Как сделать рабочую программу по русскому языку

Обновлено: 07.07.2024

1. Учитывая необходимость соблюдения требования преемственности в обучении, оснащенность библиотечного фонда учебниками, входящими в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на определенный учебный год, выбрать авторскую программу федерального уровня по русскому языку/литературе.

2. Проанализировать содержание выбранной авторской программы с точки зрения полноты реализации федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку/литературе, для чего сопоставить авторскую программу, примерную программу [1] и образовательный стандарт определенной ступени и уровня (базового или профильного) обучения по русскому языку/литературе.

3. Дополнить рабочую программу дидактическими единицами (темами, вопросами и т.п.), которые содержатся в стандарте и примерной программе, но в авторскую не включены или спланированы к изучению в других классах (такое нередко можно обнаружить в программах по литературе Т.Ф. Курдюмовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой). Все изменения (дополнения, исключения, перенесения) должны быть отражены в пояснительной записке.

4. При разработке программ по профильным общеобразовательным предметам ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

5. Внести дополнения в соответствии с требованиями регионального стандарта и школьного (гимназического) компонента.

6. Требования к уровню подготовки обучающихся взять из примерной программы, распределить по классам согласно авторской структуре курса.

7. Подобрать УМК, обеспечивающие реализацию рабочей программы.

8. Выбрать или разработать измерители для оценки усвоения программы (итоговые контрольные работы разных типов).

9. Составить учебно-тематический план, отразив в нем распределение часов по темам и выполнение практической части программы.

10. Разработать учебно-тематическое планирование, рассмотреть его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя.

Учитывая особенности содержания школьного лингвистического образования, можно предложить следующую форму учебно-тематического плана по русскому языку (см. таблицу 1).

Таблица 1. Форма учебно-тематического планирования по русскому языку

Выполнение практической части программы:

сочинения (ауд,, домашн.)

(подр., сжатые, выборочн.)

(тест, анализ текста и т.п.)

При составлении календарно-тематического планирования в 6-7 классах необходимо учитывать, что изменилось соотношение часов, отведенных для изучения русского языка в этих параллелях: вместо 5ч. и 5ч. (в 6 и 7 кл. соответственно) предполагается 6ч. и 4ч. Необходимо учитывать, что большая часть авторских программ написана на прежнее распределение часов, в связи с чем было бы целесообразно при составлении учебного плана ОУ выделить 1 час из компонента ОУ на изучение русского языка в 7 классе.

а) в 9 и 10 классах такие уроки рекомендуется запланировать и провести в самом начале учебного года, повторно – в декабре-январе, после выхода демонстрационного варианта текущего учебного года, с целью коррекции представлений обучающихся об особенностях модели итоговой аттестации;

б) в 11 классе такие уроки рекомендуется провести после выхода демонстрационного варианта текущего учебного года.

Кроме того, в начале учебного года необходимо запланировать стартовую диагностику с целью выявления учебных затруднений и достижений обучающихся. В 11 классах её рекомендуется проводить по материалам ЕГЭ: 2 урока (90 мин.) отвести на выполнение тестовых заданий, столько же – на задание с развёрнутым ответом (написание сочинения-рассуждения), что соответствует ориентировочному времени выполнения частей экзаменационной работы, предусмотренному спецификацией. Можно входную диагностику организовать по-другому: тест провести на уроках, а сочинение дать в качестве домашнего задания (с распечатанной для каждого инструкцией по написанию). Материалы для подобной работы можно взять в электронном виде на кафедре филологических дисциплин МОИПКРОиК.

Примерная форма учебно-тематического плана по литературе представлена в таблице 2.

Таблица 2. Форма учебно-тематического планирования по литературе

Выполнение практической части программы:

сочинения (ауд,, домашн.)

(подр., сжатые, выборочн.)

Напомним, что в V - VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII - VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений), в X – XI классах на базовом уровне – 8 сочинений (из них 6 аудиторных), на профильном – 10 аудиторных сочинений. Хотя количество изложений в каждом классе стандартом не определено, этот вид упражнений по развитию речи является обязательным. Представляется целесообразным планировать не менее 2 изложений в V - VI классах, 3 – в VII - VIII классах, в остальных классах изложения разных видов (подробные, краткие, выборочные, с элементами комментария, с творческим заданием) рекомендуется проводить не реже раза в четверть.

Количество стихотворных и прозаических текстов, подлежащих заучиванию наизусть в каждом классе, также стандартом не определено. Некоторые авторы, например В.Я. Коровина, в своих программах приводят списки произведений для заучивания наизусть. Учитель может опираться на эти сведения, традиции российского школьного литературного образования, а также на собственные методические решения.

То же касается вопросов организации внеклассного чтения.

Календарно-тематическое планирование по литературе должно отражать все компоненты содержания современного школьного литературного образования : 1) перечень литературных произведений, предназначенных для обязательного изучения, 2) основные историко-литературные сведения, 3) теоретико-литературные понятия, 4) основные виды деятельности по освоению литературных произведений [2].

Напоминаем, что перенесён из средней (полной) школы в основную школу следующий учебный материал: творчество Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, романы А.С. Пушкина “Евгений Онегин” и М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, а также поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души”. Изучение литературы первой половины XIX века в 9 классе завершается обзором, представляющим дальнейший путь развития отечественной литературы. В начале года в Х классе обращение к литературной эпохе первой половины XIX века обусловлено рядом задач: необходимостью построения школьного курса литературы с учетом исторического контекста, а также углубления знаний о творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя на примере анализа небольшого числа произведений малой художественной формы.

Опыт анализа рабочих программ, составленных учителями-словесниками, позволяет выявить типичные ошибки и сформулировать следующие советы:

б) документы, на основе которых разработана рабочая программа, необходимо называть точно, например Стандарт основного общего образования по русскому языку, Программа по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский) // Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2005;

д) необходимо графически (курсивом) выделять материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

[1] Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений (по литературе)

Рабочая программа составляется на один учебный год или на ступень обучения (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).

  • включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
  • учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения. Рассмотрим структурные элементы подробнее.

1. Титульный лист

  • наименование ОУ;
  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • год составления программы и др. (образец титульного листа в Приложении №1)

2. Пояснительная записка

  • название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой (ых) разработана рабочая программа;
  • цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
  • изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
  • учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются:Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных работ, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

Пояснительная записка должна быть лаконичной.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Элемент структуры рабочей программы "Требования к уровню подготовки учащихся"представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.

  • быть описаны через действия учащихся;
  • обозначать определенный уровень достижений;
  • быть достижимыми и подлежащими оценке;
  • быть понятными для учащихся.

Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.

4. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

5. Календарно-тематическое планирование

Запись информации оформляется в виде таблицы:

6. Учебно-методические средства обучения

  • "Литература (основная и дополнительная)";
  • "Дидактические материалы";
  • "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";
  • "Оборудование и приборы".

Данная структура рабочей программы носит рекомендательный характер. Законом РФ "Об образовании" не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.

Разрабатывать рабочую программу необходимо поэтапно.

Рассмотрение и утверждение рабочей программы

Вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Решение методического объединения учителей “рекомендовать рабочую программу к утверждению” отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (сверху слева) ставится гриф согласования: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей от ________ №__, подпись руководителя МО школы, расшифровка подписи.

Затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также проверяется наличие в федеральном перечне на данный учебный год учебника, предполагаемого для использования. На титульном листе рабочей программы (посредине) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

Рабочая программа утверждается: УТВЕРЖДЕНО ежегодно до 1 сентября приказом директора образовательного учреждения, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.

Рабочие программы по отдельным предметам в 1-4 классах

Рабочие программы разрабатываются на основе:

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от 6 октября 2009 г. № 373

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) титульный лист оформляется для всех предметов одного преподавателя в одном образце, заверенный рассмотрением, согласованием и утверждением;

2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

3) общую характеристику учебного предмета, курса;

4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

6) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

7) содержание учебного предмета, курса;

8) тематическое планирование;

9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

10) календарно-тематическое планирование по предмету.

Запись информации оформляется в виде таблицы:

Учебные программы по предметам православного компонента

(Авторские учебные программы)

  1. “СТАНДАРТА ПРАВОСЛАВНОГО КОМПОНЕНТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”“27” июля 2011 г.
  2. Примерной программы по предмету, изд.Москва 2012г., утвержденной Председателем Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Для авторской программы характерны оригинальные концепции и построение содержания.

Авторские программы учебных предметов, могут рассматриваться как рабочие программы.

Поэтому к авторским программам не обязательно составление рабочих программ (по решению методического объединения), но обязательно составление календарно-тематического планирования на каждый учебный год.

Может включать в себя сведения об одном предмете или состоять из различных модулей, последний вариант программы будет иметь особенности построения.

  • “Титульный лист”, где указываются данные об учредителе, полное наименование школы, грифы: согласования с зам.директора по УВР, принятия на педсовете, утверждение приказом директора ОУ; название программы, возраст обучающихся, может указываться класс, авторы-разработчики, год издания.
  • “Пояснительная записка”, где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели, дается общая характеристика курса и основные результаты освоения предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
  • “Содержание курса”, где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
  • “Тематическое планирование”, в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
  • “Оснащение учебного процесса”, которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета в современной школе.
  • Может содержать “Контрольно – измерительные материалы” по предмету.
  • Календарно-тематическое планирование (КТП) составляется по форме:

Согласование и утверждение КТП проводится ежегодно до 1 сентября соответственно зам.директора по УВР и директором школы.

Рабочая программа по ФГОС — достаточно объемный документ. Во многих школах завучи выдают образец начинающим учителям или вообще готовую программу, разработанную предшественниками. Иногда “проходит” и авторская программа к учебнику, изданная в комплекте используемого УМК.

Все это прекрасно облегчает жизнь учителя. Поначалу. Но вот вполне реальная ситуация — придирчивый завуч возвращает вашу программу с просьбой “доработать”. Так как же должна выглядеть идеальная рабочая программа и как быстро и правильно ее составить?

“Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.”

Методическое обединение школы может обсудить и принять наиболее оптимальный формат рабочей программы, например, включить резервные часы или учесть методические рекомендации для определенного региона.

Рабочая программа должна быть написана в официально-деловом стиле, можно сказать, по шаблону. Формулировки берем из “Примерных программ

Остановимся подробнее на каждом пункте:

Пояснительная записка

В нее мы включим нормативную, методическую и материально-техническую базу рабочей программы. Начать можно с перечисленных выше документов, так как они и будут основой для программы. Определите цели и задачи обучения (реализация рабочей программы). Главное — отметить, что “основное назначение предмета “Иностранный язык” состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности

осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка”. Вот пример пояснительной записки, но если нет своих идей, в ней вполне уместны выдержки из “Примерной программы”.

В этой части также содержатся используемые

  • формы, периодичность и порядок текущего контроля;
  • методические пособия;
  • УМК (учебно-методический комплект);
  • КИМы (контрольно-измерительные материалы);
  • дидактические материалы;
  • интернет-ресурсы.

Общая характеристика учебного предмета, курса

При наличии авторской программы к используемому УМК возьмите из нее необходимую информацию: состав УМК, содержание учебника, общие фразы для описания, например, деятельностный характер, страноведческое содержание, коммуникативная направленность. Пример можно найти в работах коллег.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В данном пункте отметьте количество часов, необходимое для прохождения программы, основываясь на плане вашего учебного заведения. Это 70 часов или 105 часов в год по 2 или 3 часа в неделю соответственно.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В этой части тоже не нужно изобретать велосипед — вся нужная информация есть в книге для учителя или в авторской рабочей программе УМК вашего класса. Ключевые слова здесь “знать”, “уметь” и “использовать”. Итоговые навыки делятся по группам: говорение, аудирование, чтение, письмо, графика и орфография, фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи.

Содержание учебного предмета, курса

Как и в предыдущем пункте информацию мы просто копируем из книги для учителя, отмечая темы, затраченное количество часов и основные вопросы, рассматриваемые в каждом разделе.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Удобно составлять его в форме таблицы со столбцами:

  • номер
  • раздел
  • личностные результаты
  • метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)

По желанию включаем систему контроля ЗУН учеников.

Тематическое планирование — наиболее ответственная часть рабочей программы. Он станет основой для ежедневной работы с классом, поэтому важно учитывать не только рекомендации авторов курса, но и знание детей своего класса, их мотивированности и уровня развития общеучебных умений. В некоторых школах завучи проверяют соответствие плана и темы урока, поэтому начинающим учителям лучше следовать по запланированной траектории.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Вся необходимая информация часто располагается на задней обложке учебника. Добавляем также технику, которая есть в вашем классе: компьютер, магнитофон, проектор и т.д.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Результаты прописаны в “Примерных программах начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык”.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

- наименование общеобразовательного учреждения;

- название курса, для изучения которого написана программа;

- уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

- указание параллели, класса, в котором изучается курс;

- фамилию, имя, отчество учителя — составителя рабочей программы;

- гриф утверждения программы;

- год составления программы.

Чтобы работа с рабочей программой не затягивалась, некоторые учителя пользуются электронными конструкторами . Более подробно об их применении мы расскажем в одной из последующих статей.

Используйте нашу статью как чек-лист при составлении своей рабочей программы, чтобы все получилось “на отлично”!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое рабочая программа.

Требования к рабочей программе по русскому языку в соответствии с ФГОС

(источник: Ряш 2013 №9,ст. Нарушевич А.Г.)

Рабочая программа по русскому языку

в соответствии с требованиями ФГОС

Что такое рабочая программа?

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям и результатам образования обучающихся по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения.

Какова основная цель рабочей программы?

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Каковы основные задачи рабочей программы?

Можно сформулировать следующие задачи, которые призвана решить рабочая программа:

дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Каковы функции рабочей программы?

Функции рабочей программы:

нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

целеполагания: определяет цели образовательной деятельности, на достижение которых ориентировано проектирование педагогического процесса;

определения содержания образования: фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Кто разрабатывает рабочие программы?

Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).

Какими документами должен руководствоваться учитель, составляющий рабочую программу?

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования;

основной образовательной программе основного общего образования, составной частью которой является данная рабочая программа;

федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждается приказом Министерства образования и науки РФ каждый год).

Опубликованные примерные программы по предметам не являются нормативными документами, но в то же время будут хорошим подспорьем для учителя, поскольку они разработаны с учетом требований ФГОС определенной ступени, а также Фундаментального ядра содержания общего образования. Так, в книге Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011 впервые описаны формы учебной деятельности школьника по каждому разделу курса. 1


Каковы требования ФГОС к структуре и содержанию рабочей программы?

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, содержательный раздел которой включает:

программу развития универсальных учебных действий;

программы отдельных учебных предметов, курсов;

программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

программу коррекционной работы.

Таким образом, программа отдельного учебного предмета (рабочая программа) является составной частью комплексного документа – основной образовательной программы, разработанной в конкретном образовательном учреждении.

В п.18.2.2. ФГОС ООО описаны требования к программам отдельных учебных предметов:

«Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Схема 1. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования


Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие целиосновного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

общую характеристику учебного предмета, курса;

описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоенияконкретного учебного предмета, курса;

содержание учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видовучебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения образовательного процесса;

Прокомментируем содержание основных компонентов рабочей программы.

Пояснительная записка содержит следующие сведения:

цель и задачи учебного курса;

особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;

количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;

характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;

специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль).

Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая).

Направленность на формирование универсальных учебных действий.

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках изучения данного предмета.

Требования ФГОС к обучению русскому языку связаны с актуализацией подхода, который в современной методике преподавания русского языка существует под разными названиями: коммуникативно-деятельностный, системно-деятельностный, наконец, когнитивно-коммуникативный. Общим для всех этих концепций преподавания является поступательное движение от грамматико-правописной направленности как основного аспекта преподавания и изучения русского языка к ориентации на коммуникативное развитие личности ученика на основе изучения системы языка и речи.

Компетентностный подход в преподавании русского языка предполагает взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. При изучении каждого раздела курса учащиеся получают не только соответствующие знания, касающиеся системы и структуры языка, речи и речевой деятельности, овладевают необходимыми учебными умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают жизненно необходимые коммуникативные умения, углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В этом разделе указывается количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.(Указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте 3 .)

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении

моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Русский язык. Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального инеформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,

основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков про ведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,

расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и

фразеологии языка, основными нормами литературного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как

Содержание учебного предмета, курса.

В этой части программы перечисляются дидактические единицы, т.е. термины, определения, понятия и т. п., подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины и составляющие содержание учебного предмета.

Обычно при описании содержания курса русского языка разделы группируются по трем содержательным линиям:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности может включать:

название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;

количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;

виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;

направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;

пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.

Читайте также: