Как сделать репутацию компании

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

26.01.2021 года Правительством РФ был внесен проект закона на 318 листах, которым предлагается существенным образом реформировать контрактную систему. Этот законопроект еще именуется "оптимизационным".

Законопроектом предусмотрено, что Правительство вправе утвердить правила формирования, случаи и порядок применения рейтинга деловой репутации участника закупки. При этом информация о таком рейтинге включается в реестр участников закупок и доступна для ознакомления.…Ну, и больше о Рейтинге деловой репутации в "оптимизационном" проекте – ни слова.

Вообще, история с Рейтингом деловой репутации участника закупки совсем не новая: идея введения такого рейтинга давно обсуждается и даже уже была попытка ввести это в закон (правда, этот законопроект был снят с рассмотрения). Сама идея такого рейтинга принадлежит ФАС России.

  1. РДР будет формироваться на основании данных из реестров контрактов и договоров;
  2. РДР будет формироваться и применяться в порядке, установленным Правительством;
  3. информация о РДР будет находится в реестре участников закупки и будет общедоступной.

В конце декабря 2020 года ФАС России на своем официальном сайте опубликовало новость, в которой в самых общих чертах рассказала о своей идее и главных посылах создания рейтинга деловой репутации.

Закономерно, что разработка соответствующего Постановления будет поручена ФАС России (о чем также указано в приложениях к законопроекту).

Изначально ФАС настаивала на внедрении РДР в госзаказ в качестве механизма стимулирования поставщиков — в противовес действующему сейчас реестру недобросовестных поставщиков (РНП), уклонившихся от подписания контракта или контракты с которыми были расторгнуты по инициативе заказчика.

По оценке аналитического центра при Правительстве РФ около 70% поставщиков попадают в РНП за неисполнение договорных обязательств. Причем около 80% из них – это СМП по контрактам менее 10 млн. руб. Следует также учитывать, что часто субъект вносится в РНП без надлежащей оценки обстоятельств, приведших к неисполнению Контракта и/или степени вины поставщика, а также оценки добросовестности Заказчика.

Обширная судебная практика по признанию незаконными решений управлений ФАС о включении поставщика в РНП как раз свидетельствует о том, что поставщики часто становятся "без вины виноватыми".

Поэтому наличие сведений о поставщике в РНП не всегда является объективным основанием для недопуска последнего к торгам.

Аналитическим центром при Правительстве РФ так же обращается внимание и на обратные примеры, когда в списках РНП нет предпринимателей, регулярно исполняющих контракты, но с нарушениями и большим количеством претензионной работы. По статистике ЕИС Федерального казначейства, доля таких контрагентов драматически растет, при этом в РНП они не попадают.

Норма ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, которой предусмотрено, что в РПН включается информация об участниках, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по инициативе заказчика в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, остается неизменной.

Таким образом, вводимый РДР, судя по всему, никак не повлияет на рассмотрение вопроса о включении в РНП (по крайней мере в предлагаемой редакции закона).

И самый последний пункт. Я считаю так: если уж и создавать такой сложный инструмент, как РДР (а она действительно сложная и неоднозначная), то в первую очередь для целей оценки заявок на участие в закупках. Правительством утвержден и действует порядок оценки заявок на участие в закупках, который устанавливает критерии оценки, предельные значения их значимости и формулы, по которым заказчик производит расчет (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085). При этом содержание критериев Заказчики определяют самостоятельно, что зачастую приводит к злоупотреблениям. Рейтинг деловой репутации мог бы помочь решить проблему злоупотреблений заказчиков при оценке заявок.

Пока я не нашла никаких предложений по порядку расчета. И пока я не нахожу ответа на вопрос: будет РДР единым или будет считаться отдельно относительно каждой сферы предпринимательской деятельности или даже кода ОКПД2, или, возможно, есть еще какие-то варианты, потому что я не понимаю, как можно сопоставить рейтинги участников, один из которых исполняет многомиллионные контракты на строительство, а другой контракты с ценой 200 – 500 тысяч на поставку одежды для медицинского персонала больницы. А если участник закупки поставляет продукты питания и одновременно оказывает услуги по организации питания? Или если осуществляемые участником виды деятельности вообще полярны: например поставка оргтехники и оказание услуг по организации мероприятий?

По "исходным данным": в настоящий момент информацию в реестрах контрактов и договоров нельзя признать достоверной.

В первую очередь хочу обратить внимание на неполное внесении информации в реестры контрактов со стороны Заказчиков.

Я уже неоднократно сталкивалась с тем, что исполненные контракты "висят" в ЕИС со статусом "Исполнение", что значения "Стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств" и "фактические оплачено" не совпадают, сведения о примененной неустойке не размещаются в реестре контрактов, или наоборот размещена информация о неустойке, применение которой признано незаконной судом, или размер которой снижен в соответствии со ст. 333 ГК РФ.

Реестр договоров по 223-ФЗ вообще ведется Заказчиками "кто во что горазд". Бывают случаи, что сведения о договорах не размещаются вовсе либо они некорректны. Сведения о применении штрафных санкций я встречала у единиц, также зачастую из реестра договоров невозможно понять, исполненен договор или нет.

И не понятно, как будут учитываться в РДР контракты, заключенные по итогам закупок, проводимых в соответствии со ст. 111 Федерального закона № 44-ФЗ, ведь сведений о таких контрактах в реестре контрактов отсутствуют.

И конечно же пока неясно, каков механизм воздействия поставщика на заказчика в случае, если последний нарушает порядок ведения реестра контрактов/договоров, при этом это негативно влияет на РДР такого участника.

Естественно, что на данный момент все написанное - "лирика", и понятно все будет, когда мы увидим нормативный акт.

Я же опасаюсь того, что в очередной раз будет истрачено огромное количество времени и бюджетных денег на создание дополнительного функционала ЕИС, который будет считать этот рейтинг, поставщики и заказчики будут нести издержки по причине того, что система не работает так, как надо, а в конечном итоге эта прекрасная идея так и останется в лучшем случае бесполезной "нашлепкой" на теле контрактной системы.

Читайте также: