Как сделать прокурорскую проверку

Обновлено: 06.07.2024

Главная задача прокуратуры – защитить права и свободы граждан. Но, чтобы рассматриваемый орган оказал максимальную поддержку, следует пользоваться главным принципом – обращаться вовремя. Это не значит, что в прокуратуру следует идти по первому же поводу. Прием граждан и рассмотрение обращений проходит по определенному алгоритму. Прокурор обязан рассмотреть дело, которое подпадает под его юрисдикцию. Но нужно подобрать максимально эффективный способ обращения – письменно или личным визитом.

По каким вопросам осуществляется прием граждан и рассмотрение их дел

Обращение в прокуратуру в делах, которые действительно требуют таких мер – закономерное действие. Люди обращаются за помощью если они пострадали из-за действий других лиц или при нарушении своих прав. Перечень вопросов, которые рассматриваются в прокуратуре, довольно широкий. Но обсудим самые сложные:

  • Если законы или другие нормативные акты не соблюдаются на уровне местной власти. В прокуратуре можно оспорить действия, как целых подразделений, так и конкретных должностных лиц.
  • В случаях, когда законы не соблюдают судебные приставы.
  • Когда правонарушение осуществляет физическое лицо (обычный гражданин).

Прокуратура поможет определить суть проблемы, провести её правовую оценку. После обращения, сотрудники сделают проверку представленного материала, полученных документов и различной доказательной базы. К работе при необходимости будут привлечены квалифицированные эксперты.

Как правильно составить обращение в прокуратуру обычным гражданам

Гражданин, который хочет, чтобы его обращение попало на рассмотрение в прокуратуру и самому попасть на прием к специалистам, должен правильно его составить. Для этого следует соблюдать следующий порядок:

  • Составлением обращения может заниматься не только обычный гражданин, но и юридическое лицо.
  • Работая над документом, не забудьте указать не только персональную информацию о заявителе, но и данные о нарушителе. Согласно практикуемому порядку, в орган должна поступить информация о ФИО, адресе и контактной информации заявителя.
  • Обращение в такой орган, как прокуратура, осуществляется в письменном виде. Чтобы документ приняли на рассмотрение, он должен быть направлен прокурору.
  • Заявление примут на рассмотрение только если к нему будут прилагаться доказательства, что правонарушение действительно имело место.
  • Обязательно нужно перечислить выдвигаемые требования. Например, попросить о проведении прокурорской проверки.
  • В конце ставится дата составления и подпись заявителя.

Рассматривается обращение в зависимости от обстоятельств – от 15 до 30 суток. Дольше всего рассматриваются дела, где есть необходимость в проведении длительных дополнительных проверок.

Что могут сделать в прокуратуре в ответ на обращение граждан Российской федерации

Когда факт обращения неоспорим и заявление поступило в прокуратуру, гражданине которые его подали, могут увидеть несколько вариантов дальнейшего развития событий, о которых его оповестят. Оповещение может прийти по таким поводам:

  • обращение отклонят, аргументируя это тем, что оно не отвечает требованиям и порядку оформления документа;
  • предоставят разъяснения по фактам, которые успели получить в рассматриваемом деле;
  • удовлетворят, но не обязательно целиком (может быть частичное удовлетворение пунктов обращения);
  • перенаправят в органы с более низкой юрисдикцией;
  • примут меры, пока не появится возможность принять максимально объективное решение.

Какие действия предпринять, если прокуратура не занимается рассмотрением обращения

Есть несколько весомых обстоятельств, которые могут стать причиной составления жалобы:

  • сотрудники на приеме по поводу рассмотрения дела, занимались вымогательством;
  • на заявление не было ответного письма;
  • сотрудники не предприняли предусмотренные законом меры по поводу обращения;
  • за работниками прокуратуры было зафиксировано злоупотребление своим служебным положением.

Если зафиксировано любое из этих правонарушений, на виновника подается жалоба в районную прокуратуру. Также, можно воспользоваться сайтом генеральной прокуратуры, направив жалобу онлайн. Так заявление точно будет в порядке, и не потеряется по дороге. Некоторые обращения перенаправляются в полицию, если дело того требует.

В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО "Глобус" постоянно анализируется законодательство и судебная правктика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.

Итак, законодательство не регламентирует подробно процедуру проведения прокурорской проверки, и при ее проведении прокуроры руководствуются общими правилами о своих полномочиях и ограничениях, предусмотренных Законом о прокуратуре, а также приказами Генеральной прокуратуры РФ от 07.12.2007 N 195 и от 17.03.2017 N 172. Конституционно-правовой смысл положений Закона о прокуратуре, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике (абз. 8 п. 2 резолютивной части постановления от 17.02.2015 N 2-П, далее - Постановление N 2-П, ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). В крайне редких случаях суд отклоняет ссылки на указанное Постановление N 2-П, поскольку оно принято в отношении правил проверок некоммерческих организаций, а не бизнес-субъектов (постановление Семнадцатого ААС от 15.07.2015 N 17АП- 7249/15).

Ограничения и запреты, предусмотренные Законом N 294-ФЗ для должностных лиц органов государственного надзора (контроля), не распространяются на прокуроров при осуществлении ими прокурорского надзора (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Уведомление о проверке

Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать поверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения, суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (постановления Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27, АС Центрального округа от 17.10.2017 N Ф10-2795/16, решения АС Сахалинской области от 08.05.2015 по делу N А59-225/2015; АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.04.2015 по делу N А75-222/2015, постановление Тринадцатого ААС от 24.03.2014 N 13АП-26524/13; противоположные решения - постановления Второго ААС от 22.10.2015 N 02АП-8406/15, Пятнадцатого ААС от 14.10.2015 N 15АП-16353/15) либо даже признать, что в действительности имела место незаконная внеплановая проверка иным ведомством, чей сотрудник был привлечен прокурором (постановление Тринадцатого ААС от 19.12.2016 N 13АП-28671/16, решение Иркутского областного суда от 16.04.2015 по делу N 21-168/2015). Само уведомление о проведении проверки может не содержать сведений об источнике получения информации о нарушениях (постановление АС Московского округа от 03.11.2015 N Ф05- 15425/15).

До сведения поверяемого лица должно быть доведено и мотивированное решение прокурора о расширении предмета (следовательно, и пределов) проверки (абз. второй п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, абз. 5 п. 5.2 мотивировочной части Постановления 2-П, приложение 2 к Приказу N 172). На практике это требование соблюдается (определение СК по административным делам Суда ЕАО от 04.05.2016 по делу N 33а-274/2016), однако далеко не всегда (решения Краснозерского районного суда Новосибирской области от 23.01.2017 по делу N 2а-36/2017, Ленинского районного суда г. Омска Омской области от 01.11.2016 по делу N 2а- 6906/2016, АС Новосибирской области от 29.05.2015 по делу N А45- 6044/2015, постановление Пятого ААС от 17.07.2015 N 05АП-5619/2015).

Должностные лица органов управления коммерческих и некоммерческих организаций обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно (п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре). Однако прокурор часто удовлетворяет просьбу руководителя об отложении проверки на небольшой срок, если она мотивирована (например, для обеспечения присутствия необходимых специалистов, выделения прокурору помещения, офисной техники и т.п.).

Нередко УО сталкиваются с проверками, которые в их отношении проводят органы прокуратуры. Случается, что предмет контроля вызывает у управляющих домами вопросы. Читайте, вправе ли прокуратура по собственной инициативе проверить, как управляющая организация соблюдает требования трудового законодательства.

Органы прокуратуры проверяют работу УО на основании поступившей информации о нарушении закона

Каждая управляющая организация сталкивается с проверками прокуратуры. Ведомство проверяет, как компания ведёт претензионно-исковую работу, соблюдает ли требования закона о защите персональных данных, правильно ли делает начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и много другое.

Согласно п. 6 приказа № 195, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

Это происходит после поступления в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии со ст. 22 № 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений.

Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

Органы прокуратуры не вправе подменять иные надзорные государственные органы

В силу ч. 3 ст. 21 № 2202-1, решение о проведении надзорных мероприятий принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя организации не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются её цели, основания и предмет.

Согласно позиции, изложенной Верховным Судом РФ в постановлении от 16.06.2003 № 86-В03-2, законодательство не предоставляет прокурорам произвольного права на проведение проверок. Для проверки должны быть веские основания, оформленные надлежащим образом.

При этом, как отмечаетсяв ч. 2 ст. 21 № 2202-1, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. При этом в повседневной деятельности управляющих организаций нередко возникают ситуации, когда органы прокуратуры проводят проверки на предмет нарушения трудового законодательства.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводит федеральная инспекция труда. В ходе проверок она анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений (ст. 356 ТК РФ).

Таким образом, органом, уполномоченным проводить проверки организаций на предмет соблюдения трудового законодательства, является Государственная инспекция труда, а в полномочия прокуратуры такой вид контрольных мероприятий не входит.

Проверки соблюдения УО трудового законодательства – вне компетенции прокуратуры

Подобная ситуация возникла у управляющей организации из Ямало-Ненецкого автономного округа. В прокуратуру поступила жалоба от бывшего работника организации, поэтому ведомство решило провести внеплановую проверку УО.

Органы прокуратуры запросили у организации копии трудовых договоров, сведения о заработной плате, сведения о расторжении трудовых договоров и иные внутренние документы организации.

  • ч. 2 ст. 21 № 2202-1;
  • постановлении ВС РФ от 06.06.2003 № 86-В03-2;
  • ст.ст. 353, 356 ТК РФ;
  • актуальную судебную практику.

В результате прокуратура в рамках данной проверки больше не совершала никаких действий. После жалобы юристов в интересах УО никаких требований от ведомства не поступало.

Если прокуратура проверяет исполнение норм ТК РФ – защищайте свои права

  • всегда отвечать на запросы надзорного органа;
  • проверять основания для проведения проверки;
  • в случае уверенности в законности своих действий обращаться в суд или за защитой нарушенных прав.

Мы неоднократно рассказывали на портале, как управляющим организациям поступать с запросами и предписаниями надзорных органов в случае, если УО считает их необоснованными:

Жалоба в прокуратуру инициирует серьезное разбирательство, потому, когда вмешивается прокуратура настораживаются все – от чиновников и лиц, занимающих руководящие должности на предприятиях, до обыкновенных продавцов/


На кого можно подать жалобу в прокуратуру

Подать жалобу в прокуратуру может каждый, главное чтобы для этого были основания. Главным основанием является нарушение закона. Если в жалобе содержится информация о нарушении актуального законодательства, прокуратура обязана её рассмотреть. Именно потому при составлении документа так важно быть точным – указывать конкретные сведения.

Для удобства можно выделить несколько наиболее популярных типов жалоб, что пишут в прокуратуру:

  • На лиц, которые руководят предприятиями коммерческой и некоммерческой природы, организаций общественного типа и т.п.
  • На судебных приставов (их действия или бездействие) а также других чиновников (налогового инспектора, работников городской/районной администрации и т.п.).
  • На работодателей, которые считают, что им можно не соблюдать нормы трудового законодательства (не платить зарплату, незаконно увольнять).
  • На застройщиков, которые срывают сроки ДДУ, не исполняют требования ДДУ, не реагируют на претензии.
  • На управляющую компанию и ресурсоснабжающие предприятия, что не исполняют свои обязанности.
  • На продавцов, изготовителей, людей, которые оказывают платные услуги. Если они нарушают права потребителей.

Но есть ограничения – прокуратура не работает с физическими лицами. Если физическое лицо нарушает закон, зависимо от особенностей правонарушения, нужно обратиться в другие правоохранительные органы. Но если эти органы бездействуют, тогда можно идти в прокуратуру.

Требования к заявлению в прокуратуру

Чтобы было принято заявление в прокуратуру, образец (правильный) должен отвечать стандарту. Даже если это онлайн-документ. Хотя в законодательстве нет особых требований к содержимому документа, но определенная информация должна в ней содержаться:

  • Название органа, куда подаетсяправильныйобразецзаявления в прокуратуру. Как альтернативу, в образце можно указать ФИО лица, которое будет заниматься вашим делом.
  • Кто направляет образцы заявления. ФИО отправителя, его адрес. Если хотите получить ответ на другой, правильный адрес проживания, его также нужно указать, составляя образец.
  • Максимально полно изложить суть вопроса. Но без излишней конкретики, чтобы не перегружать образец документа.
  • Дата подачи образца и подпись человека, который это заявление отправляет.

Правильное заявления в прокуратуру пишется и подается согласно определенному алгоритму. Больше всего внимания отводится части, где заявитель должен написать суть своей жалобы. В этой части прокуратура обращает внимание на события, что предшествовали правонарушению. Также укажите точную дату, когда обратились в госорганы, когда заключили договор, когда начали трудовые отношения и т.п.

Дальше обязательно указывайте, в чем заключался спор, при каких обстоятельствах состоялось нарушение закона. Опишите, что именно произошло – как нарушили закон. Указывается, какой закон нарушили. Если есть уже принятое решение, что нарушает законодательство – внесите его реквизиты.

Дальше указывается, что требуете от органов. Например, можно потребовать, чтобы в органе, который нарушил закон, провели внеплановую проверку. Не помешает указать в образце, что требуете привлечения виновных к ответственности.

Форма, в которой составляется жалоба – свободная. Вот так выглядит жалоба в прокуратуру образец:


Коллективная жалоба в прокуратуру

Перед тем как написать заявление в прокуратуру следует учесть, что правильный документ может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Составление коллективной жалобы мало чем отличается от индивидуального документа. Разница заключается в том, что в качестве заявителя выступает один человек, а если пишется коллективная – заявителей может быть несколько.

Обычно такие форматы жалоб составляются, если пострадало несколько лиц или если решение написать жалобу, было принято на собраниях, митингах и т.п. Подписывать коллективно написанное заявление может несколько заявителей. Так что коллективная жалоба имеет всего несколько отличий – она составляется более чем двумя людьми и подписать её могут несколько человек.


Подать анонимное заявление

Таким образом, хотя закон не запрещает отправлять анонимные образцы жалобы, и они могут послужить основанием для внеочередной проверки, прокуратура не ответит на документ. Так что заявитель не узнает, были ли предприняты меры или органы бездействовали. Это логично, поскольку если жалоба имеет анонимную природу, неизвестно куда направлять ответ.

Как подавать заявление в прокуратуру

Ещё один актуальный вопрос – как податьзаявление в прокуратуру? Существует несколько актуальных путей, как подавать заявления, после того как смогли их написать:

Рассматриваемый формат обращения можно использовать пи личной встрече с представителем прокуратуры при исполнении им своих обязанностей. Также можно позвонить по горячей линии или обратиться, используя СМИ в качестве посредников.

Как подавать заявление в прокуратуру решайте сами, ведь каждый способ имеет свои плюсы и минусы. Но если отправлять документы онлайн, это займет меньше времени и потребует минимум усилий.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Прокурор должен провести комплекс мероприятий, рассматривая жалобу и пытаясь определить, есть ли для неё основания и насколько правильно она оформлена:

  • Проверяется, все ли указанные в жалобе факты отвечают действительности. Может даже выехать на место, чтобы установить прокурорский контроль.
  • Соберет и истребует документальную базу, необходимую для принятия решения. Например, потребует предоставить материалы уголовного дела, исполнительного производства и т.п. Это поможет объективно рассмотреть ситуацию.
  • Передаст часть своих обязанностей нижестоящим прокурорам, чтобы подробнее проверит жалобу.
  • Может подавать в разные органы материалы для того, чтобы возбудить производство уголовного или административного порядка.

Также прокурор может удовлетворить или отклонить (бездействовать) требование уволить кого-то, указанное в образце жалобы.

Жалоба, что получает прокуратура, имеет свои сроки рассмотрения. Для обычных случаев они составляют 15 дней. Если дело нуждается в дополнительной проверке, прокуратура может работать 30 дней. Иногда сроки жалобы продлеваются, но только не дольше чем ещё на 30 суток. Когда рассмотрение закончено, представители прокуратуры дают ответ, отчитываясь о проделанной работе и принятых мерах.

Заявление в прокуратуру без ответа

Обычно если подаетсязаявление в прокуратуру на бездействие или на какую-то другую проблему, заявитель ждет на него ответа. Но его не последует в следующих случаях:

  • Если заявитель не указал на образце жалобы ФИО и адрес;
  • В жалобе нет информации, чтобы её разрешить;
  • В документе нет сути;
  • Заявитель пытается самостоятельно вмешаться в работу прокуратуры;
  • Текст жалобы нечитабельный, неразборчивый;
  • В тексте есть нецензурные выражения, угрозы.

Получить юридическую помощь по вопросу как подать жалобу в прокуратуру можно на нашем сайте.

Читайте также: