Как сделать профессиограмму педагога

Обновлено: 06.07.2024

Профессиограмма – это идеальная модель
учителя, преподавателя, классного
руководителя, педагога, образец, эталон, в
котором представлены:
основные качества личности, которыми
должен обладать учитель;
знания, умения, навыки для выполнения
функций учителя.

Профессиограмма классного
руководителя (Н.И.Болдырев).
Приоритетные качества личности классного
руководителя:
идейность,
нравственная и гражданская зрелость,
общественная активность,
увлечённость профессией воспитателя,
любовь к детям,
гуманное, заботливое отношение к детям

высокая требовательность к себе и ученикам,
коммуникативность,
дружеское расположение,
вежливость в общении,
психологическая совместимость с другими
членами педагогического коллектива.

Учителю необходимы следующие умения:
устанавливать деловые отношения с
администрацией школы, с родителями,
общественностью (умения общения, по
сегодняшним представлениям, близкие к
коммуникативным);
информационные умения и навыки;
умение ярко, выразительно, логично излагать
свои мысли (по сегодняшним представлениям
– дидактические и речевые);
умение убедить, привлечь к себе, сделать своим
сторонником;

Качества личности учителя:
такт,
выдержка,
самообладание,
наблюдательность,
искренность,
находчивость,
твёрдость,
последовательность в словах и действиях,
аккуратность,
внешняя опрятность.

Классному руководителю важно знать основы
теории и методики воспитания, уметь:
работать с родителями (общественностью);
планировать воспитательную работу;
отбирать на основе диагностики коллективов
(групп), отдельных личностей необходимые
виды деятельности;
правильно учитывать и оценивать результаты
воспитания;
выявлять и организовывать актив;
осуществлять контроль и помощь в
выполнении поручений.

Для выполнения сложных и многообразных функций
педагогу хорошо бы овладеть некоторыми прикладными
творческими художественными умениями:
рисовать (изобразительные);
играть на музыкальных инструментах, петь
(музыкальные);
выразительно читать (художественнолитературные);
танцевать (хореографические);
ходить в походы (спортивно-туристические или
спортивно-трудовые).

Классификация функций учителя
(А.И.Щербаков., Н.А.Рыков.):
информационная (учитель транслирует ту или
иную информацию);
развивающая (развивает мышление,
воображение, те или иные умения, речь, и т.д.);
ориентирующая (ориентирует в многообразии
информации, нравственных ценностях);
мобилизационная (мобилизует на выполнение
упражнений, заданий, дел);

конструирующая (конструирует урок,
внеклассное дело, разноуровневые задания,
самостоятельные работы, общение и др.);
коммуникативная (функция общения с
родителями, другими учителями,
администрацией, психологами, валеологами и
пр.);
организационная (организует учащихся, других
учителей, родителей, самого себя, а также
организует уроки, внеклассные дела, которые
проводит);
исследовательская (умеет исследовать как
отдельную личность, группу учащихся –
коллектив, так и обученность и воспитанность
учащихся и т.д.).

Профессионально-значимые качества
личности учителя (В.А.Крутецкий):
1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь
идёт о тех убеждениях, идеалах, которые
присущи учителю-воспитателю; воспитывает
лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы
воспитатель имел высокий уровень общей
культуры и высокий моральный облик, а
главное – любил бы других людей).

2-й блок. Положительное отношение к
педагогической деятельности (речь идёт о
педагогической направленности личности,
педагогических склонностях как устойчивом
желании и стремлении посвятить себя
педагогической деятельности; не может быть
хорошим учителем тот, кто равнодушно
относится к своей работе; дети безошибочно
определяют тех учителей, которые их не любят
или не любят педагогическую деятельность в
целом).

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на
природных предпосылках, они при определённых
условиях реализуются – или нет – в профессиональнопедагогические знания, умения, навыки, иначе говоря
– педагогические способности) – это обобщённая
совокупность
индивидуально-психологических
особенностей и профессионально-значимых качеств
личности,
которые
отвечают
требованиям
педагогической
деятельности,
обеспечивают
достижение в ней высоких результатов, определяют
успех педагога в целом в овладении этой
деятельностью.
4-й блок. Профессионально-педагогические знания,
умения, навыки (речь идёт о знаниях в области
преподаваемого предмета и технологии обучения).

Итак, специалисты считают, что хорошими
предпосылками для того, чтобы стать педагогом,
обладают те, кто:
понимает, что представляет собой труд учителя (это
трудно понять до работы в школе или до
педагогической практики);
имеет
качества
(способности),
помогающие
становлению учителя – профессионала;
проявляет интерес к профессии (косвенно интерес
может проявляться в педагогической эрудиции);
имеет
профессионально-педагогическую
направленность (в частности, до поступления в ВУЗ
работал в школе или учился в педагогическом классе,
училище);
проявляет интерес к нравственным исканиям (что есть
добро и зло, смысл жизни и т.д.).

этикет в Античную эпоху был ориентирован на
практичность и целесообразность поведения,
поскольку форма поведения вторична
относительно его содержания и тем более смысла
этикетные правила в Древней Греции того периода
основывались на гуманистических и
демократических идеях
Правила поведения касались и культуры речи —
этикет предписывал воспитанному человеку
избегать в разговоре резких движений и говорить
спокойно, не повышая тона.

Этикетная форма регуляции поведения
развивалась, видимо,в определенной взаимосвязи с
этической.
В определенном смысле эти две формы регуляции
поведения человека дополняют друг друга.
Однако этика предполагает более глубокое
воздействие на человека посредством формирования
его личности таким образом, что внешние проявления
личности (поведение, общение, одежда,внешний вид в
целом) должны иметь социально позитивное
значение,демонстрируя социальную позитивность
внутреннего мира личности, и, следовательно,сделают
их носителя приемлемым и приятным в обществе.
Этичное поведение, таким образом, предполагает
гармонию внешнего и внутреннего в человеке

В Новое время этикет меняет свою смысловую нагрузку. Он
уже рассматривается как своего рода инструментарий, с
помощью которого происходит сдерживание чрезмерного
проявления эмоций, подавление аффектов, что делает
человека еще более приятным и предсказуемым в обществе.
Идеал поведения в этот период —невозмутимость,
бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть
своими чувствами, словами и жестами.
Базовым в этикете становится чувство собственного
достоинства, самоценности личности.
.Внешне же этикет принимает более естественные и
непринужденные формы поведения, уже различаются
собственно манеры(фр.татеге— способ держать себя,
внешняя форма поведения и обращения с другими людьми)
и манерность(утрированность,неестественность, видимая
притворность и искусственность поведения, речи,жестов).
В этот период большое значение в этикете приобретают
уважение к людям и на его основе вежливость с
представителями всех сословий.
Принцип равенства постепенно становится одной из основ
этикета.

Дальнейшие изменения в правилах этикета как в
нашей стране, так и за рубежом происходили в
направлении их демократизации.
На сегодняшний день этикет не базируется на
сословных различиях и не подчеркивает их. Он един
для представителей самых разных слоев и групп
населения.
Однако и в настоящее время существуют различные
области жизнедеятельности человека, где правила
поведения могут различаться. В первую очередь это
касается обыденной и профессиональной сфер
жизнедеятельности человека, где к поведению и
отношениям человека, его одежде и внешнему виду
предъявляются разные требования.
Различные условия жизни слоев и групп населения,
отдельных категорий граждан сказываются на
возможностях реализации социально приемлемого
поведения и формируют устойчивые поведенческие
привычки, которые подменяют собой этикет

В целом же можно отметить, что современный
этикет стал более простым, практичным,
демократичным и универсальным.
Как выразился академик Д.С.Лихачев, в основе всех
хороших манер лежит одна забота — забота о том,
чтобы человек не мешал человеку, чтобы все
вместе чувствовали себя хорошо.
Видимо,к этому можно добавить, что правила
поведения не должны усложнять и без того
сложную жизнь человека; соблюдая этикет,
человек не должен мешать жить и самому себе.

Сегодня культура поведения человека вне
зависимости от его происхождения и места в
обществе в силу ее нравственной основы
выступает как социально необходимое и ценное
качество.
В широком смысле слова это понятие включает в
себя совокупность выработанных и проверенных
опытом способов организации повседневной
жизни и общения людей и является составной
частью общечеловеческой культуры.
Поэтому знание и соблюдение этикета становится
одним из признаков культурного человека.

Педагогический этикет включает в себя
совокупность правил поведения, регулирующих
внешнее проявление взаимоотношений,
возникающих между педагогом и
воспитанником,педагогом и родителем
воспитанника,педагогом и педагогом,
характеризуемых уважением к воспитаннику, его
родителю,коллеге, а также стремлением к
установлению доброжелательных, творческих
отношений,доставляющих радость общения.
Педагогический этикет проявляется в различных
сторонах жизни и деятельности преподавателя - в
профессиональном имидже, речевой манере, в
реальном поведении.

"…от живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель - не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всем человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, - живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескованный - распахнутый для детей - вот каким должен быть учитель".

Начиная со слов С. Соловейчика, мы понимаем, что страстью и человечностью не заменить науку, но сделать последнюю доступной, осязаемой, зримой для ребенка можно лишь страстью и человечностью.

Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных качеств. Важнейшими профессиональными качествами являются:

владение предметом преподавания,

широкий культурный кругозор,

владение образовательными технологиями,

организаторские умения и навыки,

ораторское искусство и т.д.

И все-таки, пусть это звучит банально, основа педагогического труда - это любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Однажды они как бы случайно забредут в школу, по недоразумению осядут в ней до конца дней своих и потом всю жизнь мучаются сами и мучают своих учеников.

Но одной любви, даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало. Раньше составлялись так называемые профессиограммы учителя (перечень обязательных качеств). Первые профессиограммы для учителей были созданы в 20 - 30-е годы. Практически во всех из них следующие требования:

Хорошее физическое здоровье

Наличие развитой воли

Организаторские умения и навыки

Достаточно общее образование и хорошее знание своего предмета

Стремление пополнить умственный багаж

Знание ученического коллектива

Социально-экономическая и политическая подготовка

Знакомство с основными течениями рефлексологии, педагогики и методики

Знание своего ученического коллектива

Интерес к общественной жизни и участие в ней

Ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы

Знакомство с родственными формами политико-просветительской работы

Внимательное и любовное отношение к учащимся

Образцовое поведение учителя

А вот отрывок из профессиограммы учителя социалистических времен: владение методиками и методами обучения и воспитания, общая эрудиция, педагогическое мастерство, знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания, коммунистическая убежденность и целеустремленность, владение ТСО и новейшими методами обучения, любовь к детям, умение понять детей, знание методов коммунистического воспитания и умение их применять, убежденность, настойчивость, оптимизм, систематическое повышение идейно-политического и специального уровня, высокие моральные качества, личный пример во всем и т.д.

Как мы видим из вышесказанного профессиограмма учителя - это перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям. Учитель должен обладать хорошим здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Учителю нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает потребности: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, в эмоциональных контактах. Образ "Я" учителя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с учащимися, желаемое "Я", самоуважение. Отличительными чертами учителя являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

Исходя из этого понимания смысла понятия "профессиограмма", можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента - будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.

Я.А. Коменский в работе "Великая дидактика" попытался определить свои требования к "универсальному учителю":

каждый сам должен быть таким, каким должен делать других;

каждый должен владеть искусством делать других такими;

быть ревнителем своего дела - должен мочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания.

Исследователи, изучающие особенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят с разных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя как специалиста. Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Исходя из функционального принципа в 1971 г.А.И. Щербатов и Н.А. Рыков выделили восемь функций учителя в школе:

информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);

развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.);

ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);

мобилизационная (мобилизирует на выполнение упражнений, заданий, дел);

конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, обучение и т.д.);

коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами и пр);

организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует урок, внеклассные дела, которые проводит);

исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность, и воспитанность учащихся и т.д.).

Психолог В.А. Крутецкий предлагает свою структуру профессионально-значимых качеств личности.

1. Мировоззрение личности;

2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

3. Педагогические способности;

4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Рассмотрим эти блоки профессионально-значимые качества личности учителя подробнее.

1-й блок. Гуманистическое мировоззрение (речь идет о тех убеждениях, идеалах, которые присущи учителю-воспитателю; воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей).

2-й блок. Положительное отношение к педагогической деятельности (речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех учителей, которые их не любят или не любят педагогическую деятельность в целом).

3-й блок. Педагогические способности (основываясь на природных предпосылках, они при определенных условиях реализуются - или нет - в профессионально-педагогические знания, умения, навыки, иначе говоря - педагогические способности) - это обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств личности, которые отвечают требованиям педагогической деятельности, обеспечивают достижение в ней высоких результатов, определяют успех педагога в целом в овладении этой деятельностью (подробнее см. в гл.1).

4-й блок. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки (речь идет о знаниях в области преподаваемого предмета и технологии обучения).

Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести: ориентационные, академические, персептивные, мобилизационные, организационные, коммуникативные, гностические, дидактические, конструктивные, прикладные, умения педагогического мышления, умения педагогической техники, речевые, исследовательские умения.

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя была составлена следующая профессиограмма выпускника педагогического колледжа. Предлагаемая нами профессиограмма включает в себя пять блоков.

I. Психолого-педагогические умения.

1. Читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.

2. Самостоятельно анализировать педагогические явления.

3. Анализировать передовой педагогический опыт.

4. Проводить самоанализ.

5. Проявлять эмпатию к учащимся.

6. Организовать себя, управлять своим состоянием.

II. Профессионально-личностные качества.

1. Потребность в самопознании.

3. Трудолюбие и прилежание.

6. Культура поведения и общения.

III. Частно-методические умения.

1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности.

2. Стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы.

3. Анализировать уроки и внеклассные мероприятия.

4. Оценивать действия школьников и свою работу.

5. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям.

6. Мобилизовать учащихся на познавательную деятельность.

IV. Коммуникативно-организаторские умения.

1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами.

2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников

3. Регулировать внутри коллективные отношения школьников.

4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать свое поведение.

5. Уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

V. Исследовательские умения.

1. Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования.

2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива.

3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.

4. Организовать эксперимент

5. Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

Профессиограмма может использоваться студентами выпускных групп в качестве схемы для самонаблюдения и самоанализа в период преддипломной практики. Представленная в форме опросного листа профессиограмма может использоваться как форма анкетирования.

А С Макаренко во вступительном слове к "Книге для родителей" написал "Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем".

Если идти от функционального принципа, т е от тех действий функций, которые должен выполнять педагог, то можно перечислить функции учителя Так, одними из первых (в 1971 году) выделили восемь функций учителя в школе А И Щербаков, Н А Рыков Им принадлежит следующая классификация функций учителя:

информационная (учитель транслирует ту или иную информацию);

развивающая (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.);

ориентирующая (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностях);

мобилизационная (мобилизует на выполнение упражнений, заданий, дел);

конструирующая (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое),

коммуникативная (функция общения с родителями, другими учителями, администрацией, психологами, валеологами и пр.);

организационная (организует учащихся, других учителей, родителей, самого себя, а также организует уроки, внеклассные дела, которые проводит);

исследовательская (умеет исследовать как отдельную личность, группу учащихся - коллектив, так и обученность и воспитанность учащихся и т д).

Упоминание последней функции, с нашей точки зрения, позволяет говорить о функциях не только учителя, но и педагога - в широком смысле слова

В учебниках педагогики прошлых лет авторы выделяют функции воспитателя, классного руководителя:

организационную (организует все воспитательные влияния и взаимодействия в коллективах, в том числе в виде воспитательных дел - экскурсии, поездки, собрания, классные часы, анкетирование как исследование и т.д.);

воспитательную (в результате которой разными путями и средствами осуществляется воспитание, формирование и развитие качеств личности, присущих ученику как члену детского коллектива, семьянину, гражданину России, гражданину Мира, творческой личности и индивидуальности);

стимулирующую (в результате которой осуществляется стимулирующая деятельность учащихся, детского коллектива, родителей, общественности и т.д.);

координационную (в результате которой осуществляется координация деятельности как детей, когда это необходимо, так и учителей, работающих в одном классе, параллели, а также может осуществляться связь с внешним миром, если образовательное учреждение рассматривается как открытая система;

работу с документами (журналами, дневниками учащихся, их личными делами, различными планами).

Функций, которые должны выполнять учителя, воспитатели, классные руководители, достаточно много. Какими же знаниями и умениями они должны для этого обладать? Представление об умениях и навыках, которыми должны обладать и учителя, и классные руководители, дает понятие профессиограммы, рассмотренное нами выше. Однако просто знаний и умений, о которых говорилось ранее, недостаточно. Как считают психологи, многое зависит от природных предпосылок, задатков личности (которые могут развиться в те или иные способности), от психологической готовности личности, ее стремления (желания) хорошо выполнять данные функции. Многое воспитывается, вырабатывается только в результате длительной работы над собой; главное в самовоспитании - терпение и контроль над своим поведением.

Литература

1. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.В. Исаев, Е.Н. Шиянов; Сластенин В.А. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

2. Белкин А.С., Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. Шадринск, 1999.

3. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. N 3.

4. Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дисс. канд. пед. наук. Тула, 1997.

Как же подготовить себя к выполнению многочисленных задач, которые стоят перед учителем? Как пронести через всю жизнь высокое звание учителя? Что для этого нужно?

Современные дети - народ особенно любознательный, их интересует все: и полеты в космос, и проникновение в земные глубины, и дискуссии в области политики, литературы и искусства, и споры о соотношении науки и фантастики, и перспективы развития отдельных наук.

Чтобы быть учителем, который идет в ногу со временем, которое соответствует требованиям времени, чтобы готовить достойную замену, нужно глубоко разбираться в тех преобразованиях, которые происходят в нашей стране.

Каждый преподаватель учит школьников своего предмета. Понятно, что невозможно научить того, чего не знаешь сам. Это не учитель математики, если он, доказывая теорему, робко подглядывает в конспект. Это не учитель литературы, если он, требуя от учеников чтение стихотворения наизусть, сам воспроизводит его, читая из книги.

Полное и глубокое усвоение профилирующих наук любой специальности учителя является необходимым условием преподавания предмета в школе на современном научном уровне.

Однако даже самый добросовестный усвоения научных истин этого профиля знаний еще не делает человека учителем. Чтобы полученные знания успешно передавались школьникам соответствующего возраста, следует хорошо усвоить закономерности процесса обучения и воспитания. Необходимо знать, при каких условиях, какие методы обучения наиболее эффективны. Следует научиться правильно строить уроки, применять наглядные пособия, использовать приборы, технические средства обучения и многое другое. Ключи от этой драгоценной методической ящики содержатся в педагогике, психологии и в отдельной методике преподавания соответствующего предмета. Как науки общественного цикла, так и специального, и педагогического не стоят на месте, они постоянно развиваются. Количество научной информации увеличивается сейчас со скоростью урагана. Через каждые 7-10 лет это количество увеличивается вдвое.

Ни вуз, ни школа не могут теперь дать запаса знаний на долгие годы. Поэтому задача состоит в том, чтобы научиться пополнять их самостоятельно, быть готовым научить этому же школьников. И дело здесь не столько в простом усвоении готовых выводов, сколько в умении приобретать самостоятельными исследованиями знания. А это требует свободного владения и общими законами познания, и методами научного исследования, типичными для соответствующей науки, в частности наук педагогического цикла.

Учительская деятельность имеет творческий характер. Обучение и воспитание не может осуществляться по готовым рецептам. Чтобы определить правильные средства педагогического воздействия на коллектив или личность, приходится проводить глубокие всесторонние исследования каждой конкретной педагогической ситуации и подбирать определенные педагогические средства. Необходимые знания для работы с классным коллективом, с отдельными школьниками накапливаются при изучении курсов педагогики и психологии, основам педагогического мастерства, а практический опыт педагогических исследований и применения полученных знаний - в процессе прохождения различных видов педагогической практики.

У каждого учителя, непременно должна быть любовь к детям. Если учитель внимательный и чуткий к ним, если он искренне разделяет все радости и горе поражений своих учеников, если в трудную минуту он готов помочь каждому, чувствительное сердце ребенка обязательно почувствует в этом учителю своего друга, старшего наставника, умного руководителя. Ученик уважает такого учителя, считается с ним, его мнение будет для школьника неоспоримым, а предмет, который преподает учитель, любимым.

Вся жизнь и деятельность в период обучения в школе и вузе должны быть посвящены воспитанию в себе лучших качеств человека.

Соотносить свое поведение и поступки с жизнью, прожитой лучшими представителями общества, исправлять и шлифовать свой характер, вырабатывать привычку быть в пределах норм поведения в обществе и в быту - вот обязательный предмет забот каждого, кто готовится быть настоящим учителем.

Работа предполагается большая, трудоемкая, кропотливая. Она требует высокой организованности, рационального использования сил и времени, определенных волевых усилий.

Всего можно достичь упорным энергичной работой. Именно в ней вырастают гений и талант. Даже великий физик А. Эйнштейн, а не шутя, говорил: "У меня нет никакого таланта, а только упрямство мула и страстная любознательность".

В Украине сейчас немало педагогов-мастеров своего дела, заслуженных учителей, и на них равняются молодые педагоги.

Высшее педагогическое образование строится на основе профессиограммы (карты, атласа) учителя средней общеобразовательной школы. В профессиограмме отражены морально-психологические качества, необходимые для будущей учебной и воспитательной работы с детьми, которые следует развивать в процессе самовоспитания и воспитания в стенах вуза, и различные компетентности.

Для примера приведем профессиограмму учителя (за основу взяты профессиограммы А. Сластьонина, Е. И. Антиповой, М. И. Болдырева).

Качества личности

- Научное мировоззрение, потребности передового человека;

- Гражданская зрелость и активность, знание событиями мирового и местного жизни;

- Общечеловеческие моральные и качества;

- Стремление к высотам своей профессии;

- Общая эрудиция, начитанность. Профессионально-педагогической направленности:

- Высокая профессиональная работоспособность

- Любовь к детям, гуманное отношение к ним;

- Умение вести психолого-педагогические наблюдения, изучать учащихся и детские коллективы;

- Требовательность к себе и к ученикам, настойчивость, целеустремленность;

- Выдержка, терпение, самообладание;

- Педагогический такт, чуткость, искренность;

- Самокритичность, скромность, самооценка;

- Находчивость, твердость и последовательность в словах и действиях;

- Педагогическая воображение, оптимизм;

- Коммуникативность, выразительная речь;

- Собранность, аккуратность и внешняя опрятность.

Требования к психолого-педагогической подготовки

- Теории и методики воспитания;

- Содержания учебного предмета и методики его преподавания;

- Индивидуально-психологических особенностей личности на разных возрастных этапах;

- Методики индивидуальной работы и работы с детскими и молодежными коллективами;

- Содержания и методов работы с родителями и общественностью;

- Политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, религии, права, техники и культуры.

Умения и навыки

- Планировать учебную и воспитательную работу;

- Отбирать, анализировать и синтезировать учебный программный материал, осуществлять дидактическую переработку сложного материала;

- Творчески и обоснованно строить организационно-педагогическую и логико-педагогическую структуру урока;

- Планировать систему перспективных линий в развитии отдельной личности и коллектива;

- Осуществлять индивидуальную программу обучения и воспитания ученика.

- Выявлять и организовывать актив класса, управлять им в различных условиях;

- Организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность;

- Осуществлять контроль и помощь в умственном развитии учащихся;

- Осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений учащимися;

- Осуществлять педагогическое руководство ученическими организациями;

- Организовывать работу с родителями и общественностью. Коммуникативные:

- Устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями;

- Регулировать внутренне коллективные и мижколективни отношения;

- Находить нужные формы общения с учениками и родителями;

- Предусматривать результат педагогического воздействия на отношения с учениками.

- Изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива;

- Критически оценивать свой опыт, результаты. деятельности;

- Осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитания;

- Использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой педагогический опыт;

- Прогнозировать используемые средства и методы работы. Прикладные:

- Творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать;

- Владеть техническими средствами обучения.

Педагогическая техника - это умение организовывать себя,

усиливать внутреннее возбуждение и торможение и заинтересовывать, внушать, вдохновлять и сдерживать учащихся; владеть культурой и техникой речи, мимики, жестов выражение лица, голос, интонация.

Условия труда:
• ненормированный рабочий день,
• выступления перед аудиторией,
• большое количество социальных контактов,
• жесткое требование исполнения социальных ролей,
• ограниченные возможности временного манипулирования,
• большие физические нагрузки,
• монотония труда.

Требования со стороны к нагрузке:
1) уровень специальной подготовки;
2) знания и умения,
3) наличие профессионально значимых качеств,
4) качественный результат,

Анализ внутренней сущности деятельности:
1. Передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету).
2. Воспитательная функция.
3. Оценка и контроль результатов (проведение самостоятельных и контрольных работ, устный опрос учащихся, итоговый контроль).
4. Профессиональное саморазвитие: преподаватель должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества, такие как, интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность, устойчивость внимания), социабельность (слабая эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность, высокий социальный интеллект).
5. Межличностное взаимодействие: общение с коллегами, с вышестоящим руководством, взаимодействие с учащимися (общение с детьми требует наличия социального интеллекта, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости), общение с родителями учащихся.

Индивидуальные особенности на рабочих местах (критерии оценки преподавания):
1) высокая профессиональная компетентность (опытность, способность обучать других);
2) наличие знаний и умение их передать;
3) эффективность использования времени;
4) стиль и форма общения, преподавания (коммуникабельность);
5) стиль (внешний вид, манера поведения);
6) правильная речь (дикция);
7) физические качества (большая выносливость — возможность работы без перерыва в течение длительного времени, устойчивость к монотонии деятельности, сильные ноги и громкий голос)
8) личностные качества, характеристики (педагог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, несколько догматичным, иметь склонность к эклектике, быть в меру общительным, тактичным, иметь хорошую память, устойчивое внимание, слабую креативность, склонность к формализации подаваемого материала, самообладание, повышенная тревожность, терпеливость и упорство, должен быть аккуратным, с широким кругозором);
9) преподаватель должен хорошо знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков.

Иерархия профессионально важных и значимых качеств:
4 доминанты в требованиях к личности преподавателя:
1. интеллектуальность (образованность);
2. социальность;
3. эмоциональная стабильность (выдержанность, реальное взвешивание обстановки, спокойствие);
4. практичность.

А также внимательность, слабая эмпатия, устойчивость к стрессу, сила и энергичность, чувство долга и ответственность.
Хотя эти требования абсолютизированы и трудно найти людей, у которых органично сочеталось бы между собой такое множество свойств и качеств, эталонные требования могут служить общими ориентирами.

Читайте также: