Как сделать психологический портрет класса

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

1. Познакомиться со спецификой работы школьного психолога.

2. Изучить нормативные документы.

3. Познакомиться с графиком работы психолога организации.

4. Изучить специфику плана работы школьного психолога

5. Получить задания школьного психолога по основным направлениям работы согласно плану.

7. Подобрать комплекс методик для практической работы.

8. Посетить занятия проводимых школьным психологом, для наблюдения за манерой общения, порядком организации психологических занятий.

Методист Н.В. Бартенева

Отчет

по производственной практике студента 2-го курса ФП Узденова Ш.А.

Проделана следующая работа:

1. Составил совместно с методистом индивидуальный план прохождения практики.

2. Прослушал инструктаж по технике безопасности, охране труда, правилам внутреннего распорядка от завуча школы и учителя ОБЖ.

3. Ознакомился с нормативными документами и спецификой работы школьного психолога

5. Изучил план работы психолога. План пишется на год. Утверждается каждую четверть директором школы. В плане отражены основные направления работы в индивидуальной и групповой формах по 3 уровням:

_ работа с учениками

_ работа с учителями

_ работа с родителями

По психодиагностике проделана следующая работа:

1. Проанализировал банк методик школьного психолога. В работе психолога используются проективные методики, и методики на определение индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Провел исследования межличностных отношении (по методике Т. Лири).

Приложение 1

Психологический портрет личности учащегося

Результат диагностики межличностных отношений показывает следующие значения по шкалам: доминантство 8, уверенность в себе 5, требовательность 9, скептицизм 3, уступчивость 2, доверчивость 5, добросердечность 8, отзывчивость 6.

Как видно, Фатима обладает уверенностью в себе, стремлением отстаивать свое мнение. Высокие значения по шкалам доминантство и требовательность говорит о задатках лидерских качеств. В то же время, доверчивость, отзывчивость не мешает в нужный момент отстоять свои позиции.
Некоторая обособленность проявляется как защитный механизм.
В ответственных ситуациях проявляется способность к компромиссам.

Фатима Исмаиловна проявляет себя как активный участник жизни класса, обладает высокой мотивацией к обучению, как следствие, хорошо учится (по итоговым оценкам всего две 4, остальные — 5).

В эмоциональном плане довольно устойчивая, ее не очень легко вывести из себя, но иногда, видно, что ей приходится сдерживать свои эмоции. Это говорит о том, что она обладает способностью рефлексировать свое поведение и соотносить с требованиями социума, а также о зрелости психики.

По состоянию здоровья и физическому развитию Эркенова Ф.И. соответствует показателям развития данного возраста.

Приложение 2

Сакса Леви

Данная методика позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям.

Приложение 3

Несуществующее животное

С помощью которого, мы выявляем эмоционально – личностную сферу личности.

При проведении данной методики нами в первую очередь оценивалась цветовая гамма, выбранная школьниками. Примечательно, что в 9 классе при выполнении задания использовались черные, коричневые и синие цвета. Причем изображения самих животных было угрожающим, с признаками агрессии. Сила нажима, штриховки свидетельствуют о состоянии тревоги и напряженности у подростков.

И так, в ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты: среди обследованных подростков более благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 16 -17 летнего возраста т. е. учащиеся 10кл., 14-15 летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции: раздражение обиду, проявление вербальной агрессии. Наблюдается повышенная тревожность, заниженная самооценка и т.п. Основной причиной возникновения негативных переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности со сверстниками и родителями.

Приложение 4

Примеры похожих учебных работ

Социально-психологический климат класса учащихся подросткового возраста

4 Рекомендации по созданию благоприятного социально-психологического климата класса учащихся подросткового возраста Заключение Список литературы Приложение Введение Подростковый возраст наверно самый сложный период в жизни ребенка, он играет .

Влияние самооценки на социометрический статус личности в старшем школьном возрасте

. школьном возрасте…………….16 1.2.4 Причины обращения к самооценке…………………………………….……17 1.3 Влияние самооценки на социометрический статус личности……………….18 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………20 2.1 Выбор методики . отношений психологи . школьный класс, .

Психолого-педагогические условия организации воспитательной работы в классе

. за рубежом, если педагог - психолог будет использовать в своей работе методы и приёмы организации воспитательной работы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности личности учащихся. Задачи исследования: 1. Рассмотреть отечественные .

Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности в старшем школьном возрасте

. этапом в формировании личности и ее социальном развитии. Помимо выше сказанного взаимосвязь социального статуса и самооценки старших школьников является ценным показателем для школьного психолога, позволяющим оценить темпы .

Психолого-педагогическое исследование личности с использованием специальных методик 2

Особенности организации коррекционной работы в классе для детей с тяжёлой интеллектуальной .

. системе работы с этой категорией учащихся являются . специальных методик, техники и других . программу для классов для детей . школьном возрасте. Обучение этих детей грамоте и счету занимает определенное место в общей системе учебно-воспитательной работы .


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7

Презентацию на тему "Психологический портрет моего класса" (6 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Экономика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 7 слайд(ов).

Слайды презентации

Психологический портрет моего класса

Предмет исследования: психологические характеристики: темперамент, характер, самооценка Объект исследования: учащиеся 6 класса

Предмет исследования: психологические характеристики: темперамент, характер, самооценка Объект исследования: учащиеся 6 класса

Психологический портрет — это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах. Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни. Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Как составить психологический портрет личности

Зачем используется психологический портрет личности?

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому портрету личности, заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать детскую психологию. Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Основные составляющие психологического портрета личности

Перед тем как обрисовать психологический портрет индивидуума, следует узнать, какие критерии его составляют. Каждый населяющий планету человек является индивидуальностью. Любому индивиду присущи базовые и программирующие характеристики. Базовые критерии — это темперамент, характер, а также способности индивидуума. Программирующие критерии – направленность, интеллект и самосознание.

Индивиды, в зависимости от восприимчивости, делятся на следующие типы:

Без труда вживаются в любую роль, умеют приспособиться к любой обстановке. Быстро принимают правильные решения.

Поступают согласно установленным правилам и законам. Хорошие исполнители.

Могут продемонстрировать неадекватное поведение. Не принимают иерархию. Являются авторами многих идей.

Составляющие психологического портрета личности:

Основывается на специфических особенностях нервной системы. Определяет модель поведения индивидуума. Его черты плохо поддаются корректировке. Существует 4 типа темперамента: сангвиники (уравновешенная психика, гибкое поведение, живость), холерики (эмоциональность, изменчивость настроения, жажда новизны), флегматики (инертность, уравновешенность, застенчивость), меланхолики (ранимая психика, пессимизм, уязвимая нервная система).

Это оригинальные особенности каждого индивида. Характер проявляется при коммуникации и в процессе общественной деятельности. На каждого индивида составляется характеристика на основании отношения к следующим аспектам жизни: труду (лень, трудолюбие), людям (общительность, замкнутость), себе самому (эгоизм, скромность), объектам материальной сферы (скупость, щедрость).

Это индивидуальные свойства индивидуума. Благодаря своим способностям люди добиваются успеха в определённой сфере жизни. Способности развиваются в ходе обучения.

В её основе лежит мотивация. Она определяет деятельность и поведение индивида. Направленность сфокусирована на какую-то задачу, общение или на самого себя. Одни индивиды стремятся удовлетворить свои физиологические потребности и обеспечить себе комфортные условия существования. Другие ищут себя в различных областях общественной деятельности, стараются реализовать свои творческие способности.

Её суть составляет непроизвольная реакция человека на внешние раздражители. Возникают помимо воли и желания индивида. Переживания по поводу определённой ситуации отображают глубину значимости для индивидуума различных событий. Волевая личность должна уметь подавлять свои эмоции, не показывать окружающим свои истинные чувства.

Определяет уровень образованности индивидуума. Зависит от полученных знаний, возраста, специфики профессии. Благодаря интеллекту происходит оценка незнакомой ситуации, принятие важных решений, регулирование поведения. С помощью интеллектуальности индивид приспосабливается к новой обстановке, правильно выстраивает свои отношения с другими людьми. Интеллект — это способность мыслить рационально, а действовать целесообразно ситуации.

Умение общаться — важная черта характера. В общении раскрываются индивидуальные особенности людей. Благодаря коммуникации, происходит передача информации, сведений о чувствах, мыслях, знаниях субъектов разговора.

На основании самоанализа у индивида вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к собственной персоне. Самооценка бывает адекватной, завышенной или заниженной. Индивид оценивает собственные способности, достижения, своё место в обществе.

Если вы выявили у себя заниженную самооценку, то вам стоит обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Качества характера влияют на жизнь и поступки людей. Волевые индивидуумы самостоятельно принимают решения, не боятся трудностей, они решительны и настойчивы. Безвольные люди часто слабохарактерные. Таким индивидам не удаётся реализовать себя в обществе, хотя они обладают всеми необходимыми для успеха знаниями и способностями.

Воспитанность человека и умение вести в обществе зависят от самоконтроля. Люди, не умеющие контролировать свои чувства, слова, поведение не способны выстроить с окружающими дружеские или партнёрские отношения.

Различные индивиды обладают разной способностью к коллективному труду. Умение трудиться в команде — это способность подстраиваться под других людей, прислушиваться к иной точке зрения.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы — методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области — тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы — цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей — методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).

Содержание психологического заключения:

  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает методику тестирования, которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

психологический портрет личности: образец написания готовый

Психологический портрет личности: 10 главных составляющих

Человека встречают по одёжке, а провожают по уму. Прописная истина, тем не менее так оно и есть на самом деле. Обычно мы знакомимся с незнакомым человеком и вольно-невольно составляем ему свою характеристику. Она может отличаться от мнения других. Людям свойственно вести себя по-разному в некоторых ситуациях.

Манеры, привычки, мимика, жесты, обороты речи, поведение личности расскажут нам о нём больше, чем его знакомые или близкие. Умение читать такие сигналы присуще не каждому из нас. Этим надо заниматься и практиковаться. Но не все мы профессиональные разведчики или психиатры. Порой ложь весьма трудно отличить от правды. Но зная определённые сигналы можно хотя бы поверхностно дать незнакомцу подробный психологический портрет.

Попробуем сегодня сообща определить основные черты и характеристики, присущие людям. Приступим.

Приблизительно так выходит всегда

Наша психика — это уникальнейшее сочетание десятков тысяч мелких характеристик. Все они обусловлены наследственными генами, образом жизни, жизненными привычками, воспитанием, опытом и многими иными факторами. А так как они у всех разные, то и реакция индивидуума может быть разная на одни и те же события.

Немного зная человека можно попытаться спрогнозировать его возможное поведение в той или иной определенной ситуации. Именно поэтому при помощи этого приёма мы можем предугадать реакцию с большой вероятностью точности. Особенно помогает в криминалистике.

Для чего он нужен?

Пройдя определённые тесты и ответив на вопросы, человек предстаёт перед нами в совершенно новом обличье. Мы сможем узнать о нём больше, чем за годы общения.
Он позволяет узнать следующую информацию:

Перечислим их подробнее.

  1. Темперамент. Всем нам хорошо известно, что существует четыре типа людей: флегматики, холерики, меланхолики и сангвиники. Исходя из своих предпочтений сразу можно отсеять неподходящие кандидатуры по темпераменту.
  2. Характер. Он определяется исходя из индивидуальных особенностей, которые формируются под воздействием главного типа темперамента, привычек, родительского воспитания, жизненного опыта и иных факторов. Здесь 4 группы:
  • скромность, способность правдиво оценивать себя, вера в свои силы, самокритичность, наличие тщеславия, здоровый эгоизм и пр. (т.е. отношение к самому себе);
  • общительность, дружелюбие, отзывчивость, доброта, чуткость (отношение к другим);
  • трудолюбие, добросовестность, наличие личных творческих способностей, проявление инициативности (отношение к труду);
  • бережливость и опрятность (отношение к вещам).

Предлагаем Вашему вниманию неплохое видео на нашу сегодняшнюю тему:

3 и 4. Мотивация и способности. Мотивация является важнейшим психофизиологическим стимулом, который оказывает мощное влияние на дальнейшее поведение личности. Многие считают её абстрактной, но это совершенно неправильно. Всем нам нужны не только деньги, но и признание способностей и умений. Она делится на внешнюю и внутреннюю.

Совокупность свойств, которые позволяют осуществить разные виды деятельности называют способностями. Тут присутствуют приобретённые знания и навыки, способность овладевать новыми. Зависят от одарённости и склонности.

Научные обоснования

5. Эмоциональность. Ответом нашей нервной системы на внешние раздражители являются эмоции. Они прямо зависят от свойств темперамента, но подвержены и влияниям других факторов.

6. Интеллектуальность. Человеку свойственно принять рациональные решения и трезво оценивать возникшую ситуацию, даже несмотря на её видимую глупость. Это весьма сложная характеристика, у которой большое число составляющих.

Так мы сможем добиться результатов

Множество ученых, которые исследуют когнитивные способности человечества, выделяли некоторые типы интеллекта:

• связанные с математической;
• логичные;
• межличностные;
• телесно-кинестетические;
• внутриличностные;
• натуралистические и т.п.

Этот список периодически изменяется. Когда человек не сильно красноречив, может казаться глупым в глазах окружающих, то это говорит нам лишь о том, что у него не сильно развит вербальный интеллект. Но это совсем не говорит о других его компонентах.

7. Умение общаться с другими. Очень важная составляющая. Оно оказывает мощное влияние на межличностные взаимоотношения и работу с коллективом. Коммуникативные навыки развиваются у всех по-разному.

8. Волевые качества лидера. Этот показатель отражает насколько человеческий рассудок может управлять его разными действиями. Чем он могучей, тем нам легче проконтролировать свои действия, не предаваться лени, нарочитым соблазнам и обычным людским слабостям. Волевые люди могут активно трудиться, потому что знают, что это им необходимо. Слабовольные же потакают ежеминутным слабостям.

9. Уровень личного контроля. Все мы можем контролировать свои мысли и эмоции. У одних это получается лучше, чем и других. При высоком уровне самоконтроля большая возможность противостоять навязчивым мыслям, страхам и негативным раздражителям. Это вплотную зависит от волевых качеств. Не каждый может стать лидером и повести народ за собой.

10. Самооценка. Самооценка может быть завышенной и заниженной. Уметь адекватно себя оценивать дано не всем. Очень хорошо, когда она адекватная и позволяет правильно оценить свои способности.

Алгоритмов может быть несколько

Заключение

Стоит заметить, что здесь крайне важна неангажированность и объективность. Именно тогда готовые характеристики получатся достаточно достоверными.

News image

С давних времен люди учились читать друг друга как книги. Казалось бы, возможность заглянуть в черепную коробку своему собеседнику могла бы серьезно упростить жизнь всем вокруг. Сегодня наука психология обладает целым арсеналом методов, которые позволяют приоткрыть завесу тайны над внутренним миром человека.

Давайте вместе рассмотрим, что такое психологический портрет личности и как его “рисуют”.

Определение

Психологический портрет – подробная характеристика личностных особенностей человека. Она учитывает как врожденные особенности нервной системы, так и приобретенные в процессе жизни черты. Психологический портрет позволяет с высокой точностью предсказывать поведение человека, его реакции на различные ситуации и стимулы.

Для составления психологического портрета используются различные диагностические методики: тесты, опросники, эксперименты, интервью.

Психика человека – очень сложный механизм. Она состоит из множества компонентов, которые переплетаются между собой. Из их переплетения формируется рисунок личности, уникальный и неповторимый, как отпечаток пальца.

Внутренняя структура психики опосредует внешнее поведение и объясняет, почему в конкретных ситуациях человек действует так, а не иначе.

Зная человека много лет, мы можем достаточно точно предсказывать его поведение. Но как быть, если данные нужно получить быстро и нет времени и возможности общаться с человеком долгое время? В этом случае на помощь приходит психологический портрет.

Для чего он нужен

Психологический портрет используют в своей работе психологи, психиатры, педагоги, криминалисты, HR-специалисты. У каждого из них свой подход к диагностике основных параметров и свой инструментарий.

Все они также преследует разные цели. Психологи составляют портрет, чтобы выявить сильные и слабые стороны клиента, его внутренние противоречия, травмы и разработать стратегию решения проблем. Педагогам он нужен, чтобы подобрать оптимальную модель обучения. Криминалистам – чтобы лучше понять личность преступника. HR-специалистам – чтобы определить, соответствует ли соискатель предложенной должности.

А для чего обычному человеку, чья деятельность не связана ни с одной из этих сфер, нужно составлять психологический портрет?

Казалось бы, никто не может знать человека лучше него самого. Как бы не так! Наше восприятие самих себя сильно искажено. На него оказывают влияние психологические защиты, ложные убеждения, детские травмы и прочий психологический мусор.

Качественные диагностические методики способны обойти все эти факторы и выдать максимально объективный и чистый результат.

Применять его можно будет в следующих целях.

Психологический портрет позволит взглянуть на себя со стороны и увидеть то, что было скрыто от саморефлексии. Это даст вам кучу новых возможностей в плане работы над собой.

Не все люди легко могут определиться с выбором сферы деятельности. А ведь это самый важный и судьбоносный выбор в жизни. От него зависит счастье и благополучие человека. Психологический портрет поможет определить, в каких видах деятельности вы сможете раскрыться лучше всего.

При выборе партнера для совместной жизни или для бизнеса неплохо бы ознакомиться с его психологическим портретом. Это поможет построить гармоничные отношения, правильно распределить роли, обойти подводные камни при взаимодействии. Может, такой подход и кажется слишком прагматичным, но он действительно работает.

Зная особенности ваших клиентов или партнеров, вы сможете выработать стратегию взаимовыгодного сотрудничества.

Как составить: разбираем основные компоненты

Составление психологического портрета – дело непростое и хлопотное. Лучше всего с этой задачей справится специалист. Но вы можете попробовать составить его самостоятельно. Для этого нужно знать, какие компоненты измерять и исследовать.

Всего их можно выделить 10:

  1. темперамент,
  2. характер,
  3. способности,
  4. самооценка,
  5. коэффициент интеллекта,
  6. мотивация,
  7. эмоциональность,
  8. коммуникативность,
  9. волевые качества,
  10. саморегуляция.

Давайте разберем каждый компонент подробно.

Темперамент

Темперамент – совокупность врожденных свойств нервной системы, определяющих скорость и интенсивность реакций на различные стимулы. Темперамент не меняется в течение жизни. Он является своеобразным скелетом, на основе которого формируется характер.

Психологи выделяют 4 типа темперамента. Определить, к какому типу вы относитесь, можно с помощью специальных тестов.

Самых ярких представителей каждого темперамента видно невооруженным взглядом:

    . Этот тип темперамента характеризуется стабильностью и интровертированностью нервной системы. Флегматики спокойны, невозмутимы, работоспособны, рассудительны. . Экстраверт со стабильной нервной системой. Сангвиники общительны, дружелюбны, активны, оптимистичны. Эмоциональный фон чаще всего положительный. Считается самым благоприятным типом темперамента. . Экстраверт с нестабильной нервной системой. Представители данного типа вспыльчивы, неуравновешенны, склонны к резким перепадам настроения. Эмоциональный фон чаще отрицательный, чем положительный. . Тип темперамента, характеризующийся интровертированностью и нестабильностью нервной системы. Меланхолики крайне чувствительны, ранимы, мнительны, склонны к негативным переживаниям.

Характер

Характер – совокупность устойчивых черт, которые формируют единую систему и определяют поведение человека. Характер формируется на основе врожденных свойств психики в процессе взросления, воспитания и социализации.

Выделяют три ведущие группы черт характера:

  1. Отношение к самому себе. Сюда относятся такие черты, как гордость, скромность, честь, чувство собственного достоинства, тщеславие, гордыня и т. п.
  2. Отношение к другим людям. Эта группа объединяет такие черты, как коммуникабельность, отзывчивость, чуткость, уважение, замкнутость, снобизм, черствость, бездушие.
  3. Отношение к деятельности. Черты, проявляющиеся в профессии и труде: активность, ответственность, трудолюбие, креативность, прокрастинация, пассивность, лень.

Способности

Способности – совокупность внутренних характеристик, определяющих успешность человека в конкретных видах деятельности. Способности можно понимать двояко. С одной стороны, это особенности протекания психических процессов, которые повышают эффективность усвоения знаний и навыков. С другой – это уже имеющиеся у человека знания, умения, навыки.

Самооценка

Самооценка является одним из основных компонентов личности, поэтому она обязательно должна быть включена в психологический портрет.

Самооценка отражает адекватность восприятия человеком своего ”Я”, его оценку своих способностей, достижений, внутренних и внешних характеристик. Чем реалистичней и устойчивей самооценка, тем лучше человек приспособлен к жизни.

Коэффициент интеллекта

Интеллект – сложная многокомпонентная структура. Он нужен человеку, чтобы адекватно оценивать ситуацию и принимать верные решения.

Измерение уровня интеллекта представляет определенную сложность. Чаще всего понятие “интеллект” отождествляют с умением мыслить логически, но это не совсем верно. Сегодня ученые выделяют множество различных видов интеллекта: математический, логический, натуралистический, телесно-кинестетический, межличностный и другие.

Уровень развития интеллекта во многом зависит от уровня развития когнитивных функций: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Мотивация

Мотивационная сфера отвечает за направленность личности. Это то, что опосредует поведение человека, побуждает его совершать различные действия для достижения желаемого результата. Мотивация связана с потребностями и ценностями человека.

Можно выделить два основных мотивационных паттерна, присущих человеку: мотивацию достижения успеха и мотивацию избегания неудач. Первый тип считается здоровым и продуктивным. Человек фокусируется на цели и целенаправленно движется к ней. Второй же ведет к фрустрации и тревожности.

Эмоциональность

Эмоциональность напрямую зависит от темперамента. Флегматики обычно спокойные и сдержанные, сангвиники жизнерадостные и веселые, холерики вспыльчивые, а меланхолики депрессивные.

Кроме темперамента на эмоциональную сферу накладывают отпечаток волевые качества личности, уровень саморегуляции, модели поведения, приобретенные в детстве.

Коммуникативность

Коммуникативные навыки очень сильно влияют на качество жизни. Поэтому их обязательно учитывают при составлении психологического портрета. Человек может по-разному проявлять себя в общении. В каких-то ситуациях он может быть гиперобщительным и открытым, а в каких-то – настороженным и замкнутым.

Волевые качества

Воля – способность человека проактивно управлять своим вниманием.

В отличие от всех перечисленных компонентов врожденные особенности оказывают минимальное воздействие на формирование волевых качеств. Воля формируется под влиянием среды в процессе активной деятельности. Это сфера, на которую человек может целенаправленно влиять.

Саморегуляция

Саморегуляция отражает, насколько человек способен управлять своими состояниями и эмоциями.

Чем лучше она развита, тем осознаннее индивид реагирует на различные ситуации. Человек с хорошей саморегуляцией никогда не будет действовать себе во вред под влиянием сильных эмоций. Все его действия четко выверены и сопоставлены с конечной целью.

Инструменты для составления психологического портрета

Итак, вы решили взяться за составление психологического портрета самостоятельно. Без специальных диагностических инструментов не обойтись. К счастью, в интернете собрано множество методик, которые можно пройти онлайн, в том числе и профессиональных.

Предлагаем вам два пути на выбор: пройти готовый тест или самостоятельно подобрать методики, проанализировать результаты и интегрировать их в единую систему. Первый путь простой, но недостаточно достоверный и точный. Второй вариант сложнее, но и результаты будут гораздо более показательными. Выбор за вами.

Тем, кто решит пойти первым путем, предлагаю 4 готовых теста:

Для тех, кто предпочитает второй путь, у нас на сайте есть отличные тематические подборки тестов, с помощью которых можно получить детальный и глубокий психологический портрет:

  1. 30+ самых достоверных психологических тестов. Здесь есть тесты на определение темперамента, преобладающих черт характера, психологического возраста, социальных навыков, а также специальные тесты для диагностики ребенка. Тесты универсальные – подойдут взрослым и подросткам, мужчинам и женщинам.
  2. Лучшие тесты на IQ. 15 различных тестов на определение уровня интеллекта и оценку умственных способностей.
  3. Тесты на эмоциональный интеллект. Уникальные методики для всесторонней оценки эмоциональной сферы человека.

Пример готового психологического портрета

Чтобы вам было понятно, как должен выглядеть психологический портрет, приведём готовый образец портрета всем известного литературного персонажа. К сожалению, продиагностировать его с помощью специальных методик возможности нет, поэтому выводы придется делать на основе описания автора.

Евгений Онегин – личность яркая и противоречивая. Он умен, образован, обеспечен, но при этом фрустрирован во всех сферах жизни. Большую часть времени он пребывает в апатии. Герой очень быстро теряет интерес ко всему, за что берется, и возвращается в привычное состояние скуки.

Это можно объяснить слаборазвитыми волевыми качествами и мотивационной сферой. Получив богатое наследство, он имеет возможность вести праздный образ жизни, ни в чем себе не отказывая. Вместо того чтобы вкладывать силы в развитие и полезную деятельность, Онегин щеголяет на балах и коллекционирует влюбленных в него девушек.

Из повествования мы узнаем о жестокости и цинизме Евгения. Он не брезгует интригами и очень грубо обходится с чувствами близких ему людей. За циничной маской он пытается скрыть собственную ранимость и терзающие его внутренние противоречия.

Заключение

Психологический портрет – эффективный инструмент исследования психики человека, позволяющий получить представление о ее основных врожденных и приобретенных особенностях. Он позволяет поближе познакомиться с самим собой, получить представление о собственных слабых и сильных сторонах, выбрать оптимальный вид деятельности, гармонизировать отношения с окружающими и многое другое.

Мы рассмотрели 10 компонентов личности, на исследование которых опираются при составлении психологического портрета. Вы можете самостоятельно продиагностировать их с помощью специальных тестов и попытаться составить свой психологический портрет, а можете попросить близкого человека помочь вам в этом.

Читайте также: