Как сделать рекомендательный список литературы в библиотеке

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

1. Информационно-библиографическое обслуживание – это стратегическое направление работы библиотеки. Чем выше уровень этого обслуживания, тем полезнее и актуальнее библиотека. Сейчас, во время широкого использования информационных технологий и формирования информационных библиотечных ресурсов, ее роль возрастает многократно.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерным технологиями, на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

Нормативные документы информационно-библиографической деятельности:

Новые правила по составлению библиографического описания в издании.

2. Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм. Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии. Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.

Малые формы библиографии оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что может оказаться интересно пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.

Чаще всего библиотеки выпускают следующие виды библиографических пособий: закладки, памятки, списки, планы чтения.

3. Библиографическая закладка — разновидность рекомендательного библиографического пособия в форме краткого списка литературы, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую).

На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.

В закладке может быть использована не только художественная литература, могут быть включена и научно-популярную литература по этой же теме, иллюстрации.

Обычный формат закладки: ширина – от 5 до 8 см, высота – 25 – 30 см. В закладке дается до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка.

4. Памятка (библиографическая) – жанр рекламно-библиографического пособия малой формы.

Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров.

В памятке библиографическая информация предоставляется в виде списка или беседы о книгах, а также фактические сведения по теме. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.

Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:

– предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);

– обзор основных произведений;

– список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом)

– краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

Таким же образом составляется библиографическая памятка о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Часто памятки оформляют в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.

При оформлении списка литературы по каждому изданию указывается фамилия и инициалы автора (авторов), точное название, место издания, наименование издательства, год издания, количество страниц.

Библиографические списки бывают информационные и рекомендательные.

Библиографический информационный список включает сведения о произведениях, как правило, по конкретной теме или вопросу, то есть более узкий по объему. В информационном списке библиографические записи составляются из библиографического описания и (не всегда) справочной аннотации.




В рекомендательном – библиографического описания и рекомендательной аннотации (более объемной).

Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный).

5.1 Аннотации должны быть чёткими, краткими, продуманными. Произведения группируются по разделам, причём вначале обязательно помещают общий раздел, где рекомендуются книги и статьи по теме в целом, а затем 2-3 частных раздела. Внутри разделов сначала приводятся библиографические описания наиболее ценных, интересных и доступных материалов. Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К рекомендательному списку даётся краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.

7. Краеведческое библиографическое пособие. Библиотеки широко практикуют составление списков, памяток, планов чтения краеведческой тематики. Этой работе присуща своя специфика. При отборе материалов следует учитывать связь произведений с краем – его прошлым и настоящим, с жизнью и деятельностью людей, живших и живущих в крае. Поэтому в первую очередь просматривают краеведческие каталоги, картотеки, базы данных, основные краеведческие библиографические пособия.

Составителям краеведческих пособий необходимо осуществлять отбор многочисленных газетных публикаций местной периодики.

Аннотирование произведений краеведческого характера тоже имеет свои особенности. Составляются преимущественно аналитические аннотации, в которых важно не просто сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и привести сведения наиболее интересные с точки зрения изучения края, можно использовать также метод цитирования, перепечатки небольших текстов из редких и не всегда доступных документных источников.

8. Листовка – один из самых предпочитаемых типов печатной продукции. Как правило, это одностороннее либо двустороннее малоформатное издание без сгиба. Достоинство листовок – относительная дешевизна и возможность использования в разнообразных целях. Их рассылают по почте в виде приглашений посетить библиотеку, пользоваться её традиционными и новыми услугами. При этом лаконично говорят о её ресурсах.





10. Дайджест — это издание, призванное донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др.


Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируются документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов. Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и Интернет-публикации.

Ирина Борисовна Хриенко, главный библиограф центральной городской библиотеки

рекомендательные списки литературы в библиотеках

Для привлечения читателей библиотеки сегодня вынуждены быть более современными и искать нестандартные подходы в осуществлении своей деятельности. И поэтому некоторые из них занялись издательской деятельностью, которая является способом рекламы книг и чтения, а также эффективной методикой информирования клиентов. Так появились рекомендательные списки литературы в библиотеках, которые помогают читателям ориентироваться среди изобилия книг. И эти списки являются только одним из видов библиографических пособий. Но нужно отметить, что именно такая форма подачи информации более предпочтительна для большинства людей.

Классификация информационно-библиографических пособий

Основные виды библиографических пособий:

На самом деле существует еще масса пособий, например очерки, закладки, энциклопедии, справочники и т. д. Но каждое из них можно отнести к одному из этих трех направлений.

Группы библиографических пособий:

- крупные – указатели, очерки, справочники, литературные обзоры и антологии;

рекомендательные списки литературы для детей в библиотеке

- малые – буклеты, листовки, списки и т. д.

В настоящее время особое распространение получили именно малые формы библиографических пособий, и на это существует ряд причин:

- их легче составлять, а значит, и постоянно обновлять, что делает такие пособия актуальными;

рекомендательные списки литературы в библиотеках названия

- на печать закладок и список нужно тратить существенно меньше, чем на издание очерков и антологий, а значит, подобные затраты может позволить библиотека любого уровня – от крупной областной до сельской.

Рекомендательные списки литературы в библиотеках

Теперь рассмотрим принципиальное отличие такого списка от других информационно-библиографических пособий, на которые он похож как по оформлению, так и по содержанию. Это план чтения и библиографический список.

Основное отличие библиографического списка от рекомендательного – это узость заданной темы, конкретика в каком-либо направлении. Например, к такому виду пособия относятся списки использованной литературы, которые обычно фигурируют в разных работах – дипломах, рефератах, докторских и кандидатских диссертациях и т. д. Также библиографический список отличается лаконичностью, в нем указана конкретная информация – название, авторы, год издания, тираж, а вот описательная часть практически отсутствует.

Рекомендательные списки литературы в библиотеках состоят от 15-20 и больше книг, тогда как в планах чтения их не более 5-6. По сути, больше они ничем не различаются. Но планы чтения все же преподносятся как пособия, предназначенные для читателя, стремящегося к самообразованию и расширению своего интеллектуального или профессионального кругозора.

Рекомендательные списки литературы в библиотеках: как оформить

Затем вся литература делится на несколько разделов – один общий по теме в целом и 2-3 по узкой направленности. Можно разделить и по источникам – книги, статьи, публикации в интернете и т.д.

Рекомендательные списки литературы в библиотеках должны обязательно содержать предисловие, можно также добавить несколько предложений о каждом разделе в частности. Аннотации должны быть лаконичными, но содержательными.

Отдельное внимание следует уделить оформлению – издание должно быть цветным, ярким, с хорошими рисунками. Они могут изображать обложки книг, иллюстрации из них или же просто соответствовать теме. Также можно в оформлении использовать цитаты из произведений.

Пример

Что наиболее ярко характеризует рекомендательные списки литературы в библиотеках? Названия – это то, на что ориентируется потенциальный читатель, и первое, что бросается в глаза. Именно по нескольким заглавным словам человек быстро решает, хочет ли он узнать больше. Вот пример удачного названия с перечнем книг.

Инновации в библиотеке: реализация, внедрение нового и соблюдение традиций

Семейное чтение в библиотеке: специфические особенности, идеи и программа

Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах .

Узнаем где можно сдать книги за деньги: возможные варианты

К сожалению, в век поголовной компьютеризации многие люди задумываются над тем, как освободить немного жизненного пространства и избавиться от печатных книг — ненужного, по их мнению, хлама. Куда сдавать старые книги? Где продать книги в Москве или .

Список литературы на лето: 5 класс. Общеобразовательная школа

Литература на лето (5 класс, ФГОС - программа) подразделяется на 4 части. Это мифы и сказки народов мира, книги русских классиков, произведения советской литературы и книги зарубежных писателей. В список входят книги для детей самых разных жанров. .

Узнаем как будет правильно оформить список использованных источников

Если вы ученик, студент или аспирант, то наверняка сталкиваетесь достаточно часто с написанием различных научных статей, рефератов, итоговых работ в конце года, дипломов. В конце любой работы необходимо указывать список использованных источников. О .

Список литературы на лето (10 класс) включает произведения русских классиков. Как правило, такие книги очень объемные. Это еще одна причина, почему с ними целесообразнее познакомиться летом.

Рекомендуемый список литературы на лето (10 класс)

Список использованной литературы является неотъемлемой частью любого интеллектуального труда, будь то школьный доклад или профессорская диссертация. К его оформлению применяются определенные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы избежать трудностей с научным руководителем. Данный перечень традиционно помещают после основной работы. В него включаются все источники, которые упоминались в тексте, а также те, информация из которых была взята для анализа.

Узнаем как будет правильно оформить список использованной литературы?

Великая Отечественная война и события послевоенного времени полностью определили культуру, да и сам строй жизни советских людей. Особенно это отразилось на воспитании детей и юношества, и не последнюю роль в этом вопросе сыграли книги о войне для детей.

Книги о войне для детей: список лучших

Библиотека ассоциируется у многих с большим числом книг и разнообразных печатных изданий. И нередко поиск необходимого произведения становится настоящей проблемой, особенно для малоопытных пользователей, привыкших пользоваться Интернетом. Предлагаем ознакомиться с рекомендациями, как найти книгу в библиотеке.

Узнаем как найти книгу в библиотеке: рекомендации для экономии времени

Читательский дневник учит ребенка делать выводы из прочитанного, помогает понять и запомнить материал. О том, как вести читательский дневник, расскажет статья.

Читайте также: