Как сделать рейку в компасе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В ходе разработки различных изделий очень часто инженеру приходится сталкиваться со сборно-разборными способами примыкания деталей друг к другу. Основную часть таких соединений составляют болтовые, основной отличительной чертой которых является наличие резьбы. Подтипов таких соединений так же множество, но для примера в текущей статье будет рассмотрено то, как сделать резьбу в Компасе 3д во внутреннем и наружных исполнениях.

К решению вышепоставленной задачи можно подойти несколькими способами: ручным и программным. Отличия второго от первого состоят в первую очередь от трудоемкости процесса, а так же от наличия расширения в самой программе. В актуальных версиях программного комплекса Компас 3д существует специальная библиотека — , с помощью которой сделать резьбу не составляет никакого труда, даже лишний раз в ГОСТ заглядывать не требуется. Но не у всех она доступна. С ручным же исполнением все сложнее, но можно реализовать задуманное даже в простой учебной версии Компаса. Но обо всем по порядку.

Как сделать наружную резьбу в Компасе 3д?

Как уже отмечалось выше, сделать наружную резьбу в Компасе 3д можно различными способами.

Ручной способ создания наружной резьбы в Компасе 3д

В качестве примера будет рассмотрено нанесение наружной резьбы на цилиндр. Основной смысл этого способа заключается в том, что по поверхности цилиндра будет наноситься спираль, по траектории которой будет вырезаться сечение в виде канавки (согласно ГОСТ 24705-2004). Перечень действий по построению представлен ниже.

2. Необходимо ознакомится с п. 4.1 ГОСТ 24705-2004, чтобы по изображенному там рисунку начертить сечение (рис. 1).

Аналогично вычисляются остальные значения диаметров, необходимых для построения. Удобнее всего будет сначала построить профиль резьбы отдельным эскизом в Компасе (рис. 2). В дальнейшем его можно будет просто скопировать и использовать в работе.

4. В начале спирали на торцевой части вала (цилиндра) в плоскости, на которой она лежит, (рис. 6) создается эскиз, в который вставляется уже начерченное ранее сечение резьбы (рис. 7).

Автоматический способ создания наружной резьбы в Компасе 3д

2. Затем следует активировать вышеуказанное приложение для Компаса, после этого в панели параметров будут доступны настройки (рис. 16). После этого откроется новое окно, в котором нужно ввести свои данные (рис. 17). После закрытии этого окна, нужно выделить плоскость, из которой будет идти вал, и поставленную ранее точку. В результате получится следующий результат, как на рис. 18.

Таким образом, вариантов того, как сделать наружную резьбу в Компасе 3д, несколько. Все зависит от наличия специального приложения или времени на проектирование.

Как сделать внутреннюю резьбу в Компасе 3д?

Принцип создания внутренней резьбы аналогичен созданию внешней. Для того, чтобы выполнить внутреннюю резьбу в Компасе на примере втулки, можно воспользоваться следующими шагами.

1. Создаем втулку. Сделать это можно, создав эскиз с кольцом, а затем выдавив его в длину (рис. 19).

2. Для создания траектории, нужно активировать инструмент генерации спирали и нанести ее на внутреннюю часть втулки (рис. 20).

3. На плоскости, перпендикулярной к концу спирали, создать эскиз с резьбой (рис. 21).

Вывод

Технология для того, чтобы сделать резьбу в Компасе 3д наружной или внутренней одинакова. Лучше всего, конечно, пользоваться уже разработанными автоматическими решениями по их генерации, так как это экономит много времени, но, к сожалению, такая функция не всегда имеется в наличии в Компасе, поэтому выходом из этой ситуации будет ручной способ.

КОМПАС-3D — любимый инструмент сотен тысяч инженеров- конструкторов и проектировщиков в России и многих других странах. Всенародное признание ему обеспечили мощный функционал, простота освоения и работы, поддержка российских стандартов, широчайший набор отраслевых приложений. В данной статье мы научимся рисовать электрические схемы в этой программе. Прежде всего, Вам нужно скачать саму программу и библиотеки к ней. На данный момент версий программы не мало, я по старинке, пользуюсь 10 версией, уже давно вышла 13я. Библиотеки можете скачать сами, какие хотите, но в конце статьи в архиве прикреплена та версия библиотеки, с которой мы и будем работать, папка эта называется ESKW.

Часть 1. Запуск и настройка программы.

После того как установили программу, запустим ее, выйдет окно приветствия, а затем следующее окно, где нам нужно будет выбрать тип документа, в котором и будем работать:

Запуск программы

Выбираем создать "Чертеж", откроется документ по умолчанию формата А4.

Открытие документа

Если схема, которую Вы будете рисовать объемная, то лучше поменять формат листа, скажем на А3 и лист расположить горизонтально. Для этого идем в меню СЕРВИС -> МЕНЕДЖЕР ДОКУМЕНТА, меняем настройки, затем сохраняем и закрываем окошко.

Менеджер документа

Для комфортной работы, советую проделать еще следующие настройки, заходим в меню СЕРВИС -> ПАРАМЕТРЫ -> ТЕКУЩЕЕ ОКНО -> ЛИНЕЙКА ПРОКРУТКИ. Ставим галочки на горизонтальной и вертикальной линейках:

Прокрутка

Далее, загружаем библиотеку ESKW, качаем архив в конце статьи, распаковываем, и копируем ее в корень папки, куда установлена программа КОМПАС. Затем жмем СЕРВИС -> МЕНЕДЖЕР БИБЛИОТЕК, на нижней части программы появятся столбцы, на одной из папок нажимаем правую кнопку мыши и выбираем ДОБАВИТЬ ОПИСАНИЕ -> ПРИКЛАДНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

Добавляем библиотеку

В появившемся окошке, находим папку ESKW, которую Вы распаковали и скопировали в корень папки с программой, заходим в эту папку и выбираем файл с названием "eskw", жмем ОТКРЫТЬ.

Добавляем библиотеку

Добавляем библиотеку

Выйдет вот такое окошко, где мы и будет выбирать нужные нам радиодетали: резисторы, конденсаторы, диоды и пр. Это окошко не закрываем, можно просто свернуть.

Библиотека ESK 6.1

На этом настройка и подготовка программы к работе завершены, теперь можно приступать к рисованию схемы.

Часть 2. Рисование схемы.

Итак, готовое для работы окно программы должно выглядеть следующим образом:

Окно программы

Давайте нарисуем схему простого блока питания, начнем с трансформатора, в библиотеке выбираем нужный нам элемент, а именно трансформатор (магнитоэлектрический), далее кликаем появившимся символом на лист, чтобы закрепить его. Масштабировать (увеличивать или уменьшать размер) лист можно колесиком мышки, отменить действие можно кнопкой ESC на клавиатуре. Чтобы удалить закрепленный элемент с листа, просто кликаем на него и нажимаем на клавиатуре кнопку Delete.

comp115-10.jpg

Далее, нам нужно нарисовать диодный мост, и соединить его с трансформатором, закрываем окошко библиотеки с трансформаторами, т.к. оно нам больше не понадобится, и кликаем в библиотеке на символ диода, в списке диодов выбираем диодный мост. Кстати, когда мы выбираем элемент, над элементом появляется еще одно окошко (Параметры отрисовки), где можно выбранный элемент поворачивать, зеркалить и т.д.

Параметры отрисовки

После того как закрепили диодный мост, нам нужно соединить его с трансформатором, для этого с левой стороны программы нажимаем на символ ГЕОМЕТРИЯ (кружочек с треугольником), находится на самом верху, и ниже выбираем символ ОТРЕЗОК . Соединяем от точки к точке, должно получиться нечто подобное:

comp115-14.jpg

После, в окошке с библиотекой выбираем конденсатор электролитический полярный, поворачиваем его нужным образом и закрепляем на листе. Затем соединяем эти элементы линиями, для этого снова нажимаем на кнопку ОТРЕЗОК. Чтобы точнее состыковывать две линии между собой, масштаб лучше увеличить, кстати, закрепленную на листе линию можно удлинять и укорачивать, так же, как например в программе Sprint Layout.

Рисуем схему

У большинства элементов из библиотеки вывода короткие, их нужно удлинять с помощью кнопки ОТРЕЗОК. Элементы из библиотеки можно разрушать и объединять в макроэлемент, то есть группировать. После того как закрепили конденсатор, и соединили все элементы между собой линиями, можно нарисовать соединители, а к трансформатору, последовательно одной из первичных обмоток, можно нарисовать предохранитель, а после соединительную вилку.

Схема

Что касается соединительный линий, тип линии можно выбирать в нижней части программы, естественно при нажатой кнопке ОТРЕЗОК.

Тип линии

Выбираем пунктирную линию и дорисовываем вилку после трансформатора.

Дорисовываем линию

После того как нарисовали схему, можно приступить к узлам соединения, это такие круглые точки, на местах соединения элементов. В библиотеке нажимаем на элемент КОРПУС – ЗАЗЕМЛЕНИЕ. СОЕДИНЕНИЯ -> УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ.

Корпус- Заземление

И приступаем к расставлению точек, точки в этой схеме нам нужно поставить только на выводах конденсатора.

comp115-20.jpg

Ну вот и все, наша схема почти готова, только вот чего то не хватает, все верно - надписей! Чтобы писать слова и обозначения на схеме, находим слева в столбике кнопку ОБОЗНАЧЕНИЯ , она обычно третья сверху и нажимаем на нее, чуть ниже в этом же столбике обновятся кнопки, находим там кнопку с рисунком Т , после того как нажали на кнопку Т, кликаем на лист, и пишем текст. После закрепления все символы, в том числе и текст легко перетаскивается в любое место.

Ставим на схему текст

Шрифт как Вы наверное уже поняли, меняется в нижней части программы при нажатой кнопке Т (ввод текста).

Шрифт

Схема готова, теперь можно ее распечатать!

Готовая схема

Вообще говоря, программа не сложная, интуитивно понятная и легко осваиваемая. Если вы когда нибудь работали скажем с программой Sprint Layout, то и с этой програмой вы очень быстро разберетесь.

Что касается сохранений документов, рекомендую сохранять через кнопку "СОХРАНИТЬ КАК" и в списке выбрать программу компас 9 версии, потому что с другими форматами могут возникнуть проблемы, а если сохраните файл в виде картинки, пропадет возможность редактирования файла, и схему придется рисовать заного.

Сохранение документа

Перед тем как выйти из программы, нужно закрыть библиотеку, иначе будет программа ругаться:

comp115-27.jpg

Когда осваивал программу, я не понимал из за чего выходила эта ошибка, оказалось что я свернул окошко с библиотекой и не заметил его.

Вот к примеру схема, на которую в фотошопе был наложен эффект ксерокопии, согласитесь, смотрится красиво и очень аккуратно, нежели цветной вариант схемы.

Схема

Чтобы сделать такой же эффект, открываете в фотошопе схему в формате JPG (именно жипег!), заходите в меню ФИЛЬТР -> ЭСКИЗ -> КСЕРОКОПИЯ, играете ползунками, нажимаете ОК и сохраняете документ.

Ниже небольшой ускоренный видеоурок по работе с программой.

Ниже вы можете скачать библиотеку и чертеж

Адвансед Опубликована: 2012 г. 0 0


Вознаградить Я собрал 0 0




Постановка задачи

Вначале определимся с тем, что будем строить. Для примера предлагаю взять полуокружность радиуса 10 мм с центром в точке с координатами (100, 100). Данная дуга показана на рисунке ниже.



(Картинка кликабельна).

A, B и C – вспомогательные точки, которые пригодятся нам при описании различных способов построения дуги.

По трем точкам

Первый способ основывается на том, что вам известны координаты точек A, B и C, но неизвестны координаты центра. Для построения дуги по трем точкам используется метод ksArcBy3Points интерфейса ksDocument2D. Ниже приводится его прототип.


Стили линии обсуждались в предыдущей статье цикла.
В случае успеха метод возвращает указатель на построенную дугу, а в случае ошибки – значение ноль.

Для построения нашей дуги нужно определиться с координатами точек. Так, точка A имеет координаты (90, 100), точка B (100, 110), точка C (110, 100). При таких исходных данных вызов метода ksArcBy3Points должен производиться так, как показано ниже.


О том, как получить указатель на интерфейс ksDocument2D, рассказывалось в предыдущих статьях цикла.

По центру и углам

Данный способ основан на том, что вам известны координаты центра дуги и углы ее концов. Для построения дуги по этой информации используется метод ksArcByAngle интерфейса ksDocument2D. Ниже приводится прототип этого метода.


С параметрами xc, yc, rad и style, думаю, всё ясно. С ними вопросов возникнуть не должно.

Параметры f1 и f2 задают углы (в градусах) между прямыми, проходящими через центр дуги и ее конечные точки, и горизонтальной прямой. Данные углы показаны на рисунке ниже.


Теперь по поводу параметра direction. Он задает направление, в котором следует отрисовывать дугу. Если он равен 1, то дуга строится против часовой стрелки, если же он равен -1, то дуга строится по часовой стрелке. Например, дуга, изображенная на рисунке выше, отрисована против часовой стрелки, а на рисунке ниже представлена дуга, построенная с теми же параметрами, но по часовой стрелке.


В случае успеха метод ksArcByAngle возвращает указатель на построенную дугу, а в случае ошибки — значение ноль.

Вернемся к нашей задаче построения дуги. Для ее отрисовки против часовой стрелки углы должны быть заданы следующим образом: f1 = 0, f2 = 180. Для отрисовки этой же дуги по часовой стрелке значения углов нужно поменять местами (f1 = 180, f2 = 0).
Код построения дуги приведен ниже.

По центру и конечным точкам

Данный способ основан на том, что вам известны координаты центра дуги и координаты конечных точек дуги. Для построения дуги по этой информации используется метод ksArcByPoint интерфейса ksDocument2D. Ниже приводится прототип этого метода.


Данный метод очень похож на рассмотренный ранее метод ksArcByAngle. Разница состоит лишь в том, что конечные точки задаются не углами, а координатами.

В случае успеха метод ksArcByPoint возвращает указатель на дугу, а в случае ошибки — ноль.

Ниже приводится код вызова этого метода для построения нашей дуги.


Внимательный читатель наверняка заметил, что параметры метода ksArcByPoint являются избыточными. Почему? Неужели ошибка создателей API? На самом деле нет. Просто нужно правильно понимать назначение точек (x1, y1) и (x2, y2). Согласно документации КОМПАС:

x1, y1 – координаты начальной точки дуги,
x2, y2 – координаты конечной точки дуги.

Такое неправильное описание и создает путаницу. На самом деле точки (x1, y1) и (x2, y2) могут не принадлежать дуге. Они задают не положение конечных точек, а ориентацию вектора, на котором они находятся. Причем начало этого вектора находится в центре дуги. Рисунок ниже поясняет это более наглядно.


Исходя из этого, рассматриваемую нами дугу можно построить с помощью кода, приведенного ниже.


Обратите внимание: конечные точки не совпадают с точками A и C, но дуга все равно строится правильно.

Заключение
В данной статье мы рассмотрели различные способы построения дуги окружности. Каким из них пользоваться, решайте сами. Но я думаю, что ваше решение будет определяться той информацией о дуге, которая у вас есть в данный момент времени.

Продолжение следует, следите за новостями блога.

В предыдущих уроках рассматривалось создание листового тела. Сегодня поговорим о том, как сделать развертку в компасе, в том числе как сделать развертку конуса, обечайки и гнутой детали.

Как сделать развертку в компасе

Развертка позволяет определить расход материала для создания детали, в автоматическом режиме рассчитать расстояния до линий сгиба, начертить их и поставить размеры. Удобно пользоваться разверткой и для создания раскроя на лазерную, абразивную или плазменную резку. Напомню, что для получения развертки на чертеже, необходимо сделать 3 этапа:

— Задать параметры развертки.

— Сделать развертку в компасе на чертеже.

Задаем параметры развертки. Для этого, в инструментальной панели листового тела, находим соответствующую команду. На картинке кнопка команды обозначена цифрой 2.

Как сделать развертку в компасе

Вся деталь выделяется красным цветом, необходимо только выбрать плоскость, относительно которой будет происходить сгиб. Эта плоскость останется на своем месте при развертке. Задание параметров заканчивается подтверждением выбора. При необходимости, параметры задаются и изменяются любое количество раз, деталь будет разворачиваться последним заданным вариантом. Для изменения условий разворачивания нужно просто повторить задание сначала.

Кнопка развертки стала активной, при нажатии на нее, сгибы детали разгибаются.

Как сделать развертку конуса в компасе

При включенном режиме развертки, кнопка выделяется желтым цветом, при выключенном режиме, выделение кнопки пропадает. Требуется развернуть деталь, затем свернуть и сохранить. Деталь готова к созданию чертежа развертки.

Для обечайки, конуса, уголка, швеллера и прочих гнутых и вальцованных листовых тел, развертка делается одинаково – достаточно только выбрать плоскость, развернуть, свернуть и сохранить.

Развертка конуса в компасе

У вальцованной детали вместо плоскости выбирается поверхность цилиндра (конуса).

Сохраненная деталь с заданными параметрами развертки, позволяет сделать развертку в компасе на чертеже. На все выполнение всех действий потребуется не более пары минут.

На этом урок закончен. Ниже, в комментариях, можно задать интересующие Вас вопросы и посмотреть другие, не менее интересные уроки.

Читайте также: