Как сделать проект пословицы

Обновлено: 03.07.2024

Канакина. 4 класс. Наши проекты. Пословицы и поговорки, с. 92

Наши проекты. Пословицы и поговорки

  • Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В пословицах и поговорках часто используются глаголы во 2-м лице единственного числа.

1. Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Спишите. Выделите окончания глаголов.

1. Что посе[ешь], то и пожн[ёшь]. 2. Поспеш[ишь] — людей насмеш[ишь]. 3. Люб[ишь] кататься — люб[и] и саночки возить. 4. Без труда не вын[ешь] и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь. Человек своими поступками сам определяет своё будущее.
Поспешишь — людей насмешишь. Говорится как совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек.
Любишь кататься — люби и саночки возить. Любишь отдыхать, люби и трудиться.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Даже самое простое дело может потребовать усилий, затрат.

2. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого. Объясните название рассказа.

Как глядишь, так и видишь

Как глядишь, так и видишь. На одно и то же можно посмотреть с разных точек зрения.

Собирай по ягодке – набер[ёшь] кузовок.
Хоч[ешь] есть калачи – не сид[и] на печи.
За двумя зайцами погон[ишь]ся – ни одного не пойма[ешь].
Не рой другому яму – сам в неё попад[ёшь].
Слезами горю не помож[ешь].
Не зна[ешь], где найд[ёшь], где потеря[ешь].
Маслом кашу не испорт[ишь].
Берег[и] платье снову, а честь смолоду.
Близок локоть, да не укус[ишь].
Шило в мешке не ута[ишь].

  • Сможете ли вы объяснить смысл каждой выбранной вами пословицы и поговорки? В каких случаях их можно употребить в речи?
  • По какой пословице можно составить рассказ? Выберите такую пословицу или поговорку и составьте рассказ. Запишите его. Можете нарисовать к рассказу иллюстрацию.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Пошли ребята в лес за ягодами. Под кустики заглядывают, за земляникой наклоняются. А Маша посмотрела на свою корзинку и поняла, что до вечера полную собрать не сможет. Идёт по лесу, ягоды в рот кладёт. Сладко Маше. Идут ребята обратно с полными корзинами, одна Маша налегке. Вернулись на свою улицу. Ребята родителям полные корзинки ягод показывают, хвалят их мамы, обнимают бабушки. Одной Маше показать нечего. Вышла её бабушка ко двору, а девочка и спрашивает:
— Бабушка, ну где они столько ягод нашли? Я на первой полянке еле горсточку собрала. Пришлось съесть, для корзинки маловато.
А бабушка отвечает:
— В следующий раз, внучка, собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

  • подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;
  • придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
  • проиллюстрировать несколько пословиц;
  • выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

(слайд 1)

- С каким настроением вы пришли на урок?

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II. Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III. Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. ( слайд 3)

Итак, ребята, начинаем наше путешествие.

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

лучше новых двух.

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

а найдёшь – береги.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

А дорожка ведет нас дальше, на самый берег быстрой говорливой речки. Это река Пословица. Перебираться через нее придется по одному. Для этого нужно вставить рисунок в пословицу. (слайд…)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному. в зубы не смотрят. (Коню.)
  • Когда. на горе свистнет. (Рак.)
  • . рубят – щепки летят. (Лес.)
  • Не., так и не мычи. (Корова.)
  • Не плюй в. – пригодится воды напиться. (Колодец.)
  • Большому. – большое плавание. (Кораблю.)

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить. Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 7).

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.(читает учитель)

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. ( Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза..
2. Скучен день до вечера, коли делать..
3. Кончил дело – гуляй..
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать..
5. Поспешишь – людей..
6. Хочешь много знать, надо мало..
7. Умелые руки не знают..
8. Кто любит трудиться, тому без дела не..
9. Хочешь есть калачи – не сиди на..
10. Семь раз примерь – один раз..
11. Без труда не вынешь рыбку из..
12. На чужую работу глядя, сыт не..
13. Что посеешь, то и..
14. У работящего в руках дело огнем..
15. Труд человека кормит, а лень..
16. Делу время – потехе..
17. Куй железо, пока..

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 8,9)

-о-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! ( Кончил дело – гуляй смело!)

V.Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Презентация: Проект

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация для 4 класса на тему "Проект "Пословицы и поговорки"" по русскому языку. Состоит из 6 слайдов. Размер файла 0.48 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

Презентация: Проект


Слайд 2

Пословицы и поговорки

Ни в каком другом языковом явлении дух народа не выражен более сильно, чем в пословицах и поговорках. Поэтому при изучении любого иностранного языка для того, чтобы его почувствовать, рекомендуют учить не только времена и глаголы, но народный фольклор, пословицы и поговорки. А уж знать и использовать русские поговорки должен каждый, кто любит русский язык и понимает всю его красоту. Поговорки, пословицы живут в языке по нескольку сотен лет и не стареют. В них выражена самобытность и мудрость русского народа, его традиции, характер, история.


Слайд 3

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С ГЛАГОЛАМИ ВО 2-М ЛИЦЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Что посеешь, то и пожнёшь. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Что напишешь пером, того не вырубишь топором. Кашу маслом не испортишь. Ласковым словом и камень растопишь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Старого воробья на мякине не проведёшь. Тише едешь – дальше будешь. Шила в мешке не утаишь. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.


Слайд 4

Что посеешь, то и пожнёшь.

Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.


Слайд 5

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу.


Слайд 6

Шила в мешке не утаишь.

Иносказательно пословица употребляется, когда кто-то пытается скрыть очевидное, то, что само себя обнаруживает.

Целью исследовательской работы является изучение пословиц и поговорок, отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников.

Задачи:

  1. Составить портрет пословицы, сопоставить ее с поговоркой, представить источники и пути появления пословиц и поговорок в языке, их тематику и особенности.
  2. Провести социологический опрос среди обучающихся школы на предмет знания и частоты использования пословиц и поговорок в речи.
  3. Обработать данные, полученные в результате социологического опроса, дать оценку полученных результатов.
  4. Сделать выводы по теме исследования.

В качестве гипотезы логично предположить, что современные школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять их в речи.

Объект исследования: речь современных школьников.

Предмет исследования: пословицы и поговорки русского народа.

Новизна исследования в соединении языкового и социального аспектов в изучении пословиц и поговорок.

Актуальность исследования определяется важностью оправданного и грамотного использования пословиц и поговорок в речи для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников, низким уровнем патриотизма, человеколюбия в современном обществе.

Материалы и методы исследования: анализ художественной литературы, работа с научной и энциклопедической литературой, использование информационных технологий, анкетирование участников образовательного процесса, наблюдение, систематизация и анализ полученных результатов.

Читайте также: