Как сделать распевку голоса

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Тванг – это прием в вокале, который помогает петь громко и звонко. Ниже вас ждут лайфхаки для голоса — упражнения и распевки на тванг, назальный и оральный. Если вы до сих пор не знаете, как петь с твангом, советую сначала прочесть статью “Что такое тванг?”.

В прошлый раз мы подробно разобрали физиологию голоса. И сегодня я предлагаю вам потренировать вокальную технику на упражнениях. Для тех вокалистов, кто уже в курсе, как работает тванг, просто напомню механику этого вокального приема:

  • для тванга необходима высокая гортань
  • высокое положение языка
  • сжатие мышц над связками, вверху гортани
  • очень мало выдоха (пение на малом дыхании)
  • добавлю сюда и открытые ложные связки

Все люди рождаются с небольшим твангом в голосе.

Было ли у вас такое? Если да, то для начала попробуйте не петь, а говорить с твангом. Найдите его на разговорных нотах. В удобном вам диапазоне голоса, на примарном тоне.

Для этого, как мы выяснили в прошлой статье, можно мяукать, крякать и изображать голос капризного ребенка, плач новорожденного, крик чайки — все это поможет в поисках тванга. Смело издавайте странные резкие звуки. Отлично, если они получаются носовыми и пронзительными.

А теперь ловите лайфхак!

Ведь голос актрисы в жизни совсем другой. Взгляните:

Петь и говорить с носовым твангом постоянно

Когда вы только учитесь петь твангом, важно использовать его постоянно не только в вокале, но и при разговоре в жизни. Специально делать голос немного назальным. Это нужно лишь первые недели, пока тванг не станет вам привычен!

Назальность помогает ощущать голос максимально свободно, без зажимов. На носовом тванге легче сделать гортань узкой и поднять язык, легче управлять дыханием. Именно эти навыки мы и отработаем ниже. Начнем с упражнений и распевок для носового тванга.

Как петь с назальным твангом?

Посмейтесь дерзко и с удовольствием!

Для техники назального тванга есть один прием, который мы используем на уроках с учениками. Вам нужно посмеяться. Но не просто так – ваш смех должен быть очень злорадным! Вспомните, как смеются отрицательные персонажи из мультфильмов. Баба Яга или злая ведьма из сказки. Будто вы только что совершили какую-то подлость. Примерно вот так:

Увеличьте диапазон голоса при смехе

Посмейтесь на самых верхних нотах и спуститесь до грудного звучания. Задействуйте все регистры своего голоса. Постепенно увеличивайте диапазон. Экспериментируйте, смейтесь разными голосами на все лады. Чем больше вариантов смеха получится, тем быстрее вы научитесь петь твангом. Например так:

Лучше сделать это одному дома, чтобы никого не стесняться, а посмеяться от души. Найти подходящую злую эмоцию. Однако, не переусердствуйте! Смех не должен быть надрывным или громким. Нельзя давить звук силой, сжимая ложные связки.

тванг, упражнения тванг, распевки тванг, распевки носовой тванг, распевки назальный тванг, упражнения назальный тванг, упражнения вокальный нос, упражнения вокал, распевки вокал, как петь громче, назальный голос, петь в нос, твенг, твэнг

А теперь используем этот дерзкий смех как распевку. Техника выполнения упражнения на назальный тванг:

Пример, как звучит распевка:

Ваша очередь !

назальный тванг, упражнение на тванг, тванг в пении, тванг в вокале, как петь с твангом, распевки на назальный голос, упражнения вокальный нос, упражнения назальность вокал, упражнения тванг вокал

Чем более дерзкий звук у вас получился в предыдущем упражнении, тем ярче носовой тванг. Именно дерзость в голосе, яркий злорадный звук дают назальность. Еще одна распевка поможет найти нужную эмоцию. Вспомните, как дразнятся дети. В американских фильмах зловредные дети часто поют детскую песню-дразнилку:

Мы превратим эту песенку в распевку на носовой тванг.

Представьте, что вам пять лет, и вы вредный проказливый ребенок. Подразнитесь! Постарайтесь больше говорить, чем петь. Вот пример:

Ваша очередь !

носовой тванг, вокальный нос, назальный тванг, назальность вокал, назальность в голосе, тванг в вокале, распевки тванг, упражнения тванг, пение твангом, как петь твангом, тванг примеры

Как петь оральным твангом?

Техника орального тванга : спойте все также как и при носовом тванге, но откройте рот и поднимите мягкое небо. Высокое мягкое нёбо дает объем голосу , создавая оральный тванг. Посмотрите на картинку. Какое положение неба должно быть при носовом тванге:

носовой тванг, назальный тванг, низкое небо, пение низким небом, позиция мягкого неба, назальность в голосе, пение твангом, вокал тванг, как петь твангом, упражнения для голоса

Как вы видите, небо опустилось и закрывает вход в ротовую полость. Звук может пойти только в нос и носовые пазухи:

как петь громко, как научиться петь, назальность вокал, гнусавость пение, гнусавый голос, как убрать гнусавость, как петь громче, как петь звонче, как петь тванг, тванг вокал, приемы пения, современные техники вокала

А теперь посмотрите, что происходит, когда вы хотите добавить оральный тванг в вокал:

низкое небо, вокал тванг, носовой тванг, назальный тванг, положение мягкого неба, вокал мягкое небо, мягкое небо при пении, тванг вокал, назальность, twang, твенг, твэнг

Мягкое небо поднимается! У звука есть доступ ко рту, в голосе появляется объем.

высокое мягкое небо, зевок, петь в зевок, петь в купол, мягкое небо вокал, мягкое небо тванг, оральный твнаг, как поднять мягкое небо, небо при тванге, ротовой тванг, пение твангом, вокал тванг, твенг, твэнг, twang, упражнения тванг

носовой тванг, гортанный тванг, как петь твангом, твенг, твэнг, назальный тванг, оральный тванг, пение носом, вокальный нос, назальность голос, носовое пение, как научиться петь, как петь, приемы вокала, современные вокальные приемы

Тванг рождается не в носовых пазухах, как считают многие! Он появляется от узкой высокой гортани, которая позволяет связкам плотно сомкнуться на твердой атаке.

И только низкое или высокое мягкое нёбо делает тванг назальным или оральным. Кстати, о трёх положениях мягкого неба и как оно влияет на вокал читайте в статье — как добавить объем в вокал.

Вспомните назальный тванг и смех ведьмы

Начнем также с разговорного звука! Оральный тванг хорошо получается после того, как вы нашли назальный. Поэтому снова вернемся к смеху злой ведьмы и вспомним как резонирует нос, когда мы изображаем злорадство.

перейдите от смеха к пению

Первый раз не поем, а отрывисто говорим с носовым призвуком, второй раз поём плавно, соединяя звуки и открывая рот. Послушайте пример:

Пример распевки на оральный тванг и смех

Как вы слышите, смех помогает оставаться в назальности, но уже приближает вас к настоящему пению твангом на гласном звуке. Помните, горло не зажимается, а гортань высокая и узкая.

Ваша очередь !

Тембр голоса не должен меняться. Ваша задача сохранить максимально те же ощущения, как и при смехе на назальном тванге в первой фразе.

назальный тванг, упражнение на тванг, тванг в пении, тванг в вокале, как петь с твангом, распевки на назальный голос, упражнения вокальный нос, упражнения назальность вокал, упражнения тванг вокал

Ваша очередь !

Добавляйте голосу объем, не теряя резкого твангового звука. Следите за тем, чтобы челюсть была свободной, не зажатой, и звук спокойно проходил в рот.

как петь открытым звуком, как петь природным голосом, петь полным голосом, петь грудным голосом, рот вокал, оральный тванг вокал, оральный тванг, петь громко, петь открытым ртом, упражнение для вокалистов, упражнение на громкое пение, упражнение на громкий звук, распевка для высоких нот, изменить тембр голоса, развитие вокальных данных, как сделать голос открытым, объем голос, объем вокал, как петь объемным звуком

Также не забывайте поднимать небо , чтобы не было гнусавости. В упражнениях на назальный тванг гнусавость не имеет такого большого значения. Зато при оральным она более заметна.

Как применять оральный и назальный тванг в песне?

Все лайфхаки для голоса выше вы можете применить в своем пении, когда разбираете новую песню. Вот пара советов:

Для правильного тванга тренируйте мышцы вокального тракта, как в спортзале

Научитесь поднимать и опускать гортань и небо. Тренируйтесь удерживать выдох и не выпускать воздух сразу. А потом соедините эти навыки в распевках. И только когда у вас получаются упражнения с твангом можно переходить к песням.

Напишите мне в комментариях, получилось ли у вас найти тванг в голосе с первого раза и как вам помогли распевки. Может быть, у вас есть собственные лайфхаки для голоса на поиски тванга? Буду рада узнать о них от вас!

А если возникнут вопросы, жду вас в школе вокала Online Ovocale

8 комментариев

блин вот спасибо большое. я постоянно пытаюсь понять где этот тванговый звук зарыт. педагог мой бьется уже полгода. вам лайк за распевки.

Рада, что статья пригодилась! Спасибо за отзыв.

Для тванга нужна поднятая гортань, но разве поднятие мягкого нёба не опускает её.

Миша, рада знакомству и спасибо за интерес!
Про поднятую гортань при тванге — все верно. А небо — это отдельная часть вашего вокального тракта. По факту, они не должны влиять друг на друга. Это все равно, как если бы в танце ваша правая рука зависела от правой ноги. Но к сожалению, многим вокалистам, даже профессионалам, сложно отделить разные механизмы своего голоса и управлять ими. Подняли гортань, опускается небо… Открыли рот, поднялся язык… Если вокальный аппарат работает свободно, без зажимов, то такого быть не должно.

Если оно влияет на гортань, то лучше потренировать небо отдельно на упражнениях для подвижности неба, а потом отдельно сделать упражнения на подвижность гортани. Тогда получится контролировать их по отдельности.

С новым годом друзья мои!

Добрый день!А каким Конкретным приемом поднимать- опускать нёбо и Поднимать- опускать гортань? По распевкам всё понятно, всё получается. Спасибо.

Алена, благодарю за комментарий и Ваш вопрос! Нёбо поднимается при зевании. А гортань при зевании опускается. Я рекомендую вспоминать эти ощущения при пении, чтобы контролировать вокальные мускулы. Также гортань поднимается, когда мы глотаем. Вы можете сглотнуть несколько раз перед, тем как петь, чтобы запомнить эти ощущения. Ваша мешеная память сработает, когда Вы начнете петь и вспомните глотательные движения. Гортань поднимется:)

Спасибо Большое за ваш труд.пою уже много лет ,но ваша статья мне очень помогла вспомнить и узнать некоторую информацию впервые. Не знал ,да еще и забыл!, как говориться!)))) Распалась с вами сегодня! А у вас есть страница в инстаграмме? Хорошего дня и успехов!

Leave A Reply Отменить ответ

Мы учим петь осознанно!

ШКОЛА ВОКАЛА ОНЛАЙН
Уроки вокала "с нуля". Вокальные курсы и тренинги для профессионалов. Опытные педагоги международного уровня Посмотреть.

ПОИСК ПО САЙТУ

РАЗДЕЛЫ БЛОГА

ОБ АВТОРЕ

Автор блога Елена Дорнгоф, певица и педагог по вокалу со стажем преподавания с 2007 года. Подробнее.

Если вы планируете выступать на большой сцене или вам просто нравится петь в компании друзей или одиночестве, то вам просто необходимо сначала правильно поставить свой голос.

Азы, при постановке голоса для пения

Азы, при постановке голоса для пения

Дыхание имеет очень большое значение для правильно поставленного голоса, влияя на его силу и выразительность. Если вы научитесь правильно управлять своим дыханием, то впоследствии это избавит вас от возможных травм, которые могут быть вызваны перенапряжением голосовых связок.

Когда вы поете, ваш вдох должен быть емким, но коротким, но выдыхать следует медленно. Именно на выдохе происходит звучание, поэтому он должен быть плавным и непрерывным.

2. Резонаторы

Стоит отметить, что певческий звук становится слышен тогда, когда воздух, который мы выдыхаем из легких, пытается прорваться сквозь закрытую голосовую щель. После этого начинается колебание связок. Как правило умение правильно пользоваться резонаторами приходит постепенно – после того как певец научиться держать под контролем собственное пение. Впоследствии, с помощью этого навыка вы научитесь направлять звук в нужную точку.

3. Тембр голоса

Практически любой голос может обрести профессиональное звучание, если его обладатель научиться управлять его эмоциональной окраской. Давайте определимся с тем, какие в целом существуют тембры голоса. Итак, среди мужских – тенор (самый высокий), баритон, бас. Женские тембры: сопрано, меццо-сопрано, альт, контральто.

4. Вокальная опора - что это такое

Вокальной опорой можно назвать пение, при котором задействована диафрагма. При наличии вокальной опоры нет нужды в сильном напряжении голосовых связок. Имея вокальную опору, вы сможете петь несколько часов подряд, поэтому будущим певцам, безусловно, нужно развивать ее.

Как петь на опоре?

Можно ли научиться петь с нуля в домашних условиях

Можно ли научиться петь с нуля в домашних условиях

С чего стоит начать обучение

Главное в этом вопросе не навредить себе. Помните, что для того, дабы голос был хорошо поставлен, следует много и усердно заниматься, а не ждать быстрых результатов. Связки нуждаются в тренировке, и сразу не могут быть готовы к исполнению сложнейших партий. Вы можете многое знать о том, как правильно петь, но если не начнете с тренировок, то вся эта теория ничего не будет значить.

Начинать следует с распевки – не берите сразу верхние или нижние ноты, их вы покорите потом, после распевки в среднем диапазоне.

Специальные упражнения голосовых связок для пения

Уроки вокала для начинающих

Сейчас практически в любом городе существует немало школ, которые вам помогут поставить голос и стать профессиональным певцом. Если пока вы не можете решиться на то, чтобы приступить к занятиям с преподавателем, то для вас имеются онлайн-уроки, которые ведут опытные вокалисты. Несомненно, из них вы сможете почерпнуть немало интересного для себя и раскрыть в себе все певческие таланты.

Постоянная тренировка поможет выработать красивый и приятный голос

Если вы будете регулярно заниматься, то это будет способствовать выработке сильного и красивого голоса. При этом важно не забывать беречь связки! Для этого вам поможет небольшой и легкий массаж. Начните с легкого нажатия большим пальцем на область гортани. Массируя горло в процессе пения, вы возложите на связки гораздо меньшую нагрузку. Подобное действие можно делать во время затянувшейся тренировки.

Песни для развития голоса

В целом, вы можете петь любую понравившуюся и хорошо известную вам песню, но, конечно же, важно это делать в унисон с исполнителем. Вы можете включить какую-нибудь музыкальную композицию, подпевая певцу. Будет хорошо, если это занятие вы запишите. Потом, прослушивая получившуюся запись, постарайтесь определить, в каких моментах у вас были недочеты.

Как распеть голос самостоятельно?

Как распеть голос самостоятельно

Начните с несложного упражнения для распевки

Подготовка голосовых связок к пению

Заметьте, что простой мятный чай способен помочь связкам подготовиться к напряжению – просто выпейте чашку этого теплого напитка. Также расслаблению связок способствуют острые блюда. Немаловажно употреблять в достаточном количестве воду – можно с медом и лимоном. При этом важно не злоупотреблять перед пением молочными продуктами, шоколадом, алкоголем и кофейными напитками. Также следует полностью исключить курение.

Причины потери голоса

Некоторые начинающие и опытные певцы могут столкнуться с такой серьезной проблемой, как потеря голоса.

  • Регулярные нагрузки на голосовые связки. Такая проблема бывает не только у певцов, но и у преподавателей, актеров и людей любых профессий, связанных с ораторским искусством.
  • Инфекционные заболевания гортани.
  • Воздействие холодных напитков, дыма.
  • Ожог (термический либо химический).
  • Парезы связок.
  • Опухоль гортани.

В период восстановления голоса, следует лишний раз не перегружать связки телефонными разговорами либо выступлениями. Кстати, медики убеждены, что телефонный разговор способен навредить даже больше, нежели живое общение. Также постарайтесь не выходить лишний раз на холодный воздух, и, конечно же, исключите курение.

Как развить нужный тембр голоса

Многие люди пытаются выработать более глубокий тембр голоса, дабы придать ему больше чувственности и загадочности.

  • Первым делом важно научиться дышать диафрагмой, это способно придать глубины вашему голосу.
  • Произнося слова, пытайтесь извлечь звуки из диафрагмы.
  • Попробуйте сознательно понизить свой голос. Один из способов – прижать к горлу спинку языка. Вам предстоит отыскать нужное положение, подвигав языком. В целом тренируйтесь занижать тембр своего голоса, пока это не станет привычкой. Однако, если у вас возникнут дискомфортные ощущения, лучше сделать небольшой перерыв.

Как научиться хорошо петь, если нет голоса?

Как научиться хорошо петь, если нет голоса?

Как научиться хорошо петь, если нет голоса

Как улучшить имеющиеся вокальные данные

Не стоит слишком увлекаться пением, если чувствуете усталость – в таком случае вы можете только навредить в себе. Обратите внимание, что если вы ощутили слабость в животе, то это значит, что пока у вас слабая опора, но дело еще пойдет в гору. Гораздо хуже, если у вас запершило в горле – скорее всего вы перегружаете связки, и в этом случае обязательно следует сделать перерыв. Отслеживайте эти моменты.

Многие люди убеждены, что не обладают певческим талантом только потому, что в детстве не выступали с песнями на утренниках. На самом деле, после занятий вокалом, можно достичь не малых высот в пении даже тем людям, которые в детстве к нему не тяготели.

Если вы желаете попадать в высокие ноты, важно тренировать свое тело. Начав петь, втяните низ живота, расслабив его верхнюю часть, тем самым обеспечив поддержку нижним прессом. Также старайтесь не слишком высоко поднимать гортань, повышая тон, дабы не сорвался голос. Старайтесь контролировать ситуацию, положив во время пения над гортанью пальцы. Со временем вам удастся добиться того, чтобы при пении гортань располагалась внизу.

Не следует глядеть вверх при пении высоких нот. Смотрите вперед, не перегибайте горло, тем самым делая звук напряженным. Заметьте, что если вы продвинете язык немного вперед, то это подарит высоким нотам более яркое звучание.

Чтобы голос был сильным - дышите правильно

Для того чтобы ваш голос был сильным, необходимо научиться правильному и глубокому дыханию.

Совершая вдох и выдох, надувайте живот. Убедитесь, что вы все делаете верно: приложите ладони к талии (по бокам, ближе к ребрам), так чтобы большой палец находился на спине, а прочие – на животе. Вдыхая и выдыхая вам необходимо чувствовать, как ладони расходятся и сходятся вновь.

Возможно, глубокое дыхание пока требует от вас серьезных усилий. В таком случае, лягте на пол спиной, положив ладони на живот. Следите затем, что бы при вдохе-выдохе, ваши руки поднимались и опускались. Плечи должны оставаться неподвижными!

Работа с голосом - уроки правильного вокала

  • комплексные упражнения, способствующие развитию голоса;
  • расширение диапазона, проработка интонации, гибкость голоса;
  • теория и практика пения;
  • певческое дыхание;
  • улучшение дикции и артикуляции;
  • изучение особенностей голосового аппарата.

Помните, что прежде, чем вы научитесь петь, может уйти немало времени, но это совершенно не повод для расстройства – заранее готовьтесь к подобному развитию событий. Если у вас не получается освоить певческое ремесло в домашних условиях, то, непременно, обратитесь за помощью к педагогу, который поможет вам найти собственное идеальное звучание.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Методическое пособие

Автор-составитель :

Ерофеева Елена Ивановна, педагог дополнительного образования

г. Новосибирск, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Ах, голос !

Как он чист, силен и ровен. Душа открыта настежь в нем.

Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моем.

Н. Гонтаренко

Вокал – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Дети начинают заниматься им с раннего возраста, еще в детских садах. Малыши любят петь. Делают это охотно, с удовольствием.

Детский ансамбль и хор - особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства.

Это живой организм, который постоянно растет и изменяется.

Главной особенностью работы с детским ансамблем является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.

Такой подход позволяет развиваться и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.

В наше время хоровое воспитание детей осуществляется в детской школе искусств, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе, в центрах дополнительного воспитания.

Музыкальное образование доступно всем детям. Поэтому при поступлении в вышеперечисленные образовательные учреждения мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям. В музыкальных школах есть отбор детей по способностям, в центрах дополнительного образования же берут всех желающих с разным уровнем способностей.

Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога.

Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.

При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

Большую роль в занятиях вокалом с детьми и взрослыми занимают распевки.

Музыкальные распевки помогают выработать правильные навыки воспроизведения звуков. Голос нужно воспитывать. Красиво петь может каждый: музыкальный слух есть практически у всех в той или другой степени.

Его нужно развивать.

Здесь и помогает тренировка голоса (распевки). Для пения используются мышцы гортани –связки, но пение на одних связках недопустимо -нужно комплексное владение мышцами звукоизвлечения. В голосовой аппарат входят не только связки, но носоглотка небо, язык.

§ Делают мышцы послушными, облегчая пение.

§ Развивают точное интонирование § Развивают дикцию.

§ Расширяют диапазон у начинающих вокалистов

§ Психологическая подготовка для занятия вокалом

Важно! Распевки нужно проводить с детьми не форсированным, а спокойным звуком, в примарной (удобной ) певческой зоне, иначе есть риск сорвать голос, ведь главное правило педагога-вокалиста – НЕ НАВРЕДИ!

Вокальные распевки проводятся педагогам вначале урока и занимают не более 10 минут.

Ниже приведены классические упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.



3) Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.



5) Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.


6) Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.



8) Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.



10) Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.


11) Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку.

Слоги запросто можно менять.


12) Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.


13) Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.


14) Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.


15) Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.


16) В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.


17) Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.


18) Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.




21) По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.


1) Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М: Директ-Медиа, 2014. – 675 с.

2) Дмитриев Л. Основы вокальной методики. Учебное пособие. – М:

3) Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.:

Скрипторий, 2010. — 176. с.

4) Малишава В. Опыт теории вокальной педагогики в классе эстрадного пения. Учебное пособие. – М: Планета музыки , 2021. – 52 с.

Упражнения и распевки для вокала

Друзья, привет. Сегодня мы поговорим о том, как же правильно разогреть голосовой аппарат для пения.

Правильный вокальный разогрев

Это первое, и самое важное, что нужно вокалисту для того, чтобы правильно поставить голос и подготовить его к практическим занятиям. Вокальные упражнения играют самую важную роль в постановке голоса. Многие этим правилом пренебрегают, начиная сразу петь песни, и, зачастую, не достают ноты, имеют множество зажимов или вовсе срывают голоса, зарабатывая себе неограниченное количество узелков на связках.

Также важно понимать, на каком языке вы собираетесь спеть песню. Ведь у каждого народа свой язык, соответственно, и артикуляционный аппарат, корень языка работает по-разному. Поэтому, если вы хотите качественный звук, - нужно знать, какие именно упражнения делать.

Смотрите на нашем канале YouTube, как распевается Кристина Агилера.

Песен много, их миллионы, все они разнообразные по жанру, стилю, ритму, каждая со своей манерой исполнения артиста и вокальными приемами. Музыкальный слух и голосовой аппарат не может схватить и воспроизвести все и сразу. Поэтому так важны упражнения, их разнообразие и уровень сложности по нарастающей.

Выучив упражнение, например по дыханию, оно уже автоматически применимо к любой песне! Тем более это касается таких сложных вещей, как вокальные украшения, приемы.

Возьмем на рассмотрение вокальный прием “мелизмы”. Они могут быть слишком быстры и сложны, большинство не воспримет их на слух или даже не услышит всего количества нот, которые там есть! А вот другое дело разложить все по полочкам, разобраться, как их слышать, брать и что при этом задействовать!

Чтобы это узнать, нужны упражнения и распевки для вокала.


Маленький совет: полезно выполнять упражнения перед зеркалом и записывать себя на видео с целью последующего самоанализа.

Практика

Итак, приступим к практике: Начинайте с такого разогрева каждое занятие по вокалу или выступление.


Он состоит из трех этапов:

  • дыхательная гимнастика,
  • шумовые упражнения,
  • голосовые упражнения.

Теперь о каждом подробнее:

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это может быть комплекс из йоги. А нужен он нам для того, чтобы снять телесные зажимы. Телесные зажимы есть у каждого: посидели в одном положении, поносили сумку на плече, понервничали, - и вот уже появились зажимы! Конечно же, все это отразиться на работе гортани, челюстей и самого звукоизвлечения.

Поэтому заходим на youTube или берем любой любимый комплекс физ-упражнений и выполняем! Уделите этому столько времени, сколько потребуется для расслабления тела.

Шумовые упражнения

Шумовые упражнения - это следующий этап, в котором вы должны тренировать дыхание. Возьмем согласные, например: С, Ш, Р.

Просто сделайте вдох через нос и выдыхайте равномерно на любую из предложенных выше букв. Уделите такому этапу минут 5-7. Вы должны правильно продышаться и прокачать объем легких. Обратите внимание, что только теперь вы можете переходить ко всему, что связано со звуком!

Голосовые упражнения

Голосовые упражнения - приступаем к части, где можно и нужно петь распевки, вокализы или выполнять упражнения с гласными буквами, такими как: А, Э, О, У, И.
Начинать следует с небольших по тесситуре и несложных технически распевок. Они должны быть с простой мелодией и несложным ритмом, легко запоминающиеся. Что касается громкости, следует начинать с разговорной, то есть средней.
Например:

  • возьмем такой звукоряд и сыграем на фортепиано ноты первой октавы для женщин и малой для мужчин - до-ре-ми-ре-до.
  • включите себе в интернете “пианино онлайн” и сыграйте на виртуальных клавишах,
  • поднимитесь на пол тона выше и так далее, до удобного предела высоких нот,
  • вернитесь назад, чтобы закончить на тех нотах с которых начали мелодию.
  • петь нужно с самых простых для соединения резонаторов (усилителей звука) слогов или букв, например: РРР (работа языка), ПРР (работа губ) или же МММ.
  • дальше можно усложнять и брать уже с добавлением любой гласной буквы или только ее, например: А, ХА, НЭЙ и т.д.
  • Не забывайте правильно дышать и держать опору!

Этот этап должен занимать минут 10-15. В целом разминка должна занимать минимум 15 и до 30 минут, не включая 1-й этап гимнастики. После этого, вы почувствуете невероятную легкость, выносливость и силу в голосе!

Если вы занимаетесь самостоятельно, то будьте аккуратны и учтите наши советы, чтобы не навредить. В идеале, конечно же у Вас должен быть грамотный вокальный тренер, который подберет разминку исходя из Ваших данных и возможностей, для дальнейшего роста и развития голоса. Найти такого педагога вы можете в нашей школе.

Читайте также: