Как сделать проект по психологии для школьников

Обновлено: 07.07.2024

На сегодняшний день проблема психологического здоровья учащихся является одной из актуальных в психологии. Связано это, на наш взгляд, прежде всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта, где упор делается в основном на развитие личностных качеств учащихся. Так, старшеклассники сталкиваются с подготовкой к достаточно серьезным и трудным экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ, – а также к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения могут оказывать существенное влияние на их уровень психологического здоровья. Особенно важна, на наш взгляд, своевременная экспресс-диагностика психологического здоровья в старших классах школы, так как обучение в эти периоды сопровождается достаточно большим стрессом.

Задачи:

Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников.

Предмет исследования: диагностика эмоционально- мотивационной сферы

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, авторские методики психологов-исследователей.

Проблема: Оценить психологическое здоровье учащихся через диагностику.

Гипотеза: Старшеклассники являются наиболее уязвимой группой по состоянию психологического здоровья.

Теоретическая значимость: в работе рассмотрены подходы педагогов и психологов к проблеме изучения психологического здоровья, освещены особенности психологического здоровья, а также внешние факторы, которые оказывают воздействие на различные сферы психологическое здоровье старшеклассников.

Практическая значимость: Полученные данные о состоянии психологического здоровья каждого из исследуемых помогают старшеклассникам лучше разобраться в своей эмоционально — мотивационной сфере, обратить внимание на проблемы и вместе с педагогом – психологом построить индивидуальный маршрут коррекции п улучшению психологического здоровья. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе практических психологов, учителей, преподавателей, воспитателей. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут служить основой для разработки тренинговых программ, групповых коррекционно – развивающих занятий, направленных на поддержание и улучшение психологического здоровья старшеклассников.


Слово "психология" слышал, наверное, каждый человек. Многие ребята еще со школы мечтают стать психологами. Также много людей занимается самостоятельным изучением этой сферы, ведь она очень интересная, познавательная и разнообразная. Так давайте разберемся, что включает в себя понятие "психология".

На приеме темы

Определение терминов "психология" и "психика"

Психология – это наука, которая занимается изучением функционирования, развития и закономерностей возникновения различных явлений психики и психологическую деятельность как группы людей, так и отдельного человека.

Разные темы по психологии

Существует несколько определений термина "психика". Так, например, одно из них говорит, что психика представляет собой некую совокупность душевных явлений и процессов, таких как: память, эмоции, восприятия, ощущения и так далее; аспект жизнедеятельности человека в его взаимодействии со средой, в которой он находится.

Кто-то изучает психологию самостоятельно, а кто-то – профессионально в университетах. В зависимости от способа изучения люди предпочитают различные темы по психологии, интересные для них. Для студентов выбор основывается на изучаемой в данное время тематике или же того раздела психологии, который является более интересным для них. Для самостоятельного изучения в основном выбирают темы по психологии интересные и актуальные на данный момент, которые могут решить конкретную проблему. Наука психология очень интересная и обширная, она раскрывает многие сферы жизни и помогает человеку понять самого себя и окружающих людей.

Интересные темы по психологии

Изучая психологию, люди подбирают различные тематики в зависимости от того, к чему них больший интерес. Таким образом, самыми интересными темами по психологии являются темы про секс, взаимоотношения, самоанализ, общение и другие.

Психология отношений

На данный момент психология помогает решить множество задач, также он связана со многими другими науками. В психологии множество отраслей, каждая их которых является относительно самостоятельным направлением научных исследований в той или иной сфере общества. Отрасли делятся на специальные и фундаментальные.

Фундаментальные отрасли психологии называют термином "общая психология", в который вкладывают общее значение понятия поведения людей и психологии независимо от их конкретной деятельности. В свою очередь специальные отрасли занимаются исследованием поведения людей и психологии зависимо от их деятельности.

Можно подобрать интересные темы по психологии из раздела общей психологии, так как она включает в себя:

  • Изучение психологии личности и индивидуальных различий. Изучает эмоции, чувства, волю, потребности и мотивы, характер, склонности человека и его способности к чему-либо.
  • Психофизиологию.
  • Зоопсихологию. Занимается изучением психики животных.
  • Социальную психологию. Изучает проявления личности человека в обществе, его психологическую совместимость с окружающими, взаимоотношения с людьми.
  • Возрастную. Изучает развитие личности растущего человека, его сознания, различных психологических процессов и его деятельность.
  • Психологию познавательных процессов. Изучает мышление и память человека, его восприятие и ощущения, воображение и внимание.
  • Психологию общения. Изучает психологические аспекты межличностных отношений и другие.

Темы для студентов

Многие учащиеся вузов ищут темы для самостоятельного изучения и для выполнения конкретных работ. В списке интересных тем по психологии для студентов можно найти множество актуальных тематик для докладов, рефератов, и даже курсовых и дипломных работ.

Темы для курсовых

Для исследовательских работ

Многие студенты занимаются исследованиями в области психологии. Ниже представлен список интересных тем исследовательских работ по психологии для тех, кто только начинает путь исследователя в данной сфере.

  • Магия цвета.
  • Исследование мнемонических правил.
  • Исследование интернет-зависимости у людей различных возрастных категорий.
  • Исследование влияния Интернета на людей.
  • Исследование различных подростковых субкультур. Ценности и интересы.
  • Индивидуальные различия памяти у людей.
  • Исследование поведения подростков и взрослых в конфликтных ситуациях.
  • Изучение процесса формирования личности человека.
  • Конфликты. Причины возникновения. Способы урегулирования.
  • Исследование механизмов проявления эмоций.
  • Исследование причин появления стресса и методов борьбы с ним.
  • Изучение молодежного сленга, как формы самоутверждения.
  • Исследование процесса оценки людей друг другом. Наука о красоте.
  • Исследование трудностей в межличностном общении.
  • О чем говорит почерк?
  • Статус учителя глазами современных студентов.
  • Одиночество - норма?
  • Проблемы самооценки.
  • Исследование творческих способностей детей.
  • Исследование манипуляций.

Для докладов

Не редко студентам приходится делать доклады. Интересных тем для доклада по психологии тоже не мало, в списке, представленном ниже, можно без проблем найти подходящую.

Темы для дипломов

  • Влияние массовой информации на психику подростка.
  • Рекорды памяти.
  • История развития науки психология.
  • Сквернословие среди подростков. Причины и методы устранения.
  • Вербальная и невербальная формы общения школьников.
  • Агрессия в социуме. Методы ее подавления.
  • Методы психологического исследования.
  • Важность партнерства для достижения успеха.
  • Этапы развития психики человека.
  • Методы развития интеллекта.
  • Основные научные принципы психологии как науки.
  • Какая связь между сознанием и речью человека?
  • Стрессовое напряжение. Методы борьбы со стрессом.
  • Феномен улыбки.
  • Идентификация личности.
  • Темперамент человека.
  • Формы познания мира, который нас окружает. Ощущения и восприятия.
  • Особенности мышления человека.
  • Методы успешного запоминания.
  • Какую роль играет память в человеческой жизни?
  • Предпосылки развития творческой личности.
  • Типы мышления людей.
  • Психология в семейных отношениях.
  • Какое влияние оказывает семья на развитие индивидуальных способностей личности.
  • Проявление индивидуальности человека.
  • Как развить волевые качества?
  • Как мотивация влияет на человека? Откуда возникает мотивация?
  • Этапы отношений в браке.
  • Чем отличаются взаимоотношения в мусульманской и православной семьях?
  • Формирование самооценки.
  • Конфликты детей и родителей.
  • Виды воспитания детей.
  • Общение. Стиль речи. Механизмы. Сущность.
  • Человек, как социальное существо.
  • Искусство общения. Значимость.
  • Как формируются стереотипы?
  • Авторитет и способы его поддержания.
  • Интернет-зависимость. Методы борьбы.
  • Комплексы и методы их устранения.

Для курсовых и дипломных работ

Более серьезными являются курсовые и дипломные работы по психологии, ведь темы для них должны быть уникальными, ранее не раскрытыми, актуальными и так далее. При выборе темы для этих серьезных и объемных работ, советуем опираться на интересные и актуальные для студента разделы психологии. Некоторые интересные темы для курсовой по психологии приведены ниже.

  • Развод. Психологические проблемы детей.
  • Особенности воспитания ребенка.
  • Ролевое поведение и его особенности работающих женщин.
  • Влияние семьи на формирование психики ребенка.
  • Этнические нормы этикетного поведения.
  • Особенности формирования психики сирот на этапах ценностного, смыслового и предметного сознания.
  • Когнитивное оценивание трудных ситуаций.
  • Представление о счастье.
  • Свобода выбора и ее особенности у студентов гуманитарных и точных специальностей.
  • Особенности долговременной памяти человека и ее зависимость от индивидуальных психологических характеристик.
  • Раскрытие творческого потенциала человека.
  • Проблемы, принятие и социализация "телесного Я".
  • Проблема возрастной социализации.
  • Преодоление выученной беспомощности как фактор развития.
  • Готовность психики к возрастным изменениям.
  • Особенности проявления агрессии среди молодежи.
  • Личностные границы.
  • Причины суицида.

Интересные темы по психологии для диплома:

  • Психология азарта.
  • Анализ возрастных кризисов.
  • Влияние семейных взаимоотношений на психику детей.
  • Применение рисуночных методов для развития воображения у тетей дошкольного возраста.
  • Лидерские качества. Развитие.
  • Роль мотивации в жизни людей.
  • Методы интеллектуального развития детей.
  • Особенности половой идентичности подростков.
  • Психологические причины конфликтов в молодых семьях.
  • Влияние неполной семьи на самооценку ребенка.
  • Влияние отношений ребенок-родитель на адаптацию к школе.
  • Психоэмоциональное состояние детей из неполных и полных семей.
  • Развитие нравственной сферы личности дошкольника. Влияние семейного воспитания.
  • Влияние сплоченности коллектива на эффективность работы.
  • Развитие навыков стрессоустойчивости.
  • Борьба с негативным влиянием общества.
  • Особенности алкогольной зависимости. Взаимосвязь со стрессом.
  • Формирование представления о временах года у детей.
  • Развитие и диагностика внимания у детей.
  • Развитие восприятия цветов у детей.

Темы для построения гармоничных отношений

Темы по психологии у психолога

  • Ревность и любовь.
  • Верность, измена и свободные отношения.
  • Выбор партнера, выбор жизни.
  • Принципы построения счастливых отношений.
  • Активные и пассивные мужчины в отношениях.
  • Привязанность под маской любви.
  • Самоутверждение в сексе.

Темы про успех и самореализацию

Прием у психолога

  • Как стать успешным человеком?
  • Проблемы самореализации.
  • Как научится контролировать свои эмоции?
  • Как побороть лень?
  • Пути достижения уверенности в себе.
  • Влияние мотивации на достижение успеха.
  • Виды самореализации.

Темы для подростков

Много интересных тем по психологии для подростков, например:

  • Борьба с агрессией в подростковом возрасте.
  • Особенности проявления девиантного поведения у подростков.
  • Влияние средств массовой информации на подростков.
  • Как понять, принять и полюбить себя?
  • Неуверенность в себе. Причины и методы борьбы.
  • Особенности самооценки в подростковом возрасте.

Наука психология хорошо изучена и продолжает изучаться. Это очень интересная сфера, которая увлекает многих людей. Если есть желание лучше понимать себя и окружающих тебя людей, то в этой статье можно найти немало интересных тем для изучения.

Согласно ФГОС главной целью дошкольного образования является не подготовка детей к школе, а прежде всего разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, их эмоционального, коммуникативного, физического и психического развития. Детский сад должен помочь сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, и желание ребенка с интересом ходить в школу.

Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата, как в семье, так и в ДОУ.

Одним из важных факторов укрепления здоровья воспитанников детского сада становится сохранение психологического здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Создание благоприятной образовательной среды способствует раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников, развитию коммуникативных навыков, всестороннему развитию детей.

В основе моей деятельности как психолога лежит идея создания оптимальных психологических условий способствующих психофизическому, эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей.

В своей педагогической деятельности я искала такой способ, который помог бы решить эти задачи, и мой выбор остановился на по сохранению эмоционального благополучия как основа психологического здоровья ребенка

Главное, чтобы эта деятельность осуществлялась через создание благоприятной и комфортной образовательной среды, что позволило бы им не только узнавать новую информацию, проверять ее, но и совершать ошибки, учиться их исправлять. Только содействие и сотрудничество детей и взрослых в общей деятельности, распределение обязанностей, помогает каждому ребенку почувствовать себя полноценно активной личностью, важным звеном общего дела.

Ключевая идея проекта является создание единой образовательной среды и взаимно сотруднических отношений между детыми, педагогами родителями для эмоционального благополучия детей.

Форма - социально-коммуникативный проект.

Данный проект – это социально- коммуникативный проект, направлен в первую очередь на создание комфортной и благоприятней атмосферы, на укрепление связи между детьми и взрослыми, на формирование волевых и мотивационных компонентов будущих школьников. Проект поможет снизить эмоциональную напряженность, почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом, в ходе организации и проведения совместных мероприятий, творческих акций, конкурсов, выставок, заданий, поможет сформировать у участников чувство коллективизма.

Проблемы, на которые направлен проект.

• Недостаточные налаженные взаимодействия структур образовательной деятельности: ребенок-педагог-родитель.

• Заниженная самооценка детей при неудачах в учебной и творческой деятельности

• Страх общения и низкая коммуникация детей

• Разорванность связей между семьей и детским садом

• Зажатые и скудное общение родителей группы между собой.

Цель:

создания оптимальных психологических условий способствующих эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей и взрослых.

Задачи:

1. Формирование у детей понятия эмоции, умение их различать.

2. Повышение уровня психологической культуры участников воспитательно-образовательного процесса детского сада (воспитанников-родителей-воспитателей).

3. Развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников (в том числе с ОВЗ) как основной составляющей их психологического здоровья.

4. Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.

Структура проекта:

Форма проекта: социально-коммуникативный проект.

При осуществлении проекта были определены основные формы работы:

1) совместная деятельность ребенка и детей в выполнении творческих заданий;

2) проведение совместных мероприятий (досугов, игровых праздников, круглых столов, развлечений, творческих лабораторий);

3) участие в тематических акциях, конкурсах, выставках.

Работа над проектом строилась поэтапно:

1. Актуализация проблемы, анализ анкет, опроса семей.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Постановка задач.

4. Сбор информации, ее структурирование.

5. Проведение проектных мероприятий.

Риски проекта:

1. Представленный педагогический проект предъявляет определенные требования к личности и профессиональным качествам педагогов и профильных специалистов образовательного учреждения. Участие в инновационном педагогическом проекте предполагает теоретическое и практическое обучение по использованию здоровьесберегающих технологий (в рамках практикума).

2. Затруднено отслеживание работы по преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой по данному направлению, отсутствие форм и механизмов учета, так как выпускники нашего ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются не в конкретной школе нашего микрорайона, а во всех школах города.

3. Зависимость части работы в рамках проекта от технических условий, в частности от пополнения сенсорной комнаты необходимым для дальнейшего развития проекта оборудованием.

Методы и формы работы:

• теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;

Используемые формы работы:

Данный проект реализуется на базе частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №163" ОАО "РЖД" располагается в железнодорожном районе города Новосибирск.

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям.

Данный проект органично вписывается в образовательную программу детского сада и его среды и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащенное всестороннее развитие детей, создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В процессе проекта дети смогли рассмотреть основные эмоциональные состояния (радость, грусть, печаль, гнев и т. д.) и смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нем.

Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.

В процессе реализации проекта были разработаны материалы:

• Картотека упражнений на релаксацию.

• Картотека психотерапевтических игр:

• игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;

• игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;

• игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;

• игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- повышение уровня эмоционального развития детей;

- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;

- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

• Повышение уровня эмоционального развития детей;

• Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;

• Гармонизация детско-родительских отношений;

• Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;

• Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.

Возможные риски:

высокая загруженность или нежелание педагогов (по различным причинам, участвовать в проекте;

низкая компетентность и активность родителей;

отсутствие возможности поиска информации, приобретения методических пособий, дидактических материалов;

различные причины, исключающие взаимодействие с социальными партнерами;

отсутствие или недостаток средств на изготовление пособий.

Пути решения возможных рисков:

интеграция разрабатываемых педагогами методических тем в процесс реализации проекта;

работа с информационными источниками, подбор педагогом-куратором необходимых материалов, ссылок;

повышение активности куратора во взаимодействии с социальными партнерами;

разъяснение администрации идей проекта.

Качественный и количественный анализ по проекту:

Данный проект рассчитан на один учебный год работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.

Качественные показатели оценки эффективности проекта:

1. Повышение интереса детей и их родителей к деятельности и событиям внутри группы и в масштабах детского сада.

2. Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых в группе и детском саду.

3. Положительные отзывы о совместной работе.

4. Желание продолжить работу по данному направлению.

Количественные показатели оценки эффективности проекта:

1. Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.

2. Количество проведённых совместных детско – родительских мероприятий.

3. Высокие показатели социального развития детей-участников проекта.

Способы оценивания результата проекта.

1. Протоколы, сценарии мероприятий с родителями.

2. Видео- и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.

3. Сбор и накопление разнообразной информации (методическая база).

4. Создание семейного альбома.

5. Книга отзывов и пожеланий родителей.

1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.

2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И. А. Пазухина. -СПб., 2010г.

3. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.

4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.

5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. - СПб., 2008

7. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 2011г.

Музыкально-психологический проект для родителей и детей Характеристика проекта Продолжительность проекта:долгосрочный. Тип проекта: открытый (родители (законные представители, групповой, творческий,.

конкурс исследовательских и проектных
работ школьников

  • Отборочный:
  • Выбор трека участия в отборочном этапе
  • Региональный трек
  • Дистанционный трек
  • Правила загрузки работ
  • Заключительный:
  • Правила участия
  • Расписание и программа

Поведение людей основывается на иррациональных механизмах, которые изучает психология. Она помогает понимать мотивы поступков людей, уметь общаться, выстраивать внешние связи, управлять своей жизнью и реализовывать новые идеи. Современная психология охватывает все сферы активности человека и является связывающей материей между людьми. Актуальность знаний о поведении людей в век цифровизации и развития технологий будет только расти, выводя психологические научные направления в лидеры востребованных компетенций.

Про конкурсное исследование

Участнику конкурса предстоит спланировать научное исследование по выбранной самостоятельно теме, написать обоснование, описать процесс и полученные результаты, и в случае прохождения отборочного этапа – выступить с презентацией перед жюри конкурса.

Работая над проектом школьник

  • осваивает научное мышление, необходимое при решении сложных задач в жизни
  • учится работать с научными источниками по выбранной теме
  • тренируется обосновывать научные гипотезы, ставить исследовательские вопросы
  • учится интерпретировать числовые результаты в практические выводы и психологические рекомендации

Про темы

Выбирая темы, вы можете ориентироваться на актуальные направления психологии:

  • Психология личности и индивидуальных различий
  • Когнитивная психология
  • Детская психология и психология подростков
  • Гендерная психология
  • Возрастная психология
  • Психология развития
  • Психология принятия решений
  • Экономическая психология
  • Политическая психология
  • Психология адаптации человека к технологиям
  • Кросс-культурная психология
  • Психология лидерства
  • Экологическая психология
  • Психология города
  • Психология счастья
  • Психология образования
  • Социальная психология

Про вдохновение

Про ошибки

  • Несамостоятельность в проведении исследования и написания работы на конкурс
  • Невнимание к научности методов исследования или проекта
  • Формирование текста работы с ориентацией на псевдонаучные публикации из СМИ

Про менторскую поддержку

Читайте также: