Как сделать производство ткани

Обновлено: 07.07.2024


Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.


Движения ткацкого станка

Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:

Первичные механизмы для изготовления тканого материала:

  • Зевообразование;
  • Прокидка челнока;
  • Прибой уточной нити к опушке ткани.
  • Подача основы;
  • Укрутка нити;
  • Выбор утка.
  • Останавливающий механизм;
  • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
  • Уточный нитенаблюдатель;
  • Пополнение утка.

Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.


Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Первичные механизмы


Процесс зевообразования

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)


схема расположения уточных нитей в ткани

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.


Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.


Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:


  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:


  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.


У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:


  1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
  • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
  • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.


  • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

Ткачество. Снование основы

Как ткать ткань в домашних условиях?


Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  1. Распределить нити основы.
  2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Выборная техника

Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Ажурное ткачество

К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

С уважением, Александр Гончаров

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 15075
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:


В этом уроке мы поговорим о производстве текстильных материалов. Узнаем, на какие группы делят текстильные волокна. Более подробно поговорим о натуральных волокнах растительного происхождения, таких как хлопковое волокно и льняное волокно. Рассмотрим процесс изготовления тканей. А затем разберёмся, как можно определить направление долевой нити в ткани и как научиться различать лицевую и изнаночную стороны.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Производство текстильных материалов"

Текстильные материалы окружают нас повсюду. Из них изготовлено столовое белье: скатерти, салфетки, полотенца и т.д.


Постельное белье: наволочки, простыни, пододеяльники.


Из них делают шторы, обивку мебели, ковры.


А самое главное из текстильных материалов изготовлена наша одежда.


Чтобы сшить какое-нибудь изделие необходима ткань. Чтобы изготовить ткань, необходима пряжа (нити). Материал, из которого создают пряжу (нити), а затем различные изделия называют текстильным волокном.




Группа отраслей легкой промышленности, которые из текстильных волокон вырабатывают ткани и другие изделия, называется текстильной промышленностью.


Текстильные предприятия по разделению своей работы бывают прядильные, ткацкие, прядильно-ткацкие, красильно-отделочные. Существуют предприятия, которые объединяют все эти производства. Текстильная промышленность является одной из старейших и крупных отраслей легкой промышленности.



Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают две группы текстильных волокон: натуральные и химические. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. Химические волокна делятся на искусственные и синтетические.

Натуральные текстильные волокна создаются природой.

Для производства растительных волокон чаще всего используют такие растения, как хлопчатник и лен.

Хлопчатник — это многолетнее теплолюбивое растение.




Поэтому возделывание его началось в жарких странах - Индии, Африке, Мексике, Перу. Сейчас это растение возделывается более чем в 50 странах мира.

Хлопчатник представляет собой кустарник высотой до одного метра и более. После цветения на кустах хлопчатника образуются плоды— коробочки, в которых находятся семена, покрытые волосками.




На каждом семени развивается от семи до пятнадцати тысяч волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 миллиметров. Чем длиннее волокна, тем лучшего качества получаются пряжа и ткани.

После созревания коробочки раскрываются, и их собирают ручным способом или с помощью машин.



С хлопкозаготовительных пунктов хлопок-сырец доставляют на хлопкоочистительные заводы, где хлопок очищают — отделяют волокна от коробочек, семян и различных сорных примесей. Затем очищенный хлопок прессуют в кипы и отправляют на прядильные предприятия для дальнейшей переработки.




Волокна хлопка обычно бывают белого или слегка кремового цвета. В настоящее время учеными уже выведены сорта цветного хлопка. Ткани, вырабатываемые из хлопкового волокна, хорошо окрашиваются и легко подвергаются различной отделке.

Лен. Льняное волокно находится в стебле растения лён. Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой. В нем в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Поэтому волокна называются лубяными.



На Руси издревле выращивали лен. Это растение любит свет, влагу, умеренное тепло, не боится легких заморозков.

Существует несколько групп льна: лен-долгунец, лен-кудряш и другие. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца, так как стебли его достигают длины аж 80-100 сантиметров.

Созревшие стебли льна выдергивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокон. Этот процесс называется тереблением. Раньше его выполняли вручную, а теперь с помощью льнокомбайнов и теребильных машин. Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках. Такие очищенные стебли называют соломкой. Соломку вымачивают в водоемах или специальных бассейнах. Вымоченные стебли льна называют трестой. Получение льняного волокна из стеблей растения осуществляется на льнозаводах. Существует специальная технология отделения волокон от древесины стебля и дальнейшей обработки полученного сырья. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других тканей. Затем льняные волокна отбеливают, так как до этой операции они имеют светло-желтый цвет, переходящий в стальной.





Льняные волокна очень прочные и крепкие, хорошо окрашиваются, лучшие сорта их обладают шелковистым блеском.

Из всех текстильных изделий наибольшая доля падает на производство тканей. Процесс изготовления тканей состоит из нескольких этапов: прядение, ткачество, отделка тканей.

Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную и прочную нить (пряжу), их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением.

Прядение — это создание из волокнистой массы пряжи (нитей) путем скручивания между собой волокон.


Прядение выполняется на прядильных фабриках. Современные прядильные фабрики оснащены сложнейшими механизмами и машинами. На прядильные фабрики волокно поступает обычно спрессованным в кипы. Волокно содержит много примесей, тончайшие волоконца спутаны и смяты. В таком виде сырье конечно непригодно для прядения. Поэтому проделывают еще несколько операций, в результате которых волокно очищают, распрямляют, разделяют на отдельные волокна, расчесывают и лишь потом скручивают в пряжу.

Технология прядения выполняется последовательно в несколько этапов на различных машинах (рыхлительных, трепальных, чесальных, ленточных, ровничных). Завершается технология изготовления пряжи на прядильных машинах, где полученная пряжа наматывается на бумажные патроны (трубки) или деревянные шпульки.

Процесс производства тканей из пряжи называется ткачеством.


Пряжа поступает в ткацкий цех. Ткани вырабатывают на ткацких станках в виде длинных полос различной ширины. Вдоль ткацкого станка натянуты прочные и гладкие долевые нити – их называют основой. На челнок намотана менее прочная и пушистая поперечная нить. Ее называют уток. При работе ткацкого станка нити основы раздвигаются. Между ними образуется пространство, которое называется зев. Затем через зев челнок прокладывает уточную нить. По краям готовой ткани специальное приспособление образует утолщение – кромку.

На ткацком станке изготавливают ткани с различными переплетениями. При образовании переплетения нити основы ложатся в определенном порядке — то сверху, то снизу уточных. Нити основы и утка могут переплетаться через 1, 2, 3 и более нитей, после чего порядок переплетения повторяется. Наименьшее число нитей, после которого порядок переплетения повторяется, называется раппортом. В тканях различают раппорт по основе и по утку.




Самые распространенные ткацкие переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Полотняное переплетение является самым простым. В нем нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке. Поверхность тканей с таким переплетением гладкая, матовая. Лицо и изнанка одинаковые. Сама ткань прочная. Полотняное переплетение имеют многие ткани: ситец, бязь, некоторые шерстяные и шелковые ткани. Особенно хорошо полотняное переплетение видно при рассмотрении марли.



Ткани с саржевым переплетением нитей отличаются от тканей с полотняным переплетением по внешнему виду. У них хорошо заметны косые полоски — елочки (рубчик), располагающиеся слева направо. Такое переплетение имеют шерстяные ткани.



Ткани с сатиновым и атласным переплетениями по внешнему виду сильно отличаются от двух первых переплетений, так как с лицевой стороны имеют гладкую блестящую поверхность. При помощи такого переплетения создают ткани хлопчатобумажные (сатин), шелковые (атлас, подкладочные).



Ткань, которую сняли с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасивая, жесткая, плохо впитывает воду и не готова к применению.


В дальнейшем эти ткани должны пройти обработку – ряд отделочных процессов. Их отбеливают, обрабатывают специальными растворами, окрашивают, наносят рисунок, крахмалят, гладят.

Отбеливание – это придание ткани белизны. Ткань, прошедшая отбеливание, называется отбеленной.


Ткани специального назначения — водоупорные, огнеупорные — пропитывают и наполняют особыми веществами, специальными растворами.


Крашение – это окрашивание ткани в какой-либо цвет в огромной ванне, которая наполнена красящим веществом. Ткань после такого окрашивания называется гладкокрашеной. Если же нити были окрашены до ткачества, ткань называется пестротканой.


Печатание – это нанесение рисунка на отбеленную ткань. Такая ткань называется набивной.


Как показывают археологические находки, производство тканей возникло еще в глубокой древности в Египте, Индии, Китае. При раскопках древнеегипетских пирамид, археологи нашли в гробницах кусочки льняных тканей. Считается, что ткани из хлопка впервые начали делать в Индии, в Греции создавали ткани из льна и шерсти, а родоначальником шелка считается Китай.



При пошиве швейных изделий нужно уметь определять направление долевой нити в ткани. Это можно сделать следующим образом:

· По кромке: долевые нити идут в направлении кромки.

· По растяжению: долевые нити растягиваются меньше, чем поперечные.

· По виду и прочности нитей: долевые нити гладкие и прочные, поперечные – пушистые и менее прочные.

· По звуку: при резком растяжении (хлопке) ткани по долевым нитям звук будет более отчетливый, по поперечным – приглушенный.

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Для изготовления изделий нужно научиться различать их.

Основные признаки, по которым определяют лицевую сторону:

· Яркость рисунка. У набивных тканей на лицевой стороне рисунок более яркий.

· Мелкие дефекты ткани. С лицевой стороны видно меньше узелков и ворсинок.

· Ткацкий рисунок (переплетение нитей). У саржевого переплетения диагональный рубчик с лицевой стороны идет из левого нижнего угла в правый верхний. А у сатинового и атласного переплетения лицевая сторона гладкая и блестящая.

Итоги урока. Мы узнали: о производстве текстильных материалов. Узнали, на какие группы делят текстильные волокна. Рассмотрели натуральных волокна растительного происхождения, такие как хлопковое волокно и льняное волокно. Рассмотрели процесс изготовления тканей. А затем разобрались, как можно определять направление долевой нити в ткани и, как научиться различать лицевую и изнаночную стороны.

Читайте также: