Как сделать ритмический рисунок

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 28.09.2024

Песня – завораживающее явление в мире музыки, звуки, которые воедино сливающиеся со стихами. Можно предполагать, что гитара обрела популярность благодаря песенному жанру. Компактность и широкий диапазон, гитара, номер один инструмент для аккомпанемента, людей, которые любят петь песни под гитару. Гитара незаменимый инструмент для профессиональных музыкантов, играющих в разных стилях музыки, начиная от рока, блюз заканчивая музыкой в стиле самба, джаз и фьюжн.

Мы уже рассматривали тему аккомпанемента (арпеджио для правой руки), это прекрасная техника игры на гитаре, которая добавляет песням легкости и лирического настроения. Но что делать, когда песня активная, с напористым звучаниям и мы хотим создать контраст между куплетом, припевом или бриджем?!

Несомненно, нужно овладеть техникой игры ритма на гитаре. Сегодняшний урок про ритм гитару и ритмические рисунки на гитаре.

Законы Ритма

Нужно правильно играть, читать ритмические рисунки на гитаре и понимать принципы, от которых отталкиваются гитаристы профессионалы. Все начинается с понимания теории о длительностях нот.

Попробуйте проследить за движениями правой руки гитариста, который играет гитарную ритм партию, вы заметите, что правая рука гитариста играет то вверх, то вниз. Запомните два символа в гитарной теории.


  1. Удар правой руки вниз
  2. Удар правой руки вверх

Как играть ритм - четверти

За основу берем такт 4/4 и пишем в нем четыре четверных ноты. Каждая записанная нота, это удар правой рукой вниз.


Запомните, четвертные длительности играются ударами вниз. Часто на занятиях я привожу прекрасный пример: при игре отбивать ногой каждую четвертную долю. Если и вы это сделаете, вы заметите что движение медиатора и ноги совпадают. Вы можете слушать вашу любимую песню отбивая ногой в такт, заметив, что пульс песни приходит на удар ногой вниз.

Как играть ритм - восьмые

Выпишем в такте восьмые длительности.


Проанализируем движение правой руки.

На сильную долю (1 – 2 – 3 - 4) у нас приходятся удары вниз, но у нас появились восьмушки, в этом случае, на слабую долю правая рука играет удары вверх. Получается эффект маятника, когда рука играет каждую долю, вниз - вверх.

Вспомните о примере с ногой, играйте и отбивайте ногой каждую долю, чтобы заметить полную координацию правой руки и вашей ноги. Когда вы играете рукой удар вниз, нога опускается вниз, играете рукой вверх на слабую долю, нога подымается вверх. Это важный принцип игры ритмических рисунков, основа. Рассмотрим примеры.


Первый паттерн, который я рекомендую выучить и ощутить магию акцентов. Добавьте акценты, на вторую и четвёртую долю, почувствуйте, как характер ритмического рисунка резко изменился.





В заключение хочу отметить, я хотел поделиться принципом игры ритмических рисунков. Это очень интересная тема, но часто вызывающая множество вопросов. Важно каждый рисунок проиграть вместе с метрономом до выработки автоматизма в правой руке. Желаю вам всем достижения поставленных целей и творческого вдохновения.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Простые ритмические рисунки для барабанщика,

начинающего играть в составе детской рок-группы,

не владеющего нотной грамотой, имеющего хорошее чувство ритма

Без барабанщика трудно представить современную музыкальную группу, будь то джаз, рок или поп.

Барабанщик, умеющий задать ритм композиции, ценен для каждого музыкального коллектива.

Обучающиеся, начинающие играть, в составе рок группы, сами проявляют интерес к освоению ударной установки. Каждый обучающийся в ходе проведения занятий может, в той или иной степени, освоить данный музыкальный инструмент.

Самое первое, что нужно сделать, и это делают большинство педагогов художественной направленности, где работа объединения связана с ритмом (хореография, вокал и др.), это проверить чувство ритма обучающегося. Чем оно лучше, тем лучше и быстрее будет подготовлен барабанщик для детской группы.

Небольшое отступление. Научиться играть на барабанах может абсолютно любой желающий, самое главное понимание того, что пытаешься разучить, упорство и терпение. В наше время существует очень много обучающего видео материала, чтобы освоить базовую технику игры на ударных инструментах. Однако обучение у преподавателя на начальном этапе значительно продвинет навыки обучающегося.

Регулярно взаимодействуя с обучающимся можно быстро перейти от освоения простых ритмов и способности держать ровно темп к сложным ритмическим рисункам.

Игра на барабанах с нуля начинается с короткого знакомства с ударной установкой и правильной посадки за барабанной установкой, постановки рук и ног.

Нет необходимости погружать обучающегося в назначение того или иного барабана. Важно начать обучение с тех составных, которые позволяют начать играть первые ритмические рисунки в составе детской рок-группы и пока есть интерес обучающегося к инструменту.

Бас-барабан - издает низкий звук, по нему играют колотушкой, которая приводится в движение педалью.

Малый барабан , обычно его располагают между ног и играют на нем более слабой рукой. Малый барабан имеет высокий яркий тон.

Тарелка - круглый музыкальный инструмент, издающий резонанс, когда по нему играешь.

Хай-хет — это набор из двух тарелок, которые устанавливаются на стойке с педалью.

Крэш — это акцент-тарелка. В поп-музыке по крэшу очень часто акцентируют переход между частями песни.

Первый ритмический рисунок

На первом занятии мы можем отбить желание у обучающегося, не владеющего нотной грамотой, но имеющего хорошее чувство ритма, объяснением основ нотной грамоты. Поэтому, нужно использовать желание обучаемого сесть и начать играть сразу.

Рекомендуется перевести первые разучиваемые ритмические рисунки из нотного варианта в графический, потому что на первый взгляд, не совсем понятно, какая нота какой инструмент заменяет, а также значение нот с точками и паузы.

Кроме того, вообще не понятно, какой рукой или ногой это нужно играть. Рассмотрим на примере простых и часто используемых ритмических рисунков.

Переводим первый ритмический рисунок из нотного варианта в графический вариант.

Кроме того, обозначаем какой рукой и ногой что играется.

В итоге, получается понятный обучающемуся рисунок, который поможет ему интуитивно разобраться со следующими предлагаемыми ритмическими рисунками.

Аналогичную работу проводим со следующими ритмическими рисунками.

Все разученные ритмические рисунки равны одному такту. Поэтому, для понимая обучающимся того, что эти рисунки могут играться бесконечно и без остановки, можно поупражнять обучающегося в определённых темпах.

После освоения данных ритмических рисунков, можно добавить очередной инструмент, без которого не обходятся партии ударных.

Первый удар с хай-хета переносится на крэш.

После обыгрывания одного такта можно применить схему игры по кругу в рамках двух или четырёх тактов.

1 (первый) такт 2 (второй) такт

Аналогичную работу можно провести с остальными рассмотренными ритмическими рисунками.

На первом уроке обучающиеся сыграли на барабанах самостоятельно свои первые ритмические рисунки. Однако не стоит думать, что ваша работа ограничится только уроками. Обучение подразумевает и самостоятельную работу обучающегося.

Тренировки дома возможны без ударной установки. Достаточно иметь палочки и любую ударную поверхность с отскоком – книга или табурет, затем, если обучающийся заинтересован - специальный тренировочный пэд.

Кроме того, чтобы начинающий барабанщик мог держать установленный темп, необходимы упражнения с использованием метронома.

Большинство учеников, с хорошим чувством ритма, уже через неделю смогут с легкостью отыгрывать свои первые песни.

Кроме того, они с лёгкостью смогут ассоциировать разученные ритмические рисунки с нотными партиями, что позволит не только понимать барабанные ноты, но и даст возможность скачивать из интернета любую песню с записанной барабанной партией и разучить самостоятельно.

Барабаны – музыкальный инструмент, задающий ритм ансамбля и заряжающий энергией зрителя. Барабанщик для поддержания ритмического рисунка повторяет музыкальные фигуры и расставляет акценты в мелодии, придавая ей выразительность.

funk-guitars

Раз уж первый пост на этой неделе был о 5 фанковых гитаристах, которых стоит послушать, то давайте опять поговорим о фанк гитаре. Почему темой стал именно фанк?

Потому что этот стиль музыки насыщен ритмическими изысками, а именно для начинающего музыканта, важно уяснить насколько важна ритмичная игра, опытные гитаристы, конечно, все прекрасно понимают, и если даже не занимались игрой различных ритмических фигур специально, то просто уяснили их в процессе исполнения каверов. Тут хочется опять напомнить, о пользе съема чужих песен. Через новую музыку вы можете знакомиться с неизвестными вам ритмическими рисунками.

Простое задание, не так ли?

Результат был достаточно интересным. Оказывается публика, которая приходит на концерты Jackson и не только, считает на слабые доли такта, то есть на 2 и 4, а у Пугачевой народ считает на 1 и 3. Корень тут закопался не особо глубоко, но на тот момент я не понял в чем же разница.

Давайте просто попробуем включить метроном, допустим в темпе 65. Если поставить его на исполнение только половинных нот, то каждая 2 и 4 четверть не будут звучать, мы услышим только 1 и 3. В итоге весь наш ритм будет держаться за эти нотки. Если мы начнем считать про себя 1,2,3,4, то мы получим ритмическую канву и нам будет проще ориентироваться в ритме песни. Но для этого придется напряч мозг, то есть начать считать.

Как-то я уже затрагивал эту тему:

Еще интересно будет на эту тему посмотреть видео Victor Wooten, присмотритесь как меняется количество нот, которые играет метроном, но не меняется грув!

Итак, чтобы считать ровно требуется приложить кое-какие усилия, так же и с хлопками на концертах, люди, которым музыка безразлична даже не пытаются считать на какие-то отличные от 1 и 3 доли ноты, все просто и понятно, бочка-рабочий, бочка-рабочий.

Но вернемся к гитаре.

Итак, чтобы музыка нравилась нужно донести до публики не только гармонию песни, но и ритм. Чтобы песня не звучала пионерской поделкой, придется поработать над собственным чувством ритма. Тут нет простых путей, только занятия. Но заниматься так же надо не абы чем.

Представим партию барабанов в любом миди-редакторе.


Партия хай-хет изображается не конкретной нотой, а простым крестиком. Давайте скопируем этот метод письма для ритмических рисунков гитары. Просто весь ритм запишем такими крестиками:

х х х х х х х х х х х х х х х х

х х х х х х х х х х х х х х х х

В этом рисунке, нужно исполнить 1 и 4-ую шестнадцатые ноты в первой доле, и 3 шестнадцатую во второй доле, 2-ую шестнадцатую в третьей доле и первую шестнадцатую в четвертой доле.

Исполнять рисунок можно как на одной струне, так и используются целые аккорды, в фанке обычно используют различные вариации на аккорды 7 и 9, давайте попробуем.

Получается типичная для фанка фигура.

Этот метод записи ритма придумал не я, автора, к сожалению не знаю, но так же и не знаю ничего более лаконичного для записи ритма.

ритм-гитара для начинающих

Ритм-гитара для начинающих: галоп, шаффл, ска, регги и современный рок.

Когда речь заходит о ритм-гитаре, то одним из главнейших моментов становится четкое попадание в ритм композиции. Необходимо быть на 100% уверенным в том, что исполняемая партия ритма не будет выбиваться из общей картины звучания.

Блюзовый шаффл

fig1-tab

Начнем урок о ритм-гитаре для начинающих с, пожалуй, самого распространенного рисунка, который многие посчитают слишком клишированным. Несмотря на это, факт остается фактом — подобный блюзовый шаффл является самым распространенным гитарным ритмом всех времен и народов.

Помимо своей невероятной распространенности, ритм очень прост в освоении: достаточно использовать указательный палец для взятия нот на втором ладу, а безымянным пальцем брать звуки на четвертом ладу. Добравшись до 5 лада, можно либо использовать мизинец, либо съехать на один лад далее безымянным пальцем.

Обычно блюзовый шаффл играется переменными ударами медиатором вверх-вниз, но для начала можете попробовать использовать только даунстрок.

Галоп

fig2-tab

Галоп известен за счет своего применения в тяжелой музыке: каждый уважающий себя металлист и метал-коллектив хотя бы раз использовал этот ритмический рисунок. Просто послушайте творчество Iron Maiden или той же Metallica, чтобы понять, что и мэтры не гнушаются такого варианта игры ритм-партий.

На первый взгляд может показаться, что галоп — это несколько модифицированный блюзовый шаффл, чья скорость и прямолинейность в исполнении создает более агрессивное звучание. Тем не менее, вся суть галопа строится на следующих движениях медиатором: вниз, вниз-вверх.

Пример представляет собой методичную игру ритмического рисунка описанного выше и аккорд на конце.

Ска-панковый чёс

fig3-tab

Вышеприведенный пример хорошо отражает особенности ска-панкового чеса. Используйте аккорды без открытых басовых нот (или глушите 5-6 струны), а также обязательно добавляйте паузы между каждым извлечением аккорда при помощи простого отпуска зажатых струн. Каждый аккорд извлекается при помощи удара медиатором вверх (к себе).

Реггей

fig4-tab

Стилистика ритмических рисунков в реггей и рокстеди фактически строится на замедленном исполнении ска-панкового чеса для создания дополнительного пространства в музыке.

В нашем примере мы используем чес двойными ударами (два последовательных удара на каждый аккорд). Что-то подобное можно услышать у Боба Марли в ‘Trenchtown Rock’. Более привычный одиночный удар на каждый аккорд можно встретиться в таких композициях как ‘Buffalo Soldier’ и ‘Could You Be Loved’.

Паузы между аккордами в табулатуре должны помочь уловить ритмику партии. Все, что сейчас требуется — это комбинировать двойные и одиночные удары через паузы.

Три-три-два

fig5-tab

Данный ритмический рисунок прочно ассоциируется с современным роком и поп-роком. К примеру, Muse использовали этот рисунок в 1999 году в композиции ‘Uno’, Foo Fighters играли такой ритм в ‘Best of You’, но самым ярким примером можно назвать широко известную композицию ‘Clocks’ от Coldplay.

Простейший вариант исполнения подразумевает восемь ударов медиатором от себя. Единственное, что требуется от гитариста — это подчеркивать первую, четвертую и седьмую ноты в такте за счет использования целого аккорда.

С другой стороны, часто встречается такое применение этого ритмического рисунка: первая, четвертая и седьмая ноты играются в полную силу, а все промежуточные звуки извлекаются с приглушением (пиццикато или palm-muting).

Читайте также: