Как сделать прозу в постановку

Обновлено: 07.07.2024

Инсценировка как перевод драматургического материала из одной художественно-образной системы в другую

Первыми опытами в инсценировании литературных произведений относятся к эпохе Средневековья. На Западе церковная служба при открытом алтаре и при неустойчивости текста служебника, допускала драматический элемент, в гораздо большей степени, чем православная служба. Первоначально религиозные представления и назывались службами (officia). Они состояли из слов Св. Писания и церковных гимнов, разыгрывались исключительно церковнослужителями (officiales), исключительно в церкви и на латинском языке. Постепенно они секуляризуются: текст Св. Писания перелагается в стихи и сообщается вставками. Далее стали допускаться припевы на народном языке, который впоследствии вытесняет латынь. Параллельно с этим к клирикам примешиваются светские актеры, вначале для изображения лиц низких и нечестивых, затем и всех других. Развившаяся таким образом литургическая драма (IХ в.) выходит на паперть, затем на церковный двор, на городскую площадь и становиться полулитургической (XII в).

Расцвет мистериального театра, развившегося от полулитургической драмы, приходится на XV - XVI вв. Авторами этих представлений являлись богословы, юристы, врачи. Мистериальная драматургия разделялась на три цикла: Ветхозаветный; Новозаветный; Апостольский;

Так во время мистериальных постановок выделяются некоторые принципы инсценировки:

  • - За основу берется уже написанный материал.
  • - Из него выбираются определенные эпизоды, для инсценирования.
  • - Инсценируется в основном действие, т. к. Библейские сюжеты содержат мало прямой речи.
  • - Возникающая проблема смысловой и сценической связи отдельных эпизодов решается посредством отдельных мест действия (беседок), за счет механического переноса действия (но это все же театральный прием);

С другой стороны эта проблема не стоит так остро, т.к. предполагается, что сюжет Библейских преданий заранее известен зрителю. Отсюда все внимание зрителя концентрируется на самом представлении (representation), а не на дискурсе постановки.

Мистериальные представления расширили тематический горизонт средневекового театра, ее опыт был использован позднейшими жанрами театра. Церковь, шокированная постепенной эволюцией мистерий в направлении бурлеска, запретила в 1548 г. подобные представления на религиозные темы, но традиция продолжала существовать и оказала значительное влияние на елизаветинский (Марлоу, Шекспир) и испанский (Кальдерон) театры.

Этот спектакль репетировался 2 месяца и было проведено около 150-180 репетиций.

Лужский придумал прием инсценировки. Было решено ввести чтеца, который: - повествовал о ходе событий; - осуществлял связки между сценами;

- комментировал действие по ходу сцены, усиливая общее эмоциональное впечатление.

Такое интенсивное развитие подобных представлений привело к выработке определенных приемов и традиций в постановке.

Текст и роль - элементарные, чтобы их смогли исполнить любой красноармеец или рабочий. Стремление осложнить разработку роли, приводит к необходимости приглашать профессиональных актеров.

Пространственные решения - случайная площадка (зал, сцена, улица, площадь, Зимний дворец и т.д.). Разбивка мест действия на несколько площадок, последовательное и симультанное ведение действия на них

Оформление - живописные декорации на природе смотрятся вычурно, поэтому используются различные плакаты, лозунги, конструкции.

Разработка сценария. Весь процесс работы над сценарием состоит из нескольких этапов: - режиссерская группа устанавливает общий каркас предстоящего представления.

  • - разработка деталей текста и действия.
  • - сведение воедино.
  • - написание сценария.

Клубные инсценировки той эпохи ничем не отличались от вышеназванных, но ставились преимущественно в небольших клубных залах и располагали скромным количеством участников. Но клубная инсценировка являлась не наспех сколоченным представлением, но методологически планово подготавливаемым мероприятием. Она могла являться воспроизведением реальных действий, слов и демонстрированием подлинных трудовых процессов, либо игровым воспроизведением, либо сочетать в себе и то, и другое. Процесс работы над инсценировкой в данном случае состоял из:

  • - составление сценария;
  • - изучение территории действия
  • - организация исполнителей;
  • - оформление постановки;

Едва ли можно предложить готовый рецепт создания инсценировки. Методов работы над ней довольно много. Каждый автор, каждый режиссер ищет свой путь, свой творческий метод переноса литературного материала или каких-то событий на сцену. Но если подходить к этой проблеме с методологических позиций, то всю работу над инсценировкой можно разделить на три этапа:

Исходя из этих положений, мы можем разработать метод работы над инсценировкой. Он заключается в следующем:

1. Выбор материала.

Он зависит от личной темы. На этом этапе необходимо остановиться на вопросе что хочется сделать, пусть не останавливает как, это потом решается.

Одной из главной составляющей сценария любого мероприятия являются подводки к концертным номерам. Эти небольшие по объему тексты в стихах или в прозе помогают сделать номер интереснее и ярче.

Недостаточно выйти на сцену и просто рассказать красивый стих в честь торжества: нужно знать, как связать номера между собой, как подвести и подготовить публику к номеру.

Приветственные слова ведущего на концерте

Главную роль играют вступительные слова ведущего на концерте, ведь очень важно захватить внимание зрителя с первого момента.

Ведущий концерта

Для того, чтобы правильно начать концерт и заинтересовать приглашенных, ведущий должен владеть ораторским мастерством и следовать заранее составленному сценарию.

Большинство ораторов используют стандартную схему приветствия.

Ведущий приветствует собравшихся зрителей:

Далее нужно озвучить цель и название мероприятия.

Пример для праздника Дня Победы:

Подводка к началу концерта

Праздник ко Дню матери можно начать четверостишием о маме:

«День Матери – достойный, добрый праздник,

Который входит солнышком в семью.

И не приятно разве каждой маме,

Дать понять зрителю, зачем он пришел на концерт, и почему это так важно:

Рассказать вкратце о самом мероприятии и что входит в концертную программу. Например, танцы, песни или небольшие постановки.

Огласить, кто из знаменитостей, экспертов или политиков приглашен на данное мероприятие.

Рассказать, какие вопросы будут затронуты в ходе концерта. Например, концерт посвящен ветеранам войны или ностальгии по Советскому Союзу.

И последний этап: можно закончить вступление и передать слово другому ведущему или начать выступление сразу.

Во время произнесения речи нужно не забывать о самой аудитории: ведущий должен упомянуть о вкладе зрителей, объяснить, почему их присутствие имеет огромное значение.

Концертные вставки и связки между номерами

На каждом концертном номере должен присутствовать не только ведущий, но и конферансье. О человеке, исполняющем эту роль, мало кто знает, но без него мероприятие обречено на провал.

Конферансье

Задача конферансье состоит в том, что в перерывах между выступлениями артистов он ведет со зрителями диалог, пытается разрядить обстановку и поддерживает интерес аудитории до последнего номера.

Например, это может быть стих:

«Мне приветствовать вас и легко, и хитро,

Я на сцене стою в двух шагах от метро.

Вся страна моя праздником общим живет,

Вот и к нашей эстраде подходит народ.

От лихой непогоды нас, Господь, сбереги!

После этого можно объявить песню, танец или передать слово второму ведущему.

Как объявить танец на концерте

Если в программе концерта присутствуют танцевальные номера, возникает необходимость объявить выступающих оригинально и интересно. В этом поможет фантазия ведущего, ведь просто назвать имя и фамилию хореографа или псевдоним группы недостаточно.

Подводка к танцам

Любой детский танец можно сопроводить словами:

«Пусть вновь музыка звучит!

Кто танцует, кто стоит,

Спинкой стенку подпирает,

Не танцует, не играет!

Скромность нынче не для вас,

Как объявить песню на концерте

Объявление о выступлении певца зависит от разновидности концерта. Если это сольный концерт, который посвящен одному исполнителю, не стоит выходить на сцену и объявлять каждый раз о выступающем и его номере.

Объявление песни

Но если это, например, концерт художественной самодеятельности для детей или взрослых, нужно будет объявлять о выходе каждого коллектива и исполняемой им песни.

Подводка к песне о любви:

«Любви не нужно громких слов,

Их нужно сердцем говорить.

В ней неба ширь без берегов,

«Я зверей и птиц люблю.

Я зверей и птиц леплю.

Я слепила попугая –

На ворону он похож.

Отчего - сама не знаю -

Вместо кошки вышел еж.

Потрудилась я немало,

Чтоб лиса лисою стала.

А кита вчера лепила –

Подводки к частушкам на концерте

Для того, чтобы привнести разнообразия в номер и развеселить публику, можно написать подводку, которую нужно произносить перед частушками или песнями. Подводка – это небольшой по объему текст в прозе или стихах.

Частушки

Что нужно упомянуть при написании подобного текста? Если участник выступает с мамой, можно в подводке упомянуть о том, как сильно он ее любит.

«Мамуль, иди сюда скорее,

"Дочурка с мамой"- наш дуэт!

На свете нет тебя милее,

Стихотворные подводки к песням

Перед тем, как спеть песню, выступающий может рассказать веселую стихотворную подводку, чтобы развеселить зрителей. Тема подводки зависит от текста народной песни и того, с кем поет участник.

Ведущие концерта

В стихотворной подводке можно упомянуть своего напарника, пошутить, обратить внимание на обстановку или сделать небольшой анонс песне.

«Вместе мы не огорчаемся,

Все друг другу улыбаются

И с отличным настроением

Заключительные слова ведущего на концерте

Концовка праздничной программы также очень важна, так как от этого зависит, в каком настроении зрители покинут зал. Заканчивает ряд выступлений тот, кто их начал – ведущий или конферансье.

Завершение концерта

Для этого ему нужно придумать финальное обращение к зрителям, которое будет содержать красивые слова и запомнится аудитории надолго.

Что необходимо упомянуть в конце праздника? В первую очередь нужно напомнить зрителям, кто выступал на концерте, и выразить им отдельную благодарность.

Например, если концерт устраивали в честь 8 марта, можно завершить мероприятие так:

Завершить мероприятие можно эффектным слоганом или цитатой известного писателя:

«Не говори, что мир печален,

Не говори, что трудно жить,

Умей средь жизненных развалин

Также можно завершить мероприятие стихом:

«Добра и счастья вам без края,

Чтоб сердце билось без помех,

Работа спорилась любая,

Во всем сопутствовал успех!

Концерт наш подошел к концу.

И вот, что получается,

Все хорошо, что хорошо кончается!



Четких стандартов на тему — как оформить текст пьесы — не существует, но есть определенные традиции и здравый смысл — на них и будем опираться.

Сразу отмечаем, что форматы в России и за рубежом отличаются, и ниже мы рассмотрим оба, чтобы у вас была возможность подстроиться под вашу целевую аудиторию.

Есть большая разница в том, кому вы отправляете текст пьесы. Завлит, скорее всего, будет читать электронную версию, и ему не нужны титульные листы. А если ваше произведение будут распечатывать (режиссер и актеры работают с бумагой), то тут уже требуются и титульный лист, и нумерация страниц, и колонтитулы.

Если есть возможность, используйте программы, предназначенные для написания пьес. Многие программы для сценаристов тоже годятся.

Как уже было выше сказано, титульный лист нужен только если вашу пьесу будут распечатывать. Если вы отправляете ее завлиту по электронной почте, то просто сверху в центре строки пишите свое имя и название произведения, а далее, после пары отступов вниз, пойдет список актеров.

Если вы отправляете пьесу на перевод, то ее нужно оформлять как для распечатки — с титульным листом и пр.

Итак, как оформить титульный лист?

Четыре отступа сверху, имя (псевдоним) автора и название пьесы заглавными буквами. Ниже указываем, что это за пьеса.

Выделять жирным шрифтом ничего не надо. Я это делаю для того, чтобы отделить текст статьи от примеров.

историческая драма в четырех актах

Если это мюзикл, то порядок расположения строк обратный:

Мюзикл в четырех актах

Автор текста — Эльвира Барякина

Композитор — Ждан Неизвестный

Если вы заключили контракт с театром, но вас попросили переделать пьесу, то ниже указываем “Второй вариант”. Если это это первая и единственная версия, то писать об этом не надо.

В нижнем правом углу в столбик пишем: ваши настоящие ФИО, адрес, телефон, имейл, адрес своего сайта.

Имена героев пишем заглавными буквами; описание персонажей — как обычно.

Начинаем с главных героев. Если описание длиннее одной строки, делаем обратный отступ в полдюйма.

Указываем возраст, пол (если это не очевидно) и другие важные характеристики: профессию, обстоятельства, родственные отношения и пр. Отмечаем, если один и тот же актер должен играть двух персонажей, или если в пьесе должны участвовать дети и животные.

ВАСИЛИЙ ПУПКИН, 33 года, офисный работник

АНЖЕЛИКА ИВАНОВНА, 55 лет, его мать. Работает начальницей почтового отделения. Полная, громко разговаривает.

МАРГО, 21 год. Девушка-эмо. Работает на ложко-вилочном заводе загибательницей зубчиков.

Что НЕ включать:

* Номер страницы, если ваша пьеса предназначена для распечатки (список действующих лиц — это служебный лист),

* Подробные описания героев (пусть режиссер, гримеры и актеры сами создают подробности образа).

Если вы пишете мюзикл, то на следующем служебном листе перечисляются музыкальные номера и имена персонажей, которые их исполняют. Их можно разместить либо в таблице с невидимыми полями, либо по строкам.

Перечень музыкальных номеров

В некоторых случаях добавляется еще один служебный лист — “Время и место”. Оформляется он так:

Планета Марс, шахты по добыче “магии” — полезного ископаемого, которое помогает перемещаться в пространстве и времени.

2250 год. Три дня в апреле.

Ниже идет перечень сцен — либо построчно, либо в виде таблицы с невидимыми полями.

Сцена 1 У заброшенного колодца —зимнее утро

Сцена 2 В каморке дядюшки Пончика — обеденное время

Сцена 3 На кладбище — 2 часа дня

Как оформлять текст пьесы

Железных правил насчет оформления текста пьесы не существует, но можно придерживаться следующих рекомендаций:

Текст может быть разбит на акты (действия) и сцены (явления) — с указанием локаций и с необходимыми пояснениями — кого из персонажей мы видим на сцене, кто где стоит и как выглядит. Как именно разбивать свое произведение и как называть его отдельные части решает сам автор.

Слова “Акт”, “Сцена”, “Явление”, “Действие” пишутся посередине строки. Их можно оформить примерно так:

Комната в доме городничего

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных.

Пояснения перед той или иной сценой оформляются курсивом и выделяются жирным шрифтом.

Пояснения по тексту даются по центру с отступом сверху и снизу.

ГОРОДНИЧИЙ. Да говорите, ради бога, что такое? У меня сердце не на месте. Садитесь, господа! Возьмите стулья! Петр Иванович, вот вам стул.

Все усаживаются вокруг обоих Петров Ивановичей.

Ну, что, что такое?

В пояснения должно быть включено только то, что зритель видит на сцене. Если в пояснениях вам надо указать “справа” или “слева”, помните, что имеется в виду правая и левая сторона актеров, а не сидящих напротив них зрителей.

Имена персонажей пишутся либо заглавными буквами либо выделяются жирным шрифтом.

ГОРОДНИЧИЙ. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

АММОС ФЕДОРОВИЧ. Как ревизор?

АРТЕМИЙ ФИЛИППОВИЧ. Как ревизор?

Если нужно, чтобы актер сделал ударение на каком-либо слове, выделяем данное слово курсивом.

БАБУШКА: А пирожки-то сгорели!

Если герои говорят одновременно, разбиваем страницу на две колонки:

Матильда приехала! Господи помилуй!

Если пояснения нужно дать во время монолога, вставляем их в скобках и выделяем курсивом.

ГОРОДНИЧИЙ. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Тексты песен в музыкальных спектаклях пишутся заглавными буквами или курсивом.

МУСЯ: Ни одна собака меня не любит. Родная мать и то норовит избавиться!

ТРАГИЧНАЯ СУДЬБА У ДЕВЫ,

ХОТЬ Я ТЕЛЕЦ ПО ГОРОСКОПУ.

Пьесу сохраняем в Word; шрифт — 12, Times New Roman или Arial; междустрочный интервал 1 или 1,5.Не используем красную строку, не форматируем по правому краю.

Поля сверху, снизу и справа — 1 дюйм, слева — 1,5 дюйма (это нужно для скоросшивателя, если вашу пьесу будут распечатывать).

Правила оформления пьесы для перевода

При оформлении пьесы для зарубежного театра можно придерживаться правил, которые существуют на англоязычном рынке.

(Утро. Богатый провинциальный особняк. За роялем сидит МУСЯ и неумело играет “Собачий вальс”).

Маман, у меня от ваших пианин дрожание пальцев делается. Как креститься в церкви буду? Поднесу руку ко лбу и сама себя нашлепаю.

(Показывает, как ее пальцы будут барабанить по лбу)

4. Если слова персонажа прерываются в конце страницы, то на следующем листе мы снова пишет имя героя заглавными буквами и в скобках помечаем: (продолжает). Никогда не разбиваем предложение и не переносим “хвост” на следующий лист. Не оставляем имя героя на одной странице, а его текст — на другой.

5. Не оставляем пояснения в конце страницы, а переносим их на следующий лист.6. Красную строку не используем.

7. Если пояснения нужно дать во время монолога, разбиваем слова персонажа, делаем отступ и пишем в скобках пояснения.

А может, я не хочу замуж? Может я докторицы пойду или еще куда? Вон мужик давеча на кране в порту работал, ужель я не справлюсь?

(Вытягивает правую руку, как стрелу крана, и поднимает вишню из вазочки на столе. По “правилам игры” руку сгибать нельзя, и Муся не может донести вишню до рта).

Нет, крановщиком быть неохота.

8. Не забываем указывать, чем кончается та или иная сцена или акт. Затемнением? Надо опустить занавес? Это указывается в скобках как пояснение.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Когда дело доходит до создания театральной постановки, то особая роль здесь отводится продюсеру спектакля. Роль продюсера хоть и отличается от остальных, но она не менее важна, чем роль режиссера. Продюсер, как правило, занимается финансовой стороной, материально-техническим обеспечением постановки, вопросами управления и раскрутки спектакля. Нередко он также может тем, или иным образом участвовать в решении художественных вопросов. Ниже вы сможете ознакомиться с детальными шагами на пути к созданию собственной театральной постановки.

Изображение с названием Produce a Play Step 1

  • Имейте в виду, что сценарий театральной постановки является интеллектуальной собственностью и зачастую требует лицензионных отчислений за его использование. Убедитесь, что драматург, который написал сценарий, осведомлен о том, что его работа станет достоянием общественности и не предъявит претензий за нарушение прав его интеллектуальной собственности. В подобных случаях лучше всего юридически оформленный контракт.

Изображение с названием Produce a Play Step 2

  • Некоторые продюсеры берут на себя роль режиссера. Это накладывает на человека колоссальную двойную ответственность, поэтому будьте очень осторожны, принимая подобное решение, особенно, если у вас недостаточно опыта.

Изображение с названием Produce a Play Step 3

  • Также в ваши обязанности как продюсера входит держать всех инвесторов в курсе того, как продвигается подготовка к премьере пьесы, уведомлять их обо всех серьезных производственных изменениях, прогнозах и т.д.

Изображение с названием Produce a Play Step 4

  • Стоимость использования этой площадки - на разных площадках будут разные правила эксплуатации, продажи билетов и т. д.
  • Обеспечивает ли площадка места для работы технического персонала и актеров (гримерки, билетные кассы, монтажные и др.).
  • Имеет ли площадку страховой полис.
  • Эстетические и акустические характеристики площадки.
  • История места, выбранного вами для проведения премьеры.

Изображение с названием Produce a Play Step 5

  • Сосредоточьте свои усилия на тех местах, где сосредоточено большое количество профессиональных или начинающих актерах (театральные школы, студии, художественные коллективы, талант-агентства и т.д.).

Изображение с названием Produce a Play Step 6

  • Имейте в виду, что некоторые площадки предоставляют собственный фронт персонала, в таком случае вы должны убедиться, что коллектив полностью укомплектован и все на своих местах или же, добрать недостающих сотрудников.

Изображение с названием Produce a Play Step 7

Актерский состав. Как правило, последнее слово на кастинге остается за режиссером, так как именно ему работать с актером от начала репетиций и до самой премьеры постановки. Однако, в зависимости от ваших отношений с режиссером, вы также можете принимать участие и влиять на результаты кастинга, особенно, если раньше вам уже доводилось заниматься творческой стороной постановочного процесса.

Читайте также: