Как сделать проверку на пустой файл си шарп

Обновлено: 08.07.2024

Для удобства обращения информация в запоминающих устройствах хранится в виде файлов.

Файл – именованная область внешней памяти, выделенная для хранения массива данных. Данные, содержащиеся в файлах, имеют самый разнообразный характер: программы на алгоритмическом или машинном языке; исходные данные для работы программ или результаты выполнения программ; произвольные тексты; графические изображения и т. п.

Каталог ( папка , директория ) – именованная совокупность байтов на носителе информации, содержащая название подкаталогов и файлов, используется в файловой системе для упрощения организации файлов.

Файловой системой называется функциональная часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами. Примерами файловых систем являются FAT (FAT – File Allocation Table, таблица размещения файлов), NTFS, UDF (используется на компакт-дисках).

Существуют три основные версии FAT: FAT12, FAT16 и FAT32. Они отличаются разрядностью записей в дисковой структуре, т.е. количеством бит, отведённых для хранения номера кластера. FAT12 применяется в основном для дискет (до 4 кбайт), FAT16 – для дисков малого объёма, FAT32 – для FLASH-накопителей большой емкости (до 32 Гбайт).


Рассмотрим структуру файловой системы на примере FAT32.

Файловая структура FAT32

Устройства внешней памяти в системе FAT32 имеют не байтовую, а блочную адресацию. Запись информации в устройство внешней памяти осуществляется блоками или секторами.

Сектор – минимальная адресуемая единица хранения информации на внешних запоминающих устройствах. Как правило, размер сектора фиксирован и составляет 512 байт. Для увеличения адресного пространства устройств внешней памяти сектора объединяют в группы, называемые кластерами.

Кластер – объединение нескольких секторов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Основным свойством кластера является его размер, измеряемый в количестве секторов или количестве байт.

Файловая система FAT32

Файловая система FAT32 имеет следующую структуру.

Нумерация кластеров, используемых для записи файлов, ведется с 2. Как правило, кластер №2 используется корневым каталогом, а начиная с кластера №3 хранится массив данных. Сектора, используемые для хранения информации, представленной выше корневого каталога, в кластеры не объединяются.
Минимальный размер файла, занимаемый на диске, соответствует 1 кластеру.

Загрузочный сектор начинается следующей информацией:

  • EB 58 90 – безусловный переход и сигнатура;
  • 4D 53 44 4F 53 35 2E 30 MSDOS5.0;
  • 00 02 – количество байт в секторе (обычно 512);
  • 1 байт – количество секторов в кластере;
  • 2 байта – количество резервных секторов.

Кроме того, загрузочный сектор содержит следующую важную информацию:

  • 0x10 (1 байт) – количество таблиц FAT (обычно 2);
  • 0x20 (4 байта) – количество секторов на диске;
  • 0x2С (4 байта) – номер кластера корневого каталога;
  • 0x47 (11 байт) – метка тома;
  • 0x1FE (2 байта) – сигнатура загрузочного сектора ( 55 AA ).


Сектор информации файловой системы содержит:

  • 0x00 (4 байта) – сигнатура ( 52 52 61 41 );
  • 0x1E4 (4 байта) – сигнатура ( 72 72 41 61 );
  • 0x1E8 (4 байта) – количество свободных кластеров, -1 если не известно;
  • 0x1EС (4 байта) – номер последнего записанного кластера;
  • 0x1FE (2 байта) – сигнатура ( 55 AA ).


Таблица FAT содержит информацию о состоянии каждого кластера на диске. Младшие 2 байт таблицы FAT хранят F8 FF FF 0F FF FF FF FF (что соответствует состоянию кластеров 0 и 1, физически отсутствующих). Далее состояние каждого кластера содержит номер кластера, в котором продолжается текущий файл или следующую информацию:

  • 00 00 00 00 – кластер свободен;
  • FF FF FF 0F – конец текущего файла.


Корневой каталог содержит набор 32-битных записей информации о каждом файле, содержащих следующую информацию:

  • 8 байт – имя файла;
  • 3 байта – расширение файла;


Корневой каталог содержит набор 32-битных записей информации о каждом файле, содержащих следующую информацию:

  • 8 байт – имя файла;
  • 3 байта – расширение файла;
  • 1 байт – атрибут файла:
  • 1 байт – зарезервирован;
  • 1 байт – время создания (миллисекунды) (число от 0 до 199);
  • 2 байта – время создания (с точностью до 2с):
  • 2 байта – дата создания:
  • 2 байта – дата последнего доступа;
  • 2 байта – старшие 2 байта начального кластера;
  • 2 байта – время последней модификации;
  • 2 байта – дата последней модификации;
  • 2 байта – младшие 2 байта начального кластера;
  • 4 байта – размер файла (в байтах).


В случае работы с длинными именами файлов (включая русские имена) кодировка имени файла производится в системе кодировки UTF-16. При этого для кодирования каждого символа отводится 2 байта. При этом имя файла записывается в виде следующей структуры:

  • 1 байт последовательности;
  • 10 байт содержат младшие 5 символов имени файла;
  • 1 байт атрибут;
  • 1 байт резервный;
  • 1 байт – контрольная сумма имени DOS;
  • 12 байт содержат младшие 3 символа имени файла;
  • 2 байта – номер первого кластера;
  • остальные символы длинного имени.

Далее следует запись, включающая имя файла в формате 8.3 в обычном формате.

Работа с файлами в языке Си

Для программиста открытый файл представляется как последовательность считываемых или записываемых данных. При открытии файла с ним связывается поток ввода-вывода . Выводимая информация записывается в поток, вводимая информация считывается из потока.

Когда поток открывается для ввода-вывода, он связывается со стандартной структурой типа FILE , которая определена в stdio.h . Структура FILE содержит необходимую информацию о файле.

Открытие файла осуществляется с помощью функции fopen() , которая возвращает указатель на структуру типа FILE , который можно использовать для последующих операций с файлом.


name – имя открываемого файла (включая путь),
type — указатель на строку символов, определяющих способ доступа к файлу:

  • "r" — открыть файл для чтения (файл должен существовать);
  • "w" — открыть пустой файл для записи; если файл существует, то его содержимое теряется;
  • "a" — открыть файл для записи в конец (для добавления); файл создается, если он не существует;
  • "r+" — открыть файл для чтения и записи (файл должен существовать);
  • "w+" — открыть пустой файл для чтения и записи; если файл существует, то его содержимое теряется;
  • "a+" — открыть файл для чтения и дополнения, если файл не существует, то он создаётся.


Возвращаемое значение — указатель на открытый поток. Если обнаружена ошибка, то возвращается значение NULL .

Функция fclose() закрывает поток или потоки, связанные с открытыми при помощи функции fopen() файлами. Закрываемый поток определяется аргументом функции fclose() .

Возвращаемое значение: значение 0, если поток успешно закрыт; константа EOF , если произошла ошибка.

Чтение символа из файла:


Аргументом функции является указатель на поток типа FILE . Функция возвращает код считанного символа. Если достигнут конец файла или возникла ошибка, возвращается константа EOF .

Запись символа в файл:

Аргументами функции являются символ и указатель на поток типа FILE . Функция возвращает код считанного символа.

Функции fscanf() и fprintf() аналогичны функциям scanf() и printf() , но работают с файлами данных, и имеют первый аргумент — указатель на файл.

Функции fgets() и fputs() предназначены для ввода-вывода строк, они являются аналогами функций gets() и puts() для работы с файлами.


Символы читаются из потока до тех пор, пока не будет прочитан символ новой строки ‘\n’ , который включается в строку, или пока не наступит конец потока EOF или не будет прочитано максимальное количество символов. Результат помещается в указатель на строку и заканчивается нуль- символом ‘\0’ . Функция возвращает адрес строки.


Копирует строку в поток с текущей позиции. Завершающий нуль- символ не копируется.
Пример Ввести число и сохранить его в файле s1.txt. Считать число из файла s1.txt, увеличить его на 3 и сохранить в файле s2.txt.

Считать число из файла

Результат выполнения — 2 файла

Работа с файлами в C++ описана здесь.

Добрый день. Подскажите пожалуйста, возможно ли в С++ читать содержимое только файлов имеющих в своём имени только цифры? Например читать: 56.txt, 78.txt,99.txt и т.д. И не читать hellou.txt. Если да какие библиотеки и функции нужно использовать? В интернете по обработке имен файлов мало инфы.

Возможно сделать проверку имени файла на соответствие формату. Но само имя файла задаётся пользователем.

Здравствуйте, я сделал посимвольный вывод текстового файла. Как можно реализовать запрет переноса слов в консоли?

Считать количество выведенных символов в строке и длину следующего слова. Если количество символов +длина слова больше 80, то нужно перенести строчку и начать вывод с новой строки. При этом пост вольный вывод не получится - придется использовать буфер (массив) для хранения следующего слова.

Исходный код примеров из этой статьи можете скачать из нашего github-репозитория.

Допустимо объявление строковых переменных через ключевое слово var :

Для объединения строк используется оператор +:

При работе со String следует помнить, что при переопределении значения переменной создается новый экземпляр строковой переменной в памяти. Поэтому, если вам нужно собрать строку из большого количества составляющих, то использование оператора + не самый лучший вариант. В этом случае будет происходить перерасход памяти: при выполнении операции объединения с присваиванием для очень большого количества подстрок, приложение может аварийно завершиться из-за того, что сборщик мусора не будет успевать удалять неиспользуемые объекты, а новые будут продолжать появляться с большой скоростью. Для решения этой задачи используйте StringBuilder , о нем будет рассказано в конце этого урока.

Создание и инициализация объекта класса String

Для дословного представления строки, для того чтобы проигнорировать управляющие последовательности, используйте префикс @ перед значением. Сравните вывод следующей конструкции:

Если требуется подготовить строковое значение с использованием набора переменных, то можно воспользоваться статическим методом Format класса String , либо префиксом $ :

Можно явно вызвать конструктор типа c передачей в него параметров. Самый простой вариант – это передать строку:

В качестве параметра может выступать массив Char элементов:

Ещё вариант – это указать элемент типа char и количество раз, которое его нужно повторить:

Для создания строки также можно использовать указатели на Char* и SByte* , но в данном уроке эта тема рассматриваться не будет.

Базовый API для работы со строками

В рамках данного раздела рассмотрим наиболее интересные и полезные методы и свойства класса String .

Объединение строк. Оператор +, методы Concat и Join

Сцеплять строки между собой можно с помощью оператора + , при этом, в результате объединения, будет создан новый объект:

В составе API , который предоставляет System . String , есть метод Concat , который может выполнять ту же работу:

Метод Concat позволяет объединить до четырех строк через прямое перечисление. Если нужно таким образом объединить больше строковых переменных и значений, то используйте оператор +. Полезным свойством Concat является то, что он может принять на вход массив элементов типа String и объединить их:

Для объединения элементов с указанием разделителя используется метод Join . В предыдущем примере, элементы в массиве sArr1 уже содержали пробел, это не всегда удобно, решим задачу объединения элементов, которые не содержат разделителей, с помощью Join :

В качестве разделителя можно использовать любую строку:

Поиск и извлечение элементов из строки. Оператор [], методы IndexOf, IndexOfAny, LastIndexOf, LastIndexOfAny, Substring

Для получения символа из строки с конкретной позиции можно использовать синтаксис подобный тому, что применяется при работе с массивами – через квадратные скобки []:

Для решения обратной задачи: поиск индекса первого (последнего) вхождения элемента или сроки в данной строке используются методы IndexOf , IndexOfAny и LastIndexOf , LastIndexOfAny .

В таблице ниже перечислены некоторые из предоставляемых System . String вариантов этих методов.

IndexOf(Char)

Возвращает индекс первого вхождения символа.

IndexOf(Char, Int32)

Возвращает индекс первого вхождения символа начиная с заданной позиции.

IndexOf(Char, Int32, Int32)

Возвращает индекс первого вхождения символа начиная с заданной позиции, проверяется указанное количество элементов.

IndexOf(String)
IndexOf(String, Int32)
IndexOf(String, Int32, Int32)

Назначение методов совпадает с перечисленными выше, но поиск выполняется для строки.

IndexOfAny(Char[])
IndexOfAny(Char[], Int32)
IndexOfAny(Char[], Int32, Int32)

Назначение методов совпадает с перечисленными выше, но выполняется поиск индекса первого вхождения любого из переданных в массиве элементов.

Last IndexOf([Char | String])
Last IndexOf ( [Char | String], Int32)
Last IndexOf ( [Char | String], Int32, Int32)

Возвращает индекс последнего вхождения символа или строки. Можно задавать индекс, с которого начинать поиск и количество проверяемых позиций. [Char | String] – означает Char или String

LastIndexOfAny(Char[])
LastIndexOfAny(Char[], Int32)
LastIndexOfAny(Char[], Int32, Int32)

Возвращает индекс последнего вхождения любого из переданных в массиве элементов.Можно задавать индекс с которого начинать поиск и количество проверяемых позиций

Для определения того, содержит ли данная строка указанную подстроку, а также для проверки равенства начала или конца строки заданному значению используйте методы: Contains , StartsWith и EndsWith .

Contains(Char)
Contains(String)

Возвращает True если строка содержит указанный символ или подстроки.

StartsWith(Char)
StartsWith(String)

Возвращает True если строка начинается с заданного символа или подстроки.

EndsWith(Char)
EndsWith(String)

Возвращает True если строка заканчивается на заданный символ или подстроку.

Задачу извлечения подстроки из данной строки решает метод SubString :

Substring(Int32)

Возвращает подстроку начиная с указанной позиции и до конца исходной строки.

Substring(Int32, Int32)

Возвращает подстроку начиная с указанной позиции с заданной длины.

Сравнение срок

Для сравнения строк можно использовать оператор сравнения ==, при этом будут сравниваться значения строковых переменных, а не их ссылки, как это делается для других ссылочных типов.

Для сравнения также можно использовать метод Equals , но это менее удобный вариант:

Модификация срок

Класс String предоставляет довольно большое количество инструментов для изменения строк.

Вставка строки в исходную в заданную позицию осуществляется с помощью метода Insert :

Для приведения строки к заданной длине с выравниванием по левому (правому) краю с заполнением недостающих символов пробелами используются методы PadLeft и PadRight :

Метод Remove удаляет подстроку из исходной строки. Возможны два варианта использования:

Remove(Int32)

Удаляет все символы начиная с заданного и до конца строки.

Remove(Int32, Int32)

Удаляет с указанной позиции заданное число символов.

Замена элементов строки производится с помощью метода Replace . Наиболее часто используемые варианты – это замена символа на символ и строки на подстроку:

Для преобразования строки к верхнему регистру используйте метод ToUpper() , к нижнему – ToLower() :

За удаление начальных и конечных символов отвечают методы, начинающиеся на Trim (см. таблицу ниже).

Удаляет символы пробелы из начала и конца строки.

Удаляет экземпляры символа из начала и конца строки.

Удаляет экземпляры символов из начала и конца строки.

TrimStart()
TrimStart(Char)
TrimStart(Char[])

Удаляет экземпляры символов из начала строки.

TrimEnd()
TrimEnd(Char)
TrimEnd(Char[])

Удаляет экземпляры символов из конца строки.

Методы и свойства общего назначения

Рассмотрим некоторые из полезных методов и свойств, которые не вошли в приведенные выше группы.

System.Length – возвращает длину строки:

System.Split() – разделяет заданную строку на подстроки, в качестве разделителя используется указанный через параметр символ (или группа символов):

System.Empty – возвращает пустую строку.

Форматирование строк

Под форматированием строк, в рамках данного раздела, понимается встраивание в строку различных элементом (число, дата и т.п.), представленных в заданном формате. Форматирование можно осуществлять с помощью метода ToString с передачей в него нужных описателей, метода Format , который, в качестве аргументов, получает строку со специальными вставками, определяющими представление элементов и непосредственно сами элементы.

Для начала рассмотрим на нескольких примерах работу с этими методоми:

Каждый элемент форматирования представляется следующим образом:

где index – это индекс элемента, которым будет замещена данная конструкция;

alignment – выравнивание;

formatString – формат.

Ниже приведены примеры использования элементов форматирования:

Представление чисел

Для представления чисел используются следующие описатели формата (список не полный, более детальную информацию можете найти в официальной документации):

Описатель формата

“C” или “c”

“D” или “d”

Представление целого числа.

“E” или “e”

Представление числа в экспоненциальном виде.

“F” или “f”

Представление числа в формате с плавающей точкой.

“P” или “p”

Представление процентов, выводит число умноженное на 100 со знаком процента.

Рассмотрим канонический пример того, когда работа с программой приводит к генерации исключения — деление на ноль. Вот такой может быть наша программа:

Теперь запустим программу и введем число 0 . В итоге, в Visual Studio мы увидим ошибку:

Мы получили исключение типа System.DivideByZeroException (деление на ноль) и наше приложение аварийно завершило свою работу. Кроме этого, в таком простом, казалось бы, приложении имеется ещё одна уязвимость — пользователь может ввести совсем не то, что от него требуется и вместо числа введет, например, строку. В этом случае мы, опять же, получим в Visual Studio исключение:

Блок try…catch…finally

Неправильный ввод значения

Выполнили блок finally

Приложение так же, как и в предыдущем примере, дошло до строки

В конструкции try. catch. finally обязательным является блок try . Блоки catch или finally могут отсутствовать, при этом следует отметить, что, если отсутствует блок catch , то исключение будет возбуждено и программа аварийно завершит работу. Варианты использования конструкции try. finally. catch могут быть такими:

Блок finally обычно используется для выполнения очистки ресурсов выделенных в блоке try . Блок finally не выполниться в том случае, если в блоке catch также, как и в try возникнет какое-либо исключение.

Перехват и обработка исключений в блоке catch

  1. ввести 0 (исключение System.DivideByZeroException )
  2. ввести вместо целого числа строку (исключение System.FormatException )
  3. ввести вместо целого числа число с плавающей запятой (исключение System.FormatException )
  4. ввести число, превышающее максимальное значение int (исключение System.OverflowException )

Во всех этих случаях мы должны каким-либо образом пояснить пользователю, что он сделал не так. Для этого, перепишем наш код с блоком catch следующим образом:

здесь мы добавили сразу три блока catch в каждом из которых происходит обработка исключений определенного типа. Для того, чтобы обработать исключение определенного типа мы использовали рядом с catch круглые скобки, в которых указали тип обрабатываемого исключения и соотнесли этот тип с именем исключения, которое в нашем случае было e .

Следует также отметить, что далеко не всегда удается на этапе разработки предугадать абсолютна все типы исключений. Что, например, произойдет, если мы уберем из нашего кода блок, обрабатывающий System.OverflowException ? Правильно, мы снова нарвемся на аварийное завершение работы программы, так как компилятор пройдет по всем блокам catch и не сможет соотнести тип исключение с именем. Чтобы такого не произошло, можно также предусмотреть при обработке исключений общий блок catch в котором будет обрабатываться всё, что не попало в другие блоки. Например, мы можем сделать обработку двух типов исключений, а третий — обработаем в общем блоке:

Необходимо отметить, что важен не только факт наличия, но и порядок написания блоков catch . Универсальный блок catch должен находиться в самом низу кода. Об этом, кстати, Visual Studio сообщает. Если вы перенесете общий блок catch и поставите его, например, над блоком, обрабатывающим исключение DivideByZeroException , то Visual Studio выдаст ошибку:

Ошибка CS1017 Конструкции catch не могут использоваться после универсальной конструкции catch оператора try

Несмотря на то, что использование конструкции try..catch..finally прекрасно позволяет перехватывать и обрабатывать различного типа исключения, её использование не всегда может быть оправдано, а некоторые исключения могут быть предвидены разработчиком и обработаны с использованием обычных логических операций. Например, в случае, если пользователь вводит не число, а непонятно что, можно было бы обойтись вот такой конструкцией:

Здесь метод int.TryParse() пробует преобразовать строку в целое число и, если преобразование прошло успешно, то возвращает true . Таким образом, мы избежали использования конструкции try. catch , которая, кстати, с точки зрения производительности более накладна, чем обычный условный оператор if .

Итого

1. Создание базы данных

В качестве СУБД выберем программу Microsoft Access. Но вы можете использовать и другую базу данных.

Заполните базу данных данными:

Базу данных вы можете и другую создать и данные в ней можете другие добавить т.к. это не принципиально, но мы будем работать с данной таблицей.

2. Создание проекта

В Visual Studio создаём проект:

В следующем окне идем далее:

Update 2021: Visual Studio 2019 требует файл Access старого формата (.mdb – это старый формат баз данных Access 2002-2003):

В следующем окне идем далее:

В следующем окне ничего не меняем и идем далее:

После всех манипуляций наша форма должна быть примерно такой:

Если запустить наш проект, то можно увидать данные из нашей базы данных:

Вот так без единой строчки кода мы вывели данные из нашей таблицы на нужную нам форму. Переходим к 3 пункту.

3. Сохранение данных

Вышеуказанный код обновляет запись в нашей таблице “contacts”. TableAdapter использует команды данных для чтения и записи в базу данных. В “testDataSet” хранятся настройки подключения базы данных.

После добавления кода запустите свое приложение и попробуйте изменить любую запись и сохранить.

4. Изменение заголовков столбцов таблицы

Полезные свойства для изменения столбцов:

  • HeaderText – задает название столбца.
  • Visible – скрывает заголовок или наоборот.
  • Width – ширина столбца.
  • Resizable – можно ли изменять ширину столбца.

5. Защита от случайного удаления

Чтобы пользователь случайно не удалил запись в нашей базе данных нужно сделать так чтобы перед удалением приложение спрашивало об удалении записи.

Для этого перейдем к компоненту DataGridView, откроем список событий и установим обработчик для события UserDeletingRow. Нажмите два раза на пустую строчку возле события и перейдете к коду. Вписываем код:

После этого проверим работоспособность данного кода. Запустим приложение и попробуем удалить запись. Должно быть вот так:

Как только пользователь выделит строчку и нажмет кнопку “Delete” сработает наше событие “dataGridView1_UserDeletingRow” и выскочить окно с вопросом об удалении. Вот скриншот где находятся события выбранного компонента:

6. Добавление данных

Изменяем заголовок формы и добавляем на форму компоненты:

Проверьте работоспособность приложения:

  • System.Windows.Forms.DataGridView dataGridView1;
  • testDataSet testDataSet;
  • System.Windows.Forms.BindingSource contactsBindingSource;
  • testDataSetTableAdapters.contactsTableAdapter contactsTableAdapter;

Проверьте работу приложения. Добавьте несколько новых записей через новую форму добавления записей.

7. Поиск данных

Проверяем работоспособность приложения:

Итоговая форма приложения:

Верхнее меню на нашей форме это компонент “MenuStrip”. На этом наша разработка приложения готова. Дальше попробуйте самостоятельно улучшить свое приложение.

Наверно это не самый лучший стиль программирования, но настройки большинства своих программ я привык хранить в их теле. Или вообще делать их неизменяемыми – так как изначально затачивать под конкретного человека. Но вот в одном заказе (программа для приема в печать для одной фотостудии) клиент попросил вынести настройки приложения в отдельный файл – ini. Ну что ж, раз надо – сделаем.


Работать со всем этим проще простого. Например, прочитать значение (размер шрифта):

Узнать, сколько значений в секции:

Структура файла у нас такая:


Стоит обратить внимание на кодировки программы и файла ini – в случае несовпадения могут быть проблемы с кириллицей. Ну а у нас проблем нет:


Читайте также: