Как сделать протирку для саксофона

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

wkf_5145.jpg

"Всем привет! Это Дерек Браун и новый выпуск "Insider Sax Stuff", где я рассказываю всё о саксофонах.

И сегодня я буду говорить о том, что беспокоило меня на протяжении долгого времени. Я искал пути решения этой проблемы и теперь хочу поделиться своим опытом насчет того, как снизить громкость звука саксофона во время занятий. Некоторые могут не сталкиваться с этой проблемой, если проживают в собственном доме или имеют просторное помещение для репетиций, где могут в любое время играть так громко, как хотят. Но многие из нас, будучи в дороге или находясь в гостинице, окружены другими людьми, проживающими сверху, снизу, справа и слева. И не всегда есть возможность репетировать так, как хотелось бы. Я не беру тот случай, когда нужно позаниматься минут десять или поиграть достаточно тихо. Но многие из нас занимаются музыкой серьёзно, и мы знаем, что практика очень важна. Во время репетиций необходим комфорт, и вас не должна беспокоить мысль о том, что вы можете доставить кому-то неудобство.

И ещё один момент, которого нужно избегать: это то, что я называю синдромом маленькой комнаты. Когда мы занимаемся в маленьком помещении, мы играем тише, соответственно своим ощущениям, так как не нуждаемся в форсировании звука. И так происходит изо дня в день. И вот, когда надо выходить на большую аудиторию или играть с оркестром, где много музыкантов, или выступать с джазовым коллективом с громкими ударными, тогда необходимо давать громкий звук. Но если на репетициях вы всегда играли тихо и вдруг неожиданно должны звучать отчётливо, то вы начинаете ощущать, что всё идёт не так: всё, что помнят ваши мышцы о правильной диафрагме, дыхании, поддержке вылетает в форточку, и становится очень некомфортно. Но дело лишь в различии громкого и тихого исполнения на саксофоне.

Если бы нам везло так, как везет музыкантам, играющим на электронных инструментах – на электрогитарах или клавишах, - мы могли бы легко регулировать громкость звука. Даже если речь идёт о духовых инструментах, где звук выходит только через одно отверстие – через раструб, как, например, в трубе, - можно с успехом использовать репетиционную сурдину, которая помогает заглушить звук. Да, давление будет другим, некоторые музыканты отдают предпочтение тем или другим вариантам, но это значительно снижает громкость звука.

В случае же с саксофоном помимо раструба мы имеем целый корпус с клапанами. И чтобы заглушить звук нам недостаточно закрыть только раструб, необходимо накрыть инструмент полностью. И сегодня мы попробуем это сделать.

Расскажу о нескольких способах, с помощью которых я пытался снизить громкость звучания саксофона, особенно во время гастролей. В первую очередь я обращал внимание на раструб. Да, основной звук идёт именно отсюда. И большое значение имеет то, куда направлен раструб. Звук идет в направлении раструба и, соответственно, сзади звук будет тише.

Можно играть, закрывшись в комнате, например, в ванной. Но что делать, если у вас нет возможности уйти в другую комнату? Попробуем закрыть раструб. Я видел в продаже подобные сурдины для саксофона. Я даже купил пару сурдин, закрывающих раструб. Вы тоже можете потратить деньги, чтобы снизить громкость на десять процентов, или можете использовать то, что под рукой – например, футболку, сложенную в несколько раз. Звук при этом становится ненамного тише. Более дорогое приспособление поможет с тем же успехом, так как звук идет не только из раструба саксофона. Ещё одна проблема использования футболки или сурдины из магазина в том, что, если играешь в нижнем регистре, нижний си-бемоль взять невозможно. И невозможно извлечь все ноты диапазона. Сам я люблю играть слэп в басовом диапазоне, поэтому не могу накрывать раструб, если хочу эффективно заниматься.

Можно пойти дальше: использовать не только футболку, но и дополнительно накрыть саксофон одеялом. Вы можете даже полностью обернуть его одеялом, чтобы добиться наибольшего эффекта, оставляя свободными клавиши. Результат будет лучше. Однако такой способ затрагивает октавный клапан на эске, который, конечно, должен работать корректно.

Ещё один способ. Если у вас есть доступ к чему-то вроде шкафа, или даже если вы можете повесить вокруг себя полотенца и играть в них, это также будет глушить звук, не будет позволять ему распространяться вокруг. Если играть в направлении открытого шкафа, то, чем больше вы скрываетесь в шкафу, тем больше заглушается звук. Но иногда в гостиничных номерах мне приходилось использовать маленький тамбур или ванную и завешивать их всем, что попадалось под руку. Это выглядело очень странно, но было абсолютно необходимо для репетиции. Я не мог играть тихо, так как должен был работать над своим исполнением. Помню, я три месяца жил в апартаментах в Германии, где был тамбур размером примерно со шкаф. И мне было необходимо каждый день практиковаться по несколько часов. И я вывешивал всё, что было – одежду, полотенца. Было очень жарко и темно. Но это моя работа, и я должен делать то, что должен.

Наконец, переходим к идее сурдины, закрывающей весь корпус саксофона. Вы, наверняка, видели разные типы сурдин, которые, чаще всего, имеют пластиковый корпус. Эти варианты сурдин хорошо работают, так как закрывают инструмент целиком, оставляя лишь небольшие отверстия для рук. Но для меня важным моментом является мобильность и возможность транспортировки. Пластиковые сурдины не помещаются в чемодан.

И вот я нашёл подходящий мне саксмьют, сделанный в Москве российской компанией “Bird”. Это чехол, который можно сложить и упаковать в большой чемодан. Как и в случае пластиковых сурдин саксофон помещается внутрь этого саксмьюта, закрывается молния, остаются отверстия только для рук и для эски. Этот саксмьют глушит звук примерно на 50%, чего вполне достаточно. Еще один момент – эта сурдина не имеет лямок. Саксофону необходимо пространство внутри саксмьюта, чтобы была возможность брать все ноты. Поэтому надо найти какое-то место, чтобы установить сурдину, можно сесть на стул или на кровать.

Все эти способы можно комбинировать: накрывать раструб футболкой, играть с сурдиной в ванной. Сложно найти приём, который помог бы резко снизить громкость. Но, быть может, что-то из перечисленного натолкнёт вас на какую-то идею и позволит заниматься чаще и c более спокойной душой.

Ещё одно замечание. Слушая все эти варианты техники снижения громкости звука, вы, как зрители YouTube, не могли почувствовать в полной мере разницу в громкости, как если бы находились здесь. Это связано с тем, что наши уши более чувствительны, и разность в громкости может быть заметна только при непосредственном присутствии".


Уход за духовыми инструментами

Крайне необходимо, чтобы механика и стыки частей флейты не подвергались никакому механическому воздействию во время сборки или обслуживания флейты. Ремонт этих хрупких составляющих может быть довольно дорогостоящим. Поэтому не вынимайте флейту из кейса, держа ее за механику.

  1. Охватите корпус флейты у раструба головки и головку флейты вокруг корпуса ниже губок.
  2. Держа головку на одном уровне с главным корпусом флейты и осторожно вращая головку, вставьте ее в основной корпус флейты.
  3. В одной руке на ладони держите колено флейты, возьмите также корпус флейты вокруг раструба головки.
  4. Держа обе эти части флейты на одном уровне, вращательным движением осторожно соедините их. Если Вам необходимо сильнее взяться за колено, положите большой палец руки на клавишу нижнее До и/или До диез.
  5. Не касайтесь других клавиш колена, т.к. их можно легко повредить!

Чистка флейты

Во время игры на внутренней поверхности флейты появляется конденсат. Перед тем, как отложить флейту в сторону после игры, нужно хорошо протереть ее внутреннюю поверхность. Подушечки флейты быстро впитывают влагу, что может привести к их разбуханию и, следовательно, к неправильному закрытию тоновых клавиш. В результате чего могут появиться подтеки, плохое качество звука и расстройство инструмента. Для предотвращения этого, выполняйте следующие действия:

1. Возьмите материю (без ворсинок) и протяните ее в ушко шомпола для чистки.

2. Оберните один конец шомпола материей и вращательными движениями поочередно очищайте все секции инструмента, до тех пор, пока не будет удалена вся влага.

3. Внешняя поверхность также нуждается в уходе. Поверхность инструмента, находившейся в непосредственном контакте с кожей, нужно протирать осторожно, не задевая подушки.

4.Уход за подушками

Уход за флейтой

Подушки – очень деликатная часть флейты, и их можно легко повредить, особенно когда они влажные. Если подушечки на флейте стали липкими, необходимо очистить внутреннюю поверхность флейты (как указано выше). Кроме того, позаботьтесь о том, чтобы не есть и не пить во время игры, и тогда влаги на подушечках станет меньше. Если подушки стали липкими – для их чистки используется специальная бумага, типа папиросной (продается в музыкальных магазинах).

Чтобы не повредить инструмент важно соблюдать несколько важных правил:

Не используйте шелковую ткань для очистки внутренней поверхности флейты, т.к. она только еще больше распространит влагу внутри инструмента.

Не оставляйте влажную тряпку или ткань для ухода за подушечками внутри кейса флейты.

Избегайте механического воздействия на любой механизм флейты во время ухода или обслуживания инструмента.

Всегда следите за тем, как и куда Вы кладете флейту, если она упадет даже с небольшой высоты- механизм может повредиться.

Помните! Ваш инструмент является ценностью и заслуживает внимания и заботливого отношения.

Уход за саксофоном

Будьте осторожны при сборке мундштука, поскольку неаккуратная сборка может привести к утяжелению вдувания. Также не дотрагивайтесь до тонкого конца трости саксофона. Тщательно увлажните трость, взяв ее в рот, в течение 30 секунд (делайте это каждый раз перед началом игры). Аккуратно положите плоскую часть трости на плоскую часть мундштука. Поместите трость прямо, так чтобы конец трости находился на одном уровне с концом мундштука. Передвигайте лигатуру по мундштуку (будьте осторожны: не разрежьте трость!) и зафиксируйте трость, вручную закручивая винты. Если вы не играете на инструменте, всегда накрывайте мундштук крышечкой для защиты трости и мундштука.

Сборка саксофона

Наденьте шейную лямку (гайтан, ремень) на шею. Выньте основной корпус саксофона из кейса, твердо держа его за раструб. Закрепите шейную лямку за кольцо, находящееся с задней стороны корпуса инструмента. Убедитесь, что шейный винт ослаблен и вставьте подмундштучную трубку ( эску), которая должна находиться на одном уровне с кольцом для шейной лямки. Закрутите винт, закрепив подмундштучную трубку.

Смажьте пробку небольшим количеством смазки (повторяйте процедуру каждую неделю) и протолкните мундштук на пробку, лицевой частью вниз. После каждой игры на саксофоне необходимо правильно его очистить и положить обратно в кейс или поставить на подставку. Большинство ремонтных работ, проводимых в мастерской, связаны именно с тем, что музыкант после игры просто положил инструмент на стул, уйдя на обед или на чашку кофе. Саксофон легко можно повредить!


Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Подготовка саксофона к игре:

  1. Трость — выточенный кусочек тростника, благодаря которому создаётся вибрация и звук. Поэтому саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Следует размочить трость для ее лучшей вибрации. Можно в стаканчике с водой, можно в полости рта. Пока она не впитает влагу в себя.
  3. Мундштук — часть саксофона, конструкция которой создана для процесса звукоизвлечения. Трость мы должны присоединить именно сюда, чтобы ее кончик был на равных с окончанием мундштука.
  4. Лигатура — крепление для удержания трости на мундштуке в правильном положении. Также существуют различные материалы для лигатур, которые влияют на звучание.
  5. Эс — часть саксофона, где находится октавный клапан и которая соединяет основную часть саксофона и мундштук. Очень важно смазать часть соединения с мундштуком специальной смазкой или вазилином, так как процесс настройки саксофона регулируется именно на ней.
  6. Гайтан — устройство, которое помогает нам держать саксофон без помощи рук. Крепится карабином на специальное кольцо в нижней части саксофона и на шею, либо плечи музыканта. Также существуют различные варианты гайтанов для удобства.

Урок саксофона №1: Подготовка саксофона к игре

Начнём с того, что из себя представляет.

Гитара представляет собой один из самых универсальных.


Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения.

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец). Вокалист-новичок же.


Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры.

Уроки саксофона. На этом уроке будем учиться правильно держать саксофон во время игры. Уроки вплотную подошли к самому интересному — к игре на саксофоне. Поэтому возьмите саксофон и разучите как принять изготовку для игры.

Урок 1.3 Как держать саксофон во время игры

Тема урока посвящена общей постановке саксофониста и определяет:

  • удобный способ как держать саксофон;
  • положение корпуса, головы, рук, ног и пальцев на клавишах.

Урок от Николая Годыны:

Уроки саксофона. Вешаем саксофон на гайтан

Как только берут саксофон, его следует закрепить за гайтан.

уроки саксофона гайтан

Что такое гайтан? Так называют ремень с карабином или крючком, который помогает держать саксофон во время игры. Гайтан выглядит так:

Рекомендуется использовать гайтан с металлическим карабином. По мнению многих, он понадежней.

Примерно посредине корпуса саксофона есть металлическое кольцо для карабина (крючка) гайтана.

уроки саксофона кольцо гайтана


После того как вы закрепите саксофон на гайтан, саксофон никуда не денется и не упадет. Он будет надежно висеть на шее.

Уроки саксофона. Поддерживаем саксофон пальцами

В поддержке саксофона ещё участвуют большие пальцы рук.
Большой палец правой руки вставляется в крючок внизу корпуса саксофона.

уроки саксофон крючок

Палец не следует помещать под крючок слишком глубоко.
Вполне достаточно расположить крючок на середине второй фаланги большого пальца.

Большой палец левой руки ставится на опору — площадку (полочку) в верхней части корпуса. Рядом с площадкой для большого пальца левой руки находится октавный клапан. Палец на площадку поставьте так, чтобы было удобно нажимать на октавный клапан.

уроки саксофона плщадка

Таким образом у саксофона образуются три точки опоры:

  • гайтан — основная поддержка саксофона во время игры;
  • большой палец правой руки — поддерживает саксофон снизу;
  • большой палец левой руки — регулирует положение инструмента по отношению к телу саксофониста.

Уроки саксофона. Расположение пальцев рук на саксофоне.

Расположение пальцев на музыкальном инструменте для извлечения музыкальных звуков называется аппликатурой. Со всей аппликатурой саксофона вы познакомитесь на следующих уроках. На этом уроке разберем только исходное положение пальцев. Так сказать, разучим изготовку для игры 🙂

Левая рука:

Указательный, средний и безымянные пальцы располагаются на больших круглых клавишах. Эти клавиши находятся в верхней части корпуса, как раз под пальцами левой руки. Иногда их называют кнопками. Мизинец левой руки пока не задействован.
Маленькая круглая кнопка и кнопки каплевидной формы остаются свободными.

уроки саксофон левая рука

Правая рука:

Указательный, средний, безымянный пальцы располагаются на круглые кнопки внизу корпуса. Мизинец пока не задействован.

уроки саксофон правая рука

Поставленные на саксофон пальцы рук не должны быть прямые.
Пальцы следует немного согнуть в фалангах так как если бы вы взяли в руку небольшое яблоко.

положение пальцев саксофониста :

Рекомендуется пальцы на саксофоне располагать так, чтобы безымянные пальцы, когда они находятся на своих кнопках, были перпендикулярны к корпусу саксофона. На крючке для большого пальца правой руки имеется регулировочный винт. Винтом можно изменить положение крючка и достичь правильного (перпендикулярного) положения безымянного пальца.

В начальный период обучения отрабатывайте положение рук на саксофоне стоя перед зеркалом. Не допускайте всевозможных прогибов рук в запястьях. Руки в районе предплечья и кисти должны быть прямыми. Кисть руки должна быть на прямой с предплечьем. Во время касания боковых клапанов пальцами левой руки допускается некоторый прогиб левого запястья.

Во время игры саксофон располагается под небольшим углом к телу саксофониста так, чтобы низ инструмента опирался в живот. При невысоком росте (особенно у детей) саксофон может упираться в правую ногу. В то же время, обратите внимание на то, что саксофон не должен провисать мимо тела саксофониста.

Уроки саксофона. Выставление эски.

Удобство охвата губами мундштука с тростью регулируется поворотом эски без изменения положения головы.

Эска (шейка) саксофона выставляется в такое положение, чтобы мундштук располагался точно перед ртом музыканта.

Чтобы правильно установить эску:

  • освободите ее крепежный винт;
  • большими пальцами обеих рук отведите саксофон немного от себя, чтобы инструмент не опирался на ваше тело;
  • поверните эску так, чтобы мундштук пришелся ровно к вашим губам;
  • зажмите эску винтом

После этого обязательно подверните мундштук. Нижняя ровная часть мундштука саксофона, там где расположена трость, должна быть горизонтальной. В этом случае трость саксофона будет расположена точно в соответствии с губами саксофониста.

Выставление эски и мундштука индивидуально для каждого саксофониста. Для них не существует какого-то единого для всех навсегда определенного положения. Запомните главное правило — мундштук располагается точно напротив губ и трость имеет горизонтальное положение.

Высота подвеса саксофона при игре

При регулировке положения саксофона, подберите длину гайтана так, чтобы при игре ваша голова находилась в прямом положении.

уроки саксофон

Если играете стоя, обеспечьте хорошую опору на ноги. Для этого раздвиньте ноги на ширину ступни, носки разверните. Левую ногу немного выдвинуть вперед.

Любое отклонение головы от прямого положения, например, голова задрана назад или наклонена вперед, является ошибкой. Неправильное положение головы, как правило, приводит в дальнейшем к появлению болей в шейном отделе позвоночника и не позволит играть на саксофоне.

И ещё, контролируйте правильную общую постановку с самых первых занятий. Становитесь к зеркалу и проверяйте правильно ли стоите и держите саксофон.

Уроки саксофона. Упражнения для тренировки пальцев саксофониста

Советы Эдгара Шамова:

При игре пальцы устают, а если их излишне напрягать, то играть долго вы не сможете.

В то же время есть упражнения, которые помогут вам быстро расслабить пальцы во время игры на саксофоне.

Перед постановкой рук на инструмент потренируйте положение кисти и пальцев. Кисть руки и предплечье должны быть на прямой линии без изгибов. Положение пальцев руки такое, будто вы держите куриное яйцо.

Если выдержать такое положение кисти и пальцев, когда вы возьмете саксофон, пальцы идеально станут на клапана.

Касаться клапанов всегда следует подушечками пальцев. Пальцы никогда не распрямляйте и не заваливайте их на ногти.

При игре не следует высоко отрывать пальцы от клапанов, так как это снизит скорость игры и ухудшить ее технику.

Большой палец левой руки на площадке располагается так, чтобы он мог легко нажимать октавный клапан. Для этого не допускайте сползания пальца с площадки вниз.

Рекомендации Эдгара по тренировке и развитию движения пальцев саксофониста очень полезны. Вы сможете их выполнять, даже когда изучите всю аппликатуру саксофона. Кстати, метроном не обязательно должен быть отдельным гаджетом. Вполне можно использовать метроном в виде, к примеру, программы для смартфона.

Переходим на следующий урок:

Урок 1.4 Про саксофон. Амбушюр

Немного красивой музыки:

Читайте также: