Как сделать проект в библиотеке образец
Обновлено: 02.07.2024
Содержание.
- Как составлять проекты и зачем.
- Список литературы.
Приложения:
- Проект "Война глазами детей": лауреат областного конкурса социокультурных проектов "Новое поколение" (2005 г.)
- Проект "Родное гнездо": победитель всероссийского конкурса социокультурных проектов "Пермь-2004"
- Проект "Мир.-Культура.-Провинция.-Молодежь": победитель окружной ярмарки социальных и культурных проектов "Нижний Новгород-2003"
3 комментария:
С удовольствием "порылась" в Копилке. Неплохо издлжено, грамотно акценты расставлены. Это важно, потому что библиотекари часто путают программы,проекты,планы работы. а также цели и задачи. Многим кажется, что чем больше наворочают "высоконаучных" слов, тем это больше похоже на программу. Другое дело, что, когда слушаешь или читаешь даже такие умные и точные консультации, все кажется ясным и понятным, но когда сядешь за рабочий стол с целью написать свою программу или проект, вдруг понимаешь, что тебе конкретно ничего не понятно. Поэтому я в свое время старалась показывать каждое положение подобных консультаций через близкие иногда даже не библиотечные, а бытовые примеры. Например. СИТАУЦИЯ: осень, холодно, нет пальто. Хочется утеплиться.ПРОБЛЕМА(противоречие между ситуацией и целью, не знаю как сделать): мала зрпл, нет времени, плохие магазины. ЦЕЛЬ: купить пальто.ЗАДАЧА: (шаги для достижения цели в соответствии с проблемой)занять денег у друзей, в банке, взять отпуск, поехать для шопинга в Париж.На свои проекты я всегда накладываю эту нехитрую кальку. Помогает.
Центральная библиотека им. А.С. Пушкина продолжает движение вперед! Каким образом? Ни для кого не секрет, что библиотека в наше время занимается не только выдачей книг. Ее функционал поражает воображение. А проекты, которыми занимается Центральная библиотека им. А.С. Пушкина, делают город Челябинск культурнее, образованнее и добрее.
Социально-значимые культурно-просветительские проекты - это ежедневный труд библиотекарей, которые вложили много мыслей и сил в каждый. А как рассказать о проектах читателям, коллегам? Сегодняшнее время настоятельно требует от работников библиотек умения интересно и неординарно рассказывать о своих достижениях, раскрывать свою многоплановую работу, показывать значимость и необходимость своей деятельности для населения.
Каждый проект был раскрыт через призму игры: 8 разных проектов и 8 игр разноплановых и интеллектуальных.
Работа над проектом началась в 2015 году, в 2016 и 2017 годах работа продолжилась, и проект получил новый виток своего развития.
Цель проекта – сохранить и передать память о подвиге танкоградцев. В ходе проекта постепенно собираются все документы, как опубликованные, так и неопубликованные, показывающие вклад Челябинска в Победу в Великой Отечественной войне: хранящиеся в музеях, библиотеках, образовательных учреждениях, и, что особенно важно, семьях. Особое внимание уделено документам личного происхождения: записным книжкам, дневникам, письмам, воспоминаниям, фотографиям, стихам, очеркам и т. д. Главная особенность сайта проекта в том, что на нем впервые комплексно показан вклад Челябинска в победу в Великой Отечественной войне.
Уникальность интернет-проекта Челябинск–Танкоград–Победа состоит в том, что впервые создана виртуальная карта города, где представлено более 200 памятников и памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной.
В 2016 году проект вызвал общественный резонанс в связи с празднованием 6 октября новой памятной даты – Дня героев Танкограда.
Уникальность предлагаемой инициативы в том, что, во-первых, в нашем регионе проведение экскурсий библиотеками относится к инновационной деятельности, а, во-вторых, во время экскурсий предоставляется возможность посещения недоступных в обычное время объектов культурного наследия Челябинска.
Проект был запущен в ноябре 2015 года – была проведена первая пешеходная экскурсия по Кировке и созданы рекламные ролики.
Главная цель проекта – популяризация историко-культурного наследия Челябинска, развитие внутреннего туризма, а также создание положительного имиджа города среди жителей и гостей столицы Южного Урала.
Уникальность проекта состоит в том, что у жителей и гостей города Челябинска есть возможность в пару кликов получить информацию о каждом из объектов со своих смартфонов и планшетов, а также прослушать персональную аудиоэкскурсию.
В Челябинске такие экскурсионные маршруты по городу разработаны впервые. Таким образом, был создан ресурс по городу, аналогов которому в Челябинске в настоящее время нет.
Постоянный поиск и воплощение творческих форм даёт возможность Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина укреплять социальную роль и повышать авторитет среди населения. Вот и творческий отчёт-презентация стал примером нестандартного сценария взаимодействия Центральной библиотеки им А. С. Пушкина с партнёрами и пользователями. Форма подачи отчёта была выбрана очень удачно. Каждый проект сопровождался видеосюжетом. Суть проектов, их цель и назначение была раскрыта в играх увлекательно, познавательно, динамично. Что подтверждено отзывами присутствующих на мероприятии.
Центральная библиотека им. А. С. Пушкина в год своего столетия продолжает работу над интересными проектами и всегда будет привносить в культурную жизнь города инновации.
В настоящее время нет, наверное, ни одной библиотеки, которой не приходилось бы создавать проекты, принимать участие в различных конкурсах. Благодаря проектной деятельности, помимо улучшения финансового состояния библиотек, усиливается их роль в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых читателям, библиотеки приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Что же такое "проект"? Проект – комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата. Замысел проекта должен быть социально значимым. При этом он может быть очень скромным, но обязательно нужным кому-то.
Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации как целевых читательских групп, так и широкой общественности города.
Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к кооперации и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.
В результате реализации проекта возникают новые образовательные, информационные, культурные и социальные услуги, новые возможности, новые структуры.
- Определение цели, задач, основных требований, необходимых ресурсов, времени и средств, анализ окружения проекта, отбор участников проекта, определение возможных рисков
- Действительно ли основная проектная идея отвечает современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
- Необходимо показать, как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная библиотека сможет ее решить. Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными, реальной статистикой, экспертными оценками, публикациями в прессе, обращениями пользователей и т.д.
Следующей фазой является фаза разработки. Ее главным содержанием является разработка основных компонентов проекта и подготовка к его реализации. Общее содержание работ можно сформулировать так:
· Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
· Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
Должно быть ясно, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Объясните, что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
На фазе реализации проекта выполняются основные работы проекта, необходимые для достижения поставленной цели. По мере осуществления проекта руководитель постоянно контролирует ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми.
На фазе завершения проекта достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта. Основное содержание работ обычно состоит в следующем:
Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими людьми и организациями.
Описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволительно слегка преувеличить значимость темы проекта.
Мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответственность.
Збаровская, Н. Проектная деятельность библиотек / Н.Збаровская // Библиотека. – 2005. - № 4. – С. 79 – 82. – (Кадры).
Иванова, Б. Фандрайзингу нужно учиться / Б.Иванова // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 26 – 28. – (Экономика и рынок).
Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Качанова ; науч. ред. В.А.Минкина. – СПб. : Профессия, 2003. – 317 с.
Коптяева, Е. Проект – это шаг вперед / Е.Коптяева // Библиотека в школе. – 2006. - № 11, 1 – 15 июня. – С. 5 – 7.
Макеева, И. Проект, еще проект / И.Макеева // Библиотека в школе. – 2005. - № 23, 1 – 15 декабря. – С. 21 – 22.
Мэйхен, М. Как получить грант? / М.Мэйхен // Библиотека. – 2002. - № 2. – С. 22 – 25 ; № 4. – С. 9 – 11 ; № 5. – С. 28 – 31. – (Экономика и рынок).
Пурник, А .А. Проектное управление в библиотечной сфере: авторский семинар / А.А.Пурник // Молодые в библиотечном деле. – 2006. - № 4. – С. 4 – 27 ; № 7. – С. 35 – 47 ; № 8. – С. 3 - 19.
Субарляк, Н. В. За проектной работой – будущее библиотек / Н.В.Субарляк // Молодые в библиотечном деле. – 2005 . - № 2. – С. 22 – 27.
Юсупова, В. В чем преимущества проектного мышления / В.Юсупова, О.Урядова // Библиотека. – 2002. - № 1. – С.43 – 45. – (Программно-целевая деятельность).
1. Пилотный проект - это первый этап внедрения, позволяющий убедиться в применимости и эффективности предлагаемой системы действий, обучить рабочую группу сотрудников библиотеки работе с новой системой, определить необходимую конфигурацию системы, а также определить и спланировать организационные и технические мероприятия на первом этапе внедрения. Продолжительность его не более 30 дней.
3. Инновационный проект - это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену.
5. Стратегический проект - это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу.
6. Организационный проект - направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня.
7. Партнёрский проект - это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями.
8. Экономический проект - имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи).
9. Образовательный проект - направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений.
11. Культурно-досуговый проект - это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно- досуговых зрелищных мероприятий, литературно - музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок.
12. Проект повышения квалификации - направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки.
Очевидно, что многообразие перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками.
А сколько проектов разработано в вашей школьной библиотеке?
- 1. Никогда в проектах не участвовали ;
- 2. сами не разрабатывали, участвовали в общешкольных, муниципальных, региональных ( и других) проектах;
- 3. Самостоятельно разработали и реализовали 1 проект ШБ;
- 4. Самостоятельно за последние 3 года разработали и реализовали 2 – 4 проекта ШБ;
- 5. Систематически занимаемся проектной деятельностью последние 5 лет, ежегодно реализуем несколько проектов ШБ;
- 6. Систематически разрабатываем проекты , реализуем и делимся опытом проектной деятельности с коллегами, размещаем опыт в сети Интернет
- Проект– комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата.
- Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
- Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации целевых читательских групп
- Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к сотрудничеству и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.
У проекта есть свои свойства:
Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы :
Необходимо определить :
- - Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
- - Отвечает ли проектная идея современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
- - Как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная ШКОЛЬНАЯ библиотека сможет ее решить.
Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными
- Задачипроекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации.
- Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия .
Как сформулировать задачи
оптимально формулировать задачи глаголами :
Следующей фазой является фаза разработки :
- Назначение руководителя и формирование команды
- Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
- Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
- Заключение договора на получение финансирования (возможно и без материальных затрат)
- определить, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта:
Идеальный проект - польза от него не заканчивается вместе с ним, - результаты устойчивы, - опыт используется другими людьми и организациями.
Алгоритм оформления проектной документации
(название проекта, авторы, организация - заявитель)
(краткое описание проекта. Постановка проблемы)
Результаты работы проекта:
- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив; - это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации; - это видимые результаты труда коллектива единомышленников; - в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки и ШКОЛЫ, но и сами учащиеся, их семьи, жители города;
- работа приносит радость, слова благодарности, привлечению внимания органов власти, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения; - проектная деятельность способствует личностному развитию.
Виды проектов:
- 1. Пилотный проект
- 2 . Информационный проект .
- 3 . Инновационный проект
- 4 . Маркетинговый проект
- 5 . Стратегический проект .
- 6. Организационный проект
- 7. Партнёрский проект
- 8. Экономический проект
- 9. Образовательный проект
- 10.Социальный проект
- 11. Культурно-досуговый проект
- 12. Проект повышения квалификации
- 13. Исследовательский проект
- 14. Творческий проект
По количеству исполнителей проект может быть:
По временным рамкам проект может быть:
Роль учеников в проекте :
Роль библиотекаря :
Совместные действия учеников и взрослых :
- - определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
- - поиск путей их решения;
- - осуществление и аргументирование выбора;
- - сравнение полученного с требуемым;
- - корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- - оценка процесса и результатов проектирования;
- -работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.
Ценность проектной деятельности для учащихся
Способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности:
Читайте также: