Как сделать проект по окружающему миру 4 класс как защищают природу

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

1 КАК ЗАЩИЩАЮТСЯ РАСТЕНИЯ Учебный проект по окружающему миру Учебный проект по окружающему миру 4 класс 4 класс Автор проекта учитель начальных классов Автор проекта учитель начальных классов ХУДОЛЕЙ МАРИНА ПЕТРОВНА ХУДОЛЕЙ МАРИНА ПЕТРОВНА МОУ Здвинская средняя общеобразовательная школа 1 МОУ Здвинская средняя общеобразовательная школа г 2009 г

2 Цветки, корни и листья растений повреждают многие микроорганизмы, насекомые, звери, птицы. РАСТЕНИЯМ ПОСТОЯННО ПРИХОДИТСЯ ЗАЩИЩАТЬСЯ, ИНАЧЕ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ МОГЛИ БЫ ИСЧЕЗНУТЬ СОВСЕМ.

3 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС КАКИМ ОБРАЗОМ ОРГАНИЗМ РАСТЕНИЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИХ ВЫЖИВАНИЕ?

4 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с дополнительной литературой и другими информационными источниками, Вовлечение каждого ученика проекта в активный познавательный процесс

7 2 группа Могут ли растения убить?! Некоторые растения могут отравить,так как содержат ЯД!

9 4 группа ВСЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ : КОЛЮЧКИ, ШИПЫ, КОРА, ВОСК, СМОЛЫ, ФИТОНЦИДЫ… НЕ ПОМОГАЮТ ЗЕЛЁНОМУ НАСЕЛЕНИЮ ПЛАНЕТЫ ЗАЩИТИТСЯ ОТ ЧЕЛОВЕКА Растения выжигают, вытаптывают, выкорчёвывают, вытравливают.

10 Этапы проведения проекта Организационно-подготовительный этап Организационно-подготовительный этап Формирование групп учащихся. Формирование групп учащихся. Составление плана работы. Составление плана работы. Представление проблемной ситуации. Представление проблемной ситуации. Формулирование вопросов для исследования. Формулирование вопросов для исследования. Подбор информационных ресурсов для проекта. Подбор информационных ресурсов для проекта. Создание учителем вводной презентации для учащихся. Создание учителем вводной презентации для учащихся. Выбор способов оформления результатов, программной среды для представления проекта Выбор способов оформления результатов, программной среды для представления проекта Этап осуществления Этап осуществления Самостоятельная работа учащихся в соответствии со своим заданием Самостоятельная работа учащихся в соответствии со своим заданием Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных. Оформление отчета по проектной деятельности с применением выбранных технологий. Оформление отчета по проектной деятельности с применением выбранных технологий. Этап оценки Этап оценки Защита проекта, оппонирование, дискуссия. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. Самооценка, взаимооценка, итоговая рефлексия Самооценка, взаимооценка, итоговая рефлексия

\u0418\u043d\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043c\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u043c\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c\u0441\u044f, \u043a\u0430\u043a \u0436\u0435 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0443? \u0418 \u0431\u0440\u043e\u0441\u0430\u0435\u043c \u0432\u0441\u044f\u043a\u0438\u0435 \u0444\u0430\u043d\u0442\u0438\u043a\u0438, \u0431\u0443\u043c\u0430\u0436\u043a\u0438 \u043d\u0430 \u0443\u043b\u0438\u0446\u0435 \u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0443\u0441\u0442\u044b, \u0445\u043e\u0442\u044f \u0440\u044f\u0434\u043e\u043c \u0435\u0441\u0442\u044c \u043f\u0443\u0441\u0442\u0430\u044f \u0443\u0440\u043d\u0430. \u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u044e\u0434\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0434\u0435\u043b\u0430\u044e\u0442 \"\u0442\u0430\u0440\u0437\u0430\u043d\u043a\u0443\" \u043d\u0430 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u044f\u0445 \u0438 \u043f\u0440\u0438 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u043c\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f, \u0447\u0442\u043e \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u0443 \u0431\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e, \u0430 \u043e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0442 \u043e\u0442 \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435 \u0443\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435. \u0417\u0430\u0449\u0438\u0442\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u0442 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043e\u0442 \u043d\u0430\u0441 \u0441\u0430\u043c\u0438\u0445. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u043c\u044b \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u043c \u0437\u0430\u0449\u0438\u0449\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0443, \u0442\u043e \u0447\u0442\u043e \u0436\u0435 \u0441 \u043d\u0435\u0439 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f? \u041b\u0435\u0441\u0430 \u043f\u043e\u0433\u0438\u0431\u043d\u0443\u0442, \u0440\u0435\u043a\u0438 \u0432\u044b\u0441\u043e\u0445\u043d\u0443\u0442, \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0441\u043b\u043e\u0432\u043e\u043c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442. \u0410 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a - \u044d\u0442\u043e\u0432\u0435\u0434\u044c \u0442\u043e\u0436\u0435 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b. \u0411\u0435\u0437 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u0430 \u0431\u0435\u0437 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043d\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b. \u0422\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0434\u0430\u0432\u0430\u0439\u0442\u0435 \u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044f\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0443!

\u0427\u0442\u043e\u0431\u044b \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u044c\u044f \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u044b\u0435 \u0438 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u043b\u0438 \u0431\u043e\u043b\u044c, \u043d\u0430\u0434\u043e \u043d\u0435 \u043b\u043e\u043c\u0430\u0442\u044c \u0432\u0435\u0442\u043a\u0438, \u043d\u0435 \u043a\u0438\u0434\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043d\u0438\u0445 \u0441\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043a\u043e\u043c\u043a\u0430\u043c\u0438. \u0427\u0442\u043e\u0431\u044b \u0442\u0440\u0430\u0432\u043a\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0435\u043d\u044c\u043a\u0430\u044f \u0438 \u0440\u0430\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u043d\u0430\u0441 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c \u0446\u0432\u0435\u0442\u043e\u043c, \u043d\u0430\u0434\u043e \u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435 \u043f\u043e \u0442\u0440\u0430\u0432\u0435, \u0430 \u043f\u043e \u0430\u0441\u0444\u0430\u043b\u044c\u0442\u0443, \u0442\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0442\u0440\u0430\u0432\u043a\u0430 \u043d\u0430\u0441 \u0431\u0443\u0434\u0435\u0442 \u0440\u0430\u0434\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0432\u0441\u044e\u0434\u0443. \u0417\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043e\u0439 \u043d\u0430\u0434\u043e \u0443\u0445\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0438\u0442\u044c. \u0427\u0442\u043e\u0431\u044b \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0430 \u0440\u0430\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u043d\u0430\u0441 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0439 \u043a\u0440\u0430\u0441\u043e\u0442\u043e\u0439. \u0422\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0430\u0448 \u043c\u0438\u0440 \u0441\u0442\u0430\u043d\u0435\u0442 \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0432\u044b\u043c, \u0437\u0435\u043b\u0435\u043d\u044b\u043c \u0438 \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u043b\u0438\u0432\u044b\u043c \u043c\u0438\u0440\u043e\u043c. ">]" data-testid="answer_box_list">

bbbbb33

Иногда мы не задумываемся, как же защитить природу? И бросаем всякие фантики, бумажки на улице ии в кусты, хотя рядом есть пустая урна. Есть люди, которые делают "тарзанку" на деревьях и при этом даже не задумываются, что дереву больно, а они получают от этого большое удовольствие. Защита природы зависит только от нас самих. Если мы не будем защищать природу, то что же с ней случится? Леса погибнут, реки высохнут, одним словом природы не будет. А человек - этоведь тоже часть природы. Без природы не будет человека, а без человека не будет природы. Тогда давайте охранять природу!

Чтобы деревья были красивые и не получали боль, надо не ломать ветки, не кидать в них снежными комками. Чтобы травка была молоденькая и радовала нас своим цветом, надо ходить не по траве, а по асфальту, тогда травка нас будет радовать повсюду. За природой надо ухаживать и следить. Чтобы каждый день природа радовала нас своей красотой. Тогда наш мир станет самым красивым, зеленым и счастливым миром.

Новые вопросы в Обществознание

1. Что такое фотосинтез? 2. Что участвует в процессе образования органических веществ? 3. Какой газ поглощают и какой выделяют листья в про- цессе фот … осинтеза? 4. Какое значение в жизни растений имеет свет?

Как защищают природу, слайд №1
Как защищают природу, слайд №2
Как защищают природу, слайд №3
Как защищают природу, слайд №4
Как защищают природу, слайд №5
Как защищают природу, слайд №6
Как защищают природу, слайд №7
Как защищают природу, слайд №8
Как защищают природу, слайд №9

 Экологический календарь

Слайд 3

 Структура площади заказника Цимлянский по хозяйствующим субъектам на 2010 год

Слайд 7

 Спасибо за внимание

Слайд 9


Введение

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

II. Информационный этап

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Социальная категория: 50% - рабочие, 10% - служащие, 40% - пенсионеры

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповой исследовательский проект по экологии Ставропольского края на тему "Сохраним красоту родной природы". Цель проекта научить учащихся заниматься самостоятельными исследованиями по экологии родного края, привлечь внимание подрастающего поколения к экологическим проблемам родного края, познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности.


Защита проекта

Группа исследователей экологии Ставропольского края учащиеся из 4 Б класса:

Руководитель группы:

Классный руководитель Самарина Е.Я.

Тип проекта:

-научить учащихся заниматься самостоятельными исследованиями, посвященными родному краю;

- привлечь внимание подрастающего поколения к истории своей малой родины

-познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;

-вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, творческий процесс;

-учить представлять свой труд в виде презентации, реферата, рисунка, схемы;

-развивать интерес к изучению окружающего мира;

-воспитывать любовь к родному краю.

Изучить цветущие растения Ставропольского края, которые занесены в красную книгу;

Изучить экологические проблемы в необходимости охраны растений.

Задачи проекта:

собрать, изучить, обобщить, систематизировать материал экологической направленности, оформить его (презентация);

развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний; формирование навыков исследовательской деятельности, умения взаимодействовать с другими участниками проекта;

Способствовать осознанию неразрывной связи природы родного края с природой страны;

Расширять знания о природе, растительном и животном мире Ставропольского края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

Побуждать вносить посильный вклад в дело охраны природы и сохранение ее уникальности.

Тип проекта: исследовательский, информационный, межпредметный , недельный.

Предметные области: окружающий мир, ИЗО, ИКТ.

Аннотация: цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.

Ожидаемые конечные результаты,

инновационного проекта

1.Познания учащимися истории, культуры своей малой родины и страны, оформленные в виде методических рекомендаций; выпуска фотоальбома; оформление выставки; проведением экскурсий по району, краю; посещение музеев и историко-культурных ценностей с детьми начальных классов.

Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.

Планирование, определение источников информации.

Проведение открытых уроков.

Исследовательская работа: мой край на карте страны, какие клады скрывает земля ставропольская, растениеводство, животноводство.

Творческие работы обучающихся (стихи, рисунки, фотографии, сочинения): главный город края, город Минеральные Воды – центр района, село моё – сердцу милый уголок.

Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.

Проблема, которая натолкнула нас на эту работу:

Цветущие растения- украшение нашей земли. Но, к сожалению, именно эти растения люди любят рвать и собирать в букеты. В итоге: вблизи населённых пунктов их становится всё меньше, а многие растения становятся попросту редкими.

Наш край является частью нашей большой планеты:

Люблю тебя, мой край родной,

За величавость гор кавказских!

Люблю всей детскою душой

За волшебство легенд, за сказки,

За разноцветные леса,

Поля, бескрайние просторы!

Здесь вод целебных чудеса,

И, словно воины, здесь горы…

Читаю о живой воде

В таинственных, волшебных сказках,

Но нет живительной нигде

Воды целебнее кавказской!

Люблю тебя, мой край родной!

Край Ставропольский, край поэтов,

Ты в моём сердце – часть земной,

Единственной, живой планеты!

Дмитрий Онищенко 12 лет г. Лермонтов

Посмотрите как красив наш край:

Географические координаты

Через город Ставрополь – административный центр края – проходит

45-я параллель Северного полушария. Край занимает площадь 66,3 тысячи квадратных километров, расположен в центральной части Предкавказья. Граничит на юге с Республикой Северная Осетия, Кабардино-Балкарской Республикой, Грузией. На юго-западе, западе и северо-западе – с Краснодарским краем. На севере – с Ростовской областью, на северо-востоке – с Республикой Калмыкией. На востоке – с Республикой Дагестан, на юго-востоке – с Чеченской и Ингушской Республиками.

Климатические границы

Ставропольский край раскинулся на юге умеренного континентального пояса. Здесь пролегает граница между Европой и Азией. На Ставропольской возвышенности, которая занимает значительную часть

края, можно провести своеобразные климатические границы между

восточными, центральными и западными районами. На западных склонах ветры сильнее, здесь выпадает больше осадков. В центральной части, где расположены Ставропольские и Прикалаусские высоты и возвышается гора Стрижамент, климат похож на климат предгорий.

Самый мягкий климат – на юге. А в Кисловодске, например, почти горный климат.

Ставропольский край и его уникальный растительный мир

Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае- это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много

рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу - это,

значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.
Так давай на долгие века
Сохраним земле ее богатства -
Эти рощи, реки и луга!

Изучение экологических проблем Ставропольского края

Лопарёв Денис

В настоящее время во всех развитых странах мира ширится движение людей за сохранение экологического качества окружающей среды, бережное расходование природных ресурсов, распространение идеалов здорового образа жизни и защиту самой жизни человека. Всё это объясняется общим понятием "современная экологическая культура". Формирование представлений и понятий о природе как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею.

Природа-мать человечества, она и кормилица его. Оторвать или изолировать человека от среды его обитания невозможно. При разумном и научном подходе к природе её дары и богатства не иссякают, а могут даже наращиваться.

Территория Ставрополья, имеющая благоприятные условия для жизни, заселялась с древнейших времён, о чём свидетельствуют археологические находки. В древние времена, когда люди селились по берегам рек, занимались охотой, сбором плодов, позднее земледелием и скотоводством, они не наносили существенного вреда природе, отходы их хозяйства разлагались и не представляли угрозы здоровью и жизнедеятельности людей. Деградация природных ландшафтов началась в период заселения степного Предкавказья русским крестьянством в восемнадцатом и в первой половине девятнадцатого веков, сопровождавшегося распашкой больших площадей, содержанием большого количества скота на пастбищах, возникновением поселений. Тем самым был нанесён большой ущерб почвам: падало их плодородие, начались пыльные бури. Особенно пострадали почвы от выпаса скота крупных скотоводов на участках, арендованных ими на несколько лет. Трава выбивалась с корнем, тропиночная сеть обнажила землю до камня и песка. В первую очередь разрушились склоны возвышенностей. С развитием промышленности природа стала страдать ещё больше, так как появились искусственные вещества, которые она не в состоянии уничтожить.

В настоящее время в крае освоено 95% всех площадей. Это привело к резкому обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы: сохранения плодородия земель, загрязнения атмосферы и вод, сохранения флоры и фауны и другие. В самой природе Ставрополья заложены предпосылки для возникновения экологических проблем, которые связаны с географическим положением края в степях и полупустынях. Здесь мало воды, грунтовые воды часто засолены, нередки засухи, пыльные бури, почвы сильно разрушаются стадами животных; пески, лишённые растительности, легко приходят в движение; травы медленно восстанавливаются. Расчлененный рельеф подвержен эрозии и оползням, это выводит из хозяйственной деятельности большие территории. В целом все природные комплексы в крае ранимы и разрушаются под действием человека.

За последние годы обострилась проблема сохранения плодородных пахотных земель. Система интенсивного земледелия, принятая в крае, ведёт к деградации и уничтожению почв. Необдуманные, без предварительной экологической экспертизы мелиорации приводят к эрозии и засолению почв, к заиливанию рек, прудов, водохранилищ. Загрязнение почв ядохимикатами вызывает гибель почвенных бактерий, без которых невозможно восстановление плодородия. Почвенный покров Ставрополья необратимо теряет экологическую устойчивость из-за длительного использования. Пыльные бури выдувают 4-7 см, а иногда 10 см пахотного слоя за один цикл. Страдают почвы от тяжёлой техники. Она уплотняет пахотный горизонт на глубину до 50-70 см. Это ухудшает условия произрастания культур, снижает урожай на 25-30%. Эрозия почв опустынивает земли. Ценные сельскохозяйственные угодья зачастую используются не по назначению.

Важнейшей проблемой в крае остаётся загрязнение природной среды. В воздух, воду, в растения, в организмы животных и людей попадают токсичные газы, твёрдые частицы, жидкие ядовитые вещества. Особенно сильно загрязняется атмосфера промышленными предприятиями, в Ставропольском крае их 220. К основным загрязнителям относятся предприятия энергетики, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Существенный вклад вносит и автомобильный транспорт. В выбросах автомобилей содержится 280 вредных химических веществ. Наиболее сильно загрязнена атмосфера в городах Невинномысске, Будённовске, Ставрополе, Пятигорске, Георгиевске, Минеральных Водах.

Проблема воды остро стоит на Ставрополье. На душу населения в крае приходится 3 тыс.м 3 в год – это в 9 раз меньше, чем в среднем по России. Вода в реках края сильно загрязнена. Отходы животноводства стали главным загрязнителем грунтовых и поверхностных вод. Вырубаются леса на водосборах и, в нарушение всех норм, распахиваются водоохранные зоны, поэтому снижается естественный сток рек. В ряде районов края открытые каналы служат причиной утечки вод, вызывающей подъём уровня грунтовых вод и подтопление почвы на больших площадях. В городах и сельских населённых пунктах ощутим недостаток чистой питьевой воды. В городах Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках отмечено снижение объёма минеральных вод в скважинах.

Вырубка лесов стала причиной уничтожения естественных условий осуществления флоры и фауны. Исчезают из лесов яркоцветущие весенние цветы, особенно вблизи городов и зон отдыха населения. Участились лесные и степные пожары. В их пламени гибнут деревья и кустарники, сгорают семена разнотравья, насекомые-опылители, разрыхлители почвы. В степях на их местах вырастают лишь однолетние растения, беднеет флористический состав степей, ослабляется их устойчивость. Исчезают экологические ниши обитания животных, а с ними сокращается их численность, особенно это касается ценных промысловых видов.

Растения в природном комплексе КМВ определяют формирование лечебных ресурсов и являются важной частью курорта. Флора региона КМВ насчитывает более 2 тысяч видов растений, среди которых редкие, исчезающие и широко распространённые, в том числе и лекарственные. Они образовали уникальную экосистему, при отсутствии которой невозможно формирование природных лечебных ресурсов, являющихся базисом для развития курортной отрасли. Растительный покров особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации КМВ является важным средообразующим фактором, обеспечивающим целебные свойства воздушного бассейна и влияющим на физико-химический состав почвы, подземных пресных и минеральных вод.

В регионе КМВ в хозяйственный оборот вводятся новые некогда культурные или дикорастущие поля. Активно идёт стихийная заготовка плодов, ягод, корней, травы и другая деятельность, от которой резко снизились площади таких растений как: первоцвет весенний, фиалка трёхцветная, лютик ползучий, донник лекарственный, клевер луговой, ландыш майский, тысячелистник обыкновенный, чабрец ползучий и многих других растений.

В начале прошлого столетия дикорастущая флора занимала более половины территории региона КМВ и отличалась высоким разнообразием видового состава. В настоящее время площадь дикорастущей флоры составляет 20%, к числу редких и исчезающих видов относятся более 140 растений. С целью рационального использования природных запасов лекарственных растений в регионе КМВ необходима разработка системы охранных мероприятий: введение лицензий на сбор растений, организация заказников, совершенствование методов сбора и переработки лекарственного растительного сырья. Необходимо зарезервировать все территории с дикорастущей растительностью под создание особо охраняемых природных территорий и провести мероприятия по их сохранению и воспроизводству.

Вопрос охраны ботанических объектов КМВ в последние годы затрагивается неоднократно, так как это уникальный природно-оздоровительный комплекс. Минеральные источники КМВ, лечебные грязи пользуются мировой славой. Оригинальный ландшафт, своеобразная флора исключительно важны в жизни городов курортов с лечебно-эстетической точки зрения, а многие виды растений ценны в лекарственном или пищевкусовом отношениях.

В настоящее время в районе КМВ существует реальная угроза уничтожения флоры многих ценных видов. Этому способствует массовый и бессистемный сбор лекарственного сырья индивидуально и по поручению многочисленных заготовительных фирм, которые в громадных нерегулируемых количествах сбывают свою продукцию на территории СНГ и за рубежом. Усугубляет картину неорганизованный туризм и многочисленные экскурсии "дикарей" на природу, которые сопровождаются разведением костров, массовым сбором цветов, уплотнением грунта, рубкой молодняка деревьев. Невосполнимый урон наносит вытаптывание и потрава растительного покрова пасущимися животными.

В последнее время угрожающим фактором для горных склонов и насаждений древесных и кустарниковых пород стали катастрофические пожары. Нередко спонтанно и планово идёт порубка Бештаугорского, Машукского и других горных лесных массивов. В результате ослабляется жизнестойкость деревьев. Создаются условия для размножения вредителей и болезней. Поэтому район КМВ нуждается в экстренной программе по приостановлению негативного влияния человека на растительность и её возвращение к прежнему состоянию.

КМВ является одним из уникальных курортов нашей страны. Здесь сосредоточены огромные запасы минеральной воды, благодаря которой район КМВ приобрёл свою популярность. Рекреационные зоны КМВ начинают возрождаться и в ближайшие годы численность отдыхающих заметно возрастёт и во много крат увеличится нагрузка на природу.

Читайте также: