Как сделать ребенка счастливым и уверенным

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Виктория Кисс, психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям

Вот они – эти золотые правила счастья, о которых мы все интуитивно знаем с самого детства, но почему-то далеко не всегда их придерживаемся.

Правило №1. Начните с себя: научитесь быть счастливыми

Начать с себя – универсальное правило, работающее всегда и везде, в том числе и в вопросах счастья.

– избитая фраза, которая, тем не менее, не теряет своей актуальности.

Психологический климат в семье, где есть любовь и уважение, где взрослые увлечены любимым делом и радуются общению с близкими, существенно отличается от климата в семье, в которой родители находятся в хроническом состоянии жертвы, а при общении используют жалобы и обвинения.

Атмосфера и модель отношения к жизни, которые ребенок перенимает у взрослых, прямым образом влияют на его уровень счастья.

Поэтому мамам и папам важно сосредоточиться на собственном ощущении счастья, радости и самореализации – хотя бы ради своих детей.

Такое название получил эксперимент, проведенный психологами с двумя группами школьников.

В одном классе учитель, проверяя работы ребят, подчеркивал их ошибки красными чернилами. А в другом отмечал зелеными то, что было сделано верно. Уже через месяц успеваемость первой группы заметно ухудшилась, а результаты второй стали значительно лучше.

Прямо пропорционально изменилось и эмоциональное состояние большинства ребят.

Всех нас со школьной скамьи учили концентрироваться на своих ошибках, а не на достижениях, поэтому большинство родителей привычно подчеркивают промахи ребенка (да и свои тоже). Подчас они забывают или не считают нужным отмечать удачи детей, принимая их как должное.

Такой подход лишает ребенка радости и занижает его самооценку.

Правило №3. Благодарите ребенка

Не только за его слова или поступки, но и просто за то, что он у вас есть.

Силу благодарности сложно переоценить, ведь это не просто проявление вежливости, это настоящий золотой ключик к счастью. Когда мы произносим слова благодарности, мы концентрируемся на том хорошем, что есть в нашей жизни, и от этого чувствуем себя более счастливыми.

Когда мы благодарим ребенка, мы повышаем его уровень значимости, удовлетворяем его потребность в принятии и признании, делая намного счастливее и его, и себя.

Правило №4. Внимательно слушайте ребенка

Желание быть услышанным и понятым – глубинная потребность каждого человека и в первую очередь — ребенка.

Часто родителям кажется, что они внимательно слушают своих детей, однако на поверку выходит, что слушают они их автоматически, продолжая заниматься своими повседневными делами.

Попробуйте провести такой эксперимент со своим ребенком, и вы ощутите, какое это счастье, когда ты понимаешь и тебя понимают!


Повысить самооценку или помочь ребенку чему-то научиться?

А потом вмешался Винсент Стернс, учитель английского языка старших классов. Он никому не прощал фокусов и четко сформулировал свои ожидания. Этот ребенок за все свои годы учебы почти не делал домашнюю работу, но задания мистера Стернса он выполнял. Парень впервые принял вызов. Угадайте почему? Мистер Стернс очень высоко оценил способности юноши и ожидал от него столь многого, что даже посторонний обратил бы на это внимание.

В чем же разница?

1. Ожидания были ясны. Вероятности недопонимания
не было.

2. Взрослый человек ожидал самого лучшего… и он это
получил.

Не имело значения, что успеваемость мальчика была хуже некуда. Не имело значения, что он получал удовольствие оттого, что паясничал и привлекал к себе внимание, и об этом знали все. Учитель дал молодому человеку второй шанс.


Ожидайте лучшего, получайте лучшее

Делать что-то за детей означает проявлять к ним неуважение

Двоечник не станет лучшим в классе, если два вечера подряд посидит за учебником. Но если вместо привычной двойки он принесет тройку — это повод отпраздновать! И четырехлетняя девочка, которая решила убрать свою комнату самостоятельно, вряд ли сделает все идеально. Обязательно оцените ее стремление и не бросайтесь на ее глазах переделывать ее работу.


Уверенность в себе или уверенность по жизни?

Как-то раз на моем семинаре одна мамочка жаловалась на стресс от воспитания, выгорание и отсутствие возможности уделить внимание карьере и личной жизни. Я думал, у нее пара малышей-погодков, двух и трех лет, оказалось, у нее уже взрослые дети: один — выпускник школы, а второй — колледжа, и ни один из них не планирует покидать свои детские комнаты. Была еще одна мама, которая старалась никогда не водить своего ребенка в магазин игрушек. Она боялась, что он увидит огромный выбор и расстроится, когда поймет, что больше одной игрушки ему не купят. Поэтому она ходила за игрушками исключительно сама, лишая ребенка и возможности самостоятельного выбора, и возможности пострадать оттого, что ты чего-то не можешь получить.

Чувствовать себя несчастным — это важный опыт. Сделать неправильный выбор и потом сожалеть о нем — это важный опыт. Осознать, что твоя мама не может купить тебе самую большую игрушку, и решить, что, когда вырастешь, обязательно заработаешь много денег и сам ее себе купишь, — это важный опыт.

Именно ощущение несчастья заставляет нас искать выход

В следующий раз выбрать игрушку, с которой можно играть долго и придумывать разные вариации игры. Договориться с мамой, что большую игрушку она купит на день рождения, и долго ее ждать. Решить откладывать на дорогую игрушку из карманных денег. Спросить у мамы, на каких условиях она купит большую игрушку, и приложить все усилия, чтобы эти условия выполнить.

Вы лишаете ребенка всех этих важных эмоций, размышлений, выборов, когда принимаете решение за него или, если что-то не понравилось, в ближайшее время просто покупаете ему следующую.


Как формируется самооценка

Мы уже говорили об отношении, поведении и характере,
о том, насколько они важны в жизни ребенка. Есть и вторая
группа параметров:

  • Принятие
  • Принадлежность
  • Компетентность

Это три столпа самооценки для любого человека.

1. Принятие

Дети долго-долго находятся на седьмом небе от счастья всего лишь от одного комплимента

Если дети не находят безусловного принятия в доме, они будут искать его на улице, в школе и в интернете. Если вы будете постоянно критиковать его голубую челку, выбор музыки, нелепые (с вашей точки зрения) штаны, дома он сведет разговоры к минимуму (спасибо наушникам и телефону), зато начнет с удвоенной энергией искать одобрения у сверстников.

Значит ли это, что вы должны принимать любые его поступки и решения? Отнюдь! Каким бы сильным ни было влияние сверстников, это вы оплачиваете его телефон, мешковатые штаны и краску для волос. Просто старайтесь не запрещать и не критиковать все. Выберите то, что для вас неприемлемо, а то, что некритично — разрешите и примите. Большинство радикальных экспериментов начинается в подростковом возрасте и там же заканчивается.

2. Принадлежность

Каждый ребенок должен принадлежать к чему-то. Будет ли это ваш дом или группа сверстников? Банды в южной центральной части Лос-Анджелеса процветают, потому что обеспечивают чувство принадлежности детям из неблагополучных семей. Там есть общий идентификатор — нечто, чего эти дети не получают дома.

С самого начала создайте свой дом как место принадлежности. Дайте членам семьи право голоса при принятии решений. Прислушайтесь к тому, что говорят и думают другие. Поддерживайте друг друга в любых делах. Вместо взваливания на ребенка множества внеклассных занятий сделайте выбор с умом, чтобы хватало времени на семейные дела.

Не исключайте семейные обеды, проводите каникулы семьей. Друзья изменятся, а семья останется.

3. Компетентность

Ребенок не преуспевает, когда родители делают все за него. По-настоящему у человека развивается самооценка, когда он вносит свой вклад в проект или выполняет его сам.

Вот так дети готовятся выйти во взрослый мир здоровыми, действующими членами общества.

Дети жаждут от вас принятия. Они хотят ощущать свою
принадлежность к семье. А еще они хотят показывать свою
компетентность.

Если они не получат все это от вас, то станут искать в кругу своих сверстников. В мире ребенка вы значите гораздо больше, чем думаете, вот почему воспитание важнее, чем вы себе представляете.


1. Будьте счастливы сами

Вот такой вот немного эгоистичный путь. Но ведь дети – наше зеркало. И когда мама с папой радуются жизни, меняют что-то к лучшему, делают то, что любят, - ребенок учится и повторяет.

2. Учите выстраивать отношения

3. Цените приложенные усилия, а не идеальный результат

Ученые проводили исследование – в целях эксперимента предлагали детям выбрать себе паззл (простой или сложный) и собрать его. Те дети, чьи родители постоянно требуют от них успеха и результата, выбирали паззл полегче. Этим детям было страшно не оправдать ожиданий мам и пап, показать результат ниже и не подтвердить своего "звания" умного ребенка. А те дети, чьи родители обычно хвалят их за старания и поощряют любые попытки и эксперименты, смело выбирали сложный паззл. А почему бы не попробовать? Дети требовательных родителей боятся сделать ошибку, а, следовательно, боятся рисковать и браться за что-то новое. Дети, которых хвалят за усилия и поддерживают в любых начинаниях, с легкостью пробуют новое. Браться за сложное им не страшно (ну подумаешь, не получится), им даже нравится сам процесс.

4. Больше оптимизма

5. Не скрывайте эмоции

6. Радуйтесь мелочам

7. Приучайте к самодисциплине

Иногда нам приходится делать то, чего мы не хотим. Не нужно делать из этого трагедию, нужно уметь себя заставить. Вставать в шесть утра? Ну что ж, надо, так надо. И нечего портить себе настроение и гундеть все утро – лучше встать и пойти. Аллергия на апельсины? Это не значит, что нужно перестать дружить со всеми, кто ест апельсины, и сделать фрукт запретным для всех в семье. Людям, которые умеют себя дисциплинировать, делать над собой усилия, гораздо легче и в учебе, и в работе. Такие люди лучше справляются со стрессами и сложностями.

8. Играйте с детьми

Я как-то слышала разговор двух девчонок:

- А с тобой мама играет?

- Везет тебе! А мои родители всегда заняты.

9. Дайте возможность выбирать

10. Покажите, какая жизнь интересная

Режим это хорошо, но нужны и праздники, которые уводят от повседневности. Неожиданные походы в лес, вечера игр, блинчики по выходным, ужин, который вы готовите вместе, поездки к папе на работу. Можно просто сходить на вокзал, чтобы посмотреть на поезда, или погулять по старинным улочкам.

Возрастная категория сайта 18 +

Наташа, как белка, лазает по высочайшим альпинистским горкам и в 8 лет уже прыгнула с 5-метровой доски в бассейне. Света останавливается внизу, боится залезать и говорит:

– Я все равно упаду. Не стоит пробовать.

Никита должен купить молоко в супермаркете, потому что дома оно закончилось. Он останавливается в растерянности и опускает плечи – не знает, какое взять. Его друг Даня говорит:

– Давай я позвоню твоей маме и спрошу, какое молоко вам нужно.

в магазине

Эти ситуации, которые на первый взгляд кажутся очень разными, имеют много общего: они об уверенности в себе и её отсутствии. У детей есть это или нет? И это решает, осмелится ли ребенок что-то сделать. Иногда речь идет о производительности, иногда о смелости, а иногда о напористости. Но что заставляет одного ребенка обрести уверенность в себе, а другого сдаться?

семья

Семь шагов, которые могут сделать родители, чтобы их дети были уверены в себе

  1. Подарите детям свой собственный опыт

Позвольте им получить как можно больше непосредственных личных (сенсорных) переживаний. Имеет огромное значение, смотрит ли маленький ребенок, как некоторые персонажи катят мяч по телевизору, или он делает это сам.

  1. Играйте и открывайте для семьи природу

Опыт на природе предлагает стимулы для всех органов чувств без необходимости создавать что-либо искусственно. Балансировка над лежащим на земле стволом дерева намного интереснее и бросает больший вызов ребенку, чем гладкая и, следовательно, менее увлекательная игровая площадка.

Движение и мышление тесно связаны, вплоть до старости. Так что было бы ошибкой делать односторонние интеллектуальные предложения ребенку и считать игру на улице пустой тратой времени! (И мы еще не приняли во внимание другие профилактические и оздоровительные эффекты физических упражнений.)

  1. Пробовать, допускать ошибки, двигаться дальше

Поощряйте ребенка пробовать что-то новое. Покажите, что вы доверяете ему, чтобы он справился с задачей, и предлагайте попробовать еще раз, если это не сработает сразу. Это также показывает ребенку, что не сделать все правильно с первого раза – это нормально.

хвалит

Хвалите своего ребенка за то, что он делает хорошо, а также за то, что он пробовал что-то и не сдавался!

Подчеркните, что ребенок чего-то добился и что успех не был ни случайностью, ни везением. Что он сделал это сам.

Кстати, каникулы очень хороши для развития у детей уверенности в себе. Так что не имеет значения, делает ли ваш ребенок перерыв в учебе. То, что они изучают на своём опыте и берут с собой в будущее, всегда влияет на их успехи в школе.

Вот и все об основах. Теперь о деталях: формирование у детей уверенности в себе.

доволен

– Мой ребенок должен получить хорошее образование и устроиться на престижную работу.

Становится ясно, что цели, которые родители ставят перед своим ребенком, могут сильно различаться. Соответственно, взрослые будут принимать разные меры, применяя методы, которые они считают успешными в достижении этих целей.

Некоторые постараются устранить все препятствия для своего ребенка, чтобы это было как можно проще. Другие, возможно, будут усиливать давление, чтобы собрать как можно больше знаний как можно быстрее. Ребенок может ходить на занятия каждый день, и его время полностью забронировано. Но давление совсем не способствует мышлению.

боится

Обе стратегии одинаково не подходят для развития зрелых, уверенных в себе, независимых личностей. Потому что для того, чтобы ребенок действительно успешно справлялся со своей жизнью, ему нужна настойчивость, уверенность в том, что он сможет достичь того, что он намеревается сделать, глубокая уверенность в том, что с ним все в порядке, что он хорош такой, как есть, и любовь родителей всегда с ним, несмотря ни на что.

Развивайте уверенность в себе на собственном опыте

Возможно, вы все помните, как сами что-то преодолевали, а потом, наконец, испытали гордость за то, что это удалось. Этот опыт дает вам ощущение свободы, потому что вы убедились, насколько глубок личный резерв!

с папой

Такой опыт больше не является чем-то само собой разумеющимся для детей и молодых людей. Но стоит дать им возможность прожить это. Например, пойти на занятия, даже если не хочется и совершенно нет настроения – или если ночь была короче, чем ожидалось. Иногда нужно сделать первый шаг через силу, чтобы управлять событиями в своей жизни. И взрослые это прекрасно знают. Свобода, которую вы затем получаете, приносит пользу во многих ситуациях.

Так дети развивают базовое доверие

Родители должны оказывать ребенку поддержку, давать элементарную безопасность. Исходя из этого, он может осмелиться открывать и исследовать мир – и укреплять уверенность в себе.

Что делает отношения между родителем и ребенком такими особенными, так это безусловная любовь. Любовь, которую не нужно сначала зарабатывать. Тем более хорошими оценками! Такая надежная связь – важный защитный фактор и самое большое сокровище, которое родители могут подарить своему ребенку.

Мыслить нестандартно

доверие

вместе

Вы можете практиковать это изменение точки зрения в мышлении. Почему бы не разработать вместе с детьми безумные объяснения технических или природных явлений. Например, как на самом деле работают часы? Конечно, там есть маленькие человечки, толкающие шестерёнки. Это может быть очень весело. Факты можно получить быстро; дивергентное мышление как стиль формулировки идей выходит далеко за рамки этого. Дело не в том, чтобы просто играть в подобные игры разума. Здесь родители также являются важными образцами для подражания для своих детей.

Цель: ощущение потока

увлечены

Если вы можете испытывать энтузиазм по поводу чего-то, если вы действительно чем-то заинтересованы, вы не замечаете усилий, концентрации или времени. Это может помочь выработать принципиально позитивное отношение к работе и готовность к трудностям.

Шансы на получение такого опыта увеличиваются, если ребенок находит что-то, что соответствует его интересам и способностям и чем он может увлечься. Для этого нужна возможность опробовать все интересное и проявить себя, конечно, в соответствии со своим возрастом. Это здорово, если ваш ребенок сохраняет любопытство и хочет открывать для себя мир.

Поощряйте ребенка найти свой путь

Покажите, что вы гордитесь своим ребенком, и дайте ему понять, что вы всегда рядом, когда он в вас нуждается. Но не навязывайте свой совет. Со временем, конечно, помощь родителей используют все реже и реже, если все идет хорошо. Тогда вы сможете с радостью и гордостью видеть успехи своих детей.

Читайте также: