Как сделать речь эмоциональной

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка, которая рассматривается как качественная характеристика речи, тесно связанная с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительности речи развиваетсяв течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей 4-5 лет и языковой – у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Это важно потому, что есть люди с богатым духовным содержание, прекрасно владеющие выразительной речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух – трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией (другими детьми, взрослыми).

Все это позволяет решать многие задачи т по подготовке ребенка к школе, касающиеся вопросов формирования выразительности речи интеллектуального, художественно – эстетического воспитания. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у ребенка эмпатии, являющейся необходимым условием взаимодействия с людьми.

Одни из главных условий развития эмоциональной речи ребенка – эмоциональное отношение взрослого к прочитанному. При чтении книг детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств взрослых. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако переигрывать для создания звукоподражательных эффектов также не рекомендуется – дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержано, менее эмоционально выражено, чтобы не помешать самостоятельному усвоению ребенком нового содержания. Ни в кое случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить ребенку возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Необходимо следить, чтобы своей активностью не подавить робкого ребенка, превратив его только в слушателя. Нельзя допускать страха перед ошибкой, чтобы ребенок боялся выйти на сцену.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Следует подчеркнуть, что чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше будет уровень театрализованной деятельности. Поэтому при чтении какого – либо текста необходимо широкое использование комплекса средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; во-вторых, помочь ребенку полнее высказаться, проявить свои чувства создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Как же следует реагировать на эмоциональную активность ребенка во время чтения произведения или просмотра видеофильма? Разумеется, не следует делать замечаний, призывать сидеть тихо. Это может помешать полноценно переживать события сказки, замаскирует многие эмоциональные оценки.

При обучении ребенка средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ему возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетаний (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Такие упражнения закономерно приводят к необходимости ознакомления ребенка с основными эмоциональными состояниями (радости, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения, так как без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность речи.

Можно предложить ребенку разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу, или как ребенок испугался медведя.

Серьезная проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей требует глубокого вдумчивого наблюдения за ребенком. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все – и дети и взрослые – артисты, которые должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Поэтому зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Накопление ребенком эмоционально – чувственного опыта - длительный процесс, однако он приносит неоценимые результаты в плане развития личности.


Бизнес-тренер по ораторскому мастерству Артем Ступак о том, как применить навыки эмоционального интеллекта в публичных выступлениях.

Умение понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, предугадывать поведение людей, создавать необходимое эмоциональное состояние у себя и у аудитории — в этом нам поможет эмоциональный интеллект по Дэниелу Гоулману.

Артём Ступак рассказывает, что входит в каждую из пяти базовых компетенций и как применить их в публичных выступлениях.

Самоосознание


Мы испытываем избыточное волнение перед выступлением — боимся оценки действий на сцене, слов, так как внутренне хотим завоевать любовь публики.

Правильное отношение к выступлению и к аудитории — желание помочь, принести пользу людям, поделиться ценной информацией.

В этом случае оратор концентрируется на форме и контенте своего выступления, на контакте с аудиторией, а не на том как он выглядит со стороны, нравится он кому-то или нет.

Если оратор был полезным, он неизбежно завоюет любовь и признание.

Их очередь выступать? Критик превращается в робкого юнца с дрожащим голосом и руками, заплетающимся языком.

Никто не идеален — безупречных ораторов просто не бывает. Нет таких спикеров, которые нравились бы абсолютно всем. И это нормально.

Выступая, мы всегда знаем или догадываемся, что не выступим без каких-либо недочетов. Но разве в безупречности цель выступления? Конечно же, нет.

Адекватная самооценка оратора — понимание сильных сторон как спикера и
осознанное их использование. Слабые стороны будут нивелированы и не замечены публикой при успешном применении своих талантов и навыков в выступлении.

Главное помнить — следующее выступление будет лучше предыдущего.

№3. Уверенность в себе

Любой спикер начинал свой путь профессионального оратора с ошибок и
неуверенности. И только опыт и практика создают веру в себя и свои возможности.

От того, насколько оратор владеет собой, зависит применение других навыков эмоционального интеллекта в публичных выступлениях.

Саморегуляция


По моим наблюдениям, оратор может находиться в нескольких эмоциональных состояниях:

3. Эмоциональный подъем

Два крайних состояния — паника и равнодушие — недопустимы для профессионального спикера.

Выступая публично, мы не только делимся с аудиторией полезной информацией, идеями и мыслями, но и передаем эмоции и энергию. Важно создавать у себя необходимое эмоциональное состояние и управлять им.

За 5 минут до выступления волнение максимально. В эти самые секунды вырабатывается адреналин — он дает необходимую энергию.

Если адреналина много, мы начинаем тараторить, суетиться на сцене, зажевывать слова, постепенно скатываться в самооценивание себя в момент выступления вместо того, чтобы концентрироваться на цели. Впадаем в панику.

Вывод — сбалансированное количество адреналина дает необходимый
эмоциональный подъем и азарт во время выступления, которые и позволяют
быть яркими ораторами.

  • Сделайте несколько любых физических упражнений

Это поможет убрать лишний адреналин. Например, присядьте десять раз. Но не делайте этого за секунду до выхода — собьете дыхание.

Это нормализует кровообращение и поступление кислорода в мозг.

Это позволит сфокусироваться на теле и ощущениях — переключить внимание.

А во время выступления:

Поддерживайте контакт глаз с аудиторией

Не давать себе уйти в самоанализ своего выступления и самооценку.

Двигайтесь по сцене, сохраняя контакт глаз с публикой

Нужно двигаться плавно, время от времени фиксируя позу и жесты.

Делайте паузы, осознанно замедляя темп речи

Вы уберете спешку.

Работайте с аудиторией

Задавайте вопросы в зал, вовлекая в диалог. Ощущая, что публика откликается, вы увидите, что интерес есть, и успокоитесь.

Меняйте форму выступления

Покажите видеоролик, картинку, дайте задание. За это время вы переведете дух и напомните себе, что делать дальше и на чем концентрироваться.

В вопросе избыточного волнения нужно помнить, что мы переоцениваем серьезность мероприятия, уровень подготовки, образования, культуры и ожиданий аудитории. И, напротив, склонны недооценивать себя, свои силы, опыт и статус.

Как правило, мы теряем именно то, что переоцениваем. Оратор начинает делать нелепые ошибки тогда, когда завышает оценку других и принижает самого себя: начинает мямлить и суетиться, не делает нужных эмоциональных акцентов, не расставляет смысловые паузы.

Настраивайте себя на общение с аудиторией как со старым добрым другом,с которым хотите поделиться полезной информацией. Тогда выступление пройдет в атмосфере добродушия и позитива и, что не менее важно, с удовольствием.

Мотивация


Вспомните скучный урок или лекцию преподавателя в школе или в ВУЗе. Учителя с потухшими глазами, безучастно читающего с листа или по слайдам, который, по всей видимости, и сам ожидает завершения мучительной пытки.

  • Самому оратору не интересна тема выступления.
  • Спикер оказался на сцене случайно. И, вообще, он — мизантроп-интроверт.
  • Профессиональное выгорание. Потерян интерес к этой деятельности.

Наблюдал эмоционально яркие, но бесполезные выступления. Или, наоборот, серьезный контент был подан как монолог Гамлета — без контакта с аудиторией и какой-либо заинтересованности оратора быть в диалоге.

Спикеру важно найти правильный баланс своей мотивации перед выступлением.

Составляющие внутренней мотивации оратора:

  • Желание быть полезным для аудитории
  • Получение удовольствия от процесса выступления и общения с публикой
  • Любовь к людям и делу

Начните с правильного целеполагания и ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. Что аудитория должна сделать после моего выступления?
  2. К какой мысли/идее/желанию я хочу привести публику?
  3. Какую эмоцию я хочу передать людям?
  4. Какую именно пользу я принесу им?

Итак, себя оратор замотивировал, теперь осталось замотивировать аудиторию, а также поддерживать уровень заинтересованности на протяжении всего выступления.

И вот как это сделать:

Озвучьте тему и цель выступления

Самое главное — конкретные выгоды для слушателей. Что они получат за это время.

Проясните ожидания аудитории

Честно скажите что именно будет, а чего от вас ждать не стоит.

Адаптируйте или меняйте содержание презентации

Это высший пилотаж оратора. В тот момент, когда стало ясно, что аудитория ожидает других результатов, изменить содержание выступления. Это приходит с опытом и с глубиной изучения и проработки темы.

Показывайте практическую значимость тезисов своей темы

Как именно это будет полезно публике.

Используйте приемы вовлечения и удержания внимания

Вопрос в зал, втягивание аудитории в диалог, видеопримеры, картинки, юмор и самоирония.

Умение оратора сохранять уровень своей энергии и держать зал в необходимом эмоциональном состоянии на протяжении всего выступления — задача не из легких, но именно это отличает профессионала от любителя.

Эмпатия


Далеко не всегда аудитория находится в позитивном эмоциональном состоянии. Оратор считывает, какая именно эмоция сейчас управляет публикой.

Вербальные сигналы

Реплики из зала в отношении вас и темы выступления, характер вопросов в самом начале, озвученные ожидания от встречи.

Невербальные сигналы

Позы тела (закрытые/открытые), выражение лиц, положение головы и взгляд.

Паравербальные

Интонации, с которыми слушатели задают вопросы или отвечают на ваши, тембр голоса и громкость.

Вовлеченность в тему выступления и заинтересованность в диалоге.

Причины изначально негативного настроя аудитории:

Если прошлый оратор был бесполезен и скучен, высока вероятность, что аудитория перенесет это отношение на вас.

  • Причины, по которым эти люди пришли вас слушать

Или сомневаются в силе вашего авторитета и статуса.

Способы перевода аудитории в позитивный настрой:

№1. Сразу показать публике искреннее желание не тратить зря их время, а принести за это время какую-то пользу. Показать, что учитываете их мнение и интересы и не будете играть в одни ворота.

№2. Максимально адаптировать выступление под ожидания аудитории, исходя из текущей ситуации.

№3. Даже если ваш статус очевидно значимее всех в зале, общаться с людьми с равной позиции, сохраняя взаимное уважение.

№4. Самоирония. Корректно пошутить над самим собой, показав, что статусы и регалии относительны. Вы — живой человек с эмоциями и здоровым чувством юмора. Но сохраняйте дистанцию с публикой, не переходите на панибратство.

Навыки социального общения


Умение понимать людей, их социальный и культурный уровень, разницу и особенности поколений помогает оратору правильно подготовиться к выступлению.

Социальный анализ — умение прогнозировать реакцию и поведение других людей на ваши слова и поступки.

Продумав весь контент, проверьте:

  1. Важна ли та польза, что вы хотите принести своей речью именно этим людям?
  2. Подготовленные аргументы и факты убедят именно эту аудиторию в ваших идеях?
  3. Примеры, которые вы приводите, являются весомыми именно для них?
  4. Правильно ли вы выбрали формат выступления и взаимодействия с данной публикой?
  5. Есть ли что-то в вашем выступлении, что может быть понято двояко и может привести к негативу?
  6. Ваши заготовленные шутки и юмор корректны для этих людей?
  7. Вы продумали альтернативные варианты, если что-то пойдет не так?

Мой опыт выступлений в разных аудиториях (возраст, социальный статус, уровень образования и культуры, степень вовлеченности и ожиданий) показал, что формат, методы подачи и способы коммуникации с аудиторией могут кардинально отличаться, даже если на первый взгляд кажется все одинаковым.

Порой и сам заказчик ошибается с техническим заданием для спикера. Из-за этого в самом начале выступления приходится все полностью менять и моментально адаптироваться под ситуацию.

Эмоциональный интеллект помогает спикеру быть результативным, гибким,
импровизировать, держать внимание аудитории, выступать ярко и эмоционально, убеждать. В конце концов, просто получать удовольствие от своего ораторского мастерства.

Хотите понимать, как работать с разной аудиторией и быть успешным оратором? В этом поможет типология поведения людей DISC.

Самый важный фактор, определяющий творчество - это эмоция, которую оно несет. Будь то музыка, фильм, спектакль, картина, любое творчество. Мы воспринимаем его посредством своего впечатления. Вспомните: какие песни вы слушаете, когда вы счастливы? Грустны? Разбиты? В восторге? Сердиты? Влюблены? Думаю, у вас наверняка есть определенные песни, музыка или исполнители, которые вы слушаете в конкретном эмоциональном состоянии.

Самый важный фактор, определяющий творчество — это эмоция, которую оно несет. Будь то музыка, фильм, спектакль, картина, любое творчество. Мы воспринимаем его посредством своего впечатления.

Задумайтесь, почему мы наслаждаемся музыкой, которую слушаем? Это обычно потому, что она заставляет нас чувствовать. Она резонирует нам.

Вспомните: какие песни вы слушаете, когда вы счастливы? Грустны? Разбиты? В восторге? Сердиты? Влюблены?

Думаю, у вас наверняка есть определенные песни, музыка или исполнители, которые вы слушаете в конкретном эмоциональном состоянии.

Так как это работает?

Психология учит нас двум вещам:

  • Нам нравятся люди, подобные нам
  • Наиболее заразительной и распространяющейся эмоцией в помещении, является наиболее доминирующая

Если вы на концерте и ваше настроения совпадает с настроением, которое в данный момент несет исполнитель, то вы будете вовлечены в его музыку, и она вам понравится.

Но, в то же время, если певец исполняет музыку другого эмоционального содержания, но делает это с душой и умением, он может завлечь вас в свой поток и переменить ваше состояние

Правда в том, что у вас есть сила сделать это. Когда вы выступаете, вы автоматически становитесь доминирующей эмоцией в комнате, потому что у вас есть микрофон. Так что все, что вам нужно сделать, это выбрать правильные песни для соединения с вашей аудиторией, а затем спеть свою песню искренне и, следовательно, заразить слушателей необходимой вам эмоцией. Тогда ваши слушатели станут преданными вам, они проникнуться вашим творчеством.

Итак, теперь, когда мы понимаем, что музыка — это нечто большее, чем просто ноты и слова на странице, которые могут быть переведены в песни и мелодии, давайте поговорим минутку о том, что мы, как певцы, можем сделать, чтобы наши голоса могли достучаться до других еще больше на эмоциональном уровне.

Проанализируйте песню

Чтобы помочь вашим слушателям полностью прочувствовать песню, вы должны понимать ее на глубинном уровне. Вы, как певец, должны пережить каждую строчку и мелодию песни.

Некоторые песни несут в себе статичную эмоцию, но большинство имеют линию развития, в которой настроение и состояние меняется.

Кроме того, есть песни, в которых эмоциональная подача не соответствует тексту. Иногда мы используем сарказм, чтобы вызвать эмоции в песне.

Итак, прежде чем вы начнете исполнять песню, уделите немного времени на то, что бы прочитать текст, прослушать музыку и прочувствовать динамику и настроение, которое несет эта песня и каждая ее часть. Как только вы это сделаете, вы готовы начать добавлять эмоции.

Различные способы добавления эмоции в пение

Добавление эмоций к песне может быть сделано по-разному. Вы можете использовать вариации динамики и интонации, вы можете говорить слова по-разному, фокусируясь на гласных или согласных, вы можете раскрасить звук, используя вокальные приемы.

Но вот в чем штука … если вы будете делать это только механически, это будет подделка. Другими словами, если вы, даже профессионально, используете все эти окраски в голосе, но за ними нет эмоций, ваши слушатели это почувствуют, и вы можете попрощатся со своим зрителем. Контакт будет разорван.

Подумайте об этом … Бывало ли, что кто-то сказал вам, что любит вас, но вы ощутили, что эти слова неискренние? Тут то же самое.

Мы можем хоть целый день провести, тренируя необходимый нам звук или вокальный прием, но если вы эмоционально не ощутите и не подкрепите его, все старания будут напрасны.

Вот почему для нас, для творческих людей, так важно открывать свою душу. Хотя это может быть невероятно сложно.

Нам нужно стать уязвимыми, чтобы мы смогли показать людям свои эмоции.

И, если честно, не каждый может это сделать. Не каждый исполнитель готов открыть двери своей души и пригласить туда зрителя, что бы показать себя настоящего.

Пение с эмоциями

Есть песни, сюжет которых вы лично переживали в своей жизни. Такие песни вам легче будет выразить эмоционально. Все что вам нужно будет сделать, это покопаться в своей памяти и еще раз пережить эту ситуацию. Но не просто визуализируйте, что произошло. Прочувствуйте это в своем теле. Сделайте это как можно более реальным для себя.

Тем не менее, есть песни, которые рассказывают такие истории и передают такие эмоции, которые вы не испытывали. В этой ситуации легче всего определить основные эмоции песни и попытаться прочувствовать их на себе. Вы можете сделать это, пробудив воспоминания об опыте, который нес в себе схожие эмоции. Или представьте, какие переживания у вас могли бы возникнуть, находись вы в этой ситуации.

Самый правильный способ – это постараться физически ощутить в своем теле необходимую эмоцию. Если вы сможете это сделать, вы станете на огромный шаг ближе к успеху.

В заключении хочу сказать, что необходимо потратить довольно много времени, что бы научится применять эмоции в выражении своего творчества.

Итак, как работать над эмоциональной составляющей песни

  • Нужно найти подходящую песню, которая вам близка, которую вы понимаете, с которой вы можете эмоционально сконнектиться
  • Проанализируйте ее, что бы понять, о чем говорит буквально каждая строчка и как ее правильно подать и передать ее настроение
  • Заставьте себя прочувствовать эти эмоции во время исполнения
  • Спойте песню так несколько раз, посмотрите как получается
  • Играйте с динамикой, окрасками, интонацией, вокальными приемами, мимикой, длинной фраз, пока не создадите свою собственную версию песни, которая проникнет в сердца ваших слушателей и уже никогда не оставит их равнодушными

Следуйте этим рекомендациям и не бойтесь делиться с аудиторией своей энергетикой, душой и эмоциями. И поверьте, публика отдаст вам в сто крат больше.


Со времен зарождения цивилизации, речь играла огромную роль для человечества. Речь фактически стала основным инструментом для общения между людьми. Была тем самым мостиком посредством которого мысли и чаяния предавались от одного человека другому, от одного человека обществу в целом, и являлась средством коммуникации в обществе. Эта исключительная роль речи очень актуальна и по сей день в наши дни. Поэтому практически во все времена было очень востребованы люди, которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли.

Яркая и выразительная речь вызывает интерес, поддерживает внимание, воздействует на чувства и воображение, проникает в душу слушателей глубже. Речь становится образной и эмоциональной благодаря специальным художественным, выразительным и изобразительным приемам, традиционно называемым фигурами и тропами. Всем, кто желает влиять на публику словом, будь то устным или письменным, важно знать, как сделать свою речь более яркой и выразительной.

Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей восприятия. Чтобы лучше донести информацию до слушателей, сделать ее более понятной и хорошо организованной, можно использовать следующие приемы.

Как сделать свою речь более яркой и выразительной

1. Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Пример: Прекрасен царскосельский сад,

Где льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)

2. Аллитерация – повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума…

3. Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений.

Берегите друг друга,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

4. Антитеза – сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

5. Ассонанс – повторение в тексте одинаковых гласных звуков.

Мело, мело по всей земле

Свеча горела на столе,

6. Гипербола – художественное преувеличение.

шаровары шириною с Чёрное море

7. Градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая)

или убывающей (нисходящая) значимости.

Завыл, запел, взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)

8. Именительные темы – особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях.

Хлеб. Что может быть важнее хлеба?!

9. Инверсия – нарушение прямого порядка слов.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле…

10. Ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Граф Хвостов, поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье Невских берегов…

11. Композиционный стык — повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н. Сладков)

12. Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

14. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве .

Сонное озеро города (А. Блок).

Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)

15. Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам.

16. Многосоюзие – намеренное использование повторяющегося союза.

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В. Инбер)

17. Окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования.

…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г. Смирнов)

18. Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.

Туристы в родном городе. (Тэффи)

19. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость…

20. Парцелляция – намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

21. Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом.

22. Риторический вопрос, восклицание, обращение – выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

23. Ряды, парное соединение однородных членов. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.

…Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С. Маршак)

24. Сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры. Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

25. Синекдоха – замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного.

Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)

26. Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

27. Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А. Твардовский)

28. Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.

Баснь эту можно бы и боле пояснить

– Да чтоб гусей не раздразнить…

Мы села – в пепел, грады – в прах,

В мечи – серпы и плуги.

30. Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Читайте также: