Как сделать ракс бугель

Обновлено: 05.07.2024

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут – мачта и реек, паруса – фок и кливер, стоячий такелаж – снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж – снасти для подъема и управления парусами (рис. 19).

Фок-мачта, клеенная из сосны или ели, длиной 5,5 м служит опорой для парусов (рис. 20). Нижний четырехгранный конец мачты – шпор для прочности обшит металлической оковкой . Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом шпор имеет желоб, в который входит штырь степса. Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты (100 мм)-в районе наметки. В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса. На верхний конец мачты – топ в уровень с ее срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.

Ванты (пеньковый трос окружностью 50 мм или стальной трос 0 4-6 мм) крепят мачту. В оба конца вант вплеснены коуш и – металлические кольца с желобками.


Рис. 19. Парусное вооружение шестивесельного яла:

1 – слаблинь; 2 – третная стропка; 3 – ракс-бугель; 4 – бугель; 5 – топ; 6 – фал; 7 – шкала; 8 – полубензель; 9 – реек; 10 – Военно-морской флаг; 11 – флюгарка; 12 – ван- тина; 13 – фок (парус); 14 – боуты; 15 – кренгельсы; 16 – фока-шкот; 17 – риф-банты; 18 – коуш; 19 – тросовый талреп; 20 – кливер-шкот; 21 – степс; 22 – оковка; 23 – бугель с галсовым гаком; 24 – фока-галс; 25 – кливер-галс; 26 – банты; 27 – риф-штерты; 28 – коуш; 29 – кливер; 30 – ликтрос; 31 мачта; 32 – люверс

Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты – концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенеам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.


Фока – фал (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель (рис. 19 и 22) – металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.


1 – реек; 2 – шкала; 3 – третная стропка; 4 – полубензели; 5 – зарубка на ноке рейка

Реек(рис. 21) изготовляется из сосны или ели длиной 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. Ноки имеют зарубки, с помощью которых полубензелями растягивается верхняя шкаторина. паруса. Для прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой . Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка для соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов – фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м 2 (рис. 19). Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами, окантованы тросом пологого спуска – ликтросом. Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение – вверху. Углы парусов испытывают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреплены кусками парусины – бантами и полосами из парусины – боутами, нашитыми с двух сторон паруса.

Верхние передний угол фока и задний угол кливера называются бензельными. Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний угол фока – задним нок-бензельным углом. Передние нижние углы фока и кливера называются галсовыми, задние – шкотовыми.


Рис. 22. Устройство для подъема разрезного фока: 1- ликтрос; 2 – слаблинь; 3 – третная стропка; 4 – ракс-бугель; 5 – фал; 6 – полубензель

По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия – люверсы , по краям обметанные ниткой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины (рис. 22).

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя – риф-штерты для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рис. 23). В районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф – банты.

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже – флюгарка размером 30 X Х50 См. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон цришиты четырехугольники парусины размером 30x30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки черного цвета.

Все нижние углы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы – петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания (рис. 24).


Рис. 23. Закрепление

риф-штертов: 1 – парус; 2 – риф-бант; 3 – узел; 4 – риф-штерт

Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.


Рис. 24. Крепление кренгельса к парусу:

1 – ликтрос; 2 – бант; 3 – полотнище; 4 – люверс; 5 – кренгельс; 6 – коуш; 7 – обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)

Галсы (растительные тросы окружностью 25 мм и длиной 125 см) обтягивают и крепят галсовые углы паруса. Галс фока называется фока-галсом, галс кливера – кливер-галсом.

Шкоты (тросы окружностью 30 мм) служат для управления парусами. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока-шкотами или кливер-шкотами . Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты – 9 м.


Рис. 25. Рангоутный чехол: 1 – люверсы; 2 – сшитая часть чехла; 3 – петли (стропки)

Рангоутный чехол (рис. 25) выкраивается из парусины в виде прямоугольника, большая сторона которого на 25 см длиннее рейка. Со стороны, обращенной к корме шлюпки, чехол на 7з длины сшит. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.

Для быстрой расшнуровки удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Чехол шнуруется одновременно с обоих концов.

В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

Чтобы не пачкать парусину, все снасти шлюпочного такелажа делают из бельного пенькового или сизальского троса. На концы снастей накладывают марки. Для уменьшения растягивания снастей трос, из которого выделываются снасти, предварительно вытягивают.

Концы снастей, которые вплесниваются в коуши или пропускаются через блоки, делают тоньше (с них удаляют часть каболок в каждой пряди). Все стальные стропки и части снастей, в которые введены коуши и блоки, обшивают юфтовой кожей.

Артиллерийское и пулеметное вооружение УРов

Торпедное вооружение

Авианосец Третьего рейха Graf Zeppelin история. конструкция. авиационное вооружение

Авианосец Третьего рейха Graf Zeppelin история. конструкция. авиационное вооружение «Однозначный вывод в отношении пригодности существующего типа авианосца пока еще не может быть сделан, этот вопрос подлежит дальнейшему изучению. Однако анализ вражеской военно-морской

Авиационное вооружение

Авиационное вооружение Многоцелевой самолет Аг 95Весной 1935 года конструкторский отдел штаба Верховного командования флота (Oberkommando Reichsmarine) приступил к работе над авианосцем, средства на который были включены в бюджет 1936 года. В это же время было выдано задание на

Глава VII Бронетанковая техника и вооружение Фашистской Германии

Глава VII Бронетанковая техника и вооружение Фашистской

ВООРУЖЕНИЕ

ВООРУЖЕНИЕ Ещё до принятия "большого противолодочного" направления вышло известное постановление Совмина СССР N 111-463 от 13 октября 1960 года, по которому начались работы по созданию разнотипного оружия для эффективного поражения подводных лодок противника на больших

Приложение 1 Все торпеды России. Их отцы-прародители (В порядке поступления на вооружение)

Приложение 1 Все торпеды России. Их отцы-прародители (В порядке поступления на вооружение) № п/п Год принятия на вооружение Образец в единой классификации (ПН — пневм. Т — тепловая Э — электрич.) Главный конструктор торпеды, аппаратуры самонаведения (АСН),

Реактивное вооружение истребителей МиГ

§ 8.ВООРУЖЕНИЕ ТАНКОВ И ПРОТИВОТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ.

§ 8.ВООРУЖЕНИЕ ТАНКОВ И ПРОТИВОТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Вооружение танков состоит из пулеметов и орудий. В настоящее время считается, что все танки, кроме самых легких, должны, кроме пулеметов иметь артиллерийское вооружение для борьбы с танками противника и разрушения

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок 1.1. Назначение

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок 1.1. Назначение Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:– подрыв плавающих мин;– своз десанта;– доставка

1.4. Устройство шестивесельного яла

1.4. Устройство шестивесельного яла Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1). Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:1 – форштевень; 2 – галсовый гак; 3 – брештук; 4 – отверстие для фонарной стойки; 5, 37 – решетчатые люки; 6 –

1.6. Предметы снабжения шестивесельного яла

1.6. Предметы снабжения шестивесельного яла В комплект шлюпки входят предметы, необходимые для ее эксплуатации. Перечень всех предметов приведен в разделе 9.2 и формуляре шлюпки. Ниже приводится описание предметов шлюпочного снабжения (рис. 17). Рис.17. Предметы снабжения

8.7. Гребно-парусное многоборье на шестивесельных ялах

8.7. Гребно-парусное многоборье на шестивесельных ялах Для отработки высокой морской выучки, выносливости, умения выбирать род движения в конкретной обстановке проводятся гребно-парусные соревнования по морскому многоборью. Это самые сложные соревнования, к которым

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка) ) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.

Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

Содержание

Бегучий такелаж рангоута

Бегучий такелаж рангоута служит для перемещения подвижных частей рангоута из нерабочего положения в рабочее. К нему относятся фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты, эрнс-бакштаги.

При обычном порядке вооружения судна такелажем начинали с бушприта. Затем оснащали нижние мачты и стеньги. Затем ставили нижние и марса-реи. После окончания этих такелажных работ на судно привозили брам-стеньги, устанавливали их и оснащали штагами и вантами. В конце оснастки ставили брам- и бом-брам-реи.

Бушприт

Краг, краг-штаг — тированый строп с юферсом. Служит для тяги фока-штагов, ватер-штагов, лось-штагов и пр.

— Самойлов К. И. Т.I. С. 484

В начале XVIII века краги представляли собой замкнутое тросовое кольцо, в которое был ввязан юферс, причём сплесень на краге всегда находился напротив юферса. Это соблюдалось на всех крагах бушприта. Краги обычо были оклетневаны или обшиты кожей.

  • Бакштаг-краг был такого же рода, отличался тем, что в строп ввязывали два юферса или два штаг-блока, находившихся по сторонам. Эти краги ставили там же, где и ватер-штаг-краги.
  • Фока-краг-штаг ставили над крагом ватер-штага. Он был с нормальным штаг-блоком и огибал подковообразный штаг-блок, по внешней стороне которого шёл кип. Блок бензелевали под бушпритом. Два выреза на внутренней стороне подковы штаг-блока предназначались для крепления к нему краг-троса. Подковообразный штаг-блок стали применять около 1775 года, до этого применяли сердцеобразный блок, который приблизительно до 1730 года, как и краг ватер-штага, был остроплен одиночным стропом. В 1730—1775 годах его стали стропить двойным стропом и бензелевать под бушпритом. Когда в Англии перешли к подковообразным штаг-блокам, суда других европейских стран (континентальные суда) сохранили его прежнюю форму. На голландских и французских судах вместо штаг-блоков вместо штаг-блоков чаще использовались многошкивные блоки.
  • Ватер-штаг служил для удержания бушприта внизу, противодействуя силе натяжения фока-штага. На больших судах его окружность равнялась 9". Ватер-штаг проводили в отверстие в княвдигеде и концы сплескивались вместе, в результате чего образовывалось большое кольцо из троса и, следовательно, штаг работал как имеющий двойную толщину.

В верхнюю часть кольца ввязывали штаг-блок, соответствующий крагу. Их найтовили тонким тросом, тем самым соединяя краг и ватер-штаг в единое целое.

На континентальных судах юфрс или штаг-блок часто заменяли блоком. Во французском такелаже этот блок был пристроплен вблизи княвдигеда. Тарлеп ватер-штага пропускали через блоки княвдигеда и крага, а лопарь вели по правой стороне (рядом с бушпритом) к штевню, где заканчивали талями.

По данным, приводимым Рёдингом (в отличие от Левера и Пари) блок крага является лонг-такель-блоком (а не обычным блоком).

  • Бакштаги бушприта удерживали бушприт в диаметральной плоскости. Их гаками закладывали в обухи, поставленные по обеим сторонам судна. В переднюю часть бакштагов, как на крагах, были ввязаны юферсы или штаг-блоки которыми бакштаги с парным им найтовили на краге. В употреблении бакштаги вошли с 1706 года. С 1770 года, вместо юферсов, всё чаще употребляют штаг-блоки. Во Франции вместо юферсов и штаг-блоков использовали тали на блоках.

Утлегарь

  • Кливер-ринг
  • Перты утлегаря
  • Утлегарь-бакштаги
  • Кливер-ринг-бакштаги
  • Брам-краг-штаг
  • Фал утлегаря
  • Найтов

Бом-утлегарь

Блинда-рей

  • Перты
  • Шкентели брасов
  • Блинда-брасы (трисы)
  • Топенант-блок
  • Топенанты
  • Гитов-блок
  • Блинда-реп
  • Фал блинда-рея
  • Направляющие коуши

Блинда-блинда-рей

  • Брасы
  • Топенанты
  • Гитов-блоки
  • Ракс-бугель
  • Фал

Нижние мачты

Стеньги

  • Стень-тали
  • Стень-ванты
  • Пуненс-юфес
  • Путенс-ванты
  • Выбленки
  • Стень-бакштаги
  • Стень-фордуны
  • Стень-штаги
  • Фор-стень-штаг
  • Фор-стень-лось-штаг
  • Кливер-леер
  • Грот-стень-штаг
  • Грот-стень-лось-штаг
  • Мидель-стаксель-леер
  • Крюйс-стень-штаг

Нижние реи

К этой группе относят фока-, грота- и бегин-реи, гафель и гик. В России гафель и гик к реям не относят.

Фока- и грота-реи

Бегин-рей

  • Направляющий марса-шкот-блок
  • Борг
  • Брас-шкентели
  • Топенанты
  • Бейфут
  • Фал на бегин-рее не несли

Бизань-рю

  • Фал-рю
  • Дирик-фал или рю-топ-фал
  • Гитов-блоки
  • Брас-блоки
  • Рю-эренс-блоки
  • Рю-эренс-бакштаги
  • Флаг-блок
  • Шалс-тали или писподы
  • Бейфут

Гафель

Бизань-гик

  • Бейфут
  • Гика-топенант
  • Гика-шкот
  • Гика-бакштаги
  • Гика-перты

Драйвер-гик

Грот- и фор-марса-реи

  • Перты
  • Лисель-блок
  • Риф-тали
  • Брасы
  • Фор-марса-брасы
  • Грота-марса-брасы
  • Топенанты
  • Гитов-блок
  • Направляющие брам-шкот-блоки
  • Драйреп или фал марса-рея
  • Гордень-блоки
  • Брам-шкот-блоки
  • Ракс-бугель

Крюйс-марса-рей

Брам-стеньги

  • Стень-вынтреп
  • Кренгельс-строп
  • Ванты
  • Выбленки
  • Брам-фордуны
  • Брам-штаг
  • Фор-брам-штаг
  • Грот-брам-штаг
  • Стаксель-леер
  • Крюйс-брам-штаг
  • Флагшток-штаг

Брам-рей

  • Топенанты
  • Брасы
  • Фор-брам-брасы
  • Грот-брам-брасы
  • Крюйс-брам-брасы
  • Гитов-блоки
  • Фал
  • Бейфут
  • Перты

Бом-брам-стеньги

Бом-брам-реи

  • Фал
  • Брасы
  • Бейфут, гитовы и топенанты отсутствовали, так как реи несли летучими.

Лисель-спирты

Прежде, чем поставить лисели, проводили ряд предварительных мероприятий.

Ундер-лисель-спирты

  • Топенант
  • Ватер-штаг
  • Бакштаги
  • Лисель-галс-блок

Марса-лисель-спирты

  • Галс-блок
  • Фал-блок
  • Брасы
  • Топенант

Брам-лисель-спирты

Галс-боканец (выстрел фока-галса)

Брасы нижних реев и нижних марсареев обычно составляют из коротких шкертелей с одношкивными блоками и талей, ходовой конец которых идёт к брасовой лебёдке, коренной к кофель-планке.

Фалы подвижных реев тянут самотормозящимися ручными лебёдками или непосредственно гинями.

Шкоты гика бизани заводят попарно между одно и двухшкивными блоками или между двумя двухшкивными блоками в зависимости от размеров гика.

Топенанты верхних, поднимаемых реев делаются глухими, то-есть закрепляются постоянно. При опущенном вниз рее они принимают на себя часть его веса, а при поднятом — свободно провисают. Топенанты нижних, неподвижных реев заведены шкентель-топенантами за нок рея и пропущены через отводной блок у топа мачты к топенант-талям, у кофель-планки, расположенной вблизи мачты. Бизань-гика-топенанты(верхие, нижние и средние) служат для фиксации заданного наклонного или горизонтального положения рангоута. Их изготовляют из стального полужёсткого троса с цепными стропками на концах для регулирования длины топенанта и проводят от топа стеньги к нокам гафелей и гику.

Эрнс-бакштаги(снасти, которыми удерживаются за нок верхний и нижний гафели, когда трисель и бизань убраны) заводятся длинными шкентелями и заканчиваются талями, расположенными между одно и двухшкивными блоками.

Бегучий такелаж парусов

Бегучий такелаж парусов предназначен для работы непосредственно с парусами и управления ими. На крупных парусных судах изготавливается из растительных, синтетических тросов и особо гибких стальных тросов малого диаметра. К бегучему такелажу парусов относятся: фалы парусов, ниралы, шкоты и контра-коты парусов, галсы, гордени и гитовы.

Фалы кливеров и стакселей изготовляют из гибкого стального троса. Фалы крепятся скобой к фаловому углу паруса, проводятся параллельно штагу вверх к отводному блоку и вниз к горденю, выведенному к борту у кофель-планки. Крепятся попеременно с правого и левого бортов начиная с бом-кливера. С появлением синтетических парусов их такелаж изготавливается также из синтетических тросов.

Фалы трисельных парусов, убирающихся к мачте с глухо закреплёнными гафелями, проводят от нок-бензельного угла к блоку у пятки гафеля и вниз к кофель-планке у мачты.

Ниралы

Ниралы, которыми убирают косые паруса (противостоят фалам), изготовляют из растительного или синтетического троса. Крепятся коренным концом к фаловому углу паруса и пропускаются через две-три биготки или барашки (точёные деревянные колодки, служащие для отвода снастей), закреплённые у раксов, выводятся параллельно штагу к мачте на палубу.

Ниралы парусов бушприта выводят к специальной кофель-планке на четыре нагеля у шпора бушприта.

Ниралы трисельных парусов проводятся по гафелям к нокам и блокам аналогично фалам, но с противоположной стороны гафеля. С их помощью убирают нок-бензельный угол паруса к мачте.

Шкоты

Шкоты нижних парусов(фока и гротов) больших современных парусных судов изготавливаются из гибкого стального троса и крепятся коренным концом к шкотовому углу паруса, далее через шкив-гат — к ручной палубному шпилю для обтягивания и крепления на кнехте.

Шкоты нижних марселей, брамселей и бом-брамселя выделывают из стального гибкого троса, иногда в отдельные участки шкотов вставляют такелажные цепи и оснащают талями.

Шкоты верхних марселей и брамселей обычно делают глухими, шкотовые углы паруса крепят специальными стропками и скобами крепят к ниже расположенному рею.

Шкоты кливеров и стакселей — парные, по одному на каждый борт. На крупных судах с парусами большой площади к шкотовому углу крепят сначала шкентели с грушевидными шкот-блоками, через который проводят обычный гордень, закрепив его коренной конец за обух в палубе или в фальшборте, а ходовой — за нагель на кофель-планке.

Галсы

Галсы нижних парусов должны удерживать в нужном положении наветренный угол паруса и шкаторину в натянутом виде. Они изготовляются из гибкого стального троса с вплетённым, для удобства работы руками, в ходовой конец растительным тросом. Коренной конец галса крепится скобой к нижним углам паруса вместе со шкотом. Ходовой конец пропускают через канифас-блок на палубу и направляют к шпилям или на кнехты.

Нижние углы фока и гротов, имеющие с каждого борта по одному галсу и шкоту, попеременно выполняют функции галсового или шкотового угла в зависимости от того, каким галсом по отношению к ветру идёт судно.

Галсы кливеров и стакселей выполняют глухими в виде коротких стропок, заведённых от галсового угла паруса к обуху штага.

Гордени

Гордени прямых парусов выделывают из гибких стальных, либо растительных тросов. Нок-гордени подтягивают боковую шкаторину к рею при уборке паруса. Бык-гордени подбирают при уборке паруса к рею. Они делятся на каждой половине паруса на внутренние, средние и наружные и закрепляются коренными концами за кренгельсы нижних шкаторин. Их ходовые концы через гордень-блоки направлены к марсу и далее к бортовым кофель-планкам.

Гитовы

Гитовы парусов (нижнего марселя, нижнего брамселя и бом-брамселя) подтягивают шкотовые углы парусов к нокам реев.

У верхнего марселя и верхнего брамселя шкоты закрепляются наглухо. Поэтому здесь гитовы заменены ниралами и крепятся коренными концами за обух нок-бугеля нижерасположенного рея. При уборке паруса и спуске рея, подвижного в данном случае, на штатное место эти рей-ниралы позволяют осаживать рей книзу.


Возможно, что в начале XVII в. некоторые суда имели шпрюйты на горденях марселей. После же 1640 г. на всех судах применяют только простые нок-гордени на марселях. Нок-гордени проходили через блоки, закрепленные на драйрепе над реем, и за реем шли на палубу (рис. 108). Спустя - 30 лет нок-гордени стали проводить через блоки на рее и огоне штага. Иногда направляющие блоки крепились на салинге.

Бык-гордени, по-видимому, начали входить в употребление только после 1660 г. Их пропускали через блоки, прикрепленные к огону штага несколько впереди и ниже блоков, предназначенных для проводки нок-горденей.

Брамсели не имели ни бык-, ни нок-горденей.

Риф-тали


После введения рифов на марселях потребовалось подбирать парус к рею, чтобы можно было вязать риф-сезни. Для этой цели на ноках рея были сделаны шкив-гаты со шкивами, через которые проходили риф-шкентели. Шкентель вплескивался в крен-гельс — петлю на ликтросе паруса, проходил через шкив-гат на ноке и заканчивался талями, укрепленными на раке-бугеле рея. Ходовой же конец талей проводили к марсу и там крепили на путенс-вантах юферсов. Проводка риф-талей приведена на рис. 109.


В конце XVII в. на голландских судах вместо шкив-гатов на ноках реев стали применять блоки и вместо талей на раке-бугеле — блок на риф-шкентеле и тали с мантылем. Коренной конец мантыля крепили на топе мачты выше вант и пропускали к марсу через блок риф-шкентеля и блок с длинным стропом под салингом стеньги. Риф-тали на голландском судне изображены на рис. 110.

Блинд

В течение всего XVII в., а также значительно позднее суда под бушпритом несли прямой парус — блинд. С 1600 по 1730 г. на судах имелся еще один прямой парус — бом-блинд * , который устанавливался на блинда-стеньге. В то время все большие суда и большинство малых имели блинда-стеньгу. Стаксели — паруса на штагах стали применять только с 1650г.

В принципе блинд был похож на другие прямые паруса. Рей подвешивали на бушприте на раке-бугеле или на петле — блинда-репе. Имелись фал и топенанты. Поворачивали рей блинда-брасами, парус ставили с помощью шкотов. Для уборки паруса служили гитовы и гордени.

Ракс-бугель


В начале XVII в. блинда-рей подвешивали на раке-бугеле, который, как и ракс-бугели на марса-реях, состоял из двух рядов ракс-клотов, но его, как и ракс-бугели нижних реев, можно было растравливать. Судя по изображениям того времени, рей при уборке паруса поворачивали на 90° и ставили вдоль бушприта. При расположении блинда-рея между фока- и фор-стень-штагами места для движения рея по бушприту было немного, что и вынудило впоследствии отказаться от ракс-клотов. Рей стали подвешивать на блинда-репе — петле из троса, толщина которого равнялась толщине фока-вант или была немного меньше. На рис. 111 показано, как вяжет ся блинда-реп.


Ходовой конец талей блинда-рей-фала выходил из лонг-такель-блока или, при больших реях, — из обычного двухшкивного блока, закрепленного в обухе на ноке под бушпритом. В горой блок талей с помощью петли крепили на рее. Толщина фала была несколько меньше половины диаметра фока-вант (рис.112).

Блинда-топенанты


Блинда-топенанты были или глухими (рис. 113) — неподвижными, или бегучими (рис. 114) — подвижными. Глухие топенанты состояли из талрепов с юферсами на рее и с юферсами на длинных стро-пах,закрепленных на бушприте. Юферсы на рее были укреплены не на ноках, а посередине половины длины рея.

Бегучие топенанты на рее крепили в тех же местах. Они состояли из талей по обеим сторонам бушприта, один блок которых закрепляли на рее, а другой — в обухе на ноке бушприта.

Блинда-брасы (трисы)


Блинда-брасы имели такую же проводку, как и фор-марса-брасы. От доков реез шли шкентели, длиной, приблизительно равной 1 /4 длины рея. Шкентели имели остропленные блоки, длина которых составляла 2 /3 диаметра рея. Коренные концы брасов были закреплены на фока-штаге почти посередине между баком и марсом. Несколькими футами выше места крепления коренных концов размещали направляющие блоки. От фока-штага брасы проходили через блоки шкентелей, возвращались к направляющим блокам на штаге и шли к блокам на бушприте рядом с найтовом или к блокам на верхнем регеле гальюна на бак, где их и крепили. Характерная проводка блинда-брасов показана на рис. 115. Диаметр шкентеля браса был равен половине диаметра фока-вант, иногда несколько меньше. Брасы были в 3 раза тоньше вант.


Блоки шкотов при помощи коротких или длинных стропов непосредственно присоединяли к шкотовым углам паруса. Иногда для крепления блоков использовали длинные шкентели. Коренной конец блинда-шкота крепили на передней части фока-рус-леней, ходовой же конец проводили от паруса на бак или верхнюю палубу.

При иной проводке ходовой конец блинда-шкота шел через шкив-гат со шкивом в борту, несколько ниже шкив-гата для фока-шкота. В этом случае коренные концы шкотов блинда и фока крепили в одном рыме, расположенном ниже и впереди упомянутых шкив-гатов (рис. 116).

Длина блока шкота равнялась диаметру рея. Шкоты были несколько толще, чем блинда-фал. При наличии шкентелей в шкотовых углах их толщина составляла 2 /3 диаметра фока-вант.

Похоже, что "тумблер" нужен просто для того, чтобы иметь постоянное расстояние между гафелем и мачтой и гафель не тёрся об мачту. Деревяшка, свободно вращающаяся на оси.

Тумблер распределяет давление пятки гафеля на мачту при любых углах отклонения гафеля к горизонту. Чтобы давила не острая кромка пятки, а плоская поверхность тумблера.

Тумблер распределяет давление пятки гафеля на мачту при любых углах отклонения гафеля к горизонту. Чтобы давила не острая кромка пятки, а плоская поверхность тумблера.

Т.е. получается "переходная" модель от усов к седлу. Она обеспечивает распределение воздействия гика на мачту при отсутствии недостатка в виде "выворачивания на ветер" седла при достаточно малом диаметре мачты.

Нет. Гафель и Гик будут все время "выворачиваться". это не страшно. Но чем больше Лодка ( больше Парус), тем сильнее ДирикФал прижимает Гафель к мачте. Что бы увеличить площадь соприкосновения, и нужна эта деревяха. Она воспринимает всю нагрузку, значит и изнашивается быстрее. проще выбить оську и заменить "тумблер", чем ребра Гафеля.

Нет. Гафель и Гик будут все время "выворачиваться". это не страшно. Но чем больше Лодка ( больше Парус), тем сильнее ДирикФал прижимает Гафель к мачте. Что бы увеличить площадь соприкосновения, и нужна эта деревяха. Она воспринимает всю нагрузку, значит и изнашивается быстрее. проще выбить оську и заменить "тумблер", чем ребра Гафеля.

Я неправильно выразил свою мысль. "Выворачивание" имелось ввиду приводящее к разрушению узла, что на форуме уже обсуждалось.

Связь с размером лодки/паруса, распределением нагрузки и ремонтопригодностью наиболее логична.

Огромное спасибо всем ответившим!

Разрушение Узла - это результат изготовления "облегченной конструкции" в ущерб надежности. а так же "недостаточной покурки интернета". Кроме Рогов и Седла на Гафеле, есть еще один тип. который лишен недостатков обоих.

Кроме Рогов и Седла на Гафеле, есть еще один тип. который лишен недостатков обоих.

Шарнирное соединение с тремя степенями свободы? Интересно. Можно подробнее?

Шарнирное соединение с тремя степенями свободы? Интересно. Можно подробнее?

Нет, там не шарнир. Поищите в Интернете, Вам же некспеху? Как понимаю ни Лодки, ни Мачты еще нет? или есть?

Нет, там не шарнир. Поищите в Интернете, Вам же некспеху? Как понимаю ни Лодки, ни Мачты еще нет? или есть?

Вы правы, чтобы никуда не опаздывать, надо никуда не торопиться. На данный момент ни мачты, ни лодки нет. Идет неспешная детализация рангоута. С тумблером прояснилось - он используется на достаточно больших лодках. Для меня это неактуально. Но приятно, что оперативно оказана помощь в получении новых знаний.

Запрос "Усы с седлом гафеля" выдает всё, кроме искомого. Термин взят отсюда:

Есть Три вида: Усы, Седло с вертлюгом, Усы с Седлом. Вот последнее лишено всяких недостатков, присущих первым двум. Но это только для Классического Гафеля. с углом около 45 град.

Как правильно задать "Гуглю" вопрос?

Как правильно задать "Гуглю" вопрос?

Лучше начинайте читать Темы, что касается Рангоута. кто-то делал подобные Лодки наверняка. там многое можно подчерпнуть ( не только Усов Гафеля). Коллеги с удовольствием помогают тем, кто начинает строить. выкладывают фотографии строительства. Вот как начнете строить. люди к Вам подтянутся.

Лучше начинайте читать Темы, что касается Рангоута. кто-то делал подобные Лодки наверняка. там многое можно подчерпнуть ( не только Усов Гафеля). Коллеги с удовольствием помогают тем, кто начинает строить. выкладывают фотографии строительства. Вот как начнете строить. люди к Вам подтянутся.

Все интересующие темы с постройкой прочитаны, а вернее, зачитаны до дыр. В данный момент мне необходимо определиться с конструкцией усов гафеля, чтобы при постройке не возникало советов типа "а зачем нужно гафельное вооружение - делай бермудь и будет тебе щастье", что неоднократно наблюдал в темах о постройке или выборе проекта. Когда начнется строительство, то что-либо менять в конструкции лодки по ходу выполнения работ считаю нецелесообразным. Отсюда и вопросы до начала постройки, относящиеся к конструкции узлов и деталей. По технологии работ советы и подсказки будут совсем не лишними с началом выполнения этих работ и возникновении трудностей. Главное не стесняться просить о помощи.

Займу еще немного Вашего внимания.

Есть заявление о конструкции сопряжения гафеля с мачтой, лишенной недостатков и усов и седла.

Это она? Несколько настораживает, что рассчитана на угол в 40 градусов, а не как у классики в 45.

Л. Н. Иванов, И. И. Хомяков, Н. П. Вдовиченко, И. А. Загарин

Шлюпка. Устройство и управление

Главы 7-9 написаны руководителем авторского коллектива капитаном 1 ранга Л. Н. Ивановым, глава 1 – капитаном 1 ранга И. А. Загариным, главы 2-5 – капитаном 1 ранга И. И. Хомяковым, глава 6 – капитаном 1 ранга Н. П. Вдовиченко. Авторы выражают свою признательность А. Н. Сунаеву, Н. Ф. Вечирко и В. А. Кузнецову за критические замечания и пожелания, высказанные в адрес первого издания.

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок

Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:

– подрыв плавающих мин;

– доставка разведывательных групп;

– оказание помощи терпящим бедствие судам;

– спасение личного состава в случае гибели корабля;

– промерные, водолазные и другие работы на воде;

– завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;

– транспортировка различных грузов;

– помывка или покраска борта;

– проведение спортивных мероприятий.

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.

Шлюпка – лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

1.2. Типы гребных и гребно-парусных шлюпок

Морские корабельные шлюпки классифицируются:

– по роду движения – на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;

– по материалу корпуса – на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);

– по кормовому образованию корпуса – на транцевые (с тупой срезанной кормой – транцем) и вельботного типа (с острым образованием кормы)(Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют);

– по роду движителя – на весельные, парусные и винтовые.

В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок.

Катера десятивесельные предназначены для учебно- спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.

Тузики – самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла(В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта) и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы.

Спасательные шлюпки – бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам – спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 – моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек – только моторными.

1.3. Нормы эксплуатации

Одно из главных условий безопасности плавания – соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.

На катерах, идущих на веслах или буксире по закрытым рейдам или гаваням при ветре ‹ 5 баллов, допускается перевозить:

– на барказах – не более 5 человек на одно весло;

– на катерах – не более 5 человек на одну банку.

В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.

При перевозках людей на катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое. Ялам и вельботам на закрытых рейдах и в гаванях определены следующие нормы:

– шестивесельным ялам при ветре ‹ 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек, при движении под мотором – 7 человек; при ветре ‹ 3 баллов под мотором – не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре › 5 баллов запрещается;

– четырехвесельным ялам при ветре ‹ 4 баллов и движении на веслах – 9 человек, при движении под парусами- 6 человек; при волнении моря ‹ 2 баллам и движении под мотором – 9 человек. При ветре › 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке. Эксплуатация яла под мотором запрещается;

– двухвесельным ялам при ветре ‹ 2 баллов – 3 человека. При волнении моря ›2 баллов эксплуатация яла запрещается;

– вельботам при ветре ‹ 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек.

Спасательным шлюпкам мореходность не ограничена. Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного человека.

При перевозках жидких и сыпучих грузов в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы:

– на катерах – 4-6 т;

– на шестивесельных вельботах – 3 т;

– на шестивесельных ялах – 2,5 т.

При ветре › 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.

Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров – старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.

1.4. Устройство шестивесельного яла

Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1).

Шлюпка. Устройство и управление - pic_1.jpg

Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:

1 – форштевень; 2 – галсовый гак; 3 – брештук; 4 – отверстие для фонарной стойки; 5, 37 – решетчатые люки; 6 – стопорная планка; 7 – наметка; 8 – вант-путенс; 9 – кница; 10 – подуключина; 11 – чака; 12 -упорна; 13 – степс уключины; 14 – утка; 15 – банка; 16 -продольная банка; 17 – кормовое сиденье; 18 -румпель; 19 – заспинная доска; 20 – кормовая накладка (кница); 21 – обушок; 22 – цепочка чеки; 23, 56 – фалини; 24 – флюгарка; 25 – транцевый брус; 26 – транцевая доска; 27 – кормовой рым; 28 – сорлинь; 29 – отверстие для цепного подъема; 30 – руль; 31 – стержень; 32 – петля для подвески руля; 33 – подкильная полоса (оковка); 34 – ахтерштевень; 35-кница; 36, 55 – цепные подъемы; 38 – пробка; 39 – шпангоут; 40 – киль; 41 – кильсон; 42 – шпунтовый пояс; 43 – четырехгранный гвоздь; 44 – рыбина; 45 – съемная стойка (пиллерс); 46 – подлегарс; 47 – заполнитель (деревянный); 48 -привальный брус; 49 – ширстрек; 50 – планширь; 51, 53-буртики; 52-обшивка; 54-гнездо для нагеля; 57 – носовой рым

Читайте также: