Как сделать работу над ошибками по русскому языку 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Неправильное определение частей речи и неправильное установление смысловой связи в предложении

Синтаксический аспект должен стать основным при формировании необходимых навыков для анализа предложения. Кроме того, важно разрушить стереотип, оставшийся с младшей школы, о том, что в предложении непременно должны быть глагол-сказуемое и существительное-подлежащее.

Пример упражнения

Найдите предложения, отвечающие заданным условиям. Ответ объясните.

В предложении 1 глагол, а деятеля при нем нет.

В предложении 1 глагол и 1 деятель при нем.

В предложении 2 глагола и 1 деятель при них.

В предложении несколько глаголов (2 и более) и при каждом глаголе свой деятель.

(1)Засыпает деревня. (2)Гаснут огни в домах. (3)Белая луна висит над крышами. (4)Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. (5)Мошки бьются в стекло. (6)Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. (7)Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. (8)Ночью кукушка не кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. (9)Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. (10)Как много белого у этой ночи! (11)Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина. (12)Но вот звуки замолкают. (13)Наступает тишина, какая бывает только перед рассветом.

2. Формальный подход к работе с однородными членами предложения

В предложении с несколькими рядами однородных членов учащиеся могут принять, например, одиночные союзы за повторяющиеся. Многие ученики не владеют синтаксическими терминами: запятые они объясняют не однородными членами предложения, а перечислением.

Пример упражнения (из ВПР 2018)

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

(1) Туман щедро умывает цветы и все осыпает капельками росы. (2) Паучок зазевался и не успел сразу укрыться от дождя. (3) Грачи важно ходили по лугу и искали жучков и червячков. (4) Листочки под тяжестью дождя провисают и тогда капли с листочков стекают на землю.

3. Незнание видов прямой речи

Пример упражнения

Проанализируйте два предложения:

Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

Русский язык. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

Пособие предназначено для подготовки учащихся 5 классов общеобразовательных организаций к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку. Сборник содержит 15 тренировочных вариантов ВПР, позволяющих оценить индивидуальные достижения школьников по предмету. Каждый вариант включает задания на проверку орфографической, орфоэпической, пунктуационной и языковой грамотности , умения работать с текстом. В конце книги даны ответы на все задания и критерии оценивания их выполнения.

4. Обозначение обращения как члена предложения

Пример упражнения

Если разницы не видно, замените имя местоимением:

5. Неправильная расстановка знаков препинания в прямой речи

Пример упражнения (из ВПР 2018)

Выпишите предложение с прямой речью. Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

(1) Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан (2) Капитан показал где находится созвездие Большой Медведицы (3) По словам капитана созвездие Большой Медведицы напоминает ковш (4) Капитан ответил Большая Медведица похожа на перевернутый ковш.

6. Путаница со служебными частями речи

Если существительное, прилагательное и глагол пятиклассники знают неплохо, то со служебными частями речи дела обстоят хуже. Предлоги и союзы ученики часто либо вообще не отмечают как части речи, либо путают друг с другом.

Пример упражнения (из ВПР 2018)

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

От лесного пожара овраги и опушка березовой рощи почернели.

7. Незнание орфоэпических норм

Изучение орфоэпических норм всегда сопряжено со сложностями: непонятно как с этим работать. Универсального средства нет. Можно проводить орфоэпические разминки, использовать карточки, активно поощрять за хорошее знание орфоэпии. Главное – не ограничиваться одним орфоэпическим словарем, а добавлять игровые приемы.

Пример упражнения (из ВПР 2018)

Поставьте знак ударения в следующих словах:

Банты, красивее, позвонит, каталог.

8. Неточное определение основной мысли текста

Пример упражнения (из ВПР 2018)

(1)Ежик — загадочный друг детства. (2)Все его знают, все его любят, все его находили. (3)Знаменит он своими острыми колючками и тем, что непременно убежит, как бы его ни берегли. (4)У каждого юного натуралиста, любителя природы, был когда-нибудь еж. (5)Кажется, все известно об этом хищном зверьке. (6)Любит он молоко, ловит мышей и лягушек, смело вступает в бой с гадюкой. (7)При тревоге ежик сворачивается в колючий шар, если трогать — грозно пыхтит и поддает иголками. (8)А если не трогать, то он скоро высунет из колючек свой мокрый нос, пошмыгает им и выставит глазки. (9)Нет никого — покатится колобком. (10)Ну а если домой взять да приласкать, еж скоро и сворачиваться перестанет. (11)И иголки его в одну сторону лягут — хоть гладь, как котенка.

Не многочисленные тренировки по заданиям, аналогичным ВПР, и не хитрые подходы, а хорошее знание русского языка — вот залог успешной сдачи ВПР. На вебинаре Татьяна Захарова привела выдержки из интересной статьи на тему грамотности (после прочтения обратите внимание на годы жизни автора):

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

Галина Анатольевна! Данная памятка - очень нужная, ценная разработка. У ребенка развивается логическое мышление и одновременно он вспоминает и запоминает правила. к сожалению, в моем учебнике нет орфограмм на форзацах, придется делать еще и распечатку орфограмм. Жаль, что не встретила вашу памятку в начале учебного года.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

2 Цель: Учить учащихся видеть ошибки.

3 Задачи: Формировать умение применять полученные знания на практике. Развивать умение различать предложения. Воспитывать у учащихся серьезное отношение к грамматике.

5 Почему здесь поставлены запятые? Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей.

6 Почему в этих предложениях запятые не нужны? После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в кулек в сумку.

7 Почему нужны такие знаки препинания? - Зачем ты берешь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Никто не увидит. -Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

8 Какое правило объединя е т эти слова? Траву Собрала Своей Недалеко

9 Что объединяет эти слова? Влес Натраву Отних Подкуст Вгазету Всумку Ссобой

10 Кто прав? Петя написал: ПОШЕВЕЛЬНУТСЯ Саша написал: ПОШЕВЕЛЬНУЦА Вова написал: ПОШЕВЕЛЬНУТЬСЯ

11 Повторение Что изучается в синтаксисе? Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

12 Скорая помощь Пословица – это мудрое изречение народа.

13 Хирургическое вмешательство Пасловицы лехко и быстро запаминаются патаму, што пахожи накороткие стихи и песни.

14 Пластическая операция Сохранилось много пословиц, в которых говорится о жизни народа.

15 Травмпункт Есть пословицы, где высмеиваются лентяи ; болтуны.

16 Офтальмолог Жызень, ценица, знаим, аценка.

17 Терапевтический кабинет Для чего нужна пунктуация? Какие знаки препинания нужны в конце предложения? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? С однородными членами предложения? С диалогом? С обращением?

18 Комиссия Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных приходите к нам с корзинкой после дождиков грибных. Шепчут тонкие осинки в темных зарослях лесных чтобы приходили к ним с корзинкой после дождиков грибных.

19 Домашнее задание: Стр.100 (ответить на вопросы) Упр. 253 (Пушкин входит в нашу жизнь…)

20 Итог урока Выставление оценок. Зачем нам нужна грамматика? Какого человека называют грамотным?

21 Литература: Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 5 класса.- М. : Просвещение, И.В.Карасева. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской.- Волгоград : Учитель, 200 2

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку в 5-8 классах

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Делаем работу над ошибками

Делаем работу над ошибками Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку в 5-8 классах 1

Делаем работу над ошибками Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку в 5-8 классах 1

Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом

Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом

Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый

Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. . ).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Читайте также: