Как сделать ребенка ответственным

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Осознание ответственности за свои действия, умение видеть связь между поступками и их последствиями — важный признак зрелости и необходимое для любого человека качество. И его основы закладываются еще в раннем детстве. Как воспитать в ребенке ответственность и какие ошибки совершают родители, объясняет детский психолог Наталия Калиниченко.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, или, иными словами, прогнозировать результаты своих действий. И ребенок может приобрести это качество при помощи родителей и ближайшего окружения.

Способность прогнозировать результаты поступков тесно связана со словесно-логическим мышлением, которое формируется только к первому классу или даже позже. Ребенку физиологически сложно анализировать свои действия, тут нужна помощь родителей, причем с самого раннего детства. Если мы планомерно, естественно формируем эти навыки, то к школьному возрасту ребенок подходит уже с высокой степенью самостоятельности и ответственности. Нельзя начинать работу над этими навыками в шесть лет и рассчитывать на быстрые результаты.

Когда ребенок начинает исследовать мир, ползать, ходить, трогать разные предметы, мамы, боясь, что ребенок травмируется, стремятся его защитить — и иногда слишком усердствуют в этом. В итоге у ребенка не формируется связь между действием и последствиями этого: если уколоть пальчиком иголку, будет больно, если слишом быстро побежать, можно упасть. Взрослым очень важно уметь объективно оценивать, опасна ли среда, в которой находится малыш одного двух-лет, и не ограничивать его физическую активность на всякий случай.

Читайте книги и смотрите мультфильмы

Эти разговоры — не самое главное. Чтобы четко осознавать ответственность за свои поступки, ребенок должен ее видеть в реальности. Все дети смотрят мультфильмы, и практически в каждом есть хороший и плохой герой, хитрый и честный, жадный и щедрый, подлый и порядочный. Обращайте на это внимание ребенка, учите его следить за сюжетными линиями и понимать, почему плохой герой в итоге всегда наказан, а хороший побеждает.

Будьте примером

Еще один важный способ воспитания ответственности ребенка — собственный пример родителя. Не имеет значения, сколько и о чем мы говорим ребенку, если в своей семье он видит совсем другое, и старшие нарушают те правила, которые стремятся ему привить. Например, бесполезно много говорить о том, как важно быть вежливым и приветливым, смотреть мультфильмы на эту тему, но при этом, приходя домой после работы, вступать в перепалки с супругом или нелестно отзываться о своих коллегах прямо при ребенке. У него рушатся представления о том, как надо поступать.

Поручайте ребенку обязанности по дому

У каждого ребенка с раннего возраста должны быть обязанности по дому. Необязательно поручать ему что-то серьезное, важно, чтобы ребенок даже при помощи мелких поручений понимал, что такое обязанности и как их выполнять. Это может быть совсем простое дело, например положить после обеда свою тарелку и ложку в раковину, но он должен каждый день его выполнять. Когда он пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности. Сейчас с этим проблемы: родители стремятся оградить ребенка от всего, тем самым замедляя его взросление. А между тем эти навыки самообслуживания — основа умения организовать свою жизнь, упорядочить пространство вокруг себя.

Будьте последовательными

Как показывает моя практика, если действительно не помогать ребенку прибираться, на третий день он уже не может сам найти свои игрушки. Тогда он пытается как-то организовать это пространство и самостоятельно навести порядок. Немногие мамы согласятся терпеть в своем доме трехдневный бардак, но это правда работает и учит ребенка ответственности.

Есть более творческие способы формирования ответственности, которые опосредованно учат ребенка видеть, что и как меняется при определенных условиях.

Играйте с детьми, изучая цепочки последовательностей. Например, можно изучать развитие некоторых животных: икринка — головастик — лягушка. Делайте это в музеях, а дома при помощи мультфильмов и энциклопедий. Устройте на окне домашний огород, поручите ребенку поливать пророщенное зернышко или всходы салата: детям это интересно и учит ответственности, потому что они видят, что происходит в результате их действий. Обсуждайте, как каждый день меняется росток.

Используйте разрезанные картинки: ребенок будет восстанавливать из кусочков цельный сюжет и придумывать рассказ по нему. Это прекрасно развивает словесно-логическое мышление, а если на картинке было изображено какое-либо действие, это помогает осознать причинно-следственные связи.

Доверяйте ребенку

Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Часто мы недооцениваем его возожности и хотим побыстрее закончить какое-то дело, которое он в состоянии выполнить самостоятельно. Некоторые родители школьников сами пишут за них рефераты, если дети забыли это сделать, ведь ребенку нужно дать выспаться, а двойки допустить нельзя. И это сильно мешает ребенку осознать ответственность за свои поступки или бездействие.

Уже в детском саду малыш получает задания на дом: поделки или упражнения в прописях. Очень важно объяснить ребенку, что надо делать, убедиться, что он понял последовательность действий. Проверьте, что получилось в итоге, но не вмешивайтесь в процесс без запроса. Всегда давайте малышу понять, что вы не сомневаетесь в его умениях, что он со всем справится. И никогда не делайте работу вместо него, даже если вам кажется, что сам он ничего не выполнит. Дети, которые пытались выполнить задания сами, уже к первому классу были довольно самостоятельными.

Что такое ответственность?

На поведенческом уровне ответственность проявляется как:

  • выполнение договоренностей между людьми;
  • быть верным своему слову, выполнять обещания и обязательства;
  • успешно выполнять свои социальные задачи;
  • принятие самостоятельных решений, делать выбор;

Говоря о воспитании ответственности, нужно понимать, что речь пойдет о создании условий и контекста, в котором ребенок сможет проявлять вышеуказанные пункты.

События и происшествия

Другой способ — это создавать события. Событие в семье — это управляемый целенаправленный процесс. Когда мы говорим о формировании какого-либо качества или навыка, мы должны понимать что процесс формирования это тоже целенаправленный, управляемый процесс. Большинство качеств человека формируется через среду и тот опыт, который он проживает. В случае с ребенком, большинство его качеств формируется в семье.

Раз событие создается и управляется, следовательно, в нем есть безопасность и родительский контроль. Мы все когда-то были детьми и у нас есть богатый опыт семейных событий: совместный поход, выход на природу, лепка пельменей всей семьей, настольные и другие семейные игры, подготовка к новогоднему празднику и.т.д, празднование дня рождения, отпуск, сбор картофеля на даче. В каждой семье они разные.

Любое семейное событие обладает следующими характеристиками:

  1. Событие планируется (не является случайным или стихийным)
  2. Событие организуется взрослыми или совместно. А значит имеет цель и это направленный процесс, где создается определенный контекст.
  3. Событие согласовывается с другими участниками (членами семьи, детьми)
  4. В событии участвует не один ребенок, а члены семьи. Каждому участнику события распределяется роль и конкретные задачи.
  5. Событие контролируется взрослыми и является безопасным для ребенка.

Как формируется ответственность?

Любой навык или качество ребенка формируются через события в семье.

Для того, чтобы сформировалось у ребенка чувство ответственности, необходимо:

Создавать события и такой контекст, в которых у ребенка будут определенные задачи (поручения), где требуется ответственность. Выполняя или не выполняя данные поручения, он будет получать определенные последствия. Причем также необходимо дать ребенку эти последствия прожить.

Поручения и задачи, которые мы даем, должны соответствовать возрасту ребенка. Другими словами, задача должна быть по силам и навыкам ребенка.

Важно! Давать право выбора ребенку. Некоторым родителям кажется, что ребенок сделает неправильный выбор, а точнее не тот, который нравится взрослым. И здесь нужно понимать, что если мы делаем выбор за ребенка, то мы тем самым не даем ребенку проявить себя, свою волю, не даем совершать поступок, а соответственно, проявлять свое ответственное поведение. Не давая ребенку право делать свои выборы, для него это по сути запрет на взросление.

Важно! Необходимо также объяснять ребенку, что произошло, проговаривать события, его решения и те последствия, которые наступили, исходя из его решений или поступков. Это нужно для того, чтобы более явно простраивались причинно-следственные связи между поступками ребенка и последствиями.

Последствия для ребенка, это не всегда наказания в том смысле, в котором большинство из нас привыкли думать. Это вполне естественное событие и развитие ситуации, которое происходит, если ребенок принимает то или иное решение.

Важно! Поощрять ребенка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

Формирование ответственности на примерах

Пример № 1. Событие: семейный праздничный ужин. Готовясь к празднику, ребенку дают поручение сходить в магазин и купить продукты, чтобы приготовить его любимое блюдо по заказу. У каждого члена семьи в связи с этим своя задача. Ребенок по каким-то причинам забыл купить то, что от него требовалось, то семья и он остается без любимого блюда. Это и будут те последствия, которые необходимо принимать.

Пример № 2. Событие: завтрак. У ребенка есть обязанность каждый день следить за появлением молока в холодильнике и покупать его после школы, если недостает. Вполне ответственная задача, поскольку молоко на завтрак нужно не только ему, но и маленькой сестре. Об этой обязанности изначально было оговорено. По какой-то причине, в один из дней этого не было сделано. В качестве ответственности была принята такая мера: на следующий день, в выходной, ребенок был разбужен с утра в 8.00 и отправлен в магазин за молоком, чтобы к пробуждению и завтраку у всех было молоко. В этой ситуации за свое не слишком ответственное поведение, ребенок лишил себя сна.

Пример № 3.

В ситуациях, когда ребенок просыпает или опаздывает в школу, он автоматически лишался просмотра мультфильмов то время, на которое он опоздал. И у него был выбор, приходить вовремя или лишать себя мультфильмов, опаздывая.

Пример № 4.

Наличие в доме домашних животных и уход за ними — отличный контекст для формирования ответственного поведения у ребенка. За животными нужно ухаживать, вовремя кормить и поить, убирать, выгуливать. Часто дети сами просят завести дома питомца. Это отличный повод сформировать договоренности по поводу их содержания и ухода. Через любовь к животным, ребенок может самостоятельность по их уходу и заботе, тем самым, получая опыт ответственного поведения.

Условия для формирования ответственности и самостоятельности

Все вышеперечисленные рекомендации будут работать в том случае, если в семье создаются условия для формирования ответственности. Этих условий несколько.

  1. Личный пример взрослых. Быть самим ответственными (выполнение договоренностей, держать слово)
  2. Давать ребенку поручения и выбор;
  3. Уважать выбор ребенка, каким бы странным он не казался взрослым;
  4. Поощрять ответственное поведение;
  5. Давать право выбора;
  6. Учить ребенка прогнозировать результаты собственных действий;
  7. Учить ребенка расставлять приоритеты;
  8. Пошаговое приучение к действиям. Поручая что-то, Вы должны быть уверены, что ребенок это умеет.
  9. Режим дня. Границы. Определенность. Поручение должно быть понятным для ребенка.
  10. Самоконтроль как сформированный навык.

Хотите чтобы Ваш ребенок стал самостоятельным и ответственным? Вы можете посмотреть вебинар, где я подробно рассказываю в деталях как формировать ответственность у ребенка.

Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.

Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?


Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

340 часов (3 мес.)

Подходит для действующих специалистов

За что несет ответственность воспитатель?

За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

36 часов (1 неделя)

Разбираем типичные ситуации

Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?

От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

  • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
  • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?

Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?

Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?

Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?

Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?

По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада ?

Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.

Если ваши права нарушают родители , попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.

Воспитание ответственного ребенка. Как научить ребенка отвечать за свои поступки. Нужно ли позволять ребенку самому делать важный выбор. Послушание и ответственность.

Самостоятельно оценивать ситуацию, делать выбор и отвечать за его последствия – все это по силам уже трехлетнему малышу, если, конечно, родители принимают решения вместе с ним, а не за него. А как действуете вы?

Ответственность за свои поступки – одно из важнейших качеств взрослого человека. По нему нас судят окружающие, оно напрямую влияет на нашу личную жизнь и карьеру. Однако зачастую родители уделяют воспитанию ответственности гораздо меньше сил и времени, чем обучению иностранному языку или игре на музыкальном инструменте. Многим мамам и папам кажется, что это умение придет само собой. Но… не приходит!

” Между тем ответственность – это не послушание, а готовность отвечать за последствия собственного выбора.

Конечно, слушать или не слушать маму – это тоже своего рода выбор, но оказавшись без подсказок мамы или другого авторитетного взрослого, ребенок теряется и не может принять никакого решения и, тем более, отвечать за него. Если единственное решение, к которому вы подталкиваете ребенка – безоговорочно следовать вашим указаниям, то вы воспитаете очень удобного, очень управляемого, но совершенно безответственного человека, увы!

Зоны детской ответственности

Ребенок не может отвечать за свою жизнь целиком и полностью, однако есть зоны персональной ответственности, с которыми должен справляться каждый ребенок к началу школы, то есть к семи годам.

Собственная безопасность

Одни из первых правил, которым родители обучают ребенка, касаются его собственной безопасности: не открывать окно, не трогать электроприборы, не баловаться с острыми предметами.

Благополучие близких

Малыш должен учиться соотносить свои действия с окружающими: выбирать менее шумные игры, если кто-то из домашних устал или болеет, и не беспокоить его без необходимости.

Забота о растениях и домашних питомцах

Регулярный полив растений или кормление животных тоже может стать посильной задачей дошкольника.

Материальная ответственность

Сохранение в целости своих игрушек и одежды; уборка игрушек, распределение одежды на чистую и грязную или требующую починки.

Когда передать ребенку ответственность

” Идеальный возраст обозначения собственной зоны ответственности для ребенка – 3-3,5 года.

Итак, мы определили, за какие именно сферы ребенок должен отвечать к школьному возрасту. Как научить его этому?

2-3 года. Еда и одежда

К трем годам ребенку нужно предоставлять свободу выбора относительно еды и одежды. Пока это условное решение, поскольку вы предоставляете ему ограниченное количество вариантов. У ребенка может быть выбор из двух шарфов или трех пар колготок разного цвета. Вы можете, например, поинтересоваться, какой вид десерта хочет ребенок, или спросить, какую кашу сегодня сварить. Наконец, у малыша есть право не доедать свою порцию или вообще пропустить прием пищи, если он не голоден.

4-5 лет. Деятельность дома и вне дома

В этом возрасте ребенок может выбрать занятие, место прогулок, компанию для игр. Это время формирования первых увлечений ребенка, так что не нужно усаживать его за книжку, если он готов весь вечер строить гараж для машинок (лучше найти книжку с машинками).

6-7 лет. Покупки

К семи годам дети уже вполне в состоянии сделать собственный выбор в магазине, особенно когда это касается его лакомств, игрушек, одежды. Задача родителей – ограничить выбор в пределах разумной суммы, которую вы планируете потратить на приобретение.

Что нужно, а что не нужно регулировать в выборе ребенка

Нужно относиться к выбору ребенка уважительно, даже если он кажется вам неуместным.

Предлагайте альтернативу, если ребенок приводит доводы в пользу своего решения (например, если тонкая куртка кажется ему красивее, предложите дополнить ее толстым свитером).

Имитируйте ситуацию выбора, если полагаете, что малыш не готов принимать решение самостоятельно. Пусть для начала выбирает между голубыми и зелеными носочками, большой ложкой и ложкой поменьше, чашками с разными рисунками.

Ребенок должен ощутить последствия собственного выбора. Если ситуация не угрожает напрямую жизни и здоровью ребенка, позвольте ей развиваться естественным образом! Не убрался в комнате – не смог пригласить в гости друзей, отправилась в садик в праздничном платье – не прогулке нельзя кататься с горки, купили большой пакет конфет – не осталось денег на мороженое… Только так можно научить ребенка предвосхищать последствия своих решений и брать за них ответственность.

Иногда нужно лишать ребенка выбора. Большинство детей консервативно и всегда будет выбирать любимую еду, реже – привычную одежду и место для прогулок, наконец, есть малыши, которые игнорируют все новые знакомства. Задача родителей – периодически вынуждать ребенка пробовать что-то новое (блюдо, место, развлечение).

Научить ребенка ответственности трудно, в конкретной ситуации вам может показаться, что гораздо проще руководить его действиями: встань, сядь, возьми, надень это, нет это, это сними… Но в долгосрочной перспективе родители, прислушивающиеся к желаниям детей и позволяющие малышам испытать последствия своих действий, оказываются в выигрыше. Ведь из этих малышей вырастают ответственные взрослые!


о детях от 1 до 3 лет, о детях от 4 до 7 лет Другие статьи автора

Читайте также: