Как сделать разбор морфемный и словообразовательный разбор

Обновлено: 04.07.2024

Словообразование – 1) процесс образования новых слов в языке; 2) раздел науки о языке, в котором изучается, как и с помощью чего образуются новые слова.

Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, а также образование новых слов от однокоренных.

Словообразовательный разбор – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Кроме словообразовательного разбора важно уметь осуществлять и морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово, то есть определение морфем. При разборе слова по морфемам указываются все части, из которых оно состоит.

Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?

Порядок морфемного разбора слова:

1. Выделить Окончание.

2. Определить Основу.

3. Выделить Суффикс (суффиксы).

4. Определить Приставку (приставки).

5. Выделить Корень.

Порядок словообразовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь).

2. Сравнить состав слова с ближайшим по смыслу однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).

3. Определить, от чего образована основа (слуша- из слова слушать).

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов.

Словообразовательный разбор отличается от морфемного тем, что при словообразовательном разборе нужно найти слово, от которого оно образовано, например: слово слушатель образовано от слова слушать,
а при морфемном разборе нужно найти морфемы, из которых состоит слово, например: слово слушатель состоит из корня -слуш-, суффиксов -а- и -тель и нулевого окончания.

Выполним морфемный и словообразовательный анализ слова жители.

Жи-тел-и (имя существительное).

1. Окончание -и. Оно выражает значения множественного числа, Именительного падежа. Сравним: житель, жител-я.

2. Основа формы жи-тел-.

4. Приставки нет.

1. Начальная форма – житель.

2. Основа слова – жи-тель.

5. -тель – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите правильный ответ.

Словообразование как раздел науки о языке изучает…

Б) образование новых слов от однокоренных;

В) словосочетания и предложения.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что изучает словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, следовательно, подходит вариант Б.

Правильный ответ:

Б) образование новых слов от однокоренных;

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите, чем отличается слово огурец от слов ребёнок, речка, горошек.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Разобрать слова огурец, ребёнок, речка и горошек по составу. В слове огурец – огурец корень и нулевое окончание, в слове ребёнок -реб- – корень, -ёнок – суффикс, нулевое окончание, в слове речка -реч- корень, к- суффикс, а- окончание, в слове горошек -горош- корень, -ек- суффикс, нулевое окончание. В слове огурец нет суффикса.

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким способом.

Что такое словообразовательный разбор слова

Выясним, что такое морфемный разбор, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный анализ сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и производные.

Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех морфем:

  • при­став­ки
  • суф­фик­са
  • при­став­ки и суффикса;
  • пост­фик­са

Понаблюдаем:

  • небе­са → поднебесный;
  • зем­ля → земляной → землянка;
  • вла­га → влажный → увлажнить;
  • близ­кий → приблизить → приблизиться.

Определение:

Новое сло­во, обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го сло­ва с помо­щью одной или более мор­фем, назы­ва­ет­ся производным.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка красный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

  • чёрный → чернота;
  • рука → ручной;
  • красный → краснеть.

Определение:

Основа сло­ва, на базе кото­ро­го с помо­щью аффик­сов обра­зо­ва­но новое про­из­вод­ное сло­во, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей. Основа про­из­вод­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва явля­ет­ся производной.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

Производящими могут быть как непро­из­вод­ные, так и про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные слова.

Это интересно: Не с глаголами пишется раздельно, а с какими частями вместе — таблица правил.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру слова.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го слова.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → приход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной морфемой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лексемы.

текст → подтекст
гнать → догнать

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, пла­вать → мореплаватель
специаль­ный корреспон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → приход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → примирение);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холодноватый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся неверно.

Что такое словообразовательный разбор слова

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве слова.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный разбор.

Что такое словообразовательный разбор слова

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его морфемы:

  • монетка — корень/суффикс/окончание
  • монеткой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную форму.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го слова.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а.
5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над словом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб образования.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. земляничный;
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → земляничный;
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ника + ‑н- = земляничный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → удесятерить;
  4. деся­теро — осно­ва десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб образования.

План морфемного разбора

  1. Определяем часть речи.
  2. Выделяем окончание и основу.
  3. Определяем, есть ли в основе слова приставка и суффикс.
  4. Убеждаемся, что такие же приставки и суффиксы есть в других словах.
  5. Выделяем корень.
  6. Обозначаем все части слова графически.

Примеры разбора

музык о вед - существительное, имеющее два корня, соединительную гласную и нулевое окончание.

при гранич н ый — имя прилагательное с четырьмя основными морфемами: приставка, корень, суффикс, окончание.

Title: Морфемный анализ слова
Description: Схема морфемного анализа слова: 1). Назвать часть речи. Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется. 2). Выделить окончание (доказать). Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания.

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.Разборы слов на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Словообразовательный анализ.

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. Русский язык и литература 4,5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА Копировать ссылку Распечатать

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Понаблюдаем:

  • ходить → приходить
  • при­хо­дить → при­ход

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.Способы обра­зо­ва­ния словПримеры

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Схема морфемного анализа слова

1. Назвать часть речи.

Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.

2. Выделить окончание (доказать).

Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.

3. Выделить основу.

Определить её состав и характер: простая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая или непрерывная.

4. Выделить суффиксы.

Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.

5. Выделить приставки.

Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.

6. Выделить корень.

Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).

7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

План словообразовательного анализа.

  1. Ставим форму в начальную форму.
  2. Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.
  3. Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.
  4. В производящем слове указать основу слова.
  5. В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки), постфиксы, интерфиксы и т.д. — если они имеются.
  6. При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Примечания .

  1. Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
  2. Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
  3. Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
  4. Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.

Примеры морфемного анализа слов

Дождался (дождалØся)

Кольцо (кольцо)

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • ледокол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • позвала — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л, который не входит в основу
  • быстро — наречие с суффиксом, не имеет окончания

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Пример словообразовательного анализа.

Послеповатый — слепой (приставочно-суффиксальный способ).

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цир­ка.

  1. Приехали — н. ф. при­е­хать;
  2. при­е­хать — осно­ва приеха-.
  3. ехать → при­е­хать ;
  4. ехать — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный;
  2. зем­ля­ничный — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный;
  4. зем­ля­ника — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ника + -н- = зем­ля­нич­ный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­рить — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить;
  4. деся­теро — осно­ва десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Особенности разборов

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, в ходе которого обозначаются все значимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс).

Порядок морфемного разбора слова:

  1. Выделить окончание. Для этого нужно изменить форму слова: имена существительные, прилагательные, числительные и причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам или числам. В сложных числительных бывает два окончания – в середине слова и в конце: сем-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.
  2. Обозначить основу (всё слово без окончания).
  3. Выделить корень. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, можно даже из другой части речи. При этом важно помнить, что в корнях может быть чередование (заберу-забирать, снег-снежок) и некоторые корни являются омонимичными (носить-перенос-поднос-обноски).
  4. Обозначить аффиксы (приставки, суффиксы, постфиксы). Необходимо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Для того чтобы их различить, нужно подобрать однокоренное слово – предшественника в словообразовательной цепочке (круж-очек – круж-ок – круг).

Примеры морфемного разбора слова:

  1. Окончание: -ый.
  2. Основа: удивительн.
  3. Корень: див (удивительный, удивительно, диво).
  4. Приставка: у-. Суффиксы: -и-, -тельн-.
  1. Окончание: -а.
  2. Основа: дощечк.
  3. Корень: дощ (чередование доска — дощечка).
  4. Суффикс: -ечк-.

Словообразовательный разбор слова – выяснение того, от какого слова оно образовано и каким способом.

Читайте также: