Как сделать рифму

Обновлено: 06.07.2024

В рэп-тусовке только и разговоров, что о двойных рифмах. Там говорят о том, как чертовски здорово слушать как совпадают не только ударные, но и безударные гласные. И окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма…

Да-да, двойные рифме в рэп-тусовке имеют какое-то магическое воздействие – их упоминают в батлах, над ними подшучивают, но всё также неустанно боготворят. На самом деле, способов рифмовать гораздо больше – пришло время рассказать и о них.

Группируем по степени сложности – от самого простого до ада адского.

1) Глагольная рифма

Его девушка неделю уговаривала трусы снять,
но он ответил ей песней. Ну что с него теперь взять?

(Басота на батле против Meowizzy)

2) Квадратная рифма

Квадратная рифма – это рифма, в которой у рифмующихся слов совпадают окончания. Например, мама – рама, пендель – крендель. Она в свою очередь делится на три типа.

а) Стандартный квадрат

Ваня Noize – охуенный пацан! Шутка! Он тупой гандон.
Мой куплёт входит в тебя как нож в картон.

(Гарри Топор против Noize MC)

б) Видоизмененный квадрат

Речь идет об изменении падежа или числа, а следовательно и окончания у одного из рифмующихся слов.

Твой рэп – без яиц, в игре ты не имеешь веса,
Твой рэп – без яиц, ты не поэт, ты – поэтесса.

(ST против Гарри Топора)

Кстати, формы прилагательное-прилагательное и прилагательное-наречие тоже считаются квадратами.

оксимирон рики ф галат

3) Акцентная/на созвучия

Следующая ступень развития для текстовиков – акцентная рифма или рифма на созвучия. И двойные, и тройные рифмы должны быть именно акцентными.

а) Точная

Точная рифма на созвучия – рифма, при которой у слов разные окончания, но есть созвучные слоги. Чем больше созвучных слогов, тем объемнее и сложнее она становится.

Очень любит идеи Сталина Слава Карелин
И Иосиф у тебя внутри будто ты срака Валерии.

(Эрнесто Заткнитесь против Гнойного)

б) Неточная

Теперь ловите примеры акцентных рифм с разным количеством слогов:

Так вот. Ты любитель рисоваться, этот батл добавит красок на твой тусклый холст.
Ведь три моих раунда это триптих и я пускаю грехи по кругу я большой русский Босх.

(Rickey F против Sin)

рики ф син

Кстати, после той шумной рыбалки Окси как-то приезжал в Москву инкогнито.
Угадайте, кого он встретил первым тем ранним утром? Александра Пархоменко.

(Дуня против Oxxxymiron)

И это не ты, а кто же ты? Приспособленец, конъюнктурщик.
В русрэпе существуешь только как ведущий.

(Oxxxymiron против ST)

в) На шипящие/ться-ца

Он любит бить, но десять лет он бил баклуши.
Можешь навешать хорошо, но в основном лапши на уши.

Наконец, перейдем к сложной рифмовке, к которой нужно стремиться всем батл-рэперам .

4) Внутренняя рифма

Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько – в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.

а) Обычная внутренняя

Стандартный вариант, когда рифмуется слово в середине и в конце фразы.

Я рэпер, ты балагур, в этом батле ты падаван.
Дай мне рэп, а не каламбур, и куплеты, а не балаган.

(Oxxxymiron против ST)

versus oxxxymiron vs st

б) Двойная внутренняя

Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине.

Он реально до баттла в боксёрских перчатках в спортзале заснял фотосет
Я ебать обосрался. Ты взял с собой капу? Я-то думал, что баттл – эссе.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

в) Множественная внутренняя

Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм.

Только ты не ST1M, панк, тик-так, мой стиль тебя угостит так,
Что тебе понадобятся механизмы в организме, как стимпанк, сука.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

5) Начальная рифма

Суть начальной рифмы в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться только в конце, а третья будет рифмоваться с ними, но в начале.

Не до сна – мне шлют куплеты в скайп – метаспам,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм – Герострат,
Мне насрать, вам уходить с фарватера пора.

(Oxxxymiron)

6) Двойная рифма/даблраймы

Это как раз те самые двойные рифмы, о которых говорят на каждом втором батле. Их не так сложно придумывать, при этом они хорошо звучат. Отсюда такая их популярность.

Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. При даблраймах рифмуются два последних слова в строке.

Я был не на коне, я об этом помню. Порой с оппонентом идёшь впритык,
Но сегодня я здесь и сегодня я в форме, сегодня мой хуй отсосёшь мне ты.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

7) Тройная рифма/триплраймы

Этот вид рифмовки можно отнести к элите. Это более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы, когда рифмуются три последних слова в строке.

8) Полнострочная рифмовка/панторифма

Самая сложная и престижная рифма. Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк. Немногие могут писать чистой панторифмой. Чаще всего её используют вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, превращается в ррр.

Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.

(Oxxxymiron)

9) Плотная рифмовка

Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова в строках должны содержать один и тот же или несколько общих слогов.

Узнать рифмы к слову на букву:

Рифмы в силлабо-тоническом стихосложении

Распространено мнение, что создать стихотворение легко: достаточно подобрать рифмы. Это одно из самых невежественных заблуждений, поскольку инструментарий поэта состоит не только из рифмы, но из стихотворного размера, звукописи, фигур речи и тропов, не говоря уже о приемах построения фабулы стихотворения и иных синтаксических явлениях (к примеру, цезура).

Сразу нужно обратить внимание: рифма, как, впрочем, и размер, не является обязательным элементов поэтического текста, чему примером являются белые стихи и верлибры. Тем не менее она особенно характера для русского фольклора, где использовалась и используется по сей день в виде, как правило, глагольных созвучий: пришел – нашел. Именно фольклорное начало русскоязычной рифмы определило ее дальнейшее распространение в поэтическом творчестве наших соотечественников.

Также необходимо отметить, что рифма присуща в первую очередь поэтическим произведениям, к которым относятся даже рифмованные рекламные слоганы и тексты столь популярных рэп-исполнителей. Сейчас именно в поэзии она закрепилась почти как неизбежный элемент стиха. Раньше же созвучия применялись даже в политических и научных трактах – для предания слогу восторженности и выделения особо важных частей текста.

Что называется рифмой

Рифмой принято обозначать созвучие в словах; как правило, в конце слова. Классическим примером рифмы, который распространён в представлениях обыкновенных людей, является клаузула – последний ударный слог в строке со всеми последующими за ним безударными слогами и согласными звуками. К примеру: подгоняем – лаем; здесь ударение в обоих слова падает на предпоследний слог, поэтому рифма будет в клаузуле -яем – -аем.

Итак, рифма -- это созвучие. Но обязательно ли она должна быть в конце стиха (стих, грубо говоря, – одна строка стихотворения)? И можно ли пару немое – ярмо и (Бродский) считать рифмой? Об этом можно будет говорить после углубления в природу созвучия, но прежде нужно ознакомиться с его основами.

Основные виды рифмы

Принципиальная классификация клаузул в стиховедении производится по месту постановки в них ударения:

  • Мужская рифма. Ударение падает на самый последний слог в стихе: носки – пески.
  • Женская рифма. Ударение ставится на предпоследний слог клаузулы: важный – дважды. В 18 века, когда русское стихосложение зарождалось и претерпевало бурное развитие, считалось, что именно женская рифмовка способна выразить всю красоту русского языка. Уже 19-й век сполна опроверг это утверждение, а модернисты уж и вовсе не оставили от него никакого основания.
  • Дактилическая рифма. Здесь интонационный акцент располагается на третьем слоге с конца клаузулы: наличные – отлично им (это составная клаузула – усложненный вариант обыкновенной; об этом ниже).
  • Гипердактилическая. Ударение, соответственно, падает на четвертый слог с конца. Данная клаузула весьма редко используется в поэзии, так как такие слова не только сложно подобрать для стихотворения автору, но и непросто произнести читателю. В относительно большом количестве они представлены в поэзии В. Брюсова. Пример, хоть и банальный: стропальщики – клепальщики.

В русской системе стихосложения возможна постановка ударения до девятого слога с конца слова. Такие рифмы нигде не используется, но термин для них все же существует – супергипердактилические клаузулы – так принято называть все типы рифмовок, идущие после гипердактилических.

Звучание и ощущение рифмы

Поскольку рифма – явление в первую очередь музыкальное, то и воспринимать ее следует лишь на слух. Именно по этой причине у большого поэта – хороший слух. Это уже несколько углубленное понимание созвучия: так чем же отличается вышеописанная пара немое – ярмо и от, скажем, пары снега – нега?
Для звуковой характеристики рифмы так же существует отдельная классификация. Важно отметить, что каждый пример созвучия невероятно индивидуален. Слова сложно поддаются строгой классификации, а спорных моментов при анализе звучания рифмы в определенном стихотворении может возникать достаточно много.

Клаузульная схема и рифмы в твердых формах

Наверняка каждый читатель помнит хоть какие-то четверостишия из школьной программы по литературе. Но куда меньшее их число знает, что четверостишие – это классическая твердая поэтическая форма – катрен:

Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел.
(Баратынский)

Клаузульная схема – какая строка с какой рифмуется – в катрене может быть представлена в трех вариациях, которые стали самыми распространёнными схемами расположения созвучий в мировой поэзии 19-20 века.

  • Перекрестная рифмовка. Схема: abab (одинаковые буквы обозначают одну и ту же клаузулу): камень – прозрел – пламень -- полетел. Этот тип расположения клаузул можно назвать самым популярным как у начинающих поэтов (из-за легкости составления), так и у маститых авторов (из-за приверженности классическим формам).
  • Парная рифмовка. Схема: aabb: камень – пламень – прозрел -- полетел. Самый редкий тип расположения клаузул из всех трех представленных, так как между стихами не создается расстояния, куда можно вклинить ещё одну или несколько рифм. Но для длинных стихов (строк) это самая подходящая схема.
  • Опоясывающая рифмовка. Схема: abba: камень – прозрел – полетел -- пламень. Эта схема требует от автора уже некоторого уровня мастерства и хорошего слуха, так как первая рифма может потеряться через две строки с иной клаузулой, поэтому поэту нужно несколько раз проговорить написанное вслух.

Так же известная всем со школы онегинская строфа – тоже твердая поэтическая форма. Твердость формы заключается в том, что она имеет собственную клаузульную схему, а порой даже и требует использование определенного стихотворного размера (как с классическим итальянским сонетом или александрийским стихом). Онегинская строфа подчинена автором строгому расположения клаузул, схема которого такова (Прописными буквами принято обозначать женские рифмы, строчными – мужские): AbAb CCdd EffE gg.

Поэт, исходя из своего опыта, уровня владения языком и стилистическими приемами, стихотворными размерами, тропами и фигурами речи, может варьировать даже в рамках одного произведения несколько типов рифмовок, не замыкаясь в рамках определенного твердого размера, и даже придумать свою собственную.

Некоторые другие виды рифмы

Накопив багаж как теоретических, так и практических знаний об основных видах клаузул и способах их размещения в стихотворении, поэт может повысить уровень владения поэтическим языком, начав использовать описанные ниже типы созвучия.

Затрудняетесь подобрать рифму к слову? Наш онлайн сервис подбора рифмы поможем подобрать рифму правильно — по звучанию, а не по написанию слов. Используйте помощника поэта в любое время.

Чаще всего ищут рифмы к словам

Рифмач - лучший помощник поэта (рифмователь)

Рифмач - помогает в трудном творческом процессе подбора рифм. Прежде всего это инструмент, который подобен калькулятору для математика. Сервис по поиску рифм поможет отсеять зерна от плевел, с которым поэту уже будет легче работать.

Сервис будет полезен людям, занимающихся написанием стихов, песен, поздравлений и других текстов, где нужна рифма. Рифмач отличается от других тем, что он постоянно обучается, чем больше запросов он обрабатывает, тем умнее становится. Он может использоваться как основной инструмент или дополнение к уже используемым помощникам. Мы всегда рады услышать конструктивную критику и предложения по улучшению сервиса. Некоторые особенности сервиса:

  • Словарь рифм состоит из более 700 000 слов
  • Учитываются ударения слов
  • Учитывается мелодика звуков
  • Интеллектуальный разбор слова на звуки

Как пользоваться сервисом

Рифмач - очень простой и интуитивно понятный. Вам нужно только ввести слово! Остальное помощник сделаем за вас. Помощник находит множество рифм к слову и подбирает дополнительную информацию. Чтобы посмотреть детальный разбор нажмите на желаемое слово со знаком вопроса.

Ryfma - это социальная сеть для публикации книг, стихов и прозы, для общения писателей и читателей. Публикуй стихи и прозу бесплатно.

В этой главе я расскажу об общих принципах получения красивой, эффектной рифмы. Это чисто технические правила, которые имеют место именно в теории стихосложения, как в науке; мы абстрагируемся от содержания стихотворения и его высокого духовного уровня (как любят характеризовать свои творения многие поэты). Также постараюсь отразить здесь некоторые разновидности рифм, а значит, без терминологии не прожить.

Во-первых, я всегда призываю поэтов стремиться к поиску так называемых авторских рифм авторских находок; это оригинальные составные рифмы с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, такая рифма является единственной в своём роде: исповедь — избы ведь, большевиков — больше веков, жизнь с кого — Дзержинского, наново я — банановая, Цезаря — лице заря, Киева — старики его — распни его, лёд щеки — лётчики, та ли я — талия, почему ж бы — службы, бьют об двери лбы — не поверил бы .

Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
Если такие, как вы, творцы —
мне плевать на всякое искусство.
(В. Маяковский)

Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники.

Сразу введу несколько терминов: если ударение лежит на последнем слоге строки, то это мужская рифма; на предпоследнем женская; на третьем от конца дактилическая; на четвёртом или пятом гипердактилическая. Также иногда употребляют термин супергипердактилическая: когда ударение лежит на шестом и выше слоге от конца. Но это специфический случай, который практически не применяется в поэтической практике. Например: выкристаллизовавшиеся — выбаллотировавшиеся

Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм — рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно — конечно, красавица — кудрявиться, ящик — оснастчик, рыться — злится, существо — ничего, снова — младого.

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективныеакустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь — рыж, слуг — стук, сыр — пир, вот — комод, поп — лоб, локти — когти, рад — ряд, нас — раз.

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
( И. Бродский)

Субъективные акустические рифмы — созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа — рупор, ваши — фальши, они — раним, сласти — счастье, длинный — дивный. Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные — к приблизительным.

И душа, неустанно

Поспешая во тьму,

Промелькнёт над мостами

В петроградском дыму… (И.Бродский)

Наиболее грамотной из подобных рифм — и наиболее красивой — является предударная рифма.. Это наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма — единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли. Сударыни — судачите, полегче — полезный, пролетарий — пролетали, коробится — коровушка, присяга — присяду, возни — возьми, голову — голому.

Вот девочки — им хочется любви.
Вот мальчики — им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
объединяют всех людей с людьми.
(Б. Ахмадулина)

В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай в России возник:
детям у нас надоело рождаться,-
верят, что мы проживем и без них.
(Р. Рождественский)

Тем не менее, не стоит отказываться и от глубоких рифм — из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода — провода, полей — тополей, бывать — забывать, пора — топора. Глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большое звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

Но есть один момент, который нужно учитывать. Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме. Свистящая — требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним. К примеру,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет

Так, что сыплется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет. (Н.Гумилёв)

Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Пример:

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший — сер!

Где вдохновенье хранят, как в термосе!

С этой безмерностью в мире мер?! (М.Цветаева)

Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия,

Постаревший король в ожиданье последней процессии…

А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика:

Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами…

Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова.

Бьётся она искромётной мятущейся ночью,

Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью.

Хочет покинуть смешной электронный приборчик,

Хочет разлиться по белой больничной палате.

Мы растём, развёртывая плечи,
Завоёвываем воздух, радио, кино;
Но — сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной.
(Н.Асеев)

Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь — трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье,

Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза,

Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб

Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. (О.Медведев)

В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой. К такому надо стремиться.

К замечательным разновидностям рифмы я отношу также следующие виды, настоятельно рекомендуя их применять.

Рифма с вклинением — рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. противоположность рифме с выпадением: медь — сельдь, брег — поверг, год — лорд, литры — фильтры, вас — вальс, клетка — студентка, радугой — играть дугой.

Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
(М. Ломоносов)

Рифма с выпадением — противоположность рифме с вклинением.
зонтика — экзотика, горе — двое, отвёртка — уборка, пусть — путь

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.(М. Цветаева)

Рифма с чередованием (перестановкой) — рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ксерокс — вереск, рифма — нимфа, юрта — утро, алиби — грабили, карла — крала, прут- труп, схемасмеха, пёстрый — разношёрстый, прискорбно — подробно… Единственное, что отмечу: этот случай лучше использовать в рифмах 1-3 строк катрена, то есть не в тех, на которые делается основной упор в стихотворении, так как они являются довольно-таки приблизительными.

Немалая часть слов русского языка имеет предрасположенность к двоякой рифме: это позволяет рифмовать их с разными словами, которые, в свою очередь, между собой никак не рифмуются. Двоякая рифма — разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм — две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).

Верес — ксерокс, скатерть — богоматерь, крест — реестр, мылить — милость, смелость — пелось

Русской женщины тихая прелесть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелись
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)

Интересной и хорошей разновидностью рифмы является абсолютная рифма —рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
Слог — слёг, завяленный — заваленный, оброк- обрёк, мыло — мило, блуза — блюза, томный — тёмный, забыть — забить, ложа — лёжа, метр — мэтр, грозы — грёзы, минёр — минор, потомки — потёмки, простыл — простил, томен — тёмен, слыть — слить, выселится — виселица, клон — клён..

Чернилами я не марал бы пальцы,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Плохие рифмы

Если рифма есть, это не значит, что она хорошая и украшает стихотворение. Плохие рифмы, к сожалению, встречаются тут и там в работах современных поэтов, практически всё время приходится зажимать руками уши, чтобы не слышать подобных опусов. На различных фестивалях порой до абсурда доходит уверенность того или иного поэта в замечательности своего стихотворения, а между тем, рифмы там примитивны до крайности. Я условно делю плохие рифмы на несколько категорий:

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы — когда слово рифмуется само с собой. Многие замечательные поэты использовали в своём творчестве этот приём, но он давно устарел и ныне считается просто примитивным. Канонический пример:

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (илиредиф). Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, — не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть,

Пчёлы вздумали напасть. (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут — вовсе разные части речи.

Бедные рифмы — недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда — волна, вино — легко, пою — люблю, заря — звеня, доля — море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.

Твоих лучей небесной силою

Вся жизнь моя озарена.

Умру ли я, ты над могилою

Гори, гори, моя звезда! (В.Чуевский)

Графические рифмы — рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого — немного (ово-ого), утес — лес (ёс — ес), срочно — нарочно (очно-ошно), вечно — конечно (ечно-ешно), смелый — веселый (елый — ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы. Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь — любовь — кровь (канонический пример). Ночь — дочь — прочь. Тебя — любя. Трудный — чудный. Радость — младость. Вечер — встреча — свечи. Слёзы — морозы — грёзы — розы. Борьба — судьба. Век — человек. Чувство — искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Отмечу, что плохих и слабых рифм бесчисленное множество. Гораздо проще запомнить, какие рифмы следует употреблять, и пользоваться в стихосложении именно ими.

Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения.

Читайте также: