Как сделать ребенка самостоятельным

Обновлено: 06.07.2024

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Самостоятельность у детей вырастает из медленно накапливающихся простейших привычек вести себя самостоятельно с самого детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребенка, выработке у него привычек самостоятельно выполнять те или иные действия должно быть уделено серьезное внимание

Правила, которые помогут родителям развивать

Хвалите ребенка . Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваше чадо начинает копировать ваши действия. Если ваш малыш сам убрал тарелку в раковину, обязательно похвалите его. Это придаст ребенку уверенности и поощрит его к самостоятельным действиям в дальнейшем. Если же родители не замечают порывов ребенка к самостоятельности, у малыша пропадает желание получить новые навыки, так как нет стимула.

Учите ребенка. В выходные можно выделить время на развитие самостоятельности. Покажите своему чаду, как надеваются варежки или как завязывать шнурки. Соревнуйтесь с ним на то, кто быстрее сделает то или иное действие. Самостоятельный ребенок будет расти на ваших глазах

Не пытайтесь облегчать жизнь ребенку, чересчур помогая ему. Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным. Гиперопекой называется поведение родителя, когда он под каким-либо страхом, гасит активность ребенка и не дает ему расцвести как самостоятельный человек. Дети таких родителей могут отставать в развитии. Ребенку мешает вырасти самостоятельным, также то, когда вы все делаете вместо него, например, не ждете, когда он сам завяжет себе шнурки от ботинок или застегнет куртку, а говорите ему, что это у вас получится быстрее.

Спрашивайте мнение у вашего ребенка, как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды и прически.

Привлекайте ребенка к работе по дому. Ему это очень понравиться. Предложите ребенку помочь вам. Ваше чадо с удовольствием повозится с тестом и поможет вам убрать пыль. Совместная работа даст ребенку почувствовать насколько он вам дорог и значим. Также это поможет развитию самостоятельности.

Дети вырастают самостоятельными лишь в тех семьях, в которых взрослые, не жалея сил и времени, шаг за шагом терпеливо вырабатывают доступные ребенку данного возраста умения, используя для этого каждый удобный случай. Опытные родители начинают обычно с малого: оказывают ребенку своевременную помощь (показывают, объясняют, как можно и нужно сделать что-либо), контролируют его первые и самостоятельные усилия, не давая ему заигрываться, подолгу возиться с одни и тем же делом. Только таким образом у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания и различные умения, без которых малышу трудно быть самостоятельным.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ и высказываю сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Взрослые обычно полагают, что ребенок должен выполнять то или иное действие самостоятельно. Именно эту мысль они пытаются донести до своего чада и, в результате, сталкиваются с непониманием.

Во-первых, ребенок не может действовать, как заводная игрушка, и механически выполнять указания взрослых. Ему важно знать зачем, то есть, с какой целью, он выполняет ту или иную просьбу. Мы стараемся четко объяснять исходный результат данного поручения.

Во-вторых, ребенку необходимо четко представлять себе алгоритм действий: как и что именно нужно делать.

В-третьих, ребенку следует объяснить, почему он должен отрываться от игры и переключаться на скучное занятие, предложенное взрослым. Допустим, утверждение воспитателя, что она устала, и не может застилать за него кровать, выглядит неубедительным, поскольку каждый раз после подъема она весьма резво разворачивает покрывало.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного.В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль взрослых – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих.

В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

• умение переносить известные способы действий в новые условия.

ЕСЛИ ВАМ ДО 3 лет

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕ-САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте –это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка.Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым)и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

ЕСЛИ ВАМ ОТ 3 до 6 лет…

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т. п., помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3.Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Воспитание самостоятельности

Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью. Научите ребенка, как правильно держать ложку, в какой последовательности раздеваться, застегивать пуговицы и дайте ему возможность действовать.

Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Начинаться эта работа должна с воспитания потребности действовать. Известно, что такая потребность возникает тогда, когда дети наблюдают за деятельностью взрослых; других детей. Поэтому для воспитания у ребенка желания трудиться родители должны показывать, как трудятся взрослые, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети обычно любят смотреть, как папа чинит утюг, копает грядки, как мама стирает белье, делает винегрет, печет пироги. Пусть ваш ребенок будет с вами, когда вы делаете уборку в квартире, трудитесь на участке. Не отгоняйте детей от себя, а, наоборот, привлекайте внимание к некоторым действиям.

Если непосредственно к труду вы не можете вызвать желания,то используйте интерес ребенка к другим видам деятельности: игре, рисованию, слушанию сказок. Предложите ему сделать уборку в игровом уголке, постирать белье для куклы, подклеить любимую книжку, посеять овес для канарейки — и ребенок захочет выполнить трудовое задание.

ЕСЛИ ВАМ ОТ 6 лет и старше…

У детей старшего дошкольного возраста надо воспитывать способность самостоятельно познавать и решать познавательные задачи. В школе ребенку с первых дней будут давать учебные задания на дом, которые он должен выполнять самостоятельно. Родители, не воспитавшие у ребенка самостоятельности в познавательной деятельности, вынуждены будут в первом классе вместе с ребенком заниматься подготовкой уроков.

Интерес к познавательной деятельности легче всего воспитать на материале явлений природы. Для ребенка природа всегда загадочна, полна чудес и тайн. Можно давать ребенку задание по выяснению интересующих его сведений путем длительных наблюдений. Например, узнать, как образуются яблоки на яблоне, как замерзает вода в луже, вырастают листья на каштане, рассмотреть и зарисовать формы снежинок, узоры на стекле, выяснить, как синички достают из щелей насекомых. Можно предложить ребенку проверить достоверность народных примет, увидеть то, о чем вы прочитали ему в книжке, и т. д.

В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью родителей. Потом можно требовать от ребенка самостоятельного выполнения задания, предложив ему самому спланировать свою деятельность, наметить способы решения поставленной задачи. По мере усвоения умений и навыков следует повышать требования к качеству выполнения, учить ребенка самостоятельно намечать цель своей деятельности (замечать необходимость уборки, устранения неполадок в одежде и др.).

Выполнение родителями данных рекомендаций поможет воспитать самостоятельность у детей в дошкольном детстве.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т. е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия.Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать, как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше,если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды, так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Что не так

Деформирование самостоятельности начинается с самых банальных вещей: длительное грудное вскармливание, отсутствие навыков самообслуживания, когда в пять лет ребенка одевают бабушки и т.д. Все это делают взрослые, чтобы ребенок избежал трудностей и получил все самое лучшее и безопасное. И спрос на это рождает предложение. Например, игрушки начали производить в комплекте с инструкцией процесса игры, где не нужно ничего придумывать. У ребят попросту забирают возможность проявления инициативы и самостоятельности. По данным исследования Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, у 60% современных старших дошкольников игра сводится к примитивным действиям с игрушками. Создание воображаемой ситуации и сюжетов встречаются только у 5% детей.

График детей расписан по минутам — сад, кружок, который выбрала мама, домашние задания и т.д. Свободное время вгоняет детей в ужас, они не знают, что с ним делать и как себя занять. Если у них есть четкая инструкция, они чувствуют себя в безопасности. Это приводит к инфантилизму современной молодежи, которая вырастает беспомощной и неспособной принимать решения.

Инструментарий для родителей

Ребенок должен пройти свой путь взросления методом личных проб, ошибок и побед, где родителю отводится место наставника, а не прислуги. Подобный подход к воспитанию облегчает детям вступление на путь самостоятельности.


Альберт Эдельфельт. Мальчики играют на берегу. 1884 Иллюстрация: Wikimedia Commons

Ребенка учит то, что его окружает

В развитии ребенка родители играют первостепенную роль, но, как уже сказано выше, это роль мудрого тренера, а не обслуживающего персонала. Именно мама с папой создают среду для воспитания своего ребенка. Этой средой может стать и обычная квартира, если ребенку предложить участвовать в делах семьи и доверять небольшие бытовые задачи. Детей захватывает процесс готовки, ремонта, уборки и т.д. Для них это игры, где можно научиться оценивать ситуацию, понимать, что они делают и как.

В наших детских садах, работающих по методу Монтессори, обучающая среда разделена на несколько зон: практической жизни, языковую, зону моторики, сенсорики, математики и естествознания. Книги, игры и головоломки располагаются по возрастанию сложности и так, чтобы ребенок мог без проблем их увидеть, сам решить, во что поиграть, взять, а потом убрать на место. Все материалы для занятий обычно сделаны в одном экземпляре, даже если детей несколько. Дети сами выбирают, играть командой или поодиночке. Существуют вариации индивидуальной, коллективной деятельности или работы в мини-группах. Но конечный выбор всегда остается за ребенком.

Дайте свободу решать самому

— Показывать решительность на своем примере. Рассказывать истории из своей жизни и объяснить ребенку свой выбор;

— Сократить варианты. Например, предложить почитать сказку или лечь сразу спать;

— Не оберегать ребенка от ошибки, если это не касается здоровья, а также объяснять, как важно порой ошибаться. Он поймет последствия и будет подходить к выбору осознаннее;

— Вместе фантазировать. Например, предложить ребенку выбрать какую-нибудь суперспособность или вместе придумать окончание сказки.

Если ребенку не давать возможность выбора, став взрослым, он будет бояться ответственности и постарается всячески ее избегать.

Не губите инициативу — поддерживайте

Детям свойственно врожденное стремление познавать мир. Задача взрослых — сохранить это качество и дать возможность проявлять инициативу. В этом поможет:

— Ослабление контроля. Дети могут многое, если взрослые предоставят им такую возможность. Они найдут выход из тупика и доведут дело до задуманного конца самостоятельно. А если нет — сами попросят подсказку;

— Поддержка увлечения, даже если нет уверенности в результате. Даже если родители были правы и у ребенка ничего не вышло — он попытался и получил опыт, а не бросил задумку в самом начале;

— Помощь в познании сильных сторон. Малыш не замечает свои способности, но со стороны они видны. Ему нужна подсказка, в чем он хорош. Это будет шагом к обретению уверенности в себе.

Как убить самостоятельность

Уничтожить самостоятельность легко:

— Делать за ребенка. Одевать, кормить, решать его детские проблемы, выбирать досуг. Ребенок усвоит этот урок и поймет, что напрягаться, думать ему особо и не нужно;

— Разговаривать в повелительном тоне. Ребенок будет выполнять все свои обязанности. Но не благодаря собственному осознанному выбору и желанию, а из-за страха перед родителями;

Стрем­ле­ние к неза­ви­си­мо­сти, авто­ном­но­сти зало­жено в нас при­ро­дой. Однако не у каж­дого чело­века это стрем­ле­ние про­яв­ля­ется в адек­ват­ной форме. Дет­ская само­сто­я­тель­ность все­гда цени­лась роди­те­лями. Чем она при­вле­кает взрослых?

Жела­ние что-то сде­лать само­сто­я­тельно идет изнутри, но только в том слу­чае, когда мы даем ему созреть, не торо­пим и не под­тал­ки­ваем ребенка. И вот её плюсы:

Но обра­тите вни­ма­ние: лишь пер­вый пункт списка имеет отно­ше­ние к самому ребенку, осталь­ные три пункта – об удоб­стве роди­те­лей. И здесь каж­дая семья выби­рает свой путь и свой баланс.

022710ef2efa3cb3072cc56ce1233aef27399337 - Сам не по годам: о детской самостоятельности

Что делать, чтобы…

Как же сде­лать так, чтобы ребе­нок сам оде­вался, кушал, уби­рал игрушки, делал уроки? Для начала – разо­браться, а хочет ли он этой само­сто­я­тель­но­сти. Стре­мится ли он стать неза­ви­си­мым. Если нет, важно сме­стить фокус с само­сто­я­тель­но­сти на созда­ние кон­тек­ста, необ­хо­ди­мого для раз­ви­тия внут­рен­ней зрелости.

Речь идет о фор­ми­ро­ва­нии надеж­ных, без­опас­ных отно­ше­ний со зна­чи­мым взрос­лым (мамой/папой/бабушкой), кото­рый больше всего про­во­дит вре­мени с малы­шом: близ­кий кон­такт, душев­ность, мини­маль­ное разделение.

Важно, чтобы ребе­нок ощу­щал теп­лоту, мог сво­бодно выра­жать свои чув­ства и эмо­ции, знал, что его при­мут и поймут.

Необ­хо­димо создать такую обста­новку, в кото­рой малыш будет чув­ство­вать себя в без­опас­но­сти, будет знать, что его под­дер­жат и помо­гут при воз­ник­но­ве­нии труд­но­стей. Вот в такой ситу­а­ции у ребенка акти­ви­зи­ру­ется жела­ние стать авто­ном­ным, делать что-то самостоятельно.

Раз­ви­тие само­сто­я­тель­но­сти идет в соб­ствен­ном для каж­дого ребенка темпе. Не нужно его торопить.

Более того, такого рода вме­ша­тель­ство лишь затруд­няет раз­ви­тие: вклю­чает сопро­тив­ле­ние, раз­ру­шает отно­ше­ния, при­водя к вре­мен­ной (до исправ­ле­ния ситу­а­ции с отно­ше­ни­ями) оста­новке развития.

Часто роди­тели пыта­ются тре­ни­ро­вать само­сто­я­тель­ность, будто это навык. Малыш еще не успел почув­ство­вать внут­рен­ний импульс к авто­ном­ным про­яв­ле­ниям, не успел захо­теть научиться оде­ваться (к при­меру), а мы уже рас­ска­зы­ваем, пока­зы­ваем, ждем повто­ре­ния, а затем ожи­даем, что теперь он все­гда будет оде­ваться сам.

Ну ведь умеет же, мы сами видели, как он застег­нул пуго­вицу или надел штаны! Однако без созрев­шей моти­ва­ции наши попытки сфор­ми­ро­вать и вос­пи­тать само­сто­я­тель­ность будут про­сто дрессурой.

Завя­зать шнурки без помощи мамы, вбить гвоздь без помощи папы, схо­дить в мага­зин и купить про­дукты из бабуш­ки­ного списка, решить задачу по мате­ма­тике – физи­че­ским про­яв­ле­ниям само­сто­я­тель­но­сти научиться несложно. Но и здесь воз­ни­кают проблемы.

Напри­мер, роди­тели часто жалу­ются, что ребе­нок не уби­рает игрушки, не реа­ги­рует на просьбы, а если и обе­щает убрать, то про­хо­дит час, а воз и ныне там. Угрозы выбро­сить неуб­ран­ное и даже выпол­не­ние этих угроз тоже не при­во­дят к жела­е­мому резуль­тату – само­сто­я­тель­ной уборке. Почему?

Для само­сто­я­тель­но­сти у ребенка дол­жен сна­чала дозреть мозг. Сроки такого созре­ва­ния инди­ви­ду­альны, но это редко про­ис­хо­дит раньше 9–10-летнего возраста.

Что же полу­ча­ется: нужно уби­рать за ребен­ком игрушки вплоть до 10 лет? Конечно, нет. Но и ожи­дать, что ребе­нок будет делать это сам только потому, что вы этого хотите, не стоит.

Если ребе­нок сам не видит важ­но­сти в уходе за игруш­ками, внеш­ним видом, сбо­ром на сек­цию – ваши тре­бо­ва­ния он вос­при­мет как при­нуж­де­ние или кон­троль. И то и дру­гое может спо­соб­ство­вать раз­ру­ше­нию ваших с ним отно­ше­ний. Что же делать?

Все­гда лучше смот­реть впе­ред. Что вы хотите полу­чить на выходе? Только лишь чистую ком­нату? Ведь любая ситу­а­ция – это воз­мож­ность что-то доне­сти до ребенка, пока­зать ему при­мер, кото­рый он потом вос­про­из­ве­дет в своей семье со сво­ими детьми.

Да, ребенку важно пони­мать гра­ницы и то, что слово роди­теля – неру­шимо. Но здесь слу­чай явно неподходящий.

Но может ли ребе­нок сде­лать это в своем воз­расте? Ведь наве­сти поря­док – это не про­сто взять игрушку руками, отне­сти в нуж­ное место и там поло­жить в ящик (как это видится родителям)!

Луч­ший урок, кото­рый роди­тель может пре­по­дать в этой ситу­а­ции, – это пока­зать, что ребе­нок может рас­счи­ты­вать на помощь близ­ких. Что, если он попро­сит о помощи, взрос­лые не оста­вят его один на один с необ­хо­ди­мо­стью уборки игрушек.

Помо­гите ребенку убрать игрушки. И помо­гайте каж­дый раз до тех пор, пока ему это будет нужно. И когда-нибудь он при­го­то­вит вам сюр­приз: убе­рет игрушки сам.

Он сде­лает это не из-под палки, а потому, что теперь он может, он дорос. Ведь само­сто­я­тель­ность – это плод взросления.

В какой-то момент у ребенка хва­тит сил убрать игрушки само­сто­я­тельно и будет доста­точно уве­рен­но­сти в том, что, если он вдруг пере­оце­нил свои силы, вы все­гда при­дете ему на помощь.

Когда он удо­сто­ве­рится в этом, путем мно­го­крат­ных про­ве­рок, про­блема с игруш­ками уйдет.

Луч­шее, что мы можем сде­лать для сво­его ребенка, – поз­во­лить ему раз­ви­ваться в соб­ствен­ном темпе. Мы не знаем, какой темп опти­маль­ный, мы можем лишь ждать, веря в при­роду ребенка и ока­зы­вая помощь и под­держку там, где это требуется.

При­дет время, и под­рос­ший ребе­нок смо­жет не только купить про­дукты по списку, но и соста­вить такой спи­сок сам. А если в про­даже не будет молока нуж­ной марки, смо­жет само­сто­я­тельно при­нять реше­ние, какое дру­гое молоко купить.

Или, если молока не будет совсем, как и вре­мени на дру­гой мага­зин, под­ро­сток смо­жет при­ду­мать, что при­го­то­вить дома вме­сто блин­чи­ков, для кото­рых нужно было молоко, и купить про­дукты для нового блюда.

Однако важно пом­нить, что дозре­ва­ние мозга – необ­хо­ди­мое, но недо­ста­точ­ное усло­вие для раз­ви­тия само­сто­я­тель­но­сти. Без креп­ких дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний, сво­бод­ных от посто­ян­ного поиска ребен­ком любви и при­ня­тия, само­сто­я­тель­ность раз­ви­ваться не будет.

Когда ребе­нок дозреет, он будет справ­ляться с теми или иными ситу­а­ци­ями. А пока это не про­изо­шло, мы помо­гаем ему про­жи­вать любые чув­ства и под­дер­жи­ваем его на пути взросления.

Шаг за шагом

Один из самых акту­аль­ных роди­тель­ских запро­сов – чтобы ребе­нок сам чистил зубы. Самая частая при­чина, по кото­рой дети не хотят этого делать, – роди­тель­ская спешка. Но в раз­ви­тии истин­ной само­сто­я­тель­но­сти спешке места нет! В иде­але про­цесс может выгля­деть так.

Сна­чала, пока ребе­нок очень мал, мама чистит ему зубы сама. Малыш лишь наблю­дает, как она это делает, смот­рит столько, сколько ему необ­хо­димо вре­мени. Затем, когда ребе­нок дозрел до сле­ду­ю­щей ста­дии и, если ему инте­ресно, он при­со­еди­ня­ется к про­цессу – чистит зубы вме­сте с мамой.

Он делает сам, что может, осталь­ное дочи­щает мама. Или, воз­можно, он про­сит маму взять его руку с зуб­ной щет­кой своей рукой и направ­лять, пока­зы­вая, как нужно чистить. Эту ста­дию можно срав­нить с зоной бли­жай­шего раз­ви­тия ребенка, о кото­рой так много писал Л. С. Выгот­ский, совет­ский пси­хо­лог, созда­тель кон­цеп­ции раз­ви­тия выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций: когда ребе­нок может сде­лать что-либо пока лишь под руко­вод­ством взрослого.

Потом при­хо­дит момент, когда ребе­нок может чистить зубы сам, но мама при этом нахо­дится рядом и готова в любой момент помочь. Это крайне важно – ведь мамина под­держка при­дает уве­рен­но­сти в соб­ствен­ных силах.

И стре­мимся, чтобы он не про­сто совер­шил то или иное дей­ствие, а чтобы у ребенка сфор­ми­ро­ва­лась внут­рен­няя потреб­ность, истин­ное стрем­ле­ние к авто­ном­но­сти. Напри­мер, ждем, что ребе­нок сам захо­чет дойти до школы или спор­тив­ной сек­ции, сам попро­сится схо­дить в мага­зин, а не застав­ляем его через силу и не уго­ва­ри­ваем. Это жела­ние непре­менно воз­ник­нет, если не нагру­жать ребенка ответ­ствен­но­стью раньше времени.

Можно при­учить ребенка уби­рать за собой со стола тарелку, но стоит изме­ниться обсто­я­тель­ствам (напри­мер, ребе­нок на какое-то время поедет пого­стить у бабушки), и он, с боль­шой долей веро­ят­но­сти, пере­ста­нет делать это натре­ни­ро­ван­ное, при­вне­сен­ное извне дей­ствие. Это не истин­ная само­сто­я­тель­ность, а ее имитация.

Читайте также: