Как сделать расчалки на модели биплана

Обновлено: 06.07.2024

Набор

С детским нетерпением открыл роскошную яркую коробку. Упаковка в американском стиле – все надежно и удобно. Сохранность гарантирована. Подробная и удобная инструкция с картинками. Опись имущества и лист дополнений и пояснений к инструкции с описанием изменений в наборе. Первое ощущение - очень положительное. Как оказалось в дальнейшем, в комплектации все же были отдельные недовложения, но столь несущественные, что не испортили мнение о наборе и позволили без проблем завершить модель.

Чертежи подробные и удобные, но реально оказались незаменимыми только при сборке деревянной части конструкции. Остальную сборку можно сделать по книжке-инструкции. Хотя иногда для справки в чертежи все же пришлось заглядывать.

Инструмент

Специфика всего летающего в его легкости и ажурности. Инструмент поэтому был задействован по большей части нежный и ручной. Основными были модельный нож с лезвиями №11 и №19 (последнее - для резки и правки литья) и шкурник от Amati. Очень удобный, даже второй купил для другого номера шкурки. Всяческие зажимы были очень актуальны. В наборе были круглые резинки и 6 зажимов-крокодилов, что тоже оказалось весьма и весьма кстати. Меньше была востребована бормашинка со сверлами и отрезным диском. Для монтажа и проволочных деталей пригодились разные всякогубцы и кусачки. Все остальные инструменты использовались изредка и понемногу. О клеях – по тексту.

Дерево

Процесс сборки распался по моим ощущениям на три четко различимых этапа. Первый – деревянные конструкции. Дерево в наборе прекрасного качества и в достаточном, а подчас избыточном количестве. Липовые рейки и вырезанная лазером фанера и шпон. От дерева был в полном восторге и с удовольствием, растягивая процесс и смакуя его, сделал по инструкции крылья, стабилизатор и фюзеляж.
При наклеивании полок (полоски из тонких реек, которые идут сверху и снизу по профилю нервюр) на нервюры очень пригодилась судомодельная технология – основной клей Момент-столяр и точечки цианоакрилата. Гвоздики тут вбивать некуда.

Комплект нервюр

Фото 1. Нервюры.

Самая трудная в изготовлении часть – законцовки крыльев и оперения. Они склеиваются из тонких гнутых реечек. По инструкции из трех, но по чертежу и по количеству материала получилось только из двух (хорошо, что оценивал потребный расход реек, заглядывая вперед!). Сначала пытался гнуть по булавкам, воткнутым в стапель. Но они оставляют глубокие следы на нежных липовых ерйках. Поэтому в дальнейшем перешел на шаблоны, вырезанные из оклеенного с двух сторон ватманом листа пенопласта. Кстати говоря, великолепная вещь! Рекомендую. Прекрасно режется и довольно жесткий. Помягче бальзы конечно, но во многих технологических задачах с успехом заменяет бальзу. При этом стоит три копейки и размеры листа такие, что бальзу похожего размера можно только из Кон-Тики нарезать.

Законцовки крыльев

Фото 2. Законцовки крыльев.

Со стабилизатором вышла неожиданность. При всей его кажущейся по сравнению с крыльями простоте, он оказался весьма нежной конструкцией, обретающей прочность только при полном завершении сборки. К тому же пришлось подрезать передний лонжерон по длине. Полезно все же своевременно смотреть в чертежи!

Готовый стабилизатор

Фото 3. Готовый стабилизатор.

Начальный этап постройки фюзеляжа

Фото 4. Начальный этап постройки фюзеляжа.

Носовая часть готового фюзеляжа

Фото 5. Носовая часть готового фюзеляжа.

Готовый фюзеляж

Фото 6. Стапель, использовавшийся в работе. На заднем плане готовый фюзеляж.


Металл

Металлические детали кабины пилота

Фото 7. Металлические детали кабины пилота.

Двигатель

Фото 8. Собранный двигатель.

Сборка

Хвостовое оперение

Фото 9. Хвостовое оперение.

Последний штрих

Как истинный древофил, оставил на сладкое воздушный винт (см. фото 8). Он склеивается из 6 профилированных ореховых пластин и потом обрабатывается до нужной формы. Точно так, как лодочки-бутерброды от Model Shipways. Несмотря на сложную форму, сделал его быстро и с огромным удовольствием. Очень своевременно я подарил себе на Новый год гибкий вал от Proxxon и получил от черновой зашкурки небывалое наслаждение и отменное качество.

Модель Albatros фирмы Model Airways

Фото 10. Законченная модель Albatros фирмы Model Airways.
К сожалению, фотография не передает всей грациозности и размера модели.

Что теперь?

Плюсы набора Model Airways – прекрасное дерево, качественные дополнительные материалы, лазерная резка, продуманность конструкции, отменная копийность, высокая детализация, достойные чертежи и аккуратная инструкция – оставили очень хорошее впечатление о фирме, с лихвой перекрыв проколы с литьем. Оригинальность модели в части выбора прототипа и анатомической манеры исполнения придает ей дополнительную ценность. Собирая ее, чувствуешь дух эпохи, представляешь технологические проблемы, стоявшие перед конструкторами первых аэропланов и видишь способы их решения. В частности, Альбатрос явно нес фанерную обшивку фюзеляжа, работающую на кручение. Это осознаешь, слегка покачав киль стоящей на столе модели – при высокой продольной жесткости хвостовая балка совершенно не противодействует кручению! В других самолетах с полотняной обшивкой приходилось вдоль всего фюзеляжа делать тяжелую ферму с расчалками.

Модель очень рекомендуется всем, кто хочет разнообразить свой опыт в деревянном судомоделировании, а также любителям авиации от пластика, которые уже не знают, чем бы еще выделиться в ряду безупречных, но одинаковых по сути изделий. Попробуйте! По крайней мере, мания величия отпустит.























Пару слов по этому этапу. Все собирается хорошо, в соответствии со сборочными схемами, единственное что, так это то что я разрезал несущую балку каркаса горизонтального оперения на две части, потому что мне так удобнее было формировать обшивку. Но здесь каждый волен выбирать наиболее удобный для него вариант сборки и обшивки.

Собрано нижнее крыло











Нижнее крыло установлено на свое место













Несколько слов по этому этапу. Крыло полностью не садится на посадочные места, которые дает Автор. Прямоугольный вырез на фюзеляже под переднюю несущую балку каркаса дан больше чем надо по высоте. Слегка подрезал нижнюю часть фюзеляжа в месте стыковки с крылом. Кардинально резать смысла нет потому что крыло садится правильно.

Верхнее крыло. Каркас



Усиливать каркас не стал, не настолько велико крыло.





Здесь торец сгибаем в полукруг. Вклеиваем шарниры и потом уже стыкуем с крылом



Обшивка легла хорошо. Медитационное действо - нарезать, подкрасить и установить на место соединительные планки по всей обшивке

На очереди установка крыла на место.
Сколько людей столько и мнений

Установлено на свое место и расчалено верхнее крыло.














Автором было принято решение делать вариант с коробчатым стабилизатором, вот только попытка воплотить его замысел в жизнь потерпела фиаско. Длина пластин формирующих коробку оказалась мала, поэтому было принято решение еще укоротить длину и получить вот такую коробку как на фото. Как видно из ТТХ на вооружение было принято 2 варианта бомб - с перьевым и коробчатым стабилизаторами, на мой взгляд надо было принимать перьевой вариант, он более технологичен в изготовлении.

Несущий элемент внешней подвески


Эту деталь решил делать из бумаги и вот здесь огромное спасибо Автору за запас цвета!


Иголка рядом - это мой инструмент для нанесения клея
Производителя нити не помню, но можешь попытаться по фото в поисковике поискать, или в магазине показать фото и специально обученный человек поможет с выбором.
Еще можно применять моно-нить, леску но эти вещи требуют покраску.Хотя моно-нить наверно можно найти и серую, не знаю, не искал.

Итак дальше - отрезаем кусочек нити длиннее чем надо и фиксируем один конец капелькой клея в месте установки. Я обычно начинаю с верхнего крыла. После того как клей застыл натягиваем нить вот таким способом


Каплю клея на место установки и натягивая нить через иглу прижимая к нижней части стойки. Ждем когда высохнет клей. Иглу не убираем. Очень медитативный процесс, торопиться нельзя, я в этот момент читаю книгу на телефоне и слушаю радио. Только здесь надо натягивать сначала одну расчалку с одной сторону а следующую ставить с другой стороны, для равномерной натяжки с двух сторон. На Р-3 ЛД я решил пойти дальше и заморочился талрепами.

Вот таблица размеров


Нас интересует диаметр 6мм. Получаем длину талрепа - для нас это 3мм (9см). Для имитации использовал опять же проволоку 0,2-0,3мм, мотал на сверло 0,45 (этот диаметр был выбран с учетом того чтобы продеть нить в получившуюся имитацию). Дальше протягиваем нить в талрепы и ставим по выше описанному процессу. А вообще эту проволоку можно добыть из экранирующей оплетки от телевизионнго кабеля. А по правильному надо в места установки расчалок вклеить колечки из вышеуказанной проволоки и тогда процесс установки расчалок станет проще, легче натягивать и фиксировать.

Нить предназначена для имитации расчалок антенн, тросов управления, такелажа и аналогичных деталей моделей самолетов, кораблей и другой техники. Нить состоит из легкоразделяющихся мононитей, что позволяет выбрать нужную толщину исходя из любого масштаба модели. Основные свойства эластичной нити: - высокая упругость, что позволяет натягивать ее без всякого провисания; - гладкая поверхность - нить не ворсится и не собирает пыль; - инертна к любым органическим растворителям; - хорошо окрашивается любыми красками; - закрепить нить на модели можно любым известным способом: заклинить, завязать, заклеить и т.д.
стоимость нити 25 рос.руб


"В инструкции имеется схема установки расчалок, для которых была применена эластичная нить от Hobby Plus. Фантастическая вещь! Еще раз спасибо Евгению Борисову за то, что она у меня есть. :-) Угрохал я на это дело целый день. Расчалки получились толстоваты, но это я по неопытности оплошал - нить позволяет получить любую толщину."
Сергей Минаков -1:72 Gotha G.II, G.III Roden, No 002 - ru.modelism

Расчалки на моделях 1/72
Самый простой способ - взять кусочек рамки от отливки модели, разогреть его над огнем свечи и растянуть до нужной толщины. После этого полученную пластиковую нить можно легко клеить в нужное место и красить в нужный цвет. Этот способ годится для 1/48, да и то он не очень хорош - тянутый литник "стареет" и через год-два оборвется. Гораздо лучше нить Super Model Wire витебской фирмы Hobby+Plus. Я высверливаю в плоскостях микросверлом отверстия, продергиваю нить, закрепляю суперклеем, а потом зашлифовываю. Нить можно сделать практически любой толщины (в отличие от литника), она прекрасно клеится, не провисает и красится нитрокрасками.( военно-исторический форум )

Самолет У-2, а с 1944 года По-2, широко известен у нас в стране и за рубежом. Первый опытный экземпляр этого замечательного биплана, сделанного в основном из дерева, построили в 1928 году. Ему суждена была долгая и славная жизнь. У-2 оказался самым лучшим в мире учебным самолетом. В годы войны он успешно использовался как ночной бомбардировщик, как разведчик, был незаменимым штабным самолетом связи.

Предлагаем вам построить модель-копию По-2 из бумаги; она интересна тем, что при малых, размерах имеет большую несущую площадь и обладает хорошими летными качествами. Модель разработана мастером спорта международного класса Е. МЕЛЕНТЬЕВЫМ из Ленинграда.

Для изготовления модели можно использовать любую чертежную или плотную бумагу для рисования. Склеивать детали лучше всего белым клеем ПВА.

Начинать работу нужно с точного перевода и вырезки всех элементов модели. Не спешите. Сверьте их с чертежом. Затем по линейке с небольшим нажимом проведите по пунктирным линиям притупленным шилом или тупым кончиком перочинного ножа.

Сборку проводите, следуя порядку номеров деталей на чертеже. Начинайте с фюзеляжа. Согните его по форме шпангоутов, а затем приклейте их к нижней и боковым фюзеляжным граням: один в задней части прямоугольника — месте установки шасси, другой — там, где находится концевая кромка нижнего крыла.

Передний шпангоут вклеивается в носовую часть модели: четыре больших лепестка на фюзеляж, остальные — внутрь. Из детали 4 сделайте кольцо и установите его в передний шпангоут на клею так, чтобы вперед выступала ровно половина.

Ветровое стекло кабины пилота накладывается сверху на среднюю часть фюзеляжа, костыль крепится к нижнем в хвосте. Киль вставьте большим лепестком внутрь модели сзади, а маленькими приклейте сверху. Подкосы для крепления верхнего крыла установите на заштрихованные места в носовой части самолета по бортам.

К задней верхней части фюзеляжа, тоже к заштрихованным местам приклейте стабилизатор, после чего установите подкосы — сначала нижние, затем верхние. Деталь усиления приклеивают на заштрихованные места в точке крепления резиномотора.

Под прямым углом штриховкой к фюзеляжу согните лепесток нижнего крыла. Одновременно передняя и задняя кромки его по всей длине отгибаются вниз.

Закрепив крыло на фюзеляже и дав ему хорошо просохнуть, приклейте сверху деталь 15. Разметка для расчалок хорошо видна, если смотреть через крыло на свет.

Верхнее крыло (с таким же профилем, как у нижнего] соедините из двух половинок в целое, отогнув на них лепестки в сторону штриховки для подкосов. Теперь фюзеляж установите ровной стороной на стол, а под концы нижних половин крыльев положите по спичечному коробку. В этом положении верхнее крыло надо наклеить на подкосы (детали 9, 15) так, чтобы их лепестки совместились с разметкой.

Приступая к работе над винтомоторной группой, сначала сделайте лопасти, склеив детали 22 и 21. Затем выстрогайте деревянный брусочек для ступицы винта размерами 30Х6X6 мм. В центре просверлите отверстие для вала, а с каждой торцевой части накрест точно по диагонали сделайте пропилы ножовочным полотном на глубину 10 мм. Потом в них нужно на клею установить лопасти. Когда клей просохнет, скруглите брусочек, сделав плавные переходы ступицы к лопасти.

Из проволоки Ø0,5-1 мм изготовьте вал, на одном конце которого закреплен винт, а на втором — резиномотор.

Бобышка должна плотно входить в кольцо переднего шпангоута. Винт желательно делать со свободным ходом, тогда модель после раскрутки резиномотора лучше планирует. Вот почему вал должен свободно вращаться в ступице; между последней и бобышкой размещается пружина из проволоки (Ø0,3 мм), выдвигающая конец вала из гнезда и фиксирующая положение винта.

Резиномотор изготовьте из куска круглой резины длиной 102 см. Связав концы двойной петлей, сложите жгут втрое. Один конец наденьте на крючок вала винта, второй — на штырек-спичку в хвостовой части.

Устраните возможные перекосы крыльев, стабилизатора и киля. Зафиксировать положение крыльев следует растяжками. Отрежьте из бумаги по две полоски шириной 2-3 мм: одна пара длиной по 120 мм, другая — 95 мм. Первые приклейте одним концом к боковым граням фюзеляжа, где заканчиваются основные стойки шасси, а другим — к нижней стороне верхнего крыла в месте соединения с расчалкой 15 на расстоянии одной трети ширины крыла от передней кромки. Короткие полоски приклейте одним концом к верхней поверхности нижнего крыла в точке крепления с расчалкой 15 на расстоянии одной трети от передней кромки крыла, вторым — к нижней поверхности верхнего крыла в месте его соединения с подкосами 9 на таком же расстоянии.

Читайте также: