Как сделать референдум

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Референдум — это способ изъявления воли граждан через голосование по вопросам местного, регионального, федерального значения.

Основным смыслом референдума является участие всего общества в правотворчестве. Поэтому он выступает одним из главных символов прямой демократии.

От выборов референдум отличается:

  • более широким охватом вопросов — выборы проводятся только с целью формирования власти;
  • длительностью периода действия принятых решений — властные полномочия имеют срок, а результаты референдумов бессрочны;
  • характеристиками инициирующей стороны — выборы проводятся с подачи представителей закона, а инициатором референдума может стать любой гражданин.

Имеются отличия и от плебисцита.

Плебисцит — это опрос, который проводят властные структуры для определения воли народа по вопросам локального характера.

Плебисцит отличается спецификой вопросов. Чаще всего они нацелены на определение судьбы какой-либо территории, решение вопросов, касающихся ее юридического, административного или территориального статуса.

Виды референдумов, классификация

Классификация производится на основе особенностей содержания мероприятия. Различают следующие виды:

  • конституционный — голосование по поправкам в конституцию или по ее новому проекту;
  • законодательный — предметом выступает проект какого-либо закона.

По охвату аудитории выделяют:

  • обязательный — требующий ратификации всей общественностью;
  • факультативный — нацеленный на фиксацию мнения определенной части общественности.

По результатам голосование может быть признанным, частично признанным или непризнанным отдельными странами, политическими собраниями.

Требования к референдуму, как он проходит

Требования к референдуму, основным процедурам, правилам и условиям его проведения определяются законом и конституцией государства. Вопросы, вынесенные на голосование, должны:

  • соответствовать уровню компетенции голосующих;
  • отражать соблюдение принципов верховенства закона;
  • иметь четкую формулировку, исключающую различие толкований.

Порядок проведения подразумевает несколько этапов:

  1. Назначение голосования.
  2. Составление списков, регистрация участников.
  3. Организация центральной комиссии и комиссий, действующих на местах, утверждение их функций.
  4. Проведение голосования.
  5. Подведение результатов.

Результаты должны быть опубликованы в средствах массовой информации, доведены до сведения всех участников.

Если инициатором является отдельный гражданин, общественное течение или некая социальная группа, то предварительным этапом будет служить сбор подписей в поддержку мероприятия. Необходимое количество голосов определяется уровнем проведения. Максимальное число участников привлекается на федеральном, общегосударственном уровне.

Самые резонансные референдумы, примеры

17 марта 1991 году в СССР был проведен единственный за всю историю Союза референдум, на который был вынесен вопрос о сохранении целостности государства. Положительно на вопрос ответили 80 % опрошенных. 20% проголосовали против. Однако СССР все равно распался.

К другим резонансным случаям историки относят:

Широкую огласку получил референдум в Каталонии в 2017 году. Изначально глава автономного сообщества предложил провести голосование по вопросам отделения от Испании и признания независимости Каталонии. Явка составила 43,3 %, что составляет 2286217 человек. 90,18 % из них проголосовали за отделение. 7,83 % — против. Однако испанское правительство признало референдум незаконным, а его результаты недействительными.

В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

Разновидностью референдума является плебисцит , который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. Первый такой закон был принят в 1995 г. Ныне действует Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Референдум РФ (далее также - референдум) - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Организация и проведение референдума

Принципы проведения референдума (ст. 2 ФКЗ):

  1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.
  2. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
  3. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
  4. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.
  5. Участие гражданина РФ (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
  6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Федеральным конституционным законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум.

Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором РФ.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоре­чить Конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума (ст. 7 ФКЗ):

  1. военное или чрезвычайное положения, введенное на территории РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения;
  2. введение в отдельных местностях РФ военного или чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом;
  3. последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного федерального органа;
  4. период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов.

Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

Указанный в настоящей статье перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык РФ, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе РФ, а также языки народов РФ на территориях их компактного проживания.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно . Государство обеспечивает информирование граждан РФ о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения агитации по вопросам референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

  1. не менее чем 2 миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;
  2. Конституционному Собранию - в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции РФ;
  3. федеральным органам государственной власти - в случаях, предусмотренных международным договором РФ и настоящим Федеральным конституционным законом.

Назначение референдума

Референдум назначает Президент РФ . Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.

Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории РФ.

Рассмотрим порядок организации и проведения референдумов на примере референдума Российской Федерации. Названный порядок включает в себя следующие обобщенные стадии: возбуждение инициативы проведения референдума; назначение референдума, подготовка и проведение акта подведение итогов референдума.

Инициатива проведения референдума. Право возбуждения вопроса о проведении референдума принадлежит: а) не менее чем двум миллионам российских граждан, имеющим право на участие в указанном референдуме (на один субъект Федерации должно приходиться не более 10% требуемого числа подписей граждан); б) Конституционному Собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ. При этом должны быть сформулированы вопросы, выносимые на референдум, или представлен полный текст закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого к принятию на референдуме.

Возбуждение вопроса о проведении референдума гражданами распадается на несколько этапов.

1. Необходимо выступить с инициативой о проведении референдума и создать инициативную группу референдума в количестве не менее 100 человек, обладающих правом на участие во всероссийском референдуме. Главная задача инициативной группы заключается в сборе необходимого количества подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, то в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан. Видимо, законодатель имеет в виду необходимость избрания в состав инициативной группы граждан, проживающих за рубежом.

2. Проводится регистрация инициативной группы. Последняя обращается с письменным ходатайством о регистрации в избирательную комиссию того субъекта Федерации, на территории которого проживает большинство членов группы. Если избирательная комиссия не сформирована, ее функции по регистрации инициативной группы временно выполняет законодательный (представительный) орган субъекта Федерации. При отсутствии и этого органа инициативную группу регистрирует высшее должностное лицо субъекта Федерации.

В ходатайстве о регистрации указываются: 1) формулировка вопроса (вопросов), текст законопроекта, выносимые на референдум;

2) субъекты Федерации, на территории которых предполагается сбор подписей, а также иностранные государства, на территории которых предполагается сбор подписей проживающих там российских граждан; 3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

Если сбор подписей предполагается проводить за пределами страны, то в ходатайстве о регистрации инициативной группы дополнительно указываются вышеназванные данные членов инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на зарубежной территории.

К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Избирательная комиссия субъекта Федерации в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации группы, выдает ей регистрационное свидетельство, действительное в течение трех месяцев, и извещает о своем решении Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Если инициативная группа предполагает собирать подписи граждан за рубежом, то извещение об этом направляется и в Министерство иностранных дел РФ.

В случае отказа в регистрации инициативной группы ей выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Федерации. Основанием отказа в регистрации группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ.

3. Проводится сбор подписей. Сбор подписей осуществляется после регистрации инициативной группы. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов подписи собираются за каждый из предлагаемых вопросов в отдельности. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы, жительства граждан. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума области, не может превышать более чем на 15% их требуемое число, указанное выше.

Подписи вносятся в подписные листы, которые должны содержать формулировку вопроса, предлагаемого к вынесению на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданам текст этого законопроекта по первому их требованию. Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, и уполномоченным представителем инициативной группы с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан по каждому субъекту Федерации и число подписей граждан, собранных за рубежом, а также общее число подписей, о чем составляет итоговый протокол инициативной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему субъекту Федерации, вместе с итоговым протоколом передаются инициативной группой в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого собирались подписи.

Избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью комиссии и подписью одного члена комиссии. Инициаторам сбора подписей выдается письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени приема.

Подписные листы, собранные за рубежом, нумеруются и брошюруются по каждому иностранному государству в отдельности. Они удостоверяются соответствующими консульскими учреждениями Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются в Центральную избирательную комиссию.

4. Избирательная комиссия субъекта Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям законодательства, в том числе достоверность подписей, по результатам проверки принимает постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ.

5. Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту РФ, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания и инициативную группу.

Порядок возбуждения вопроса о проведении референдума Российской Федерации Конституционным Собранием РФ должен определяться особым федеральным конституционным законом, который в настоящее время еще не принят. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту новой Конституции направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания.

Назначение референдума. Решение о проведении всероссийского референдума принимает Президент РФ. До принятия решения президент в течение десяти дней со дня поступления к нему необходимых документов и материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствующей проверке. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией, и в течение месяца направляет Президенту свое решение по существу вопроса, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным Судом соблюдения конституционных требований инициаторами референдума Президент назначает всероссийский референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. Президент издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Данная временная рамка, во-первых, обеспечивает надлежащий уровень подготовки референдума, а, во-вторых, препятствует затягиванию связанных с референдумом мероприятий.

В случае отрицательного решения Конституционного Суда процедура референдума прекращается.

Таким образом, Президент обладает исключительным правом на назначение референдума Российской Федерации, однако не может назначить его по собственному усмотрению. Президент также не вправе отказать в назначении референдума, если соблюдена предусмотренная законом процедура его инициирования и выносимый на референдум вопрос (законопроект) отвечает законодательным требованиям.

Подготовка и проведение акта голосования. Подготовку и проведение всероссийского референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия (Центральная комиссия референдума), избирательные комиссии субъектов Федерации (комиссии субъектов Федерации по проведению референдума), территориальные (районные, городские и др.), участковые комиссии референдума.

Комиссии референдума, каждая на своем уровне, решают все практические вопросы его организации и проведения. Так, участковые комиссии составляют списки голосующих, знакомят с ними граждан в установленные законом сроки, проводят голосование на своих участках, обеспечивают голосование граждан, не могущих прибыть на участки для голосования, на дому, устанавливают результаты голосования по своим участкам.

Центральная комиссия референдума осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение законодательства, руководит нижестоящими комиссиями, издает инструкции и иные акты по вопросам применения законодательства о референдуме, устанавливает форму и утверждает текст бюллетеня для голосования, определяет результаты референдума и публикует их в средствах массовой информации, осуществляет иные полномочия.

Результаты референдума. Центральная комиссия референдума признает всероссийский референдум состоявшимся, если в голосовании участвовало более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования, извлеченных из ящиков для голосования.

Центральная комиссия референдума признает решение принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Центральная комиссия референдума может признать итоги голосования в отдельных субъектах Федерации недействительными, если нарушения, допущенные при голосовании, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление участников референдума. В этом случае Центральная комиссия референдума вправе поручить соответствующим комиссиям провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления о признании итогов голосования по отдельным субъектам недействительными.

Решение референдума и итоги голосования в целом по Российской Федерации официально публикуются (обнародуются) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения его результатов.

Решение референдума вступает в силу со дня официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

Легко ли организовать референдум местного значения?

Петербург переживает некоторую ажитацию: городская избирательная комиссия зарегистрировала инициативную группу по проведению регионального референдума. Жителям предлагают решить судьбу Исаакиевского собора: должен ли такой значительный памятник культуры, служащий ныне музеем, переходить в исключительное ведение Церкви. Эта тема последние месяцы очень волнует петербуржцев: в городе прошли многотысячные акции как за передачу храма РПЦ, так и против.

Если референдум состоится, то он станет первым за 26 лет: последний раз мнение горожан выясняли аж в июне 1991 года: тогда их спрашивали, нужно ли возвращать Ленинграду название Санкт-Петербург. Решили, что да — и переименовали. И на этом — всё.

- Может сложиться ошибочное впечатление, что в России референдумы практически не проводятся из-за чрезвычайно сложной процедуры организации, — сказали в Центризбиркоме. — Вместе с тем почти каждую неделю в регионах проходят референдумы, на которых решаются вопросы местного самоуправления. Только за последние два года было проведено почти 1700 референдумов в 24 субъектах Федерации по различным вопросам местного значения. Например, по самообложению граждан, объединению муниципальных образований, изменению статуса муниципальных образований и других.

- Большое количество отказов в регистрации связано с некачественной подготовкой документов и неточной формулировкой вопросов, — пояснили в ЦИК. — Кроме того, вопросы не должны противоречить законодательству.

- Никто не блокирует такие инициативы, — заверил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. — Просто нужно учиться использовать институт референдума в соответствии с законом и ставить такие вопросы, которые действительно вызывают у людей живой отклик и неподдельный интерес. Думаю, этот институт нужно использовать активнее.

Большинство несостоявшихся референдумов были на экологическую тему. На втором месте держатся вопросы о строительстве, в том числе дорог. На третьем — о благоустройстве.

Этапы и барьеры

- Референдум — очень эффективный институт прямой демократии, — уверен Андрей Клишас. — Особенно когда вопрос может быть разрешён на уровне муниципалитета, когда людям предлагают на обсуждение вопрос, который прямо влияет на жизнь людей в том или ином населённом пункте.

Чтобы затеять референдум в масштабах России, нужно не менее чем в половине регионов страны создать инициативные группы по сто человек или больше. Сформулировав вопрос, который будут выносить на голосование, группы должны зарегистрироваться в региональных избирательных комиссиях. Документов при этом надо заполнить много, и ни в одном не допустить ни единой ошибки. После этого ЦИК в течение 10 дней проверяет вопросы референдума на соответствие закону.

Если всё в порядке, начинается сбор подписей. За 45 дней их надо собрать не менее двух миллионов, причём есть условие: с каждого региона — не более 50 тысяч подписей. То есть подписи нужно собрать не менее чем в сорока субъектах Федерации.

Затем ЦИК проверяет подписи — у него на это есть 30 дней. Изучению подлежат не менее 40 процентов автографов, причём если недействительными окажутся больше 5 процентов из них — референдума не будет. Если же подписи в порядке, Центризбирком в течение пяти дней сообщает о грядущем плебисците президенту, Госдуме и Совету Федерации. Назначает референдум президент. Но до этого он запрашивает Конституционный суд, не противоречат ли вопросы, выносимые на голосование, основному закону страны. Если судьи нарушений не нашли, то глава государства назначает дату референдума.

Региональные референдумы проводятся по иной схеме. Там тоже надо собрать инициативную группу. Но если, скажем, в Петербурге, Удмуртии или Калининградской области в неё должны входить 20 человек, то в Москве — 300. Затем надо подать заявку в избирком региона. На этой стадии спотыкаются многие организаторы.

- Много документов, и все надо правильно заполнить, заверить, — объяснил заместитель председателя Петербургского горизбиркома Дмитрий Краснянский. — Например, инициативная группа референдума по Исаакиевскому собору сумела пройти этот этап только со второго раза, хотя люди там в этом деле опытные.

Следующий этап — региональный парламент, который должен в течение 20 дней определить, не противоречат ли вопросы референдума законодательству. Тут практика разная. В некоторых регионах депутаты не разрешали плебисциты о строительстве атомных электростанций или утилизации ядерных отходов, мотивируя это тем, что вопросы ядерной энергетики находятся в компетенции федерального центра, а значит, на региональные референдумы выноситься не могут.

Возражения, что это скорее вопросы охраны окружающей среды и они могут решаться плебисцитом, парламентариев не убеждали. Были и случаи, когда и вопросы были сформулированы правильно, и в чужую компетенцию никто не лез, но референдума всё равно не было. Например, в Петербурге Заксобрание не включает в повестку дня рассмотрение заявки на плебисцит по мосту Кадырова, хотя прошло уже не 20 дней, а целых полгода.

- Это происходит не впервые, — невесело усмехнулся Краснянский. — Когда обсуждалось строительство небоскрёба Газпрома, Заксобрание тоже не стало рассматривать вопрос. Инициаторы подали в суд, но тот им отказал на том основании, что в России существует разделение властей и судебная власть не может вмешиваться в дела законодательной и указывать парламенту, какие постановления принимать.

И всё же инициаторы референдумов эти барьеры иногда преодолевали. В 2006 году в городе Дзержинске Нижегородской области это сделали сторонники прямых выборов мэра. В 2010 году аналогичная история была в Великом Новгороде. А в 2013 году в Москве это удалось и коммунистам с вопросом о возвращении памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь, и эсерам, желавшим спросить москвичей о платных парковках. Во всяком случае, до следующей стадии — сбора подписей — инициаторы тогда дошли.

За 30 дней необходимо собрать автографы двух процентов жителей региона, имеющих право голоса. В Москве это чуть более 140 тысяч человек, в Петербурге — около 75 тысяч. После этого горизбиркому даётся неделя на проверку подписей — недействительных должно быть не более 10 процентов.


В этом веке такую проверку не удалось пройти ещё никому. А иначе региональному парламенту пришлось бы назначать дату референдума.

Впрочем, даже если бы это и случилось, то, скорее всего, плебисцит бы не состоялся из-за низкой явки: по закону на участки для голосования должно явиться более половины избирателей.

- 50-процентная явка — это нереально, — признал Краснянский. — Мы видим, сколько людей ходит на выборы.

С местными референдумами схема похожая, да и результат почти тот же: до назначения даты голосования удалось добраться лишь дважды — в уже упомянутом Великом Новгороде, где плебисцит тем не менее так и не состоялся, и в Пскове, где 16 марта 2010 года он прошёл, — псковичи решали, выбирать ли мэра города всеобщим голосованием.

Может, опрос?

Сейчас на мази в России сразу несколько референдумов. В Ярославской области пытаются с помощью плебисцита помешать переименованию города Тутаев в Романов-Борисоглебск. В Петербурге, кроме Исаакиевского собора, горожане желают высказаться по поводу присвоения имени Ахмата Кадырова мосту.

- Организовать референдум это не только сложно, но и очень дорого для бюджета, — сказал зампред питерского горизбиркома Дмитрий Краснянский. — В рамках Петербурга стоимость референдума — это десятки миллионов рублей. Назвать точную цифру невозможно — у нас последний раз такое мероприятие проходило в 1991 году. Но речь идёт о привлечении 20 тысяч человек к работе на участках. Плюс экономические потери из-за их отвлечения от основной работы. Печать бюллетеней, их развозка, охрана… Много всего. Денег на это в бюджете не заложено. Если о выборах мы знаем заранее и закладываем эти траты в бюджет, то о референдумах не знаем. Тем не менее отказывать в их проведении по финансовым причинам нельзя, так что хотим мы или нет, но средства найдём — или с помощью корректировок бюджета, или из резервного фонда.

Общероссийский референдум — ещё более дорогое удовольствие. Правда, ЦИК сообщил, что его цене есть предел: не более 250 миллионов рублей.

- Мне кажется, стоит принять закон о всеобщих опросах по упрощённой системе, — предложил выход Краснянский. — Мы знаем, что власти ориентируются на общественное мнение, и такой опрос позволил бы выяснить, чего действительно хотят или не хотят люди. При этом опрос бы носил необязательный характер. Раз уж в такой форме референдум всё равно провести невозможно.

Глас народа

В СССР

В России

Кроме того, за последние 10 лет в муниципальных районах и округах, городах и посёлках прошло 2278 местных референдумов. Их инициаторами почти всегда выступали органы власти. Чаще всего на голосование выносились вопросы самообложения граждан, а также объединения или изменения статуса территорий, их переименования.

Читайте также: