Как сделать реверберацию в ableton

Обновлено: 05.07.2024

Как плавно и гармонично перейти к яме "трека"? Как разнообразить одинаковые лупы? Как создать мощный разгон перед дропом и избавиться от однообразия трека?

За всё это отвечают "Эффекты переходов" или "FX-эффекты".
FX - это те мостики, которые скрепляют между собой части вашей композиции.

Что в видео: В этом ролике сертифицированный преподаватель академии объясняет как создавать грамотные переходы между разными частями трека в Ableton Live.

Оставьте заявку и вам пришлют методическое пособие академии + подберут программу обучения в зависимости от вашего опыта


В аудиозаписи реверберация придает чувство глубины пространства. Источник звуков с более выраженным эффектом реверберации субъективно ощущается расположенным в отдалении от слушателя. В данной статье мы подробно рассмотрим природу реверберации, типы, практику её применения, параметры и разберем ряд ошибок начинающих саундпродюсеров при работе с реверберацией.

Что такое реверберация?


Реверберацией в музыке называют акустический эффект, который возникает при отражении волн звука от поверхности помещения, следствием чего становится еще большее число отражений. Человек на слух не сможет распознать в отдельности каждое колебание – интервал между отражениями звука слишком короток, поэтому мы воспринимаем весь звук вместе.

Корреляция проста: чем больше помещение, тем сильнее реверберация, вплоть до того, что человек продолжает слышать отзвуки после затухания самого источника. Реверберация как эффект носит естественный характер, но посредством сторонних инструментов реверберация поддается регулированию.

Может возникнуть вопрос, в чем же тогда разница между эффектами эхо и реверберацией? Она заключается во времени: эффект реверберации мы слышим практически сразу же, эффект же эхо наступает по окончании действия исходного сигнала.

Длительность ревера зависит от размеров помещения и поглощающей способности поверхностей. Исходя из длительности, мы можем сделать вывод о размере помещения и его акустике. Так же стоит понимать, что высокие частоты затухают быстрее низких, поэтому реверберация часто делает звук мягче и глуше.

Немного углубимся в науку, возьмем информацию из Википедии:

Условно принятое время реверберации — время, за которое уровень звука уменьшается на 60 децибел.

Для вычисления времени реверберации используют формулы:

  1. T = 0,16V / A (формула Сэбина)
  2. T = 0,16V / S ln(1 – a) (формула Эйринга);
  3. T = 0,16V / S ln(1 – a) + kV (обобщённая формула), где

V – объем помещения,

А – общее звукопоглощение, а – коэффициент звукопоглощения,

S – площадь помещения,

K – коэффициент поглощения в воздухе.

Расчёт времени реверберации можно рассчитывать по специальным калькулятором , находящимся в свободном доступе в интернете.

Практика использования реверберации

Собственно, в цель реверберации?

  • Во-первых, она позволяет создать необходимый объём, в случае нехватки такового. Например, если саундпродюсер при обработке вокала необходимо достичь такого эффекта, словно бы певец находится в концертном зале, он прибегнет к помощи реверберации.
  • Точно так же, используя современные ревербераторы, можно внести в вокал или инструмент мягкость и теплоту путем ревера низких частот.
  • Мы также можем создавать эффект приближения или удаления звука, что часто применяется в кино, а если мы реверберируем шепот, то достигнем зловещего, готического эффекта.

Рекламная пауза: Stereoschool – школы электронной музыки и студии звукозаписи предоставляет курс звукорежиссуры в Москве. Вы узнаете все не только о VST, но также определитесь с выбором и научитесь ими пользоваться. Пройдите бесплатный пробный урок.

Типы реверберации

Выделяют несколько основных типов реверберации. Начнем с основы основ – комната.

Комнатная реверберация

Эффект комнатной реверберации, который мы встречаем в обычной жизни, нам всем хорошо знаком. Это приятный эффект в меру расширенного и мягкого звука.

В современных цифровых ревербераторах комната может с легкостью изменить свои характеристики – можно менять её размер, количество стен. Звук, отраженный от комнат с измененными характеристиками, принимает необычную окраску за счёт необычной модальной интерференции, flutter-отражений и резонансов, что позволяет достичь именно того эффекта, который вы хотите слышать от комнаты.

Второй тип реверберации – концертный зал

При такой реверберации звук становится более равномерен, идеально подходит к оркестровым партиям. Если же сделать упор на низкий частоты, то мы получим пафосный, пышный звук, свойственный классической музыке.

Следующий тип – камерные ревербераторы

Они напоминают залы своей шириной, но при этом лишены определенной доли размытости. Этот тип ревера характерен для рока 60-ых, потому как владельцы студий организовывали запись этой реверберации в ванных, на лестничных площадках и в коридорах. Этот тип идеально подойдёт для реверберации голоса и струнных инструментов.

Plate Reverb, он же пластинчатая реверберация

Изначально этот тип реверберации предполагал наличие в студии звукозаписи металлического листа со звукоснимателями. При такой реверберации звука выделяются высокие частоты за счёт металлического отзвука и повышенной скорости распространения звука в металле. Это позволяет уместить много отражений в короткий промежуток времени, тем самым достигнув равномерности реверберации.


Plate Reverb, или пластинчатый ревербератор

Пружинные ревербераторы

Пружинные ревербераторы по механике действия похожи на plate, но вместо пластин здесь, как уже стало понятно, пружины. При такой реверберации мы получаем длинный колеблющийся хвост, придающий большую окраску верхним частотам. Этот тип ревера завоевал рок 70-ых и впоследствии органично вписался в металл. Эта неувядающая классика всегда будет к месту, если вы реверберируете эмулированную или записанную гитару.



Классический пружинный ревербератор

Gated Reverb

  • Gated Reverb – популярных в 80-ых годах тип реверберации, характерен коротким хвостом и небольшим эхо, делая звук как бы мощнее. Особенно часто применялся (и применяется поныне) при обработке ударных партий.
  • Так же существует такой цифровой тип реверберации, как нелинейный или non-linear. Все перечисленные выше типы реверберации имеют линейную структуру, то есть ясно выраженную атаку и равномерно спадающий decay, нелинейная же реверберация может искажаться как угодно саундпродюсеру. Например, можно вовсе лишить инструмент атаки, или полностью обрезать ему хвост. Этот тип ревера может позволить создать очень интересные приемы, которые гарантированно разнообразят вашу музыку.

Ambience Reverb

Параметры реверберации

К этому моменту у вас уже должно быть общее понимание, что такое реверберация и что представляют из себя различные её типы. Но зачем же нам теория без практики?

Предлагаю разобрать схему работу ревера на примере горячо мною любимого ревербератора Valhalla Vintage Verb . Этот VST-плагин так же прост, как и функционален. В нем присутствуют три подменю, а именно:

  • Presets (там содержатся различные уже готовые пресеты на любой вкус),
  • Color Mode (меняет цвет ревербератора, на звук влияния не оказывает) и
  • Mode (основы пресетов, исходя из них вы можете составлять свои собственные пресеты).


Меню плагина Valhalla

Перейдем к разбору параметров.

Ошибки при использовании реверберации

Тонкость использования реверберации подразумевает под собой возможность ошибок при её применении. Превратить микс в кашу, или наоборот, лишить его пространства и атмосферы путем неправильного применения ревера проще, чем кажется. Здесь мы перечислим ряд основных ошибок, которые следует избегать всегда и везде.

Ошибка №1: грязь при использовании Decay

Decay – один из главных параметров реверберации. Большинство начинающих саундпродюсеров любят, когда инструмент, ударная партия или вокал как бы плавно растворяется и исчезает, здесь нам на помощь и приходит параметр Decay. Но у такой замечательной вещи есть и оборотная сторона – чрезмерная длительность.

Мы попросту теряем грув трека. Decay должен быть настроен так, чтобы не сливаться с остальными звуками, органично встраиваться в ритм. В первую очередь ориентируйтесь на свой слух – вам самим должен нравиться итоговый продукт.

Ошибка №2: неправильная эквализация

Вторая часто встречающаяся ошибка – неправильная эквализация. Во-первых, если на канале есть и эквалайзер, и ревербератор, то реверу следует идти позже эквалайзера. В самом VST у вас уже имеется встроенный эквалайзер. Обязательно срежьте им лишние низа и верха инструмента, дабы это не загрязнило микс и не создало лишних резонансов.

В хорошей композиции можно встретить множество разных типов реверберации – ударные могут быть склеены комнатной обработкой, лид-мелодии звучать широко и с длинным хвостом, а на пэдах – атмосферная эмбиентная реверберация, это и есть грамотное применение ревера.

Заключение

Хочется сказать, что при всей своей кажущейся сложности, реверберация есть интуитивно понятный эффект. Чтобы правильно настроить ревер, задайте себе вопрос: что вы хотите услышать от отдельного инструмента и от микса, ответ на этот вопрос поможет вам в настройке реверба.

Ждем вас на наших занятиях. Подарок каждому студенту – журнал о music production “Future Music”


В шестой версии программы Ableton Live были введины так называемые рэк-стойки. В студиях рэк стойки применяются для держания различных музыкальных устройств, реализацию типичной рэк-стойки Вы можете увидеть в прогамме Ризон — нет ничего кроме передних панелей синтезаторов и процессоров звука. Этот очень простой интерфейс удобен для создания морфинг-эффектов. Что такое морфинг-эффект Вы можете посмотреть по аналогии на изображении где обезьяна постепенно превращается в бывшего американского президента:

morphing-clinton

Для начала давайте выберем один из клипов программы Ableton. Я выбрал клип со снером, убрал из него несколько нот чтобы получить простую петлю, также я убрал из клипа пинг-понг дилей, так как в данном случае он не нужен. Путь к клипу Вы можете посмотреть на изображении ниже:

1

послушаем что получилось в результате:

Теперь давайте добавим Рэковый аудио эффект на дорожку. Путь к нему также показан на изображении (подменю девайсов для живого выступления).

2

В открывшемся окне выберите три нижних значка в его левой части, чтобы они подсветились. Это необходимо для открытия макро-контроля и списка эффектов:

3

4

Теперь давайте добавим эффекты, в группе плагинов для живого выступления их достаточно много 🙂 . В данном примере первый эффект будет использован для очистки входящего сигнала от остальных эффектов, так что назовём его Bypass.

Выберите второй эффект/строку и перетащите на него авто-фильтр, включите соло-режим для редактирования фильтра.

5

На второй слот поместите ещё один авто-фильтр, на четвёртый — повторение бита, на последний — пинг-понг дилей. Теперь мы имеем четыре FX слота и один заглушающий слот. Мы можем переключаться между ними задавая сольный режим работы.

6

7

Выделите все каналы (контрол + а). Перетащите правые границы зон на значение 96. Нажмите правой кнопкой по одной из них и выберите следующий пункт:

8

Теперь Вы можете пользоваться эффектами независимо, не забудьте выключить сольные режимы игры, если они включены.

9

Теперь давайте перейдём к макро-редактору. Для этого нажмите правой кнопкой по одной из секвенций и выберите первый пункт выпадающего меню.

10

Если у Вас есть миди контроллер — это хорошая идея ассоциировать макрос с определённой клавишей. Для этого нажмите Контрол+м, выделите макрос, нажите на нужную клавишу миди-контроллера и заново нажмите на клавиатуре контрол+м.

Как Вы слышите — переход между эффектами достаточно брутальный. Давайте сдвинем секвенции и добавим эффекты постепенного вступления и отступления. Для этого просто нажмите и перетащите край зелёных прямоугольников, расположенных над секвенциями.

11

Теперь откройте контроллер макросов (Macro Control). Ассоциируйте определённые клавиши внешнего миди-контроллера с нашим эффектом повторения бита, генератором низких частот (LFO) и авто фильтром. Ассоциация производится также, как мы это делали ранее.

12

К слову Вы можете сохранить данные установки в качестве пресета и использовать их где угодно и когда угодно. Для этого нажмите по кнопке, расположенной в правом верхнем углу, с изображением дискеты.

13

Идём далее. В моём случае секвенция пинг-понг дилея заканчивается на 112 шаге, если Вы начнёте воспроизведение с этого значения то услышите работу только дилея, без входящего аудио потока. Давайте попробуем этот эффект в действии, используя первую дорожку заглушения (bypass) и два разных дилея:

15

Далее мы создадим другую рэк-секцию для создания эффекта морфинга. Повторите ранее освещённые действия чтобы создать рэк-секцию с 4-мя каналами, первый из которых используется для заглушения других. Далее можете расположить фильтры с разными настройками. Также не забудьте добавит эффекты плавного вступления/отступления, что важно для морфинга:

16

17

18

Перейдите к маршрутизации макросов (Macro Mappings ) и задайте там различные частотные диапазоны. Вы можете инвертировать частотный диапазон нажав по нему правой кнопкой мыши.

19

Теперь давайте автоматизируем контроллеры с помощью редактора огибающих клипов (Clip Envelope Editor). Измените значение параметра первого макроса на максимальное (127).

20

создайте копию Вашего клипа (который импортировали в самом начале) нажав контрол+D, сделайте двойной щелчок по нему.

20

Отобразите редактор огибающей, нажав по маленькой зелёной стрелочке в углу, выберите вашу рэк стойку эффектов и выделите первый макрос (или другой если Вы его ассофиировали с ним ранее).

нарисуйте огибающую в редакторе огибающей (Envelope Editor)

23

Эксперементируйте с различными параметрами плагинов макросов. Для упрощения этого урока мы использовали стандартные плагины абетлона, но я Вам рекомендую использовать и внешние ВСТ плагины.


Прокачайся как клавишник в прославлении, играй в свободе, раскрой свою уникальность и создавай атмосферу живым звучанием.


Более 15 лет опыта в музыкальной сфере
10-летний опыт работы в Ableton Live


Ваш результат через 8 недель:
Научились настраивать Ableton Live с нуля и играть, используя новые звуки и эффекты.

ПРИМЕР: вы уже играете в прославлении на клавишах, есть опыт, но есть технические пробелы, не хватает знаний как оживить звучание и сделать его современным.

Ваш результат через 8 недель: Научились подключать все самостоятельно. Можете свободно играть через компьютер, сделали звучание современным и насыщенным.

ПРИМЕР: Вы свободно играете сходу и можете подхватить в спонтанной игре, но все в рамках клавиш. Не хватает технических знаний, чтобы импровизацию наполнить спецэффектами, сложно отвлекаться на крутилки по ходу игры.

Ваш результат через 8 недель: Свободно играете на MIDI клавиатуре, в живом режиме управляете звуками. Можете заменить любой инструмент сами при отсутствии музыкантов.

ПРИМЕР: Вы отвечаете за аранжировки песен и музыкальный порядок в команде. Ноутбук один, церковный и клавишники сменяют друг друга, нет возможности всех научить работать в Ableton.

Ваш результат через 8 недель: Освоили работу в Ableton Live, можете подготовить рабочее пространство, настроить пресеты и контроллеры, дав клавишнику базовые инструкции по управлению.



• Дополнительные гайды
• Более 90 пресетов.
• Проекты Ableton Live
• 16 встреч с преподавателем в zoom

• Дополнительные гайды
• Более 90 пресетов.
• Проекты Ableton Live
• 16 встреч с преподавателем в zoom

• 15 проверок домашнего задания с обратной связью,
• Поддержка преподавателя,
• Чат поддержки
• MIDI controller KORG nanoKONTROL2
в подарок


Настраиваем и сразу начинаем играть

Содержание:

УРОК 2.Первое подключение клавишного инструмента и MIDI контроллера.
Подключаем и настраиваем свой инструмент и MIDI контроллер в связке с Ableton Live.

УРОК 3.Подключение и настройка аудио.
Подключаем аудио без внешней звуковой карты. Настраиваем аудио в Ableton Live.

УРОК 4.Быстрый старт в Ableton.
Создаем наш первый простой проект для игры вживую. Начинаем разбирать принцип игры в Ableton Live.

УРОК 5. Подбор звуков.
Анализируем наш репертуар, разбираем, какие типы звуков необходимы для живой игры, чтобы возможно было сыграть все песни. Учимся отличать хорошее звучание от плохого. Советы от меня, чем пользуюсь я.

УРОК 6. Выбор звуков в Ableton Live.
Определившись с категориями звуков, собираем набор из стандартных инструментов Ableton Live и его пакетов.

УРОК 7. Настраиваем проект. Лееринг. Instrument Rack.
Добавляем сохраненные звуки в проект для игры на сцене, настраиваем их. Изучаем метод лееринга (наслоения) - учимся играть несколькими звуками одновременно. Настраиваем MIDI контроллер для управления звуками. Сохраняем отредактированные пресеты для живой игры в Instrument Racks.

УРОК 8. Настраиваем базовые аудио эффекты.
Изучаем принципы работы трех аудио эффектов: фильтр, эквалайзер и реверберация. Слушаем, как они влияют на звук и разбираем, как мы можем их применять в живой игре. Настраиваем эффекты в проекте.

УРОК 9. Техники маршрутизации и обработки сигнала.
Объединяем инструменты в группы и шины для удобной обработки аудио эффектами и экономии ресурсов компьютера.

УРОК 10. Играем песни.
Играем первые песни в созданном проекте. Учимся использовать MIDI контроллер и эффекты для изменения звучания и динамики.

⭐ Бонусы:

1. 70 пресетов звуков Ableton Live

2. Пресеты настроенных аудио эффектов

3. Дополнительные гайды + словарь профессиональных терминов

4. Шаблон проекта

⚡ Результат:

Сами подключили инструменты, настроили проект в Ableton Live, подготовили рабочее пространство для игры вживую и сыграли песню на midi клавиатуре через компьютер, используя контроллеры. Огонь!

Читайте также: