Как сделать разработку урока

Обновлено: 08.07.2024

Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.

Что это такое?

План-конспект занятий представляет собой документ, который помогает преподавателю донести до детей все необходимые сведения и материалы в рамках изучаемой дисциплины и темы. Он формируется для каждого занятия и учитывает определенные требования:

  • Продолжительность занятия: 45 или 90 минут;
  • Возможности учащихся: их возраст, навыки и умения, особенности в развитии, способности и таланты. Притом данные критерии познаются в ходе знакомства педагога с детьми на протяжении всего обучения.
  • Требования ГОСТ: цель занятия, методы и задачи, наличие основного и закрепляющего материалов, ход занятия (что должен сделать педагог и что будут выполнять дети) и пр.
  • Образовательная программа: учет выделенных часов и формирование годового плана занятий, определение количества занятий для прохождения и закрепления темы, подготовка заданий для самостоятельной работы учащихся и пр.

План-конспект занятия должен помочь учителю поэтапно привить детям должные знания и навыки. В ходе разработки этого документа важно продумать каждую мелочь: как заинтересовать ребенка, как донести до него информацию, как помочь ему выполнить задание, сколько времени на это потребуется, нужен ли раздаточный материал, вопросы для проверки усвоения информации и т.д.

Как разработать план-конспект занятия?

Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:

  • Тема занятия: конкретизируется, что именно будут проходить дети, какой аспект и термин изучать;
  • Цель урока: формулируется, исходя из изучаемой дисциплины и конкретной темы. Важно, чтобы она включала в себя три функции: общеобразовательную, развивающую и воспитательную;
  • Ход занятия: что должен рассказать и показать учитель, какие задания выполнят дети, в какой последовательности. Здесь прописывается все: вплоть от приветствия и до объявления итогов занятия, поручения домашнего задания;
  • Подготовка домашнего задания и дополнительных заданий для закрепления пройденной темы;
  • Также допустимо повторение ранее пройденной темы (для закрепления).

Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.

При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.

Оформление план-конспекта занятия

План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.

Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.

Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.

Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий

Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.

Рекомендации по составлению плана-конспекта

На что обратить внимание при составлении плана-конспекта?

Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.

Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.

Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса

План-конспект для урока математики Образец плана-конспекта урока Составляем ход урока Как составить ход урока в плане-конспекте занятия Разработка хода урока по математике Заключительная часть плана-конспекта урока

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока ( учебного занятия), теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного урока ( учебного занятия);

разработку серии уроков ( учебных занятий);

разработку темы программы;

разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);

разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

тщательно подойти к выбору темы разработки - тема должна быть актуальной, известной педагогу. По данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;

определить цель методической разработки;

внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;

составить план и определить структуру методической разработки;

определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:

Презентация должна отражать:

актуальность выбранной темы;

соответствие содержания презентации теме методической разработки;

соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

иллюстрационный материал презентации;

читаемость и дизайн текста;

цветовое решение презентации;

оптимальность количества слайдов;

эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах колледжа.

Требования к структуре и оформлению

методической разработки

    1. Структура методической разработки

    Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист.
    2. Аннотация.
    3. Содержание.
    4. Перечень условных обозначений (при необходимости);
    5. Введение.
    6. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и подпункты)
    7. Заключение.
    8. Список использованных источников.
    9. Приложения.

    Титульный лист

    Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:

    наименование вышестоящей организации;

    наименование учреждения образования;

    название темы (раздела) (при необходимости);

    сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);

    выходные данные (год написания работы).

    Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14).

    Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).

    Название дисциплины печатают строчными буквами (кроме заглавной) жирным шрифтом (размер шрифта 18).

    Ниже строчными буквами ( с первой прописной) жирным шрифтом приводят название темы (раздела), размер шрифта 18.

    Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14).

    На обратной стороне титульного листа указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии.

    Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

    В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

    В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений (приложение Б).

    Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.

    Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

    В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также к заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

    В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.

    Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно приложению В.

    Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.

    Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются директором колледжа. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды методических разработок в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями колледжа.

    Рецензия должна содержать: наименование темы и автора методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методразработке; обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или учащихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

    Рецензия прилагается к методической разработке.

    2.2. Общие правила оформления

    Оформляют разработку с применением технических средств на одной стороне листа формата А 4 (210х297) [1] . Количество знаков в строке должно составлять 60—70, межстрочный интервал — одинарный компьютерный количество тексто­ вых строк на странице — 39-40.

    Расстояние от левого края листа до начала текста 30 мм , от правого края не менее 8 мм , сверху и снизу – 20 мм от края листа.

    При компьютерном наборе используется гарнитура шрифта Times New Roman , размер – 14.

    Шрифт печати должен быть прямым, четким, черно­ го цвета, одинаковым по всему тексту. Разрешается использовать компьютер­ ные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах , важных особенностях. Для этого можно применять: разное начертание шрифта (кур­ сивное, полужирное, курсивное полужирное), выделение с помощью разрядки, подчеркивания и др. Запрещается использование средств редакти­ рования и форматирования текста (уплотнение, коррекция интервалов, по­ лей и т. п.) .

    Абзацы в тексте начинают отступом, равным 12,5 мм .

    При наличии опечаток, описок и графических неточностей, обнаруженных в процессе выполнения работы, допускаются исправления, но не более 2-х на 1листе.

    Повреждение листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

    Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.

    Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится и записываются с абзацного отступа.

    Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.

    Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всей работы.

    Абзацы не нумеруются.

    Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.

    Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости. Заголовок печатается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

    Расстояние между заголовками и текстом должно иметь полуторный компьютерный интервал.

    Расстояние между заголовками раздела и подраздела - одинарный компьютерный интервал.

    Две строчки заголовка отделяются друг от друга расстоянием точно 14 пт.

    Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

    Перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис и никакой другой знак не ставится. Абзацный отступ используют только в первой строке, вторую строку приводят без абзацного отступа. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

    Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.

    Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.

    В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.

    В тексте не допускается:

    применять обороты разговорной речи;

    применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском(белорусском) языке;

    применять произвольные словообразования;

    применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской (белорусской) орфографии.

    В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

    Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.

    Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

    При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.

    2.2.2. Оформление иллюстраций и приложений

    Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.

    Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

    Например – Рисунок А.3.

    Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.

    Материал, дополняющий текст методической разработки, допускается помещать в приложение.

    Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах.

    В тексте разработки на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них.

    В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

    Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в разработке, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

    Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа после текста внизу страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста горизонтальной линией, длина которой равна 15 знакам печатающего устройства.

    Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

    Знак сноски выполняется арабскими цифрами на уровне верхнего обреза шрифта.

    Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

    Если сносок мало допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.

    2.2.4. Построение таблиц

    Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы при его наличии должно быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

    Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

    Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

    Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Расстояние от левого края листа до границ таблицы не менее 25 мм , от правого не менее 10 мм .

    Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

    Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм . Головка таблицы должна быть отделена двойной линией от остальной части таблицы.

    Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

    Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

    Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.

    Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.

    Методическая разработка может представлять собой:

    · Разработку конкретного занятия

    · Разработку серии занятий

    · Разработку темы программы

    · Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета

    · Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

    · Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета

    К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию,необходимо:

    1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

    2. Определить цель методической разработки.

    3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

    4. Составить план и определить структуру методической разработки.

    5. Определить направления предстоящей работы.

    Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например,цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.

    ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ

    1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

    2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения

    3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

    4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

    5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

    6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

    7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

    8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

    10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)

    4. Основная часть.

    6. Список использованных источников.

    В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

    Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

    Структура методической разработки занятия

    В основной части методической разработкизанятия можно выделить следующие разделы:

    Обоснование выбора темы занятия

    Методические рекомендации по проведению занятия

    План занятия (с технологической картой)

    Дидактический материал к занятию (в виде приложений)

    Список литературы (источников) для учащихся

    Список литературы для педагога

    Рекомендуемый план занятия

    1. Тема программы

    Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е.целью его проведения:

    Занятие изучения нового учебного материала

    Занятие совершенствование знаний, умений, навыков

    Занятие обобщения и систематизации знаний

    Занятие контроля знаний, умений и навыков

    Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся,которая доминирует на занятии:

    Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)

    5. Цель методическая.

    Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

    6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

    Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).

    7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

    8. Материально-техническое обеспечение занятия.

    Рекомендуемая технологическая карта занятия

    Дидактическая структура занятия

    Методическая подструктура занятия

    Признаки решения дидактических задач

    Методы

    Методические

    Способы организации деятельности

    Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

    1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

    2. Формирование новых понятий и способов действий.

    3. Применение понятий и способов действий.

    4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

    Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)

    3.Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

    Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов.Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

    Методы и методические приемы обучения

    Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

    Многообразие методов:

    Часть методов предлагаемобсудить с коллегами:

    · Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.

    · Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.

    · Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.

    · Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.

    · Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.

    · Контрольный метод.

    · Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.

    · Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).

    · Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.

    · Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.

    · Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

    Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.

    Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.

    Например, в методеорганизации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.

    Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

    Метод и прием могут меняться местами.

    Классификация методов обучения

    Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов:

    М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляютклассификацию по дидактическим целям:

    · методы приобретения новых знаний

    · методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике

    · методы проверки и оценки знаний, умений, навыков

    Организационная классификация Ю. К.Бабанского:

    · методы организации учебно-познавательной деятельности

    · методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

    · методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

    М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся):

    · объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)

    · проблемное изложение материала

    · частично-поисковый (эвристический)

    Кроме этого, выделяют методы обучения:

    ·по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный

    ·по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).

    Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

    Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

    · печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)

    · электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)

    · аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)

    · наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

    · демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

    · учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)

    · тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)

    · учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)

    Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

    · объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)

    · печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)

    · проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)

    Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)

    Требования, предъявляемые к игрушкам Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье Об игрушках для дошколят:игрушка.

    Требования, предъявляемые к играм и игрушкам для детей раннего и младшего дошкольного возраста Требования, предъявляемые к играм и игрушкам: Игры и игрушки не должны: 1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия. 2. Вызывать проявление.

    Методическая разработка занимательных игр по математике Сборник представляет собой доступную и эффективную систему занятий по математике с ребёнком от рождения до школы. В совместных играх дети.

    Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.

    как написать методическую разработку

    Терминология

    Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: "Что такое методическая разработка?" Итак, это специфическое пособие. В нем описываются различные методы организации образовательного процесса, формы и элементы педагогических технологий, которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия. Важные моменты:

    1. Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
    2. Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.

    Главная же цель методической разработки – педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.

    написать рецензию на методическую разработку

    Важные моменты

    Разбираемся далее, как написать методическую разработку. Собираясь подготавливать данный документ, нужно помнить о важных деталях, на которые необходимо обратить внимание:

    методическая разработка проще чем кажется

    Главные правила создания методической разработки

    Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:

    рекомендации по написанию и оформлению методических разработок

    Кратко о структуре

    Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):

    • Титульный лист.
    • Аннотация.
    • Содержание.
    • Вводная часть, или введение.
    • Основная часть, где будет изложен весь материал.
    • Заключение (можно вместе с выводами).
    • Список использованной в работе литературы.
    • Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.

    рекомендации к оформлению методической разработки

    Титульный лист

    Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:

    1. Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
    2. В центре листа пишется название самой работы.
    3. Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
    4. В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.

    Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными шрифтами, размерами, особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка – это официальный документ).

    что такое методическая разработка

    Аннотация

    Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:

    • Главное – рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
    • Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
    • Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.

    Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.

    Введение

    Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После титульного листа следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке – введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.

    1. Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
    2. Далее надо описать цель работы.
    3. Следующий важнейший пункт – условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
    4. Также можно указать возможные сложности, риски.

    Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.

    Основная часть

    Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.

    • Важно раскрыть специфику методической разработки.
    • Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
    • Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.

    как написать методическую разработку раздела ооп

    Заключение

    Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста – до одной страницы.

    Все остальное, о чем не было упомянуто

    Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).

    Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:

    В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором – специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.

    Читайте также: