Как сделать разрез местности

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Земная поверхность имеет сложный рельеф. Это переплетение объемных форм, которые отличаются друг от друга многими характеристиками: внешними контурами, величинами, высотой, направленностью по отношению к сторонам света, к плоскости горизонта и другими особенностями.

Профиль представляет собой чертеж, изображающий местность, разрезанную вертикальной плоскостью по определенно-заданной линии. Для профиля характерны:

Горизонтальная ось служит для отображения расстояния.

Вертикальная ось отражает высоты и глубины земной поверхности.

  1. На карте проводится линия АВ (профильная).
  2. К карте прикладывается расчерченный бумажный лист.
  3. На лист переносятся места, где пересекаются горизонтали (линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой) и профильные линии.
  4. При переносе по краю бумаги делаются короткие черточки в соответствии с выходом горизонталей. На расчерченном листе слева подписываются высоты в соответствии с высотами отмеченных горизонталей.
  5. Промежутки между обводкой условно означают высоту.
  6. Опускаются перпендикуляры от обозначенных черточек (выходов горизонталей) до пересечения с указанными параллельными линиями.
  7. На листе помечаются образовавшиеся пункты пересечения.

Следующий этап содержит объединение плавной кривой этих пунктов, точек пересечения. Так получается на бумаге профиль местности, в котором обозначен обобщенный геометрический вид конкретной земной поверхности.

Рекомендуется пользоваться линейкой, внимательно отслеживать точки, проставленные на листе.

Изображение на картах сложных сплетенных земных рельефов требует серьезного подхода и специальных знаний относительно условностей, без которых нет картографии.

Задание: постройте профиль по плану между двумя точками например: от колодца до родника. Вертикальный масштаб: в 1см 10м, горизонтальный масштаб: в 1.

Похожие презентации

2 Задание: постройте профиль по плану между двумя точками например: от колодца до родника. Вертикальный масштаб: в 1см 10м, горизонтальный масштаб: в 1 см 100м. 1.Обратите внимание на масштаб плана (в 1 см 100 м) и горизонтальный масштаб будущего профиля (в 1 см 100 м). Рассмотрим пример, если масштабы совпадают.

3 2. Приложили край листа бумаги к линии соединяющие заданные точки, отметили черточками горизонтали через которые проходит наше направление.

4 3. Напротив каждой отметки напишите высоту горизонтали, для этого надо обратить внимание через сколько метров по вертикали проведены горизонтали на плане (обычно это подписывают под масштабом плана) и помнить, что верх цифры подписанных горизонталей указывают куда местность повышается, а низ цифры, куда понижается.

5 2. Горизонталь высотой 150 м 1. Через сколько м по вертикали проведены горизонтали 3. Горизонталь ниже на 2,5 м -147,5 м 4. Горизонталь выше на 2,5 м – 152,5 м

6 4. Приложили к горизонтальной линии где будете строить профиль и отметили по горизонтали отметки. Потом напротив отметок поставили точки на высоте, которая у вас подписано для каждой точки.

7 5. Теперь соединили точки плавной линией. Профиль от колодца до родника готов.

8 Рассмотрим, когда масштаб профиля в задании отличается от масштаба плана. Например построить профиль от точки А до точки B с горизонтальным масштабом в 1 см 50 м 1, 2, 3 пункты делаем также, а потом поступаем следующим образом.

9 Так как у нас масштаб в 2 раза крупнее, то мы расстояние между двумя соседними горизонталями будем откладывать по горизонтали в 2 раза больше. расстояние от точки А до ближайшей горизонтали (145 м) на листке бумаги расстояние от точки А до ближайшей горизонтали (145) на профиле отложенное дважды

10 Напротив отметки ставим точку с высотой 145 м Точка А с высотой 147,1 м

11 Также мы поступаем с другими отметками на листке листочка. Отложили дважды отрезок, отметили высоту точки и.т.д. на краю листочка на профиле

12 Нанесенные точки соединяем линией, это и есть заданный профиль от точки А до точки B

13 Отметки высот для точек можно стереть, а можно и оставить, по ним видно, как вы строили

14 Дополнительные советы: 2. Отметили точку зачеркните, чтобы не вспоминать каждый раз какую вы точку должны наносить. 3. Для удобства можно разделить отрезки в 1 см по вертикали пополам, а потом еще раз каждый отрезок пополам=2,5 мм. Так как горизонтали проведены через 2,5 м, то очень удобно получается. 1. При нанесении точек удобнее если вы будете использовать линейку


Презентация позволит сформулировать основные понятия темы: профиль, виды профилей, основные понятия построения профилей.

Описание разработки

Задачи:

1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: профиль, виды профилей, основные понятия построения профилей.

2. Подготовить к практической работе.

3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: построение профилей.

План урока:

I. Вводный организационно-мотивирующий этап.

1.2. Ознакомление с планом работы.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление учебного материала.

IV. Подведение итогов.

II. Изучение нового материала.

Профиль - изображение вертикального разреза местности по определенному направлению.

Презентация 33-го урока курса Картография на тему Профиль. Составление и виды профилей

Особенности профилей:

1. Он может быть составлен как по данным полевых измерений, так и по карте, на которой изображены изолинии высот и глубин – изогипсы и изобаты.

2. Изогипсы и изобаты также называют горизонталями, так как они отмечают уровни, параллельные горизонту.

3. Профили строят для того, чтобы представить вертикальный разрез изучаемого явления вдоль избранного на карте направления.

4. Тематика профилей различна, это могут быть профили рельефа (гипсометрические), геологические или почвенные разрезы, кривые изменения температур или количества осадков, профили плотности населения.

Виды профилей:

Кривые изменения температур и осадков.

Профиль плотности населения.

Содержимое разработки

Урок 33 Тема: профиль. Составление и виды профилей.

Тема: профиль. Составление и виды профилей.

Цель: Создать условия для формирования представления о профиле Задачи: 1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: профиль, виды профилей, основные понятия построения профилей 2. Подготовить к практической работе 3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: построение профилей Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: компьютер, презентации, интерактивная доска, карточки – задания. Ход урока: I. Вводный организационно-мотивирующий этап 1.1. Приветствие 1.2. Ознакомление с планом работы. 1.3. Целеполагание II. Изучение нового материала. Физминутка III. Закрепление учебного материала. IV. Подведение итогов V. Рефлексия

Цель: Создать условия для формирования представления о профиле

1. Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: профиль, виды профилей, основные понятия построения профилей

2. Подготовить к практической работе

3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: построение профилей

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, презентации, интерактивная доска, карточки – задания.

I. Вводный организационно-мотивирующий этап

1.1. Приветствие

1.2. Ознакомление с планом работы.

1.3. Целеполагание

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление учебного материала.

IV. Подведение итогов

V. Рефлексия

II. Изучение нового материала. Профиль изображение вертикального разреза местности по определенному направлению Особенности профилей: 1. Он может быть составлен как по данным полевых измерений, так и по карте, на которой изображены изолинии высот и глубин – изогипсы и изобаты. 2. Изогипсы и изобаты также называют горизонталями, так как они отмечают уровни, параллельные горизонту. 3. Профили строят для того, чтобы представить вертикальный разрез изучаемого явления вдоль избранного на карте направления. 4. Тематика профилей различна, это могут быть профили рельефа (гипсометрические), геологические или почвенные разрезы, кривые изменения температур или количества осадков, профили плотности населения

II. Изучение нового материала.

изображение вертикального разреза местности по определенному направлению

Особенности профилей:

1. Он может быть составлен как по данным полевых измерений, так и по карте, на которой изображены изолинии высот и глубин – изогипсы и изобаты.

2. Изогипсы и изобаты также называют горизонталями, так как они отмечают уровни, параллельные горизонту.

3. Профили строят для того, чтобы представить вертикальный разрез изучаемого явления вдоль избранного на карте направления.

4. Тематика профилей различна, это могут быть профили рельефа (гипсометрические), геологические или почвенные разрезы, кривые изменения температур или количества осадков, профили плотности населения

Виды профилей Гипсометрический профиль Кривые изменения температур и осадков Профиль плотности населения Почвенный разрез

Виды профилей

Гипсометрический профиль

Кривые изменения температур и осадков

Профиль плотности населения

Почвенный разрез

Комплексный профиль Комплексный профиль через долину р. Москвы: 1 – аллювиальные отложения голоценового и позднеплейстоценового возраста; 2 – ледниковые отложения (морена) среднеплейстоценового (московского) возраста; 3 – морские отложения позднемелового возраста; 4 – морские отложения позднеюрского возраста

Комплексный профиль

Комплексный профиль через долину р. Москвы:

1 – аллювиальные отложения голоценового и позднеплейстоценового возраста;

2 – ледниковые отложения (морена) среднеплейстоценового (московского) возраста;

3 – морские отложения позднемелового возраста;

4 – морские отложения позднеюрского возраста


Почвенные разрезы

Почвенные разрезы






Правила построения профилей Для выполнения работы необходимо иметь лист миллиметровой бумаги, на которой наносят координатные оси: А) горизонтальная линия, или линия нуля – ось абцисс; Б) вертикальная линия, или линия высот и глубин – ось ординат; 1. Проведите вертикальную линию с левой стороны листа и разбейте на деления, соответствующие градациям высот суши и глубин океана в М: 1: 100 000 ( в 1 см – 1000м) 2. Проведите горизонтальную линии и тоже разбейте на деления. 3. Измерьте на карте расстояния между точками пересечения линии профиля с горизонталями 4. Отложите эти расстояния на вертикальной линии и отложите перпендикуляр к горизонтальной линии 5. Отложите на вертикальных линиях отрезки, длина ко торых соответствует высоте или глубине залегания той горизонтали, которая в точке пересекается с линией профиля. 6. Полученный ряд точек соедините плавной линией, она будет искомой линией рельефа. 7. Выделите заметные точки (вершины горпересечение рек и т.д.)

Правила построения профилей

Для выполнения работы необходимо иметь лист миллиметровой бумаги, на которой наносят координатные оси:

А) горизонтальная линия, или линия нуля – ось абцисс;

Б) вертикальная линия, или линия высот и глубин – ось ординат;

1. Проведите вертикальную линию с левой стороны листа и разбейте на деления, соответствующие градациям высот суши и глубин океана в М: 1: 100 000 ( в 1 см – 1000м)

2. Проведите горизонтальную линии и тоже разбейте на деления.

3. Измерьте на карте расстояния между точками пересечения линии профиля с горизонталями

4. Отложите эти расстояния на вертикальной линии и отложите перпендикуляр к горизонтальной линии

5. Отложите на вертикальных линиях отрезки, длина ко торых соответствует высоте или глубине залегания той горизонтали, которая в точке пересекается с линией профиля.

6. Полученный ряд точек соедините плавной линией, она будет искомой линией рельефа.

7. Выделите заметные точки (вершины горпересечение рек и т.д.)

III. Закрепление учебного материала. Задание 1. Что такое профиль? Назовите виды профилей.

III. Закрепление учебного материала.

Задание 1. Что такое профиль? Назовите виды профилей.

Задание 2. Какой вид профиля показан на слайде? Каково его назначение?

Задание 2. Какой вид профиля показан на слайде? Каково его назначение?

Задание 3. Какую информацию содержит указанный профиль?

Задание 3. Какую информацию содержит указанный профиль?

Задание 4. Какую информацию содержит указанный профиль?

Задание 4. Какую информацию содержит указанный профиль?

Задание 5. Какую информацию содержит указанный профиль?

Задание 5. Какую информацию содержит указанный профиль?

V. Рефлексия

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
  • Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
  • Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
  • Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • Синоним из одного слова, который повторят суть темы.


-75%

Земная поверхность имеет сложный рельеф. Это переплетение объемных форм, которые отличаются друг от друга многими характеристиками: внешними контурами, величинами, высотой, направленностью по отношению к сторонам света, к плоскости горизонта и другими особенностями.

Профиль представляет собой чертеж, изображающий местность, разрезанную вертикальной плоскостью по определенно-заданной линии. Для профиля характерны:

Горизонтальная ось служит для отображения расстояния.

Вертикальная ось отражает высоты и глубины земной поверхности.

  1. На карте проводится линия АВ (профильная).
  2. К карте прикладывается расчерченный бумажный лист.
  3. На лист переносятся места, где пересекаются горизонтали (линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой) и профильные линии.
  4. При переносе по краю бумаги делаются короткие черточки в соответствии с выходом горизонталей. На расчерченном листе слева подписываются высоты в соответствии с высотами отмеченных горизонталей.
  5. Промежутки между обводкой условно означают высоту.
  6. Опускаются перпендикуляры от обозначенных черточек (выходов горизонталей) до пересечения с указанными параллельными линиями.
  7. На листе помечаются образовавшиеся пункты пересечения.

Следующий этап содержит объединение плавной кривой этих пунктов, точек пересечения. Так получается на бумаге профиль местности, в котором обозначен обобщенный геометрический вид конкретной земной поверхности.

Рекомендуется пользоваться линейкой, внимательно отслеживать точки, проставленные на листе.

Изображение на картах сложных сплетенных земных рельефов требует серьезного подхода и специальных знаний относительно условностей, без которых нет картографии.

Так как рельеф, это что-то объемное (3D формат), то его сложно изобразить на плоской карте или плане (2D формат). И, тем не менее, выход был найден.

Рельеф может быть изображен при помощи:

а) послойной окраски (для карт мелкого масштаба);

б) горизонталей (для карт крупного масштаба).

Для планов местности и крупномасштабных карт для изображения рельефа используют горизонтали.

Горизонтали (изогипсы) - линии, соединяющие точки с одинаковой высотой (= лежащие на одинаковой высоте). Горизонтали всегда проводятся через одинаковое расстояние и зная количество горизонталей, а также расстояние между ними, возможно узнать высоту форм рельефа.


Например, высота у подножия холма 130 метров над уровнем моря, а на плане холм изображен 8 горизонталями с расстоянием 5 метров. Это значит, что относительная высота (высота от подножия) у холма порядком 40 метров, а абсолютная высота (высота над уровнем моря), 170 метров.

Обратите внимание на несколько моментов!

Для определения высот используют значения, подписанные на горизонтали, но не все горизонтали подписаны (= не у всех горизонталей указана высота).Это сделано для того, чтобы не перегружать цифрами изображение. Чтобы определить высоту не подписанной горизонтали нужно найти ближайшую подписанную горизонталь и по числу интервалов между ними с учётом направления ската определить высоту искомой горизонтали.

При этом необходимо правильно установить направление ската, т. е. в какую сторону от данной горизонтали высоты увеличиваются, а в какую – уменьшаются. Местность всегда понижается к водотокам (реки, ручьи).

Чем чаще и ближе к друг другу расположены горизонтали, тем круче склон. И наоборот, если горизонтали отдалены друг от друга, то склон пологий. Если на участке не изображены горизонтали, то на участке нет уклона.

Практика

Найдем высоты точек А и В. Под планом написано, что горизонтали проведены через 2,5 метра.


Точка А лежит на подписанной горизонтали с высотой 150 метров. И значит, точка А имеет высоту 150 метров.

Точка В лежит на не подписанной горизонтали, но тем не менее, ее высоту узнать не трудно. Рядом с точкой В, через одну горизонталь находится точка с высотой 153 м. Это самая высокая точка данного участка местности. Рядом с этой точкой горизонталь с высотой 152,5 м. Точка В расположена на еще одну горизонталь ниже (152,5-2,5=150 м). Точка В также имеет высоту 150 метров.

Теория Профиль местности – это рельеф местности как бы разрезанный вертикально.

На профиле рельефа, построенном между двумя точками, изображаются все формы рельефа "в разрезе", которые встречаются на карте (местности) между этими двумя точками.

Профиль выглядит как график, по двум осям которого отображена шкала высот и отмечены высоты начальной и конечной точки. Между ними отмечены высоты промежуточных форм рельефа, которые встречаются по линии от первой точки до второй.


Для того, чтобы понять, правильно ли построен профиль местности необходимо:

1.Найти высоту начальной и конечной точки при помощи горизонталей.

  1. Оценить, какие высоты расположены между двумя точками. Есть ли между данными точками повышение или понижение в рельефе, на каких склонах располагаются точки: на крутом склоне или на более пологом, протекает ли между ними река.

Обратите внимание! В большинстве случаев для того, чтобы понять, какой профиль рельефа рельеф правильный, необходимо только верно определить высоту начальной и конечной точки.

Практика

По условию задания, на рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Нужно найти тот профиль, который построен корректно для данной линии.

Обратите внимание! Так как строить и анализировать профиль нужно именно по линии А-В, то первая отметка высоты на профиле будет принадлежать точке А, а последняя — точке В.

В ОГЭ необходимо определить какой из профилей рельефа местности построен верно для линии А - В. В ЕГЭ же необходимо данный профиль построить, что сложнее

Задача №1


Решение задачи №1

В данной задаче точка А расположена на берегу реки Черная. Ближайшая подписанная горизонталь к ней имеет высоту 140 метров. Точка А лежит на 3 горизонтали ниже высоты 140 метров. По условию горизонтали проведены через 2,5 метра. Соответственно, высота точки Апримерно 140- (2,5*3)=132,5метра и даже ниже. Так как точка А лежит все ниже горизонтали 132,5.

Ближайшая подписанная горизонталь к точке В имеет высоту 150 метров. Так как точка В располагается выше это подписанной горизонтали, то и высоту он будет иметь большую. От подписанной горизонтали до точки В две горизонтали. Соответственно, высота точки В примерно 150+ (2,5*2)=155 метров и даже выше. Так как точка В лежит выше горизонтали 155 метров.

Рассмотрим предложенные варианты: 1,2 и 3 профили рельефа нам не подходят. Так как на этих профилях отображены некорректные высоты точек А и В. А вот в четвертом профиле все верно.

Ответ: 4.


Решение задачи №2

Ближайшая подписанная горизонталь к точке А имеет высоту 90 метров. Точка А лежит на следующей горизонтали выше. По условию горизонтали проведены через 2,5 метра. Соответственно, высота точки А - 92,5 метра.

Ближайшая подписанная горизонталь к точке В имеет высоту 100 метров. Точка В лежит на следующей горизонтали выше. По условию горизонтали проведены через 2,5 метра. Соответственно, высота точки В - 102,5 метра.

Между точками протекает река, и, это значит, что к реке идет понижение в рельефе. При этом точки А и В располагаются на разных склонах. Склон, где расположена точка А - более пологий, а где точка В - более крутой.

Рассмотрим предложенные варианты: 1,2 и 4 профили рельефа нам не подходят. Так как на этих профилях отображены некорректные высоты точек А и В. А вот на третьем профиле все верно.

Ответ: 3.

Задача №3


Решение задачи №3

Ближайшая подписанная горизонталь к точке А имеет высоту 140 метров. Точка А лежит на 3 горизонтали ниже высоты 140 метров. По условию горизонтали проведены через 2,5 метра. Соответственно, высота точки А примерно 140- (2,5*3)=132,5 метра и даже ниже. Так как точка А лежит ниже горизонтали 132,5.

Ближайшая подписанная горизонталь к точке В имеет высоту 150 метров. Так как точка В располагается выше это подписанной горизонтали, то и высоту он будет иметь большую. От подписанной горизонтали до точки В две горизонтали. Соответственно, высота точки В примерно 150+ (2,5*2)=155 метров и даже выше. Так как точка В лежит выше горизонтали 155 метров. Но ниже 157 метров, так как 157 — наивысшая точка данного участка местности, обозначена отдельно.

Рассмотрим предложенные варианты: 1,2 и 3 профили рельефа нам не подходят. Так как на этих профилях отображены некорректные высоты точек А и В. А вот в четвертом профиле все верно.

Ответ: 4.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: