Как сделать пятидневку в школе

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллов Павел Евгеньевич, Рябцев Сергей Викторович, Малинин Илья Михайлович

На всех уровнях образования сформирована определённая программа передачи знаний и навыков, которым необходимо обучить школьника для его дальнейшего развития. Статья посвящена проблемам перехода системы среднего общего образования на пятидневную учебную неделю . Рассмотрение актуальных практик внедрения модели, а также, анализ официальных документов, позволяют выделить ряд социальных и педагогических проблем перехода школ на пятидневную учебную неделю .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллов Павел Евгеньевич, Рябцев Сергей Викторович, Малинин Илья Михайлович

Новая система оплаты труда учителей школ как фактор снижения эффективности функционирования образования

THE PRACTICE OF MOVING TO A FIVE-DAY SCHOOL WEEK AS A SOCIAL ISSUE

At all levels of education , a certain program of transfer of knowledge and skills, which need to train the student for its further development, has been formed. The article is devoted to the problems of transition of the secondary general education system to a five-day school week. Consideration of the current practices of implementing the model, as well as the analysis of official documents, allow us to highlight a number of social and pedagogical problems of the transition of schools to a five-day school week.

Кириллов Павел Евгеньевич

кандидат философских наук, доцент,

Рябцев Сергей Викторович

кандидат философских наук, доцент,

Малинин Илья Михайлович

Pavel E. Kirillov

Sergey V. Ryabtsev

к пятидневной учебной неделе как социальная проблема

The practice of moving

to a five-day school week as a social issue

Аннотация. На всех уровнях образования сформирована определённая программа передачи знаний и навыков, которым необходимо обучить школьника для его дальнейшего развития. Статья посвящена проблемам перехода системы среднего общего образования на пятидневную учебную неделю. Рассмотрение актуальных практик внедрения модели, а также, анализ официальных документов, позволяют выделить ряд социальных и педагогических проблем перехода школ на пятидневную учебную неделю.

Ключевые слова: учебная неделя, социальная проблема, педагогическая проблема, образование, модели образования.

Annotation. At all levels of education, a certain program of transfer of knowledge and skills, which need to train the student for its further development, has been formed. The article is devoted to the problems of transition of the secondary general education system to a five-day school week. Consideration of the current practices of implementing the model, as well as the analysis of official documents, allow us to highlight a number of social and pedagogical problems of the transition of schools to a five-day school week.

Keywords: academic week, social problem, pedagogical problem, education, education models.

На всех уровнях образования сформирована определённая программа передачи знаний и навыков, которым необходимо обучить школьника для его дальнейшего развития. Не так давно был поставлен вопрос о графике работы школ, а конкретно, школы могут выбирать удобный режим работы в течение пяти или шести дней в неделю. Как правило, школы работали по шесть дней в неделю, но после волны петиций от родителей учеников и поднятия этого вопроса в Государственной думе, большинство школ перешли на пятидневную систему обучения, что спровоцировало ряд проблем.

Изучением проблем введения пятидневки по различным аспектам занимаются многие современ-

ные исследователи. Ряд авторов [3; 11; 12], считают, что переход к пятидневной учебной недели может быть осуществлен только в ущерб знаниям, которые получают ученики, обучаясь шесть дней в неделю. Также, отмечены проблемные факторы для здоровья и увеличения психофизиологической нагрузки на учащихся [1; 3]. И напротив, есть мнение о том, что в школе должны быть образовательные программы, адаптированные под пятидневную и шестидневную учебную неделю.

В связи с внесением поправок в Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 24.11.2015 № 81 [5] и запросами

родительской и педагогической общественности, возникла ситуация социального заказа на переход общеобразовательных организаций на пятидневную учебную неделю [5]. Часть учебных учреждений перешла на пятидневную систему обучения, и этот переход сопровождался проблемами для педагогов и обучающихся.

Пятидневная учебная неделя еще называется пятидневкой, под ней понимают пять рабочих дней от понедельника до пятницы. Внедрять систему начали постепенно, с 2016 года по ней обучались только первые классы, в 2017 году уже вторые, пятые, седьмые и девятые, в 2018 году уже все классы смогли перейти на пятидневную учебную неделю.

Изначально, такая практика вводилась в качестве эксперимента для детей, которые начали учиться с шести лет, но позднее такой режим работы появился у начальной и средней школы [2]. Министерство образования попыталось упорядочить учебный процесс и ввести два варианта учебных планов - для пятидневной и шестидневной учебной неделям, но появилась проблема перераспределения часов и руководства школ уместили в пятидневную учебную неделю план для шестидневной. Это привело к перегрузкам обучающихся, увеличению числа уроков в день и сокращению свободного времени.

Е.Л. Науменко - заведующая отделением гигиены детей и подростков Госсанэпиднадзора прокомментировала ситуацию, которая сложилась в результате таких перегрузок детей. Было отмечено, что только 5 % детей, закончивших среднюю школу - здоровы. Резко увеличились показатели заболеваемости по широкому спектру проблем здоровья: нервной системы - в два раза, органов пищеварения - в 2,5 раза, болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета - в 4 раза, болезней крови и кроветворных органов - в 3 раза [9]. В большей степени, причины объяснялись в перегрузке обучающихся в связи с их переходом на пятидневную учебную неделю.

Стоит обратить особое внимание на учеников младшего школьного возраста, именно в таком возрасте формируется психика, характер, отношение к учебе и к школе и если ребенок будет сидеть по 5-6 уроков, то последствия могут быть не самыми благоприятными.

Есть и некоторые ограничения для школ: если руководством школы выбрана пятидневная учебная неделя, то школа не имеет права использовать учебную нагрузку шестидневной учебной недели.

Во-первых, существует вероятность, что дополнительный день отдыха будет потрачен не на полноценный отдых для ребенка, а просиживание времени в компьютере, что тоже отрицательно скажется на его здоровье.

Во-вторых, снижение уровня академической нагрузки скажется на качестве образования.

В-третьих, дополнительные уроки в зимний период времени плохо отражаются на здоровье ребенка, потому что весь световой день ребенок проводит в школе, а это способствует накоплению стресса [6].

Проблемы, возникающие при переходе на пятидневную учебную неделю, которые касаются преимущественно детей таковы:

1. Возрастает ежедневная учебная нагрузка.

2. Сокращается объем учебного плана.

3. Отсутствие возможности организации углубленного изучения учебных предметов.

4. Увеличение самостоятельной (домашней) работы.

5. Повышенная нагрузка на учителей.

Как следствие, из этих проблем возникают более серьезные: ухудшение здоровья детей из - за перегрузок и уменьшение объема получаемых знаний.

В 1990-х годах уже была попытка ввести пятидневную учебную неделю, но она не продержалась долго и вернулась система с шестью днями обучения. Оказалось, что не так много семей в свободный для ребенка день занимается его развитием или времяпровождением с ним, и дети оказывались предоставленными сами себе [10].

Пятидневную учебную неделю организовать довольно сложно, но многие общеобразовательные учебные заведения реализуют такие программы обучения. Примером могут стать многие школы Москвы и других крупных городов.

Рассмотрим подробнее опыт введения пятидневной учебной недели для выявления наиболее острых проблем.

Необходимость перехода на пятидневку обусловлена очень большим число петиций со стороны родителей, но эксперты Минобразования РФ считают, что, зачастую, родители не понимают сложности перехода. Нельзя просто издать официальный документ, придется менять всю систему, но учеба в течение шести дней диктуется необходимостью освоения школьной программы. Уроки из учебной программы 6-11 классов не могут быть умещены в рамки пяти дней.

В случае сокращения одного учебного дня, по мнению директоров школ, необходимо будет увеличение количества уроков в остальные дни из -за чего возрастет нагрузка на детей, а это является нарушением СанПина. К тому же, необходимо учитывать большое число требований, продиктованных педагогикой и психологией. Например, нельзя ставить такие предметы, как математика, физика и иностранные языки на первый или последний урок. После физкультуры нельзя ставить предметы, требующие концентрации вниа-мания. При составлении предельной нагрузки для школьников определенного возраста нужно учитывать коэффициенты сложности предметов, которые будут в расписании ребенка в один день. Учитель-предметник должен вести не более трех уроков подряд, после должен быть перерыв. Если дисциплина стоит в расписании более чем один раз в неделю, то уроки должны иметь хотя бы однодневный интервал [5; 6]. При этом в школе не один - два класса, а целые параллели с 1 по 11, и поэтому необходимо также учитывать нагрузку учителя, проводящего уроки.

Можно посмотреть на вопрос пятидневки, с другой стороны. Рассмотрим преимущества и недостатки пятидневной и шестидневной учебной недели, чтобы сравнить и изучить те проблемы и трудность, которые могут возникнуть при переходе. Начнем с шестидневки. К плюсам шестидневного обучения относятся:

- первым преимуществом считается возможность эффективного и равномерного распределения учебной нагрузки и меньшее число уроков в день;

- второй плюс - это больше времени для отдыха, секций, домашнего задания, так как ребенок проводит меньше времени в школе;

- третье преимущество заключается в том, что объем домашнего задания не будет критичным, так как в школе есть время на разбор вопросов предмета с учителем;

- четвертый плюс касается учебы в субботу, в этот день не ставится больше 4 уроков и они сокращены, а значит, ребенок не поздно придет домой и у него есть достаточно времени на отдых;

- пятое преимущество - психологическое, в субботу дети свободны от школьной формы, что помогает расслабиться им еще и эмоционально;

- шестой плюс заключается в том, что гимназии, лицеи и спецшколы могут дать ученикам гораздо больше информации, имея еще и субботний день, а выпускники таких учебных заведений более конкурентоспособны после выпуска [7].

Что касается специальных учебных учреждений, переход на пятидневку лишает ребенка знаний, так как родители, отдавая своих детей в такие общеобразовательные учреждения, не имеют представления о повышенных нагрузках в них.

Как минусы шестидневки отмечены такие моменты, как: психологический аспект сложности учебы в выходной день; в субботу дети чаще прогуливают школу даже с разрешения родителей;

учителя тратят свой выходной для проверки скопившихся тетрадей.

Теперь отметим плюсы и минусы пятидневки. В пользу пятидневной недели обучения приводят следующие аргументы:

- дополнительный выходной с семьей;

- суббота может быть использована для посещения секций или кружков, тем самым освобождается вечер на буднях;

- дополнительный день отдыха способствует восстановлению сил.

Минусов у пятидневки отмечается гораздо больше, чем плюсов:

- как уже было отмечено, свободный день может быть потрачен ребенком на просиживание в интернете и играх;

- при переходе на пятидневное обучение происходит перераспределение уроков на будние дни и увеличивается число уроков;

- как следствие, увеличивается объем домашнего задания; снижается качество образования;

- при пятидневной системе обучения не могут функционировать региональные школы, так как в субботу, обычно, ставится национальная культура, язык, литература, география родного края.

Перечислив плюсы и минусы каждой из систем обучения, мы видим, что переход на пятидневную учебную неделю влечет за собой проблемы как для детей, так и для педагогов. В большинство своем, вызваны такие проблемы перегрузками. Руководители школ вынуждены перестраивать модели образования, что является сложным организаторским аспектом.

Стихийность введения пятидневной учебной недели сильно сказалась на всех участниках школьного взаимодействия, на родителях, учителях, детях. Сложности при переходе на пятидневку возникли из-за неподготовленности школ к такой системе и неразборчивости родителей, а пострадали дети. Социологических исследований, как таковых, по проблемам введения пятидневки проведено не было, существуют лишь локальные опросы родителей и учителей, но не по проблемам, а по целесообразности введения. Хотя на законодательном уровне пятидневка не установлена, подавляющее большинство школ сейчас занимаются именно по пятидневной учебной неделе. Родители, желающие для своих детей еще один выходной, не анализировали ситуацию целиком и не представляли себе, что ребенок может пострадать от скоропостижных решений, и нагрузка на него возрастет в разы. Для преподавателей тоже появился спектр проблем:

- перегрузка и гораздо больший объем внеурочной работы;

- перераспределение учебного плана и его сокращение.

Учителю приходится сокращать объем информации и представлять ее в более сжатые сроки, поверхностно, а это означает потерю качества.

Подводя итог, необходимо очертить круг проблем, связанных с введением пятидневной учебной недели. Все трудности и проблемы можно разделить на две группы: педагогические и социальные.

К педагогическим проблемам относятся:

1. Увеличение учебной нагрузки на преподавателей и учеников.

1. Гпебов В.В. Психофизиологические характеристики и хемокоммуникация студентов при адаптации к учебной деятельности / В.В. Глебов, Н.А. Литвинова, А.И. Федоров. М. : РУДН, 2018. 141 с.

3. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского // На пути к 12-летней школе: сб. науч. трудов. М. : ИОСО РАО, 2000. С. 9-20.

4. Методические рекомендации по переходу общеобразовательных организаций Московской области на пятидневную учебную неделю / Сост.

B.Г. Безгубова, А.А. Моисеев, А.А. Перепели-цына, В.И. Олейник; Под общ. ред. А.А. Кармаева. АСОУ, 2016. 20 с.

7. Трансформация трудовых практик в условиях постсовременности / С.В. Рябцев, П.Е. Кириллов, А.Л. Кравченко. Научное мнение. 2020. № 1-2.

2. Увеличение объема домашнего задания.

3. Сокращение учебного плана.

К социальным проблемам относятся:

1. Снижение качества образования.

2. Увеличение проблем со здоровьем.

3. Обеспечение родителями развивающего досуга в дополнительный выходной день.

1. Glebov V.V. Psychophysiological characteristics and chemocommunication of students during adaptation to educational activities / V.V. Glebov, N.A. Litvi-nova, A.I. Fedorov. M. : RUDN, 2018. 141 p.

3. The concept of the structure and content of general secondary education (12-year school) / Ed. Yu.I. Dick, A.V. Khutorskogo // On the way to 12-year school: Sat. scientific. works. M . : IOSO RAO, 2000. P. 9-20.

4. Guidelines for the transition of educational institutions of the Moscow region to a five-day academic week / Comp. V.G. Bezgubova, A.A. Moiseev, A.A. Perepelitsyna, V.I. Oleinik; Ed. A.A. Karmaeva. ASOU, 2016. 20 p.

7. Transformation of labor practices in postmodern conditions / S.V. Ryabtsev, P.E. Kirillov, A.L. Krav-chenko. Scientific opinion. 2020. № 1-2. P. 33-37.

11. Учебная нагрузка школьников при разных формах обучения Г.И. Стунеева, О.В. Казаева в кн.: Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы : монография : в 5 т., М., 2019. С. 309— 323.

Вопрос, станет ли пятидневка обязательной в школах России, не утратит актуальность и в грядущем 2020-2021 учебном году. Несмотря на требования родителей, а также рекомендации психологов и педиатров, базирующиеся на различных исследованиях, шестидневка в школах, лицеях и гимназиях разных регионов РФ встречается довольно часто.

Предлагаем ознакомиться с основными плюсами и минусами каждого из возможных вариантов, а также разобраться, почему не все учебные заведения сегодня могут предоставить учащимся 2 выходных дня в неделю.

Кто устанавливает рабочий график?

Федеральный закон РФ №273 от 29.12.12 предоставляет администрации учебных заведения страны право выбора 5-дневного или 6-дневного графика работы, в зависимости от реализуемых образовательных программ.

Будет ли обязательная пятидневка в школах России в 2020-2021 учебном году

При рассмотрении возможности перехода на 5-дневный график работы, будут учитываться:

  • Категория образовательного заведения и количество учебных предметов;
  • нагрузка на учащихся при разных вариантах рабочих графиков;
  • возможность разработки нового учебного плана с учетом всех действующих норм;
  • графики занятости аудиторий;
  • нагрузка учителей.

Пересмотр графика работы школы, может быть инициирован в любое время учебного года. На основании разрешения Департамента образования и решения, принятого во время общешкольного собрания, вносят изменения в график уже на новый учебный год.

Важно! Ввести законодательно 5-дневный график для школ определенного субъекта РФ могут и региональные власти.

Аргументы сторонников 5-дневки

Подавляющее большинство родителей считают, что ученикам необходимо 2 выходных дня. В этом их поддерживают врачи и психологи, изучающие влияние на здоровье ребенка правильной организации образовательного процесса.

Для детей и подростков 2 выходных дня подряд предоставляют возможность:

  • восстановиться физически и эмоционально;
  • больше времени провести с семьей;
  • заняться любимым хобби;
  • выполнить домашние задания и проекты;
  • найти время на прогулки, активный отдых, поездки за город.

Пятидневка или шестидневка - графики работы школ в 2020-2021 учебном году

Если рабочий график родителей делит неделю в соотношении 5/2, а для ребенка суббота – рабочий день, то неизбежным является дискомфорт для всех членов семьи. Учебу в субботу осложняет даже само понимание того факта, что это выходной день для большинства людей.

Когда шестидневка неизбежна?

Как бы ни хотелось родителям и учителям, пятидневка в школах будет действовать и в 2020-2021 учебном году. Не спешите негодовать, ведь это не просто упрямство администрации отдельных общеобразовательных заведений, а суровая необходимость.

Почему не отменят шестидневку в 2020-2021 году

Еще сложнее школам, которые работают в две смены из-за нехватки аудиторий. В таких случаях на один день классу можно поставить только 6 (редко 7) уроков.

К чему стоит готовиться, добившись перехода на 5-дневную рабочую неделю?

  1. Нагрузка на ребенка увеличится, так как теперь ему предстоит ежедневно готовиться к 7-8 урокам.
  2. Уроки будут заканчиваться в 15:30 либо 16:00 в зависимости от времени начала работы школы.
  3. Кружки и секции переместятся на поздний вечер либо опять-таки на субботу

Стоит ли говорить о том, что для большинства ребят это означает неимоверно загруженный график 5 дней в неделю и полное отсутствие свободного времени в рабочие дни.

Мнение учителей

Нормы существуют не только для учащихся, а и для педагогов. Для того, чтобы уроки были интересными, динамичными и полезными для детей, необходимы две важные составляющие – основательная подготовка учителя к уроку, а также наличие физических и эмоциональных сил на реализацию задуманного. Задумайтесь, способен ли выполнять свою работу качественно педагог, читающий 7-8 уроков без перерыва?

Учителя про пятидневку и шестидневку в 2020-2021 учебном году

Для учителей вопрос графика работы не менее важен. И тут среди двух очевидных для родителей вариантов, выплывает третий, не очень приятный – рабочая суббота при пятидневке для детей.

Заключение

На протяжении многих лет компромисс между качеством обучения и желаемой свободой школьников в нашей стране так и не найден. Возможно, стоит обратиться к опыту других стран? Действительно, шестидневка как явление встречается во многих образовательных системах. Есть такие школы и в Европе, и в США, и в азиатских странах.

Одним из возможных вариантов эксперты называют расширение вариативной составляющей и сокращение инвариантной (неизменной) базы. Но, не пострадает ли в этом случае качество образования, ведь углубляясь в один предмет, учащиеся будут практически отказываться от изучения ряда других, либо изучать их поверхностно в ознакомительной форме.

Что говорят эксперты о переходе на новый график работы, смотрите в видео:

А по какому графику работает ваша школа? Предлагаем поделиться опытом и мнениями в комментариях, если переход на пятидневку был осуществлен недавно, или коллектив пытался инициировать переход, но администрация отказалась менять учебный план.

Суббота для школяра

Недавно депутаты “Справедливой России” предложили перевести все школы на пятидневную учебную неделю, обосновав свое предложение тревогой за здоровье школьников. Общественное мнение также находит в шестидневке больше минусов, чем плюсов. И профсоюз работников народного образования считает инициативу депутатов рациональной. Однако “всеобщей” пятидневке могут помешать СанПиНы, которые как раз предназначены для того, чтобы беречь здоровье школьников.

ОЧЕРЕДНАЯ ПОПЫТКА

11 февраля группа депутатов от “Справедливой России” внесла в Гос-думу законопроект, предлагающий ввести во всех школах пятидневную рабочую неделю. Как отмечено в пояснительной записке, у большинства школьников, учащихся шесть дней в неделю, наблюдается “физическое и психическое переутомление, возникающее в результате сокращения периода отдыха и отсутствия времени на допзанятия, в том числе физической культурой и спортом”.

Эта инициатива не нова. К примеру, в конце 2012 года, в период обсуждения нового федерального закона “Об образовании”, депутаты петербургского парламента уже выступали с аналогичной инициативой в форме обращения к министру образования Дмитрию Ливанову и депутатам Госдумы, но интереса эта инициатива не вызвала.

Впрочем, впоследствии депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов предложил городскому заксобранию сделать хотя бы для начальной школы пятидневку обязательной. Комитет по законодательству рекомендовал Собранию принять поправки Милонова.

К началу же этого года и Департамент образования Москвы рекомендовал школам переходить на пятидневный график обучения. Предписания департамента появились на свет из-за возросшего числа просьб родителей к руководству Москвы. Но предписания носят лишь рекомендательный характер. Почему? Потому что, согласно закону, школа сама определяет, какой график обучения выбрать (это право закреплено Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 года № 273 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении).

Но почему же школы разом не перейдут на пятидневку? За шестидневную рабочую неделю больше платят? Да, раньше так и было, но теперь у школ нормативно-подушевое финансирование. Деньги учебное учреждение получает за количество учеников, а не за потраченное время. Школы не могут перейти на пятидневку из-за того же пресловутого здоровья школьников, которое предложили беречь депутаты. СанПиН запрещает пятидневку при значительной учебной нагрузке.


То есть фактически и СанПиН, из-за которого школам приходится работать шесть дней в неделю, и защитники пятидневки используют в своих противоположных стремлениях одну и ту же аргументацию - заботу о здоровье школьников.

А родители, пытаясь добиться пятидневного рабочего режима школы, оказываются перед нелегким выбором:

Антонина: “В нашей школе родители “доигрались”. Начали писать письма в “чертегознаеткакие” инстанции и пришел ответ: голосуйте и выбирайте сами, но. в случае выбора пятидневки школа теряет статус специализированной! И изучать второй язык мы должны за деньги! Это же шантаж! Куда делись 19 и 43 статьи Конституции РФ?!”

Екатерина: “В нашей школе “со статусом” тоже теперь принялись этим статусом всех шантажировать. “Хотите пятидневку - все, никакого английского”. По новым СанПиНам нагрузка не должна превышать 23 часа в неделю при пятидневке. Если часов больше - необходимо переходить на шестидневку. В общем, издевательство все это. Теперь у второклассников и третьеклассников по 3 - 4 урока в день, зато суббота учебная. Когда же это закончится? Когда люди, пишущие эти новые акты и СанПиНы, сами будут по ним жить? Директор наша, кстати, уже в пятницу на работу не выходит, а детей еще почему-то по субботам не кормят. ”

МИНУСЫ И.

Анализ мнений в блогосфере показывает, что большинство высказывающихся настроено критично по отношению к шестидневке. Две из причин: по субботам детей не кормят и дети устают.

Оля: “Я учусь в профильном 10 классе, на шестидневке с домашним заданием. Какие здесь могут быть плюсы? Учеба без выходных? Когда отпадает элементарное желание учиться? В субботу на первом уроке не сидишь, а спишь на парте. Причем пятидневное расписание забраковало ГОРОНО, мол, учеба по 8 уроков вредна для здоровья школьников. А все остальные школы не работают по субботам! Достало уже это учение-мучение”.

Marusya: “Конечно, я против! Мой ребенок учится во втором классе. С начала учебного года у них шестидневка. Уже в пятницу она приходит и засыпает. У нее вечная усталость, она не успевает отдохнуть. Кроме средней школы мы посещаем художественную школу и бассейн (рекомендовано врачами по состоянию здоровья). Нагрузка получается нереальная для ребенка девяти лет. У нее каждый день расписан по минутам, а надо еще уроки выучить. Один день выходной - это очень мало. Каждый день подъем в 6 утра. Я считаю, дети так устают, что не могут переваривать выданный им учителем материал”.

Alexrp: “Слушайте, а почему все кричат, что так плохо с шестидневкой, но при этом все сами заставляют своих детей ходить по шесть дней в школу? Забота о ребенке - это в первую очередь обязанность родителей, а не дебилов - чиновников. Они (чиновники) конечно уроды, что придумали такие идиотские законы, но кто должен оберегать детей от этих дебильных законов, если не родители? Мой ребенок в этом году идет в первый класс. И я точно могу сказать, что он по субботам заниматься в школе не будет (я не враг своему ребенку). Есть два варианта: первый - просто не водить ребенка по субботам в школу (грубо, но ведь вариант), второй - перейти на семейную форму обучения (собственно именно это я собираюсь сделать). И никакой проблемы с шестидневкой нет”.

Еще один козырь за отмену шестидневки высказали учителя. Дело в том, что у “шестидневщиков” в “длинные” праздники, когда отдыхает вся страна, образуются рабочие дни. Как правило, большинство детей в это время просто не приходит. И учителю приходится повторять пройденный материал дважды. К тому же у учителей тоже есть свои дети, которых некуда деть в субботу.

Воронина Анна: “Здравствуйте! Просто не знаешь, кому выразить “сердечную “ благодарность за такие майские выходные! Я работаю учителем по шестидневке. Видимо, когда составлялся календарь отдыха на май 2013 года, никто и не подумал, что под этот календарь попадают учителя и ученики школ. Ученики с родителями будут отдыхать с 1 по 5 и не подумают идти в школу через день, т.е. 2 и 4 мая. Значит, уроки в эти дни пройдут непродуктивно. Как всегда, страдают самые незащищенные в государстве - учителя! Неужели нельзя было сделать выходным днем субботу. ”

Аноним: “Работаю в школе с шестидневной рабочей неделей. Ребенку пять лет, в субботу детский сад не работает, оставить ребенка не с кем (муж работает по субботам). Могу ли я, опираясь на какую-либо статью в законодательстве, просить администрацию школы либо не ставить мне уроков в субботу, либо просить удобное для меня расписание на этот день?”

. ПЛЮСЫ ШЕСТИДНЕВКИ

В шестидневке видят лишь один плюс - равномерная нагрузка. В пользу этой системы высказываются некоторые учителя и родители детей со значительной внешкольной нагрузкой:

Светлана Валентиновна: “Пятидневка значительно увеличивает ежедневную учебную нагрузку ученика. Дети переутомляются за 6 - 7 - 8 уроков настолько, что не могут получать дополнительное образование ни в школе, ни где бы то ни было еще. Учебный план сокращается, теряются полезные предметы, которые преподавались за счет школьного компонента. Напротив, равномерное распределение занятий в течение шестидневной недели позволяет проводить с детьми активную внеклассную и творческую учебную работу. С другой стороны, в субботу дети часто по семейным обстоятельствам пропускают занятия”.

Anonymous: “У моего ребенка в 7 классе 3 раза в неделю семь уроков, 2 раза - шесть, и в субботу - четыре. Если сделают пятидневку без урезания часов, придется бросить все, кроме школы. Ну, или школу. Потому что уже на седьмом уроке дети не соображают вообще, что говорить про восьмой. Уравниловка никогда не приводила к хорошему”.

РЕАЛИСТИЧНО ЛИ?

В общем, если с плюсами и минусами пятидневки все понятно, то сама реалистичность затеи депутатов все-таки под вопросом. К примеру, к началу этого учебного года городской портал Зеленограда сообщил, что все школы Зеленограда будут переведены на пятидневный рабочий режим, и в качестве причин такого перевода были названы настойчивые просьбы родителей и более высокие показатели эффективности у “пятидневных” школ. “На протяжении многих лет в Департамент образования города Москвы поступали многочисленные обращения от родителей школьников, которые говорили о том, что шестидневная рабочая неделя приводит к перегруженности детей и плохо сказывается на их состоянии здоровья, так как не дает возможности для полноценного отдыха. Кроме того, в условиях шестидневной рабочей недели ребенок практически не имеет возможности проводить время с семьей, в том числе посещать музеи, театры и т.д. В условиях пятидневной рабочей недели шестой день (суббота), не имеющий обязательных занятий, может включать дополнительные развивающие занятия, которые дети посещают по собственному желанию. Для старшеклассников свободная от учебы в школе суббота - хорошая возможность посещать вузы в рамках проекта “Университетские субботы”. Однако Зеленоградское окружное управление образования не подтвердило, что все школы округа стали “пятидневными” - четверть школ округа по-прежнему находится на шестидневке.

- В инициативе депутатов определенно есть положительные стороны, - сообщила “Солидарности” глава отдела по вопросам общего образования профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Алешина. - У ребенка будет возможность отдохнуть, у родителей появится лишний день в неделю для общения с ребенком, учителя тоже смогут отдохнуть, заняться личными делами или самообразованием. Однако сложности могут возникнуть с реализацией идеи: лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением определенных предметов почти все работают в режиме шестидневки. Те же сложности у школ, которые работают по шестидневке в две смены. Тут нужно будет обсуждать переход с родителями и работниками образовательного учреждения, решать, приемлема ли для них пятидневка, или оставить шестидневку, к примеру, только для старшеклассников. Но не думаю, что это станет значительной проблемой - вполне возможно сообща принять решение.

Анна Камалова

Образовательное сообщество к началу нового учебного года активно обсуждает инициативу главы Совета Федерации Валентины Матвиенко о переходе на пятидневную учебную неделю. Кто-то видит плюсы в дополнительном выходном дне, а кто-то опасается, что это скажется на качестве образования и на без того небольшой заработной плате педагогов. "Толк" собрал мнения директоров образовательных учреждений региона.

"И так низкая зарплата"

Руководитель барнаульской школы №132 Инна Борисенко отмечает, что ей четкого указания от властей о переводе на пятидневную учебную неделю не поступало. При этом, говорит педагог, образовательные организации вправе сами принимать решение, делать ли субботу выходным днем.

"Совместно с коллективом школы и родителями учеников мы решили оставить прежний формат работы. Возможность перейти на пятидневную рабочую неделю у нас была и раньше. Этот вопрос мы обсуждали и пришли к выводу, что не вправе лишать детей возможности получать качественное образование", – прокомментировала директор.

С переходом на пятидневку придется сократить образовательную программу, говорит Борисенко. А у детей важные выпускные экзамены, да и требования к знаниям становятся все выше.

Барнаульские родители жалуются, что дети не могут попасть в школу рядом с домом

В Барнауле, особенно в Индустриальном районе, стоит остро проблема зачисления детей в первые классы. Некоторые родители не могут устроить своих чад в близлежащие учебные заведения

Зачем родители будут тратить деньги на репетиторов, если есть возможность дать среднее образование детям за бюджетные средства?" – считает руководитель школы.

Директор добавила, что фонд оплаты труда учителей рассчитан пропорционально уроко-часам. Субботний отдых, естественно, повлияет на их и без того небольшой заработок.

"Чтобы хоть как-то выжить и прокормить семьи, педагоги вынуждены работать на 1,5–2 ставки. Переход на пятидневку – это потеря в заработной плате. Почему данный вопрос возник именно сейчас? Возможно, есть необходимость сэкономить бюджетные средства, урезав фонд оплаты труда?" – задумывается Инна Борисенко.

"Отдых не помешает"

Председатель Алтайской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Юрий Абдуллаев подтвердил, что переход на пятидневку может повлиять на уровень заработной платы отдельных учителей. Но, по его мнению, это влияние "незначительное". С его слов, многие педагоги готовы потерять немного в доходах, но при этом иметь два выходных дня вместо одного.

С ним согласна и педагог одной из школ. На правах анонимности она сообщила "Толку", что в субботу, как и большинству людей других профессий, учителям хотелось бы отдохнуть. Да и дети, если грамотно распределить нагрузку, не потеряют в качестве образовательного процесса.

"Лично я считаю, что в образовательной программе есть совершенно не нужные предметы. Например, второй иностранный. Также можно было бы объединить "Родной русский язык" и "Родную литературу", – поделилась педагог.

Упомянутые предметы сделали факультативными в новом ФГОС. Вся страна перейдет на новые стандарты в 2022 году.

Оклады учителей в Алтайском крае вырастут на 16,5% в новом учебном году

Власти пообещали, что рост окладов учителей будет продолжаться и в дальнейшем. Доходы педагогов планируют увеличивать поэтапно

Убрав все лишнее, мы сможем перейти на пятидневку, что пойдет на пользу и школьникам, которым жутко не хочется идти в школу, когда родители отдыхают, и учителям. За воскресенье педагоги тоже не успевают отдохнуть и подготовиться к новой рабочей неделе", – отметила учитель.

"Решать нужно сообща"

Экс-министр образования Алтайского края Максим Костенко ранее заявил, что ряд школ могут приступить к переходу на новые образовательные стандарты уже в 2021 году. В том числе они вправе убрать из программы второй иностранный, родные язык и литературу и ввести пятидневку.

Директора барнаульских школ отмечают, что пока не приняли на этот счет окончательного решения. Руководитель СОШ №59 Дмитрий Ясафов сказал, что будет обсуждать этот вопрос "только совместно с педагогами и родителями". С ним солидарен директор 42-й гимназии Иван Гребенкин: решение он примет к началу нового учебного года.

Директор школы №2 села Кытманово Людмила Сафрошкина рассказала, что учебное заведение много лет работало в режиме пятидневки. Отказаться от нее пришлось после того, как были введены дополнительные предметы. Возврат на шестидневку не порадовал ни педагогов, ни родителей, ни учеников.

"Мы решили попробовать вернуться к пятидневке, но с условием, что откажемся от необязательных предметов. Но окончательное решение зависит от согласия родителей", – уточнила директор сельской базовой школы.

Работники образования региона отмечают, что постоянные переходы на новые стандарты отнимают у них массу сил и времени, а кроме того, пожирают бюджетные деньги. Ведь с каждым новым ФГОСом приходится частично или полностью менять учебники.

Школы Алтайского края перейдут на пятидневную рабочую неделю

С 1 сентября 2022 года все российские школы должны учиться пять дней в неделю. В Алтайском крае примерно половина школ на шестидневном режиме

Читайте также: