Как сделать профессиограмму

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Решая вопрос о новой должности (рабочем месте), необходимо описать и проанализировать выполняемую здесь работу:

Качества, которыми должен обладать сотрудник, занимающий должность, определяются так называемой профессиограммой. Она содержит описание особенностей определенной профессии, трудового процесса, требований, которые предъявляются к человеку (общее и специальное образование, стаж, профессиональные навыки и пр.).

Профессиограмма может основываться на нормативных документах (инструкциях, положениях и т.п.) или результатах изучения реальной группы лиц (точнее, их анкетных данных).

Существует два вида профессиограмм:

  1. 1. Профессиокарта (квалификационная карта, карта компетентности) — документ, имеющий в основе должностные инструкции, содержащий набор квалификационных и личностных характеристик идеального сотрудника, требующихся для работы в соответствующей области.

Содержание профессиокарты: официальное название профессии, описание результатов труда и их значения, трудовых действий и основных личностных качеств, предметных и социальных условий труда, возможностей обучения и видов учебных заведений, где его нужно получить.

Профессиокарта выполняет задачу общей ориентации в профессии, инструмента отбора кандидатов. Она готовится линейным руководителем и специалистом кадровой службы.

  1. 2. Полная профессиограмма с описанием производственно-технических и социально-экономических условий деятельности, психологических качеств, которыми должен обладать работник.

Анализ содержания работы может проводиться по следующему алгоритму:

  • что, где, когда, как, почему и с помощью чего выполняется (производственные операции, уровень их технической сложности, производимый продукт);
  • специфика деятельности (индивидуальная, коллективная; оперативная, стратегическая, творческая, рутинная и пр.), ее продолжительность, периодичность, требуемые физические усилия, доля интеллектуальной составляющей;
  • режим труда и отдыха, распределение рабочего времени;
  • степень самостоятельности, за что сотрудник отвечает (подчиненные, фонды, финансы), каков требуемый объем полномочий, связанных с принятием решений;
  • как сотрудник взаимодействует с руководством, коллегами, подчиненными, сотрудниками других подразделений, клиентами, общественностью;
  • условия труда (помещение или воздух, шумы, вибрации, освещение, температурный режим, темп и монотонность трудовых операций, профессиональные заболевания, медицинские показания, льготы, компенсации);
  • особенности применяемой системы вознаграждения и стимулирования;
  • кем и как проводится контроль.

Создаваемое в результате описание должности (ее задач, прав, обязанностей и основных функций) помогает составить объявление о найме, форму заявления, определить кандидатов на собеседование, принять окончательное кадровое решение, сравнить работы.

  • особенностям восприятия, в том числе пространства (широте поля зрения) и времени;
  • динамике и напряженности работы в различные периоды;
  • вниманию и способам его организации;
  • точности, темпу, ритму выполнения операций;
  • преимущественным установкам в данном виде деятельности (например, надежности);
  • быстроте формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков;
  • объему и характеру необходимой для запоминания информации, типу памяти (зрительная, слуховая, оперативная, устойчивая и пр.);
  • быстроте реакции, чувствительности, утомляемости;
  • гибкости, критичности мышления, воображению;
  • скорости переработки данных и принятия решений;
  • эмоциональной устойчивости в связи со стрессовыми ситуациями, уравновешенности;
  • волевым качествам (смелости, уверенности и пр.);
  • коммуникативным свойствам (уважению к людям, умению разрешать конфликты, сплачивать и вести за собой коллектив);
  • работоспособности, выносливости, жизнестойкости;

Этот раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации. В нем перечисляются конкретные требования:

  • к способностям (психомоторным, экономическим, техническим и пр.);
  • чертам характера (принципиальности, коллективизму, уступчивости, оптимизму, настойчивости);
  • общей и профессиональной направленности личности;
  • опыту;
  • психическим характеристикам (эмоциональности, возбудимости и т.п.);
  • физическим возможностям, темпераменту, внимательности, воображению, памяти;
  • профессиональной подготовленности, способности концептуально мыслить (готовности принимать решения, личной ответственности, организованности, умению планировать свою работу, осуществлять контроль);
  • способностям к обучению, перениманию опыта, доведению дела до успеха, отстаиванию убеждений, управлению собой;
  • образованию, знаниям, умениям, навыкам, квалификации;
  • способности к адаптации.

У руководителей дополнительно речь идет о способности принимать оперативные и нестандартные решения, быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться поставленных целей.

На практике надо иметь перечень минимальных (содержит качества, которые наиболее существенны для данной должности и отсутствие которых препятствует назначению на нее сотрудника) и идеальных (определяются совокупностью минимальных и желательных) требований, а также противопоказаний.

Считается, что в среднем работников, соответствующих требованиям — 60%, превышающих — 20, значительно превышающих — 10, не соответствующих — 10%.

Требования должны периодически уточняться в связи с изменениями в условиях деятельности организации.

Надо отличать качества, необходимые при приеме на работу, от качеств, которые можно быстро приобрести.

Приведем вариант требований к претенденту, предъявляемых в западных фирмах.

  1. 1. Индивидуальные психологические и психофизиологические качества:
  • направленность личности;
  • интеллектуальный уровень;
  • эмоциональная устойчивость;
  • внимательность;
  • память;
  • гибкость поведения;
  • отсутствие вредных привычек;
  • выносливость;
  • способности к восприятию органами чувств (острота зрения, глазомер, цветоощущение, острота слуха, дифференциация звука и запаха);
  • реактивность (скорость, точность).
  1. 2. Владение профессиональными знаниями, методологией решения проблем:
  • стремление к новым знаниям;
  • способность анализировать и решать проблемы;
  • умение вести себя в неожиданных ситуациях;
  • умение выделять, структурировать и подавать информацию;
  • знание языка, владение терминологией;
  • умение оценивать методы достижения целей;
  • знание технологии работы;
  • навыки безопасного выполнения операций;
  • способность предупреждать и ликвидировать опасные ситуации.
  1. 3. Умение осуществлять коммуникации:
  • целенаправленно дискутировать;
  • контролировать коммуникационный процесс;
  • устранять факторы, препятствующие общению.
  1. 4. Умение управлять:
  • решительно действовать;
  • брать ответственность и контролировать ситуацию;
  • экономить;
  • реализовывать решения;
  • организовывать работу;
  • собирать и распределять информацию;
  • мотивировать.
  1. 5. Умение взаимодействовать с людьми:
  • письменно выражать мысли;
  • читать язык тела;
  • устанавливать контакты;
  • слушать;
  • понимать собеседника;
  • сочувствовать;
  • адаптироваться;
  • соблюдать этические нормы.
  1. 6. Умение работать в команде:
  • наличие навыков организации сотрудничества, создания команды;
  • готовность посвятить себя общему благу;
  • желание принимать и развивать свою роль;
  • солидарность с коллегами.
  1. 7. Умение разрешать конфликты:
  • обсуждать проблемы;
  • быть посредником;
  • убеждать;
  • критиковать;
  • искать консенсус.
  1. 8. Индивидуальные способности:
  • стрессоустойчивость;
  • уверенность в себе;
  • интеллектуальная гибкость;
  • независимость;
  • критичность и гибкость мышления;
  • жизненная энергия;
  • способность думать.
  • умение использовать чужой опыт;
  • самокритичность;
  • настойчивость;
  • творчество;
  • уравновешенность.
  1. 9. Социальные качества:
  • сознательность;
  • пунктуальность;
  • объективность;
  • справедливость;
  • обязательность;
  • аккуратность.
  1. 10. Ценности:
  • ответственность;
  • преданность;
  • трудолюбие;
  • мужество;
  • точность;
  • решительность;
  • терпимость;
  • стремление к самосовершенствованию.

На требования организации влияют традиции, ситуация на рынке труда, срочность. Завышение требований увеличивает время на поиск сотрудника, отпугивает претендентов, в то время как их отсутствие ведет к ошибкам.

Человек, соответствующий предъявляемым к нему организацией и должностью (рабочим местом) требованиям, считается профессионально пригодным.

Профессиональная пригодность — это совокупность психологических и психофизиологических качеств, необходимых для достижения общественно нормальной эффективности труда. Она может быть:

Каждый работодатель определяет до начала отбора, что для него важнее. К клеркам и рабочим чаще подходят с позиций сиюминутных интересов (способности эффективно выполнять текущую работу); к менеджерам и специалистам — с точки зрения их возможности приспособиться к будущим изменениям, адаптивности, гибкости. Но для эффективного функционирования предприятия нужны работники обоих типов.

Научно-обоснованный подбор кадров позволяет избежать главной и широко распространенной ошибки -- субъективной оценки кандидата, сильного влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о приеме его на работу. Научно-методические принципы подбора кадров заключаются в:

комплексности -- всестороннем исследовании и оценке личности (биографических данных, профессиональной карьеры, уровня про фессиональных знаний, деловых и личных качеств, состояния здо ровья и т.п.);

объективности -- повторяемости результатов оценки личных качеств кандидата при повторном отборе;

непрерывности -- постоянной работе по отбору лучших

специалистов, формированию кадрового резерва на руководящие должности;

научности -- использовании при подготовке и проведении отбора последних научных достижений и новейших технологий.

Прежде чем подобрать кандидата на вакантную должность, необходимо детально и точно представить его модель, т.е. составить профессиограмму -- перечень требований, предъявляемых к кандидату данной профессии, специальности и должности. Для составления профессиограммы используют методы профессиографии -- технологии изучения требований профессии к личностным качествам и психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека. Различают информационную, коррекционную, диагностическую и формирующую профессиографию.

Информационная профессиография нацелена на обеспечение проф-ориентационной работы, включает все характеристики, но представляет их кратко, обобщенно и описательно.

Коррекционная профессиография направлена на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека данной профессии.

Диагностическая профессиография служит для организации профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости реакции, точности действий и ответственности за выполнение задания.

Формирующая профессиография применяется в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах и детальную аналитическую проработку технических и технологических сторон деятельности.

Профессиограмма может быть общей или развернутой. Общая профессиограмма должна включать в себя следующие общие требования к личности кандидата:

пол, возраст, образование, развитость процессов внимания, памяти и мышления; устойчивость эмоционального состояния (эмоциональная уравновешенность, утомляемость, склонность к повышенной тревожности, агрессии или депрессии);

психофизиологические характеристики (темперамент, скорость реакции, потребность в общении и т.д.);

характеристики личности, проявляющиеся в устойчивых чертах характера, привычках поведения, задатках и способностях;

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик Деятельности.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

1.Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.

3.Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).

4.Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).

5.Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).

6.Использование качественно-количественных характеристик.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

- общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);

- содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);

- средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.

Существуют разные подходы к выделению порядка и уровней анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):

1.Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).

2.Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).

3.Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).

4.Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).

- типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:

человек – знаковые системы

человек – художественный образ;

- классы (цель труда);

- отделы (использование средств деятельности);

- группы (преимущественные условия труда).

Как составить профессиограмму? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

1.Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).

2.Как человек делает? (анализ действий).

3.Для чего человек делает?

Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий характер, высоко оценивается материально.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности.

Технология профессиографии. Примеры профессиограмм

Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.

Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:

- методы сбора эмпирических данных - изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
- методы их анализа - метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
- методы психологической интерпретаций - анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.

Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.

Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.

Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда - только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах - с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Источник: Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю.Головин, Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

Пример профессиограммы: "Предприниматель"

Доминирующие виды деятельности:

- организация предприятий малого, среднего и крупного бизнеса;
- планирование работы предприятия, организации;
- организация коммерческой деятельности (производство, продажа, покупка);
- проведение переговоров и участие в них;
- заключение сделок, договоров;
- контроль за выполнением поставленных перед организацией целей и задач;
- руководство компаниями, организациями, управление людьми и проектами;
- работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; изучение и учет деятельности конкурирующих фирм;
- проведение собраний, групп;
- проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

- организаторские способности;
- руководящие и лидерские способности;
- высокий уровень понятийного мышления;
- хорошие аналитические способности;
- вербальные, ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);
- коммуникативность (умение налаживать отношения с людьми, входить в контакт);
- навыки межличностного взаимодействия (умение работать в группе, способность выполнять деятельность в коллективе);
- способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;
- способность к саморегуляции чувств.

Личностные качества, интересы и склонности:

- стремление к независимости свободе действий;
- стремление творчески работать, создавать капитал;
- стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;
- потребность реализовать свой личностный потенциал;
- готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и собственные возможности);
- инициативность;
- целеустремленность, амбициозность;
- надежность, обязательность;
- умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
- уверенность в себе, в принимаемых решениях;
- эрудированность;
- умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);
- деловая хватка.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Области применения профессиональных знаний:

- промышленные фирмы;
- сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);
- сфера строительства и добывающей промышленности (агентства по продаже домов, земельных участков, недвижимости, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании);
- транспортная сфера (компании по автодоставкам и автоперевозкам);
- сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании);
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- брокерские фирмы и др..

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

- экономист;
- продавец;
- инженер;
- страховой агент;
- торговый агент;
- кассир;
- менеджер;
- гид;
- диспетчер.

Источник: Е. С. Романова. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Издательство: Питер, 2008, 464 с.

Читайте также: