Как сделать пзрк

Обновлено: 05.07.2024

Переносные зенитно-ракетные комплексы давно и прочно заняли свое место в системе мобильных средств ПВО сухопутных войск многих стран. Новые российские ПЗРК обладают уникальными способностями, о которых раньше военным не приходилось и мечтать.

А чем обладают другие страны.

США – FIM-92 Stinger

С начала восьмидесятых годов вооруженные силы США и ряда зарубежных государств используют ПЗРК FIM-92 Stinger. За прошедшие десятилетия этот комплекс прошел несколько модернизаций, направленных на повышение его характеристик. Прежде всего. доработкам подвергались системы наведения и управления, что привело к заметному росту характеристик. Кроме того, предпринимаются определенные меры, направленные на увеличение срока службы.

Ракеты всех модификаций имеют длину около 1500 мм и диаметр корпуса 70 мм. Стартовый вес ракеты – около 10 кг. В боевом положении комплекс весит порядка 15-16 кг. Используемый твердотопливный ракетный двигатель обеспечивает скорость полета до 700-750 м/с. Для поражения цели используется осколочно-фугасная боевая часть весом 2,3 кг. Последние модификации комплекса Stinger способны лететь на дальность до 8 км и поражать цели на высотах до 3,5 км.

Великобритания – Starstreak

В 1997 году Великобритания приняла на вооружение ПЗРК Starstreak, разрабатывавшийся с середины восьмидесятых годов. В этом комплексе предлагалось использовать ряд оригинальных идей. Любопытной особенностью комплекса является возможность выполнения в трех конфигурациях: переносной, облегченной станковой и самоходной. При этом все варианты оснащаются одинаковой аппаратурой и применяют одну и ту же ракету.

По некоторым причинам авторы проекта из компании Thales Air Defence решили использовать в комплексе Starstreak полуактивное лазерное наведение. Перед пуском и до момента поражения цели оператор комплекса должен удерживать на атакуемом объекте прицельную марку, подсвечивая его лазерным лучом. По некоторым данным, в вариантах самоходного и станкового ЗРК может использоваться автоматическое сопровождение цели.

После обнаружения и взятия цели на сопровождение оператор должен производить пуск, продолжая слежение за целью. При помощи стартового двигателя ракета выходит из контейнера и включает маршевый двигатель. С помощью последнего ракета преодолевает некоторое расстояние до цели. После выработки заряда твердого топлива производится сброс трех стреловидных поражающих элементов. Они, используя собственные системы, находят цель и наводятся на нее. Утверждается, что применение трех стреловидных элементов позволяет повысить вероятность поражения цели. Попав в самолет или вертолет противника, стреловидный боеприпас пробивает его обшивку и повреждает внутренние агрегаты, а затем взрывается, увеличивая ущерб.

Ракета Starstreak HVM имеет длину 1,37 м и максимальный диаметр корпуса 130 мм. Вес транспортно-пускового контейнера с ракетой – около 14 кг. Стреловидные поражающие элементы длиной 45 см и диаметром 2 см оснащены небольшими стабилизаторами и рулями. Общая масса трех миниатюрных боевых частей, устанавливаемых на поражающие элементы, – около 900 г. ЗРК Starstreak может поражать цели на дальностях до 6 км и высотах до 5 км.

Ракеты Starstreak HVM могут использоваться в зенитных комплексах нескольких типов. В первую очередь это переносной вариант, в котором применяется пусковой механизм и некоторое другое оборудование. Кроме того, существует модификация LML, основой которой является легкий станок для трех контейнеров с ракетами и аппаратуры наведения. Для установки на самоходные шасси предлагается боевой модуль Starstreak SP с креплениями для восьми контейнеров и набором специального оборудования.

Основным эксплуатантом ПЗРК Starstreak являются вооруженные силы Великобритании. С начала двухтысячных годов некоторое количество систем этого семейства было поставлено зарубежным государствам: Индонезии, Таиланду и ЮАР.

Франция – Mistral

С конца восьмидесятых годов французские военные используют ПЗРК Mistral, разработанный компанией Matra BAE Dynamics (ныне входит в состав концерна MBDA). В середине девяностых появилась обновленная модификация комплекса, имеющая более высокие характеристики в сравнении с базовой версией. Кроме того, на основе этого ПЗРК были разработаны несколько вариантов зенитных систем, отличающихся друг от друга базовыми машинами и т.д.

Несмотря на все усилия разработчиков, ракета комплекса Mistral получилась довольно тяжелой – ее стартовый вес достигает 18,7 кг. Масса ракеты с транспортно-пусковым контейнером – 24 кг. По этой причине авторам проекта пришлось использовать любопытное решение, которое компенсирует большой вес ракеты, однако значительно снижает мобильность комплекса в сравнении с иными системами своего класса. Все агрегаты переносной версии комплекса монтируются на станке особой конструкции. На опоре-треноге крепится вертикальная стойка с небольшим сиденьем для оператора и держателями для транспортно-пускового контейнера ракеты. Кроме того, на стойке крепятся прицельные приспособления. При помощи такого станка оператор может наводить ракету в двух плоскостях.

Ракета комплекса Mistral имеет стандартную для таких изделий компоновку и комплектацию. При этом не обошлось без оригинальных идей. Так, головной обтекатель ракеты имеет форму многогранной пирамиды, что улучшает аэродинамические характеристики в сравнении с традиционными сферическими обтекателями. Инфракрасная ГСН построена на основе приемного устройства мозаичного типа, благодаря чему может находить цели со сниженным уровнем излучения, а также отличать их от помех и отраженного излучения.

Несмотря на большие габариты и отсутствие серьезных преимуществ перед иными современными аналогами, комплекс Mistral французского производства заинтересовал не только вооруженные силы Франции, но и военных других государств. Этот ПЗРК в различных модификациях поставлялся в 25 стран мира. В интересах зарубежных армий производились как системы в
базовой комплектации, так и зенитные комплексы, выполненные на базе самоходных шасси.

Китай – FN-6

В конце девяностых годов Шанхайская академия космических технологий занялась проектом нового переносного зенитного ракетного комплекса. Новую разработку под названием FN-6 впервые продемонстрировали в 2000 году. К этому времени комплекс изготавливался серийно и поставлялся в части Народно-освободительной армии Китая. Позже были подписаны контракты на поставку таких систем зарубежным государствам.

По общей архитектуре и составу ПЗРК FN-6 является типичным представителем вооружения своего класса. Он включает в себя транспортно-пусковой контейнер с ракетой, пусковой механизм и набор специального оборудования. Как и другие ракеты этого класса, боеприпас комплекса FN-6 оснащается инфракрасной ГСН. Применяется фотоприемник с четырьмя ячейками, принимающими излучение цели. ГСН прикрыта пирамидальным обтекателем. По некоторым данным, головка самонаведения китайской разработки способна находить цель при использовании активных помех.

Ракета длиной 1,49 м диаметром 71 мм весит 10,8 кг. Масса готового к использованию комплекса – 16 кг. Ракета покидает контейнер при помощи стартового двигателя, после чего включается маршевый. Твердотопливный маршевый двигатель разгоняет ракету до скорости порядка 600 м/с. Обеспечивается поражение целей на дальностях до 6 км и высотах 15-3800 м. При стрельбе на встречных курсах ПЗРК FN-6 может поражать цели, движущиеся со скоростью до 800 м, при стрельбе вдогон скорость цели ограничена 500 м/с. В полете ракета может маневрировать с перегрузкой до 18 единиц.

ПЗРК FN-6 создавался по заказу Народно-освободительной армии Китая, которая получила оружие первых серийных партий. В дальнейшем такое вооружение приобрели несколько зарубежных государств: Малайзия, Камбоджа, Судан, Пакистан, Сирия и т.д.

Известно о разработке модернизированных вариантов комплекса FN-6. Так, в 2006 году был впервые представлен комплекс FN-16 с повышенными характеристиками. По некоторым данным, ракета этого ПЗРК оснащается двухдиапазонной головкой самонаведения, что значительно повышает ее устойчивость к помехам. Также были созданы иные модификации комплекса.

Доброго времени суток!
Я делаю анимированую модель ПЗРК "Игла" для игры. Нужна помощь с анимацией перезарядки комплекса.
Видел "Иглу" только на картинках, и что происходит при перезарядке не представляю совершенно, даже с какой стороны ракета заряжается в пусковую трубу. И вообще, возможно ли зарядить ракету в одиночку, она ж в длину чуть меньше человеческого роста, плюс пусковая установка столько же, и весу в ракете 10 кг?
От балды можно сделать анимации доставания-убирания ПЗРК, ну с выстрелом тоже решаемо (предстартовую подготовку для игры можно оставить за скобками, одноразовость охлаждения ГСН и раскрутки гироскопа ракеты в рамках движка все равно не реализовать). А вот с перезарядкой лажа может оказаться явной, чего совсем не хочется.
Может кто-нибудь помочь, описать процесс перезарядки "Иглы"?
Заранее спасибо

Ракета всегда находится в пусковой трубе с завода.
Перезарядка заключается в отстегивании пустого (израсходованного) контейнера и пристегивание нового (с ракетой внутри).
Вернее прицел отстегивается и пристегивается к новой "трубе". "Трубы" лежат в ящике в запасе.

Спасибо за ответ. Ох, и налажал бы я с запихиванием ракеты в трубу!
А как прицел крепится? Там малозаметная кнопочка, которая нажимается практически незаметным движением пальца, или надо серьезно рукой двинуть, как при передергивании затвора у автомата? Где это крепление расположено - спереди прицельно-пускового модуля, справа, слева? И как этот модуль отделяется - просто вниз после открытия запора или вдоль трубы надо сначала чуть-чуть продвинуть?

kirag писал(а): Доброго времени суток!
Видел "Иглу" только на картинках, и что происходит при перезарядке не представляю совершенно, даже с какой стороны ракета заряжается в пусковую трубу. И вообще, возможно ли зарядить ракету в одиночку, она ж в длину чуть меньше человеческого роста, плюс пусковая установка столько же, и весу в ракете 10 кг?

А по "Игле" есть что покурить?
За "Стрелу" большое спасибо. Давно я хотел это наставление иметь в своей коллекции литературы.

В "Игле" пусковая труба "отстегивается" и "пристегивается" к пусковому механизму очень похоже, как и в "Стреле-3М" так, что дерзайте

Я не понял, что Вас так удивило в моей цитате раньше?
А это действительно Китайский девайс, может и QW c номером повыше
А четыре наземных источника питания шли и с "Иглами-1" и просто "Иглами".

Фото иранское, так что может и это и иранский Misagh-1 который, похоже, является копией qw-1,а насчёт номера повыше вряд ли.

На фото ПЗРК с магнитной раскруткой гироскопа оптики.
Потому там мощная электрическая батарея.
В Игле применяется раскрутка охлаждающим газом (азот или фреон), поэтому там "батарея" - это баллон с газом и он шарообразный.
Более того, батарея электрическая там маленькой емкости, т.к. газ после раскрутки гироскопа еще и раскручивает турбогенератор. А сама ракета до старта питается от батареи пускового устройства (как и все оборудование, включая индикатор целеуказания от планшета, наземный радиозапросчик и т.д.).
Про Стрелу 3М точно не слышал, подумал, что я устарел маленько и отстал от жизни.

Ну дык, повторяю, нету её в природе!

------------------
Я им устрою экономический кризис в ВПК США и НАТО!

Согласен, ложанулся В СМИ часто употребляют, вот и "отложилось" (хотя надо провериться, возможно на стадии создания "Иглы-1" имелось и такое наименование).
А в "Игле" тоже раскрутка не газом, а электричеством (хладоагент нужен для охлаждения ИК приемника).

Кстати да, лень на такую ахинею было отвечать, но надо а то подумают что согласен.

Поправьте окончательно:
1.Раскрутка головки в Игле не газом, а, как и у стрелы, электричеством?
2. Питание аппаратуры ракеты от стартовой батареи или от раскручиваемого газом генератора ракеты? Как мне говорили, что именно из-за раскрутки генератора требуется давление азота в балоне под 300 атмосфер.
3. Тип батарей у Иглы:
а) пороховая, как и у стрелы;
б) кислотная батарея с колбой кислоты, ломаемой перед стартом;
в) обычная марганцевоцинковая длительного хранения.

Да, подводит привычка головкой называть сам ИК-датчик. Надеюсь он в игле на гироскопе находится?
А про бортовое питание от газа из балона что скажете?
Или там тоже, как у стрелы, бортовое питание возникает в момент пуска при срабатывании твердотопливного газогенератора?

Р_Р_РгС_С'РN писал(а): Или там тоже, как у стрелы, бортовое питание возникает в момент пуска при срабатывании твердотопливного газогенератора?

До пуска ЗУР, ракета запитывается наземным источником питания, в котором есть и балон хладагента и источник электричества, а после команды на пуск (поступает с пускового механизма) включается бортовой источник питания.

Еще вопросы чайника про ПЗРК:
1)А какие параметры питания нужны стреле? Т.е. сколько ей надо вольт и ампер?
2)Предусмотрен ли в игле аварийный режим работы без газа? Т.е. если питание подано, а газа нет, тгсн сможет что либо увидеть? Или автоматика не разрешит работу?
3)Как быстро происходит(происходит ли вобще?) деградация гсн под воздействием света? Т.е. можно ли запитать стрелу/иглу от стационарного источника большой емкости и часами/днями держать ее в готовности?
4)Газ в игле? Встречаются мнения про фреон/азот/сжатый воздух. Что там?
5)Сколько батарей идет в комплекте к трубе у иглы/стрелы?
6)Что произойдет если забыть удалить заднюю заглушку в стреле? Предусмотрен ли ее автоматический сброс в игле?
7)Есть ли в сети мануалы на что-нибудь импортное, типа стингера?
8)У стелы ресурс батареи 40с. А у иглы?
Прошу прошение за такой поток вопросов. Прочитал наставление и стало много глупых вопросов.

3)Как быстро происходит(происходит ли вобще?) деградация гсн под воздействием света? Т.е. можно ли запитать стрелу/иглу от стационарного источника большой емкости и часами/днями держать ее в готовности?

Расскажу, что сам видел в подразделении ПВО мотострелковой дивизии.
На стенде для проверки и ремонта учебных ракет Стрела, головка подключена к электросети. Каким образом - не помню, мал еще был. Она вертелась на сигарету (тест такой на исправность).
Помню, что ракеты стрелялись по снарядам от Катюши (именно Катюши, видимо их запас большой остался с войны) с инертной БЧ. Инертная БЧ и в Стреле и в снарядах Катюши. Сам видел стрельбы издалека. После стрельб ракеты ремонтировали, ставили новые пороховые шашки в двигатель и заряжали в тубус. У учебной ракеты ГСН была очень прочная, вся на резьбе и двигатель тоже точеный, из стали наверное, тоже развинчивался. У боевой ракеты все одноразовое (были там и такие после учений), разобрать почти не возможно. Еще там же снаряжали пустышки - тубус с болванкой, только вышибной заряд, для тренировки психологии солдат-стрелков.

На стенде для проверки и ремонта учебных ракет Стрела, головка подключена к электросети. Каким образом - не помню, мал еще был. Она вертелась на сигарету (тест такой на исправность).

Уже второй раз читаю про гсн от сети и сигарету. Мужику с авиабазы(форума) на рынке предлагали такую.

ФИГАСЕЕ. Т.е. после того как она полетала, возможно треснулась об цель и со всей дури забурилась в землю там было чего ремонтировать. НЕВЕРЮ.

У учебной ракеты ГСН была очень прочная, вся на резьбе и двигатель тоже точеный, из стали наверное, тоже развинчивался.

Скорее всего это был стенд-ммг, а никак не летающяя ракета. Из чего корпус не делай, а все равно после падения все внутренности в крошево превратятся.

Еще там же снаряжали пустышки - тубус с болванкой, только вышибной заряд, для тренировки психологии солдат-стрелков.

Я слышал, что учебная ракета представляла из себя болванку с гсн. После отлета на несколько метров(за счет вышибного) она палала за заботливо подстеленный бризент.

Мне дарили ПТУР после попадания его в танк на полигоне. Я его успешно разобрал. Не скажу, что он сильно пострадал (боевой был и обгорел немного). С его катушки провод я привозил в свой институт и мы замеряли сколько он кг держит на разрыв на разрывной машине. Оказалось, что трехжильный провод со шнуром держит 5 кг, а двухжильный склеенный и без шнура - 3 кг.

Я слышал, что учебная ракета представляла из себя болванку с гсн. После отлета на несколько метров(за счет вышибного) она палала за заботливо подстеленный бризент.

Может мне и показывали именно стенд по ремонту таких болванок. Тогда я в электронике был еще не в зуб ногой.

Птурс штука медленная и с амартизатором. Пока воронка погнется она много % энегии съест. А Пзрк еще с неба падать, причем носом с гсн.

Скорее всего. Меня правда смущяют слова про перезаряжаемый двигатель.
З.ы. А из чего изоляция в птурсовых проводах? Вроде должноа быть очень термостойкой.

Гироскоп работает, движки вращаются - ресур не большой и не то что часы, а всего лишь минуты ресурс ЗУР при нахождении на подготовке

У нас в Томске было артиллерийское училище. В нем на стенде работали с момента перепрофилирования училища на подготовку ракетчиков два гироскопа - гировертикаль и гирогоризонталь. Каждый день 6 раз в неделю. По подсчетам наработка составила более 3.5 лет, хотя ресурс этих гироскопов заложен не более 3 часов.

Прознал про газ в стингере - аргон. Причем жидкий. А напруга 20в.
Там вобще многое умнее сделано: передняя крышка ик/уф прозрачная сама слетает, вместо лампочки вибрация прицела.

Гироскоп работает, движки вращаются - ресур не большой и не то что часы, а всего лишь минуты ресурс ЗУР при нахождении на подготовке.

Обычный лакированный провод. Может и не обычный, т.к. обычный медный такого же диаметра, рвется до 1 кг на разрыв.
Термостойкость там ни к чему. Катушка находится в снаряде и разматывается по мере полета. Поэтому огневое воздействие сопел (их два штуки) на конкретный участок провода минимально и краткое.

Еще вопросы чайника про ПЗРК:
1)А какие параметры питания нужны стреле? Т.е. сколько ей надо вольт и ампер?
Про стрелу не знаю, по Игле не помню
2)Предусмотрен ли в игле аварийный режим работы без газа? Т.е. если питание подано, а газа нет, тгсн сможет что либо увидеть? Или автоматика не разрешит работу?
Без газа (охлаждения) ГСН сможет "увидеть" наверное только хороший костер или сигарету
3)Как быстро происходит(происходит ли вобще?) деградация гсн под воздействием света? Т.е. можно ли запитать стрелу/иглу от стационарного источника большой емкости и часами/днями держать ее в готовности?
Это два разных вопроса Гироскоп работает, движки вращаются - ресур не большой и не то что часы, а всего лишь минуты ресурс ЗУР при нахождении на подготовке.
4)Газ в игле? Встречаются мнения про фреон/азот/сжатый воздух. Что там?
не помню, помоему азот.
5)Сколько батарей идет в комплекте к трубе у иглы/стрелы?
По два НИП на каждую ЗУР
6)Что произойдет если забыть удалить заднюю заглушку в стреле? Предусмотрен ли ее автоматический сброс в игле?
В Стреле не знаю, а в Игле ничего страшного, "стартовик" выбьет сам.
7)Есть ли в сети мануалы на что-нибудь импортное, типа стингера?
Не встречал.
8)У стелы ресурс батареи 40с. А у иглы?
До 30 с.

По остальным вопросам:
Пусковая труба после использования может перезаряжаться, при этом на нее наносится красная полоса (после каждой перезарядки).
Фокус с сигаретой, видел сам (на стенде с головой от Р-60М).
Учебная ракета, это просто болванка со стартовым движком.

Первыми ПЗРК сделали в 1966 году англичане. Однако они выбрали малоэффективный способ наведения ракет Blowpipe — радиокомандный. И хоть этот комплекс и выпускали до 1993 года, но у партизан он популярностью не пользовался.

У первых ПЗРК существовали определенные проблемы, в частности, относительно целеуказания, которые удалось решить в комплексах следующего поколения.

Дополнительная ударная мощь была получена за счет того, что в новой ракете в момент поражения цели происходил подрыв не только БЧ, но и неизрасходованного топлива маршевого двигателя.

Использование ПЗРК во Вьетнаме позволило вытеснить низколетящие штурмовики на средние высоты, где с ними разбирались ЗРК-75 и зенитная артиллерия.

Переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) являются эффективным средством ПВО на поле боя и на марше. Они обеспечивают поражение самолетов и вертолетов на малых и предельно малых высотах. Небольшие размеры и малая масса таких комплексов обеспечивают их транспортировку и боевое применение одним человеком. Это позволяет использовать ПЗРК в таких условиях, в которых применение других зенитных средств затруднено или вообще невозможно (лес, горы, болото, город и так далее).

Ракета 9М32 комплекса 9К32 состоит из следующих отсеков:

• тепловой головки самонаведения (ТГСН), предназначенной для захвата воздушной цели до старта ЗУР, слежения за целью и формирования соответствующих команд наведения на цель;

• рулевого с аппаратурой управления полетом;

• боевой части осколочно-фугасного действия с контактным взрывательным устройством, имеющим две ступени предохранения и механизм самоликвидации;

• двухступенчатой двигательной установки, предназначенной для выброса ракеты из пусковой трубы, придания ей вращения, разгона до скорости 430–450 м/с и поддержания ее в полете.

Тепловая головка самонаведения на земле захватывает и автоматически сопровождает цель по ее тепловому (инфракрасному) излучению. Головка самонаведения, основной составной частью которой является охлаждаемый жидким азотом фотоприемник, формирует управляющие сигналы, которые через автопилот передаются на рули ракеты. При этом ЗУР направляется на наиболее теплоконтрастные элементы цели, в частности, в район среза сопла реактивного двигателя.

Масса ЗУР составляет 9,15 кг, длина – 1443 мм, диаметр – 72 мм. Для размещения ЗУР в пусковой трубе такого малого диаметра рули ракеты утапливаются в корпусе ракеты, а четыре перьевых стабилизатора укладываются в пространстве за срезом сопла. При старте рули и стабилизаторы раскрываются специальными пружинными устройствами. ЗУР оснащена легкой боевой частью (масса 1,17 кг), способной нанести существенный ущерб цели только при прямом попадании.

Пусковая труба служит укупоркой для ракеты, обеспечивает наведение и пуск ЗУР. На пусковой трубе закреплены блок питания гироскопа ТГСН; механический прицел с лампочкой светового сигнала, информирующего стрелка-зенитчика о захвате цели головкой самонаведения; плечевой ремень для переноски; источник питания одноразового действия, обеспечивающий подготовку пуска и старт ракеты.

Пусковой механизм многоразового действия содержит электронный блок, механизм пуска, блокировок и стыковки с пусковой трубой, а также зуммер. Для приведения в боевую готовность бортовых средств наведения применяется блок батарея-охладитель. Этот блок включается непосредственно перед пуском ЗУР и обеспечивает электроэнергией бортовую аппаратуру ЗУР и охлаждение чувствительного элемента головки-фотоприемника. Источник питания одноразовый, и если пуск ЗУР не произведен, то источник питания заменяется другим.

Для исключения поражения стрелка-зенитчика продуктами сгорания, образующимися при пуске ЗУР, реализована схема запуска маршевого двигателя на безопасном для стрелка расстоянии – после вылета ЗУР из пусковой трубы. Выброс ЗУР из пусковой трубы осуществляется с помощью вышибного заряда, полностью сгорающего в пусковой трубе.

После вылета ЗУР из трубы на ракете раскрываются рули и стабилизаторы, вырабатывается сигнал для снятия первой ступени предохранения взрывателя. Через 0,3 с после вылета ЗУР из трубы запускается маршевый двигатель, после чего снимается вторая ступень предохранения взрывателя, с этого момента он находится в полностью взведенном состоянии. В полете ракета вращается с угловой скоростью 15 оборотов в секунду, что обеспечивается за счет соответствующего угла наклона плоскости установки стабилизаторов.

При встрече с целью взрывательное устройство обеспечивает подрыв боевой части ракеты. В случае промаха по истечении 11–14 секунд срабатывает самоликвидатор ракеты, и она подрывается.

• обеспечена стрельба на встречных курсах по вертолетам и самолетам, летящим со скоростями до 150 м/с;

• увеличена зона поражения на догонных курсах реактивных самолетов (по высоте и дальности);

• обеспечена возможность поражения на догонных курсах целей, летящих со скоростью до 260 м/с;

• автоматизированы процессы захвата цели тепловой головкой и пуска ЗУР по воздушным целям, что облегчило боевую работу стрелка-зенитчика, особенно при стрельбе с подвижных объектов.

В то же время опыт боевого применения ПЗРК показал, что эффективность комплекса (даже при прямом попадании ЗУР в сопло реактивного двигателя) является недостаточной. Многие поврежденные этими ЗУР самолеты прилетали на свои аэродромы и после незначительного ремонта (продолжительностью в несколько часов) возвращались в строй. Дело в том, что ЗУР переносных ЗРК попадали в хвостовую часть самолета, где находилось сравнительно мало жизненно важных элементов, узлов и агрегатов. Кроме того, сопла реактивных двигателей самолетов, куда попадали ракеты, изготавливались из особо прочных материалов, и мощности боевой части ЗУР было недостаточно для создания большой зоны разрушений конструкции цели.

• повысить эффективность стрельбы;

• разработать более совершенные средства опознавания воздушных целей, оповещения и управления огнем;

• увеличить размеры зоны поражения;

• повысить защищенность от тепловых помех;

• обеспечить стрельбу в ночных условиях;

• расширить диапазон условий боевого применения.

Всего этого удалось добиться с использованием следующих технических решений: в боевой части ЗУР 9М313 заложено взрывчатое вещество с повышенным фугасным действием; а кроме того, разработана и реализована схема, обеспечивающая подрыв несгоревшей части топлива маршевого заряда двигателя ЗУР.

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

• возможность борьбы с современными воздушными целями на встречных и догонных курсах в условиях применения ими ложных тепловых целей;

Эти качества обеспечены в основном за счет следующих конструктивных решений:

• применение принципиально новой двухканальной оптической головки самонаведения с блоком логической селекции истинных целей на фоне помех;

• существенное повышение чувствительности ГСН;

• обеспечение смещения центра группирования точек попадания ракеты для попадания осколков в наиболее уязвимые по сравнению с сопловой частью элементы конструкции.

В состав такой пусковой установки входят:

• вращающаяся часть с приводами наведения и системой электропитания на базе серийных узлов, агрегатов и аппаратуры боевой машины 9А35;

• комплект аппаратуры управления и пусковых модулей для ЗУР переносных ЗРК;

• блок сопряжения с аппаратурой пуска;

• средства связи и приема целеуказания;

• средства опознавания государственной принадлежности цели.

Пусковая установка имеет боекомплект из восьми ЗУР. Она обеспечивает одиночную и залповую стрельбу ракетами. Масса пусковой установки с восемью ЗУР, которая обслуживается одним человеком, составляет 1200 кг.

Основные характеристики переносных зенитных ракетных комплексов

Читайте также: