Как сделать ребенка сильным

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Мама двоих сыновей и одной долгожданной дочки рассказывает, как именно нужно себя вести, чтобы вырастить сильную и уверенную девушку, которая не зависит от мнения окружающих, любит свое отражение в зеркале и умеет принимать решения.

Это была моя третья беременность, гораздо более непростая, чем первые две. Я точно знала, что она отличается от предыдущих двух — так тяжело мне еще не было. Я понимала, что этот малыш будет не таким, как его два брата.

Итак, как вырастить сильную и уверенную в себе девочку? Вот знания, которыми я могу с вами поделиться.

Любите свое тело

Красота — в поведении, а не во внешности

Рассказывая об этом дочерям, мы можем объяснить им, что красота заключена не только в идеальных волосах и ровных белых зубах. Отношение к окружающим также важно.

Хвалите себя

Родители часто готовы пожертвовать всем ради детей, а дети этого как будто не замечают. Неблагодарные маленькие наглецы. Но что если мы сами начнем себя хвалить? Отмечать все те прекрасные вещи, которые мы умеем делать, говорить о своих талантах.

Бьюсь об заклад, во-первых, нам самим станет проще быть родителями — ведь все те мелкие ежедневные вещи, которые мы делаем, не получая благодарности, наконец будут оценены. Кроме того, наши дочери увидят, что хвалить саму себя можно и нужно!

Время с отцом — важно

Девочкам нужны прочные и близкие отношения с отцом. Это важно. Многие исследования показывают, что девочки, в чьей жизни не было вовлеченного отца, более склонны заводить конфликтные отношения, подвержены риску ранних незапланированных беременностей, страдают от низкой самооценки и имеют меньше шансов получить полноценное высшее образование и завести настоящую крепкую семью. Именно отец может научить дочь тому уважению, которое женщина должна получить от мужчины.

Так что, если мы хотим, чтобы наши дочери избежали проблем в отношениях, чтобы мужчины относились к ним с уважением, мы должны обеспечить им доверительные отношения с отцом. А если его нет, то еще с каким-то близким взрослым мужского пола.

Цените свои знания

Конечно, умной быть хорошо, но по мере того, как девочки становятся старше, они получают от общества недвусмысленное послание: не так важны твои мозги, как привлекательное тело. А меж тем у девочек не должно быть дилеммы, что важнее — быть красивой или быть умной. Им не нужно казаться глупее, чем они есть, чтобы получить какие-то привилегии. Согласно новому исследованию, девочки часто лучше мальчиков преуспевают в изучении иностранных языков, кроме того, они обладают лучшим эмоциональным интеллектом. Мы должны помочь нашим дочерям гордиться своими знаниями и умениями, научить их не бояться заниматься тем, что им интересно, давать им возможность попробовать себя в самых разных занятиях — от ремонта автомобилей до готовки.

Спорт — это хорошо

Занятия спортом помогут девочке не только чувствовать себя сильнее и здоровее, это также поможет ей быть довольной своим телом. Кроме того, спорт — отличный способ снять стресс и научиться достигать целей. Командные виды спорта учат работать в группе и выстраивать отношения с остальными участниками.

Благотворительность — это необходимо

Помощь другим — отличный способ донести до них свою любовь и поддержку. Умение видеть нужды других и помогать им дает девочке ощущение собственной силы, возможности влиять на мир вокруг. Девочки поймут, что в мире всегда есть кто-то, кому нужна их помощь, и что из любой ситуации можно найти выход.

Стойте на своем

Очень сложно пойти против толпы, но ведь это именно то, чему мы хотим научить своих дочерей, верно? Стоять на своем и не бояться критики. Часто, чтобы получить работу мечты или отстоять свое мнение в споре, нужно быть уверенной и не бояться сделать трудный выбор. А этому дочери учатся от нас, матерей.

Все в мире связано

Да, моя дочь может быть центром моего мира, но она не может являться центром всего мира. Очень важно научить дочь смирению, только так она поймет, что является частью огромного целого, где все связаны друг с другом, а значит обязаны поддерживать друг друга и помогать друг другу. Неважно, какой путь она выберет, вы должны научить ее тому, что все на свете связано и она имеет огромную силу влиять на жизни других.

Счастье — дело наших рук

Конечно, не всегда наши решения ведут к правильным последствиям. В мире происходит множество неприятных и трагичных событий. Но если мы расскажем своей дочери, что счастье — это не стечение обстоятельств, а нечто, за что она ответственна, ей будет проще. Не нужно сидеть и ждать, когда придет некто и решит все проблемы. Она вполне может начать решать их сама!


Повысить самооценку или помочь ребенку чему-то научиться?

А потом вмешался Винсент Стернс, учитель английского языка старших классов. Он никому не прощал фокусов и четко сформулировал свои ожидания. Этот ребенок за все свои годы учебы почти не делал домашнюю работу, но задания мистера Стернса он выполнял. Парень впервые принял вызов. Угадайте почему? Мистер Стернс очень высоко оценил способности юноши и ожидал от него столь многого, что даже посторонний обратил бы на это внимание.

В чем же разница?

1. Ожидания были ясны. Вероятности недопонимания
не было.

2. Взрослый человек ожидал самого лучшего… и он это
получил.

Не имело значения, что успеваемость мальчика была хуже некуда. Не имело значения, что он получал удовольствие оттого, что паясничал и привлекал к себе внимание, и об этом знали все. Учитель дал молодому человеку второй шанс.


Ожидайте лучшего, получайте лучшее

Делать что-то за детей означает проявлять к ним неуважение

Двоечник не станет лучшим в классе, если два вечера подряд посидит за учебником. Но если вместо привычной двойки он принесет тройку — это повод отпраздновать! И четырехлетняя девочка, которая решила убрать свою комнату самостоятельно, вряд ли сделает все идеально. Обязательно оцените ее стремление и не бросайтесь на ее глазах переделывать ее работу.


Уверенность в себе или уверенность по жизни?

Как-то раз на моем семинаре одна мамочка жаловалась на стресс от воспитания, выгорание и отсутствие возможности уделить внимание карьере и личной жизни. Я думал, у нее пара малышей-погодков, двух и трех лет, оказалось, у нее уже взрослые дети: один — выпускник школы, а второй — колледжа, и ни один из них не планирует покидать свои детские комнаты. Была еще одна мама, которая старалась никогда не водить своего ребенка в магазин игрушек. Она боялась, что он увидит огромный выбор и расстроится, когда поймет, что больше одной игрушки ему не купят. Поэтому она ходила за игрушками исключительно сама, лишая ребенка и возможности самостоятельного выбора, и возможности пострадать оттого, что ты чего-то не можешь получить.

Чувствовать себя несчастным — это важный опыт. Сделать неправильный выбор и потом сожалеть о нем — это важный опыт. Осознать, что твоя мама не может купить тебе самую большую игрушку, и решить, что, когда вырастешь, обязательно заработаешь много денег и сам ее себе купишь, — это важный опыт.

Именно ощущение несчастья заставляет нас искать выход

В следующий раз выбрать игрушку, с которой можно играть долго и придумывать разные вариации игры. Договориться с мамой, что большую игрушку она купит на день рождения, и долго ее ждать. Решить откладывать на дорогую игрушку из карманных денег. Спросить у мамы, на каких условиях она купит большую игрушку, и приложить все усилия, чтобы эти условия выполнить.

Вы лишаете ребенка всех этих важных эмоций, размышлений, выборов, когда принимаете решение за него или, если что-то не понравилось, в ближайшее время просто покупаете ему следующую.


Как формируется самооценка

Мы уже говорили об отношении, поведении и характере,
о том, насколько они важны в жизни ребенка. Есть и вторая
группа параметров:

  • Принятие
  • Принадлежность
  • Компетентность

Это три столпа самооценки для любого человека.

1. Принятие

Дети долго-долго находятся на седьмом небе от счастья всего лишь от одного комплимента

Если дети не находят безусловного принятия в доме, они будут искать его на улице, в школе и в интернете. Если вы будете постоянно критиковать его голубую челку, выбор музыки, нелепые (с вашей точки зрения) штаны, дома он сведет разговоры к минимуму (спасибо наушникам и телефону), зато начнет с удвоенной энергией искать одобрения у сверстников.

Значит ли это, что вы должны принимать любые его поступки и решения? Отнюдь! Каким бы сильным ни было влияние сверстников, это вы оплачиваете его телефон, мешковатые штаны и краску для волос. Просто старайтесь не запрещать и не критиковать все. Выберите то, что для вас неприемлемо, а то, что некритично — разрешите и примите. Большинство радикальных экспериментов начинается в подростковом возрасте и там же заканчивается.

2. Принадлежность

Каждый ребенок должен принадлежать к чему-то. Будет ли это ваш дом или группа сверстников? Банды в южной центральной части Лос-Анджелеса процветают, потому что обеспечивают чувство принадлежности детям из неблагополучных семей. Там есть общий идентификатор — нечто, чего эти дети не получают дома.

С самого начала создайте свой дом как место принадлежности. Дайте членам семьи право голоса при принятии решений. Прислушайтесь к тому, что говорят и думают другие. Поддерживайте друг друга в любых делах. Вместо взваливания на ребенка множества внеклассных занятий сделайте выбор с умом, чтобы хватало времени на семейные дела.

Не исключайте семейные обеды, проводите каникулы семьей. Друзья изменятся, а семья останется.

3. Компетентность

Ребенок не преуспевает, когда родители делают все за него. По-настоящему у человека развивается самооценка, когда он вносит свой вклад в проект или выполняет его сам.

Вот так дети готовятся выйти во взрослый мир здоровыми, действующими членами общества.

Дети жаждут от вас принятия. Они хотят ощущать свою
принадлежность к семье. А еще они хотят показывать свою
компетентность.

Если они не получат все это от вас, то станут искать в кругу своих сверстников. В мире ребенка вы значите гораздо больше, чем думаете, вот почему воспитание важнее, чем вы себе представляете.


Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Поощряйте самостоятельность

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

Дайте ребенку право слова

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми



Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет­ского фонда Татьяна Шишова:


Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.


Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.


Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.


Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.

Читайте также: