Как сделать проект по окружающему миру 3 класс кто что ест

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024


Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.


Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

К ним относятся животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей – зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

которые читают вместе с этой





Овцы на пастбище

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

К ним относятся животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники – собаки, коты, дикие плотоядные животные – это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение – коренные зубы.

Лев с добычей

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу, хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то – других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Растения – ценный источник пищи

Рис. 3. Растения – ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно – мышь – лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Что мы узнали?

При изучении одной из важных тем программы окружающего мира за 3 класс мы узнали, на какие группы делятся животные в зависимости от способа питания. Все хищники, травоядные и всеядные животные самым тесным образом связаны между собой в цепи питания.



Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

23 февраля

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Ласточка, еж и ящерица питаются насекомыми, значит они насекомоядные.

Сова, лиса, рысь питаются другими животными, их мы называем хищниками.

Ворона и кабан все едят, и растительную пищу и животную, они всеядные.

Лесная мышь, заяц и лось едят исключительно растительную пищу, они растительноядные.


Растительноядные животные (по другому их еще называют травоядные): слон, заяц, зебра, олень, лось, зубр, хомяк, кенгуру, лошадь, кролик, лось, коза, овца, антилопа, олень, буйвол, жираф, верблюд, осел.

Хищные животные (по другому их еще называют плотоядные): волк, гепард, лев, леопард, лисица, тигр, рысь, орел, ястреб, пума, пантера, гиена, шакал, медведь, домашняя кошка (да-да, любая домашняя кошка — это хищник) , барсук, куница, норка, росомаха

3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.


Расскажи по модели об этих цепях питания.

  1. Мышь питается орехами, а куница питается мышами.
  2. Слизни питаются капустой, а сами являются пищей для лягушек.
  3. Мышь питается зернами пшеницы, мышей поедают змеи, а змеи являются пищей для коршуна

4. Составь схемы цепей питания.

а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.

Кабан поедает желуди (плоды дуба), а волк охотится на волков.

б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.

Жук-короед поедает кору сосны, а дятел поедает жуков

в) Приведи свой пример цепи питания.

ель (семена) — белка — сова (или куница, ястреб)

5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.

Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.


А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.


У пчел острое жало с ядовитым секретом.

Черепаха прячется под прочный панцирь.

Улитка тоже прячется в твердую ракушку.

Жаворонок имеет защитную окраску и прячется на земле среди высокой травы (например, колосьев пшеницы).


Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи и сети питания животных.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать особенности питания разных животных;

Знать, что такое цепи питания.

Метапредметные

Регулятивные.

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

Уметь определять и формулировать цель на уроке;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Высказывать своё предположение.

Коммуникативные.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления:

Познавательные.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Отличать новое от уже известного;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами;

Умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

Умение договариваться о ролях в различных видах совместной деятельности;

Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи;

Оборудование: учебник,тетради, проектор, компьютер, презентация.

Раздаточные материалы: доп.материал, светофоры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный момент

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

- Проверим готовность к уроку, правильность посадки.

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки. Проверяют готовность к уроку, проверяют готовность у соседа.

Проверка домашнего задания

- На предыдущем уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп. СЛАЙД 2

Подготовка к изучению нового материала.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ СЛАЙД 3

-Перед вами значки с названием животных. Давайте каждый выберет себе любое животное.

- Вспомним признаки животных. СЛАЙД 4

Источником энергии у животных является…?

- Рассмотрим, как животные питаются.

Дышат, питаются, размножаются, умирают, растут, двигаются.

Постановка учебной задачи.

- Кто догадался, про что мы будем говорить сегодня на уроке? СЛАЙД 5

- Какие задачи вы себе поставите?

- Как будем группировать животных? (По способу питания) СЛАЙД 6

Узнать группы питания.

Открытие новых знаний.

- Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными?

- Как вы думаете, как называются животные, которые питаются растениями?

- Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в классе есть ещё 2 группы. Наша задача сейчас их узнать.

- А как называются животные, которые питаются насекомыми?

Отгадайте загадку:

Что за странная охота:

Языком стреляет кто-то,

Мух и мошек без труда

Добывая из пруда. СЛАЙД 7

- А если животные питаются разной пищей?

Отгадайте загадку:

Это что за малышок
Взял стиральный порошок,
Постирал себе штанишки,
Маме шарф, братишке книжки,
Папе шляпу и тетрадь,
А потом улёгся спать
В спальне прямо на комод?
Кто же это? – Наш енот! СЛАЙД 8

- В чём же особенность этих групп? СЛАЙД 9-18

Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут на месте

Идут, громко топая.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Организация познавательной деятельности

- Попробуем составить цепи питания: (работа в группах). СЛАЙД 23-24

Проверка: выступление групп СЛАЙД 25

Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Что стоит на первом месте? На втором? На третьем?

- В каком порядке расположены звенья в цепи питания? СЛАЙД 26

I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

- А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 94–95 и про себя читают статью “Цепи питания”. СЛАЙД 27

– Какие цепи питания приведены в учебнике?

Тасманский дьявол - хищник

Африканская циветта - всеядное

Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу.

Дуб – мышь – лиса.

Осина – заяц – лиса.

Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.

Физкультминутка

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
Влево- вправо, назад- вперед-
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.

(Пальцами делают очки.)

(Глазами смотрят вправо- влево.)

(Круговые движения глаз)

Решение экологических задач.

- Ребята, а теперь давайте подумаем, что произойдет, если из цепи питания выпадет какое-либо звено.

Например, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть) СЛАЙД 28

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

- Правильно, ребята! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Послушайте то что произошло в Китае. СЛАЙД 29

Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.

Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.

Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,

А потом пришла беда –
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.

Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:

Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.

И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.

- Какая цепь питания в Китае была нарушена? ( Пшеница – насекомые – воробьи.)

Разнообразие животных. Черви Моллюски Иглокожие Ракообразные Паукообразные На.

Разнообразие животных. Черви Моллюски Иглокожие Ракообразные Паукообразные Насекомые Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся, или рептилии, Птицы Звери

Растительноядные.

Растительноядные.

Растительноядные – это те, которые питаются растениями (гусеницы, мыши, зайцы.

Растительноядные – это те, которые питаются растениями (гусеницы, мыши, зайцы, белки, лоси, кабаны и т.д.)

В эвкалиптовых лесах Австралии живут коалы. Они не могут есть ничего, кроме л.

В эвкалиптовых лесах Австралии живут коалы. Они не могут есть ничего, кроме листьев эвкалипта.

Насекомоядные.

Насекомоядные.

Насекомоядные – это те, кто питается насекомыми (мелкие жуки, жабы, лягушки, .

Насекомоядные – это те, кто питается насекомыми (мелкие жуки, жабы, лягушки, мелкие птицы, ласки, куницы).

Рысь— свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных.

Рысь— свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.


Связь нескольких видов организмов. В самом начале цепочки находятся растения.

Связь нескольких видов организмов. В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы. Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания. Третье звено- насекомоядные или хищники.

Все животные хорошо приспособились добывать себе пищу и спасаться от врагов. .

Все животные хорошо приспособились добывать себе пищу и спасаться от врагов. Помогает им в этом строение их тела.

Выводы: Животные очень разнообразны. Среди них есть насекомые, рыбы, земновод.

Выводы: Животные очень разнообразны. Среди них есть насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.

Если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепи питани.

Если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепи питания и принести большой вред природе и самому человеку.

Все живые организмы связаны между собой в цепи питания.

Все живые организмы связаны между собой в цепи питания.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Читайте также: