Как сделать программу исследования в курсовой работе

Обновлено: 07.07.2024

Написание курсовой работы - непростой и трудоёмкий процесс. Для того, чтобы получить правильно выполненную работу, нужно следовать правилам оформления курсовой работы.

Курсовая делится на смысловые блоки, каждый из которых имеет свои требования к оформлению. Рассмотрим некоторые из них.

Практическая часть курсовой работы по ГОСТу

Курсовая работа включает в себя две части: теоретическую и практическую. В теоретической собраны все факты и статьи, найденные по выбранной тематике, поставлена определенная проблема, на решение которой стоит обратить внимание. Практическая часть состоит из личного исследования автора, в ходе которого он подтверждает или опровергает высказанную ранее гипотезу.

В практической части необходимо упомянуть несколько основных пунктов:

  • Перечень проблем, поставленных в теоретической части
  • Пути решения проблем в ходе практических исследований
  • Данные, полученные в ходе экспериментальной проверки: текстовые записи, построенные графики, диаграммы, любые иллюстрации, описывающие проделанную работу и полученные результаты

Оформление исследования в курсовой работе

Оформление исследования входит в блок практической части. Чтобы верно описать всю проделанную работу, рекомендуется прочитать как правильно оформить практику в курсаче, а еще предварительно обговорить варианты с преподавателем. Он сможет дать совет, как лучше объединить свои мысли и полученные результаты и сделать из этого полноценное исследование.

Как оформляется эпиграф в курсовой работе

Эпиграфы способны окрасить материал значимостью и подчеркнуть важные моменты. Оформление эпиграфа на самом деле выполняется достаточно просто, хотя многие студенты воспринимают это как сложную задачу. Все, что необходимо - это после названия главы в верхнем правом углу разместить свой эпиграф.

Эти полезные советы помогут правильно оформить материал и представить свою курсовую работу в лучшем виде.

За несколько лет обучения в ВУЗах или СУЗах студентам не единожды приходится писать курсовые работы. В этой статье будут раскрыты основные методы исследования, которые применяются при написании курсовых работ в учебных заведениях.

Методы исследования в курсовой работе с примерами обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Методы исследования в курсовой работе с примерами

Что такое “метод исследования?”

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Методы исследования в курсовой работе

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).
  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Методы исследования в курсовой работе с примерами обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру


Курсовая работа является обязательным элементом учебного плана.

Цель курсовой работы:

- закрепление и углубление теоретических знаний студентов, полученных в процессе изучения;

- выработка умений самостоятельно анализировать специальную литературу, делать выводы и обобщения;

- применение полученных теоретических знаний для решения конкретных задач по формированию библиотечных фондов.

Курсовая работа должна включать элементы научного исследования и отражать опыт одной или нескольких библиотек по выбранной теме. Часто курсовая работа, отражающая новые тенденции и направления в библиотечном фондоведении на современном этапе, представляет собой самостоятельное научное исследование, разработка которого завершается в виде дипломной работы.

Курсовая работа – это самостоятельно выполненное студентом исследование, в котором должны быть творчески разработаны актуальные вопросы фондоведения, которые имеют практическое значение для развития библиотечного дела.

В курсовой работе получают развитие знания, которые изначально закладываются в процессе привития навыков работы с документами, умение делать обобщения и теоретические выводы.

Курсовая работа является главным показателем степени подготовки студента к ведению самостоятельной научно-исследовательской работы.

В курсовой работе следует обязательно обосновать важность темы, изложить историю вопроса и дать обзор источников, который должен занимать не более 25% общего объема работы. Необходимо детально и точно описать методику проведения исследования. Эти элементы покажут технологию творческого процесса, докажут достоверность приведенных в работе материалов.

Темы курсовых работ предстоит теснее увязывать с научной работой кафедры. Возможность выполнения по отдельной научно-исследовательской теме значительного количества курсовых проектв (работ) помогает кафедре проводить поиск оптимального варианта решения того или иного научного задания.

При выполнении курсовых работ перед студентами ставится задача овладеть умением:

- выявить объект и предмет исследования, определять проблемы и цель исследования;

- самостоятельно выявлять и критически оценивать степень изучения проблемы, которая исследуется;

- выбирать методы исследования и правильно их использовать;

- планировать этапы исследования в соответствии со спецификой проблемы, которая исследуется;

- правильно фиксировать, обрабатывать и обобщать факты, полученные в результате эксперимента, анкетирования и т.п.;

- четко, последовательно и аргументированно излагать ход и результаты исследования.

Выполнение курсовой работы включает следующие процессы:

• Разработка методики исследования

• Оформление списка литературы и приложений

Перечисленные процессы не указывают на последовательность их выполнения, некоторые части работы могут выполняться параллельно.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы.

Выбор темы – ответственный момент в процессе выполнения курсовой работы. Как правило, характер темы определяется проблемой, над которой работает коллектив кафедры. После обсуждения на заседании кафедры тематика курсовых работ утверждается заведующим кафедрой. Перед распределением тематики курсовых работ преподавателями кафедры проводятся групповые консультации, что дает возможность студенту сделать правильный выбор.

Наиболее распространенными типами тем для курсовых работ являются: разработка отдельных вопросов общей тематики кафедры, а также проблем фондознавства, связанных темам курса дисциплины. Для кафедры и для студента такие темы очень полезны, потому что они разведывают новые направления, новые проблемы. Поисковые темы несут исследовательский характер.

При выборе темы для студентов заочного отделения надо придерживаться другого принципа. Темы надо подбирать связанные с местом жительства или работы студента, учитывая тип библиотеки и возможности студента.

Самостоятельное изменение студентом темы, выбранной и согласованой с преподавателем – научным руководителем, не разрешается!

Каждый студент должен получить у руководителя курсовой работы установочну консультацию.

В процессе дальнейшей работы над темой студент консультируется с руководителем в случае необходимости, но не менее двух раз по плану курсовой работы и ее черновому варианту.

Составление программы исследования.

Исследование любой темы должно начинаться с разработки программы, которая определяет проблему, цель, конкретные задачи исследования, методы их решения, а также основные пути и формы внедрения в практику ожидаемых результатов.

Научное исследование имеет объект – это то, на что был направлен процесс познания – реальные факты, события, процессы или явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию.

В одном исследовании невозможно решить все аспекты проблемы, ее необходимо конкретизировать – выбрать из нее свойства, характеристики, особенности, закономерности развития объекта. Они выступают в качестве предмета исследования.

В основе методологической части программы лежит определение цели и задач исследования.

Цель исследования – познавательные и практические потребности, ради которых оно проводится.

Поясняет и конкретизирует тему постановка взаимосвязанных задач. Библиотечное исследование обычно включает от 3 до 8 задач. При меньшем количестве задачи сливаются с целью и не выполняют своего назначения – быть ее конкретизацией и критерием.

Процесс научного исследования не может быть без методов познания. Метод – путь, способ достижения поставленной цели, решения определенного задания. Главный вопрос, на который он отвечает: как познавать? Методика исследования вытекает из самого содержания работы, из темы и объекта изучения. Например, собирать необходимые фактические данные возможно с помощью методов изучения документов (отчетов и планов библиотек, читательских и книжных формуляров, форм суммарного и индивидуального учета, дневника работы библиотеки и др. Фактический материал для курсовой работы можно получить, используя и социологические методы – контент-анализ, наблюдение, эксперимент, анкетирование работников библиотек и читателей, экспертные методы.

Программу исследования не следует смешивать с планом курсовой работы. План курсовой работы – это предполагаемый порядок изложения полученных результатов исследования, структура работы. Такой план (содержание) состоит уже при наличии всех необходимых материалов в переработанном виде.

Основа хорошей курсовой работы – правильно применить к предмету исследования верный научный метод. Как из множества способов работы с информацией выбрать подходящий именно вам? Обо всех тонкостях написания и оформления методики в курсовой рассказываем в статье.

Что такое методы исследования в курсовой

Пазл

В научных работах, к числу которых относится курсовая, используют только научные способы познания. Они помогают решить задачи и достичь цель исследования.

Научный метод отличают 5 обязательных признаков:

  1. Объективность. Субъективное толкование результатов не допускается. Например, при наблюдении за поведением птиц нельзя руководствоваться своими пристрастиями и брать в расчет только тех птиц, окрас которых пестрит яркими красками. Все, что зависит от сознания и воли человека, должно быть отброшено.
  2. Воспроизводимость. Это значит, что все результаты, полученные разными исследователями, в разных лабораториях, на разных приборах, на одних и тех же объектах должны быть относительно близки друг к другу, вписываться в единую систему. Так, если однажды семена с использованием нового удобрения взошли раньше на три дня, то и в следующие разы в тех же условиях они должны прорастать за тот же срок, с небольшой допустимой погрешностью. В противном случае эксперимент будет невоспроизводимым, а значит, ненаучным.
  3. Эвристичность. Так называют способность открывать новые знания. Например, в ходе эксперимента всегда проверяют некую гипотезу, которую доказывают, либо опровергают. В любом случае результатом проверки будет новая информация.
  4. Необходимость. Наука не терпит избыточности, лишних и необязательных действий. Если знания уже известны и проверены на достоверность, повторно этого делать не нужно. К примеру, нет никакой необходимости заново измерять и высчитывать удельную теплоемкость веществ, ее можно узнать из таблицы.
  5. Конкретность. Выбранный способ исследования должен решать конкретную задачу. Например, при изучении химического состава яблок лишним будет проверять их способность тонуть в воде – это свойство никак не влияет на предыдущее.

Научное познание

Классификация

Научное познание имеет два уровня: эмпирический, когда устанавливают факты, и теоретический, при котором происходит обработка, осмысление и объяснение накопленного материала. В соответствии с этими уровнями методы также принято делить на эмпирические (практические) и теоретические.

Методы исследования

Теоретические

К основным теоретическим способам работы с материалом относятся:

  • индукция,
  • дедукция,
  • моделирование,
  • аналогия,
  • обобщение,
  • абстрагирование,
  • синтез,
  • классификация,
  • сравнение,
  • изучение литературы.

Их объединяет то, что они сосредоточены на обработке, оценке и объяснении фактов и по сути являются мыслительными операциями.

У этой группы есть и другое название – философские, так как они являются всеобщими и универсальными. Их цель – постичь самую суть вопроса, проследить внутренние и внешние связи, причины событий или явлений, найти сходства и различия.

Аналогия

Ладони

Аналогия – это перенос свойств одного объекта на другой на основании их сходства. Например, шуточное предположение о том, что лунные кратеры появились в результате тех же процессов, что и дырочки на блинах. При помощи аналогии можно показать на примере падающего в песок яблока, как падает на поверхность Земли метеорит.

Важно не забывать, что любая аналогия является условной и приблизительной. При сравнении объектов в работе, убедитесь, что оно правомерно. Так, если круглый мяч при падении с высоты отскочит от поверхности, то круглое яблоко разобьется.

Обобщение

Фрукты

Обобщение – переход от единичного к общему, выводы о свойствах целой группы на основании свойств входящих в нее объектов. Например, если в двадцати лимонах одного сорта есть аскорбиновая кислота, можно сделать вывод о том, что она содержится вообще во всех лимонах этого сорта.

Абстрагирование

Звезды

Абстрагированием называется временное отбрасывание некоторых свойств предмета как несущественных для данного исследования. Выделяют и учитывают только признаки, имеющие значение. Например, при изучении программ политических партий не важно, в каком виде они опубликованы – печатном или электронном. Если анализируется количество дошкольников в городах и селах Бурятии, можно не учитывать рост, пол, цвет глаз, национальность детей, если это не является отдельными задачами проекта.

Самое главное – выделить именно те свойства предмета, которые являются ключевыми в вашей курсовой работе, и сосредоточить внимание на них.

Синтез

Синтез

Синтез и анализ – противоположные мыслительные операции, которые не существовали бы друг без друга. Синтез – это познание путем соединения отдельных элементов и свойств объекта в единое целое. В курсовой работе это происходит, когда отдельные факты подводят под общую причину, их вызвавшую. Так, ряд исторических событий в России в конце XIX века – расширение рынка рабочей силы, миграция населения, обширные политико-правовые реформы – явились результатом отмены крепостного права в 1861 году.

Анализ, напротив, предполагает разделение предмета исследования на составные части и изучение их по отдельности, что позволяет составить суждение о предмете в целом, понять его структуру и вытекающие из этого свойства. В курсовой работе примером анализа будет разбивка некоего общего понятия на составляющие. Так, в исследовании по психологии, посвященному кризису среднего возраста, это явление удобно разложить на составные признаки (сожаление об упущенных возможностях, переоценка ценностей, страх старости и смерти и другие) и рассматривать их по отдельности.

Классификация

Цветной песок

Классификацию используют в подавляющем большинстве курсовых проектов. Если вам нужно описать собранный материал, не сомневайтесь и записывайте этот метод в свой научно-исследовательский инструментарий. Ищите сходства и различия, выделяйте общие признаки, объединяйте, распределяйте и сортируйте факты и свойства. Прослеживайте закономерности и причины, которые могли их вызвать.

Написать качественную курсовую и защитить ее на отлично поможет таблица, где вся ваша работа будет разложена по полочкам. Такой способ представления данных является наглядным, емким, лаконичным и удобным для работы.

Измеряя несколько параметров, например, влажность, температуру, уровень освещения в теплице с опытными саженцами, записывайте результаты в колонки таблицы. Впоследствии вы сможете выполнить сортировку по каждому из факторов и проследить их влияние на эксперимент.

Сравнительный анализ

Весы

В вашей курсовой наверняка есть примеры сравнения (тогда и сейчас, здесь и там, до и после), а значит, этот теоретический способ работы с материалом следует написать во введении и активно использовать в работе.

Анализ литературы

Без знакомства с историей вопроса не обходится ни одно научное исследование. Этому посвящена вся первая теоретическая глава вашей курсовой работы. Вот поэтапный план, который поможет вам быстро и качественно проработать источники:

Анализ литературы

Практические

В перечень эмпирических, или практических, методов входят:

  • наблюдение,
  • эксперимент,
  • моделирование,
  • описание,
  • опрос,
  • интервью,
  • тестирование,
  • различные измерения.

Одни характерны для математических наук, другие – для гуманитарных, третьи – для естественных, часть универсальны для всех сфер познания.

Целью этих методов является сбор материала, с которым вы будете работать уже теоретически, изучая, оценивая, обобщая и объясняя накопленные факты.

Наблюдение

Наблюдение

Обычно наблюдение – довольно длительный процесс, который проходит по заранее намеченному плану. Важно знать, куда смотреть, какие факты фиксировать, на что обратить особое внимание. Отдельная разновидность – самонаблюдение, когда субъект и объект исследования совпадают. Этот прием распространен в гуманитарных науках, в первую очередь психологии (чувства, переживания, эмоции) и языкознании (речь).

Недостаток наблюдения заключается в его субъективности, поэтому этот метод лучше сочетать с другими, чтобы результат был максимально полным и объективным.

Моделирование

Моделирование

Если невозможно изучать непосредственно сам объект (он слишком велик или мал, опасен, может разрушиться, недоступен или уже не существует), целесообразно попробовать построить его модель – то есть аналог с теми же признаками. Любое изображение, карта, график, чертеж является моделью реальности. Широко распространено моделирование физических, биологических, социальных процессов, математическое моделирование. Модели самолетов, зданий и жилых районов, глобус, математический маятник, идеальный газ, группа людей как общество в целом – все это метод моделирования.

Описание

Описание

Описательный метод применяют во всех гуманитарных и естественно-научных дисциплинах. Для большинства из них он является исторически первичным, позволяет зафиксировать и систематизировать результаты наблюдения и эксперимента. Такой единый методологический комплекс лежит в основе многих курсовых проектов. От умения заметить и точно, правильно и полно описать увиденное в большой степени зависит успех исследования. При этом можно использовать как средства естественного языка (письмо, печать, запись речи на диктофон), так и таблицы и графику.

Эксперимент

Опыт

Экспериментом называют научно поставленный опыт в заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Таким способом прослеживают причинно-следственные связи между событиями, обнаруживают новые свойства, проверяют на практике теоретические умозаключения. Эксперименты бывают лабораторные и полевые, проходящие в естественной среде.

Золотое правило проверки – стремиться достичь максимальной точности при минимальном количестве опытов, сохранив статистическую достоверность результатов. Для этого тщательно продумайте, какие переменные вы будете изменять и проверять, а также какие условия для этого являются оптимальными. Образец удачно проведенных экспериментов можно найти в исследовательских работах, близких к вашей.

  • постановка цели,
  • уточнение условий,
  • выявление и выбор параметров (факторов влияния)
  • установление точности измерений,
  • проведение серии экспериментов,
  • обработка данных,
  • объяснение результатов.

Опрос и анкетирование

Это метод гуманитарных наук, в котором материал собирают, опрашивая респондентов по заранее подготовленном списку вопросов. Так набирают статистику, узнают общественное мнение, составляют психологический портрет. Опрос незаменим в массовых исследованиях, потому что позволяет с небольшими усилиями и временными затратами набрать большой пласт данных.

  • индивидуальное, групповое и массовое;
  • сплошное и выборочное,
  • очное и заочное.

Пример анкеты

Беседа или интервью

Беседа

Измерения

Измерения

Измерение подразумевает установление неких количественных характеристик окружающего мира. Самое главное требование – точность! В этом поможет аккуратность и использование специальных приборов.

Как правильно измерить величину?

  1. Определить объект.
  2. Выбрать прибор.
  3. Определить цену деления, если у прибора есть шкала.
  4. Правильно установить или подключить прибор.
  5. Приготовить таблицу, куда будут заноситься данные.
  6. Снять показания прибора.
  7. Внести их в таблицу.
  8. Посчитать погрешность измерений.
  9. Проанализировать результаты.
  10. Сделать выводы.

Изучением методов измерения занимается наука метрология.

Как выбирать методы исследования

В любом случае в перечне методов окажется изучение литературы и мыслительные операции, при помощи которых вы будете анализировать материал: анализ и синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

Помимо общенаучной методики, обязательно обращайтесь к частным методам вашей научной отрасли. Например, методы языкознания – дистрибутивный анализ, метод оппозиций, когнитивная и генеративная лингвистика. В биологии – близнецовый, генеалогический, гибридологический, центрифугирование, электронная микроскопия и другие.

Если у вас остались вопросы, посмотрите следующее видео. В нем рассказывают, какие существуют методы исследования и как их правильно выбрать.

Как оформить методы исследования в курсовой

Методологическая основа прописывается во введении к курсовой работе и оформляется по тем же правилам, что и весь текст. В одних случаях допустимо только перечислить способы работы с материалом, в других их придется расшифровать и обосновать. В любом случае этот смысловой блок занимает небольшой объем, 1-3 абзаца.

В этом документе указано, как следует делать ссылки, сноски, оформлять таблицы, графики, иллюстрации, что можно вынести в приложение (например, анкеты и таблицы измерений).

Методология исследования в курсовой работе: пример

Методы исследования

Но когда исследование делать нужно, а времени на него нет, никакие методы не помогут. Зато поможет Феникс.Хелп.

Читайте также: