Как сделать разрешение на перевозку опасных грузов

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Подача заявления в Ространснадзор на получение разрешения на перевозку грузов повышенной опасности сопровождается составлением маршрута перевозки. На согласование этого маршрута с владельцами дорог и уходит большая часть времени получения спецразрешения.

Составление правильного маршрута, который согласуют после первой итерации, поможет вам сэкономить ваше время на согласование изменений маршрута или даже на повторную подачу заявления.

Сразу скажем, чтобы разочарование не ждало вас в конце статьи, что универсального, 100 процентного рецепта, как согласовать маршрут с первого раза нет! Просто потому, что нет четких критериев, по которым управления Госавтодорнадзора и владельцы дорог оценивают маршрут! Они действуют исходя из общих принципов и своих локальных задач.

Есть два типа специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности: это разрешения на международную перевозку опасных грузов, и разрешения на внутрироссийские перевозки. Форма, процессы и требования для этих двух типов разрешений сильно отличаются. В этом материале постараемся подробно осветить особенности требований к маршруту для обоих типов перевозок.

Для получения специального разрешения на перевозку груза повышенной опасности необходимо обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации перевозчика. Привязка к месту регистрации при подаче заявления вроде бы и отменена (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 43-р), но, по причине некоторых юридических тонкостей, управления могут отказать вам в приеме заявления на получение разрешения на перевозку опасного груза не по месту регистрации. Поэтому лучше не тратить свое время и нервы и сразу обратиться в Госавтодорнадзор по месту регистрации.

Для специальных разрешений на международную перевозку маршрут проверяется на отсутствие запретов движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы только сотрудниками Госавтодорнадзора, а вот для внутрироссийской перевозки требуется так же согласование владельцев дорог, по которым этот самый маршрут проходит.

После приема заявления сотрудники Госавтодорнадзора проверяют маршрут на соответствие формальным признакам:

  • наличие маршрута в заявлении
  • соответствие маршрута типу заявления: то есть, международный маршрут или внутренний
  • длина написания маршрута – для международных перевозок маршрут задается очень короткий (не более 750 символов), чтобы он влез в небольшое поле бланка спецразрешения – достаточно указать основные точки маршрута, не вдаваясь в подробности. Для внутрироссийских перевозок маршрут может быть любой длины и, мало того, маршрутов может быть несколько! Для внутрироссийских перевозок опасных грузов к бланку спецразрешения предусмотрено приложение, которое не ограничено по объему.

Обращаем внимание, что требование Госавтодорнадзора о наличии в заявлении на специальное разрешение только одного маршрута незаконно! Упоминание этого требования контрольно-надзорного органа связано с тем, что такие прецеденты имели место быть.

Некоторые территориальные подразделения Госавтодорнадзора очень пристально следят за подробностью указания маршрута перевозки опасного груза. Это связано, в первую очередь, с особенностями конкретного города, конкретной территории.

Например: губернатор решил, что по главной улице города не должны постоянно ездить транзитные бензовозы. Как следствие – территориальный Госавтодорнадзор запрещает прописывать в маршруте главную улицу, муниципалитет не согласовывает маршруты с указанием этой самой главной улицы, а ГИБДД, да и сам Госавтодорнадзор выставляют на неё инспекторов и штрафуют всех перевозчиков грузов повышенной опасности, если в маршруте разрешения она не указана!

В таких случаях, чаще всего, подразделения Госавтодорнадзора сразу предлагают изменить маршрут и составить его в объезд участков, где перевозка опасного груза нежелательна.

После положительной проверки заявления и прилагаемых документов, ответственный сотрудник Госавтодорнадзора начинает процесс согласования маршрута с владельцами дорог. Еще раз отметим, что согласование маршрута с владельцами требуется только для внутрироссийских перевозок.

Процесс согласования маршрута происходит в несколько этапов:

На запрос согласования может вернуться положительный ответ, отрицательный и предложение о изменении маршрута с последующим повторным согласованием. Последний вариант скорее неформальный, но практика такая есть.

Если сотрудник Госавтодорнадзора знает, что там, где пройдет маршрут, планируются массовые мероприятия, то он имеет возможность запросить альтернативный маршрут для провоза грузов повышенной опасности. Например, при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году этой нормой активно пользовались, но чаще просто отказывали в выдаче разрешения, а действующие приостанавливали.

  1. Правка маршрута при необходимости. Тут всё зависит от сотрудника Госавтодорнадзора : если решил, что изменение незначительное- внес правки в маршрут, не известил заявителя и выдал спецразрешение. Если решит, что правки существенные — может позвонить договориться с Заявителем, а может принять решение об отказе по причине несогласования маршрута.

Как вы видите, здесь многое зависит от сотрудника Госавтодорнадзора, и не стоит просить действовать по закону – по закону всегда, в случае необходимости изменения маршрута, будет отказ владельца в согласовании. В лучшем случае пустят в объезд без уведомления заявителя.

Как уже говорилось во введении, однозначного рецепта, который в 100 процентах случаев приведет к согласованию маршрута с первого раза, НЕТ! Можно только выделить несколько основных правил, которые увеличат шансы на согласование маршрута с первого раза:

  1. Прописывайте маршрут подробно! У водителя не должно быть возможности выбирать маршрут между двумя указанными точками на своё усмотрение. Маршрут должен быть однозначным!
  2. Используйте правильные географические названия и только общепринятые сокращения. В идеале, маршрут должен легко разбираться программными средствами, а не только человеком.
  3. При прокладке маршрута учитывайте правила провоза опасных грузов через тоннели. Особенно это касается перевозок за границей Российской Федерации – там все тоннели имеют категорию провоза опасных грузов. В нашей стране категорий у тоннелей пока нет, но зато можно неожиданно встретить перед въездом в тоннель знак, запрещающий проезд машин с опасным грузом.
  4. При прокладке маршрута по населенным пунктам, старайтесь чтобы путь не проходил рядом со школами, детскими садами, концертными залами, администрацией города и прочими объектами массового скопления людей. Все понимают, что это условие не всегда выполнимо, но к этому стоит стремиться.
  5. Старайтесь избегать прокладывать маршрут вблизи стратегических и опасных объектов. Иногда, даже проезд по определенному мосту может стать причиной отказа в согласовании маршрута.
  6. Если известно о массовых мероприятиях на маршруте, лучше сразу прописать объездной путь, или действие спецразрешения не должно включать в себя дату проведения мероприятия.
  7. Необходимо учитывать требования к стоянкам и заправке топливом при перевозке определенного груза.
  8. Если в заявлении указано несколько маршрутов, то желательно, во-первых, пронумеровать маршруты, а во-вторых, написать короткое наименование для каждого маршрута.
  9. При наличии возможности, стоит обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадзора для разъяснения именно их требований к маршруту.

Большинство из этих правил могут меняться, дополняться, в зависимости от территории по которой пролегает ваш маршрут, от подразделения Госавтодорнадзора, от перевозимого груза. Если вам известны еще какие-нибудь рекомендации по формированию маршрута или причины отказа в согласовании, то просьба писать в комментарии, делиться опытом.

В процессе получения спецразрешения и, в частности, в процессе согласования маршрута перевозки грузов повышенной опасности есть ряд проблемных вопросов, которые упущены в нормативных документах или просто не работают в жизни:

  1. Длительность согласования маршрута владельцами дорог хоть и ограничена 4 днями с момента получения заявки от Госавтодорнадзора, но часто это временное ограничение не соблюдается. Процесс этот может быть долгим и результат его не гарантирован. Всё зависит от расторопности владельцев дорог. Сотрудники территориальных управлений Госавтодорнадзора могут повлиять на процесс лишь косвенно. Как следствие, бывали случаи, когда получение специального разрешения теряло актуальность к моменту окончания согласования с владельцами дорог.
  2. В настоящее время отсутствуют критерии, по которым владелец дороги может принять решение о согласовании перевозки опасного груза. Владельцы дорог имеют слабое представление о потенциальной угрозе, исходящей от перевозимого груза. В результате, перевозчики вынуждены месяцами перестраивать и согласовывать маршруты, чтобы доставить груз по причине необоснованного отказа на одном из участков маршрута.

С другой стороны, нередко согласовывается перевозка вблизи социально значимых объектов в период их пиковой посещаемости, без учета степени угрозы, исходящей от груза. При данной постановке вопроса, выдача специального разрешения теряет какой-либо смысл.

  1. Отсутствие требований к подробностиописания маршрута. Маршрут в заявлении должен содержать название всех дорог, по которым проследует транспортное средство. Если дороги, где остановлено транспортное средство для проверки, нет в маршруте специального разрешения, то это формальная причина считать, что специальное разрешение отсутствует и вынести постановление по ч.1. ст 12.21.2 КоАП РФ.

Госавтодорнадзор, чаще всего, при получении заявления, не проводит анализ на непрерывность маршрута, а разбивает имеющийся маршрут на отдельные участки по владельцам дорог и отправляет на согласование. То есть, если вам выдали специальное разрешение — не факт, что там указаны все улицы, по которым придётся ехать, и это лучше отследить самостоятельно.

  1. Необходимость конвертировать маршрут из графического представления в подробный текст. Перевозчик первоначально прокладывает маршрут по карте, а уже потом вынужден переводить в текстовый вид для указания в заявлении.

Причем и водителю сложно воспринимать маршрут, состоящий из множества записей, которые можно расшифровать только с применением специализированных атласов, и часто он просто сбивается с маршрута или не следует ему.

  1. Одни и те же маршруты согласуются постоянно для перевозки одних и тех же опасных веществ. Например, одни и те же бензовозы возят свой груз всегда от завода до определённого набора автозаправочных станций, и каждый год, для каждого транспортного средства, одни и те же маршруты согласовываются заново.
  2. Согласованный маршрут может не учитывать существующих знаков. На маршруте может оказаться знак, запрещающий проезд или предписывающий определенное направление движения для транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В такой ситуации любое действие наказуемо. Однако, за уход с маршрута предусмотрены гораздо более строгие штрафные санкции, чем за игнорирование этих знаков.

Часто ни владельцы дороги, ни сотрудники Госавтодорнадзора не имеют информации о наличии таких знаков, и, тем более, нет базы данных, где эти знаки могли бы храниться для автоматического формирования корректного маршрута.

В практике надзорных органов не редки случаи, когда маршрут, приложенный к специальному разрешению не соответствует согласованному, а попросту поддельный. Так делать не стоит – подделка обнаруживается достаточно быстро: инспектора контрольно-надзорных органов внимательно проверяют подлинность документов и печатей, а у инспекторов Госавтодорнадзора есть возможность проверить все реквизиты специального разрешения, включая маршрут на компьютере. И, при выявлении подделки, перевозчика ожидают гораздо более крупные неприятности чем при отклонении от маршрута.

В Ространснадзоре давно говорят о реализации Личного кабинета заявителя, где можно будет задать конечные точки маршрута, а информационная система сама построит маршрут с учетом ограничений, соответствующих конкретной перевозке, сформирует заявление с правильным текстовым описанием маршрута, но пока этот функционал не реализован.

Ведутся активные работы по реализации возможности подачи заявления на специальное разрешение по перевозке грузов повышенной опасности через портал Госуслуг, но в каком виде там будет возможность задать маршрут — не понятно. Хорошо, если в принципе появиться возможность использовать сайт Госуслуг.

По идее, перевозчик, должен на сайте Госуслуг задать, помимо прочих параметров перевозки, начальную и конечную точку маршрута и получить правильный маршрут, учитывающий все требования. Но, сейчас, для реализации этого нет:

  1. Нет четких формализованных требований к маршруту
  2. Нет перечня объектов, вблизи которых перевозка опасных грузов запрещена или ограничена, и как следствие нет возможности определить соответствующие географические области
  3. Отсутствует перечень тоннелей с информацией по ограничениям перевозки опасных грузов. В Российской Федерации тоннели еще в принципе не имеют категории.
  4. Отсутствует обновляемая база владельцев дорог
  5. Отсутствует программные средства у владельцев дорог, где они могли бы не только принимать решения о согласовании конкретной заявки, но и вводить временные или постоянные ограничения на проезд автомобильного транспорта вообще и на провоз опасных грузов в частности! Сейчас, очень часто, работа с владельцами дорог ведется через письма и хорошо если электронные
  1. Нет маршрута перевозки в электронном виде
  2. Не понятно, находится машина в данный момент в рейсе или нет. Не понятно, едет машина с грузом или порожняком
  3. Не понятно по какому конкретно маршруту, по какому спецразрешению, то есть с каким грузом, двигается транспортное средство. У перевозчика нет обязанности сообщать про конкретную перевозку
  4. Аппаратура ГЛОНАСС устанавливается только на тягачи, а груз перевозится в полуприцепах и не всегда является опасным.

Развитие информационных технологий влечет за собой как автоматизацию многих рутинных операций, так и возможность дополнительного контроля за перевозкой опасных грузов. Но, в первую очередь надо думать о безопасности людей, о безопасности природы, которые могут пострадать при чрезвычайных ситуациях с опасными грузами.

Информатизация сферы перевозки опасных грузов очень важна как для облегчения работы перевозчиков, так и для обеспечения безопасности таких перевозок.

Согласование маршрута перевозки опасного груза вопрос не однозначный и на него сложно дать точный ответ. Развитие законодательство в этой области, развитие информационных технологий должны помочь в решении накопившихся вопросов.

Приведенные в статье рекомендации являются результатом анализа текущего состояния нормативных документов и реального опыта работы по получению спецразрешений и согласованию маршрутов перевозки грузов повышенной опасности.


Перевозка опасных грузов является специфическим видом деятельности, который может осуществляться разными компаниями исключительно при наличии специального разрешения. Нередко процесс выполняется с помощью автомобильного транспорта. Для этого важно подготовить оптимальные грузовики и нанять на работу опытных водителей, умеющих управлять грузовым транспортом и обладающих длительным опытом работы. Процедура должна выполняться исключительно при наличии у компании лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом. Без этого документа такая деятельность является нарушением законодательства, поэтому компания при выявлении такой ситуации привлекается к ответственности.

Обязательна ли лицензия?

Оформление разрешения на перевозку опасных грузов является обязательным процессом для любой компании, планирующей заниматься данным видом деятельности. Это требование распространяется как на разные компании, так и на индивидуальных предпринимателей. При этом не имеет значения, каков класс опасности перевозимых грузов.

Регулируется процедура разными нормативными актами, к которым относится Приказ транспортной инспекции №18, ФЗ №99 и Приказ №397.

лицензия на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

Виды документов

Лицензия, позволяющая осуществлять перевозку опасных грузов, может быть представлена в разных видах. Она отличается в зависимости от того, какой именно транспорт используется для этих целей. Компании могут применять не только автомобильный транспорт, но и воздушный, водный или железнодорожный. Дополнительно отличаются лицензии на перевозку опасных грузов по следующим признакам:

  • страна, в которой осуществляется работа, так как перевозки могут выполняться на территории разных государств;
  • цель данного процесса, так как нередко перевозка выполняется без получения выгоды компанией.

В зависимости от этих параметров выбирается нужное разрешение для дальнейшей работы компании.

Когда не нужно разрешение?

Лицензия на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом не требуется в следующих ситуациях:

  • процесс транспортировки осуществляется на территории одной компании;
  • вес груза не превышает 500 кг;
  • отсутствует коммерческая цель, поэтому процедура выполняется не для получения какой-либо выгоды компанией.

Это же относится к перевозке грузов, обладающих пятым классом опасности. Если же процесс реализуется уже для груза, имеющего 4 класс опасности, то возникает необходимость в получении официального разрешения от государства. Обязательно лицензия нужна, если транспортируются токсичные, взрывчатые или горючие вещества.

как получить разрешение на перевозку опасных грузов

Кем выдается?

Разрешение на перевозку необходимо получать в следующих организациях:

  • Росавтодор.
  • Роспотребнадзор.
  • Госавтонадзор.

Для оформления данного документа необходимо, чтобы компания, водители и непосредственный автомобильный транспорт соответствовали определенным требованиям. Для этого проводятся соответствующие проверки, основной целью которых выступает выявление каких-либо несоответствий требованиям законодательства. Если имеются разные проблемы и недостатки в работе, то будет отказано в выдаче разрешения.

Процедура выдачи

Непосредственно в Приказе Минтранса №179 содержится информация о том, как выполняется процесс получения лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом. Процедура считается длительной, так как приходится обращаться сразу в несколько учреждений. Поэтому выполняются для этого следующие этапы:

  • правильно составляется заявление, в котором указывается, для каких целей нужно разрешение, на каком транспорте будет выполняться перевозка грузов, а также приводится описание непосредственного груза;
  • заранее подготовленный пакет документов передается в нужные инстанции;
  • производится проверка документации специалистами;
  • в течение 10 последующих дней выносится решение, причем если оно является отрицательным, то заявитель получает уведомление, в котором в письменном виде приводится причина для такого решения;
  • если выдается разрешение, то с компанией производится согласование маршрута.

Где получить допуск на перевозку опасных грузов? Первоначально необходимо обращаться в Росавтодор, так как именно в этой организации вносятся нужные сведения о ТС в реестр лицензий. Для этого выбирается региональное отделение учреждения. Далее для оформления лицензии на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом придется обращаться в Госавтонадзор. Здесь на основании данных из реестра формируется непосредственное разрешение на основании запланированного маршрута. В процессе данной деятельности запрашиваются разрешения на передвижение от владельцев дорог.

допуск на перевозку опасных грузов где получить

Срок действия документа

Разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается исключительно на один год. Если выбирается для этих целей другой вид транспорта, то лицензия действует в течение трех лет. Для оформления данного документа учитывается, кто именно будет заниматься транспортировкой, так как дополнительно выдается непосредственному водителю лицензионная карта.

Допускается продлевать разрешение, для чего выполняются те же действия, что и при первичном его получении. Если будет получен отказ, то придется первоначально устранить причины такого решения, после чего можно повторно подавать документацию в необходимые государственные инстанции.

Причины отказа

Получение лицензии на перевозку опасных грузов считается сложным процессом, во время которого необходимо учитывать множество нюансов. Поэтому нередко представители разных компаний сталкиваются с отказом в получении этого документа. Обычно это обусловлено следующими причинами:

  • в документах, поданных в государственные учреждения, имеются серьезные ошибки;
  • выявляются несоответствия в документации;
  • отсутствуют необходимые бумаги в пакете документов;
  • не разрешает владелец определенного участка дороги осуществлять транспортировку опасных грузов, что приводит к необходимости построения нового маршрута;
  • учредитель фирмы по разным причинам в прошлом был наказан за нарушение правил перевозки таких грузов.

Не допускается правильно оформленное разрешение передавать другим лицам, представленным частными гражданами или разными компаниями. Такое действие непременно приводит к досрочному отзыву лицензии.

допуск на перевозку опасных грузов

Какие требуются документы?

Перед тем как получить разрешение на перевозку опасных грузов, важно подготовить определенный пакет документов. В него входят следующие бумаги:

  • грамотно сформированное заявление, причем получить его бланк можно непосредственно в выбранной организации;
  • копия СТС на автомобиль;
  • договор на аренду машины, если авто не принадлежит организации;
  • свидетельство, выданное водителю, на основании которого ему передаются полномочия на перевозку опасных грузов;
  • свидетельство, полученное на автомобиль, в котором указывается, что данное ТС допускается до перевозки опасного груза, так как соответствует всем необходимым требованиям;
  • квитанция об уплате пошлины.

Вся вышеуказанная документация проверяется работниками государственных учреждений. Если отсутствуют какие-либо расхождения или проблемы, то выдается разрешение на запланированную деятельность. Только после этого проверяется возможность перевозки по конкретному маршруту, построенному заранее заявителем.

разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом

Какие еще могут потребоваться документы?

Выдача разрешений на перевозку опасных грузов считается сложным процессом, поэтому нередко специалисты разных государственных учреждений запрашивают у заявителей дополнительную документацию. В нее обычно включаются следующие бумаги:

  • если планируется перевозка разных грузов в цистернах, то важно заранее получить свидетельство о типе данных цистерн, а также о том, что ранее были проведены необходимые испытания;
  • на любой автомобиль должна иметься диагностическая карта, получаемая раз в полгода, которая содержит сведения о том, в каком техническом состоянии находится конкретный грузовик;
  • если в автомобиле проводились какие-либо конструктивные изменения, то на них должно иметься официальное документальное подтверждение.

Могут запрашиваться при необходимости и другие документы, которые обязательно подготавливаются представителем компании. Без них невозможно рассчитывать на получение разрешения.

Почему выбирается для перевозки автомобильный транспорт?

Многие фирмы для транспортировки опасных веществ наиболее часто выбирают именно автотранспорт. Это обусловлено его высокой мобильностью, хорошей скоростью и возможностью отправки груза из любого места небольшой партией. Дополнительно такой способ считается наиболее выгодным для любой компании.

Но выбор авто имеет и много минусов. Сюда относится риск возникновения аварий, кражи на дорогах и влияние на скорость передвижения погодных условий. Поэтому для такой работы выбираются исключительно проверенные и опытные водители, которые легко справляются со всеми вышеуказанными трудностями.

выдача разрешений на перевозку опасных грузов

Стоимость оформления

Перед тем как получить разрешение на перевозку опасных грузов, необходимо подготовить определенный пакет документов, в который входит квитанция об уплате пошлины. Стоимость процедуры зависит от выбранного транспорта.

Для автомобилей пошлина равна 1300 руб.

Ответственность за работу без разрешения

Некоторые предприниматели просто принимают решение о перевозке опасных веществ без предварительного получения разрешения на этот процесс. Такая деятельность является серьезным нарушением законодательства, причем наказание может быть представлено в нескольких видах:

  • уплата значительного штрафа;
  • привлечение нарушителей к уголовной ответственности;
  • аннулирование ранее выданных лицензий и разрешений на работу с опасными веществами.

При выявлении нарушения сотрудник ГИБДД производит задержание транспорта, после чего грузовик отправляется на штрафстоянку. Груз конфискуется, причем нередко конфискации подвергается даже имущество ответственных лиц.

Штрафы отличаются для разных лиц:

  • водители уплачивают штраф в размере от 100 руб. до 1,5 тыс. руб.;
  • ответственные лица уплачивают от 5 до 10 тыс. руб.;
  • для юридических лиц штраф равен от 150 до 250 тыс. руб.

Поэтому желательно заранее позаботиться о получении официального разрешения.

оформление разрешения на перевозку опасных грузов

Заключение

Перевозка опасных грузов может выполняться с помощью разного транспорта. Нередко выбирается для этого автотранспорт за счет наличия многих преимуществ. Для этого важно заранее получить разрешение.

Выдается лицензия на ограниченный период времени, поэтому при продолжении работы важно заботиться о продлении срока действия документа. Если деятельность будет выполняться без разрешения, то это приведет к привлечению фирмы к ответственности.


Разные типы деятельности тесно связаны с исполнением комплекса правил и ограничений. Это необходимо для безопасного взаимодействия с населением и природой планеты. В области грузоперевозок не менее тщательно требуется соблюдать установленные рамки, особенно если транспортируемый груз относится к разряду опасных, а его перемещение сопряжено с риском нанесения экологического вреда. Наличие специального документа — свидетельства на перевозку опасных грузов (ДОПОГ) помогает минимизировать вероятность появления последствий транспортировки вредных грузов. Как происходит оформление и получение ДОПОГ, а также какие существуют тонкости процесса, рассмотрим в изложенной статье.

Получение ДОПОГ

Общие сведения о ДОПОГ

Международное соглашение дорожной перевозки опасных грузов (аббревиатура ДОПОГ) по автодорогам составлено и подписано в 1957 году в городе Женева. Трактатом предписана специфика оформления, упаковки, а также передвижения вредоносных продуктов и веществ разного типа опасности по дорогам. Соглашение действует до сих пор и неукоснительно должно быть соблюдено в следующих государствах:

  • Евросоюзе;
  • России;
  • Марокко;
  • Азербайджане;
  • тех, кто планирует вступление в Евросоюз.

Все страны — участники согласования имеют право корректировать предписания ДОПОГ в соответствии с внутренним законодательством. Соответственно, при планировании пересечения границы во время поездки, будет не лишним уточнить и учесть коррективы относительно ДОПОГ в стране назначения.

Структура

Документ, разрешающий перевозить вредные вещества по автодорогам стран участников, раньше выглядел как книжица с указанием актуальных сведений о шофёре, средстве передвижения и перевозимом грузе. Свидетельство современного образца представляет собой пластиковую компактную карту. Водительские данные и сведения о разрешенных к провозу конкретным автомобилем опасных веществах отображаются на сторонах свидетельства.

Структура

Разрешение ДОПОГ сформировано из двух глав, которые разбиты на более мелкие разделы. В первой главе (блоке А) содержатся сведения о продуктах, которые классифицированы как вредоносные, а также требования к погрузке, разгрузке, сопровождения и транспортировке.

  • Основные положения.
  • Классификация. Общепринятый реестр опасных грузов.
  • Критерии тестирования емкостей для упаковки вредоносных элементов.
  • Указания к используемой таре.
  • Нормативы транспортирования небезопасных продуктов.
  • Условия перемещения на каждом этапе пути.
  • Процедура оформления и получения.

Вторая часть (блок В) содержит информацию об используемом автотранспорте, а также о дополнительной аппаратуре.

  • Нормативы аттестации сотрудников, которые относятся к погрузке/разгрузке/перевозке ОГ (опасных грузов).
  • Перечисление документации, необходимой для выполнения рейсов.
  • Критерии, предъявляемые к автотранспорту.
  • Регламент маркировки перевозимых вредных веществ.

На основании утвержденных требований, персоналу компании, занимающейся транспортировкой, хранением или утилизацией опасных продуктов, нужно будет пройти обучение и получить лицензию на право работать с ОГ.

Классы опасности

На территории Российской Федерации действует международный порядок классификации опасных веществ.

Классы опасности

Подробное ранжирование указано в соответствующем ГОСТе — 19433. Изучено 9 классов опасности:

  • Взрывоопасные продукты.
  • Газы: под давлением, в сжиженном и сжатом виде.
  • Легковоспламеняющиеся жидкости.
  • Легковозгораемые и токсичные твердые материалы.
  • Пероксиды и окислители.
  • Материалы с заражающими свойствами.
  • Радиоактивные элементы.
  • Коррозийные вещества
  • Прочие элементы, представляющие опасность для окружающей среды.

Маркируют перевозимые вредные вещества в утвержденной цветовой гамме:

  • красочными оттенками красного и зеленого обозначают взрывоопасные элементы;
  • светлыми оттенками желтого и белого маркируют грузы радиоактивного и едкого типа.

Алгоритм получения ДОПОГ

При необходимости оформления требуемой бумаги для грузоперевозок вредных веществ рекомендуется придерживаться примерной последовательности в действиях:

Обучение и стоимость

Чтобы оформить разрешение ДОПОГ в раннее время достаточно было провести оплату, посетить кратковременную лекцию и пройти после нее аттестацию. Однако, в 2013 году были введены обязательные курсы, с целью повышения качества обучения.

Обучение и стоимость

Курсы проводятся в специализированных учреждениях образования, утвержденных Ространснадзором. На основании прослушанных лекций ставят отметки об аттестации. Схема обучения утверждена в постановлении Министерства транспорта РФ No273 от 21. 09. 2016 года.

Аккредитация учреждения образования обязательна!

Перечень доступных обучающих курсов:

  1. Обязательный. Знакомит с классами опасности грузов, нюансами планирования поездок, требованиям к автомобилю и прочему оборудованию. Водители изучают меры предотвращения и устранения нестандартных ситуаций в пути. После аттестации открывается доступ к транспортировке ОГ, кроме радиоактивных и взрывоопасных продуктов в цистернах.
  2. Факультативный курс No1. Предоставляет информацию о правилах и специфике провоза вредоносных веществ в автомобильных цистернах. Подробно рассматривается погрузка — разгрузка с учетом подвижных особенностей баллона. Результативная аттестация водителя ТС открывает возможность получить лицензию ДОПОГ на бензовоз.
  3. Специализированный курс No2. Обучение полностью основано на нормативах и особенностях провоза взрывчатых грузов: какая должна быть транспортная тара, какие нормативы предъявляются в транспортному средству и т.д. Обязательно рассматривается вероятность комбинированной перевозки с другими веществами.
  4. Дополнительный курс No3. Изучает и рассматривает характерные свойства для радиоактивных материалов и изделий, требования к используемой транспортной таре, способах индивидуальной защиты, а также необходимость дополнительной аппаратуры.

На подачу заявки на прохождение обучения , оплату и оформление свидетельства потребуется около 5 суток. Для перевозок международного назначения разрешительный документ ДОПОГ дублируется не только на русском, но и на английском, немецком или французском языках.

Окончательная стоимость прохождения обучения напрямую зависит от:

  • типа подготовки (первичная или переаттестация);
  • направленности обучающего курса;
  • количества прослушанных лекций;
  • регионального расположения.

Известны случаи, когда обучение проводилось в учреждении с недействительной аккредитацией. Действие аккредитации выбранного учреждения легко проверить на сайте Ространснадзора. При отсутствии или сомнениях в аккредитации полученные свидетельства будут признаны недействительными. А использование поддельной документации влечет к денежным взысканиям и уголовному наказанию.

В исключительных ситуациях возможно экспресс — прохождение одного курса, необходимого конкретно для предстоящей поездки.

Если вдруг потребуется дополнительная проверка на подлинность, достаточно заполнить заявление на сайте Минтранса РФ. Также в свободном доступе есть приказ No202 от 09. 07. 2012 года.

Документация

Для получения заветной карты в пластиковом или ламинированном исполнении в контролирующую организацию потребуется предоставить пакет следующих официальных бумаг:

  • Справку — подтверждение о пройденных обучающих курсах (оригинал)
  • Квитанцию об оплате обучения (счет или реквизиты оплаты).
  • Паспорт Российского образца (оригинал и копию). Нахождение иностранного гражданина на территории России на легальных условиях требует предоставить документ, удостоверяющий личность. Также понадобятся бумаги, официально подтверждающие право проживания и занятия деятельностью в пределах РФ.
  • Оригинал и двойную копию водительского удостоверения, в котором обязательно должна быть уже открыта категория, необходимая для выполнения перевозок опасных грузов. Если графа с нужной категорией не открыта, то водителю нужно будет пройти обучение в автошколе на общих основаниях.
  • Шофер от организации (юридического лица) для заявки использует специальный бланк -образец для юр лиц.
  • Водитель как физическое лицо оформляет заявление своими силами.

Помимо предоставленной документации водитель — заявитель должен соответствовать возрастным критериям, а также иметь стаж управления автотранспортом не менее 3 лет.

Условия получения

Несмотря на обязательное обучение, оформление и выдача карточки ДОПОГ требуется и водителю ТС, и непосредственно автомобилю. В свидетельстве указываются те классы опасности вредных грузов (взрывоопасные, коррозийные, радиоактивные), которые разрешено перевозить конкретно заявленному ТС.

Условия получения

Если транспорт наемный или арендованный, то обязательно предоставить доверенность на право управления вместе с договором аренды.

Чтобы оформить свидетельство на автомобиль в ГИБДД, понадобится выполнение определенных требований:

  • транспортное средство должно быть в технически исправном состоянии и готово к работе;
  • выполнена маркировка автотранспорта знаками опасности в соответствии с разрешенными к транспортировке классами опасных веществ;
  • используемая дополнительная аппаратура находится в рабочем состоянии и надежно закреплена;
  • проведено оснащение автомобиля средствами индивидуальной защиты (в зависимости от класса опасности перевозимого груза).

Оформление свидетельства ДОПОГ для водителя и автомобильной техники является непреложным критерием для грузоперевозок вредоносных веществ по России и за ее пределами. При отсутствии разрешительной документации водителю и владельцу компании — перевозчика грозят штрафы в немалых суммах, а также высок риск уголовного наказания.

Заключение

Свидетельство ДОПОГ действующего образца (пластиковая или ламинированная карта) — обязательное условие транспортировки грузов опасного и вредного направления. Для провоза вредных грузов лицензия потребуется водителю, средству передвижения, дополнительному оборудованию, а также лицам, имеющим какое — либо отношение к организации и/или выполнению процесса провоза. Отсутствие свидетельства установленного образца (наличие нелегального документа) карается денежными взысканиями, вплоть до уголовной ответственности.


Разные типы деятельности тесно связаны с исполнением комплекса правил и ограничений. Это необходимо для безопасного взаимодействия с населением и природой планеты. В области грузоперевозок не менее тщательно требуется соблюдать установленные рамки, особенно если транспортируемый груз относится к разряду опасных, а его перемещение сопряжено с риском нанесения экологического вреда. Наличие специального документа — свидетельства на перевозку опасных грузов (ДОПОГ) помогает минимизировать вероятность появления последствий транспортировки вредных грузов. Как происходит оформление и получение ДОПОГ, а также какие существуют тонкости процесса, рассмотрим в изложенной статье.

Получение ДОПОГ

Общие сведения о ДОПОГ

Международное соглашение дорожной перевозки опасных грузов (аббревиатура ДОПОГ) по автодорогам составлено и подписано в 1957 году в городе Женева. Трактатом предписана специфика оформления, упаковки, а также передвижения вредоносных продуктов и веществ разного типа опасности по дорогам. Соглашение действует до сих пор и неукоснительно должно быть соблюдено в следующих государствах:

  • Евросоюзе;
  • России;
  • Марокко;
  • Азербайджане;
  • тех, кто планирует вступление в Евросоюз.

Все страны — участники согласования имеют право корректировать предписания ДОПОГ в соответствии с внутренним законодательством. Соответственно, при планировании пересечения границы во время поездки, будет не лишним уточнить и учесть коррективы относительно ДОПОГ в стране назначения.

Структура

Документ, разрешающий перевозить вредные вещества по автодорогам стран участников, раньше выглядел как книжица с указанием актуальных сведений о шофёре, средстве передвижения и перевозимом грузе. Свидетельство современного образца представляет собой пластиковую компактную карту. Водительские данные и сведения о разрешенных к провозу конкретным автомобилем опасных веществах отображаются на сторонах свидетельства.

Структура

Разрешение ДОПОГ сформировано из двух глав, которые разбиты на более мелкие разделы. В первой главе (блоке А) содержатся сведения о продуктах, которые классифицированы как вредоносные, а также требования к погрузке, разгрузке, сопровождения и транспортировке.

  • Основные положения.
  • Классификация. Общепринятый реестр опасных грузов.
  • Критерии тестирования емкостей для упаковки вредоносных элементов.
  • Указания к используемой таре.
  • Нормативы транспортирования небезопасных продуктов.
  • Условия перемещения на каждом этапе пути.
  • Процедура оформления и получения.

Вторая часть (блок В) содержит информацию об используемом автотранспорте, а также о дополнительной аппаратуре.

  • Нормативы аттестации сотрудников, которые относятся к погрузке/разгрузке/перевозке ОГ (опасных грузов).
  • Перечисление документации, необходимой для выполнения рейсов.
  • Критерии, предъявляемые к автотранспорту.
  • Регламент маркировки перевозимых вредных веществ.

На основании утвержденных требований, персоналу компании, занимающейся транспортировкой, хранением или утилизацией опасных продуктов, нужно будет пройти обучение и получить лицензию на право работать с ОГ.

Классы опасности

На территории Российской Федерации действует международный порядок классификации опасных веществ.

Классы опасности

Подробное ранжирование указано в соответствующем ГОСТе — 19433. Изучено 9 классов опасности:

  • Взрывоопасные продукты.
  • Газы: под давлением, в сжиженном и сжатом виде.
  • Легковоспламеняющиеся жидкости.
  • Легковозгораемые и токсичные твердые материалы.
  • Пероксиды и окислители.
  • Материалы с заражающими свойствами.
  • Радиоактивные элементы.
  • Коррозийные вещества
  • Прочие элементы, представляющие опасность для окружающей среды.

Маркируют перевозимые вредные вещества в утвержденной цветовой гамме:

  • красочными оттенками красного и зеленого обозначают взрывоопасные элементы;
  • светлыми оттенками желтого и белого маркируют грузы радиоактивного и едкого типа.

Алгоритм получения ДОПОГ

При необходимости оформления требуемой бумаги для грузоперевозок вредных веществ рекомендуется придерживаться примерной последовательности в действиях:

Обучение и стоимость

Чтобы оформить разрешение ДОПОГ в раннее время достаточно было провести оплату, посетить кратковременную лекцию и пройти после нее аттестацию. Однако, в 2013 году были введены обязательные курсы, с целью повышения качества обучения.

Обучение и стоимость

Курсы проводятся в специализированных учреждениях образования, утвержденных Ространснадзором. На основании прослушанных лекций ставят отметки об аттестации. Схема обучения утверждена в постановлении Министерства транспорта РФ No273 от 21. 09. 2016 года.

Аккредитация учреждения образования обязательна!

Перечень доступных обучающих курсов:

  1. Обязательный. Знакомит с классами опасности грузов, нюансами планирования поездок, требованиям к автомобилю и прочему оборудованию. Водители изучают меры предотвращения и устранения нестандартных ситуаций в пути. После аттестации открывается доступ к транспортировке ОГ, кроме радиоактивных и взрывоопасных продуктов в цистернах.
  2. Факультативный курс No1. Предоставляет информацию о правилах и специфике провоза вредоносных веществ в автомобильных цистернах. Подробно рассматривается погрузка — разгрузка с учетом подвижных особенностей баллона. Результативная аттестация водителя ТС открывает возможность получить лицензию ДОПОГ на бензовоз.
  3. Специализированный курс No2. Обучение полностью основано на нормативах и особенностях провоза взрывчатых грузов: какая должна быть транспортная тара, какие нормативы предъявляются в транспортному средству и т.д. Обязательно рассматривается вероятность комбинированной перевозки с другими веществами.
  4. Дополнительный курс No3. Изучает и рассматривает характерные свойства для радиоактивных материалов и изделий, требования к используемой транспортной таре, способах индивидуальной защиты, а также необходимость дополнительной аппаратуры.

На подачу заявки на прохождение обучения , оплату и оформление свидетельства потребуется около 5 суток. Для перевозок международного назначения разрешительный документ ДОПОГ дублируется не только на русском, но и на английском, немецком или французском языках.

Окончательная стоимость прохождения обучения напрямую зависит от:

  • типа подготовки (первичная или переаттестация);
  • направленности обучающего курса;
  • количества прослушанных лекций;
  • регионального расположения.

Известны случаи, когда обучение проводилось в учреждении с недействительной аккредитацией. Действие аккредитации выбранного учреждения легко проверить на сайте Ространснадзора. При отсутствии или сомнениях в аккредитации полученные свидетельства будут признаны недействительными. А использование поддельной документации влечет к денежным взысканиям и уголовному наказанию.

В исключительных ситуациях возможно экспресс — прохождение одного курса, необходимого конкретно для предстоящей поездки.

Если вдруг потребуется дополнительная проверка на подлинность, достаточно заполнить заявление на сайте Минтранса РФ. Также в свободном доступе есть приказ No202 от 09. 07. 2012 года.

Документация

Для получения заветной карты в пластиковом или ламинированном исполнении в контролирующую организацию потребуется предоставить пакет следующих официальных бумаг:

  • Справку — подтверждение о пройденных обучающих курсах (оригинал)
  • Квитанцию об оплате обучения (счет или реквизиты оплаты).
  • Паспорт Российского образца (оригинал и копию). Нахождение иностранного гражданина на территории России на легальных условиях требует предоставить документ, удостоверяющий личность. Также понадобятся бумаги, официально подтверждающие право проживания и занятия деятельностью в пределах РФ.
  • Оригинал и двойную копию водительского удостоверения, в котором обязательно должна быть уже открыта категория, необходимая для выполнения перевозок опасных грузов. Если графа с нужной категорией не открыта, то водителю нужно будет пройти обучение в автошколе на общих основаниях.
  • Шофер от организации (юридического лица) для заявки использует специальный бланк -образец для юр лиц.
  • Водитель как физическое лицо оформляет заявление своими силами.

Помимо предоставленной документации водитель — заявитель должен соответствовать возрастным критериям, а также иметь стаж управления автотранспортом не менее 3 лет.

Условия получения

Несмотря на обязательное обучение, оформление и выдача карточки ДОПОГ требуется и водителю ТС, и непосредственно автомобилю. В свидетельстве указываются те классы опасности вредных грузов (взрывоопасные, коррозийные, радиоактивные), которые разрешено перевозить конкретно заявленному ТС.

Условия получения

Если транспорт наемный или арендованный, то обязательно предоставить доверенность на право управления вместе с договором аренды.

Чтобы оформить свидетельство на автомобиль в ГИБДД, понадобится выполнение определенных требований:

  • транспортное средство должно быть в технически исправном состоянии и готово к работе;
  • выполнена маркировка автотранспорта знаками опасности в соответствии с разрешенными к транспортировке классами опасных веществ;
  • используемая дополнительная аппаратура находится в рабочем состоянии и надежно закреплена;
  • проведено оснащение автомобиля средствами индивидуальной защиты (в зависимости от класса опасности перевозимого груза).

Оформление свидетельства ДОПОГ для водителя и автомобильной техники является непреложным критерием для грузоперевозок вредоносных веществ по России и за ее пределами. При отсутствии разрешительной документации водителю и владельцу компании — перевозчика грозят штрафы в немалых суммах, а также высок риск уголовного наказания.

Заключение

Свидетельство ДОПОГ действующего образца (пластиковая или ламинированная карта) — обязательное условие транспортировки грузов опасного и вредного направления. Для провоза вредных грузов лицензия потребуется водителю, средству передвижения, дополнительному оборудованию, а также лицам, имеющим какое — либо отношение к организации и/или выполнению процесса провоза. Отсутствие свидетельства установленного образца (наличие нелегального документа) карается денежными взысканиями, вплоть до уголовной ответственности.

Читайте также: