Как сделать программу социологического исследования

Обновлено: 30.06.2024

Программа исследования -- это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований: теоретико-прикладные исследования и прикладные социологические исследования.

Методологический раздел программы: 1.Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и постановка задач исследования. 3. Уточнение и интерпретация основных понятий. 4. Предварительный системный анализ объекта исследования. 5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы: 6. Принципиальный (стратегический) план исследования. 7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения. 8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Все работы при проведении конкретного социологического исследования (КСИ) можно разделить на три этапа.

Первый этап составляют подготовительные работы, важнейшая компонента которых -- создание общей программы исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы. Это очень важный этап в социологическом исследовании, так как от его грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом.

Второй этап -- оперативно-процедурный. Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур с помощью подготовленных инструментов, т. е. собственно эмпирическое обследование. Главная цель -- сбор данных об изучаемом объекте.

Третий этап -- результирующий. Его составляют обработка, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработка рекомендаций, оценка эффективности использования метода.

Завершается социологическое исследование созданием научного отчета по его результатам.

Основные разделы (этапы разработки) программы КСИ:

Первый раздел: описание проблемной ситуации и формулировка проблемы КСИ-первый раздел в исследовании. Он влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объект социологического исследования -- это то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Это есть носитель проблемной ситуации.

Во втором разделе определяются и формулируются цели и задачи КСИ.

Цель социологического исследования - это модель его ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.

Исследовательская работа на уровне теоретического поиска. В случае теоретического КСИ -- это изучение литературы по теме, построение гипотетической общей концепции предмета исследования, интерпретация исходных понятий, выделение научной проблемы и логический анализ рабочих гипотез. Для практического КСИ предварительная работа над программой должна начинаться с изучения специфики данного социального объекта и уяснения практических задач (не следует путать с задачами самого исследования), подлежащих исполнению. После этого возможно обращение к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли типовое решение возникших задач (имеется ли специальная теория, относящаяся к предмету)?

Задачи социологического исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Они формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей КСИ. Задачи подразделяют на основные, частные и дополнительные. Различают также программные задачи и задачи, которые возникают в процессе развертывания КСИ, в их числе и методические задачи.

В третьем разделе разрабатывается общая концепция КСИ. Первый шаг- уточнение и интерпретация основных понятий. Второй шаг составляет предварительный системный анализ объекта исследования. Предварительный системный анализ предмета социологического исследования -- это, по существу, моделирование исследовательской проблемы, т. е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы КСИ. Третий шаг составляет выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза- главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В КСИ гипотезы -- это обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Раздел 4: создание методики сбора и анализа данных и разработка инструментария предполагает следующие шаги:

· выбор принципиального плана и вида социологического исследования;

· определение метода сбора данных и подготовка инструментария;

· формирование обследуемой совокупности (системы выборки единиц наблюдения);

· определение основных процедур анализа данных.

Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.

Существуют различные способы формирования обследуемой совокупности(выборки):

1. Сплошное исследование. Данный способ требует полного охвата всех элементов объекта без исключения. Обследуемая совокупность = генеральная.

2. Исследование основного массива. Здесь исследуется большая часть объекта или его важнейшие элементы. Получаемые социологические данные не могут быть признаны достаточно надежными.

3. Монографическое исследование. В данном случае изучается часть объекта по ряду критериев. Данная часть объекта (которая может состоять всего лишь из одной исследуемой единицы) должна быть типичной для всего объекта. Например, может изучаться социальный слой предпринимателей путем детального ознакомления с каким-либо типичным представителем этого слоя. Это также не формализованный метод, не дающий надежной информации.

4. Выборочный метод. Это формализованный метод, хотя здесь возможна разная степень формализации. Выборочный метод позволяет добиться наибольшей степени репрезентативности. Репрезентативность- это свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

Раздел 5: составление рабочего плана исследования. В нем упорядочиваются этапы работы, указываются сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д. В рамках рабочего плана составляется логический план всего исследования, а на его основе -организационный план, включающий график работ.

Программа социологического исследования – это один из главных научных документов социолога. Данный документ отражает логическую цепочку перехода от теоретических знаний к эмпирическим.

Суть программы социологического исследования заключается в двух взаимосвязанных методологических функциях:

  • первую из них программа выполняет на начальном этапе подготовки анкеты, другими словами - это обоснование инструментария исследования;
  • вторую – на этапе анализа полученных данных. Обоснование логики анализа и интерпретация полученных в результате сбора первичной информации по разработанному инструментарию данных.

Структура программы

Программа социологического исследования включает в себя:

  • методологическую,
  • процедурную (методическую) части.

Методологическая часть включает:

  • описание проблемной ситуации,
  • формулировку проблемы исследования.

На данном этапе нужно чётко уметь сформулировать проблемную ситуацию, которую вы хотите исследовать.

Основные требования к формулировке проблемной ситуации:

  • при формулировании проблемной ситуации, следует представлять её структуру;
  • необходимо понимать, что есть проблематичным и непроблематичным;
  • не стоит браться за решение нескольких проблем в одном исследовании;
  • недопустимо брать за проблему противоречия, которые касаются одиночных или отдельных лиц и явлений;
  • если проблему нельзя решить, тогда она не является научной;
  • проблема должна быть актуальной на данный момент.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это носитель проблемной ситуации или конкретная область социальной реальности, которая имеет те или иные противоречия.

Готовые работы на аналогичную тему

Предмет исследования – это то, что мы будем изучать, главный вопрос проблемы.

Формулирование цели и задач исследования. Цель социологического исследования – это то, что вы ожидаете получить в конечном итоге. Задание исследования – система конкретных требований, которые выдвигаются к анализу и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задание является способом её реализации.

Уточнение и интерпретация главных определений. Интерпретация понятий является процедурой толкования, уточнения понятий, которые составляют основу исследования. Сущность интерпретации данных состоит в структурировании главных понятий, всестороннему толкованию их смысла.

Предварительный системный анализ объекта. Данный этап социологического исследования позволяет более четко сформулировать дальнейшие шаги. Системный анализ проясняет предмет исследования и основные понятия с их интерпретацией.

Формулировка рабочих гипотез. В ходе исследования гипотеза (их может быть несколько) уточняется, дополняется, опровергается или подтверждается.

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.
Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.
Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.
Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.
Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.
Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.
Можно выделить несколько типов гипотез:

  • основные и выводные;
  • основные и неосновные;
  • первичные и вторичные;
  • описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

  • не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;
  • не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
  • должна быть проста;
  • должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.
Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.
Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.
Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.
Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.
После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.
Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

Программа выполняет три главные функции: 1) методологическую; 2) методическую; 3) организационную.

Структуру программы составляют два раздела: методологический и методический (методико-процедурный).

В методологическом разделе формулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы.

В методическом разделе определяется стратегический план исследования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ исходных данных.

1. Методологический раздел. Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация. Она показывает социальный объект (явление, процесс) в состоянии неустойчивости, некоторого разлада механизма его функционирования, наличие в нем противоречий. В качестве проблемы могут выступать реальные жизненные ситуации, например конфликты, трудности в реализации тех или иных групповых целей, организационные и управленческие проблемы на предприятии, поиск наиболее оптимальных и эффективных форм работы и др.

Проблема – это форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные, объективные противоречия, породившие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения той или иной области социальной жизни с целью ее теоретического осмысления и нахождения практических средств преодоления социальных проблем, противоречий.

Если проблему не удается выявить (четко определить, сформулировать), то по общему правилу приступать к проведению исследования не следует. Кроме того, перед началом исследования полезно выяснить, не существует ли ответа по гой проблеме, к изучению которой мы намерены приступить, не найден ли вариант ее решения другими исследователями.

Для выявления и формулирования проблемы очень важно установить, что уже известно о ней, и, опираясь на имеющиеся знания, двигаться дальше в определенном направлении. Формулировка проблемы в значительной степени обусловливает и вид исследования: будет ли оно разведывательным, описательным или аналитическим.

Следующий шаг в разработке программы – определение цели и задач исследования.

Цель – это предполагаемый конечный результат исследования; то, что должно быть достигнуто. Цель может иметь как теоретический, так и практический (прикладной) характер. В зависимости от этого и само исследование будет теоретическим или прикладным.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного социологического исследования может стать новое знание о структуре, функциях, механизмах изменения социального объекта.

В качестве результата прикладного исследования могут выступать социальные технологии, практические рекомендации, проекты, программы по разрешению каких-либо социальных проблем, прогнозные оценки.

Задачи конкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. В совокупности они формируют круг вопросов, ответы на которые дадут возможность реализовать цель исследования.

Обоснование цели и задачи исследования позволяет перейти к установлению его объекта и предмета.

Объект – это подлежащее исследованию социальное явление, процесс. Обычно в качестве объекта выступают социальные общности, группы, социальные сферы, структуры, институты, состояние общественного мнения, поведение людей в определенных обстоятельствах, социальных условиях. При этом важно, чтобы объект содержал проблему, был носителем того или иного противоречия. Объект исследования необходимо охарактеризовать количественно, структурно и с точки зрения его пространственных и временных границ.

Предмет исследования – это те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению. Правильное определение предмета основывается на строгой формулировке проблемы, системном анализе объекта, четкости цели и задач исследования. Корректный выбор предмета помогает выдвижению гипотез, способствующих успешному решению проблемы.

На этапе определения объекта и предмета социологического исследования необходим предварительный системный анализ объекта. Его цель – построить модель (интеллектуально-эвристическую) объекта как системы, раскрыв комплекс его элементов и связей (как внутренних, так и внешних). Предварительный системный анализ объекта взаимосвязан с еще одним элементом программы – интерпретацией основных понятий, исследуемых в ней. Смысл данной процедуры – четко, недвусмысленно указать, что понимается под терминами и понятиями, которые используются в данном исследовании, произвести их операционализацию (перевести их смысловое значение в плоскость и на уровень, удобный для применения в конкретном исследовании), отвечающую целям и задачам исследования. В противном случае неизбежны недоразумения, поскольку большинство понятий в социальных науках многозначны, имеют оттенки значений в зависимости от контекста, в котором употребляются; их смысл зачастую значительно отличается в разных научных дисциплинах.

Затем наступает очередь разработки заключительной части методологического раздела – выдвижение гипотез.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования. По общему правилу любое исследование строится на предварительных предположениях, без которых крайне трудно целенаправленно изучать проблему. Ученые часто повторяют высказывание Д. И. Менделеева, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. В гипотезах на уровне предположений формируются объяснение исследуемой проблемы и способы ее решения, т.е. задается направление исследования. Гипотезы крайне важны и для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия.

Гипотеза-основание песет в себе предположение широкой общности, выполняет системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач.

Гипотезы-следствия – это предположения менее широкой общности. Они связаны с гипотезами-основаниями и подвергаются непосредственной проверке в процессе исследования.

По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные, прогнозные.

Описательные гипотезы представляют собой предположения о свойствах объекта, характере связей между его элементами (так называемые структурные гипотезы), о степени их взаимодействия (функциональные гипотезы).

Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.

В прогнозных гипотезах формируются предположения о тенденциях изменений объекта, вариантах развития событий.

Выделяют также первичные (выдвигаемые до полевого исследования) и вторичные (выдвигаемые после его проведения) гипотезы.

Успех социологического исследования зависит не только от того, насколько тщательно был разработан методологический раздел программы, но и от удачной разработки ее методического раздела.

2. Методический раздел. Первое, на что обращает внимание социолог, приступая к исследованию, – количество информации об объекте исследования. На основании имеющихся знаний об объекте к моменту сбора эмпирических данных разрабатываются рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами строится стратегический (принципиальный) план социологического исследования.

Различают три варианта исследования.

1. Разведывательный (поисковый) вариант используется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представлений, в силу чего исследователь не имеет возможности выдвинуть рабочие гипотезы. Целью здесь является уточнение проблемы и формирование гипотез. Для этого сначала изучаются литература, документы, а затем проводятся наблюдение объекта и опросы разведывательного плана.

2. Аналитический (описательный) вариант

применяется, когда имеющиеся знания по исследуемой проблеме позволяют выделить объекты исследования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-функциональных связях, характеристиках объекта и др.)• Цель исследования по такому плану – проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить характеристики изучаемого объекта.

3. Экспериментальный вариант. К нему прибегают, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, установить причинно-следственные связи объекта.

Следующим шагом разработки программы является построение выборки. Социолог решает, будет ли исследование сплошным (обследуется весь изучаемый массив элементов и признаков) или выборочным. Большинство исследований в социологии являются выборочными; в них обследуется некоторая часть изучаемой совокупности, которая называется выборочной совокупностью, представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью ("уменьшенной копией"). Весь изучаемый объект называется генеральной совокупностью, однако найти, определить такую часть целого, которая достаточно четко отражала бы все его основные изучаемые характеристики, очень сложно. Выборочный метод сокращает затраты труда исследователей, времени, средств на проведение обследований, позволяет изучать "масштабные" объекты и получать надежную, достоверную информацию о социальных явлениях, процессах.

Главное требование к выборочной совокупности – репрезентативность. Это означает, что все основные признаки генеральной совокупности, из которой "извлечена" данная выборка, должны быть представлены в ней приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в генеральной совокупности.

Различают два основных типа выборки: случайную и направленную (неслучайную).

При случайной выборке из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, по по избранному принципу (жребий; списочный состав группы, из которого в выборочную совокупность берется, например, каждый третий, пятый и т.п.). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения. Разновидностями случайной выборки являются:

стратифицированная выборка, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности;

гнездовая выборка, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) – учебные группы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подвергаются исследованию.

При неслучайной выборке единицы обследования выбираются направленно. Наиболее распространенным ее видом является квотная выборка, когда для единиц отбора задастся система параметров – квот (например, для исследования студентов в качестве квот принимаются параметры иола, курса, специализации). Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура ее построения включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется.

В целом нужно отметить, что определение типа выборки зависит от решаемых в исследовании задач и типа исследования (рис. 15.1).

Типы исследования и выборки

Рис. 15.1. Типы исследования и выборки

Результатом процедуры выборки является определение ее объема (табл. 15.2).

Объем выборки – это общее число единиц исследования, включенных в выборочную совокупность. Определение объема выборочной совокупности – один из самых важных вопросов в деятельности социолога. Объем выборки зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа признаков выборки, требуемой степени точности результата. Если выборка построена правильно, исследование даст весьма надежные результаты даже при небольшом объеме. Однако если при ее построении допускаются ошибки, то не спасет и большой объем.

Таблица 15.2

Соотношение объема генеральной и выборочной совокупности

Проведение любого социологического исследования обязательно начинается с разработки его программы, которую называют стратегическим документом научного поиска, что содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения исследуемого социального явления или процесса.

Поэтому в научно-методической литературе программу социологического исследования в структурном отношении рассматривают с точки зрения таких вопросов:

1) общие требования к программе;

2) методологический раздел программы;

3) процедурный (или методический раздел программы.

Общие требования к программе вытекают из ее сути, ведь программа социологических исследований является теоретико-методологической основой выполнения процедуры каждого исследования. Соответственно этот научный документ представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследовательских операций. Последние основаны на основе цели, гипотез, правил, процедуры, технологии, логической последовательности операций с целью проверки хода исследований и их последствий.

Общая цель социологического исследования определяет содержание и структуру его программы. Целью теоретических социологических исследований является содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, а целью прикладных исследований - практическое решение поставленных социологических проблем с дальнейшим предложением конкретных способов действий в определенный срок. Теоретико-прикладные и чисто прикладные социологические исследования имеют преимущественно эмпирический характер, они являются основой исследований теорий среднего уровня (специальных и отраслевых) и высшего уровня (общеметодологических, фундаментальных).

Таким образом, программа социологического исследования имеет преимущественно две функции:

1) научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования);

2) научно-организационную (обеспечение эффективной деятельности сотрудничества участников исследовательского коллектива, распределение работы между ними ради научного и научно-практического результата).

I. Методологический раздел программы социологического исследования содержит такие элементы или подразделения:

1. Формулировка проблемы, то есть ситуации, которая требует безотлагательного анализа с целью выработки решения на уровне коллектива, региона, общественности в целом.

2. Определение цели и постановка задач исследования, которые конкретизируют его общую цель - целевую установку на конечный результат.

3. Определение объекта и предмета исследования: объект следует из формулировки проблемы, проблемной ситуации со всеми ее противоречиями, а предмет следует из объекта как его сторона (грань, аспект), что холоднее всего непосредственно исследуется.

4. Уточнение и интерпретация основных категорий и понятий, то есть их структурирование, всестороннее объяснение их содержания.

5. Предварительный системный анализ объекта исследования, то есть систематизация литературных и практических сведений моделирования изучаемой проблемы, ее детализация.

6. Развертывание рабочих гипотез - научных предположений, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Методологический раздел программы социологического исследования органично взаимосвязан с ее процедурным разделом. Если первый закладывает методологию исследования, то второй раскрывает его процедуру, то есть последовательность исследовательских операций.

II. Процедурный (или методический) раздел программы социологического исследования состоит из таких компонентов или подразделений:

7. Определения выборочной совокупности обследуемой, то есть обоснование системы выборки. Система выборки включает генеральную совокупность и выборочную совокупность, которые необходимо знать и научно составлять. Генеральная совокупность - это вся совокупность единиц наблюдения, что имеет отношение к данной проблеме, хотя и может быть ограниченной территории, времени, профессии, функциональными рамками. Выборочная совокупность - это часть генеральной, непосредственный объект изучения по разработанной программе отбора, воспроизведение характеристики генеральной совокупности на основе ее репрезентации (представительства).

8. Характеристика методов, используемых для сбора первичной социологической информации.

При определении методов сбора социологической информации (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент и т.д.) следует принимать во внимание следующее:

1) оперативность и экономичность Исследования не должны обеспечиваться за счет качества социологической информации;

2) ни один из методов сбора социологических данных не является универсальным, то есть каждый из них имеет четко определенные познавательные возможности;

3) надежность того или иного метода обеспечивается не только его основательностью и соответствием цели и задачам исследования, но и соблюдением правил и процедур практического применения.

9. Структура инструментария для сбора социологической информации направлена, прежде всего, на выявление необходимых качеств или соответствующих сторон (аспектов) предмета исследования. Следовательно, тот или иной блок вопросов и порядок их расположения в инструментарии всегда должен быть направленных на выявление необходимых свойств исследуемого предмета.

10. Логическая схема обработки первичной социологической информации предусматривает, прежде всего, обработку, анализ и интерпретацию полученных данных, а также формулировку на этой основе соответствующих выводов и разработку определенных практических рекомендаций.

При проектировании и организации социологического исследования наряду с разработкой его программы важная роль принадлежит принципиальном (стратегическом) и рабочем планам исследования, отражающие основные стратегические и оперативные процедурные меры, которые необходимо принять.

Принципиальный (стратегический) план социологического исследования в зависимости от его вида имеет четыре варианта:

1) разведывательный, когда об объекте мало что известно и отсутствуют условия для формулирования гипотез;

2) описывающий, когда данных об объекте хватает для описывающих гипотез;

3) аналитико-экспериментальный - самый эффективный, когда есть полное знание об объекте и условиях для объяснительного предвидения и функционального анализа;

4) повторно-сравнительный, когда есть возможность выявить тенденции исследуемых процессов, а также сопоставлять данные в большом временном интервале.

Наряду с разработкой стратегического плана разрабатывается также и рабочий план исследования, который дает возможность предвидеть и наиболее эффективно определять весь объем научных, организационных и финансовых затрат, а также предоставляет исследованию необходимой ритмичности на всех его этапах. Структурными компонентами рабочего плана социологического исследования выступают его этапы и разнообразные по видам и формой научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в четыре блока в соответствии с последовательностью их осуществления.

Первый блок рабочего плана определяет:

- порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования;

- формирование и подготовку группы к сбору первичной информации (например, анкетёров);

- проведения пробного (зондажного) исследования;

- внесение необходимых коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по результатам пробного исследования;

- размножение инструментария (анкет, бланков-интервью, карт наблюдения и т. п.).

Второй блок рабочего плана фиксирует все виды организационных и методических работ, обеспечивающих четкое проведение полевого исследования, то есть массового сбора первичной социологической информации. Здесь предполагается также выбор соответствующего места и времени для опроса, информирование опрашиваемых (респондентов) о цели, задачи и практические результаты исследования, а также централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария.

Третий блок рабочего плана охватывает всю совокупность операций, которые касаются подготовки первичной информации к обработке. Здесь предусматривается контроль за формированием массива информации, которую необходимо ввести в компьютер. Кроме того, предварительно намечаются мероприятия и операции по кодирование открытых вопросов и выбраковка испорченных анкет.

Четвертый блок рабочего плана включает все виды работ, касающихся социологического анализа результатов обработки полученных данных, обсуждение формы и содержания предварительного и итогового научных отчетов, формулировка выводов и разработки соответствующих практических рекомендаций для заказчика социологического исследования.

Следует заметить, что во время подготовки и организации социологического исследования помимо разработки программы, стратегического и рабочего планов готовят также различные вспомогательные документы (например, карточка выборки, инструкция анкетеру или интервьюеру и т.п.), выполняют расчеты временных, организационно-технических, материальных, финансовых и других расходов в соответствии с установленными нормативами. Все это значительно упорядочивает проведения социологического исследования, помогает избежать ошибок, а также способствует качественному сбору информации, ее своевременной обработке и анализу.

Предметом исследования являются реальные жизненные противоречия, которые создают проблемную социальную ситуацию, для решения которой необходима правдивая, оперативная, научно обоснованная информация.

Социальная проблема - противоречивая ситуация реальной жизни, что имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей, групп.

Социология использует различные подходы к определению типа социальной проблемы, принимая за основу цель исследования, носителя проблемы, масштабы ее распространения, время действия, глубину противоречия, что создает проблему.

Читайте также: