Как сделать расчет платы за выбросы если одно разрешение закончилось

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос: С чего начать заполнение?
Ответ: Начните с изучения раздела Справка и инструкции в ней.

Вопрос: Как сформировать расчет (Декларацию) в Модуле природопользователя?
Ответ: Заполняется Реестр:

Вопрос: Как сформировать расчет (Декларацию) для МСП (малое и среднее предпринимательство, а также ИП)?
Ответ: Если у Вас малое предприятие, то нужно сделать расчет так:

Вопрос: Как правильно делать расчёт платы по отходам, в случае их утилизации/обезвреживания/использования (когда плата за них не начисляется)?
Ответ: Если есть отходы, которые утилизируются или передаются на обезвреживание и по ним не задан лимит размещения, то показать их в расчёте платы можно двумя способами:

Вопрос: Как рассчитывается установленный норматив/лимит/сверхлимит в расчете платы?
Ответ: В ситуациях, когда разрешение/лимит действует не на весь расчётный период, модуль считает распределение фактических данных загрязнения по установленным нормативам автоматически.

Вопрос: Как при необходимости поменять класс опасности в Модуле природопользователя?
Ответ: В реестре в плательщике в загрязняющих веществах в таблице “отходы” в строке с отходом в колонке меняете класс. Он везде автоматом поменяется (в разрешениях и в расчётах/отчётах).

Вопрос: Как применяется коэф. 0.3 для объектов размещения?
Ответ: Применение коэф. 0,3 зависит от галочек в карточке самого объекта размещения в Реестре:

Вопрос: Расчёт по отходам производства и потребления и расчёт по отходам ТКО, что заполнять, если осуществляется передача отходов операторам ТКО?
Ответ: Вы создаёте обычный расчёт по отходам производства и потребления и в движении отходов вносите Образовалось и Передано оператору ТКО. Расчёт по ТКО - ТОЛЬКО ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ ТКО!

Правила расчёта платы по разрешениям/лимитам на примере размещения отходов:

Если документ действует не на весь расчетный период, то:
• Автоматически определяется неразрешенное размещение, которое учитывается как сверхлимит:
Неразрешенное размещение = Размещено Всего (Число дней без документа в расчетном периоде / Число дней в расчетном периоде)
20/91 10 = 2,2 – сверхлимитное размещение
• Пересчитывается лимит с учетом срока действия документа:
Лимит = Лимит по документу (Число дней действия документа в периоде, на который задан норматив / Число дней в периоде, на который задан лимит)
71/91 9 = 7,0
• Оставшиеся отходы, которые могут быть распределены по лимиту = 10 – 2,2 = 7,8 тонн, отсюда следует, что 0,8 (7,8 – 7,0) идёт как сверхлимит
Таким образом, общий сверхлимит = 2,2+0,8= 3 тонны, а размещение в пределах лимита = 7 тонн.

В результате деятельности любой организации образуются отходы. Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законом.

Платеж за НВОС относится к категории обязательных платежей неналогового характера, поскольку в ст. 13 — 15 НК РФ о них не упоминается (см. Определение КС РФ от 10.12.2002 N 284-О, Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-06-06-04/2).

Уплачивать НВОС должны организации, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух, в водные объекты или занимаются размещением и захоронением отходов. Как правило, это добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны ТБО (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, п. п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, Письмо Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 содержит полный перечень видов деятельности и других критериев, при которых организация должна платить за НВОС.

Хозяйствующий субъект при определённых обстоятельствах должен подать в Росприроднадзор заявку о постановке загрязняющего объекта на учет. Ведомство выдаст свидетельство о постановке на учет, где будет указана категория объекта — с I по IV. Но если у вас объекты только IV категории, то вносить плату не надо (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, Письма Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370, Минприроды от 14.12.2017 N 09-47/34954).

В свою очередь, не должны платить за НВОС офисные компании и большинство организаций, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги населению (Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354, Информация Росприроднадзора).

Не надо платить за НВОС, если вы:

  • используете автотранспорт (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ);
  • платите другой организации за вывоз твердых коммунальных отходов (Письмо Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370).

С запросом, должна ли ваша организация платить за НВОС, можно обратиться в региональное управление Росприроднадзора.

Субъекты малого и среднего предпринимательства и вновь созданные компании перечисляют плату только по итогам года. Остальные должны платить авансовые платежи за 1, 2 и 3 кварталы (ст. 16.4 Закона 7-ФЗ).

Авансы можно платить по 1/4 платы за предыдущий год. Но с 2020 г. есть и другие способы расчета — по нормативному или фактическому объему загрязнения.

Плату за год считайте по фактическим данным о загрязнении, представленным техническими специалистами вашей компании. Сумму к уплате уменьшите на перечисленные авансовые платежи (п. п. 8, 9 Правил исчисления платы).

Ставки платы на 2020 г. — это ставки на 2018 г., умноженные на 1,08. При превышении нормативов или непредставлении отчетности плату считайте с повышающими коэффициентами.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях:

  • годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше;
  • у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к интернету.

При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

В налоговом учете

Налог на прибыль:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
  • сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
  • размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).

У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.

Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:

  • при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
  • при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.

УСН

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).

В бухгалтерском учете

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2021

Узнайте, когда делать переходные проводки по новым ФСБУ, чтобы они не попали в отчетность за 2021 год.

Только 4 февраля пошаговый разбор заполнения годового отчета с учетом новых ФСБУ на большом вебинаре с одним из лучших спикеров по бухучету, аудитором, главным методологом ГК Energy Consulting А. Рабиновичем.

Письмо Росприроднадзора № РН-09-03-32/33402 от 07 октября 2020 г. О продлении действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I и II категории

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросу продления действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I и II категории, включённых в состав сводного тома ПДВ в соответствии с п. 4.2.5 СанПиН 2.1.6.1032-01.

Важное из письма Росприроднадзора:

  • В соответствии с п. 4.2.2. СанПиН 2.1.6.1032-01 при разработке нормативов допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
  • Федеральным законом №195 от 26 июля 2019 г."О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" внесены изменения, в том числе, в ст. 6 ФЗ № 96 от 04 мая 1999 "Об охране атмосферного воздуха" в части дополнения её пунктом 2 следующего содержания: "2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.". Данный пункт не применяется при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ.
  • В соответствии со ст. 30 Закона № 96 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны предоставлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС), для проведения сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха.
  • В настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют), в том числе выбросы от передвижных источников, расположенных на открытых стоянках и подобных территориях, входящих в состав объектов НВОС.
    При разработке проекта нормативов допустимых выбросов данные инвентаризации передвижных источников выбросов учитываются в качестве показателей фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
  • Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 440 от 03 апреля 2020 г. "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году" действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I категории, сроки действия которых истекают в период с 15 марта 2020 по 31 декабря 2020 г., продлены на 12 месяцев.
  • Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено продление действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе лимитов на выбросы загрязняющих веществ, только для объектов НВОС I категории. Продление разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов НВОС II категории не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Список документации, которая должна быть в наличии на каждом предприятии, включает в себя десятки наименований. Раньше для того, чтобы эти документы всегда были в наличии, компаниям приходилось открывать специальную штатную единицу — инженер по охране окружающей среды. Но теперь есть более действенный способ — воспользоваться нашими услугами.

В 2019–2020 годах были изданы и другие документы, которые вносят различные изменения: дополненную форму декларации, нормы для объектов НВОС, способ уведомления Росприроднадзора, новые коэффициенты к формулам расчёта, ставки.

Изменения не коснулись тех, кто не должен отчитываться и платить за НВОС в 2020 году: условия, при выполнении которых у организации появлялась такая обязанность, не были расширены или сужены. Не подвергся изменениям и алгоритм постановки на учёт таких организаций.

Изменения в декларации

Изменения в форму декларации внесли 30 декабря 2019 года, поэтому отчитаться по новой форме успели те, кто сдавал её в последние два дня календарного года. Те, кто успел сдать отчётность в 2019 году по старой форме, в 2020 году будут сдавать по новой в первый раз.

Форма декларации утверждена приказом Минприроды России от 9 января 2017 № 3. Сама форма представлена в приложении № 2. Изменения в форму декларации внёс Приказ Минприроды России от 30 декабря 2019 № 899.

Разрешения на выброс, разрешения на сброс, лимиты на размещение отходов раньше должны были присутствовать у всех объектов НВОС. Теперь нормы зависят от категории объекта:

КЭР — комплексное экологическое разрешение.

ДВОС — декларация о воздействии на окружающую среду.

ПЭК — отчёт о производственном экологическом контроле.

В связи с этим названия столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2 были переименованы:

Декларация подверглась и другим изменениям: в разделе 3.1 появились новые столбцы с показателями для исчисления платы за размещение ТКО, в расчёте платы по ОКТМО изменились названия строк и появились новые строки по плате за размещение ТКО (160-165).

Способ расчёта авансов

До 2020 года квартальные авансовые платежи рассчитывались по одному алгоритму: 25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год. С 1 января 2020 года налогоплательщик может выбрать один из трёх форматов расчёта:

25% суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за предыдущий отчётный период (учитывая корректировку размера платы, осуществляемой в соответствии с п. 10 – 12.1 ст. 16.3 № 7-ФЗ).

25% суммы платы за НВОС, исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов.

Сумма платы за НВОС, исчисленная за оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных ПЭК с применением коэффициентов, установленных в ст. 16.3 № 7-ФЗ.

Выбранный способ расчёта авансовых платежей должен быть указан в составе декларации о плате за НВОС. Лица, обязанные вносить плату, указывают способ определения аванса на год, следующий за отчётным периодом. При этом представлять декларацию при внесении аванса закон не требует.

Новые правила были закреплены Постановлением Правительства РФ № 1250. Поправки применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

Переплата

Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857 внёс дополнительные правила зачисления переплаты. Теперь переплату можно зачислить не только в счёт предстоящего отчётного периода, но и в счёт всех последующих отчётных периодов.

Коэффициенты к формулам расчёта и ставки платы

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году рассчитывается с учётом новых коэффициентов. Изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255 (в редакции от 17.08.2020).

В следующей таблице указаны коэффициенты индексации платы за НВОС в 2020 году.

За объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

За объём или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически утилизированных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для утилизации в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

За объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.

За объём или массу отходов производства и потребления, размещённых в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчётностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

За объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешённых выбросов, временно разрешённых сбросов, а также за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

За объём или массу отходов производства и потребления, размещённых с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

За объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объём или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объём или массу.

В 2020 году применяются ставки платы, установленные на 2018 год. Дополнительно к другим коэффициентам будет использован коэффициент 1,08.

Отдельно в постановлении указана ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Она составляет 61 рубль за тонну.

В 2021 году ставки останутся на том же уровне.

Административная ответственность

Штрафы за непредставление расчёта платы за НВОС или подачу позднее установленного срока не предусмотрены. Однако, такие действия могут расцениваться, как сокрытие экологической информации.

За сокрытие или искажение экологической информации на налогоплательщика могут быть наложены следующие административные наказания:

на граждан — от 500 до 1 тысячи рублей;

на должностных лиц — от 3 до 6 тысяч рублей;

на юридических лиц — от 20 тысяч до 80 тысяч рублей.

Если налогоплательщик не вносит в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду, то штрафы будут следующими:

Читайте также: