Как сделать просфору

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

просфора

Мне всегда было интересно, как готовятся просфоры. Поэтому, когда редакция сайта поручила мне сделать фоторепортаж о монастырской просфорной, я с радостью отправилась внедряться в исследовательское поле, а точнее, цех, где меня встретила инокиня Ирина (Жовак) — руководитель монастырской просфорной. Весь этап производства, от замешивания теста до готовых румяных просфор, занял более 5 часов.

Нажимаю на звонок. Рядом стоит нарядный молодой человек, весь в белом. Это сотрудник просфорной Андрей, пришел на послушание. Мать Ирина, улыбаясь, открывает нам дверь. После короткого знакомства мы становимся на молитву. К молитвенному правилу здесь добавляется особое прошение святым Никодиму и Спиридону, Киево-Печерским просфорникам.

что такое просфора

Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет

Матушка Ирина в монастыре 13 лет. Сначала была в полоцком Свято-Евфросиниевском женском монастыре, а последние пять лет — в Свято-Елисаветинском. Нести послушание в просфорной ее благословили 4 года назад. С тех пор вместе с сотрудниками мастерской она побывала в разных монастырях (в том числе и в Валаамской обители), где все вместе они учились просфорному делу: спрашивали советы, перенимали секреты. Но в итоге всё равно пришли к своей, особой технологии. Собственно, в Свято-Елисаветинском монастыре зачастую именно так и происходит: рождается что-то уникальное, неповторимое…

Что такое просфора: символическое значение

Что же такое просфора? Давайте разберемся.


как готовят просфоры

Пять просфор для совершения литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — частица кубической формы. Во время совершения литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с Агнцем.

3. Заздравная просфора

Предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в литургии, священнослужителей, совершающих литургию, страну и народ.

4. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

просфоры в богослужениях

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Как готовятся просфоры

На первый взгляд всё кажется просто: в специальную емкость (тестомес) ссыпаются мука, дрожжи, соль. Всё хорошенько перемешивается. В воду, пропущенную через фильтр, крестообразно добавляется святая вода. Замешивается тесто.

все о просфорах

Работа современной просфорни частично механизирована. Тестомес тщательно перемешивает сухие ингредиенты с водой

Обычно за один замес смена изготавливает 15‒20 кг теста, но так как в этот раз процесс приготовления прерывался моими расспросами, решили сделать чуть меньше — 10 кг.


Муку и дрожжи добавляют по проверенному рецепту. А вот количество воды, необходимое для получения качественного теста, зависит даже от погоды. Если на улице сыро, то воды нужно добавлять меньше, иначе просфоры просто расплывутся. Каждое время года подразумевает свои особенности. Тесто, как оказалось, очень живая субстанция, и работать с ним — целое искусство.

просфоры из монастыря



Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку

Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку. Андрей на глаз определяет нужную толщину, вырезает пробный низ и кладет на весы: 19 граммов — идеальное число для аккуратного низа, 5 граммов — для верха. Цифры, как несложно догадаться, определялись методом проб и ошибок.

фоторепортаж из просфорной

Чтобы получить ровные просфоры, необходимо раскатать тесто нужной толщины. Идеальное число для аккуратной нижней части — 19 граммов

После раскатки тесто, укрытое клеенкой, минут 10 должно отдохнуть: стянуться и принять свою форму, иначе на выходе получатся овальные просфоры.

Все части просфоры вырезаются специальным приспособлением — вырезкой. Один за другим противни заполняются нижними частями.







Затем процесс повторяется: раскатывается тесто для верхов. Опытный глаз Андрея определяет нужную толщину (напомню, 5 граммов). Затем матушка Ирина и Андрей вместе ставят печати, внимательно, сосредоточенно.












После того как две части просфор склеены, они отправляются в расстоечный шкаф

Глядя на сосредоточенные лица мать Ирины и Андрея, не могу не спросить у них о важности молитвы в их послушании.



В просфорной действует правило духовника монастыря: регулярно исповедоваться, причащаться. Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно

Поэтому у нас в просфорной действует батюшкино правило: регулярно исповедоваться, причащаться. Кроме того, каждую смену прочитываетя акафист святителю Николаю Чудотворцу.

Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно, люди не выдерживают, уходят. Но сейчас у нас, слава Богу, сложился основной рабочий состав, две смены по два человека: мы с Андреем и вторая смена — семейная пара. Сначала пришел муж, а за ним и жена. Здесь, в монастыре, она впервые исповедовалась, причастилась. Коллектив у нас маленький, но слаженный. Секретов друг от друга нет. Если что-то не получается, мы собираемся, обсуждаем, делаем выводы и двигаемся дальше. Всё построено на доверии.


В просфорной все отношения между руководителем и сотрудниками построены на доверии

Одна смена делает в основном маленькие просфоры, а вторая обеспечивает служебными просфорами все монастырские храмы: в монастыре каждый день проходит по несколько служб. Иногда нас просят печь просфоры на приходы.

Пока ставят печати на верхах и склеивают их с низами, есть время побыть в тишине, подумать, поговорить с Богом. Мать Ирина спросила, не угнетает ли меня тишина, добавив, что они с Андреем любят тишину, но иногда ставят слушать акафисты или Иисусову молитву валаамского распева. Мне тишина совершенно не мешала, даже наоборот. Я уже и забыла, когда последний раз вот так просто сидела, просто молчала, просто думала. Было прекрасно…

Самое время расспросить Андрея, как он оказался на послушании в просфорной.


Андрей трудится в монастыре около 10 лет, три из них — в просфорной обители. Говорит, что и в рабочем, и в духовном процессе на послушании можно расти до бесконечности

Еще один напряженный и ответственный момент — верно определить, подошло ли тесто (в зависимости от размера просфор и консистенции теста на их рост может понадобиться от 30 мин до полутора часов). Немного поторопишься, поставишь в печь недостаточно подошедшие просфоры — появятся непривлекательные трещины.

Для выпекания требуется 15‒20 минут. Большие просфоры могут выпекаться час-полтора.

— Почему просфоры могут не получиться? — в ответ на мой вопрос переспрашивает мать Ирина. — Говорят, нужно быть в хорошем духовном состоянии. Да, конечно, это очевидно. Ну, а если вы не в очень хорошем духовном состоянии, работать не будете? Или все-таки Бога попросите, чтобы Он помог. Мне кажется, нужно просто брать и делать всё, что от тебя зависит, а в остальном полагаться на Бога. Исповедоваться, причащаться и соблюдать технологию.


Мы с замиранием наблюдаем за процессом выпекания просфор

В просфорной, как и на любом другом послушании, конечно, действуют свои духовные правила. Например, послушание… Замечено, если нарушается принцип послушания, результат проявляется незамедлительно. Не зря говорят, что просфорная — монашеское послушание. Пожалуй, соглашусь. Действительно, здесь как-то явно отслеживается, что лучше слушаться.


Андрей достает из печи готовые ароматные просфоры

Андрей достал из печи готовые румяные просфоры, и помещение мастерской сразу же наполнилось запахом хлеба и… меда. Запахло чем-то очень теплым и родным. Запахло домом… На часах 21:30, а уходить совершенно не хочется. На прощание меня одарили свежеиспеченными монастырскими просфорами, которые с утра, с благодарностью и молитвой, всей семьей мы и съели.

просвирка церковная

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане – пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения Божественной Литургии, в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

рецепт просвирок церковных

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15–20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода – его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода – Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше – после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством – смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

14 комментариев

  • Активность: 18k
  • Репутация: 20
  • Пол: Мужчина

"разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей" - так исходя из сведений Ветхого завета дрожжное тесто не кошерно! В Новом завете упоминаний о смене рецепта не встречал.

  • Активность: 55k
  • Репутация: -36
  • Пол: Мужчина

Андрей, Да и не встретишь ибо это пришло от язычников и от учения Вавилонского блуда с идолами когда всякого божка нужно было задабривать пирожками. И это практиковался волхвами колдунами и народом, например хлебушек и тарелочку молока нужно обязательно в кусты рядом с стоянкой поставить, что бы берегиня поела, то есть один из самых влиятельных божков по ведам Правь и Славсь. А в православие это просвир и даже не понимают откуда и для чего появился и а смешения учения.

  • Активность: 18k
  • Репутация: 20
  • Пол: Мужчина

Сергей, так Православие от ПравиСлави-я и пошло, всё осталось и в наши времена, в нашей Яви молочком и свежим хлебушкам домового подкармливаем.

  • Активность: 55k
  • Репутация: -36
  • Пол: Мужчина

Андрей, Ну се и так было, модернизация Явь, Навь, Славь, Правь, только привела к том что было и трансформация создания у людей и отобрание власти у волхово. А волхвами были как правило князья и чем родовитее тем влиятельнее колдун и его воля ибо можно было быстро разобраться с неугодными людьми принося их в жертву идолу. В итоге появились уже не князья, монахи крестоносцы с своим волхвованием, да таким что земли было больше чем людей дворянского сословия, ну сам понимаешь дарят земли церкви, если внутри смой церкви есть тюрьмы и пыточные. Вот такое Православие и нынче, патриарх Кирилл пришол и 10 000000 рублей предлагал что бы журналиста котрого его критиковал фсбшники убили. Но те отказались и послали его подальше, Фсбшник сказал ну нафиг это нужно ибо повлияет на карьерой и на пенсию, и тем более на эти деньги можно только квартиру купить в Москве и рисковать всем.

  • Активность: 18k
  • Репутация: 20
  • Пол: Мужчина

Сергей, в сатанинские времена и церковь возглавляет слуга преисподней, когда то вся власть была от бога, а сейчас от сатаны.

  • Активность: 55k
  • Репутация: -36
  • Пол: Мужчина

Андрей, И сейчас тоже самое, патриарх всея Руси Кирилл масон 33 градуса Фсбешник, президент Рф В.В. Путин масон 33 градуса, министр обороны Шойгу, масон 33 градуса и естественно кто же сидит выше них масон 37 градуса ибо все поголовно сатанисты, делают дела Сатаны. Все воры, лжецы и человекоубийцы ибо в них нет ничего такого что бы говорило что они не гауляйтеры запада.

  • Активность: 18k
  • Репутация: 20
  • Пол: Мужчина

Сергей, так и на Западе тоже самое, главные сатанисты там. Бежать некуда, везде облава.

  • Активность: 55k
  • Репутация: -36
  • Пол: Мужчина
  • Активность: 18k
  • Репутация: 20
  • Пол: Мужчина

Сергей, всё возможно, но сложно, главное веру не потерять, а с ней надежду и любовь.

  • Активность: 55k
  • Репутация: -36
  • Пол: Мужчина

Андрей, Шаббат Шалом, ибо по били с закатом солнц наступить день покоя, благословленное и освященное .
Тут ничего нет нового и сложного, просто бесы и демоны закрывают рты, и люди не могут прославлять Бога Отца или Йешуа, ибо рабы Сатаны не могут, этого делать без достойного Бога покаяния. Были случаи и не раз, когда мусульмане и даже не могли провозгласить Господа Бога своим Богом и отречься от Сатаны. Так служение Евангелизации превращался в изгнание демонов и бесов и изгнание их.из них и на диалог с ними. А они в ответ требовали и говорили что это мой дом и я в нем 30-40 лет живу и пошли вон. Но именем Йешуа Мессии изгоняли всех и порой поштучно потом только человек мог провозгласить Господа Бога своим Господом. Вот к примеру возьмем Николая Егорова и Олега Демко, они же забесовленные, ибо постоянно косвенно сами называют Сатану своим Отцом! а на самом это только бесы и демоны в них живут и они рабы ихние ибо дух мира сего в них.
Или тот же самый Михаил Евгеньев, ни чем не лучше или не хуже, это уже адепт Антихриста ненавидит истину библейскую и канонизированную и видно жне в нем дух контроля и идолопоклонства от демонов обольщения , нападает на Библейские истины Бога Отца. Не скрою он уже готов наверное убивать ибо ведет себя как сын погибли, то есть как Иуда Искариот.
Но ы реальности вера это дар Божий и к покаянию приводит людей сам Господь Бог! И будет как в притче и там написано это виноградник Израиля и человек должен привиться к нему, в Ев. от Матфея 15! вот и ещё другая притча.

  • Активность: 18k
  • Репутация: 20
  • Пол: Мужчина

Сергей, "это виноградник Израиля и человек должен привиться к нему, " Интересно, а к какому винограднику прививают сейчас, с таким остервенением, вливая генно-модифицированный продукт, меняющих первоначальную генетику человека?

  • Активность: 55k
  • Репутация: -36
  • Пол: Мужчина

Андрей, Во первых о геномодификации или о мутации, это уже было уже в истории земли, их всех Господь потопил, всемирным потопом и спася только Ной и его семья. Про это написано ещё в Мидрашах, что это эпоха Хаоса длившийся 2000 лет , написано что люди рода Каина сношались с животными одержимые бесами и демонами, и появились мутанты рефаимы и нефилимы и до сих пор находят эти скелеты порой высотой до 10 метров и также во времена царя Давида они были ростом 3 - 4 метра и в библии написано об этом как пастух ещё Давид убил чемпиона Филистимского Голиафа, и потом со временем чуть не погиб сам от руки его брата рефаима. И люди которые побывали в Аду с Богом Йешуа, видели этого Голиафа и узнавали его. Так что ждем библейских мутантов от генетиков животных, тем боле они людские гены скрещивают с животными и уже в открытую пишут об этом. И вакцины от коронавируса на Западе делали на основе генов животных, а нашим Российским не верю из чего это они его делали, а это означает уже началась эпоха мутантов, так сказать человек гора - Валуев отдыхает. Надо спросить Олега Демко, он привился от коронавируса, чем? А то что то он странный он хочет быть совой, из серии значок на грудь с совой и я супермен мудрец!))))))))) Я ему посоветовал начать питаться мышами и крысами и научиться летать на дельтаплане или автожире, хотя бы на аэротакси, так сказать Изиш Фантастиш, вуаля Голливудский герой!
Язвами и смерю и болезнями все этим и закончиться, это геномодификация, не от Бога. Ибо в библии про людей слушающих Сатану написано про это. И написано про престол Сатаны на острове Пергам и где победный зиккурат мавзолей Сатанинский бога медицины был иона воссоздана у нас и стит на красной площади, рядом с кремлем, где Петр Первый самолично рубил головы стрельцам. И на острове Пергам был поклонение богу медицины и люди занимались мумифицированием и знали музицирование черного и красного фараона. Ленина, Мао Це Дуна мумифицировали по технологии красный фараон, поэтому все живем чудесате и чудесатее.
Вот читай что будет скоро ибо мы стим на проге этого первые шаги сделано генетиками уже и идет сама прививка и главное постоянно повторять нужно по два раза, а это уже говорит об эксперименте над людьми "666" . и уже в магазине не купит продукты без маски и в кафе не покушать, а дальше ещё большие и правительство РФ все сатанисты масоны.

1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю.
2 Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.
3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.
4 Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
5 И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который есть и был, и свят, потому что так судил;
6 за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того.
7 И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.
8 Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнём.
9 И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу.
10 Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания,
11 и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.
12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.
13 И видел я выходящих из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам:
14 это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его.
16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
18 И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
20 И всякий остров убежал, и гор не стало;
21 и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

Процесс создания просфор

В этом разделе мы расскажем о том, какие принадлежности необходимы для выпекания просфор.

Процесс изготовления просфор выглядит следующим образом:

Для начала замешивается тесто. В отличие от католиков, православные выпекают просфоры на квасном тесте. Закваска напоминает о притче Спасителя, Который уподобляет Слово Божие закваске, которую положили в муку, и она переквасила ее. В крупных просфорнях для приготовления теста обычно используют тестомес.

Поднявшееся до нужной консистенции тесто нарезают с помощью специальных круглых нарезок с металлическим лезвием. Каждая просфора состоит из двух соединенных между собой половин. Верхняя из них символизирует Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Нижняя часть просфоры имеет больший диаметр, нежели верхняя. Нарезанные части просфор еще некоторое время выстаиваются.

На верхнюю половину просфоры с помощью специальной печати наносят изображение. Затем половины соединяют между собой и отправляют в печь для выпекания. По традиции противень смазывают не маслом, а воском.

Для того чтобы предотвратить растрескивание просфор, из них выпускают воздух, протыкая специальной иглой.

Игла просфорная

Принадлежности для изготовления просфор

Нарезка для просфор представляет собой диск из остро наточенной стали, прикрепленный к деревянной или пластиковой ручке. От качества нарезки зависит не только удобство работы просфорника, но и то, какие просфоры у него получатся. Хорошая нарезка достаточно увесиста – это позволяет прилагать меньше усилий для нарезания теста. Обратите внимание и на качество стали: она должна быть острой и долговечной.

Нарезка для просфор, сталь, деревянная ручка
Нарезка для артоса

Печати для просфор несут на себе вогнутое изображение, которое, перейдя на тесто, станет выпуклым. Старинное название печатей для просфор - дорники.

Печать для просфор богородичная

Разновидности печатей и нарезок для просфор

Печать для артоса

  • Для Агничных богослужебных просфор – размер средний, возможны вариации для разных служб: чем больше народу будет причащаться на Литургии, тем крупнее должна быть Агничная просфора. Печать несет на себе крест и монограмму: IC ХС NI КА.

Печать для просфор агничная

  • Для богослужебных Богородичных просфор – размер средний. Богородичная печать несет на себе монограмму: Мария. Эти печати могут иметь различный размер: имеет смысл для многолюдных богослужений выпекать большой Агнец, а для Литургий, где будет меньшее число причастников – малый.

Печать для просфор богородичная

  • Девятичинная просфора, а также служебные просфоры за живых и усопших обычно надпечатывают таком же изображением, как и Агнец.

Печать для агничных и девятичинных просфор

  • Поминальные просфоры, как правило, имеют небольшой размер и могут нести на себе различные изображения. Наиболее распространено классическое: крест с надписью IC ХC NI КА. Любимы верующими просфоры с монограммой Пресвятой Богородицы. Прихожане радуются, получив просфоры с изображениями Пресвятой Богородицы и угодников Божиих.

Печать для просфор с иконой Богородицы
Печать для просфор с иконой святителя Николая
Печать для просфор с иконой преподобного Иова Почаевского

  • Печать для изготовления греческой литургической просфоры делит поверхность на 5 квадратов.

Печать для греческих просфор

Материалы изготовления

Печати для просфор и артоса изготавливают из металла, пластика, дерева. Металлические считаются самыми лучшими: они дают более четкий рисунок, тесто в них практически не залипает. Из металлов для изготовления печатей предпочтительна латунь, поскольку она не подвержена окислению.

Полезный совет

Печати и нарезки для разных видов просфор можно приобрести по отдельности, но, как правило, целесообразнее купить их в наборе, вместе с иглой для просфор.

Из истории

Стол с хлебами предложения в ветхозаветной Скинии

Прообразом просфоры в Ветхом Завете были Хлебы предложения, хранившиеся в Скинии.

Первые христиане выпекали хлеб для совершения богослужения у себя дома и приносили его в храм в качестве жертвы Богу. Священнослужители отбирали самые лучшие хлеба и совершали службу на них. Всех жертвователей поминали во время богослужения. Близкие усопших совершали приношение от их имени, и имена умерших также поминались в молитве – так сформировалась существующая по сей день традиция литургического поминовения.

Выпекание просфор с давних времен было одним из послушаний в монастырях. Пекли просфоры и при храмах.

Интересно, что до революции была распространена практика, когда прихожане, желавшие помянуть кого-либо, приобретали просфору и сами давали ее священнику с просьбой помолиться. Вынув частичку, батюшка возвращал просфору подавшему и тот дарил ее поминаемому (если поминовение совершалось о здравии). В частности, такая просфора была желанным подарком к именинам.

Духовно-символическое значение

Богослужебные просфоры

Просфора – неотъемлемая часть Богослужения Православной Церкви. Агничная просфорам становится веществом для главного из Таинств – Евхаристии. Поэтому просфоры выпекают с молитвой и благоговением, находясь в душевной и телесной чистоте. Для ее изготовления берут лучшую муку и чистую воду.

Круглая форма просфоры символизирует вечность.

Цвет просфоры должен напоминать цвет человеческого тела.

Соль, которую непременно добавляют в тесто для просфор, имеет свое духовное значение. Она символизирует Божественную благодать, которая защищает человека от растления грехом, как соль предотвращает гниение пищи.


История возникновения


Символичность просфоры

Церковная просвира являет собой хлебец, и этот хлеб повелению Всевышнего изменяет свою суть либо, как считают православные – преображается в Тело Иисуса. Совершается это когда проводят Господнее Богослужение, в тот час, когда служитель взятые из дароприношения хлебцы ложит в Чашу, где находится Тело и Кровь Господни, читая во время такого ритуала определенное молитвословие. Просвирка выпекается не спроста в виде круга, ее делают именно, чтобы она служила символом Божьей вечности. В христианстве существуют и иные, похожие трактования. Большинство верующих считают, что круглая форма является символом бессмертной души как определенного человека, так и всего человечества в Господе. Церковная Просфора имеет две части: Верхнюю и нижнею. Такое разделение тоже несет определенную суть. Соединенные в одно целое такие части означают уникальную сущность людей, которая изображается в соединении двух частей: Господней и людской. Верхушка просвирка несет в себе божественное начало людей. Нижняя часть просфоры являет собой телесное, мирское начало. На верхушку просвиры наносят печать, которая изображается в виде крестика и текста. Надпись переводится с греческого языка как победа Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для выпекания церковной просвиры необходимо взять муку вашего сорта полтора килограмма. Чтобы замесить тесто, необходимо треть муки насыпать в глубокую миску и налить агисму. Помешав совсем чуть-чуть, в тесто наливают кипяток. Такое действие придает крепость и сладость просвирки. Спустя немного времени, когда тесто остыло кладут чуть соли, разведённой в святой воде, и добавляют двадцать пять грамм дрожжей. Затем всю эту смесь перемешивают и оставляют примерно на полчаса. Когда тесто поднялось то в него добавляют оставшуюся часть муки и снова перемешивают. Потом вновь отставляют на тридцать минут, чтобы тесто смогло вновь подняться. Через полчаса, когда тесто уже готово и поднялось, его необходимо раскатать, усердно посыпая мукой. С помощью формочек раскатывают круги: Верхняя часть меньшим размером, нижняя – большим. Затем такие кружки покрывают смоченной тканью, сверху покрывают сухой тканью, и снова отставляют на тридцать минут. Затем на верхушку ставят печать, и верхнюю часть присоединяют к нижней, при этом части смачивают тёплой агисмой. Подготовленную просвирку необходимо проколоть иголкой по бокам, а затем ее помещают на противень, и ставят в духовку, где она печется примерно пятнадцать–двадцать минут. Выпеченные просфоры кладут на стол и накрывают, сперва ложится сухая, потом влажная и опять сухая ткань, и оставляют их час в покое отдохнуть. Потом их слаживают в особые коробы. И в рецепте приготовления просфоры также заложена определенная суть. Мука и вода обозначают тело человека, а дрожжи и агисма символизируют человеческую душу. Все эти ингредиенты между собой неразрывно связаны, однако в свою очередь отдельный элемент символизирует что-то свое. Агисма означает Господнюю милость, посланную людям. Дрожжи несут в себе знак Святого Духа, он же своей божественной способностью дарует жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Любому верующему, кто ходит в храм, известно, когда именно модно употреблять церковные просфоры. Есть просвиры необходимо после проведения первого богослужения, в случае, когда в это время человек проходит обряд причащения, то просвирки вкушают на день- два раньше сразу после Евхаристии. Есть церковную просфору необходимо с определенным тактом – покорно и трепетно. Вкушать просвирку необходимо на голодный желудок. Любому православному человеку благотворно начать свой день именно с употреблением агисмы и просвирки. Для вкушение этих яств надо постелить выстиранную скатерть либо салфетку. На скатерть поставить священный завтрак, который состоит из просвирки и агисмы. Однако перед употреблением такой трапезы необходимо прочитать мольбу, которую читают только в таких случаях. Священный хлебушек едят над блюдцем или листом бумаги. Так делают, что б крошки просвиры не попадали на землю и не стали нечистыми.


Просвира свои истоки появления берет в начальном столетии православия, в те времена прихожане брали с собой в церковь хлеб, вино, масло, воск для изготовления свечек, то есть все то что необходимо для проведения службы. Просфора означает дары (га греческом языке это звучит как просвирка), либо дароприношение, эти продукты давали священникам; имена людей, которые принесли дары писали в специальный список, который вместе с молитвословом читали, когда освящали Дары. С этих пожертвований (просвирок) отделяли набольшую часть хлеба и вина для преобразование их в Тело и Кровь Иисуса, из принесенного воска делали свечи, а иные продукты, которые тоже освящали, отдавали прихожанам. Однако до нашего времени эта традиция дошла в укороченном виде, просвирка стала означать лишь хлебец, вкушают после проведения службы. Сегодня же в церквях пекут не обычный хлеб, а в специальных круглых формах просвирки, и стали в виде даров не только продукты, а и деньги.

После богослужение всем прихожанам дают антидо́р – малые частицы просвирки, из которой из дароприношений был изъят Небесный Ягненок. В греческом языке антидор берет начало от слов анти – взамен и ди орон – приношение, то такое слово буквально переводится – взаменприношение.


Слово а́ртос (в переводе квасной хлебец) обозначает всеобщий священный хлеб, предназначенный всем священнослужителям Храма, или по-другому ее называют – просвирка целевая.

В память о том, что Всевышний перед Своем Воскрешении много раз представал перед учениками и проводил вместе с ними трапезу, ученики и после того как Иисус вознёсся на небеса, всегда оставляли за обедом свободное посредине место и клали пред ним кусок хлебца, то есть представлялось что Всевышний находится среди них. Сейчас такой хлебец и являет собой вкушаемый в Храме артос. В течении Пасхальной недели артос находится в церкви на столик, перед алтарем, а когда богослужения не проводятся он лежит подле открытых Царских врат, как напоминание о визитах ожившего Иисуса к ученикам и о существовании Господа с людьми. Все это сводится к значению Пасхи, которая представляет собой соединение гибели и Воскрешение Иисуса, на него наносят знак победы Господа над смертью, или крест, обрамленный терновником, или лик Воскрешения Господа.


В течении всей Пасхальной недели после завершения службы проводится торжественный крестовый ход вокруг церкви с артосом. В обители артос каждый день ставят на обедню и располагается на специальном столе либо ж на ткани, для памятки инокам, что среди них, как когда-то среди учеников, незримо живет Иисус Христос, небесный Хлеб жития. Над артосом читаются тропари, в которых упоминается о Воскрешении Иисуса и о Его нахождении среди нас.

В субботу Пасхальной недели после богослужения служитель читает специальную мольбу, при прочтении которой артос разделяется, а вовремя лобзании креста отдаются прихожанам как реликвия.

Артос по священности стоит ниже антидора, однако выше просвирки. То есть в случае, когда человек хочет вкусить и артос, антидор и просвирку, то сперва едят антидор, потом артос, а в конце просвира.

Читайте также: