и свободное пространство вокруг, где мы можем в меру импровизировать.

"Действие"

И вот когда речь уже полностью готова и даже многократно отрепетирована, можно выступать - действовать.

Оратор во время речи уже не продумывает план, не вспоминает удачные примеры, не волнуется по поводу своего внешнего вида. Всё это он уже продумал, подготовил и отрепетировал. Теперь его задача - вести диалог с аудиторией. Да, любое выступление - это не монолог, а диалог, хотя произносить слова будет только один человек.

Да, это правильная поза , хорошая жестикуляция и артикуляция , но прежде всего - энергетический посыл, отдача, послание, которое один человек обращает к другим.


Чтобы максимально раскрыть тему речи, сделать выступление живым, используют риторический прием. Несмотря на существование огромного их числа, не все люди используют приемы в своих выступлениях. Существует огромное количество методов, позволяющих хорошо выступить, привлечь внимание публики, добиться эффективного результата.

Что представляет риторический прием

Успешность выступления оратора

Толковый словарь С. И. Ожегова показывает такое определение риторического приема: ораторский метод, который ориентирован на отрицание или экспрессивное утверждение. Речевые обороты будут уместны, если ими уметь пользоваться.

Риторика – это наука, направленная на исследование закономерностей и правил поведения в речи. С ее помощью получают навыки мастерства публичного выступления, развивают ораторские способности. Человек воздействует на слушателя через разумное и эффективное выражение мыслей. Особое значение имеют изобразительно-выразительные средства.

С помощью закона гармонизирующего диалога пробуждают чувства и мысли, переходя из монолога в диалог. Слушатели движутся вперед с помощью ориентации и продвижения во время речи. Эффективное речевое воздействие с риторическими приемами происходит с использованием правильно построенных предложений и резюмирующих фраз. Важно, чтобы речь была эмоциональной, доставляла удовольствие.

С помощью риторики объясняют законы красноречия. Понятие появилось в начале XIX века, разделило красноречие на две части: общую с исследованием стиля речи и частную с составлением деловой документации.

Выразительные средства языка

Этапы работы оратора

Лексическая система многолика. Постоянное обновление принципов, способов и признаков в пределах текста предоставляет возможность обновлять речевую выразительность. Риторические приемы и изобразительно-выразительные средства языка поддерживаются образным мышлением читателя. Создание определенных условий приведет к тому, что речь станет более выразительной.

Необходимо самостоятельное мышление, сознание, деятельность автора речи. Он должен быть заинтересован в том, о чем говорит и пишет. Важно знать выразительные возможности языка. Оратор должен систематически осознанно тренироваться.

Выразительность влияет на усиление и ослабление всех элементов. К ним относятся звуки, синтаксические единицы, интонация, артикуляционная нечеткость, лексическая бедность, однообразие в построении речи. Лексика предлагает использование риторических приемов аргументации, доказательства, подачи материала с помощью особых средств. Ораторы часто обращаются к:

  • Эпитетам.
  • Синекдохе.
  • Метонимии.
  • Аллегории.
  • Иронии.
  • Олицетворению.
  • Перифразам.
  • Сравнению.

Есть возможность сделать речь выразительной с помощью синтаксиса и его стилистических фигур. Выступающий использует риторический вопрос, обращение, оксюморон.

Жанры ораторского мастерства

Выразительные средства языка

Ораторское искусство состоит из разных риторических жанров. К ним относится лекция, доклад, дискуссия, диспут, тезис, лозунг. Разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Отличается такими характеристиками, как коллективность и массовость адресата, значимостью темы, подготовкой к выступлению.

Сформированные умения и навыки считают ораторским искусством. Изучает эти умения риторика. Сейчас эти два термина трактуются шире. Представляют собой разновидность взаимодействия, которое происходит после постановки цели, планирования воздействия, прогноза результата. Красноречие присутствует в русском языке давно. Виды отличаются в зависимости от сферы выступления.

  • К политической относится парламентская речь, митинг, обращение депутата или президента.
  • Академическая сфера включает в себя доклад, лекцию, научную дискуссию.
  • В судебную входит выступление адвоката, ответчика, прокурора.
  • Обычная жизнь представляет собой социально-бытовую сферу с комплиментом, застольной речью.
  • К духовно-нравственной относится проповедь, речь миссионера.
  • К дипломатической причисляются переговоры, нота, правительственное заявление.

Ораторское мастерство считают искусством. Античные деятели считают, что ему можно научиться.

Правила красноречия

Правила красноречия

Есть несколько правил, которым должен следовать будущий оратор. Придерживаясь их, он сможет легко завоевать аудиторию:

  1. Слушатели должны быть в центре внимания. Необходимо сосредоточиться на интересах аудитории, следить за реакцией на сказанные слова.
  2. Важны отношения: оратора к аудитории, выступающего к содержанию речи, слушателей к содержанию речи.
  3. Обязательно ставят цели выступления.
  4. Применяют язык тела.
  5. Придают голосу выражение.
  6. Умеют отвечать на вопросы.

Каждую мысль доказывают, аргументируют. Речь отличается стройностью, достоинством. Выступление должно принести максимум пользы и эстетическое удовольствие. Эти правила нужно запомнить, сделать руководством к действию.

Этапы работы оратора

Выступления в литературе

На каждом этапе ораторской деятельности предусмотрены риторические приемы в тексте, которые отличаются в зависимости от назначения приготовленного выступления. Первый называют инвенцией. Выступающий разрабатывает предмет речи, стратегию, подбирает материал.

Речь будет впечатляющей, основанной на глубокой мысли. Риторические приемы с примерами помогут определить, какие способы передачи информации необходимо выбрать для общения с аудиторией.

Инвенция – это не изобретение нового, а использование правил и приемов для сбора наиболее полной информации, установление связи между мыслями. При подборе материала используют собственные наработки, наблюдение, рассуждение, литературу.

Следующий этап – аргументация. Оратор подбирает тезисы, подтверждающие или опровергающие мнение. Риторика предполагает приведение случаев из жизни, примеров. Логика – обоснование сказанного и вывод. Оба эти понятия тесно переплетаются.

Диспозиция представляет собой структуру выступления. Вместе с использованием риторических приемов необходимо последовательное изложение материала. Это происходит при делении тем на микрожанры, которые и составляют полную композицию. В обычном понимании – это введение, основная часть и заключение. Начало и конец являются самыми информативными.

Элокуция – это раздел, который необходим для подготовки выразительности и эффектности. Он объединяется со стилем. Так происходит создание образа реальности, слог становится живым, легким, гармоничным. Целью оратора является построение текста и каждой отдельной части. Выступающий совершенствует мысли, грамотно конструирует фразы, подбирает уместную лексику.

Однородность и разнородность аудитории

Сложность выступления зависит от того, однородной или неоднородной будет аудитория. Первая категория слушателей имеет приблизительно одинаковый возраст. На одном уровне находится их интеллект и осведомленность. Им преподносят информацию в упрощенной форме, например, когда аудитория детская.

Когда зрители проявляют равнодушие, применяют захват и удержание аудитории с помощью эмоциональности, ярких образов, обращения к отдельным слушателям, должно возникнуть ощущение об информировании, а не о желании в чем-то переубедить.

Выступление перед специалистами подразумевает риторический прием с преподнесением новой информации. Важно использовать диалог, убеждение с помощью аргументов. Речь произносится в быстром темпе. Ригидные слушатели не готовы менять свою точку зрения, поэтому выступление готовится в информационном варианте.

Для выступления успешного оратора

Выступления в литературе

Как подготовиться к выступлению

Сравнение и метафора. Одним из основных риторических приемов является сравнение. Он применяется так часто, что люди сами не замечают, что используют его в различных выступлениях. Необходим, когда нужно донести числовую информацию. Понять, что представляет собой диаметр в два миллиарда километров сложно, а если сравнить величину с горой Эверест, становится понятно.

Повтор. Важные ключевые моменты повторяют не менее двух раз. Делать это нужно для того, чтобы слушатель вернулся к теме докладчика. Создается впечатление, что информация новая, а на самом деле ее передают другими словами. Слушатель выдаст мысль оратора за свою, речь станет убедительной. Вставлять повтор нужно там, где это необходимо, чтобы повысить интерес.

Есть несколько способов использования риторических приемов в виде повтора. Чтобы сделать акцент, мысль передают точь-в-точь. Вариативно изменяют предложение, оставляя главную мысль. С помощью расширения предложение оформляют новыми образами. Это необходимо, когда ключевой тезис потерялся в общей массе сказанного.

Цитирование. Такой способ необходим, чтобы вызвать доверие у малознакомых людей. Используют высказывания лидеров и общественных деятелей. Выдержки из исторических документов, изречения философов делают передачу информации достоверной.

Аллегория. Передача отвлеченного понятия через конкретный образ. Часто можно встретить олицетворение муравья и трудолюбия, осла и упрямства. Это сложный прием, который требует хорошего ораторского искусства и подготовки.

Гипербола. Используется в том случае, когда оратор уверен, что сказанное им не будет восприниматься, как выдумка. Выступление не должно быть слишком эмоциональным и пафосным. Такие риторические приемы на уроке литературы применяют, чтобы наглядно показать, как автор подчеркивает те или иные свойства предмета.

Риторическое обращение. Высказывание адресуется неодушевленному предмету. Прием риторического обращения усиливает выразительность речи. Главная задача – стремление выразить отношение к предмету, дать ему характеристику. Своеобразный оборот речи употребляется с вопросительной или восклицательной интонацией.

Как воздействовать на публику

Жанры ораторского мастерства

Риторический вопрос. Задают, чтобы заставить аудиторию активно размышлять, рассуждать. Оратор задает вопрос, на который нет ответа, и дает время подумать.

Вставка. Важный риторический прием, в котором фразу вставляют как бы между прочим. И зал становится соучастником, а не сторонним наблюдателем. Это способ, помогающий привлечь аудиторию к обсуждаемой проблеме.

Намек. Некоторые риторические приемы в публичном выступлении необходимы для того, чтобы не говорить напрямую о событии или явлении. Не подходит для искушенных слушателей. Если не будет понятно, о чем говорит оратор, намек останется незамеченным.

Цепь. Способ передать информацию с помощью фразы-сенсации, чтобы вызвать шок. После этого выстраивается логическая цепочка, в ходе которой и станет понятным смысл первой фразы. Метод помогает надолго приковать внимание публики. Чем длиннее цепочка, тем сильнее напряжение.

Неожиданность. Подходит для малоактивной аудитории. Застает врасплох, производит впечатление. Применяют редко, в нужный момент, чтобы не сгладить эффект.

Фрейминг. Важно, чтобы оратор умел преподносить один и тот же материал в разных обстоятельствах. Это один из риторических принципов и приемов манипулирования массовой аудиторией, является неотъемлемой частью нейролингвистического программирования. Помогает изменять оттенок восприятия вещей.

Эффект новизны. Внимание аудитории рассеивается через 20 минут, затем его сложно удержать. Человеческий мозг не воспринимает одну информацию долгое время. В докладе должны присутствовать короткие выступления. К ним относятся шутки, забавные примеры из жизни. Это дает возможность слушателям отдохнуть. После этого информация снова воспринимается аудиторией. Кроме того, важно вводить новую информацию по основной теме. Ее не следует раскрывать в начале выступления.

Призыв. Способ воззвать к чему-либо. Работает в том случае, когда слушатели положительно относятся к выступающему и поддерживают его идеи. К залу обращаются двумя-тремя фразами, призывая совершить какое-то действие. Оратор должен быть полностью уверен в симпатии аудитории, иметь желание создать яркий образ идеи в умах слушателя с непосредственным их участием.

Как развивать риторическую речь: этапы

Для развития риторической речи необходимо пройти несколько этапов. Это позволит применять основные риторические приемы на любом выступлении независимо от аудитории.

На первом этапе появляется мысль, которую необходимо развивать. Но делать это нужно на бумаге. Перед собой ставят вопрос, как написать, чтобы было понятно всем присутствующим? Первый набросок перечитывают несколько раз. После исправления ошибок читают с интонацией. Это позволит заполнить пробелы, скорректировать то, что не нравится.

Второй этап более сложный. Краткость считают сестрой таланта, поэтому написанный доклад необходимо уменьшить. Для этого текст читают два раза: первый медленно, второй быстро. Оратор увидит, имеются лишние записи или слова, повторения. Если доработка не требуется, приступают к следующему этапу.

Понадобится диктофон или гаджет с функцией записи. Необходимо сделать запись подготовленного выступления так, что не было неудобств. Оратор сам должен удивиться своим достижениям. Частая практика такого метода поможет сделать мысли понятными. Голос становится интонационно богатым, разум работает быстрее.

Как говорить о сложном

Выступление перед специалистами проходит достаточно легко. Если же приходится выступать перед публикой, которая не разбирается в теме, понадобится тщательная подготовка. Применяют примеры и образы, рассказывают короткую историю, рисуют воображаемую ситуацию.

В деловом ораторстве риторические приемы с примерами в разговорной речи подбирают с учетом нескольких факторов. Первый – характеристика присутствующих. Выступающий должен учитывать национальность присутствующих, разбирается ли публика в теме выступления, развита ли культурно. Второй предполагает содержание и характер выступления. Не допускают авторитарный тон, к людям проявляют доверие, советуются в процессе подачи информации. Третий фактор – объективное оценивание оратором личных качеств.

Выделяют несколько видов общения:

  • С помощью менторского поучают.
  • Одухотворяющее необходимо для возвышения людей, чтобы вселить в них веру в личностные качества.
  • Конфронтационная разновидность предполагает желание не возражать, соглашаться с оратором.
  • Информационный – необходим для передачи сведений слушателям.

Деловые люди не используют последний вид речи. Чаще выбирают одухотворяющую манеру общения, в некоторых ситуациях конфронтационную. Оратор применяет такие принципы воздействия, как ассоциативность, доступность, интенсивность, экспрессивность.


В разговорной речи используют определенный набор инструментов. Применяют визуальный имидж, эффект первых фраз, аргументацию, релаксацию, интонации и паузы. Первый вид предполагает впечатления о внешнем виде выступающего. У слушателей это вызывает симпатию или антипатию. Позитивное влияние оказывает элегантная манера общения, доброжелательность и открытость.

Для корректировки первого впечатления необходим эффект первых фраз. Главный критерий – заключенная в них информация. Она может быть уже известной, но подаваться в новой интерпретации с оригинальными примерами. Оратору необходимо иметь набор фраз, ориентированных на определенных слушателей.

Эффект аргументации связан с логикой выступления. Это придает выступлению обоснованность и убедительность. К теории относится концепция, научное положение, гипотеза. Эмпирическая аргументация – это факты и цифры со статистическими показателями. В каждом выступлении присутствуют оба метода.

Квантовый выброс информации – это риторический прием, необходимый для поддержания внимания аудитории. Выступающему необходимо продумывать мысли и аргументы по всей речи. Это приведет к активизации внимания слушателей с помощью периодического выброса новой информации.

Наука обучения красноречию

Решить проблему можно на курсах или тренинге. При самостоятельной подготовке узнают, какая будет аудитория. Зная, кто входит в массу присутствующих, речь корректируют таким образом, чтобы вызвать интерес. План выступления составляют заранее. Он поможет, когда оратор не умеет импровизировать, слишком сильно волнуется. Выделяют ключевые моменты, включают графики, таблицы, схемы. В заключении обязательно повторяют главную идею.

Нельзя затягивать выступление, так как не каждый заинтересованный слушатель сможет долго высидеть. Важно быть лаконичным, использовать четкие и понятные фразы. Риторика – это не только умение излагать свои мысли, а и способность делать их понятными. Оратор учится заряжать публику своими идеями. Голос должен быть поставленный, развита мимика. Это позволит сделать подачу текста эмоциональной, более близкой для публики.

Главная цель выступления – это не информация, а донесение своей точки зрения. Если оратор сумел убедить аудиторию, выступление состоялось. Использование приемов – важная составляющая, позволяющая добиться убеждающего эффекта.

Читайте также: