Как сделать резонирующий голос

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Существуют грудной и головной регистры. Грудной регистр работает при полном смыкании голосовых связок. Головной регистр обеспечивает точечное смыкание связок в определённой тональной высоте.
У женщин также присутствует микст, то есть смешанное звучание грудного и головного регистра.
Микст – это плавный переход от грудного звучания к головному.
1. Нижний регистр: малая, большая и т.д. октавы. Мужчины имеют два регистра: грудной и фальцет.
2. Средний регистр: I октава. Потенциальный участок соединения грудного и головного голоса.
3. Верхний регистр: II октава, женщины могут петь выше. Женщины имеют грудной, средний (медиум — mixt) и головной.
4. Суперголовной регистр — участок, располагающийся на четвертом переходном участке женского диапазона, при этом ощущается уход за пределы обычного головного голоса, а также дополнительное чувство свободы. У девочек это наблюдается от си II октавы и выше.

Пример неудачных верхних нот.

Важным моментом звучания вокального голоса является вибрато, то есть дрожание гортани.
При формировании подачи звука важно понимать куда именно направлять звук в том или ином отрывке музыкального произведения. В вокале звук направляется в резонаторы (от лат.resono – откликаться) – полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие голосу тембр и силу.

Резонаторы бывают:
1. Грудные (грудная клетка, бронхи, трахея), издающие низкие частоты. Грудное резонирование можно почувствовать, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.
2. Головные – это полости выше нёбного свода (носовые полости, носоглотка, лобные пазухи, гайморовы пазухи), издающие высокие частоты. Из перечисленных головных резонаторов только носоглотка может менять свой объем в результате подвижности мягкого нёбе. Новичкам можно почувствовать через мычание, нычание.

Как послать звук в резонаторы:
1. Включить диафрагмальное дыхание, опереть звук.
2. Расслабить гортань и принять вокальную позицию (не поднимать и не опускать её).
3. Чем выше поем, чем глубже ощущаем опору на диафрагму, чувствуем как звук уходит в верхнее небо.

Во время вокальных упражнений необходимо чувствовать, как звук направлен не в ротовую полость, а в резонаторы.

Голос считается хорошо поставленным, когда на протяжении всего диапазона от окрашен грудным и головным резонированием. Мешать звук – есть такое выражение.

Тембр голоса (от фр.timbre – метка, отличительный знак) – окраска звука, характеристика, с помощью которой можно разливать звуки одной высоты, но спетые различными типами голосов. Тембр (мягкий, резкий, густой, звенящий, бархатный) является важнейшим выразительным средством голоса.

Диапазон — это расстояние от крайней верхней до крайней нижней ноты, которые может спеть ученик. Обычно рабочий (тренировочный диапазон) шире концертного.

Тесситура — это высотное положение звуков произведения по отношению к диапазону. Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки — значит тесситура высокая и т. д.

Качественное пение – это в равных долях правильное дыхание и правильное звукоизвлечение.

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Звукорежиссёр

Кью-икс

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Протяжные слоги

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Рычание

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Урок 7. Развитие гипнотического голоса


Очень важный аспект в общении с людьми – наш голос. Часто мы не отдаем себе отчет в том, как мы говорим. А зря, очень зря. Голос – это очень серьезный инструмент, который может значительно увеличить силу вашего гипнотического влияния.

Постановка голоса

Работа над голосом – важнейшая составляющая нашего практикума. Особенно это важно для тех, кого природа не одарила глубоким и красивым тембром. Упражнения этого урока направлены на развитие голосового аппарата, правильную технику дыхания и развитие интонационного разнообразия.

Постановкой гипнотического голоса занимаются путем специальных тренировок. Например, вы можете посетить курсы сценической речи, которые есть практически в каждом городе (я именно так и сделал в свое время, о чем нисколько не жалею).

Но при желании развить голос можно и в домашних условиях. Ниже я напишу несколько базовых приемов, используя которые можно значительно улучшить навыки взаимопонимания с окружающими людьми.

Говорите из солнечного сплетения

Чтобы ваше гипнотическое влияние было максимальным, вам необходимо научиться говорить с использованием грудного резонатора, из солнечного сплетения.

Теперь приведем непосредственные упражнения, направленные на постановку голоса в домашних условиях.

Основное упражнение. Комплексная постановка голоса

Его цель состоит в постановке именно такого голоса, который вас устраивает больше всего. Часто мы говорим именно так и таким образом только потому, что не умеем говорить иначе. Эта простая техника вас научит делать со своим голосом поистине волшебные вещи. Упражнение желательно делать с магнитофоном. Итак, структура по пунктам.

2. Несколько раз произнесите фразу как есть, с включенным магнитофоном.

3. Далее, вы произносите эту фразу максимально тихим (но не шепотом) и максимально громким (но не криком) голосом. После этого начинается самое важное. Вы должны расслабиться и дать своему организму выбрать наиболее комфортный уровень громкости. И это еще не все. Таким же образом, поиграйте со следующими параметрами голоса:

– слитность и раздельность отдельных слов;

– паузы между словами;

– четкость (внятное произношение каждого слова);

– резонаторы (грудной, горловой, черепной).

4. Теперь ваша задача становится совсем простой – вам нужно объединить все эти параметры. Произнесите выбранную фразу, объединяя сразу все эти параметры, давая своему голосу свободно меняться. Если вас не устраивает звучание, поиграйте с теми параметрами, которые вам кажутся недостаточно разработанными.

Работа над произношением

Исходное положение – стоя, спина прямая, плечи опущены. Вдохните носом активно, быстро и глубоко. Положение гортани должно быть таким же, как при зевании. Выдыхайте через нос, рот закрыт.

После того как потянете все эти звуки (по 1–2 минуты на каждый звук), проделайте то же самое упражнение, только в конце выдоха резко откройте рот.

Затем возьмите глубокое, активное дыхание ртом. Не забывайте контролировать диафрагму при помощи рук.

Комплекс следующих упражнений поможет вашему голосу стать подвижным и интонационно богатым. Выполнять их нужно по очереди, одно за другим.

Быстро приседайте и вставайте (позвоночник идеально прямой). Как звучит эта гласная внизу, и как – наверху?

Вариант упражнения: приседайте медленно, а когда будете вставать – резко подскакивайте, буквально выстреливайте вверх, как выстреливает пробка из бутылки шампанского. Повторите упражнение несколько раз, запомните свои голосовые ощущения.

Исходное положение – стоя. Позвоночник прямой. Вытяните руки перед собой и наклонитесь вперед. Коснитесь руками пола и обопритесь на них. Центр тяжести тела перенесите ближе к рукам. Возможно, вам придется встать на цыпочки. Голова свободно свисает вниз. Возьмите дыхание и потяните звуки:

ИИ АА ИИ АА ИИ АА

ИИ ЯЯ ИИ ЯЯ ИИ ЯЯ

Запомните голосовые ощущения.

Согласные звуки – словообразующие. От четкого произношения согласных зависит дикция. Комплекс упражнений на отработку согласных звуков поможет вам улучшить дикцию, сделает вашу речь более разборчивой.

1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: ТЛЗ, ДЖР, ВРЖ, МКРТЧ, КПТ, КФТ, КШТ, КСТ, КТЩ, КЖДА, ККЖДЭ, КЖДО, КЖДУ, КШТА, КШТЭ, КШТУ, КШТО.

2. Возьмите активное, глубокое дыхание. Хорошо артикулируя губами, произнесите:

БУП БОП БАП БЭП БИП БЫП

ПТКУ ПТКО ПТКА ПТКЭ ПТКЫ ПТКИ

ВЖА ВЖО ВЖУ ВЖЭ ВЖИ

РЖА РЖО РЖУ РЖЭ РЖИ

МНУ МНО МНА МНЭ МНИ МНЫ

МГУ МГО МГА МГЭ МГИ МГЫ

ШРУ ШРО ШРА ШРЭ ШРИ ШРЫ

ЩУКЛ ЩОКЛ ЩАКЛ ЩЕКЛ ЩИКЛ

ФРУ ФРО ФРА ФРЭ ФРИ ФРЫ

РЦУ РЦО РЦА РЦЭ РЦЫ

СУШ СОШ САШ СЭШ СЫШ СИШ

БРУ БРО БРА БРЭ БРЫ БРИ

БАМ БУМ– БЕМ БЫМ БЭМ БИМ

БУН БОН БАН БЭН БИН БЫН

Развитие грудного резонатора

Самый важный резонатор – грудной. Если вам кажется, что ваш голос слишком тонкий, значит, ваш грудной резонатор в голосообразовании не задействован. Грудной резонатор – это самая большая резонаторная полость во всем голосовом аппарате. Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и объемность звучания, а также особую теплоту и мягкость. Следующие несколько упражнений помогут вам открыть грудной звук, развить грудной резонатор.

Легонько постучите по груди, чтобы звук стал вибрирующим. Повторяйте так до тех пор, пока не запомните это ощущение грудной вибрации. Немного передохните, затем начните упражнение снова, но на этот раз попытайтесь добиться вибрирующего звука без стучания по груди, просто основываясь на воспоминании о звуке. Это упражнение очень хорошо развивает грудной резонатор.

Не стоит мычать слишком громко. Звук должен быть средним, ближе к тихому.

В завершение этого урока я приведу три приема организации трансовой речи, которые позволят вам привлечь внимание группы людей к своему выступлению и удерживать его как угодно долго.

Волнообразная громкость речи

Этим приемом часто пользуются ораторы и хорошие преподаватели, чтобы привлечь внимание шумной аудитории, создать внимательное и тихое слушание. А прием прост до безобразия. Представьте себе некую волну – и говорите так же, постепенно повышая и понижая громкость голоса. Причем повышать и понижать можно как по предложениям, так и по слогам. То есть один слог в слове тихо, второй громче. Или одно слово громче (тише) другого. При достаточно хорошей практике, этим приемом вы сможете держать внимание на себе достаточно долгое время.

Первый отрывок около пяти или семи слов

Второй около четырех слов

Третий три слова

И дальше все начинается снова, по семь

Привлекает к вам большое внимание и способствует внимательному восприятию вашего голоса.

Мерзкий прием, который предполагает отсутствие ритма. Вы говорите фрагментами разной длины и вставляете в речь разной продолжительности паузы (помните, как говорил в своих выступлениях поздний Ельцин?). Все, человек вас слушает, пытаясь уловить ритм. Что нам и нужно.

Запомните. Наш голос – очень серьезный инструмент воздействия на окружающих, критически важный в реализации техник скрытого гипноза. Именно развитие голоса будет являться одним из тех факторов, которые сделают вашу речь запоминающейся и убедительной, обеспечат вам гипнотическое влияние на собеседников.


При формировании звука воздух попадает в резонаторы и, отражаясь в них, собственно, звук и создается. Здесь-то крайне важно правильное дыхание.

Резонатор - это полость, в которой происходит создание звука. Например, у гитары есть деревянный барабан. Когда играетструна, звук попадает туда, отражается, усиливается, и мы уже слышим звук таким, каким мы его привыкли слышать. В зависимости от полости изменяется и высота звука – чем шире полость, тем ниже звук: большая труба – низкий звук, узкая труба - высокий звук.

Вот так и в человеческом теле – полости разные, в зависимости от того, куда ваш звук попадет – он будет либо выше, либо ниже. В человеческом теле, на самом деле, резонирует все - мышцы, хрящи, руки, ноги, все кости. Они и изменяют звук, и помогают выдавать его таким, каким нам нужно.

Следовательно, для того, чтобы обогатить тембр голоса, увеличить его гибкость, а также контролировать качество звучания голоса, необходимо воспитывать отчетливые вибрационные ощущения в резонаторных зонах.

Поговорим об основных резонаторах в человеческом теле.

ГРУДНОЙ РЕЗОНАТОР

Для того чтобы воздух попал в грудную клетку вам не нужно напрягаться. Грудной голос – естественен и спокоен. На невербальном уровне – он устанавливает доверительную атмосферу. Если вы находитесь рядом с человеком, которому доверяете, с которым вам спокойно и уютно – вы будете автоматически говорить в грудном резонаторе. Или наоборот: когда вы в разговоре переходите на грудной резонатор, другой человек также начинает вам доверять.

Так же грудной голос – это еще и сексуальный голос. Этот резонатор ткжеиспользуют психологи и гипнотизеры - низкий такой голос, уходящий в живот. Причем, если, он еще будет достаточно монотонный, этим голосом вы можете вводить в транс, усыплять вашу аудиторию - так чтобы она не возражала, не было никаких вопросов, претензий и сопротивлений.

Когда вы будете чуть выше переносить в грудную клетку ваше звучание, тогда ваш голос будет чуть более энергичным. Это позволит при переговорах быстро снизить уровень напряженности, чтобы все расслабились. При этом, когда вы сами говорите в грудном резонаторе вы расслабляетесь и расслабляется человек, который вас слушает.

В этом резонаторе у вас будет вибрировать грудная клетка. И простейшее упражнение здесь: положить руку на грудь и говорить (а еще лучше петь) -таким образом, чтобы отчетливо чувствовались эти вибрации в груди.

Упражнение.

РОТОВОЙ РЕЗОНАОР

Этот резонатор позволяет контролировать аудиторию во время публичных выступлений. Если грудной резонатор означает спокойствие, расслабленность, мягкость и доверие, то ротовой резонатор - это энергия, призыв к действию. Этот резонатор используют хорошие лекторы, политики, ведущие на тв и радио. Профессиональные ораторы также обращаются со сцены в ротовом резонаторе.

Когда вы говорите в ротовом резонаторе, люди невольно прислушиваться. Информация, выдаваемая в этом резонаторе, побуждает к действию. Это резонатор приказа. Вы говорите и словно даете четкие инструкции, которые не обсуждаются. Ротовой резонатор позволяет передать энергию. И плюс ко всему самому зарядиться энергией.

Упражнение.

ЗУБНОЙ РЕЗОНАТОР

Его используют дети, когда хотят что-то попросить. Звучание вибраций в зубном резонаторе выражает просьбу, потребность в помощи – просите и вас услышат, на Вас откликнуться.

Нам это резонатор нужен, чтобы добавить своей речи полетности и звонкости. Когда вы будете говорить в зубном резонаторе, время от времени касаясь его в своих выступлениях – ваша речь будет слушаться интереснее, разнообразнее.

Упражнение.

ОСТАЛЬНЫЕ РЕЗОНАТОРЫ

И последние – это носовой, гайморовыйи черепной резонаторы. Это резонаторы очень энергичные, резонаторы восторга, гнева, то есть высоких эмоций. Использование этих резонаторов обогатит вашу речь интонациями еще больше. Вас будет интересно слушать, даже если вы рассказываете скучные вещи. Но отдельно в речи они практически не используются. Они нужны как часть всего звукового объема. Также работа с носовым резонатором помогает избавиться от гнусавости речи.

Упражнение.

Работа с резонаторами - достаточно трудоемкий процесс. В формате статьи сложно дать достаточно информации на эту тему. Лучше просмотреть специальные видео для наглядности или заниматься с тренером.

Читайте также: