Как сделать ребенка более активным

Обновлено: 02.07.2024



Часто бывает так, что ребенок ходит все время за вами и не хочет даже на минуту оставаться в одиночестве. Родители обязательно должны приучать его к самостоятельности. Для этого можно использовать различные игры и игрушки. Сейчас можно приобрести различные паззлы, развивающие игрушки, красочные книжки, а также многие другие интересные изделия. Вот как можно развивать в ребенке самостоятельность.

Основные преимущества самостоятельности

Дети, за которых все делают родители, становятся:

  • неуверенными в себе;
  • требовательными;
  • нетерпеливыми;
  • склонными к депрессии.

Чем больше ребенок что-то делает сам, тем сильнее его уверенность в себе и желание действовать дальше. Несмотря на все ошибки и неудачи, такой опыт становится движущей силой.


Самостоятельность требуется для формирования характера ребенка. Любое действие на первоначальном этапе связано с преодолением. Ребенку требуется приложить определенные усилия, чтобы достигнуть положительного результата, например в первый раз застегнуть пуговицы, собрать рюкзак и т. д.

Выбирать игрушки, стимулирующие деятельность

Стоит приучать ребенка к самостоятельным играм и занятиям уже с 5-6 месяцев, когда малыш начинает интересоваться погремушками. Выбирайте игрушки, которые стимулируют какую-либо деятельность ребенка: крутить, вынимать, собирать…


Можно на несколько минут оставлять ребенка в манеже или на коврике с парой ярких и красивых игрушек, чтобы он мог развлекаться самостоятельно. Игрушек должно быть совсем немного, так как малыш в этом возрасте может концентрировать внимание на 1-2 предметах. Когда он наиграется, нужно убрать их и дать новые.

Держать под присмотром

По мере взросления ребенка можно увеличивать интервалы самостоятельной игры. В год малыш может самостоятельно играть по 30 минут, в 2 года - по 1 часу, а в 3 года - по 1,5-2 часа в день.


Разумеется, при этом игры обязательно должны проходить под ненавязчивым контролем со стороны взрослых. Периодически нужно заглядывать в комнату, чтобы посмотреть на то, что именно делает малыш.

Если вы видите, что он устал, то можно предложить ему перекусить. Для ребенка игра должна быть не просто развлечением, но и активной деятельностью, которая отнимает много сил и энергии, именно поэтому стоит следить за тем, чтобы кроха не переутомлялся.


Также можно регулировать игру, продемонстрировать то, как можно играть с теми или иными игрушками. Если ребенок просит помощь, то нужно предоставить ему ее.

Не стоит навязывать малышу свое общество

Не нужно отказываться от помощи ребенку. Это может породить страх неудач и отбить интерес к игре. Именно поэтому, когда малыш жалуется на то, что у него ничего не получается, нужно ему помочь.


При этом нужно брать на себя только те задачи, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, остальное же предоставить ему. Когда ребенок играет самостоятельно, то не стоит слишком сильно навязывать ему свое общество. Нужно контролировать игры, чтобы в них не было агрессии, но важно не переусердствовать с этим.

Вселить уверенность

Чтобы правильно развивалась самостоятельность ребенка, родителям нужно вселить ему уверенность в собственных силах. Однако у многих родителей, особенно на первоначальном этапе развития малыша, это может вызывать настоящую панику. Они беспокоятся то, что ребенок что-то себе повредит, замерзнет, останется голодным и т. д.


На первоначальном этапе важное значение имеет не сам результат самостоятельности, а попытки к ней. Родителям намного проще самим что-то делать за малыша, чтобы все было сделано самым лучшим образом. Однако, нужно помнить о том, что в любом случае ребенок должен сам все делать, поэтому чем раньше он начнет этому учиться, тем лучше.

Оказывать поддержку

Дети начинают проявлять самостоятельность намного раньше, чем родители бывают к этому готовы. В этот момент важно оказать им поддержку. Не стоит говорить о том, что вы все сделаете сами, или показывать свое недовольство относительно того, что что-то было сделано неправильно.

Нужно своевременно заметить и поддержать активность ребенка в совершении каких-то действий. Пусть даже не сразу у него все будет получаться, однако если оказать помощь, поддержку, то все обязательно выйдет.

Развитие навыков

Не всегда бывает достаточно только лишь личного примера родителей. Иногда слишком активные мамы и папы создают ситуации, в которых малышу совсем незачем проявлять активность.


Если хочется чему-то научить ребенка, то нужно снизить свою активность. Следует быть готовым к тому, что самостоятельность развивается в несколько этапов.

Правильное выставление границ

Чтобы ребенок смог проявить все свои умения, его нужно поставить в ситуацию, когда он вынужден это сделать. Нужно выставить определенные границы малышу и сказать ему о том, что если он может сделать что-то самостоятельно, то вы не будете делать это за него.


Если ребенок не выполнил какое-то задание, то он должен понимать, что за этим должно следовать какое-то логическое действие. Например, если он не собрал портфель, то пойдет в школу неготовым, опоздал к ужину - разогреет еду и помоет посуду, не разделся после прогулки - будет сидеть одетым в коридоре.

6 эффективных способов, как приучить ребенка к спорту

Ваш ребенок предпочитает компьютерные игры занятиям спортом? Ему неинтересно играть в футбол и другие спортивные игры? Или его физическая форма неидеальна, и из-за этого он стесняется? Какова бы ни была причина, если ребенок не любит спорт, его очень сложно мотивировать.

Нравоучения не помогут. Вы можете беспокоиться о том, что, если не запишете ребенка в спортивную секцию или не приучите его к занятиям спортом, потом будет поздно. Но на самом деле у родителей больше возможностей, чем они думают.

Есть несколько уловок, которые помогут вашему ребенку стать более активным физически. Это принесет большую пользу, даже если он не мечтает стать футболистом.

1. Помните, что детям нужны не такие же физические упражнения, как взрослым

Для вас полноценная тренировка может означать 30 минут бега или то, что вы сожжете определенное количество калорий. Но дети ведут себя иначе. Тренировка для ребенка – это серия упражнений или движений, которые не обязательно должны повторяться.

Поэтому, если вы хотите приучить ребенка к тренировкам, станьте для него не тренером, а партнером по игре. Не заставляйте его бегать вместе с вами по утрам, вместо этого предложите ему поиграть в футбол или другую игру на спортивной площадке. В таких играх вы получаете тройную выгоду: приучаете ребенка к спорту, сами проявляете активность и укрепляете эмоциональную связь с ребенком.

2. Расскажите ребенку о пользе физических упражнений

Вам не нужно убеждать ребенка поменять свои увлечения или интересы. Просто помогите ему понять, что физическая активность помогает ему чувствовать себя лучше в разных сферах жизни. Например, если ваш ребенок увлекается математикой или любит читать книги, расскажите ему, что физические упражнения развивают мозг, повышают концентрацию и внимание.

3. Прибегайте к хитростям

Есть много способов приучить детей к физической активности так, чтобы они даже об этом не подозревали. Например, если вы едете с ребенком в торговый центр, припаркуйте машину подальше, чтобы ребенок прошел пешком большее расстояние. Если он любит животных, предложите ему выгуливать собаку соседей. Не считайте себя обманщиками, думайте, что вы делаете все это ради благополучия ребенка.

4. Поймите причину, по которой ребенок не любит заниматься спортом

Возможно, ребенок не любит оставаться разгоряченным после тренировки. Возможно, над ним подшучивают сверстники на спортивной площадке или у него быстро появляется одышка. Если вы знаете настоящую причину, по которой ребенок отказывается заниматься спортом, вам будет легче найти решение проблемы. Если вы не можете сами понять причину, посоветуйтесь с детским психологом.

5. Начните с малого

Эксперты утверждают, что дети должны заниматься физическими упражнениями ежедневно около часа. Но это не значит, что им нужно об этом говорить. Если ребенок думает, что 30-минутная тренировка – это слишком много для него, он не будет заниматься спортом.

Вместо этого предложите ребенку позаниматься столько, сколько ему удобно, пусть даже 5-10 минут. Главное, чтобы он поставил себе цель и достиг ее. Когда ребенок сможет выполнить хотя бы небольшое количество упражнений, он будет гордиться тем, что смог это сделать. Это вдохновит его на новые цели и достижения.

6. Занимайтесь спортом всей семьей



Наш эксперт – психоаналитик, арт-терапевт Анна Арутюнян.

Как во сне

Пассивные дети и внешне отличаются от сверстников: они часто страдают от избыточного веса, и даже у мальчиков распределение жировой прослойки идет по женскому типу: полные бедра, широкий таз и узкие плечи. Такие дети неловкие, плохо координированные. На вопросы отвечают односложно. Избегают игр со сверстниками, причем часто вынужденно: из-за своей малоподвижности и скованности им попросту не угнаться за активными детьми.


Зато они – отрада педагога и мечта любой работающей мамы: на уроке сидят, не шелохнувшись, преданно глядя в глаза учителю, а дома, послушно съев обед, тихонечко играют.

Конечно, в такой пассивности есть и генетическая предрасположенность, но в то же время можно сказать, что семена легли в благодатную почву.

Быть троечником проще

Пассивности ребенка есть объяснение: оно обусловлено некоторой слабостью нервной системы, так же, как и у гиперактивных детей. Только у сверхподвижных страдают процессы торможения, а у пассивных – процессы возбуждения. Но и в том, и в другом случае нервная система быстро истощается.

Побуждать ребенка к активности надо как можно раньше – как только вы заметили его излишнюю инертность. У вас впереди еще есть время. Правда, психологи говорят, что в 10–12 лет может наступить так называемая самостимуляция, и ребенок, осознав, как ему комфортнее, будет упорно отстаивать свой вариант поведения. Ему проще быть тихим троечником, у него нет стремления к победе, к успеху, он избегает ответственности любой ценой.

Пять запретов для родителей

Что с такими детьми делать не надо:

Группа поддержки

Для медлительных детей очень важны паузы во время выполнения домашнего задания. Причем чем сложнее предмет, тем чаще должны быть эти паузы. Например, во время решения задач по математике рекомендуется прерываться через каждые 5–7 минут, а при чтении – каждые 20 минут.


Вполне возможно, что какой-то предмет в школе дается малышу легче других. Обратите на это внимание и постарайтесь увлечь ребенка этим предметом. Помогут и дополнительные занятия в кружке (тем более что пассивные дети изначально усидчивые), и правильная мотивация. Успех принесет ребенку уверенность в себе и, кроме того, поможет определиться с будущей профессией.

Советы родителям активных и гиперактивных детей

О большинстве детей дошкольного возраста можно сказать, что они очень активны, а в некоторых случаях – даже гиперактивны. Малыши легко отвлекаются, быстро теряют интерес к чему-либо, они эмоциональны и никогда не сидят на месте. И это абсолютно нормально, ведь усидчивость и способность к самоконтролю в этом возрасте только начинают формироваться. Однако если ребенок испытывает серьезные и систематические трудности контроля своего поведения и эмоций, это негативно сказывается на его общении с взрослыми и сверстниками, а также на процессе обучения. В этом случае, скорее всего, речь идет о гиперактивности, как о серьезной проблеме, которую нужно решать совместно со специалистами (врачами, психологами, педагогами). Чем отличается активность от гиперактивности? Что такое СДВГ? Как вести себя с гиперактивным ребенком? Чем родители могут помочь своему малышу? Об этом мы поговорим с Вами сегодня.

В чем разница между активностью и гиперактивностью?

Здоровый малыш дошкольного возраста – это активный ребенок. Он любит бегать, прыгать, играть в подвижные игры, петь и танцевать, задает множество вопросов обо всем на свете, разбрасывает игрушки и так далее. Как отличить высокий уровень активности от гиперактивности и перевозбудимости? Активный ребенок ведет себя так не всегда и не везде. Если малыш заинтересовался чем-то (например, книгой или игрой), он может спокойно заниматься своими делами. В присутствии малознакомых людей или в новой обстановке ребенок обычно не такой непоседливый, как дома. Чрезмерная активность может быть также следствием стресса, переутомления или скуки, а также желанием привлечь к себе внимание, поэтому, когда раздражитель исчезает, уровень активности вскоре нормализуется.

В чем разница между активностью и гиперактивностью?

Гиперактивный ребенок, напротив, ведет себя одинаково активно в любых ситуациях: дома, в детском саду, в гостях, и даже на приеме у врача. Причем навязчивая подвижность не имеет под собой какой-либо цели. На гиперактивного ребенка не действуют уговоры, просьбы, наказания и другие воспитательные меры, так как гиперактивный малыш просто не может контролировать свое поведение.

Гиперактивность часто рассматривается исключительно как характеристика поведения ребенка, однако нужно понимать, что внешние проявления являются следствием перевозбуждения нервной системы малыша. Диагноз СДВГ может поставить только врач.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обычно рассматривается как совокупность трех составляющих: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. О постановке диагноза можно говорить в том случае, если эти признаки наблюдаются у ребенка не менее 6 месяцев подряд и мешают адаптации среди сверстников. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Невнимательность:

  • Малыш не может удерживать внимание на мелких деталях, поэтому у него часто возникают ошибки при выполнении различных заданий;
  • Из-за того, что ребенок плохо концентрируется, он не всегда реагирует на обращенную к нему речь (в том числе, на замечания);
  • Посторонние раздражители легко отвлекают кроху даже от интересного занятия;
  • Ему трудно доводить начатое дело до конца. Иногда у взрослых возникает впечатление, что ребенок бунтует, потому что ему что-то не нравится, однако, причина в том, что малышу сложно следовать инструкциям и правилам;
  • Малыши часто избегают заданий, для выполнения которых нужна длительная концентрация внимания;
  • Трудности при планировании и организации собственной деятельности (учебы, игры, общения и так далее);
  • Забывчивость. Невнимательные дети часто теряют свои вещи и забывают что-то сделать.

Чаще всего гиперактивность сочетается с дефицитом внимания (СДВГ), но бывает случаи, когда гиперактивные дети сохраняют усидчивость и способность концентрировать внимание при выполнении различных заданий.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Гиперактивность:

  • Кроха постоянно находится в движении;
  • Ребенок не сидит на месте, во время выполнения задания он может беспричинно встать и заняться другим делом;
  • Для гиперактивных малышей характерны суетливость, ёрзанье на стуле, навязчивые движения кистями рук и стопами;
  • Двигательная активность (ребенок постоянно бегает, пытается куда-то залезть, крутится на месте) не имеет под собой цели;
  • Тихие и спокойные игры у гиперактивных детей не в почёте. Они почти никогда не отдыхают, испытывают трудности со сном;
  • Они много говорят и перебивают других людей, постоянно задают вопросы обо всем и ни о чем.

Импульсивность:

  • Ребенок не дослушивает до конца, забегает вперед;
  • Ожидание дается ему очень нелегко;
  • Малыш тяжело усваивает правила общения, вмешивается в разговоры, игры, мешает другим детям и взрослым.

С первых лет жизни у гиперактивного ребенка часто можно заметить такие проявления, как повышенный тонус мышц, спазмы при приеме пищи, нервные тики, проблемы со сном, высокая чувствительность к звукам, свету, жаре и другим внешним раздражителям, завышенный болевой порог (нечувствительность к боли), неуклюжесть.

Проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности становятся наиболее заметными при поступлении в детский сад. В школьные годы, проблемы только увеличиваются, но к концу подросткового возраста они обычно сходят на нет.

Импульсивность

Когда ребенок оказывается в детском саду или школе, к нему сразу же предъявляются многочисленные требования: соблюдать правила и режим дня, слушать воспитателя или учителя, сидеть тихо и отвечать, только когда тебя спрашивают. Нервная система гиперактивного малыша с трудом справляется с увеличенными физическими и психологическими нагрузками. Из-за недостатка самоконтроля он постоянно отвлекается, плохо воспринимает информацию на слух, в результате могут возникать проблемы с чтением, письмом и математикой.

Рекомендации родителям

Если у Вашего ребенка есть устойчивые признаки гиперактивности, необходимо обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом. Специалисты проведут диагностику физического и психического развития малыша, по результатам которой составят индивидуальный план лечения и коррекции поведения. То, в каком окружении обычно находится активный и гиперактивный ребенок, сильно влияет на его поведение, поэтому родителям важно придерживаться следующих принципов:

Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативным отношением со стороны людей, которые не разбираются в особенностях функционирования нервной системы и детской психологии. Именно поэтому таким детям нужна особая поддержка и принятие близких людей.

Игры с гиперактивными детьми

Игры для развития внимания

Игры с гиперактивными детьми

Игры для развития самоконтроля

Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения

Игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения

Выводы

Заключение

Дошкольникам и младшим школьником бывает трудно сохранять внимание


В последнее время в социальных сетях появились истории про детей в начальной школе, которые запросто могут встать во время урока, пройтись по классу, выйти за дверь или залезть под парту.

Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.

Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.

А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?

Проблемы с дисциплиной часто возникают и в группах дошкольников.

Способ 1. Удивить детей

Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.

Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка.

Способ 2. Увеличить темп занятия

Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.

Способ 3. Попросить помощи у самого активного ребенка

Пусть он раздаст клей или карандаши для поделки, разложит листочки с заданиями. Можно взять ребенка за руку или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие.

Способ 4. Приучить детей к стоп-сигналам

Способ 5. Поменять вид деятельности

Попойте гласные, поиграйте в дутибол (футбол теннисным мячиком при помощи дыхания), сделайте самомассаж колючими мячиками или шишками, походите по ортопедической дорожке, поползайте под столами.

Желательно на занятиях ввести общие для группы правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.

Но иногда сделать замечание необходимо

Можно сказать нужные слова от лица сказочного посредника

Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно

— так, чтобы не привлекать внимание всей остальной группы. Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо.

Сделать замечание самостоятельно

Если ситуация не позволяет привлечь помощника и сказочного посредника, педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком и сказать, что он делает не так. Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.

Наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.

Необходимо поддержать ребенка эмоционально

Дисциплинарные методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя:


Выключать свет.

Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.

Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.

Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.

Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже в группах трехлеток.

Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.

Об авторе: Наталья Лукша

Reader Interactions

Comments

Очень полезная статья, для себя почерпнула кое-что полезное и оказалось что уже использую некоторые упомянутые методы. Спасибо

Да, спасибо, очень хорошая статья. Я многие такие же приемы применяю в работе с детьми и они работают.

Спасибо большое, статья очень поучительна и полезна, некоторые советы я использую в своей работе с детьми в детском центре. Автору большое спасибо.

Очень хорошая статья. Я начинающий педагог, поэтому для себя почерпнула полезные советы. Спасибо!!

Марина Трофимова говорит

Статья замечательная, советы хороши для воспитателей дошкольных заведений, но как это осуществить в начальной школе? Именно так заявлено в начале статьи. Увы, в школах нет помощников педагога.
Извините, это субъективное мнение.

Наталья Лукша говорит

В школе тоже что-то из этого можно использовать. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Можно, например, проговаривать скороговорки на долгом выдохе:

«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(И так до тридцати трех Егорок.)

Или же попеть гласные. Тоже в игровой форме. Все дети закрыли глазки и мы говорим:

Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А… ______
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О… (интонируем вверх) ­
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы… (интонация вверх и вниз)
Ночью смотрим на звезду — Сверху вниз слетает: У-У-У… (интонируем вниз).

Заодно вспомнили про гласные.

Можно включать и другие игровые моменты: кроссворды на правила русского языка, прерваться — сделать пальчиковую гимнастику.

Можно придумать игру со стоп-сигналами для повышения регуляции и самоконтроля. Договоритесь, что когда во время урока вы произносите какое-то секретное слово, то все должны, например, хлопнуть. Это будет также способствовать концентрации внимания.

Я иногда провожу мастер-классы в школе. ИЗО. Кажется все просто…. Рисуем и все. Но у меня занятия по определенной последовательности и не все дети могут концентрироваться. Т.к. рисование — это удовольствие и радость но через внимательное отношение к своей работе. Некоторые дети начинают отвлекаться , а за них никто не нарисует!! И тогда такие методы очень помогают в большом классе.

Реальные отличные советы, которые работают! Спасибо! Ещё бы найти реальные способы успокоить ребенка, который начинает посреди занятия беспричинно рыдать и капризничать и при этом не хочет идти на контакт ни с кем.

Наталья Лукша говорит

Попробуйте сказочного посредника. Ребенок кукле может рассказать больше, чем взрослому. Куклотерапию использовали даже для взрослых после землетрясения в Армении.

Артем Анатольевич говорит

Спасибо автору! Отличная статья и рекомендации. С дошкольниками действительно работает!

Ирина Александровна говорит

Спасибо большое. Статья замечательная. Советы хорошие.

Спасибо, очень актуальная статья. Я работаю в первом классе. Когда ребенок отвлекает других, я замолкаю и жду или подхожу к ребенку и молча беру его ладошки в свои руки. Но есть дети, которые требуют дополнительных исследований их поведения и присоединения других специалистов.

Большое спасибо! Хотелось бы прочитать про методики для детей начальных классов с симптомами указанные в статье.

Читайте также: